Луцкий замок время работы. Замок Любарта, Луцк: описание, история, достопримечательности и интересные факты
Башня замка
Луцкий замок – символ города Луцка, его главная достопримечательность и гордость. Построенный в 14 веке литовским князем Витовтом Любартом, который женился на местной княжне Буше и принял православную веру (приняв при крещении имя Дмитрий), он был выбран в качестве княжеской резиденции.
В наши дни у замка существует три названия: Луцкий (самое распространенное), Верхний (т.к. есть еще и Нижний замок, полуразрушенный) и замок Любарта (князь Луцкий ок. 1323-1324 и 1340-1383).
Замок Любарта – один (если не единственный) из немногочисленных сохранившихся архитектурных памятников Украины эпохи Великого княжества Литовского.
В летописи впервые упоминается под 1085 г., когда был уже укрепленным пунктом, выдержавшим 6-месячную осаду Болеслава Храброго.
Несмотря на то, что историю замка в Луцке принято вести от 1340 года, свое существование он начал гораздо раньше.
Еще в 11 веке на замковом холме было построено деревянное укрепление – первый замок, который просуществовал два века и который затем заменили на более прочный каменный.
Замок Луцка возводился на протяжении более чем сорока лет.
Стены замка
Сначала были построены башни: Выездная, Стыровая (над рекой Стырь), Владычья, затем были достроены стены.
В замке, на фундаментах княжеского дворца, который примыкал к Въездной башне, последним луцким старостой Ю. Чарторийским был возведен дом уездной канцелярии и шляхетских судов. Ныне в нем разместился художественный музей отдел Волынского краеведческого музея.
На протяжении многих веков здесь действовало краевое правительство и соборный клирос Луцко-Острожской епископии, собирались сеймы и сословные суды волынской шляхты. Знаменитая замковая канцелярия создала и сохранила полтора миллиона документов в так называемых гродских книгах. Через эту школу административного управления прошла плеяда выдающихся общественных и государственных деятелей, среди которых был и
гетман Украины Иван Выговский. Подвальный этаж башни служил тюрьмой для осужденных к смертной казни. В ней провел последние дни своей жизни поэт и общественный деятель XVII – начала XVIII в. Даниил Братковский.
В плане замок имеет неправильную, приближенную к треугольнику, форму, что было обусловлено рельефом местности.
Периметр оборонных стен, с башнями на углах, шел по краю возвышенности. С западной стороны находился въезд в замок, проходивший через подъёмный мост и надвратную башню. Высота башни, первоначально трёхъярусной, в XVI веке была увеличена ещё на два яруса, а в начале XVII века её верх был увенчан аттиком.
На главном фасаде Въездной башни – над современным проёмом широкая и узкая замурованные арки: это старинные въезд и вход (калитка) в замок, которые были оборудованы подъёмными мостами.
Юго-восточная угловая башня, квадратная в плане, находящаяся над рекой Стырь (укр. Стыр), и поэтому носящая название Стыровая, первоначально тоже имела три яруса. В XVI веке к ней был надстроен ещё один ярус, а в начале XVII века – венчающий аттик. Высота Владычьей башни, находящейся на северном углу крепости, тоже была увеличена на один ярус.
За уездной казной расположенная Владычья башня, удерживаемая в давние времена на средства владыки, от чего и получила
соответствующее название. В ней кроме экспозиции замкового арсенала можно посетить и единственный в Украине музей колоколов.
Оборонные стены замка в XV веке модернизируются и приспосабливаются к применению огнестрельного оружия. На некоторых участках высота стен была увеличена, а проёмы кренеляжа замурованы. Их заменили двумя либо тремя рядами бойниц, доступ к которым осуществлялся по деревянным крытым галереям. Весь замковый комплекс был выстроен из кирпича.
В начале XIX века в северной части замка был построен епископский дворец в стиле классицизма.
Окольный замок имел площадь около 6 га и был обнесен частично
кирпичной стеной, а частично – деревянной, сооруженной из срубов-городень (всего их было 69). Стена окольного замка начиналась от Стыровой башни Верхнего замка, и заканчивалась у Воротной башни Верхнего замка, имела восемь башен: четыре деревянные и четыре каменные (на сегодня уцелела только одна каменная башня и фрагменты стен).
Домик с колонами – уездная казна военного ведомства – поставь на месте двора владыки в 1807 году и ныне приспособлен под выставки частных коллекций.
Под стеной, что смыкает Владычья и Стыровая башни, находится довольно большой подвал, в котором хранились запасы продуктов на случай осады замка.
Посреди замкового двора от древнерусских времен существовала соборная церковь Ивана Богослова.
В ней похоронены луцкие князья и епископы, среди них и строитель замка Дмитрий-Любарт.
Сейчас над раскрытыми археологами стенами древней святыни, которая 600 лет была духовной столицей восточной Волыни, сооружен павильон, в котором планируется создание музея.
Замок Любарта - главный символ города Луцка, символизирующий могущество Волынского края. Это один из древнейших и крупнейших который стоит на первом месте в рейтинге «7 чудес Украины». Он славится интересной историей, удивительной архитектурой, поразительной стойкостью, огромной коллекцией старинных колоколов, и многим другим. А еще крепость была удостоена чести изображаться на 200-гривневой купюре.
На сегодняшний день он имеет три названия: Луцкий (самое распространенное), Верхний (так как есть в Луцке еще один наполовину разрушенный - Нижний), ну и Любарта.
Замок был основан Рюриком в XI веке. В летописях его впервые упомянули в 1075 году, когда крепость выдержала осаду воинов Болеслава Храброго, которая длилась 6 месяцев. Изначально это было относительно небольшое деревянное укрепление. Оно располагалось на островке, окруженном болотами. Столь выгодное положение давало преимущество хозяевам в сражениях с захватчиками. В период с 1340 по 1350 годы, когда в волынских краях правил Любарт Гедиминович (зять Галицко-Волынского князя Андрея II Юрьевича), крепость полностью перестроили в кирпичную. Новые стены возводили вокруг старых, что увеличило площадь постройки. Кроме того, вокруг замка увеличили уровень воды, соорудив специальную дамбу. А для прохода через ров был сделан специальный подъемный мост.
В конце XIV века к власти пришел князь Витовт, который сделал из Луцка южную столицу Литовского княжества. При нем город расцвел и стал мощным политическим, религиозным и административным центром Волыни, а замок Любарта получил то очертание, которое он имеет по сей день. Именно в княжеском дворце замка в 1429 году состоялся съезд европейских монархов. На нем решался вопрос защиты Европы от османских захватчиков и другие международные вопросы. Когда Витовт умер, князем стал его брат Свидригайло, во времена которого перестройка полностью завершилась. Именно поэтому Луцкую крепость часто называют еще замком трех князей.
Стойкость к осадам
Поразительно, но замок Любарта в Луцке по сей день находится в хорошем состоянии, несмотря на то что за свою многовековую историю он выдержал немало осад. После Болеслава Храброго деревянный детинец в 1149 году пытался захватить ростово-суздальский и киевский князь а буквально через год осадить крепость намеревался галицкий князь Владимир Владимирович. Еще через пять лет с этой же целью выступил его брат - Ярослав Владимирович. Через 100 лет, в 1255 году, на луцкий замок Люберта нападал золотоордынский воевода Куремса. Он был не последним, кто пытался разрушить деревянный детинец.
После перестройки замка его каменные стены пытались покорить польские короли: Казимир в 1349 г. и Ягайло в 1431 г., а также литовский князь Сигизмунд в 1436 году.
Предание о защите замка от короля Ягайло
Когда пытался овладеть Волынью и взять замок Любарта в осаду после жестоких боев, крепость все-таки смогла выдержать натиск и отстоять независимость края. Согласно преданию, не только надежность крепости помогла защитникам одержать победу, но и их личная изобретательность. После продолжительной и изнурительной осады, когда боеприпасы уже заканчивались, местные жители приняли решение катапультировать полякам разлагающиеся трупы животных. Под обстрелом мертвых зверей поляки все-таки отступили.
Позднее применение крепости
Любарта и его защитники смогли противостоять даже нашествию монголо-татар. В 1569 году, когда была заключена Люблянская уния и образована Речь Посполитая, замок стал королевской резиденцией. К XVII веку крепость начала терять свои оборонные способности. К этому времени в замке располагались: суды, резиденция епископа, канцелярия, хозяйственные строения. На территориях Верхнего и Нижнего замков находились латинские и православные кафедры, что давало возможность собираться шляхте обоих вероисповеданий. А Луцкий трибунал имел власть не только над Волынским, но и над рядом других воеводств.
С середины XIX века комплекс и вовсе стал приходить в упадок. А в 1863 году чиновники решили разобрать его и продать как строительный материал. Выездная башня и прилегающая стена «сошли с молотка» за 373 рубля. К счастью, распродать крепость не успели, ведь в 1864-м киевская комиссия запретила снос комплекса. А вот Нижний замок ждала более печальная участь.
В 1870 году в замке обосновалась пожарная команда, построившая над Владычьей башней будку, с которой велся контроль над городом. В 1918 году на территории Замка был сооружен летний театр с деревянным павильоном и фойе. Здесь показывали так называемые «живые картины», которые на тот момент считались писком моды. Так и появился один из первых кинотеатров Луцка.
Сегодня замок Любарта, или Луцкий замок, является историческим музеем и национальным памятником.
Башни
Укрепление крепости имеет форму неправильного треугольника, в каждом углу которого находятся башни: Выездная, Владычья, Стыровая. Со стороны запада расположилась Выездная башня, на которую поднимаются, чтобы рассмотреть город с высоты птичьего полета. Элементы башни отражают различные исторические факты. К примеру, на главном фасаде над центральным входом есть две арки. Раньше в них были ходы, в которые можно было попасть с подъемного моста, расположившегося надо рвом. Сегодня арки замурованы, а вместо моста построен обычный вход.
Внутри башни находятся две винтовые лестницы. В башне есть несколько этажей, на каждом из них располагается экспозиция древних гравюр и картин, посвященных данному замку, а также старинных карт Волынского края. На верхнем этаже - выставка старых игрушек, ключей, бутылочек и прочих предметов. Во Владычьей башне также содержатся экспозиции, посвященные городу и твердыне.
Лобное место
Перед Выездной башней во дворе стоят орудия, используемые как для осады, так и для защиты, а также различные приспособления, сохранившиеся со времен Средневековья. В XVI веке на этом участке было лобное место, на котором казнили людей, как правило, посредством отрубания головы.
Другие постройки
На территории крепости находятся: подземелья, княжеский дворец, уездная казна и дом шляхетских судов. Частично сохранился также собор Иоанна Богослова, который был первым христианским храмом Луцка. Говорят, что именно здесь был похоронен князь Любарт.
Около остатков храма расположилась экспозиция старой плитки и кирпича. Тут можно рассмотреть кирпич разных размеров и времен. На некоторых экземплярах есть даже древние надписи. Еще во дворе можно увидеть остатки деревянных построек и старые металлические предметы.
Замок Любарта славится также большой коллекцией старинных колоколов (единственной на Украине), музеем печати и коллекцией оружия.
Надписи на стенах
На протяжении существования крепости люди оставили множество надписей на ее внешней стороне. Фактически все стены между башнями покрыты различными словами. В основном это имена людей и даты. Самая древняя запись на стене датируется 1444 годом. Надписям присуще разнообразие шрифтов, способов выцарапывания и каллиграфии. Среди них есть и записи известных людей, например сестры Леси Украинки, Ольги Косач, от 1891 года.
Заключение
Вот мы с вами и познакомились с такой колоритной и увлекательной достопримечательностью Западной Украины, как замок Любарта. Луцк встречает своих гостей еще множеством интересных мест, среди которых, кстати говоря, находятся и остатки Нижнего замка. Ну а замок Любарта ежедневно ждет туристов с 10:00 до 18:00. Стоимость входа составляет всего 10 грн (около 25 рублей российских) для взрослого и 2 грн (примерно 5 руб.) для ребенка. Ну а тем, кто желает посетить башню и прослушать экскурсию, придется заплатить 50 грн (в пределах 130 руб.). Приезжайте в Луцк и прикоснитесь к многовековой истории своими руками!
Строительство Верхнего замка началось в 1350-е годы и было завершено в 1430-е, хотя некоторые элементы (например, крыши башен) менялись в течение последующих веков. Окольный замок начали реконструировать в кирпиче с 1502 года. После постройки замок был резиденцией Великого князя, а после образования Королевства - резиденцией королевской власти, где были сосредоточены политические, административные, судебные, оборонительные, религиозные функции центра Воеводства Волынского.
В 1429 году в княжеском дворце, что находился в Верхнем замке, проходил съезд европейских монархов, где обсуждалась политическая и экономическая обстановка центрально-восточной Европы, а также решался вопрос о коронации Витовта. Замок Любарта неоднократно подвергался нападению. Так, в 1431 году во время «Луцкой войны» он выдержал осаду войск политических противников великого литовского князя Свидригайло. В 1595 году замок был взят военными отрядами Северина Наливайко.
На территории Луцкого замка находились кафедры латинский Святой Троицы и православная Иоанна Богослова. В них проходили собрания и сеймики волынской шляхты обоих вероисповеданий. В замке действовали разного рода суды, которые занимались вопросами городского и воеводского масштаба. В отдельный период в замке действовал особый суд - Луцкий Трибунал, которому подчинялись несколько воеводств.
В XVIII веке замок начал терять свои функции, что было связано с общественными трансформациями общества Речи Посполитой. Окольный замок прекратил свое существование, а в XIX веке, когда Волынь была аннексирована Российской империей, и Верхний замок прекратил существование. Остались руины, которые только на рубеже XIX-ХХ веков начали оберегать законом.
На протяжении ХХ века Верхний замок и остатки Окольника были реставрированы и сегодня открыты для посещения. А в начале XXI века был восстановлен и небольшой кусочек Окольного замка.
Панорама замкаИстория
Постройка замка Любарта велось в несколько периодов, которые охватывают кирпичную историю строительства, к которой на месте этих замков существовал деревянный детинец.
Первый строительный периодДеревянный детинец
Укрепленное крупное поселение на месте нынешнего замка Любарта располагалось на острове среди болот с Х века. Укрепления были деревянными и охватывали почти весь остров. В конце XI века. начинается сооружение вала в несколько этапов. Первоначально высота вала достигала 1 м. А впоследствии дорос до 3 м. На этом валу и по всей территории острова появились новые мощные деревянные укрепления, которые имели вид сложных рубленых конструкций типа городень с заборолами. Детинец выдерживал длительные и тяжелые осады. В 1150 г. полки Юрия Долгорукого окружили Луческ (тогдашнее название Луцка) на 6 недель, но так и не смогли его взять. В 1175-1180 г. посреди детинца строится каменная церковь Иоанна Богослова. В это время детинец формировался как княжеский двор - главная резиденция князя. Здесь проживала княжеская семья, различные чиновники. В 1259 г. город не выдержал осады хана Куремсы. И уже через два года князь Василько Романович по требованию ханского воеводы Бурундая разобрал укрепления Луцка. Итак некоторое время укреплений не было вообще. И с ослаблением зависимости Волыни от Золотой Орды в начале XIV века. деревянные укрепления возобновились в полном объеме.
Любарт как первый строитель каменного замка
ЛюбартВ 1331 году сын Великого князя литовского Гедимина Любарт женился на дочери Великого князя Галицко-Волынского княжества Андрея II Юрьевича Агрипиною. В 1340 году он стал Великим князем Галицко-Волынского княжества. Примерно в это время начинаются масштабные работы по реконструкции укреплений. Точную дату установить невозможно, но есть основания полагать, что строительство каменного замка началось не ранее середины века. Однако строительство не ограничивалось только самим замком. Была сооружена дамба с целью повышения уровня воды вокруг княжеской резиденции, подъемный мост над рвом перед башней. Само же строительство из кирпича велось за пределами тесного детинца вокруг одной из его стен. Таким образом, площадь детинца могла быть расширенной. Кирпич с размерами 28-30 см х 12,5-15 см х 7,5-9 см изложенная в технике готической кладки. Так была построена башня, княжеский дворец и западную стену (см. рис.). Это составило первый строительный период. Хронологические рамки этого периода логично считать 1352-1366 г. - время от заключения перемирия с Казимиром III Великим в начале боевых действий (здесь и далее хронологические рамки строительных периодов подаются за авторством Троневича П.).
Второй строительный периодВ 1366 г. вследствие потери столичного города Владимира Любарт переносит столицу в Луцк и таким образом окончательно утверждается здесь. Сразу же начинаются дальнейшие масштабные работы по реконструкции укреплений. В этот период окольного города, которое по древнерусской традиции располагалось рядом (вокруг) детинца, расстраивается в пока что деревянный Окольный замок с огородной и оборонительными башнями. Его территория застраивается дворами приближенных к Любарта чиновников, епископов и прочей знати. А собственно городское общество вытесняется за пределы Окольного замка. В 1370 году умер Казимир и война прекратилась. С этого времени фортификационные реконструкции в Луцке продолжились. Въездная башня повысилась на один ярус, над ней устроили шатровую крышу. Больше половины северной стены заменили кирпичными стенами. То же касается восточной стены. Была заложена Стырова башня с аналогичными Въездной контрфорсами на внешних углах. Башня была созданная только на уровень с оборонительными стенами. Используемая кирпич была более приближенной к единому стандарту, лучше на обжиг и из лучшего сырья. Для того, чтобы фундамент не сдвигался с вала, строители использовали выравнивание в виде ступенчатых террас. Кроме того, они использовали фирменный знак - тонкие прорези на швах раствора между кирпичами. Таким образом, визуально легко определить, какая именно часть стен была возведена в это время. Все эти изменения составляют второй строительный период. Закончился он в 1385 г. со смертью Любарта. Так, в двух замках - Верхнем и Окольном - сосредоточились все органы управления Волынским княжеством: законодательные, исполнительные, судебные, церковные. Это был престижный район проживания, где имели собственность только богатые мещане, представители власти и духовенство. Однако мощно развитое в экономическом и культурном плане городское общество не почувствовало в этом негативных последствий. Строительство за пределами замков хоть и было деревянным, но намного масштабнее и монументальнеее.
Замок с эпохи Витовта
Третий строительный периодПосле смерти Любарта Великим князем становится его сын Федор Любартович. Но он не имел прав на луцкое княжение, поскольку был сыном не первой жены Любарта. В 1387 г. литовский князь Витовт вместе с семьей, князьями, боярами осел в Луцке. С 1392 г. Луцкое княжество переходит к нему навечно, в это же время он стал Великим князем литовским. Витовт уделял большого внимания Луцке. Он часто находился в городе, включил его в сферу великокняжеской политики. За его правления Луцк имел статус неофициальной южной столице Литвы. Конечно, это имело свое большое значение для замков, особенно Верхнего, резиденции Великого князя. На время княжения Витовта приходится третий строительный период, который реализовывался в несколько этапов. Всего следствием его стало то, что уже весь Верхний замок предстал в кирпиче: северная стена и восточная домурувалися, а в месте их стыка возвели Владычья башня. Все три башни накрыли гонтом. Владычья башня в отличие от других была возведена за один прием. Характер кладки, размеры кирпича указывают на полную идентичность с замком Витовта в Гродно, что указывает на работу одной бригады мастеров в этих городах. Также на территории замка находился княжеский дворец, который впоследствии, как замок стал королевской собственностью. Как известно из документов, в середине ХVI века. на месте старого началось строительство нового дворца с использованием итальянских (надо думать - ренессансных) архитектурных элементов. Дворец был прибулований до Въездной башни и имел длину 28, ширину 6, а высоту 10 саженей. Над южной частью остатков дворца было сооружено помещение судебной канцелярии, о котором впервые упоминается в 1789 г. В 1427 году Витовт получил буллу от Папы Римского Мартина V о перенесении кафедры из Владимира в Луцк. Поэтому еще в 1425 году в Окольном замке началось строительство деревянного костела Святой Троицы. Через два года он был завершен.
В 1429 г. в стенах замка Любарта, а именно в княжеском дворце, состоялся съезд европейских монархов, где среди прочих вопросов рассматривалась возможность коронования Витовта на литовскую корону. Это обострило отношения с Польским королевством. Но очень скоро Витовт умер, так и не став королем. А тяжелое наследство непростых отношений с Польшей перешел к его преемнику Свидригайло.
Свидригайло, Сигизмунд Кейстутович
Через два года после съезда началась Луцка война. Коронное войско окружило замок и несколько недель держали его в осаде. Защита замков полагался на воеводу Юршу. Наконец, коронное войско было вынуждено отступить, понеся большие потери. Замок выдержал оборону. Сложная политическая ситуация привела к тому, что Литва разделилась на два княжества - собственно Литовское во главе с Сигизмундом Кейстутович и Луцкое (Русское) - со Свидригайло.
В августе 1434 года, до сих пор сторонник Свидригайла, староста - князь Александр Нос - отдал Луцкий замок князю Сигизмунду Кейстутовичу. Старостой он назначил Ивана Гаштольда. В 1436 г. замок выдержал осаду войсками Сигизмунда. Затем замок перешел к Свидригайло, в конце или в начале 1438 1439 - опять Сигизмунда Кейстутовича.
Замок Любарта нуждался в дальнейшей модернизации. Под конец жизни Свидригайла проводились строительные работы в Верхнем замке, которые составили четвертый строительный период. В это время стены замка были наращенные, был заложен дополнительный ряд аркоподбных бойниц для огнестрельного оружия. Также был установлен дополнительный ярус деревянных галерей для обслуживания новых бойниц. Стырова башня была домуровано до уровня двух других. Некоторое время эту башню называли Свидригайловой. Таким образом, сооружение Верхнего замка в кирпиче было завершено. Работы последующих строительных периодов не сильно изменили образ твердыни. Несмотря на большое архитектурное сходство с замком в Черске, существует мнение о влиянии прусской фортификационной мысли на строителей Верхнего замка.
Реконструкция Окольного замка
В 1473 г. Окольный замок в отличие от Верхнего оставался деревянным. Венецианский посол Амвросий Контриани отмечал его прочность. Однако во второй половине XV века. обострилась опасность от турецко-татарских набегов и его прочности оказалось недостаточно. В 1500 и 1502 г. Луцк пострадал от нападения орды. Турки пробирались и глубже на Полесье, в Литву и Польшу. Возникла насущная потребность для крепкого укрепления волынских замков. Уже с 1502 г. начинаются масштабные работы в Луцке. Сначала было изготовлено 240 000 штук кирпича, потом еще 70 000. На оплату наемным рабочим для кладки было потрачено 215 коп денег, на различные материалы для работы и прочие расходы - еще 384 коп. В последующие годы было потрачено еще больше денег. Деревянные городни Окольного замка стали заменять на кирпичные стены. Толщина стен составляла 1,7-2 м. Система кладки - готическая орнаментное. Однако изготовленной кирпича было недостаточно для полной реконструкции Окольника. Незавершенная часть замка сводилась в дереве. Работы проводились за счет таможенных поступлений. В последующие десятилетия происходило незначительное завершения реконструкции Окольного замка. Так, каменные башни получили такие же укрытия, как башни в Верхнем замке. Таким образом, из восьми башен Окольника 4 были каменными: Чарторыйских, Свинюська, Ивана казначея, и других князей Четвертинских, Архимандрича, - а 4 (со стороны заселенных холмов городских окраин) деревянными: Воротня, Перемильська, Пинска, Владик волынских.
Замок в XVI–XVII вв.
Луцкий замок XVI вПовторное предоставление Луцке магдебургского права в 1497 г. создало новую правовую атмосферу. Город уже не принадлежало замка, оно получило свои суд и руководство в виде двух коллегий: Ряды во главе с войтом и Совета во главе с бурмистром. Коллегии заседали в городской ратуше. Это негативно повлияло на экономическое положение Замка, поскольку таким путем он уменьшил свои феодальные владения и права. Во главе Замка продолжал оставаться староста. Его власть распространялась на мещан в основном в той мере, что он был военным начальником всей фортификационной системы города, которая включала как замки, так и многочисленные заборы, оборонительные кольца города. Однако это давало возможность и в экономическом плане ущемлять горожан. Замок же функционировал за счет сел, которые ему принадлежали. В 1552 г. после практики раздачи сел шляхте за какие-то заслуги их было всего 8. Так, в этих селах были заготовлены отдельные дворы на случай приезда великого князя, иностранных послов и других гостей. Рядом с такими дворами жили люди, которые все это обслуживали. Дворы содержались на повинностях крестьян замковой волости. Гончары удовлетворяли потребность в посуде, плотники выполняли ремонтные работы в замке. Каждый вид деятельности зависимых от Замка крестьян, облагался оброком в натуральной или денежной форме. Таким образом, доходы от этих сел шли на содержание административного аппарата и ведения замкового хозяйства.
Структура замкового суда
Судопроизводство принадлежало к компетенции луцкого замкового правительства. Юрисдикция суда распространялась на уезд, на волынскую шляхту, иногда на все воеводство, а в отдельных случаях на несколько воеводств. До реформ Литовских уставов действовало два замковые суды: возглавляемый старостой гродский, который занимался всеми делами, и апелляционный суд маршалка Волынской земли. После Литовского устава 1566 г. структура суда стала более разветвленной и профилированной. Заседания всех судов происходили в комнатах Верхнего замка, или в кафедральном соборе Иоанна Богослова. Следовательно, суд делился на гродский, земский, подкоморский.
Гродский суд. В ведении этого суда находились уголовные дела. Подлежал уездному старосте. Должность судьи была выборной. Судья избирался из местной шляхты. Судебным исполнителем была должность возного. Возный избирался на луцких сеймиках. Записи о рассматриваемые дела занотовувалися писарями в луцкие гродские книги, которые хранились в притворе православной кафедры. Для рассмотрения дел гродский суд собирался ежемесячно на «годы» в течение всего года. В ведении суда находилась тюрьма, которая располагалась в башнях Верхнего замка, и палач. Иногда для допросов применяли пытки. Для этого была отведена отдельная небольшая башня, которая располагалась у входа в замок. Казни совершались на площади перед замком и на Рыночной площади перед ратушей.
Земский суд, в 1594 г.Земский суд. Земские суды были независимыми от замковой администрации, избирались на сеймиках и утверждались королем. В состав входили судья, пристав и писарь. Этот суд рассматривал гражданские дела Луцкого уезда. Замковый правительство выделяло помещения для заседаний этого суда и обязывался хранить актовые книги. Сессии земского суда происходили трижды в год в течение нескольких недель каждый.
Подкоморский суд. Этот суд решал земельные дела. Заседания проходили непосредственно на земельных участках, где были споры. Подкоморий слушали стороны конфликта, мерники и копатели делали свои работы и тогда выносились приговоры.
Каптуровий суд. Это был единственный для всех уездов суд во время мижкороливья. Сессии собирались в конце каждого месяца. Основная деятельность заключалась в слежке за строгим соблюдением законов населением воеводства Волынского.
Луцкий трибунал. Это высший апелляционный суд Волынского, Брацлавского и Киевского воеводств. В состав входили шесть депутатов и местный земский суд в полном составе. Существовал до 1598.
Застройка замков и новые реконструкции
Застройка Верхнего замка в XVI в.На протяжении XVI века. замковая территория была довольно застроенной и содержала совсем мало свободного места. Иллюстрации дают описание сооружений, которые находились на территории, описания дворов и их владельцев. Главными частями Верхнего замка были владычий двор, собор с кладбищем и княжеская территория, на которой стоял дворец. Вся же территория содержала такие сооружения (см. план): 1. Княжеский дворец, 2,3. Королевские дома, 4. Лестница на Въездную башню, 5. Светлица, 6,7. Кухни, 8. Сарай (пушкарня), 9. Тарас (тюрьма), 10. Дом с сенями, 11. Погреб, 12. Кафедральный собор Иоанна богослова, 13. Забор владичого двора, 14. Дом с кельей, 15. Большая деревянная колокольня, 16. Дом, 17. Лестница к башне Владычья, 18. Баня, 19. Дом владычий с мансардой, 20. Малая колокольня, 21. Подвал, 22. Кладбище.
Застройка Окольного замка в XVI в.Территория Окольного замка была плотно занята дворянскими дворами, которых внутри века было более 50. На территории было 3 узкие улочки, на которых стояло несколько православных церквей и кафедральный костел Святой Троицы. Здесь проживали различные чиновники и духовенство. Возле подъемного моста, который вел к Воротньой башни Верхнего замка находилась деревянная башня Окольного замка Всех владык волынских. Она использовалась для допроса преступников, которых осуждал гродский суд. Возле башни было место, где казнили осужденных на горло.
Несмотря на большую военную угрозу оборонная способность Луцкого замка на протяжении второй половины XVI века. снижалась. На это указывают люстрации и инвентаре замка. Основной причиной такого упадка является то, что в настоящее время Луцк уже не был пограничным городом, то есть отпала необходимость в большом вооруженности, и замок уже не был в центре политической жизни королевства. Кроме того, значительное распространение артиллерии уменьшило роль замков во время военных действий. Еще одной причиной упадка оборонной функции всех государственных замков вообще есть злоупотребления старост и урядников, которые присваивали средства, предназначенные на их содержание.
Это давало свои негативные последствия. Так, в 1595 г. казаки Северина Наливайко захватили Луцк и стянули большую контрибуцию. Следовательно, функции замка с оборонных сузились только в административно-судебные и духовные.
Взятие Луцкого замка. С. Наливайко, 1968 годВ середине XVII века. роль замков еще больше уменьшилась и в 1652 г. волынские послы на варшавском сейме получили инструкции по укреплению загона городов вообще, а не только замков. Люстрация 1658 г. фиксирует Луцкие замки такими, которые требуют реконструкции: башни стояли непокрытые, оружия не было никакой, кроме двух орудий. Зато экономическое положение улучшилось - произошел возврат села Голышев, получение налогов с перевозов на реке Стырь, городская капщизна, торговый налог и прочее. В целом сумма дохода составила 995 флоринов в год, из которых после расходов на содержание замка оставалось 750 флоринов в год. Эти деньги и пошли на реставрационные работы в 1667 г. Стырова и Въездные башни были достроены еще одним ярусом, отреставрированы стены между Въездной и Владычьей, в западной половине северной стены над нижним рядом арочных дальнобойных бойниц был устроен ряд с чередованием щелевидных и арочных бойниц ближнего боя. Эти изменения составили пятый строительный период.
Пятый строительный периодОкольный замок также не стоял в запустении. Еще в начале XVII века. произошли большие изменения. Староста луцкий Радзивилл Альбрехт Станислав подарил ордену св. Бригитты свой дворец, который располагался в южной части Окольного замка. После этого орден начал активную перестройку дворца и его кельями с костелом. Новый корпус заменил собой часть стен замка (см. иллюстрацию). То же самое произошло и с куском стены, который с юга примыкал к Въездной башне Окольного замка. Орден иезуитов, который прибыл в Луцк в то время, начал возводить ренессансный костел. Чуть позже за ним был построен коллегиум, западная стена которого заменила часть стен Окольного замка. Южная стена костела и коллегиума имеют бойницы - таким образом оборонительная функция замка не была нарушена.
Резкие изменения XVIII века
Шестой строительный периодВ XVIII ст. замок Любарта застали некоторые трансформации. Во-первых, как видно из иллюстраций и описаний, замок практически потерял оборонительную функцию. Во-вторых, вследствие жесткой религиозной борьбы замок уже не мог быть стабильной духовной столицей Волыни, поскольку православная кафедра Иоанна Богослова переходила то униатам то православным, а впоследствии и вообще сгорела без восстановления, а католическая кафедра Святой Троицы также не могла быть восстановленной после пожара 1781. Хотя кафедру перенесли в соседний костела Петра и Павла, и приближение разделов Польши, а особенно третьего, уже пошатнуло мощь католицизма на Волыни. И если в начале и в середине века замок еще играл значение административного, судебного и духовного центра, то на конец века упаднические тенденции усилились, пошатнув положение. Это касается и физического состояния обоих замков. Так, люстратори 1765 г. уже не заметили княжеского дворца, на законсервированные гродские книги в Стыровой башни протекала дождевая вода, оружия не было никакой. Окольный же замок имел еще достаточно хорошие стены. Он на это время уже именуется пригродком, а его территория приравнивается к обычной городской. Причиной такого является то, что во-первых, весь Луцк на тот момент был укрепленной крепостью, что в некоторой степени уравнивало привилегированную замковую территорию с собственно городской, во-вторых, этому способствовал рост значимости городского населения, которое приближалось к шляхетского сословия.
Четвертный строительный периодПосле пожара 1781 г. замки требовали реконструкции, поэтому староста Юзеф Клєменс Чарторыйский начал перестройки. Въездная башня Верхнего замка несколько изменила лицо. Входы, которые располагались высоко над площадью, было замуровано. Зато часть вала забрали и сделали один большой вход в замок в цоколе башни. То есть вход существенно снизили. Построили новый каменный мост со сводчатой аркадой. Саму башню укрепили мощными контрфорсами так, что старые контрфорсы частично вошли в новые. Частично на месте княжеского дворца построено помещение канцелярии, куда перенесли архивные судебные книги с кафедры Иоанна Богослова, так и сгорела. Стены Окольника пострадали от огня очень сильно. После этого три из четырех башен начали разбирать. Фактически, Окольный замок как замок прекратил свое существование. А понятие «Луцкий замок» стало касаться только Верхнего. Эти события и работы составили шестой строительный период, который сформировал лицо Верхнего замка таким, каким он дошел до сегодня.
Замок в Российской империи - новые реалии нового государства
Рисунок Замка Любарта. Казимир Войняковський, 1797После третьего деления Польши Луцк оказался в составе Российской империи. Вследствие лояльного отношения царей к полякам и новоприсоединенных территорий здесь некоторое время продолжали действовать Литовский статут, земский и подкоморский суды, собирались сеймики. Кроме того, возобновилось луцкое униатское епископство, кафедра которого находилась в соборе св. Дмитрия на территории бывшего Окольного замка. В замковой канцелярии продолжал работать регент судебных актов Яков Коженевский. Он работал над составлением реестра документов, собранных на протяжении последних трех веков в замковых архивах. В 1807 г. на территории Верхнего замка была построена уездная казна. Однако автономия Волыни продлилась недолго и уже в 1840 окончательно была отменена древняя система судоустройства, а униатскую церковь ликвидировали, присоединив ее официально к православной. Деятельность замка как такового была приостановлена. Его территория на здания считались обычной городской территорией.
Микола Кулеша, 1852С этого времени замок используется преимущественно как архив, жилье и пожарная служба. После пожара 1845 г., во время которой сгорели большинство луцких костелов и монастырей, обугленные стены замка розтягалися на строительный материал. Верхом негативных тенденций было издание в 1863 г. «височайшего повеления» о разборке башни и стен замка на строительный материал. За Въездную башню на аукционных торгах дали 373 руб. И некогда величественную крепость Луцка начали разбирать на материал. Однако это оказалось не так легко. Ведь даже после стольких веков прочность сооружения была достаточно высокой. Замок разбирался очень медленно. Уничтожить удалось лишь часть стены возле Въездной башни, а саму башню не смогли разобрать даже частично. Прочность замка спасла его и в этом веке. В следующем году киевская техническая комиссия пришла к выводу, что стены находятся в аварийном состоянии, более того, их следует сохранить как исторический памятник. Замок оставили в покое. Он стал привлекать к себе значительное внимание художников, писателей, любителей старины. Во второй половине XIX века. было сделано немало рисунков, гравюр, которые изображали живописные руины, написано много статей и исследований по истории замка и города в целом.
Вот как писал о замок волынский польский писатель того времени Юзеф Крашевский:
Я видел много руин замков, но ни один из них не показался мне таким величественным, таким хорошим, таким красноречивым, как этот - а может то имя Витольда добавляет ему очарования? ... Волынские замки сохранились лучше, потому что они дольше всего были нужны. Острожский, Дубненский, Чарторыйский, Луцкий, Олыкский, замок в Конюхах, и т.и. и своим количеством, и сохранением свидетельствуют о том, как долго этот край сопротивлялся нападениям и которые претерпел долгие войны. Луцкий и Олыкский замки могут дать лучшее представление, что такое древний оборонительный замок.
Перая фотография замка. 1866 год, Автор Козловский
В 1887-1890 г. было выделено 623 руб. на восстановительные работы в замке. Бреши в стенах замуровали, Воротню башню стянули металлом. Однако аттик на этой башни разобрали, потому что он находился в аварийном состоянии. В последующие десятилетия несколько комиссий отмечали крайне плохое состояние стен и башен, которые угрожали падением. Были разработаны проекты К.Иваницкого, а потом и К.Тележинського о спасительной реставрацию. Однако денег не было выделено. В конце концов прилегающая к Въездной башни часть стены с лестницей рухнула. Но это уже никого не беспокоило, потому бушевала Первая мировая война, а империя прекратила свое существование.
XX век
Замок на почтовой открытке XX векаПо Рижскому мирному договору Волынь возвращается в состав Речи Посполитой. Сразу в 1921 г. начались консервационные работы в замке. Была составлена смета на почти 2,7 млн польских марок для работ в замке. В конце концов, ассигнования выросли до 9 млн марок. Работы велись Люблинским консерваторским округом под руководством архитектора Сенницького. Въездную башню было укреплено, выполнены железобетонные перекрытия нижних ярусов башни, укреплены Владычья, накрыт Стырова башни. В бывшей канцелярии открыто Волынский естественно-краеведческий музей. В документах тех времен крепость называется замком Любарта - именно от этого времени и до сегодня луцкий Верхний замок именуется именно так. Один из тогдашних исследователей Леонид Маслов писал:
Замок Любарта - своим планом, положением стен и башен очень напоминает замки южной Германии, позже были наследованы на наших западных землях Галицко-Владимирской государству. Однако замок это не копия таких замков; под архитектурным и конструкционным осмотром в отношении упомянутых он большим шагом поступил вперед. Не много нам осталось со старокняжого оборонного строительства памятников, чтобы с уверенностью можно было с ними сравнивать луцкий замок.
Фото Луцкого замка сверху, 1978 год
Выполнение ремонтных работ в замке было прервано Второй мировой и вхождением Волыни к СССР. В 1963 г. замок был утвержден как памятник архитектуры, находится под государственной охраной. С этого времени начались работы по реставрации и консервации замка. В течение 60-70-х годов велись масштабные работы по проектам М.Говденко в исполнении Годованюк О. М. Башни были укреплены, стена между Въездной башней и канцелярией восстановлена, реконструированы интерьеры, восстановлены межярусные перекрытия, аттики на башнях, на стенах восстановили деревянные боевые галереи, все утраченные элементы укреплений заменены новыми так, чтобы воссоздать прежний вид. В 1985 г. был создан Историко-культурный заповедник «Старый Луцк», который включал территорию старого города с замком и многими другими объектами. С того времени, крепость постоянно находилась под наблюдением специалистов. Были проведены основательные археологические исследования территории замка Любарта - княжеского дворца, собора Иоанна Богослова, замковых фундаментов. Делались геологические исследования культурных слоев, изучалась история замка в литературных источниках.
XXI век
В 2011 году по итогам акции «Семь чудес Украины» Верхний замок занял первое место.
Архитектура
Окно в башнесобой в плане равносторонний треугоЗамок Любарта представляет собой в плане равносторонний треугольник с выпученными сторонами и расстояниями между вершинами (башнями) 100 м. Высота стен около 12 м над валом. Толщина достигает до 3 м. верхняя часть имеет толщину 0,8 м. В общем на замок использовано до 5 млн кирпичей. В течение шести веков существования уровень пола замкового двора поднялся примерно на 3,8 м. Стены и башни выложены в готической системе кладки. Размеры кирпичей колеблются в зависимости от строительного периода, в котором они использовались. В общем это (28-30)х(12.5-15)х(7.5-9.5) см. На стенах содержатся боевые галереи с бойницами. В некоторых местах покрыты гонтовой крышей. Возле Въездной и Владычья башни на консолях держатся эркеры с машикулями - отверстиями для обстрела зоны подошвы стены.
Пушка в замкеВъездная башня представляет собой пятиярусное прямоугольное сооружение. Ее высота 28 м., а размеры 11,9х12,05 м. В южной части расположены винтовые лестницы, и соединялись с княжеским дворцом. От угла башни начинается стена Окольного замка. Внизу башня подпирается мощными контрфорсами, возведенные в начале XIX века, которые немного сужаются кверху. Между ними арочный вход в замок. Над входом расположены два портала с арочным завершением. Это бывшие входы в замок, когда они закрывались подъемным мостом. В средней части фасада выступают квадратные зубцы, расположенные над промежуточным карнизом. Верхний карниз имеет аркатурний мотив и опоясывает башню по периметру. Под ним находятся два отверстия. Аттик имеет мощные зубцы-мерлони ренессансной формы. Задний фасад башни, который выходит в замковый двор, имеет более простую структуру. Центральный проход имеет готическое завершение. Средние ярусы башни, за исключением верхнего, имеют по одному окну, обрамленные белокаменными ренессансными наличниками.
Башня Чарторыйских Окольного замкаСтырова башня, как и Въездная, имеет форму прямоугольного параллелепипеда, подпирается снаружи контрфорсами. Высота 28 м.,размер в плане 10х10 м. Также имеет два внешних ответвления: восточное (короче) является остатком восточного оборонительного кольца, южное (дольше) - остаток Окольного замка. Имеет два входа с белокаменными порталами: нижний долгое время был засыпан, поэтому пользовались входом второго яруса.. Отсюда есть сообщение с верхними ярусами по винтовой лестнице, проходящих в стене. На стенах можно проглядеть орнаментальный тип кладки кирпича. Пятиярусная башня завершается аттиком с зубцами. В целом толщина стен уменьшается вверх: на нижнем ярусе достигает 3 м, а на верхнем (аттиковий) - 75 см. С третьего яруса есть выходы на боевые площадки стен. В стенах разных этажей устроены бойницы, некоторые из окон имеют готическое обрамление, другие - ренессансное. Перемычки внутренних дверей арочные.
Восстановленная стена Окольного замкаАрхитектура Владычьей башни еще более лаконична. Высота составляет 14 м., размер в плане 8,75х8,50 м. Толщина стен на нижнем ярусе - до 3 м, на верхнем - около 1 м. Башня не имеет отделки. С третьего яруса есть выходы на боевые площадки стен. Свода над вторым ярусом цилиндрическое. Перемычки бойниц с арочным завершением. Башня покрыта гонтовой шатровой крышей, над которым высится на ножке металлическая фигура «Кликун».
Башня Чарторыйских Окольного замка также представляет собой прямоугольный параллелепипед, накрытый гонтовой островерхой крышей. Между башней и южным углом иезуитского коллегиума стена замка имеет бойницы. Из башни есть выход на боевую галерею этого участка Окольника. Так же есть выход в противоположную сторону - на стену замка, которая далее тянется на юг. Сейчас этот выход частично замурован и оставлен в виде окна. Особенностью сохранившихся частей Окольного замка есть фундаментные арки и орнаментная кладка отдельных участков стен, где использовался кирпич разных цветов.
Состояние Окольного замка
Окольный замок. СхемаХотя Окольный замок уже давно прекратил свое существование, но согласно исследованиям, осталось 55% от того, что было XVIII в. Схема пути улиц в бывшем Окольнику и некоторые другие элементы сохранены. Конечно это касается стен, башен и пристенных построек замка. Здания, дворы, которые находились внутри, давно исчезли с территории замка, за исключением нескольких сооружений. В 2009 г. велись работы по восстановлению части стен Окольника, которые шли от Въездной башни Верхнего замка в доме XVI века, который до сих пор сохранился. Следовательно, кроме этой части, от Окольного замка XVIII века. сохранились следующие элементы (см.схема: синий цвет - сохраненные участки, зеленый цвет - восстановлена участок, красный цвет - путь стен Окольника):
1) дом XVI века;
2) монастырь шариток;
3) костел иезуитов с западной стеной коллегиума и башня Чарторыйских;
4) остатки стен с башней Чарторыйских;
5) задний фасад монастыря бригидок;
6) кусочек стены между Стыровой башней Верхнего замка и Архимандричою (сейчас не существует) Окольного.
Надписи на стенах замка
Практически все стены между башнями покрыты надписями; обычно это имена людей и даты. Старейший найденный надпись датируется 1444. (или 1602, 1616). Она сделан на том участке стены, которая на тот момент уже была построена. Надписям присуще разнообразие шрифтов, каллиграфии, ономастики, датировок. Привлекают внимание надписи известных людей. Так, надпись «A. N. KORZENIOWSKI R. P. 1799» принадлежит некому Коженевскому, который в течение долгого времени работал над архивами замка, сложенными за последние 300 лет его работы. Во Владычьей башней в стене содержится кирпичик, на которой когда-то написала сестра Леси Украинки Ольга: «1891 Ольга КОСАЧ».
Замок Любарта в наши дни
Выставки
Старые книги в музее замка ЛюбартаНа втором этаже Воротньой башни расположена выставка «Плитниця», где экспонируются старинные строительные материалы, найденные во время археологических исследований. Здесь кирпич, плитка, изразцы, черепица. Здесь также размещена экспозиция «Замковая стража». На самой вершине башни есть смотровая площадка, с которой открывается вид на старый город и его достопримечательности. В Стыровой башне разместился клуб исторической реконструкции, выставки для посетителей не проводятся.
Выставка колоколовВо Владычьей башни на нижнем ярусе располагается выставка «Тюрьма». Чуть выше - «Замковая оружие», где подается к обзору замковый арсенал XV–XVII вв. Единственный в Украине музей колоколов разместился на двух верхних ярусах башни. Здесь собрана немалая коллекция колоколов из Волыни и других частей Украины, из Польши, Австрии, Румынии, России. Старейший датируется 1647 годом. Также есть колокола на деревянной колокольне, которая расположилась на территории замка. В подземелье замка законсервированы остатки православной, а затем униатской кафедры Иоанна Богослова - памятники архитектуры. В раскопках церкви хранятся могилы древних князей, епископов, богатых лучан. Также сохранилась княжеская гробница со скелетом с наконечником татарской стрелы в черепе. По предположениям это погребения Изяслава Ингваровича. Музей книги, который разместился в бывшей уездной казны постройки начала XIX века, имеет в коллекции не только старые книги, но и реконструированные старинные печатные станки, один из них XV ст., и прочее. Экспонируются книги XVII - XX вв. Сразу при входе к замку справа открыты фундаменты княжеского дворца. Здесь установлены мемориальные доски, одна из них сообщает о съезд европейских монархов здесь в 1429 г. Дальше фундаментами расположена бывшая канцелярия. Теперь Луцким художественным музеем. В коллекции картин входят работы художников Испании, Италии, России, Польши, Англии, Франции, Австрии, Украины, Германии, которые охватывают XVI - XX вв., и насчитывает более 300 работ. Кроме того, музей собрал несколько сотен полотен современных украинских художников.
Театральная постановка в замке ЛюбартаФестивали
В замке проходят очень много различных фестивалей, как исторического, этнографического, так и музыкального характеров. Это такие, как фестиваль дзвонарного искусства«Благовест Волыни»), флористического искусства, «Меч Луцкого замка», частично Up-fest, художественное шоу «Ночь в Луцком замке», джазовый фест Art Jazz Cooperation, частично «Полесское лето с фольклором» и другие события.
В символике
Издавна образ замка использовался как символ Луцка. Образ стен присутствует на многочисленных печатях, гербах, деньгах, значках, открытках.
Герб 1985 годаВ искусстве
Луцкий замок всегда привлекал многих художников изображать его башни на своих работах. Кроме иллюстраций в летописях, самым ранним изображением замка считается икона св. Игнатия середины XVIII века. На ней изображен вид обоих замков и церковных шпилей с горок на окраинах тогдашнего города. Еще одним изображением этого века является акварель Казимира Войняковского. В XIX в. было уже очень много авторов, внимание которых привлекали руины замка. Это Михал Кулеша, Наполеон Орда, Ян Конопацкий, П. Струков, Юзеф Крашевский, Корнилович, Г.Потоцкая, Леман и многие другие, среди которых есть и гравюры неизвестных авторов.
Луцкий замок (Любарта) - символ города Луцка и могущества Волынской крепости, один из крупнейших и древнейших на Украине, занявший первое место в списке « , знаменит самой большой коллекцией старинных колоколов и рыцарскими турнирами.
Мифы и факты
В настоящее время он имеет три названия: Луцкий (наиболее распространенное), Верхний (потому что в Луцке еще есть полуразрушенный Нижний) и Любарта.
Основан на холме Рюриком в XI веке (первое упоминание в летописях относится к 1075 году, когда в этой крепости выстояли 6-месячную осаду войска Болеслава Храброго). Первоначально это было небольшое деревянное укрепление. В 1340-1350-х годах, во время правления Любарта Гедиминовича, крепость была перестроена в кирпиче.
В конце XIV века пришедший к власти князь Витовт сделал Луцк южной столицей Великого литовского княжества и продолжил реконструкцию комплекса. Именно при нем город расцвел, превратившись в мощный политический, административный и религиозный центр всей Волыни, а приобрела такие очертания, как сейчас. После смерти Витовта княжить стал его брат Свидригайло, при котором была завершена перестройка. Поэтому Луцкий замок называют крепостью трех князей - Любарта, Витовта и Свидригайло.
Когда польский король, пытаясь овладеть Волынью, взял Луцкий замок в осаду в 1431, несмотря на жестокие и кровопролитные бои, крепость выдержала все разрушительные штурмы и отстояла независимость края. Согласно преданию, выстоять помогла дикая изобретательность защитников: после долгой изнурительной осады, когда закончились боеприпасы, местные жители начали катапультировать через стены мертвых животных, которые уже разлагались. Под градом трупов поляки отступили.
Луцкие защитники не сдались даже во время вторжения монголо-татар. Но к XVII веку оборонная функция стала падать. К этому времени здесь размещалась канцелярия, суды, резиденция епископа, хозяйственные постройки. С середины XIX века комплекс все больше приходил в упадок. В 1863 году местные чиновники решили вовсе разобрать его на строительный материал. Въездная башня вместе с прилегающей стеной были проданы с аукциона за 373 рубля. К счастью, разобрать крепость полностью не успели. Через год из Киева приехала комиссия, постановившая, что снос замка является «технической ошибкой».
В 1870 году здесь расположилась пожарная команда, добавившая над Владычьей башней будку для наблюдений за городом.
В 1918 году на территории комплекса построили летний театр в деревянном павильоне с залом и фойе. Здесь крутили модные тогда «живые картины». Это был один из первых кинотеатров Луцка.
Сегодня Луцкий замок является национальным памятником и историческим музеем, а его образ изображен на 200 гривневой купюре.
Что посмотреть
Укрепление имеет неправильную треугольную форму с башнями на углах. С западной стороны находится Въездная башня, на которую можно подняться с экскурсией, чтобы осмотреть город с высоты птичьего полета.
Особенностью башни являются конструктивные элементы, отражающие интересные исторические факты. Например, главный фасад над современным входом имеет две заштукатуренные арки. Это бывшие ходы, войти по которым можно было через подъемный мост надо рвом. Ныне арки замурованы, а вместо подъемного моста построен стационарный вход.
Внутри башни есть две системы винтовых лестниц. Сама башня разбита на несколько этажей, где располагаются экспозиции древних картин и гравюр с видом замка, а также старинных карт Волыни. На верхних этажах находится выставка старых ключей, бутылочек, игрушек.
Во дворе перед Въездной башней установлены средневековые орудия и приспособления. В XVI веке на этом месте было лобное место, где происходили публичные казни. Как правило, казнили, отрубая голову.
В пределах крепости находятся дом шляхетских судов (XVIІІ век), уездная казна (XIX век), княжеский дворец (XIV-XVI века), частично сохранился собор Иоанна Богослова - первый христианский храм Луцка XII века. Считается, что именно здесь был похоронен Любарт.
Рядом с остатками храма экспонируется большая коллекция старого кирпича и плитки. Здесь представлены кирпичи разных времен и размеров, с различными надписями. Во дворе можно также найти другие интересные старинные артефакты - остатки деревянных конструкций, старые гвозди, а также прочие металлические предметы.
Продолжаем путь во Волыни с востока на запад, всё глубже в её историю - ведь так сложилось, что последние семьсот лет центр Волыни, напротив, постепенно смещается с запада на восток, от приграничного Владимира-Волынского до соседнего с Киевом Житомира. Но дольше всего, в 1324-1795 и 1921-39 годах (то есть почти весь польско-литовский период) столицей Волыни был Луцк - ныне центр Волынской области (255 тыс. жителей) в 70 километрах западнее Ровно.
От Луцка я, в общем, не ждал чего-то особенного, и может быть поэтому он превзошёл все мои ожидания. В Западной Украине я бы в плане достопримечательностей поставил его на третье место - после Львова и Каменца-Подольского (правда, пока я не был в Ужгороде), но при этом как и вся Волынь, Луцк сильно обособлен от остальной Украины: если навести марафет в агроренессансном стиле - будет самая что ни на есть Беларусь. О Луцке я расскажу в трёх частях: замок, Старый город и Новый город (т.е. сложившийся в межвоенное время). Начнём с замка - редкой на постсоветском пространстве полностью сохранившейся крепости 14 века, тем более - литовской крепости.
Так как вокзал и автовокзал в Луцке очень далеко от центра, будем считать, что Вы приехали на маршрутке (конечно же на "Богданчике", которые теперь выпускает ЛуАЗ) сразу к замку. Вот так он выглядит в перспективе Ковельской улицы, разделяющей Старый и Новый город, нависает над Центральным рынком. Да и по сути дела это не замок, а крепость, как в - замками Украина обязана полякам, а здесь строили литовцы, да ещё и на месте древнего детинца.
Луцк (Луческ) известен с 1085 года как один из "Червенских городов", за которые в 11 веке Ярослав Мудрый воевал с Болеславом Храбрым. Большинство этих городов (Чевень, Велынь, Сутейск, Угровеск) ныне исчезли, из ныне существующих за Польшей остались Холм и Ярославль (не наш!), за Украиной - Луцк и Броды. Вплоть до 14 века Луцк был крепостью на восточных подступах к Владимиру, его не раз осаждали киевские князья и монгольские темники, и наконец в 1320 году завладел Гедемин, который спустя 4 года отдал город своему сыну Любарту, сделавшему Луцк новой столицей Волыни. До 1383 года Волынское княжество под властью Любартовичей было фактически независимым, вело войну с Польшей за Галицко-Волынское наследство, и в отдельные периоды (не дольше нескольких лет) в подчинении Луцка оказывались даже Львов и Галич. Наконец, в 1383 году Витовт окончательно присоединил княжество к Литве.
И нынешняя Луцкая крепость, она же замок Любарта, она же Верхний замок - целиком и полностью памятник эпохи Волынского княжества - 9/10 её ансамбля созданы в 14 веке: нижний ярус въездной башни и отдельные участки стен Любартом (1352-66), большая часть укреплений - Витовтом (1370-85), в более поздние времена - ренессансные верхушки башен и здания внутри крепости. В восточно-славянском мире единственный конкурент Луцкой крепости за звание "старейшей полностью сохранившейся" - псковской , не говоря уж о том, что это едва ли не единственная аутентичная литовская крепость (в отличие от замков в белорусской и литовском Тракае , на 2/3 воссозданных).
Крепость совсем небольшая - то ли круг, то ли треугольник около 110 метров в поперечнике. Литовские крепости отличались крайне малым количеством башен - скажем, у замков типа Лиды или Крево было вообще всего по 2 башни на углах. Здесь их чуть больше - а если точнее, три. Интереснее всего въездная Любартова башня: три первых этажа - самая древняя часть укреплений (времён Любарта), пятый этаж с ренессансным аттиком - самая поздняя (16 век). В 18 веке башня получила капитальный ремонт, была укреплена контрфорсами, древние арки ворот заложили кирпичом (видимо, к ним до этого вёл деревянный мост), а новые ворота пробили ниже - сквозь цоколь:
Вид Любартовой башни изнутри. В деревянном домике у подножья - касса (вход в замок платный), а на заднем плане видна верхушка Чарторыйской башни Нижнего замка, до которой мы дойдём в конце поста.
От ворот открывается вот такой вид - впереди Владычья башня (всё, что я не снабжаю датой - 1370-х годов) и Дом Епископа, он же "поветное (уездное) казначейство" (1814):
Большая часть крепости изнутри выглядит так - в центре крипта Богословской церкви 12 века, а на заднем плане Стырова башня (название от реки, на которой стоит город - Стырь!). Как ни странно, сходить в ту часть крепости я почему-то напрочь забыл.
Непосредственно к Любартовой башне примыкает ещё одно очень интересное место: "шляхетский дом" (1796, изначально уездная канцелярия), ныне занятый краеведческим музеем, и фундамент древнего княжьего дворца:
Луцкая канцелярия непрерывно работала более четырёхсот лет, со времён Свидригайло до 1840 года, выписав такое количество документов, что по преданию один переписчик в 20 веке только составляя список их заголовков успел протереть рукой дубовый стол. А княжеский дворец примечателен в первую очередь событиями 1429 года, когда в Луцке прошёл уникальный для восточно-славянского мира съезд средневековых монархов, длившийся ни много ни мало 13 недель и посвящённый вопросам помощи Византии (или же раздела её наследства) и борьбы с новой напастью - турками (которые, как известно, через пару десятилетий стали единоличными хозяевами просуществовавшей более тысячи лет Византийской империи). Список делегатов впечатляет: польский король Ягайло, великий князь литовский Витовт, великий князь московский Василий II с митрополитом Фотием, император Священной Римской империи Сигизмунд, датский король Эрик Померанский, тевтонский гроссмейстер Пауль фон Русдорф, валашский господарь Дан II, папский легат и византийский посол. Все, само собой, с многочисленными свитами. До чего они договорились и договорились ли до чего-то вообще, я не знаю, но светопреставление судя по всему было знатное.
Сейчас на фундаменте дворца, где они заседали, стоит пара макетов средневековых орудий и непонятная шахматная доска с фигурками в человоческий рост. Вообще, всяких инсталляций и украшений в Луцком замке очень много, и здесь просто не могут не проходить периодически какие-нибудь рыцарские фестивали.
Ещё парочка метательных машин и печатный станок середины 20 века украшают Дом Епископа:
Последний не случаен: на верхнем этаже Епископского дома - второй посещенный мной за эту поездку музей книгопечатания (после ). Больше всего запомнился макет печатного станка 15 века и интеллигентный и прекрасно владеющий русским языком хранитель Юрий Наумович, с которым мы ещё встретимся чуть позже. А вот "Острожской Библии" здесь не оказалось...
Владычья башня же для туриста самая актуальная. В её нижнем ярусе - темница:
К третьему ярусу ведёт шаткая и довольно стрёмная деревянная лестница, ведущая на стену (обратите внимание на трубы из земли - о них позже):
Третий ярус можно пройти насквозь, но там (а также на четвертом ярусе) находится небольшой и крайне насыщенный музей колоколов, где стенды с исторической и технической информацией едва ли не интереснее самих экспонатов:
Из окон четвёртого яруса как на ладони Старый город, над которым возвышаются Петропавловский костёл (1616-39, изначально иезуитский коллегиум), лютеранская кирха (1906, ныне баптистская) и Покровская церковь (1625, основана ещё Витовтом):
А из бойниц на замковой стене прекрасно виден базар. Это соседство отмечали многие туристы, почти всех оно коробило - почему этот грязный рассадник мелкого криминала прямо под древними стенами?
Почему-почему - да потому что где-то здесь он был и в Средние века! Кто знает - может быть, этот рынок непрерывно существует со времён князя Любарта, а то и Древней Руси. И торгуют на нём в наше время отнюдь не сувенирами...
Вдалеке просматривается Троицкий собор (1737-57) на Театральной площади, в центре Нового города:
За безразмерным парком имени Леси Украинки в пойме Стыри - Волынский университет имени Леси Украински в корпусах сталинского обкома (1950-52). Такое обилие посвящений Ларисе Косач-Квитке (так Лесю звали на самом деле) не случайно - писательница провела в Луцке большую часть детства и молодости, и здесь же началась её долгая болезнь.
С другой стороны, за башней Любарта - крыши Старого города, за которыми виднеется фронтон Доминиканского монастыря (1729), ныне Кирилло-Мефодиевской семинарии Московского патриархата:
За Стырью (1,5км по прямой) просматривается неопознанная церковь, судя по архитектуре - начала 20 века, да только странная какая-то... Может быть, в межвоенный период построена, при поляках:
В Луцком замке можно не только взойти на стену, но и спуститься под землю. Правда, это можно сделать только с группой, а групповая экскурсия (даже на одного) стоит 50 гривен (200 рублей). Я решил - не такая это большая сумма, чтобы жалеть о несделанном. В кассе меня долго отговаривали, а потом позвали уже упомянутого Юрия Наумовича из книжного музея.
Под "кровлей" в середине замкового двора - руины цекрви Иоанна Богослова (1165-70), одной из первых каменных церквей на Волыни, простоявшей до 18 века. За это время она многократно горела, перестраивалась, передавалась униатам, и наконец в 1775 году была окончательно разобрана греко-католическим митрополитом Сильвестром Рудницким для строительства нового собора, но затем митрополит внезапно умер, и церковь на этом месте канула в небытие. Осталось лишь то, что к тому времени ушло в культурные слои:
Изначально же церковь могла выглядить примерно вот так (причём вероятно именно такого цвета):
(из украинской Википедии)
Рядом - огромная коллекция разных археологических находок:
За апсидами - некое подобие некрополя, который с 12 века находился в самой церкви. В деревянных ящиках на заднем плане покоятся теперь знать и высшее духовенство средневекового Луцка, чьи останки были найдены при раскопках, а в нише под плитой - построивший церковь князь Ярослав Мстиславович, чей скелет был опознан по отверстию в скуле от попадания стрелы (как гласит летопись, он был убит в битве с кочевниками именно так). По словам экскурсовода, плитой могилу накрыли недавно - среди туристов находились экземпляры, пытавшиеся туда залезать и сфотографироваться едва ли не в обнимку со скелетом.
Вообще, Юрий Наумович рассказывал очень много, подробно и интересно... и честно говоря, меня мучает завесть за то, что я почти всё забыл, даже не уверен, что имя князя указал верно. Видимо, всё-таки мне надо начинать использовать диктофон...
За собором - огромный подземный склеп 18 века, изначально предназначвшийся для тех самых останков в деревянных ящиках. Но как уже говорилось, из-за смерти митрополита грандиозная реконструкция униатского монастыря оборвалась, а храмовый некрополь так и остался во временном захоронении. Помещение же, предназначавшееся склепу, в 19 веке использовалась для хранения городских припасов. Кирпичные трубы, торчащие из газона - его вентиляция.
Покидаем замок - вот такой вид открывается практически из его ворот:
Это уже территория Окольного, или Нижнего замка, по сей день обособленная от Старого города - сюда не ведёт оживлённых улиц, единственную Кафедральную улицу от параллельной улицы Драгоманова отделяет неплохой перепад высот и контуры древней стены, а входов в этот район всего несколько. Застройка почти сельская, запущенность впечатляющая:
На разных концах Кафедральной стоят монастырские корпуса шариток (у Петропавловского костёла, не заснял) и бригиток - оба 16 века, оба уже давно не используются по назначению:
Бригиток, по преданию, изгнали в 1845 году за избыток целомудренности: в одном из монастырских зданий случился пожар, но монахини отказались пускать мужчин, прибежавших тушить огонь, в свою обитель - а в результате выгорело пол-города. Вид на те же постройки из бывшего посада, практически от берега Стыри:
Самое впечатляющее в Окольном замке - безусловно, Петропавловский костёл, звонница которого стоит прямо на месте бывших ворот:
Построенный в 1616-39 годах Джакомо Бриано и сильно перестроенный в 1730-е годы, вплоть до упразднения ордена это был главный храм волынских иезуитов. Как уже говорилось в одном из прошлых постов, иезуитские монастыри с коллегиумами (то есть институами), массово появившиеся в Речи Посполитой после Люблинской унии по инициативе Стефана Батория - самые роскошные и масштабные ансамбли большинства польско-литовских городов, особенно в православных регионах, где работы у иезуитов было выше крыши. Впрочем, в Луцке самая интересная часть костёла всё равно под землёй - пять этажей подземелий , из которых два затоплены, а на трёх других множество открытых захоронений... Мне не повезло, в день моего приезда спуск в крипту был закрыт.
Во дворике с "внешней" стороны - судя по всему, выставка или магазин скульптора Николая Голованя, с домом которого мы ещё познакомимя в следующей части.
Сзади к собору примыкает огромный комплекс бывших корпусов иезуитского монастыря и коллегиума, ныне занятых техникумом. Преемственность - от коллегиума к колледжу! Вот так они выглядят с "внутренней" стороны:
С "внешней" вид куда как эффектнее - гигантские здания 17 века довлеют над ветхими дворами Старого города:
И здесь хорошо видно, что корпус построен в основном на месте крепостной стены 15 века, от которой чудом уцелел короткий участок с Чарторыйской башней, затерянной во дворах между Кафедральной и Драгоманова, причём сама башня видна только с последней. Подойти к ней не так-то просто - и лазейку я нашёл не с первой попытки (кажется, следующий двор после показанного на кадре выше), и вблизи стеной полюбоваться не удалось - может быть, вон те ребята и безобидные были, но подходить в безлюдном месте с фотоаппаратом в руке к компании 5-7 пацанов - сами понимаете...
Впрочем, как-то незаметно мы уже вышли из Окольного замка в Старый город. А о Старом городе я расскажу уже в следующей части.
ВОЛЫНЬ-2011
. Старый город.
Южная Волынь
(Тернопольская область)
.
.
.
Волынская область
.
.
Луцк. Замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия
.
Немного Галиции
.