К принципам управления не относится. Понятие и виды принципов управления
Принципы менеджмента — это правила, основные руководящие идеи, нормы поведения и ориентиры деятельности управленческого персонала, которыми они руководствуются и в рамках которых реализуются цели организации.
Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций. Принципы менеджмента делятся по субъектам и объектам применения. Согласно этому критерию возможно классифицировать принципы управления обществом в целом, экономикой, социальной и политической сферами. Принципы менеджмента разделяют на общие и конкретные: общие — это принципы управления обществом в целом (объединение интересов личности, коллектива и общества, преимущественное значение экономического управления и т.п.); конкретные — это принципы экономического, социального и политического видов управления.
Принципы должны не только соответствовать целям , но и учитывать современные требования к предпринимательской деятельности и прогрессивные тенденции возможных изменений, иметь достаточную законность. Принципы менеджмента впервые были определены Г.Эмерсоном в 1912 году в книге «Двенадцать принципов производительности».
В ходе исторического развития принципы менеджмента обобщались и конкретизировались и наука определила современные принципы менеджмента.
Современные принципы менеджмента
1. Принцип сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма
Сущность принципа сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма заключается в том, что работники, занятые в предпринимательстве, свободно выбирают форму собственности и форму хозяйствования. Все вопросы хозяйственной деятельности решаются их трудовыми коллективами с учетом экономической политики государства, запросов рынка и возможностей максимального удовлетворения потребностей работников. Управленческий персонал осуществляет исключительно функции координации, регулирования, трудовой деятельности коллективов, использование производственного потенциала, создания экономических фондов.
Демократизация управления и ее формы должны постоянно совершенствоваться, что обусловлено изменением форм собственности, усовершенствованием технологической оснащенности отраслей, необходимостью внедрения инновационно-интенсивных технологий.
2. Принцип достижения высокой экономической эффективности
Принцип достижения высокой экономической эффективности предполагает результативность, успех в достижении цели, а также экономичность, или минимальные затраты для получения соответствующего результата, что обусловлено в рыночных условиях высокой степенью .
Основу эффективности производства составляют: внедрение инновационных технологий, интенсификация производства, внедрение эффективных форм хозяйствования и управления, ускорение структурных изменений, наиболее прогрессивных форм организации труда и производства. Повышение эффективности требует широкого внедрения в управленческом процессе экономико-математических методов и современной вычислительной техники для принятия оптимальных решений.
3. Принцип материального и морального стимулирования
Принцип материального и морального стимулирования предполагает учет потребностей и интересов работников, без которых никак не возможно решать сложные задачи и правильно управлять в организации.
Материальная заинтересованность работников повышается при внедрении гибкой системы оплаты труда, расширении системы премиальных выплат в зависимости от результатов работы конкретного подразделения, введении компенсационных выплат при выходе в отставку, продажи работникам акций предприятия. В американских фирмах существуют надбавки к заработной плате в связи с ростом стоимости жизни, для компенсации влияния временной , а также помощь при болезни.
Важным в коллективе является и моральное стимулирование, как средство обозначения заслуг отдельных работников. Целесообразно применять различные его формы, обеспечивая социальное равенство и диверсификацию в оплате труда, правильное сочетание общественных, групповых и личных интересов.
4. Принцип единоначалия и коллегиальности
Принцип единоначалия и коллегиальности предполагает умелое использование в управленческом процессе единоначалия и коллегиальности.
Единоначалие предоставляет высшему руководству определенную полноту власти и соответственно персональную ответственность за порученное дело. Необходимость единоначалия обусловлена потребностями самого производства, которое предполагает единство всех работающих. Она означает подчиненность в трудовом процессе одному лицу, имеющему на это необходимые права. Единоначалие позволяет устранять безответственность.
Управление предприятиями имеет коллективный характер, поэтому единоначалие должно умело сочетаться с коллегиальностью. Коллегиальность предусматривает отработку коллективных решений на основе мнений руководителей разного уровня управления. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации, но снижает оперативность управления.
5. Принцип научности
Принцип научности предполагает полное использование во всей системе управления новых концепций науки, прогрессивного опыта лучших организаций и предприятий. Научное управление несовместимо с субъективизмом.
Соблюдение этого принципа позволяет избегать проявлений волюнтаризма и субъективизма при принятии управленческих решений. Менеджмент должен основываться на глубоком познании объективных экономических законов, закономерностей и принципов управления. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принятых решений, а также внедрение современных средств оргтехники и связи.
При внедрении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управления.
6. Принцип подготовки и расстановки кадров
Принцип подготовки и расстановки кадров предусматривает обеспечение стабильности кадров и профессионализации управления.
Подготовка, подбор и расстановка кадров должна осуществляться так, чтобы каждый специалист или руководитель на занимаемой должности мог наиболее эффективно выполнять порученную работу. Это требует целенаправленной деятельности в данном направлении и правильном использовании кадров.
7. Принцип ответственности
Принцип ответственности означает создание четкой ; разработку положений о подразделениях организации, права и обязанности руководителей, должностные инструкции исполнителей; установление материальной ответственности хозрасчетных подразделений за упущения в работе; разработку положений о премировании работников; четкое принятие приказов и распоряжений; проведение других организационных мероприятий.
В развитых странах большое признание получила социальная ответственность предпринимательства, производство качественной и безопасной для здоровья потребителей продукции, соблюдение моральных принципов.
8. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления
Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления предполагает наиболее рациональное размещение и развитие производительных сил, требует учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия производства этническим особенностям региона, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.
Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное управление выходит из других целевых установок.
9. Принцип преемственности хозяйственных решений
В основе принципа преемственности хозяйственных решений лежит единство экономических явлений и процессов, как последовательности количественных и качественных изменений, которые осуществляют во времени и пространстве. Этот принцип имеет различные формы проявления.
Наследственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации планов, для того чтобы информация сохраняла сравнительность. Наследственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, которая должна предусматривать сочетание опытных работников и молодых инициативных специалистов, обладающих скоростью реакции и консервным мышлением.
10. Принцип подчинения личных интересов общим
Принцип подчинения личных интересов общим предполагает приоритет общеколлективных интересов перед индивидуальными, которые в менеджменте очень трудно осуществлять. Дело в том, что с точки зрения управления достичь общих целей в организации возможно только при удовлетворении личных интересов работников. При достижении работниками своих потребностей проблема соотношения между общими и личными интересами не упрощается, а напротив, имеет выраженную тенденцию к усложнению. Чем более разнообразны личные интересы работников, тем труднее становится поиск с целью повышения эффективности их труда.
11. Принцип экономичности и эффективности
В производстве необходимо достигать не только эффективного сочетания человеческих и материальных ресурсов, но и значительной экономии сил, наиболее продуктивного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении затрат общественного производства с целью увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накоплений.
12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена)
Принцип доминанты развития (принцип основного звена) заключается в том, что до принятия управленческого решения должны быть определены: основные перспективы, а также главный фактор, от которого зависит достижение поставленных целей.
Этот принцип позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на исследования различных направлений развития организации. Выделение главного фактора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (в основном ограниченных) на разработку основной задачи.
В целом, приведенные выше принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организации должна формироваться на основе еще и специфических принципов, к которым можно отнести:
- приоритет интересов собственников;
- направленность на демократизацию управленческих структур и управление собственностью;
- равенство прав организаций в экономической сфере рыночных и партнерских взаимоотношений;
- оптимальность организационных структур управления;
- эффективное материальное стимулирование управленческого труда;
- современное информационное обеспечение аппарата управления;
- наличие квалифицированных кадров управления и тому подобное.
Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательствах. Соблюдение требований этих принципов является основой для эффективного функционирования аппарата управления.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………… стр.2
Классификация принципов управления……………………………………………………………… стр.4
Школы научного управления………………………………………………………………………………. стр.7
Административная школа в управлении……………………………………………………………. стр.8
Школа психологи и человеческих отношений………………………………………………….. стр.10
Развитие поведенческих наук……………………………………………………………………………. стр.11
Планирование, как функция управления…………………………………………………………. стр.14
Организация, как функция управления……………………………………………………………. стр.15
Мотивация, как функция управления………………………………………………………………. стр.16
Контроль, как функция управления…………………………………………………………………. стр.17
Основные принципы управления……………………………………………………………………………… стр.3
Принципы управления на основе выделения различных школ……………………………… стр.6
Функции управления………………………………………………………………………………………………… стр.13
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………... стр.19
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………… стр.20
Введение
Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления, а также новые подходы к осуществлению управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике менеджмента.
1. Основные принципы управления
Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.
Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов -- это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
1.1 Классификация принципов управления
Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.
К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
1) научность;
2) системность и комплексность;
3) единоначалие и коллегиальность;
4) демократический централизм;
5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.
Принцип научности
Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности -- противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания -- от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники.
Другое важное противоречие принципа научности -- единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.
Принцип системности и комплексности
Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность -- развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность -- к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.
Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений
Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение претворяется в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные должны проявить разумную инициативу.
Принцип демократического централизма
Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия -- соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладает централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов -- предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Также, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.
Принцип единства отраслевого и территориального управления
Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок: Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все -- региональные проблемы. Любой предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно связаны с интересами местных властей, жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность -- строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т. д. Местные власти и население должны быть его активными союзниками, зная, какие выгоды для региона последуют за активной деятельностью тех или иных фирм.
Введение
Исторический аспект развития принципов управления
Понятие и система принципов управления
Принципы управления в органах внутренних дел
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ни для кого не секрет, что ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды. Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен.
Не так давно обнаружены документы шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, из которых видно, что древние менеджеры прекрасно понимали важность таких элементов административного управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль. Грандиозные сооружения Древнего Египта вызывают и сейчас изумление не только масштабностью, размахом строительных работ, но и организационным талантом древних строителей: ведь руководить строительным коллективом в 100000 рабочих на протяжении десятков лет и сейчас, при современной технике и достижениях управленческой мысли, - сложнейшая задача для специалиста в области управления. Египтяне, к примеру, широко применяли планирование и контроль выполнения производственных программ. Около 4000 лет назад был написан трактат о методах и стиле управления коллективом - "Поучение Птаххотепа", который и сейчас может служить настольной книгой современного менеджера.
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Современное управление как в области различного рода производств, так и в органах внутренних дел базируется на мировом историческом опыте предшествующих поколений, и принципы управления являются неизменными и общими для всех и по сей день.
В данной работе ставится цель рассмотреть такие важные в сфере управления вопросы как: история развития принципов управления, понятие и система принципов управления и принципы управления в органах внутренних дел.
1. Исторический аспект развития принципов управления
Проблемы природы и принципов управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель, невозможность для работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга и т.п. В этом случае какой - либо человек или группа людей должны взять на себя координирующие функции, то есть осуществлять управление деятельностью исполнителей.
Как только люди заселили землю и стали жить племенами, то сразу же появилась потребность в науке и искусстве управления. Очевидно, что для поддержания порядка в сообществе первой сформировалась потребность в политическом управлении. Совместный труд (охота, рыболовство, приготовление и распределение пищи, устройство жилищ, изготовление одежды, орудий труда и оружия), защита от врагов и диких зверей стимулировали зарождение экономического и военного управления.
Можно сделать вывод о том что, менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической (где была необходимость установления и поддержания порядка в группах; экономической (где есть необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов; оборонительной (где основной задачей являлась защита от врагов и диких зверей).
Возникновение управления относят к пятому тысячелетию до нашей эры и выделяют в истории его развития пять периодов, начало которых связано с пятью управленческими революциями.
Первая управленческая революция - религиозно-коммерческая - связана с возникновением письменности в Древнем Шумере. Появление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Религиозный характер носило управление и в Древнем Египте. Построенные в 3000 - 2000 гг. до н.э. египетские пирамиды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.
Вторая управленческая революция - светско - административная относится к 1792 - 1750 гг. до н.э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона - царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством.
Третья, производственно - строительная управленческая революция датируется 605-562 гг. до н.э. - время правления древнего царя Навуходоносора. Ее основным результатом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.
Четвертая управленческая революция сопряжена с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). Ее сущность заключается в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление.
Пятая управленческая революция, известная как бюрократическая, произошла в конце XIX - начале XX вв. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т.п. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом. Возникла наука управления - менеджмент.
Важно также заметить, что до начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера, администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Но бурное развитие новых технологий, невиданные масштабы производства поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций. И не случайно, что основы теории управления производством были заложены людьми, знающими досконально технологию промышленных предприятий и особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями.
Управление организацией было признано самостоятельной сферой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства. В первой половине XX века получили развитие несколько чётко различающихся школ управленческой мысли.
Классическая школа представила первый систематизированный подход к управленческой мысли. Важно заметить, что её усилия были направлены на поиск путей хорошего выполнения работы каждым служащим. Согласно точке зрения, изложенной Адамом Смитом, люди склонны избирать курс действий, который максимально удовлетворяет их личные экономические цели, поэтому финансовые инициативы доминируют в классической школе. Исследователи согласились с практиками в признании эмоциональной стороны человеческого поведения и в принятии того, что это может быть контролируемо через логическую структуру работ и рабочие графики. Классическая школа может быть подразделена на две исторические школы управления: школу научного управления и школу административного управления.
Школу научного управления связывают с именем Фредерика Уинстона Тейлора. Фредерик Уинстон Тейлор (1856 - 1915) по праву считается основателем современного менеджмента.
Тейлор придал понятию «менеджмент» (что означает «управление») определенность, назвав его «организацией производства». В 1903 году в его работе «Управление циклом» он раскрыл основное содержание своей системы управления, а в дальнейшем в книге «Принципы научного менеджмента» сформулировал ряд постулатов, которые в последствии получили название «Тейлоризм». Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах региональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движения (хронометрии), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.
В основе тейлоризма лежат четыре научных принципа управления: 1) создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы и научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности; 2) отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение; 3) сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения новых методов организации управления и труда; 4)равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Многое из того, что предлагал использовать в трудовом процессе Тейлор, имело психологическую основу. Свидетельством того служит то, что понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор - затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гелбертом, Г. Файолем, Э. Мейо и другими.
Тейлоризм - это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня. Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.
Кстати, говоря о развитии менеджмента в трудах последователей Тейлора, важно заметить, что организационно - технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г.Л. Ганна, супругов Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсона, Г. Форда и других, разработавших свои оригинальные концепции.
Фил Гилберт - первым применил фотоаппарат и фотокамеру для исследования движения работников. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 году она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.
В 1912 году в книге «Производительность как основание для управления и оплаты труда» Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) сформировал «Двенадцать принципов производительности». Эмерсон считал: … «работать напряженно - значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно - значит, прилагать к делу усилия минимальные».
Основатель американского автомобилестроения Г. Форд указывал: «Одна из целей промышленности - это не только снабжать потребителей, но и создавать их».
В целом, заслуги Тейлора, Ганна, супругов Гилберт, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления: 1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи; 2) отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение; 3) обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения задач; 4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности; 5) выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс; 6) утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, самостоятельной науки, обладающей свойственными только ей функциями. Данная школа появилась и существовала в период (приблизительно) с 1905 по 1920 годы.
Возникновение административной (классической) школы (1920-1950 гг.) управления связывают с именем А. Файоля.
Файоль создал «теорию администрации», которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Файоль утверждал, что принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание: 1) разделение труда - специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы; 2) полномочия и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы; 3) дисциплина - рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка; 4) единоначалие - работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником; 5) единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану;6) подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников; 7) вознаграждение персонала - получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд; 8) централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности; 9) скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»); 10) порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте; 11) справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи; 12) стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации; 13) инициатива - поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ; 14) корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила).
Нельзя забывать, что теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятиями «снизу», а Фойль - «сверху». Файоль подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор - цеховое управление, а он - высшее административное.
Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
В дальнейшем в 1930 году (и существует по настоящее время) появляется школа человеческих отношений, существование которой связывают с такими личностями как: М.П. Фоллетт, Т.Э. Мэйо, А. Маслоу и др. Представители школы человеческих отношений рассматривали человека на производстве как личность. Школа разработала методы управления межличностными отношениями. Изучались различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций, лидерства и в организации. Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные, что серьёзно повлияло на формирование современных принципов управления как в производственной сфере, так и в правоохранительной.
Математическая школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов менеджмента) сформировалась в начале 40-х гг., прежде всего, в управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями.
Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем.
Исследование операций в области менеджмента - это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Авторы данной школы указывают, что ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными показателями. Формирование и развитие этой школы связано с такими именами как Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники».
Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т. к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.
Управление организацией было признано самостоятельной сферой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства. В первой половине XX века получили развитие несколько чётко различающихся школ управленческой мысли, которые в процессе закономерного хода истории внесли свой вклад в развитие принципов управления, используемых в современном обществе как в сфере производственных отношений, так и в сфере правоохранительной деятельности. К примеру, заслуги таких представителей школы научного управления как: Тейлор, Ганн, супруги Гилберт, Форд и др. заключаются в утверждении следующих принципов научного управления: 1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи; 2) отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение; 3) обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения задач; 4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности; 5) выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс; 6) утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, самостоятельной науки, обладающей свойственными только ей функциями.
Заслуги представителя административной школы Файоля утверждающего, что принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления, заключаются в формулировании 14 принципов управления, имеющих следующее содержание: 1) разделение труда - специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы; 2) полномочия и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы; 3) дисциплина - рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка; 4) единоначалие - работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником; 5) единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану;6) подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников; 7) вознаграждение персонала - получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд; 8) централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности; 9) скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»); 10) порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте; 11) справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи; 12) стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации; 13) инициатива - поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ; 14) корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила).
Каждая школа (о которой было сказано выше) внесла свой достойный вклад в формирование современных принципов управления, которые определяют успешность любой групповой производительной деятельности людей по сей день и, несомненно, будут её определять и в будущем.
Но тогда возникает закономерный вопрос: «какова же современная система принципов управления?» На данный вопрос и будет дан ответ далее в данной работе.
2. Понятие и система принципов управления
Принцип, в широком смысле, представляет собой основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; руководящее положение, установка в какой-нибудь деятельности. Принципы любой сферы управления в наиболее общем виде отражают сущность социального управления и механизма его воплощения. Практическое осуществление управления В.Г. Афанасьев определял как «целесообразное воздействие на общественную систему, приведение системы в соответствие с присущими ей закономерностями». И с данным мнением можно согласиться, так как действительно, прибегая к управленческой деятельности, в какой бы то ни было сфере, приходится целенаправленно воздействовать на общественную систему, приводя её в соответствие избранным принципам управления с учётом её закономерностей.
Объективные законы и закономерности общественного развития существуют независимо от сознания и воли людей и их целенаправленной деятельности. Познание этих законов осуществляется посредством изучения форм их проявления в процессе развития социально-экономических отношений. Выражением процесса познания являются исходные идеи, которые объясняют развитие форм социальных явлений и выступают в виде изначальных положений и правил. Как уже говорилось выше, принципы управления имеют богатую историю, и их использование в управлении - процесс не столько объективный, сколько субъективный. Ведь, по своей сути, законы и принципы имеют разную природу, они не тождественны по форме проявления. Законы непосредственно реализуются в развитии общества, а принципы, в силу своей субъективности, не могут рассматриваться как прямое следствие объективных законов.
Под законом обычно понимают устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Диалектика выделяет три основных закона развития мира: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицаний. Познавая законы и формулируя принципы, человек осуществляет сознательную целенаправленную деятельность. В процессе этой деятельности он формулирует принципы. В частности, в настоящее время в социальной практике выделены: принципы политического руководства, принципы организационной деятельности, принципы научной деятельности, принципы воспитания и т.д.
Таким образом, принципы управления (в том числе управления в органах внутренних дел) представляют собой проявление объективных законов в субъективной форме общественного сознания. Они отражают закономерности и отношения общественно - политической природы и содержания. Выявление и обоснование принципов управления должно соответствовать определенным требованиям. Требования к принципам таковы: 1) отражение главных, объективно необходимых проявлений управления; 2) характеристика устойчивых отношений и связей; 3) охват отношений и взаимосвязей, присущих управлению как целостному явлению; 4) отражение специфики и различий видов управления.
Нельзя забывать о том, что принципы - не исходный пункт познания, а его закономерный результат. Принципы могут изменяться, если изменяется достигаемая цель, например, или конкретное следование к поставленной цели становится непринципиальным, с точки зрения субъекта управления.
Объективное разделение принципов управления по их отраслевой принадлежности способствует их различению даже в смежных областях деятельности. Например, закономерности, проявляющиеся в сфере деятельности органов внутренних дел, будут частным случаем по отношению к более сложной системе правоохранительных органов, а выделяемые для этих систем управления принципы будут отражать лишь некоторый аспект закономерностей государственного управления. Соответственно следует разделять уровни действия принципов управления.
Социальное управление неоднородно по содержанию, формам и методам управления. Одновременно с этим управление едино с точки зрения технологии, методов, арсенала средств и т.д. В этом отношении все виды социального управления (по сферам общественной жизни) едины. Меняется лишь «набор» методов, средств, их соотношений и т.д. Соответственно, в каждой сфере процесс управления обладает только ему свойственными особенностями по способам и средствам воздействия на объект управления.
В этой связи важно выделить общие и специфические признаки различных сфер социального управления, отражающие специфику конкретной системы принципов управления, используемой управляющим субъектом для руководства в избранной сфере деятельности:
Государственное управление (управление делами государства) - имеет пределы распространения в границах государственно - территориального образования. Субъектом его выступают органы государственной власти и управления в рамках своей компетенции. Организационно - управленческие функции этих органов распространяются на государственный сектор, связанный, прежде всего, с обеспечением законности и правопорядка, безопасности (внутренней и внешней), социального обеспечения, производства, оказания различных услуг, финансовой деятельности и т.д.
Управление в негосударственной сфере производства и оказания услуг связано с конституционными принципами обеспечения коммерческой деятельности независимо от государственного управления. Свобода этого вида деятельности, осуществляемой в рамках закона, гарантирована на всей территории Российской Федерации. Её субъекты осуществляют функции управления в различных секторах экономики, таких, как: кредит, банковская деятельность, промышленное производство, оказание услуг населению и т.д.
Управление в сфере деятельности органов местного самоуправления является одной из развивающихся сфер народовластия, которая реализуется независимо от государственного управления. Оно призвано регулировать отношения в области муниципальной собственности, транспорта и коммуникаций местного значения, благоустройства территорий и т.д. Территориальные границы деятельности органов местного самоуправления соответствуют границам административно-территориальных образований.
Управление в сфере деятельности общественных движений и образований выступает в качестве основы демократического общества. Деятельность общественных объединений, в соответствии с конституционными принципами, осуществляется на основе свободы мысли и слова, равенства всех объединений перед законом. Реализация этих принципов не должна быть направлена на подрыв конституционных основ государства. Субъекты управления в этой сфере имеет разную направленность деятельности. В частности, это - политика, культура, спорт, социальная помощь населению и т.д. Границы сферы деятельности определяются целями объединений, зафиксированными в их уставах или других учредительных документах.
Управление в сфере духовной жизни общества связано с деятельностью учреждений в области воспитания и образования, средств информации, деятельностью религиозных конфессий и некоторых других. Субъекты этой сферы осуществляют конституционные принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, запрет па любые ограничения прав, свободный доступ к информации, свобода вероисповедания, независимость церкви от государства и пр. Особенностью управления в сфере духовной жизни человека является то, что она затрагивает интересы государства в части воспитания человека и гражданина. Соответственно, в этой сфере функционируют органы государственного управления (министерства культуры, образования и их структуры), а также органы координации деятельности с негосударственными структурами (комитеты и комиссии при органах власти).
В любой из перечисленных сфер социального управления следует выделять и отдельные направления деятельности, для которых выделяется своя, более конкретизированная, система принципов. Например, правоохранительная деятельность является относительно самостоятельным направлением в сфере государственного управления. При этом каждое направление социального управления имеет как общие, так и частные принципы управления.
Таким образом, все управленческие принципы следует рассматривать как совокупность основных руководящих идей и правил, обеспечивающих целенаправленное функционирование управляющих и управляемых субъектов. Обладая, например, высокой степенью нормативности, система принципов в правоохранительной сфере находит выражение в законодательстве и иных подзаконных актах, регулирующих правоохранительную деятельность.
Выраженные в правовой форме, принципы становятся руководящими правилами, обязательными для воплощения в любой деятельности (в том числе, в правоохранительной деятельности). Одновременно с этим, являясь идеями, сформулированными в результате субъективного восприятия процессов общественного развития, принципы управления изменяются во времени, так как не являются стабильной субстанцией. Принципы обладают некоторым периодом «жизнедеятельности», и выделение новых принципов, которые соответствуют данному этапу развития общественных отношений, способствует совершенствованию механизма управления.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что принципы управления - это исходные существенные правила управленческой деятельности, соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать, развивать необходимые внутренние условия, достаточные для успешности деятельности исполнителей, функционирования различных организационных звеньев.
Учитывая вышесказанное, представляется целесообразным рассмотреть принципы управления в органах внутренних дел. Об этом и пойдёт речь далее в данной работе.
3. Принципы управления в органах внутренних дел
В управленческой деятельности, в том числе и в правоохранительной сфере, необходимо выделить три уровня принципов управления, образующих современную систему принципов управления, сформированную веками: общественно - политические, организационные и принципы предметной управленческой деятельности.
Общественно - политические принципы управления в наиболее общем виде согласуются со Всеобщей декларацией прав человека. В настоящее время эта группа принципов, как отражение закономерностей развития нашего государства, закреплена в Конституции Российской Федерации. К числу общественно - политических принципов, которые распространяются и на деятельность органов внутренних дел, относятся: 1) принцип демократизма (он раскрывается в положении о том, что народ является единственным источником власти, и реализуется эта власть как в непосредственном волеизъявлении, так и через его представительные органы); 2) принцип равноправия (этот принцип проявляется в том, что граждане обладают широкими и равными правами и свободами, в том числе правом участия в управлении делами государства); 3) принцип защиты прав и свобод человека и гражданина, который является приоритетным по отношению ко всем остальным социальным ценностям; 4) принцип социальной ориентации государственного управления, означающий подчинение государственного управления интересам социальной политики (в своей политике государство не может поглощать интересы человека и подчинять их интересам органов власти); 5) принцип разделения властей, обеспечивающий создание гарантий гражданских прав и свобод, а также законности от произвола (в основе этого лежит разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей); 6) принцип деидеологизации государственной власти и управления, запрещающий устанавливать в качестве государственной или обязательной любую форму идеологии (этот принцип гарантирует защиту общества и граждан от политического преследования за убеждения); 7) принцип соответствия законов на территории Российской Федерации общепризнанным нормам международного права, устанавливающий правовую систему, в которой принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью собственной правовой системы; 8) принцип свободы деятельности общественных объединений, проявляющийся в отсутствии каких - либо дополнительных ограничений, кроме установленных законом, на создание общественных объединений граждан, выбор ими руководящих органов и решение прочих урегулированных законом отношений; 9) принцип законности, свидетельствующий о том, что функционирование и развитие механизма управления определяются нормами права и состоит в практической реализации законов; 10) принцип гуманизма, характеризующий направленность деятельности на решение стоящих задач средствами и методами, обеспечивающими уважение прав и свобод человека и гражданина; 11) принцип гласности, устанавливающий открытость деятельности, которая обеспечивает каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Организационные принципы управления отражают, с одной стороны, единство правил функционирования в системе правоохранительных органов, а с другой - специфику организации механизма управления в органах внутренних дел. К их числу можно отнести следующие: 1) принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Этот принцип непосредственно связан с функциональной стороной деятельности органов внутренних дел, которые призваны решать задачи охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Их решение без должного взаимодействия с другими органами власти и управления, общественными организациями и гражданами невозможно; 2) принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий состоит в том, что все основные направления деятельности должны быть регламентированы и зафиксированы в правовой форме по предмету, содержанию, объему и способу осуществления; 3) принцип ответственности должностных лиц и органов предполагает распределение их компетенции в структуре управления. В соответствии с этим принципом фиксируется и ответственность отдельных органов, их структурных звеньев, руководителей, должностных лиц, а также полномочий (обязанностей) конкретных сотрудников; 4) принцип сочетания территориальных и отраслевых начал формирует специфику деятельности органов внутренних дел исходя из отдельных уровней управления, территорий, а также отдельных подсистем; 5) принцип сочетания линейных и функциональных начал является исходным для создания такой структуры управления, которая наиболее рационально учитывает многоцелевой характер деятельности органов внутренних дел; 6) принцип сочетания коллегиальности с единоначалием устанавливает определенное соотношение прав и обязанностей субъектов управления в структуре управления при осуществлении их полномочий; 7) принцип мобильности отражает специфику деятельности и проявляется в постоянной готовности всех структур и подуровней к реагированию на информацию о различных происшествиях и преступлениях; 8) принцип автономности управления также отражает специфику деятельности органов внутренних дел и проявляется в их способности самостоятельно решать целый ряд задач организационно-управленческого характера (организация охраны общественного порядка, подбор кадров и т.д.).
И третью группу принципов управления составляют принципы предметной управленческой деятельности. Многоэлементность управленческой деятельности дает основания для разделения всей совокупности соответствующих принципов на общие (присущие всем проявлениям государственно - управленческой деятельности) и специальные (абстрагированные из ее отдельных направлений).
Чаше всего выделяют такие общие принципы, как целеустремленность, конкретизация управленческой деятельности, организованность, личная ответственность каждого за конечный результат, актуальность, объективность, системный подход и другие.
Предметная управленческая деятельность в органах внутренних дел объединяет в себе организационные начала всех форм и методов оперативно-служебной (специальной) деятельности и не может осуществляться без наличия общих исходных политических и организационных идей и правил. К этой группе принципов относятся: 1) принцип оперативности, который заключается в способности качественно и своевременно решать задачи различной степени сложности, с проявлением гибкости реагирования и комплексного использования сил и средств в быстро меняющейся обстановке; 2) принцип моделирования проявляется в заблаговременном определении развития оперативной обстановки и планировании всех основных направлений деятельности; 3) принцип точности является проявлением высокой нормативности управленческих решений, обязательности строгого выполнения распоряжений, однозначности (непротиворечивости) приказов, а также обязательности контроля над всеми сторонами деятельности; 4) принцип информативности заключается в обязательном информационном обеспечении всего процесса управления, а также в развитой системе информационных каналов связи между всеми субъектами и объектами управления; 5) принцип защищенности отражает наличие системы правовых, организационных и технических средств защиты процессов управления, а также информации, циркулирующей в структуре органов внутренних дел; 6) принцип сочетания непрерывности и дискретности свойствен всем основным направлениям управленческой деятельности и проявляется, во-первых, в постоянном (круглосуточном) обеспечении управления; а во-вторых, в строго установленной периодичности (цикличности) отдельных процедур управления (учет сведений, сбор информации, ее анализ и т.д.); 7) принцип обеспечения постоянной служебно - боевой готовности является основным правилом, требованием и критерием оценки эффективности управления в органах внутренних дел. На обеспечение готовности к решению задач, возлагаемых на органы внутренних дел, направлена вся система принципов управления.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что все принципы управления, используемые в органах внутренних дел можно условно поделить на 3 группы: общественно - политические, организационные и принципы предметной управленческой деятельности. В совокупности все эти принципы образуют современную систему принципов управления в органах внутренних дел, сформированную веками. Важно заметить, что руководство данными принципами вполне возможно и в других сферах деятельности государства ввиду универсальности принципов, основанных, к примеру, на Конституции Российской Федерации.
Данный вопрос считаю рассмотренным.
принцип управление внутренний дело
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что, начиная с пятого тысячелетия до нашей эры и по настоящее время, формировались и, в итоге, были сформированы принципы управления, которые в современном мире играют очень важную роль регуляторов процесса управления во всех сферах производства, существующих в обществе.
Управление организацией было признано самостоятельной сферой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства. В первой половине XX века получили развитие несколько чётко различающихся школ управленческой мысли, которые в процессе закономерного хода истории внесли свой вклад в развитие принципов управления, используемых в современном обществе как в сфере производственных отношений, так и в сфере правоохранительной деятельности.
Каждая школа управления (о которой было сказано выше) внесла свой достойный вклад в формирование современных принципов управления, которые определяют успешность любой групповой производительной деятельности людей по сей день и, несомненно, будут её определять и в будущем.
Принципы управления - это исходные существенные правила управленческой деятельности, соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать, развивать необходимые внутренние условия, достаточные для успешности деятельности исполнителей, функционирования различных организационных звеньев.
Принципы составляют качественную основу управления. Их использование оказывает большое влияние на эффективность деятельности осуществляющих управление субъектов. Принципы в основном формулируются на базе анализа реальной практики управления и отражают его закономерности.
Система принципов управления - это совокупность определённых принципов управления, избираемых, исходя из сущности, назначения, типологии, целей и закономерностей управления, а также, исходя из положительного опыта управленческой деятельности. Система принципов управления для каждой отрасли формируется индивидуально.
Говоря же непосредственно о принципах управления в органах внутренних дел, важно заметить, что все принципы управления, используемые в органах внутренних дел можно условно поделить на 3 группы: общественно - политические, организационные и принципы предметной управленческой деятельности. В совокупности все эти принципы образуют современную систему принципов управления в органах внутренних дел, сформированную веками. И нельзя забывать, что руководство данными принципами вполне возможно и в других сферах деятельности государства ввиду универсальности принципов, основанных, к примеру, на Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в данной работе были рассмотрены такие важные в сфере управления вопросы как: история развития принципов управления, понятие и система принципов управления и принципы управления в органах внутренних дел.
Цель данной курсовой работы считаю достигнутой.
Список использованной литературы
1. Вершигора Е. Е. Менеджмент: учебное пособие. - М., 1999.
Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебное пособие. - М., 2005.
Веснин В. Р. Основы менеджмента: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М., 2007.
Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2007.
Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении // Искусство управления - 2007. - № 7.
История менеджмента: Учебное пособие / под ред. Д. В. Валового. - М.: ИНФРА - М., 1997
История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебное пособие. - М., 2010.
Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Эволюция и достижения мировой управленческой мысли. Современные теории управления. // Наука и практика. - 2004. - № 5.
Кравченко А. И. История менеджмента // Основы управления. - 2008. - № 7.
Менеджмент организации: учебное пособие / под ред. Румянцевой З.П. и др. - М.: ИНФРА - М, 1995.
Менеджмент: учебник / под. ред. Виханского О.С., Наумова А.И. - М.: Гардарика, 2007.
Основы менеджмента: учебник / под ред. И. Ю. Солдатовой. - М.: Наука - Пресс, 2009.
Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под. общ. ред. В. П. Сальникова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
Рябцев И.М. Менеджмент: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2006.
Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: учебное пособие. - С-Пб.: Нева, 2004.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления.
Принцип (от лат. начало, основа) – 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.
В книге "Общий и индустриальный менеджмент" А. Файоль излагает основные принципы управления. Он не утверждает, что принципы эти или их воплощение непреложны или что он приводит сколько-нибудь полный их список. Напротив, он пишет, что "...количество принципов управления беспредельно, ...изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени оказываются порождением данной ситуации" . Сам он рассматривает 14 принципов управления.
- 1. Разделение труда – принцип, цель которого – "производить больше и лучше при тех же усилиях". Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей. "Разделение труда имеет свои границы, определяемые как нашим опытом, так и чувством меры". 1
- 2. Власть – "право отдавать распоряжения и требовать их выполнения". Файоль различает авторитет "официальный" (связанный с занимаемой должностью, получаемый "по уставу") и "личный" (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера). Личный авторитет первоклассного управляющего является "обязательным дополнением" власти официальной.
- 3. Дисциплина – "по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением". Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов.
- 4. Единство распорядительства – "подчиненный должен получать приказы только от одного начальника". Двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов.
- 5. Единство руководства – "один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели". Если принцип единства распорядительства требует, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана.
- 6. Подчинение индивидуальных интересов общим – "заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия". Одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов.
- 7. Вознаграждение персонала – "труды должны быть вознаграждены". Прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия – факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя. "Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник – деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания – смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника".
- 8. Централизация – "подобно разделению труда... присуща естественному порядку вещей". Рассматривая вопрос о том, какую структуру – централизованную или децентрализованную – должна иметь организация, Файоль сравнивает ее с живым организмом: "Вопрос централизации или децентрализации – это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства...".
- 9. Скалярная цепь – "властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней". Более привычными терминами для определения этого понятия будут "иерархия" и "каналы, или линии коммуникации, субординации". Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, предлагается использовать систему делегирования подчиненным прав и ответственности по осуществлению необходимых коммуникаций.
- 10. Порядок – наличие "места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте" (материальный порядок) и, по аналогии, "места для каждого лица и каждого лица на своем месте" (социальный порядок). Эта мысль естественным образом приводит к рассмотрению вопроса о надлежащей организации работы и подбора персонала.
- 11. Справедливость – сочетание правосудия (реализации принятых конвенций) и доброжелательности. Хотя руководству в любом случае пристало выглядеть в глазах подчиненных справедливым и благородным, каждый руководитель должен помнить и о дисциплине. Обретение должного баланса между справедливостью и дисциплиной требует от руководителя "немалого здравомыслия, опыта и добродушия".
- 12. Стабильность состава персонала – имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы. Новым сотрудникам должен даваться специальный период для ознакомления с работой и привыкания к новой обстановке.
- 13. Инициатива – способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Будучи одним из "сильнейших стимулов, определяющих поведение человека", обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой.
- 14. Корпоративный дух – созидание и поддержание определенной гармонии в организации. Файоль резко осуждает тех, кто придерживается принципа "разделяй и властвуй".
По мнению П. Харриота (Р. Herriot), сейчас в число принципов и ценностей, которые должны разделять и работники компании, и весь менеджмент, необходимо включить следующие:
- принцип стремления к взаимному благу. Организация существует на благо ее сотрудников в той же степени (если не более того), в какой сотрудники – на благо организации. Представление об организации как прежде всего о социальной системе видится наиболее перспективным с позиции развития человеческого сообщества и каждого человека, с позиции понимания естественного стремления социума и личности к духовному совершенству;
- развитие организации есть развитие ее работников. Если конкурентоспособность сотрудника улучшается, то это способствует усилению интеллектуального потенциала организации, а вследствие этого – преимущественного положения по отношению к конкурентам (улучшению перспектив развития организации, коллектива, работников);
- принцип индивидуального подхода. Сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния потенциала работников, их ожиданий и соотносить их с перспективами развития организации. Отсюда вытекает и принцип индивидуального подхода в вопросах стимулирования, и принцип необходимости творческого подхода к стимулированию, и принцип динамичности стимулов;
- принцип постижения сути. Если руководство не сможет вникнуть в суть различий между работниками, признать их и вступить по этому поводу в переговоры, оно не сможет добиться сотрудничества;
- принцип постоянного внимания к работникам. Самые ценные сотрудники организации со временем предпримут попытки перейти на работу в другую организацию или работать хуже, чем могут. Если вспомнить теорию жизненного цикла живых систем, а также наличие рынка труда и собственных планов развития у каждого работника, то это утверждение не вызовет сомнений, а значит, следует быть постоянно внимательным и по отношению к самым, казалось бы, "обласканным" работникам;
- принцип неизменной уважительности. Перемены, которые отражаются на состоянии рынка труда (например, покупательский рынок труда в период экономического спада), могут привести к изменению баланса различных сил (в данном случае, баланса сил работника и работодателя). Тем не менее, эти колебания в силе позиций не должны влиять принципиальным образом на переговоры с сотрудниками об условиях их работы и развития;
- принцип взаимопонимания. С другой стороны, организации также имеют потребности. Выживаемость – главная фундаментальная потребность для всех, и потребность выживания может оправдать слишком высокие ожидания сотрудников. В случае наличия противоречий между интересами отдельного работника и интересами коллектива необходима глубокая проработка проблемы, исследование альтернатив развития и открытое обсуждение ситуации;
- принцип доверия. Переговоры о развитии могут проводиться только в том случае, если отдельный сотрудник и представитель руководства компании имеют возможность открыто говорить о том, чего они хотят добиться, и готовы пойти на компромисс, а лучше – на сотрудничество. Доверие является необходимым фактором сотрудничества;
- принцип стимулирования. Определите потребности человека и постарайтесь организовать соответствующий стимул, связав его с нужным трудовым поведением.
Подходы к классификации принципов управления
Механизм формирования принципов управления
Понятие принципов управления организацией.
Изучая управление, требуется усвоить некоторые его принципы.
Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Эти принципы – отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Освоение навыков правильного использования этих принципов поможет стать хорошим управляющим. Принципы воплощают историю познания человечеством науки управления, приобретенного в процессе проб и ошибок.
Ведущий принцип менеджмента – оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.
Специалисты в области управления утверждают, что за многие годы учебы, практической работы, преподавания управления и консультирования не было случая, чтобы какой-либо всеми признанный принцип управления оказался неверным или неработоспособным. Тогда почему так живуче утверждение, что половина всего изучаемого в школах бизнеса не нужна для работы? Ответ в том, что плохи не принципы, а то, как их применяют. Либо применяют не тот принцип, либо человек, пытающийся его использовать, не знает, как это сделать, или же выбраны не те условия и не то время.
Другая причина, когда принципы не дают нужного результата, в том, что человек, на которого вы работаете, возможно, не изучил принципы управления.
Основатель классической административной школы управления Анри Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., сформулировал следующие четырнадцать принципов управления :
1.Разделение труда . Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилие.
2.Полномочия и ответственность . Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность. Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Ответственность является необходимой принадлежностью власти.
3.Дисциплина . Дисциплина есть уважение к условностям, содержанием которых является «повиновение, прилежание, активность» и «внешнее выражение уважения». Она обязательна для высших руководящих лиц и для рядовых функционеров.
Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4.Единоначалие. В любой работе любой функционер должен получать распоряжения от одного непосредственного начальника.
Как только два начальника отдают распоряжения одинакового содержания одному и тому же человеку или одной и той же службе, тотчас же возникает разлад; если такое положение продолжает сохраняться, равновесие в организации нарушается еще больше и наблюдаются такие последствия: либо двойственность прекращается благодаря исчезновению или устранению одного из начальников и возрождается социальное здоровье организации, либо она продолжает вырождаться.
Люди не выносят двойственности распоряжений.
5.Единство действий . Этот принцип гласит: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Это необходимое условие единства работы, согласованности сил, объединения усилий.
6.Подчиненность интересов . Этот принцип напоминает, что в предприятиях интерес одного работника или группы работников не должен преобладать над интересами предприятия в целом.
Тем не менее, при столкновении этих интересов принято их примирять. Уважение к общему интересу достигается твердостью и хорошим примером со стороны самого начальника, справедливыми условиями работы и внимательным наблюдением.
7.Вознаграждение персонала . Вознаграждение есть цена за выполненную работу и услуги. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя.
Еще не найден способ оплаты, вполне отвечающий последнему условию.
8.Централизация – организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь (линия власти) управления – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10.Порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11.Справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12.Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.
13.Инициатива - означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
Чтобы развить инициативу, полезно предоставлять функционерам полную самостоятельность в исполнении обязанностей, связанных с их должностью, ограничиваясь надзором и направлением их работы, поощрением заслуг, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия.
14.Корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве – сила).
В дополнение к выделенным Анри Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить:
Принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;
Принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;
Принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;
Принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;
Принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
Принципы классической системы управления получили развитие в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента.
Менеджмент - это творчество, основанное на определенных принципах. Существуют принципы общие и частные.
Общие принципы управления: принцип применимости; принцип системности; принцип функциональности; принцип интеграции; принцип ориентации на ценности.
1. Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.
2.Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.
3.Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).
4.Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.
5.Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.
Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы управления.
Частные (специальные) принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.Частные принципы управления не должны перечить общим , но могут существенно от них отличаться.
Рассмотрим более детально некоторые из них:
1. Принцип единоначалия . Люди лучше реагируют на то, что ими руководит один начальник.
2. Принцип мотивации . Чем тщательнее менеджеры реализуют структуру поощрений и наказаний, пересматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее во всей системе управления, тем эффективнее будет программа мотиваций. Программы мотивации могут представлять собой тщательно разработанные системы оплаты труда, схемы премирования, финансовых и иных льгот, переподготовки (повышения квалификации), карьерного роста и др.
3. Принцип лидерства . Люди склонны идти за теми, в ком они видят средство удовлетворения своих личных потребностей. Чем больше менеджеры осознают действие мотивирующих факторов и чем больше это отражается на выполнении управленческих функций, тем вероятнее, что они станут эффективными лидерами.
4 . Принцип научности заключается в построении всей системы управления на новейших данных науки менеджмента.
5 .Принцип ответственности . Необходимо иметь определенные инструкции, положения и систему материальной и другой ответственности. Должно быть четкое оформление приказов и распоряжений, направленных на повышение требовательности за качественное выполнение в точно установленные сроки возложенных на каждого работника обязанностей и поручаемых заданий.
6. Принцип правильного подбора и расстановки кадров. Если вы ведете честный бизнес, то подбор кадров должен осуществляться только по деловым качествам на основе правил профессионального отбора и рекомендаций консультантов по кадрам.
7. Принцип экономичности . Прибыль - это не только доход, но и разумные расходы на использование людских и материальных ресурсов.
8.Принцип обеспечения обратной связи означает получение информации о результатах работы, позволяющей сравнить фактическое состояние с заданным планом.