Синдром навязчивых движений и состояний у детей. Опасность невроза навязчивых движений у детей Навязчивые движения у ребенка 2
Распространенным видом психических нарушений в дошкольном и младшем школьном возрасте является невроз навязчивых движений у детей, лечение которого должно осуществляться специалистом в тесном контакте с родителями маленького пациента. Невротические проявления у ребенка, как правило, возникают в ответ на травмирующую ситуацию или сильный стресс. Факторами, провоцирующими развитие невроза, могут выступать напряженные отношения между родителями, авторитарная линия воспитания, давление в детском коллективе или его смена, переутомление и др. Таким образом, возможно нарастание симптоматики при увеличении или постоянстве стресса. Наиболее вероятные возрастные рамки для появления невроза навязчивых движений определяются как 2-3 года и 5-9 лет.
Симптомы невротического состояния
Невроз навязчивых движений у ребенка можно предположить в ходе наблюдения за ним. Обычно для этого не требуется много времени, так как проявления расстройства весьма характерны. Предположить невроз позволяют, например, такие непроизвольные действия, неоднократно повторяющиеся в поведении:
- ребенок грызет ногти, кончики волос;
- сосет палец или предмет одежды;
- теребит пуговицы;
- притоптывает ногой;
- шмыгает носом;
- мотает головой;
- покусывает губы и пр.
Перечислить все возможные действия сложно, так как они различны в каждом индивидуальном случае. Их объединяет постоянство повторения, доходящее иногда до причинения ребенком вреда самому себе (обкусывание ногтей до крови, выдирание волос и т. д.). Поиск причины навязчивых движений обычно приводит специалиста к обнаружению более широкой психологической проблемы, которая именуется как невроз навязчивых состояний у детей. Его формируют испытываемые (или испытанные) ребенком страхи и отрицательные эмоции. Возникновение навязчивости определенных движений, как правило, имеет яркую и ощутимую связь со страхами невротического характера.
Психическое состояние, при котором пациент непроизвольно компенсирует свою тревожность выполнением определенных действий, в медицине называется термином обсессивно-компульсивное расстройство.
Классическому проявлению данного вида невроза часто сопутствуют симптомы, свидетельствующие об общем неблагоприятном психическом состоянии малыша: беспричинные истерики, бессонница, потеря аппетита, снижение внимания, ухудшение памяти. В связи с этим лечить ребенка нужно начинать как можно раньше при установлении диагноза. Диагностируя невроз навязчивых действий, важно отличать собственно навязчивые движения от нервных тиков. Последние проявляются в автоматическом движении мышц, их подергивании, которое нельзя прекратить усилием воли или проконтролировать. Следует помнить о том, что нервные тики не всегда завязаны на психологической причине. Остановить повторение навязчивых движений в конкретный момент ребенок способен сам или после акцентирования на них внимания со стороны взрослого. Возникновение невротических действий всегда обусловлено психологическим дискомфортом.
Вернуться к оглавлению
Методы лечения невроза
Первым шагом на пути к избавлению ребенка от невроза навязчивых движений всегда должно быть определение причины, которая его спровоцировала. Медикаментозно лечить болезнь без выявления и устранения корня проблемы невозможно и зачастую бессмысленно, так как симптомы будут регулярно возвращаться.
Лечение невроза навязчивых движений должен проводить опытный специалист при активном участии родителей.
Невротические проявления двигательной навязчивости лечатся путем применения комплексного подхода. Прежде всего, следует обратиться с ребенком на консультацию к неврологу, так как невроз навязчивых движений часто является следствием повышенной реактивности нервной системы. С целью снижения тревожности врач может назначить курс препаратов, в числе которых могут быть успокоительные средства и антидепрессанты. Данные медикаменты по-разному влияют на центральную нервную систему и могут вызывать побочные эффекты, поэтому применять их без назначения врача опасно, особенно у детей. Лекарственная терапия требуется обычно в том случае, если заболевание запущено.
На ранних стадиях с неврозом навязчивых движений у ребенка можно справиться при помощи психолога или психотерапевта. Основой лечения в этом случае станет курс психотерапии. В ходе регулярных встреч с ребенком и работы с его родителями специалист поможет определить и устранить причину тревожности малыша. Он даст советы по нормализации психологического климата в семье, укажет оптимальный вектор воспитания, подходящий ребенку в зависимости от особенностей его нервной системы. Взаимодействуя с маленьким пациентом на сеансах психотерапии, опытный врач поможет ему научиться контролировать свои чувства, вовремя замечать начало приступа тревожности и снимать его иными, более подходящими способами. Результатом совместной работы в идеале должно стать полное избавление от проявлений невроза.
Вернуться к оглавлению
Родительская поддержка
Крайне важным для устранения симптомов двигательной навязчивости у детей считается правильное родительское отношение к проблеме. Если родители долго не замечают психическое расстройство у ребенка или отмахиваются от него, считая незначительным и временным явлением, невроз может привести к серьезным психологическим проблемам при становлении детской личности, не говоря уже о том, что навязчивые действия станут вредной и трудноустранимой привычкой. Для того чтобы работа психотерапевта была эффективной, родители должны постараться создать для ребенка максимально щадящую атмосферу. Это касается как внутрисемейных отношений, так и нахождения ребенка в социуме. Необходимо на время терапии устранить избыточную информационную и эмоциональную нагрузку.
В зависимости от типа темперамента и интересов малыша следует подобрать занятия, помогающие снять стресс, выплеснуть накопившиеся негативные эмоции или поменять их полярность. Значимую роль играет посильная физическая нагрузка. Отличным источником положительного эмоционального заряда станет совместное семейное времяпровождение. Причем качество общения во время общего семейного дела важнее формы самого мероприятия. Необязательно устраивать грандиозные семейные праздники или культпоходы, чтобы показать ребенку свою любовь. Совместное творчество или чтение добрых книг, приготовление ужина или неспешная прогулка в парке помогут малышу расслабиться и справиться со своими страхами. На время таких мероприятий взрослые по возможности должны отложить свои дела и телефонные разговоры, чтобы ребенок почувствовал себя значимым и защищенным.
Чтобы оградить маленького человечка от травмирующих факторов, вызывающих невроз навязчивых состояний, родителям необходимо обратить особое внимание на его поведение в период между 2–3 и 5–7 годами. Именно в этом кризисном возрасте, когда происходит противостояние между подрастающими малышами и их родителями, а также окружающим миром, чаще всего начинает развиваться нервное расстройство.
ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ
Невроз – сложное заболевание, которое может развиться вследствие множества причин и предпосылок.
По своей сути, детский навязчивый невроз является болезненной реакцией ребенка на трудные жизненные ситуации. К счастью, невротическое расстройство можно полностью излечить. Главное – как можно раньше обратить внимание на подозрительные симптомы и предупредить переход недуга в хроническую стадию, которая требует более серьезного и продолжительного лечения.
Основные предпосылки развития неврозов – психологические травмы, частые и длительные стрессы, сильный испуг. Однако психотравмирующие ситуации (ссора родителей, ) встречаются в жизни каждого малыша, почему же у одних детей развивается невроз, а у других нет? Психологи советуют обратить внимание на особенности темперамента маленького человека. Навязчивый невроз чаще встречается у детей:
- робких, тревожных и мнительных;
- с повышенной внушаемостью;
- педантичных;
- чрезмерно обидчивых;
- тяжело переживающих собственные неудачи.
Если вы замечаете у своего ребенка перечисленные особенности поведения, проконсультируйтесь с психологом. Своевременная психологическая коррекция является лучшей профилактикой невроза навязчивых состояний. Чтобы предупредить невротические расстройства, специалисты рекомендуют с раннего возраста развивать у малыша настойчивость, выдержку, трудолюбие.
ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ НЕВРОЗОВ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
О наличии невроза навязчивых состояний у ребенка свидетельствуют повторяющиеся вновь и вновь мысли, поступки или целые «ритуалы», выполняемые помимо воли.
Навязчивые мысли могут быть связаны с различными . Одни дети боятся оставаться сами дома, другие боятся темноты, высоты, вызова к школьной доске и т.д.
Не менее разнообразны навязчивые действия – многократно повторяемые движения, например, хмыканье, облизывание или покусывание губ, причмокивание, частое поправление одежды или мытье рук, подергивание различными частями тела (головой, плечами, руками) и др.
В некоторых случаях навязчивые действия принимают форму достаточно сложных ритуалов, которые также являются защитной реакцией ребенка на пугающий его фактор. Так, в медицинской практике известны случаи, когда дети ходят по кругу и обходят различные предметы только справа или только слева. В других ситуациях дети перед тем, как лечь спать, выполняют странные ритуалы с прыжками, которых должно быть определенное количество, например, 10, – таким образом они «защищают» себя от страха темноты. Есть и много других примеров необъяснимых навязчивых движений, от которых дети не могут отказаться самостоятельно.
Родителям не следует надеяться, что такое странное поведение пройдет со временем «само по себе». Тем более что помимо навязчивых, постоянно повторяющихся движений, неврозы обычно сопровождаются плаксивостью, бессонницей, ухудшением работоспособности и аппетита у ребенка. К тому же над такими детьми постоянно подтрунивают одногодки, что наносит дополнительную психологическую травму и усугубляет проблему.
ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Заметив первые признаки и симптомы неврозов навязчивых состояний у детей, родителям необходимо сразу же обратиться за консультацией к психологу или психоневрологу. Специалист назначит индивидуальное лечение после обследования маленького пациента и выяснения причин проявления невроза. Терапия должна учитывать и личностные особенности ребенка, его темперамент.
Длительность и методика лечения зависят от тяжести расстройства (терапия может длиться от нескольких недель до нескольких лет). При легкой форме применяются общеукрепляющие и психотерапевтические методики (в том числе игровая психотерапия, поведенческая терапия, предполагающая столкновение ребенка с пугающим фактором, аутогенные тренировки и др.).
При неврозах в той или иной степени нарушаются вегетативные, моторные и поведенческие реакции. Чтобы восстановить все эти функции, применяется комплексное лечение, включающее прием медикаментозных средств, в том числе успокаивающих препаратов.
В тех случаях, когда требуется коррекция и профилактика неврозов навязчивых состояний у детей, хорошо зарекомендовал себя препарат Тенотен детский, который может устранить состояния тревожности и страха. Его преимущества – мягкое воздействие без побочных эффектов. Тенотен детский не вызывает привыкания и зависимости.
Чтобы лечение неврозов навязчивых движений у детей было эффективным, родителям придется проявить терпение и такт. Заметив повторение навязчивых движений и ритуалов, нельзя кричать на ребенка, необходимо уделить ему время и поговорить о том, что его беспокоит.
Именно в период дошкольного детства может возникать синдром навязчивых состояний – определенная реакция детей на психологические травмы или разного рода ситуации. Высокая подверженность дошколят неврозам в большей степени объясняется кризисными проявлениями: они возникают как противоречия между возрастающей самостоятельностью малыша и необъективным отношением к нему взрослых. Появление таких состояний отражается на поведении ребенка и отрицательно влияет на его психическое развитие. Что могут предпринять родители, чтобы оградить дошкольника от факторов, травмирующих его психику?
Большинство детских неврозов проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок входит в промежуточный этап между детством и самостоятельностьюКакие причины влияют на появление неврозов?
Родители просто обязаны знать причины, провоцирующие появление невроза у детей. Степень его проявлений зависит от возраста малыша, характера травмирующей ситуации, а также связана с эмоциональным откликом на нее дошкольника. Специалисты утверждают, что чаще всего причинами могут быть:
- различного рода психологические травмы в семье и детском саду;
- неблагоприятная окружающая обстановка (частые ссоры между родственниками, развод родителей);
- ошибки в семейном воспитании;
- перемена привычного образа жизни ребенка (новое место жительства, перевод в другое дошкольное учреждение);
- чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка на детский организм;
- сильный испуг (рекомендуем прочитать: ).
Такая классификация достаточно условна, так как дошколята по-разному реагируют на какое-либо психологическое воздействие, но именно эти причины, по оценкам специалистов, могут влиять на изменения в психике и поведении детей, а в дальнейшем - на проявление у них невроза. Если родители будут внимательны к своим детям, то они вовремя заметят странности в их поведении - это даст возможность предотвратить невроз или справиться с ним в довольно легкой форме.
Специалисты также обращают внимание родителей, что наиболее подвержены негативу дети особого склада личности: дошкольники с повышенной тревожностью, с такими характерными чертами, как мнительность, робость, внушаемость, обидчивость. Если к ребенку предъявляются завышенные требования, то в зоне риска находятся самолюбивые дети, тяжело переживающие собственные неудачи.
Симптомы проявления неврозов у детей
Как узнать, что у ребенка возник невроз? Какие симптомы должны насторожить родителей? Психологи предупреждают, что на проявление неврозов могут указывать:
- часто повторяющиеся тревожные мысли ;
- непроизвольные, многократно совершаемые движения ;
- сложные поведенческие действия, так называемые.
Самым распространенным синдромом невротического состояния, которое вызывает навязчивые мысли, является страх. Малыш может бояться темноты, посещения детского сада, врача, замкнутого пространства и т (подробнее в статье: ).д. При этом у него часто появляются мысли о том, что он никому не нужен, родители не любят его, а сверстники не хотят с ним дружить.
Кроме навязчивых мыслей, в дошкольном возрасте нередко возникают многократно повторяющиеся действия, которые затем переходят в невроз навязчивых движений. В этих случаях ребенок может часто вздрагивать руками, притоптывать ногами, трясти головой. При наличии такого синдрома он постоянно шмыгает носом, учащенно мигает глазами, грызет ногти, накручивает волосы на палец, щелкает пальцами (рекомендуем прочитать: ). Иногда дошкольники усердно занимаются гигиеническими процедурами: неоднократно моют руки, специально шмыгают, а затем тщательно вытирают нос, постоянно поправляют одежду, волосы.
Трудно перечислить все симптомы, при которых обнаруживается невроз навязчивых движений, так как они могут проявляться у каждого ребенка индивидуально. Но взрослые должны знать их главный признак – частое непроизвольное выполнение .
«Ритуальные» навязчивые движения
В наиболее сложных случаях навязчивые движения приобретают форму «ритуалов», которые носят характер защитной реакции ребенка на травматический фактор. «Ритуалы» могут состоять из постоянного набора навязчивых движений. Например, специалистам известен случай определенных действий во время подготовки ко сну, когда мальчику необходимо было подпрыгивать нужное количество раз. Или ребенок может начинать какие-либо действия только с определенных манипуляций - например, обходит предметы исключительно слева.
Кроме раздражающих навязчивых движений неврозы обычно сопровождаются общим ухудшением здоровья ребенка. Так, часто малыш становится раздражительным, истеричным, плаксивым, он страдает бессонницей, часто вскрикивает, плачет по ночам. У него ухудшается аппетит, работоспособность, присутствует вялость, замкнутость. Все это может отразиться на отношениях с ближайшим окружением ребенка (взрослыми, сверстниками), нанести ему дополнительную психологическую травму.
Даже такое распространенное и безобидное на первый взляд действие, как обкусывание ногтей, тоже является характерным признаком возможного невроза
Необходимость лечения навязчивых состояний у детей
Не надо ждать, что невроз навязчивых движений у детей пройдет со временем, так как пренебрежительное отношение к проблемам ребенка только усугубит его положение. Известный специалист по вопросам детского воспитания и развития доктор Комаровский говорит о необходимости устранения причин, вызывающих синдром навязчивых мыслей и движений. Он указывает, что неврозы дошкольников являются не заболеванием, а расстройством психики, поражением эмоциональной сферы. Поэтому в период дошкольного детства родители обязаны знать особенности развития дошкольников, характеристику возрастных кризисов (подробнее в статье: ). Взрослым, внимательно относящимся к своим детям, нетрудно заметить первые признаки симптома навязчивых состояний (даже такого простого, как шмыганье носом) и обратиться за консультацией к специалисту. Психолог или психоневролог после обследования малыша и выявления причин невроза назначит дальнейшее лечение.
Профилактика и лечение детских неврозов
Методика профилактики и лечения детских неврозов достаточно разработана в медицинской практике, при своевременном обращении дает хорошие результаты. При лечении, как правило, учитываются личностные и психологические особенности малыша: его темперамент, уровень психического развития, особенности эмоционального восприятия. В зависимости от уровня расстройства, длительность терапевтического и психологического воздействия занимает разное время.
При легкой форме невроза применяются общеукрепляющие упражнения и психотерапевтические методики (игровая психотерапия, поведенческая терапия, предполагающая «встречу» ребенка со страхом, аутогенные тренировки, арттерапия) (подробнее в статье: ). Для восстановления психических и поведенческих реакций ребенка, которые в разной степени нарушаются при неврозе, применяется комплексное лечение, включающее медикаментозные средства и психотерапевтические техники.
Особенностями методики является использование определенных приемов:
- моделирование ситуаций, пугающих ребенка, когда он «проживает» свой страх, чтобы снять тревогу;
- для избавления от навязчивых мыслей и движений идет обучение дошкольника умению управлять эмоциями, подавлять тревогу, справляться с агрессией;
- организация полезного общения (примеров поведения) с окружающими людьми, сверстниками, родителями, воспитателями;
- консультирование родителей с целью устранения источника невроза (построение правильных взаимоотношений в семье, коррекция методов воспитания);
- проведение психогимнастики для коррекции мыслей, эмоций, поведения дошкольника.
Чтобы лечить последствия невроза, а в дальнейшем предотвратить его проявления у дошколят, необходима совместная работа специалистов, родителей. Лучше, если такая профилактика будет организована с самого рождения малыша.
Родители достаточно часто сталкиваются с тем, что их ребёнок постоянно грызёт ногти или ручку, дёргает головой, чешет нос или голову, наматывает волосы на палец.
Психологи и психиатры называют такой феномен «синдромом навязчивых движений у детей» .
Что же это такое? И как можно помочь ребёнку избавиться от навязчивости?
Как распознать шизофрению у ребенка? Узнайте об этом из нашей .
Обсессивно-компульсивное расстройство: понятие и характеристика
Как правило, навязчивые движения соседствуют с некоторыми другими невротическими проявлениями : навязчивыми мыслями (малышу постоянно кажется, что у него развязались шнурки или расстегнулась куртка, и он всё время проверяет, всё ли в порядке), ритуалами (ложась спать, ребёнок обязательно скатывает одеяло в трубочку и, засыпая, сжимает край скатанного одеяла в руке, или по дороге в садик обязательно обходит растущую у забора берёзу, хотя это удлиняет путь).
Комплекс таких болезненных проявлений называют «обсессивно-компульсивным расстройством» (ОКР) или «неврозом навязчивых состояний». Он включает в себя как свою составную часть и навязчивые движения.
Слово «навязчивые» означает, что человек не может контролировать свои собственные действия или состояния. Она ему навязываются, как будто насильно.
Навязчивыми могут быть идеи, мысли, образы, (если они постоянно повторяются), фантазии.
Типичные навязчивые движения
Наиболее характерные навязчивые движения у детей:
- грызть ногти или ручку (если это школьник),
- моргать (нервный тик),
- что-то теребить (ту же ручку, пуговицу, свой палец, маленький мальчик может даже теребить свой половой член, но это в редких случаях),
- чесаться,
- дёргать головой,
- кусать губы,
- всё время что-то жевать или сосать,
- застёгивать и расстёгивать пуговицы.
Встречаются и редкие навязчивые движения: скажем, ребёнок всё время дёргает левым плечом, или всегда носит в кармане шишки, гайки и какой-то мусор и всё время перебирает их, или через каждые пять минут моет руки.
Однократно замеченные, если даже родителям они кажутся странными, подобные проявления ни о чём не говорят.
Причины тиков
Поскольку навязчивые движения являются невротическим симптомом, они могут провоцироваться всеми теми же причинами , какие вызывают любые неврозы.
Могут быть и другие причины.
Ни один отрицательный фактор автоматически не приводит к неврозу , и даже все они вместе не всегда влияют на ребёнка. Это очень индивидуально.
В конечном счёте, невроз человек вызывает у себя сам: это его личный ответ на тот или иной вызов жизни, в данном случае, — ответ ненормальный.
Ошибки в воспитании , приводящие к неврозу у детей:
Симптомы, признаки и смысл
Сами навязчивые движения являются симптомом .
Они не составляют содержания, сущности болезненного состояния.
Раз малыш так себя ведёт, он нервничает , у него какие-то внутренние проблемы, которые он неосознанно пытается решить вот таким странным способом.
Ритуалы и навязчивые действия, как это ни покажется странным, — это своего рода само (или авто) психотерапевтическая процедура.
Таким образом ребёнок пытается себя успокоить, нормализовать своё душевное состояние. Разумеется, это ему не всегда удаётся, потому что метод не самый эффективный.
Однако важно понимать, что сами по себе навязчивые движения никакого вреда не причиняют, если только не превращаются в членовредительство, что случается крайне редко.
Лечение
Обычно врач, к которому привели ребёнка с подобными симптомами, не стремится выяснить их происхождение . Это достаточно непросто, нужна психологическая или психоаналитическая квалификация.
Врач, как правило, просто назначает малышу седативные средства, от лёгких до достаточно сильных, а также витамины и массаж. Такой стандартный лечебный набор при этом неврозе объясняется не медицинскими, а, скорее, психологическими и даже коммерческими причинами .
Врачи, массажисты и фармацевты получают образование в тех же вузах и часто воспринимают себя как единую корпорацию, поэтому считают себя обязанными помогать друг другу.
На самом деле, если у ребёнка есть проблемы, их надо выявить . Снять симптомы, что достигается перечисленными выше методами, — это не значит вылечить болезнь.
Такой подход неэффективен. Невроз – это болезнь души, а не тела. А болезнь души таблетки и массаж вылечить не могут.
Разумеется, в народе также выработались некоторые способы избавления детей от навязчивых действий. Например, ребёнку, постоянно накручивающему волосы на палец, просто состригают эти волосы или заставляют носить шапочку даже в помещении. Иногда используются народные седативные средства (отвары трав) или баня.
Некоторые из этих средств вполне можно использовать . Однако без помощи врача проблему они не решат. Гораздо более эффективным способом решения проблемы являются психотерапевтические методы.
Скажем, мануальная терапия (дети лепят, рисуют, или делают мягкие игрушки под руководством преподавателя-психотерапевта), трудотерапия (например, работа на гончарном круге), канистерапия (специально организованная в терапевтических целях забота детей о собаках и общение с ними), игротерапия (организованные в терапевтических целях игры с другими детьми под наблюдением взрослых).
Однако и в этом случае корень проблемы не выявляется.
Родителям не следует демонстрировать ребёнку своё беспокойство в связи с его не вполне нормальными проявлениями, так как оно их усилит.
Не нужно малыша наказывать, ругать, запрещать ему делать то, что он делает (запретный плод сладок, кроме того, ребёнок не в состоянии отказаться от своих проявлений, он их не контролирует).
Самое лучшее – игнорировать подобные действия, как будто их нет. Но при этом внимательно и незаметно для малыша наблюдать за ним, пытаться его понять.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей — симптомы и лечение:
Мнение доктора Комаровского
Суть его мнения – в том, что не следует увлекаться устранением навязчивых движений самих по себе, бороться с ними.
Задача родителей – не внешняя «нормальность» ребёнка, не его видимое сходство с другими, здоровыми, детьми, а преодоление его внутренней проблемы.
Навязчивые действия являются не болезнью, а симптомом . Как сыпь или температура при некоторых соматических заболеваниях. Какой смысл бороться с сыпью или температурой? Они показывают нам, что в организме что-то не в порядке.
Когда мы обращаем основное внимание на симптомы, игнорируя саму болезнь , мы отказываемся помогать больному. Мы хотим только успокоить себя, убедить себя, что с ним уже всё в порядке. Но болезнь тем самым загоняется вглубь.
Поэтому доктор Комаровский советует не торопиться покупать седативные препараты, не пытаться снять симптомы, не зная их причины.
Его подход состоит в том, что сами по себе болезненные проявления даже полезны: тем, что сигнализируют нам о неблагополучии в душевной жизни больного.
Задача папа и мамы – выявить причину этого неблагополучия.
В этом случае им часто приходится задуматься не столько о самом по себе ребёнке, сколько о себе и своих отношениях с ним. Приходится что-то менять в себе .
Но современным взрослым, которых часто и правильно называют «потребителями», легче пойти другим путём: напичкать малыша лекарствами, устранить симптомы и успокоиться.
В чём было дело, так и остаётся неизвестным.
Зато родители могут избежать необходимости что-то пересматривать в своём собственном поведении и отношении к малышу , а, кроме того, им приятно, что они так хорошо о нём заботятся, не жалеют сил и денег на его лечение.
Этот путь доктор Комаровский считает, в большинстве случаев, неправильным. Его подход основан на том, что нужно найти корень неблагополучия и устранить его. Это труднее, но гораздо полезнее для ребёнка.
Как помочь своему ребенку быть более уверенным в себе? узнайте прямо сейчас.
Детский доктор о тиках у детей:
Профилактика детского невроза
Профилактика невроза – это, прежде всего, гармоничные отношения в семье. Там, где царят дружба, взаимопонимание, сотрудничество, уважение и любовь, неврозу обычно делать нечего.
Весьма полезно с раннего возраста приучать малыша заботиться о других, в том числе, своих папе и маме.
Невротики – всегда эгоисты. Они зациклены на своих проблемах. Если же внимание отвлечено на другого человека, это оказывает психотерапевтическое воздействие.
Нужно выяснить, что малыш любит делать, и дать ему возможность заниматься любимым делом. Очень хороший метод профилактики – труд, продуктивная деятельность .
Это может быть выращивание ягод в парнике, уход за щенком, уборка в квартире.
Обязательно должен быть определённый результат усилий малыша , который он видит и который ценится взрослыми.
Хорошо, если малыш любит животных, особенно полезно – заботиться о них, и эта забота должна быть регулярной, ежедневной.
Очень важно, чтобы ребёнок вёл активный образ жизни , каждый день узнавал что-то новое, учился исследовать окружающий мир.
Общение с близкими также может рассматриваться как профилактика невроза.
Важно заботиться о здоровье малыша, так как ослабленность нервной системы может быть следствием слабости организма в целом .
В то же время занятия спортом с постоянным участием в соревнованиях могут, наоборот, спровоцировать невроз. Лучше заниматься не спортом, а физкультурой и физическим трудом.
Здоровый, любимый, правильно воспитанный, окружённый близкими людьми, ведущий активный образ жизни малыш не подвержен неврозам . Если же это случится, вылечить его можно будет без особого труда.
Что делать, если ребенок боится какать в детском саду? вы найдете на нашем сайте.
Что делать с «вредными привычками детей» – так называемыми навязчивыми движениями? Слово эксперту:
Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).
К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.
Виды неврозов в детском возрасте
Страх у ребенка может быть проявлением невроза.- Невроз страха (тревоги). Проявляется появлением приступообразно возникающего (часто в момент засыпания) страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным.
В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.
В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.
- Невроз навязчивых состояний . Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.
Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.
Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.
- Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
- Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.
Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.
Дети, страдающие неврастенией - плаксивы и раздражительны.
- Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.
Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.
- Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
- Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
- Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.
Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.
- Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм , разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
- Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).
Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.
- Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.
К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.
- Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
- Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.
При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:
- плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
- тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
- зацикленность на конфликтной ситуации;
- снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
- повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
- трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
- повышенная потливость, учащенное сердцебиение, .
Причины неврозов у детей
Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:
- биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
- психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
- социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.
Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.
Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.
Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.
Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.
Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.
Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.
Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.
Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.
Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, . В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.
Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)
Лечение и профилактика детских неврозов
Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.
Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.
Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.
Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.