Что было 70 х годах. Жизнь в ссср
Пока что о полете к звездам человеку можно только мечтать. Долететь к любой из соседних звезд на звездолете за сколько-нибудь вменяемое время (скажем, продолжительность жизни человека) - трудноосуществимая задача. Отправлять звездолеты с большим количеством колонистов в расчете на то, что до цели долетит пятое или десятое поколение тоже пока нецелесообразно. В конце концов, неизвестно, что будет ждать колонистов у чужой звезды. Может, там будут только газовые гиганты или планеты, непригодные для заселения.
Проекты межзвездных кораблей пока что выглядят слишком сложными для реализации в наше время. Даже относительно простой проект Breakthrough Starshot (простой по сравнению с другими проектами межзвездных аппаратов) можно будет реализовать только при условии совершенствования современных технологий. С другой стороны, межзвездные полеты уже не кажутся чем-то невероятным. Во многом мы обязаны этом техническому проекту автоматического звездолета «Дедал». Его авторы вместо придумывания концепций полетов на гипердвигателе решили подойти к делу максимально практично, взяв за основу существующие технологии или технологии ближайшего будущего. Разрабатывался проект в 70-х годах прошлого века.
Работали над проектированием «Дедала» специалисты Британского межпланетного общества. Они изначально отбросили идею создания пилотируемого звездолета, решив создать автоматический зонд. Изначально аппарат задумывался как научный беспилотник, который должен был достичь звезды Барнарда за 50 лет. Корабль разрабатывался таким образом, чтобы его можно было отправить не только к звезде Барнарда, но и к любой другой звезде в обозримой Вселенной.
По мнению ученых, конструировать «Дедал» нужно на орбите Земли. Планируемая масса корабля - 54000 тонны, включая 50000 тонн топлива и 500 тонн полезной нагрузки (в основном, это научные инструменты). По замыслу разработчиков, «Дедал» должен состоять из двух ступеней. Первая ступень предназначена исключительно для разгона звездолета до 7,1% скорости света.
Как только корабль достигает такой скорости, первая ступень отстыковывается, после чего включается двигатель второй ступени увеличивая скорость корабля до 12% световой. Как считали проектировщики, до заданной скорости корабль должен был бы разгоняться около 4 лет. Из-за экстремальных условий работы ряд элементов двигателя планировалось сделать из сплава молибдена с титаном, углеродом и цирконием. Такой сплав сохраняет свои свойства даже при сверхнизких температурах.
При проектировании звездолета ученые рассмотрели несколько вариантов двигателей. Среди прочих вариантов рассматривался электроракетный двигатель с ядерным реактором и двигатель на управляемом термоядерном синтезе. Они были исключены из-за предположительно малой тяги и большого веса. Для достижения нужной скорости в 7,1% с такими двигателями «Дедалу» пришлось бы потратить сотни лет.
Термическая ядерная ракета тоже рассматривалась в качестве одного из вариантов, но в этом случае пришлось бы потратить огромное количество топлива. Уже тогда ученые изучали и возможность использования фотонного двигателя с тягой 3 x 10 9 Ватт на 1кг массы звездолета. Здесь пришлось бы создавать огромное зеркало с идеальной зеркальной поверхностью. В 70-х годах прошлого века это было невозможно (да и сейчас вряд ли осуществимо практически), поэтому от этого варианта тоже отказались.
Прямоточный двигатель Бассарда тоже не подошел, поскольку для его работы нужна относительно высокая плотность вещества в космосе, а в межзвездном пространстве плотность недостаточна (1 атом/см 3). Недостатками двигателя Бассарда являются также большой диаметр воронки и большая мощность электрического поля для обеспечения нормального функционирования двигателя. В итоге специалисты выбрали импульсный термоядерный ракетный двигатель . В таком двигателе используются пеллеты со смесью дейтерия и гелия-3.
В сферическую камеру реактора подаётся топливная таблетка с термоядерным топливом - сложная конструкция из смеси замороженных топливных компонентов в оболочке диаметром несколько миллиметров. На внешней части камеры находятся мощные - порядка сотен тераватт - лазеры, наносекундный импульс излучения которых через оптически прозрачные окна в стенах камеры попадает на топливную таблетку. При этом на поверхности топливной таблетки создается зона с температурой более 100 млн. градусов при давлении в миллионы атмосфер - условия, достаточные для начала термоядерной реакции. Происходит термоядерный микровзрыв мощностью в несколько сотен килограммов в тротиловом эквиваленте.
Частота таких взрывов в камере в проекте «Дедал» - порядка 250 в секунду, что требовало подачи топливных мишеней со скоростью более 10 км/с при помощи электромагнитной пушки. Реакция в этом случае следующая: 2H + 3He = 4He + p. при энергетическом выходе 18,3 МэВ. Преимуществами такой реакции является то, что в форме нейтронов выделяется около 5% мощности (а в случае смеси дейтерий + тритий в форме нейтронов выделяется вплоть до 80% мощности), еще 20% выделяется в виде рентгеновского излучения. Вся остальная энергия может использоваться для создания реактивной тяги.
Гелий-3 невозможно добывать в нужных количествах на Земле, здесь он практически не встречается. Поэтому ученые решили добывать его либо в атмосфере Юпитера (что не очень реалистично во сколь-нибудь обозримом будущем) или же на Луне, что реальнее.
Вторая ступень «Дедала» - это сложный и совершенный космический корабль. Его конструкция включает 5-метровый оптический телескоп и два 20-метровых радио-телескопа. При помощи этих инструментов планировалось изучать окрестности звезды Барнарда. Полученные данные планировалось отправлять на Землю, используя 40-метровое сопло двигателя второй ступени в качестве антенны.
Поскольку торможение корабля не предусмотрено, для дополнительного изучения окрестностей звезды Барнарда специалисты предложили использовать автономные зонды меньшего размера. За несколько лет до прибытия к цели зонды должны были отстыковаться от «Дедала» и полететь к звезде Барнарда самостоятельно. Каждый зонд должен был быть оснащен камерами, спектрометрами и другим научным оборудованием. Скорость зондов - 12% световой. У каждого из них должен быть собственный ядерно-ионный двигатель.
Для защиты корабля и его элементов от столкновений с межзвездными частицами авторы проекта предлагали установить щит из бериллия. Толщина диска должна составлять 7 мм, масса диска в этом случае будет достигать 50 тонн. При обнаружении более крупных объектов, с которыми щит бы не справился, корабль должен выбрасывать облака частиц, которые уходили бы на расстояние до 200 км от корабля. Для починки повреждений на борт «Дедала» предлагали загрузить команду механических ремонтников, которые решали бы самые сложные проблемы.
Спецификации
- Длина корабля: 190 метров
- Масса полезной нагрузки: 450 тонн
- Масса первой ступени без топлива: 1,690 тонн
- Масса второй ступени без топлива: 980 тонн
- Масса топлива первой ступени: 46000 тонн
- Масса топлива второй ступени: 4000 тонн
- Продолжительность работы двигателей первой ступени: 2,05 лет
- Продолжительность работы двигателей второй ступени: 1,76 года
- Тяга двигателей первой ступени: 7540000 ньютон
- Тяга двигателей второй ступени: 663000 ньютон
У «Дедала» есть родственный проект, «Икар», о котором хотелось бы рассказать подробнее.
Проект «Икар»
Авторы «Икара» говорят, что «Дедал» вдохновил их на разработку собственного корабля. Работают над ним команды Британского межпланетного общества и Icarus Interstellar . Проект «Икар» - это усовершенствованный и видоизмененный в соответствии с эволюцией технологий и наших знаний о Вселенной «Дедал». Участниками обеих команд являются ученые, инженеры и энтузиасты, которые надеются разработать реальный межзвездный корабль к 2100 году. Некоторые участники команды «Икара» ранее занимались разработкой «Дедала».
Такой звездолет, по плану, должен обладать возможностью достичь любой звезды, находящейся от Земли в радиусе 15-22 световых лет. На расстоянии в 15 световых лет от нас расположены 56 звезд. Самые подходящие для изучения это Эпсилон Эридана (находится на расстоянии 10,5 световых лет от Земли), Глизе 674 (14,8 световых года) и Проксима Центавра. Как выяснили астрономы, у звезды Барнарда нет планетной системы, поэтому туда лететь просто нет смысла. При этом космический корабль планируется отправить к той соседней звезде, где обнаружена потенциально обитаемая экзопланета (недавний пример - планета у Проксима Центавра).
Проксима Центавра b (также известна как Проксима b) - экзопланета, вращающаяся вокруг красного карлика Проксима Центавра, ближайшей к Солнцу звезды. Расположена на расстоянии примерно 4,22 светового года (1,3 парсека, 40 трлн км) от Земли в созвездии Центавра. Является ближайшей известной экзопланетой и одновременно ближайшей экзопланетой, находящейся в зоне обитаемости. Обнаружили эту планету сотрудники Европейской южной обсерватории в начале августа этого года.
Обнаружение нескольких экзопланет в зоне обитаемости у ряда ближайших звезд - это важнейший элемент плана проекта «Икар». Ведь звездолет придется строить силами всего человечества. И если такой аппарат, прилетев к другой звезде, обнаружит там лишь пару газовых гигантов или вообще не найдет планет, то это можно будет считать если не провалом, то не слишком положительным результатом всей миссии. Изучение землеподобной планеты у другой звезды - это программа-максимум, которая удовлетворит всех участников проекта.
Отличием проекта «Икар» от «Дедала» является то, что по пути к цели корабль будет детально изучать космическое пространство. «Дедал» должен был пересечь исcледуемую систему за два-три дня. «Икар» же, по плану, должен задержаться в конечном пункте для проведения более детального исследования. Каким образом будет организована задержка, пока неясно.
«Икар», как говорилось выше, довольно близок по возможностям и характеристикам к своему предшественнику, но у него есть ряд отличий. Основное - это отказ от «гелия-3» в качестве топлива. Вместо этого предлагается использовать чистый дейтерий. Да, при работе с ним много энергии будет уходить в качестве нейтронов, но зато дейтерий доступное для человека топливо. Доступное уже сейчас, а не через 100 лет. Ни полеты к Юпитеру, ни добыча «гелия-3» на Луне не потребуется. Правда, если будет найден способ получить достаточные для работы двигателя корабля количества этого элемента на Земле, то прежнюю схему «дейтерий - гелий-3» можно будет вернуть.
Открытым остается вопрос о проведении контролируемой термоядерной реакции. Сейчас ученые активно работают над созданием коммерчески выгодных термоядерных реакторов на Земле. Вполне возможно, при создании такой технологии и ее постепенной «доводки» разработка термоядерного реактора для космического корабля станет реальной задачей. Из-а того, что термоядерный реактор пока что нельзя значительно уменьшить, корабль придется делать большим. Изначально авторы «Икара» хотели снизить размер своего межзвездного корабля, но после проведения ряда расчетов оказалось, что это практически невозможно. Самый маленький звездолет с термоядерным двигателем будет весить десятки тысяч тонн.
Строиться «Икар» будет на орбите Земли. Для того, чтобы можно было построить такой большой корабль, требуется значительное количество транспортных кораблей меньшего размера. Они будут поставлять элементы конструкции корабля, людей, топливо.
Сейчас подходящих транспортников нет, но идеи по их созданию уже есть. Одна из идей продвигается группой инженеров под руководством Алана Бонда (это инженер, который работал и над проектом «Дедал»). Транспортный корабль, по замыслу, должен быть небольшого размера, экономным и быстрым. Кроме того, у него должна быть довольно высокая грузоподъемность. Ученые назвали такой транспортник «Циклопом».
Команда Icarus Interstellar занимается и разработкой технологий, которые в будущем позволят отправлять к звездам пилотируемые звездолеты. Все разработки по этому направлению ведутся в рамках
Дух свободы 60- х плавно перетек в 70 — е годы. Индивидуальность становилась все более популярной и акцент делался именно на ней. Это проявлялось абсолютно во всем и конечно в одежде. Семидесятые наслаждались свободой, а мода стала веселым развлечением. Совершенно не важно было какой у человека социальный статус и количество денег на банковском счете. Законы и ограничения исчезли. Американский журнал «Time» призывал: «Создавайте свою собственную моду, так как в 1970 — х именно это и является модой». подарила миру много замечательных имен, некоторые из которых были популярными всего несколько лет, а другие вошли в историю модной индустрии.
К середине 70 — х годов сложилось два основных направления — классическая комфортная одежда и ультрамодная, экстравагантная. Влиянию и развитию моды стали подвержены многие страны и наряду с Парижем и Лондоном центрами моды становятся Нью — Йорк и Милан. Источниками вдохновения служило абсолютно все — от достижений технического прогресса до обращение к истокам народного творчества.
Начавшаяся еще в выхода подиумной одежды на улицу продолжала свое движение с огромной скоростью. Метр французской моды Пьер Карден в 1977 году запустил новую линию одежды, которую назвал «прет — а — кутюр «. Это что-то среднее между высокой модой и готовым платьем. В 70 — е годы Пьер Кардену пришлось пересмотреть свое отношение к творчеству, которое он начинал как истинный футурист. Короткие юбки пришлось заменить на длинные, а для своей музы Майи Плисецкой он создал платье — радугу, которое вполне соответствовало царствующему в начале десятилетия стилю хиппи.
Ив Сен — Лоран также продолжал творить свою историю. «Как Будда, Магомет или Иисус Христос, Ив Сен — Лоран не мог быть существом из плоти и крови, — вспоминает Ги Монреаль, знакомый с Сен — Лораном много лет. — Он был для людей иконой. Мифом, пылающей надписью на небесах haute couture»… Его вклад в мир моды сложно переоценить. Он вывел на мировые подиумы пэчворк, благодаря ему женщины добавили в свой гардероб адаптированный смокинг, приобщились к новому стилю «сафари», ввел новую длину под названием «миди», а весь мир увидел одежду с интерпретацией русских мотивов. В 1976 году Сен — Лоран создал коллекцию «Opera-Ballets russes» , в которой было 110 моделей. Он любил русскую литературу, русскую музыку и это стало вдохновением для создания самой известной из его коллекций.
В 1971 году Ив Сен — Лоран выпустил первую мужскую линию парфюмерии. Фотограф Жан Лу Сьефф специально для рекламной компании снял дизайнера обнаженным, чем вызвал шок у публики. Такое случилось впервые, Сен — Лоран и здесь стал первопроходцем.
Появились дизайнеры, которые работали только для линии прет — а — порте. Одной из них была Соня Рикель , получившая титул королевы трикотажа. В 1962 году она сделала свой первый свитер, а в разгар студенческих волнений в 1968 году открыла свой первый магазин на Рю де Гренель в Париже. Ее одежда имела огромную популярность, так как была носибельна в любых ситуациях. В стиле самой Рикель преобладает трикотажная одежда, длинные боа, ее любимый черный цвет, как символ элегантности, стразы и маленькие вязаные шляпки.
А все началось с того, что будучи беременной в свои 28 лет Соня поняла, что она никак не помещается в одежду, которую диктовала мода того времени и стала искать для себя выходы из этой ситуации. Она рисует свитер своей мечты и заказывает его у итальянского поставщика своего мужа. Серый, простой, немного облегающий, но очень удобный понравился ей настолько, что именно с него началась карьера дизайнера Сони Рикель. Вот так из одной маленькой идеи вышла большая судьба стилиста!
Американцы по сей день считают ее истинной преемницей Коко Шанель. Дизайнер с красной гривой, она продолжала линию пропаганды свободной и удобной одежды для женщин. Рикель ломала стереотипы и каноны, диктуемые великими творцами и адаптировала одежду в соответствии с индивидуальным подходом.
В 70 — е годы силуэт от Сони Рикель в стиле 30 — х годов приобрел огромную популярность. Ее принцип — » Свобода показать все лучшее и прятать то, что не столь хорошо». Не смотря на свое пристрастие к черному цвету в своих коллекциях она играет красками и цветовыми акцентами, а полоски считаются ее фирменным знаком. В 1973 году Соню Рикель избрали вице — президентом Синдиката прет — а — порте, этот пост она занимала 20 лет.
Карл Лагерфельд в это время являлся ведущим модельером Дома Хлоэ, который создавал одежду прет — а — порте класса люкс. В его творчестве переплетались мода, великолепное ремесло и знание истории искусств, в которой он всегда черпал вдохновение. В 70 — е годы Лагерфельд увлекся стилизацией костюмов и платьев 30 — 40 — х годов, благодаря этому в моду опять вошли пышные орнаменты и графика в стиле ар деко.
В Париже представляли свои коллекции и модельеры из других стран. Наиболее яркими их представителями были Ханаэ Мори, Кэндзо Такада, Йоджи Ямамото. На их творчестве отразилось увлечение этническими мотивами, что еще начиная с 60 — х годов стало очень популярно.
Кэндзо , приехавший учиться в Париж в конце 60 — х годов безусловно был звездой парижской моды. Он черпал вдохновение из всех уголков мира, с фантастической жизнерадостностью смешивая западные и восточные направления, инстинктивно понимая, чего хотят его заказчики.
Его плавные линии, необычные принты, умные аксессуары и украшения, что было невиданным до этого времени, очень многое изменили в представлениях о моде. Его считают основателем этнической моды и большое влияние на его творчество оказала субкультура хиппи. Одежда Кэндзо очень яркая, дающая ощущение радости и веселого карнавала. Красный — его любимый цвет, а символом дома Кэндзо стал цветок мака, который часто появляется в виде принта в нарядах этого Дома.
Ханаэ Мори — единственный японский дизайнер, принятый в цитадель высокой моды. В её искусстве, которое очаровало французских академиков вкуса, также соединились традиции Запада и Востока, так как они присутствовали в её жизни с самого детства. Отец Ханаэ любил, чтобы семья одевалась на западный манер, а сам всегда носил костюмы, сшитые у русских портных. Но в отличии от остальных она не стала революционером кроя, который был безупречен или манеры ношения одежды. Её модели — это пример виртуозного французского кроя с правильными акцентами на груди, талии и бедрах. Она отдавала предпочтение европейской одежде, дополняя её лишь некоторыми восточными элементами.
Шелковое платье, украшенное узором в виде каллиграфии, вечерний туалет с очень длинной юбкой и рукавами кимоно, воротник — стойка в стиле Мао и, конечно, самый любимый дизайнером орнамент в виде летящих бабочек. Этот рисунок стал её авторским знаком.
» Я дорожу своей индивидуальностью японской женщины и пытаюсь отразить это в своей работе таким образом, чтобы донести это ощущение до интернациональной аудитории » , — говорила Ханаэ Мори.
Этническое направление постоянно претерпевало изменения. В 1972 году, после посещения Никсоном Китая, дизайнеры увлеклись китайскими мотивами, а в 1976 году пришла мода на русское направление (коллекция Ив Сен — Лорана). После выставки сокровищ гробницы Тутанхамона в 1977 году появились египетские мотивы, а в 1980 году захлестнул интерес к Японии.
Италия всегда была лидером по производству тканей класса люкс. В 70 — е годы она бросила вызов Парижу, а внутри страны происходила борьба за титул столицы моды между Римом, Флоренцией и Миланом. Победил Милан. Главной особенностью итальянской моды всегда была элегантность, яркость, оптимизм с чувством меры и мягкий гламур. В 1975 году состоялось первое шоу прет — а -порте в Милане и с тех пор оно занимает важнейшее место в мире моды.
В 70 — х годах стали известны Дома Валентино и Милы Шон . Когда в 1971 году в моду опять вошло макси, Валентино предложил длинную юбку с высоким разрезом, под которую надевали мини — шорты. Воплощением его стиля стал мягкий гламур, перед которым мир не смог устоять. Превосходный крой и прекрасные ткани покорили всех. К 1972 году Валентино выпускает мужскую и женскую коллекции прет — а — порте.
Дом Милы Шон творил в рамках альта — моды (итальянского от — кутюр). Её стиль — это робкая элегантность в сочетании с простыми линиями, прямоугольным четким силуэтом, дорогими двусторонними материалами и вышивками. Женственные вечерние платья пользовались большой популярностью среди амбициозных богатых итальянок и американок.
Одним из законодателей итальянской моды становится Джорджио Армани . Первую свою мужскую коллекцию Армани выпустил в 1975 году. Он сделал переворот в мужской моде, превратив жесткий костюм в более мягкий и удобный. А в 1976 году выходит женская коллекция одежды. Она была динамичная, элегантная, городская, андрогинная и вдохновенная. Он предложил немного сдержанный стиль, внеся в него некоторые элементы из мужского костюма, что только увеличило число его клиенток, которые занимали достаточно высокие должности в сфере бизнеса. В это же время появляется знаменитый логотип Армани — орел. Это было начало грандиозной карьеры, которая продолжится в 80 — х годах.
Нино Черрути открыл свой первый бутик, покупателями которого были мужчины, ещё в 1957 году. В его Доме в 1964 году начинал свою деятельность Джорджио Армани. Черрути, как человек со вкусом и проницательностью, в 1976 году представил свою первую коллекцию для женщин.
Ещё одной яркой личностью на горизонте итальянской моды, которую отличают внимание к клиенту и забота о его нуждах, стала Лаура Бьяджотти . Её первая коллекция появилась в 1972 году. Платья из кашемира позволили элегантно решить проблему больших размеров. Бьяджотти ввела моду на этот материал, а журнал » Time» назвал её королевой кашемира.
В 1972 году начинает свою активную деятельность Джанни Версаче . Он оказывается в Милане, который кардинально меняет его жизнь. Помогая с детских лет своей матери в пошиве женской одежды, он был знаком со всем технологическим процессом. Попав в Милан он получает очень хорошие заказы и сотрудничает с известными Домами моды, мечтая о своем собственном. Но на его открытие к сожалению нет нужной суммы и Джанни обращается за помощью к младшему брату Санте. Пригласив брата на должность финансового директора, Джанни регистрирует свою компанию, а сестра Донателла на первых порах занимается пиаром нового бренда.
28 марта 1978 года в Милане проходит первая презентация женской одежды под именем Gianni Versace . Не смотря на то, что она не имела большого успеха у прессы, итальянский и французский Vogue выбрали несколько комплектов для своей редакции.
Ещё учась в школе, на уроках истории он срисовал из учебника медузу Ронданини. Это мраморная голова, выполненная по греческому оригиналу, представляет собой символ превращения омерзительного бесполого существа в прекрасную женщину. По легенде голова горгоны Медузы завораживала своим взглядом. Таким же свойством обладали и платья Версаче.
Джанни постоянно экспериментировал с тканями и стилями, ища свой отличительный почерк. То он стилизовал эпоху Возрождения, то обращался к современности и даже к японскому стилю оригами. Голова Медузы стала логотипом его бренда, а чувственность и сексуальность главными составляющими его творчества. Глубокие декольте, открытые спины, короткие юбки, облегающие силуэты и прекрасные шелка завораживали модниц 70 — х годов. Его костюмы были яркими и откровенными, не похожими на одежду других дизайнеров.
Семидесятые годы — это период огромной популярности бренда Миссони , начавший свою деятельность еще в и завоевание им международной признательности. Миссони называют символом итальянского дизайна и вручают награды одну за другой. Оригинальный трикотаж с его зигзагообразными узорами этой марки считают лучшим в мире, а его образцы продают в мировые музеи. Семья Миссони выпускает первую коллекцию для дома, а в 1979 году в свет выходит первая мужская коллекция.
В 70 — е годы стремительно развивалась и японская мода. В 1968 году завершился этап практически полной изоляции страны от остального мира и Япония открыла границы. Среди образованной части населения европейская мода получила широкое признание, так как воспринималась как символ прогресса. Тем не менее японские каноны красоты всегда отличались от европейских, а привлекательность и очарование рассматривались как духовные качества.
— это философия, поиск выражения сущности человека. В отличии от европейских дизайнеров японские первыми придумали динамическую одежду, у которой можно было отстегнуть рукава, изменить длину и переделать воротник. В начале 70 -х открывается Дом Рэй Кавакубо и студия Иссэй Миякэ . Их творчество непредсказуемо и удивительно. Использование необычных материалов и странных силуэтов не всегда воспринимали положительно, но уж точно неравнодушно. Девизом японской моды был авангард во всех его проявлениях.
Американцам же не совсем по вкусу пришлась мода на макси, которая появилась в конце 60 — х годов. Некоторые все же предпочитали малюсенькие шорты, пришедшие из Европы, хотя такая одежда красиво смотрелась только на стройных ногах и длинные юбки с разрезом практически до пояса. К середине 70 — х основными фигурами американской модной индустрии стали Кельвин Кляйн, Хальстон и Джефри Бин.
Рой Хальстон в то время являлся суперзвездой американской моды и королем танцпола Studio 54. Будучи очаровательным голубоглазым мужчиной он имел массу поклонниц. Долгие годы его музой была итальянка , которая в 1974 году стала ведущим ювелирным дизайнером . Перетти вдохновляла мастера на новые творения своим бурным характером и неиссякаемой жизненной энергией. Она была ходячей рекламой для его образов и помощницей в создании коллекций.
Рой Хальстон творил в стиле минимализма. Чистота линий, простой силуэт, который выглядел шикарно, сексуально и комфортно завоевал популярность в высшем свете. Его клиентками были Жаклин Кеннеди и Лайза Миннелли. Кстати, именно Хальстон, начинавший свою модную карьеру как шляпник, создал знаменитую шляпку-таблетку для Жаклин Кеннеди, надетой ею на инаугурацию мужа.
Его считали главным американским светским дизайнером 70 — х годов. Он создавал ансамбли из широких брюк и туник, прямые Т — образные платья и длинные свитера. Джерси, кашемир, шелк — джерси были его любимыми материалами, а ультратонкая замша — его фирменным.
Именно Хальстон придумал воплощать бренд в образе жизни и имидже дизайнера, задолго до того, как Том Форд запустил свой сексуальный образ для раскрутки обновленного Gucci.
В это время начинает свою карьеру и Ральф Лорен , приверженец консервативного стиля в одежде. Ему удачно удавалось соединить классический и спортивный стили, а в 1971 году он предложил женский вариант рубашки с воротником поло, и именно так — » Polo « — стала называться его марка. Лорен сотрудничал с кинематографом и в 1974 году он создает костюмы для фильма, снятого по одноименному произведению Ф. Фицджеральда «Великий Гэтсби». В этот период выходят фильмы, связанные с 20 — 30 — ми годами и в моду входит стиль ретро, возрождая стиль ар деко.
В 70 — е годы в Америке также активно снимаются ковбойские фильмы, благодаря чему появляется одежда в этом стиле. Для ковбойского стиля характерны вещи из кожи с бахромой, ковбойские сапоги и шляпы, прочные натуральные материалы не ярких цветов.
Английские дизайнеры в это время экспериментировали с тканями, а некоторые из них даже собственноручно ткали и красили материю. Зандра Роудс и Осси Кларк были популярны среди лондонской богемы, а в целом преобладали фантазийно — романтические настроения. Полная свобода и раскрепощенность в мире моды и выборе одежды позволила заявить о себе первым молодым анархистам, которые стали отрицать любую моду, взбунтовавшиеся против всяких правил. В конце 70 — х годов в Лондоне появились , как яркие представители антимоды своего времени.
Основной линией семидесятых была аутентичность. Люди стремились выразить себя в одежде и быть самими собой. В это время появляется такое понятие, как «сексизм». Женщин начинает обижать тот факт, что их рассматривают только как объект желаний. Эмансипация давала свои горестные плоды. Откровенные наряды, мини 60 — х уже не так радовали, а некоторых и настораживали. В общественном сознании стали появляться мысли об одежде не так сильно подчеркивающую пол.
Это отразилось на деловом костюме, а также на одежде для отдыха. Кельвин Кляйн, первый дизайнер, который вывел на подиум джинсы и провозгласил «унисекс». Теперь мужчины и женщины могли одеваться абсолютно одинаково, практически не отличаясь друг от друга.
Одновременно в моде были и наряды из «бабушкиного сундука» в стиле 19 столетия — рюшки, воланы, оборки, высокие воротники, шали… Упростились прически. Вместо начесов в моду вошли длинные распущенные волосы, развевающиеся на ветру.
И конечно самой большой новинкой были новые синтетические ткани — легкие, красивые и очень практичные, требующие минимум ухода. Из них стали шить очень многие вещи: купальники, вечерние платья, спортивные костюмы и белье.
В СССР 70 -е года, которые были крайне противоречивые, принято сравнивать с периодом застоя Брежневского времени. С одной стороны гигантские государственные стройки, а с другой — тотальный дефицит. Тем не менее западное влияние и многоликая музыка привели к изменениям и в советской моде того десятилетия. Она оказалась гораздо ярче по цветовой гамме, чем предыдущие 60 — е годы.
Появившаяся новая мировая субкультура хиппи оказала огромное влияние на моду в стране. Оно заключалось в безумной любви к новой рок музыке, природе, миру и несло в себе традиции востока. Длинные волосы, повязки на головах, фенечки, множество бижутерии и вещей ручной работы, янтарные и бисерные украшения — все это характерно для . В моду вошли индийские сандалии, бусы, браслеты. А мини 60 — х сменили юбки макси. Также в моде были клешеные джинсы и брюки, а обувь на толстом каблуке и платформе.
Но все эти вещи в СССР было очень трудно достать. Появились фарцовщики, которые занимались перепродажей фирменных заграничных вещей. Джинсы могли стоить месячного жалования среднестатистического работника. Тем не менее иметь их хотели очень многие. Поэтому иностранные туристы стали основными поставщиками модной одежды в СССР. Заграничными вещами были наполнены барахолки, рынки и комиссионные магазины, а в стране процветала торговля «из под прилавка». Иностранный лейбл был пределом мечтаний большого количества молодежи.
Отечественная легкая промышленность не могла удовлетворить запросы населения и появился так называемый «самострок». Люди стали шить вещи сами в домашних условиях по выкройкам из журналов. Некоторые даже зарабатывали на этом, пришивая к своим изделиям лейблы и продавали, выдавая их за иностранные. Выглядело это достаточно примитивно, так как технология пошива явно отличалась от фабричной. Многие занимались так называемой «спекуляцией » — перепродажей фирменной одежды.
Многие женщины не только шили, но и вязали, достигнув в этом деле большого мастерства. Рукоделие было очень распространено в то время, к тому же в моду вошли фольклорные направления. Во второй половине 70 — х годов были востребованы русские тенденции в мире. Вспомним русскую коллекцию Ив Сен — Лорана в 1976 году. Люди, работавшие с ним многие годы, говорят, что это была самая удачная и известная из его коллекций. Крупные шали, платки со славянскими рисунками были очень популярны.
Фотографии из семейных альбомов периода «застоя» в СССР. Кто-то его называет расцветом, кто-то «развитым социализмом», но тем не менее, люди посчитали для себя важным сохранить именно эти моменты на фотографиях…
Новогоднее Представление. Новый 1960 год.
Наверное, самое яркое отличие СССР от всех прочих обществ была радостная уверенность в том, что «завтра будет лучше, чем вчера» практически у всех людей. Новое общество делало, казалось бы, в принципе невозможное - мировой лидер в космосе, ядерной энергетике, образовании… дважды отстроенная из пепелища страна.
Люди мечтали о космических трассах и знали - это возможно. Мальчишки СССР через одного мечтали не о карьере банкира, а о работе космонавта-первопроходца.
Через год с небольшим полетит Гагарин.
Вельск. 1960. 1 Мая. Маленький провинциальный городок Архангельской области. Глухое захолустье при царе - место ссылки «политических» и крупный центр лесопереработки в СССР.
9 Мая 1960 г. Вельск. Прошло всего 15 лет после Войны. Два ордена «Красной Звезды» и два «Отечественной Войны» - 1 и 2 степени: достойно воевал ветеран Брагин.
Практически в каждой семье кто-то воевал, во многих погиб кто-то из родственников. Я вспоминаю 70-е - в нашем подъезде из 15 квартир жило 5 ветеранов, им всем было по 50 и больше лет. Во всем доме из сотни квартир их было где-то человек 40-50. На День Победы они выходили во двор, звеня медалями, потом шли на воинское кладбище неподалеку. Бывало, сидели во дворе на лавочке, некоторые «пропускали стопочку», потом шли домой к столу.
9 Мая был семейный праздник, гостей обычно не звали. Русские такие вещи на людях устраивать не любят. Отец не очень любил рассказывать про Войну, но на День Победы он начинал вспоминать, как оно было - Курская Дуга, Днепр…
Потом нас стали убеждать в том, что в лагерях сидели «десятки миллионов», что «в каждой семье кто-то сидел и в этом боялись признаться». Потом «жертвам репрессий» и членам их семей стали давать компенсации - это стало выгодно, быть «жертвой сталинизма». Но почему-то оказалось, что «безвинных жертв» у нас почти не было. Во всем доме – всего один человек на сто квартир.
Охотник. Вельск. 1960
Купить охотничье или малокалиберное оружие вплоть до конца 50-х было весьма просто - приходи в магазин и покупай. Затем чуть сложнее - требовался охотбилет, потом еще сложнее… Почему-то, чем ближе к «перестройке», тем сложнее становилось с оружием. А проще всего с охотничьим и прочим оружием было при Сталине.
На Первомайской Демонстрации. 1961
Действительно радовались, пели песни, плясали под гармошку. Не иначе, как КГБ и партком заставляли людей улыбаться для семейных альбомов?
Октябрь 1967
Демонстрации были праздником. Потом, к перестройке, это ощущение притупилось, нет не из-за праздника - в основном из-за лживых партийных боссов на трибунах. Праздник здесь ни при чём.
Фидель. Иркутск 1961
Редкость - частная фотография Фиделя в СССР. Интересно - как резко его лицо отличается от лиц начавших вырождаться партийных боссов областного разлива. Но пока это не особо досаждало. Это год полета Гагарина.
Новый Год. Детский Сад 1964
Лучшие в мире детские сады. Без преувеличения. С продуманной учеными системами и нормами питания, дошкольного образования, режима, воспитания, специально разработанными игрушками. Детские праздники, утренники, ну и самый любимый праздник - Новый Год. Естественно, с Дедом Морозом.
Новый Год в Детском Саду. 60-е
В каждом детсаду был детский врач, нянечки, уборщицы, повара…
Вратарь. 1966
Сейчас нам пытаются объяснить, что детей одеть было не во что…
Санки. 1965
Шестилетний ребенок мог без опаски гулять в одиночку. Это в «цивилизованных» странах запрещено не только выпускать гулять одного, а даже оставлять без присмотра до 12 лет под угрозой того, что ребенка отберут у родителей.
Это у них называется странно - «демократией» и что еще более странно - «свободные» граждане не протестуют, а без писка проглатывают. А в СССР это было просто немыслимой дикостью, такой же, как нам кажется людоедство у папуасов. Дети росли нормальными и здоровыми, а не телезомби, воспитанные комиксами и американскими мультфильмами.
Группа детского сада на море. 1964 г.
Это сейчас воспитатели детских садов живут в нищете, а тогда это была весьма достойная, важная и интересная профессия. Воспитатели выписывали профессиональные журналы, постоянно обучались новым методикам воспитания и образования. Теперь есть с чем сравнить.
Детский Сад. Игра в Магазин. 70-е
Игра в магазин. Удивительно - не в телепузиков, монстров или «братву» - и дети весьма счастливы. Детские сады стоили дешево, а бывало и вовсе ничего. Поэтому вырастить детей не составляло особых проблем - мать легко могла работать или учиться, когда образованием, питанием и воспитанием ее ребенка занимались профессионалы.
«Лошадка» 1971
Первый Класс. 1966
Лучшее в мире образование для всех. Единая продуманная и четко стандартизированная система.
Десятый класс. 78 г.
Такого богатства мировой литературы, такой глубины знания мировой истории не было ни у кого в мире. Проект СССР с самого своего основания основывался на максимально возможном развитии каждого человека. Естественно, не все возможно было сделать, особенно если учесть стартовый уровень «россии-которую-они-потеряли». Но, тем не менее, прогресс был колоссальным.
Воспитание детей в СССР было построено на том, чтобы видеть лучшее в людях. Это, с одной стороны, прекрасно, но с другой оборачивается неадекватностью восприятия. Мы думали о людях лучше, чем они есть. Мы составляли свое представление, например, об англосаксах, немцах и французах на основании знакомства с лучшими образцами их творчества и истории. Это помогло нас обмануть… Реальность намного непригляднее.
1-й Класс 1966
Как сложилась судьба этих замечательных девчонок сейчас?
1 Сентября в ГСВГ 70-е ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии), та самая, которую до судорог боялись на Западе. Военный городок - дети тех, кто там служил и работал.
Это партийная верхушка завела песню про «борьбу за мир», настраиваясь на сдачу страны. А такие, как этот офицер с орденскими планками, пели другие песни «Мы прошли с тобой полсвета, если надо - повторим.» И «вероятные друзья» знали четко: если потребуется - повторят. Поэтому и захлебывались визгом о «советской угрозе».
Первый Звонок. Москва 1970
Первоклашки. Полтава 1975
Школьные Соревнования. Москва 1975
Было по-настоящему здорово, особенно игра «Зарница».
Один мой знакомый недавно по-хорошему удивил меня. Он - мужчина умный, материальный, и его сложно заподозрить в какой либо сентиментальности. Но, увидев летом в небе над нашими дачами сполохи зарниц, он вдруг задумчиво сказал: «У нас в пионерлагере они как-то целую неделю играли. И помолчав, добавил с чувством - И ведь было же Время, когда какие-то зарницы ЗАБИРАЛИ И ВСТАВЛЯЛИ меня круче, чем всё, что у меня есть сейчас!» Действительно, было же Время!
Занятия физкультурой в школьном бассейне. Москва 1976
Стали появляться хорошо оборудованные школы. Бассейны, прекрасные спортзалы, кружки, лучшие в мире учебные фильмы. Аппаратура в кабинетах физики и реактивы в кабинетах химии - для каждого ученика.
Пионерка. 1977
Пионерлагерь - практически бесплатный для родителей. Продуманная система отдыха и воспитания - спорт, отдых, труд, кружки и секции прямо там. Для всех.
Заводской Пионерлагерь. 1965
Пионерские костры и дружбу вспоминают все.
Аграрная страна превращалась в индустриальную невиданными в истории темпами, естественное, сельское население должно было резко уменьшиться, а городское - так же резко возрасти. Если в 20-е годы в деревне жило около 85-90% населения, то в 70-х городское население стало составлять более 60%, причем более всего сельских жителей жило в Средней Азии.
Несмотря на огромный прирост производительности труда в сельском хозяйстве в результате механизации и химизации оно все равно требовало большой доли ручного труда для уборки урожая. Не держать же для этого специально сезонных рабочих, которых весь остальной год нечем занять - это Россия, а не Америка, где можно снимать по два-три урожая в год.
Россия всегда требовала больших посевных площадей и всегда производительность труда в нашем климате будет ниже при прочих равных условиях.
Картошка. 78 г.
Было принято решение - использовать городских жителей для сезонной уборки некоторых культур. На том уровне развития производительных сил по-другому было нельзя. Другое дело, что идеологически это было обставлено неверно, власть этого как бы стеснялась.
Никто из поездок в колхоз трагедии не делал, наоборот - было очень прикольно. Мне, школьнику и студенту, это очень нравилось. Хотя, есть некоторые, которые «до сих пор не могут простить...». Простить что? Всё…
Ангарск 1970
Старшеклассники.
Школьная Группа. Ангарск 1970
В нашей школе была очень похожая картина - ребята играли в актовом зале.
Были и школьные группы, на школьных дискотеках «крутились» «Битлы», и западная музыка, да и отечественная была очень неплохой. И даже Маркс с Лениным на стенах были не помеха.
Школьный Праздник. Ангарск 1970
Школьный праздник. Сейчас нам пытаются рассказать, что у нас, оказывается, не было обуви, а женские сапоги и колготки было нельзя купить в принципе. Но посмотрев на фотографии того времени, возникают сомнения в их словах…
На Школьном Субботнике. Ангарск 1970. «Ужасы советского тоталитаризма» ©. Школьный субботник - уборка территории.
Кроссовок в СССР тоже, естественно не было. Посмотрите на лица подростков, счастливы ли они? Не может быть! Без кока-колы и порно журналов? Считалось, что формирование привычки к труду - исключительно важная часть развития человеческой личности. Очень правильно считали!
Гитарист. 70-е
Наркотиков не существовало. То есть, вообще-то слышали, что где-то там, в «цивилизованных странах»…
А сейчас каждый год 70 тысяч таких вот мальчишек и девчонок погибают от наркотиков - в пять раз больше, чем за 10 лет афганской войны.
На Речке. 70-е
В фото-кружке. 70-е
«Вовка, Выходи!». 70-е
Так и было - кричали прямо с улицы. Можно было без проблем просто «забежать» к соседу.
Парни 78 г.
Да, мы были примерно вот такими. Без проблем бегали в лес, на речку, на стройку. Никаких маньяков и полупьяных «мусоров».
НВП. 70-е. Зачем девчонка присоединяет магазин, когда выдвинут шомпол - непонятно. На ней белый праздничный фартук, может быть ей стоять в почетном карауле? Но шомпол-то зачем вынимать?! Девчонки с оружием и техникой часто не в ладах.
Последний Звонок. 70-е
Первая Встреча Одноклассников 1977
Обычная студентка стала членом Сборной СССР по легкой атлетике. Спорт был массовым, множество мальчишек и девчонок стали Мастерами Спорта и Кандидатами в Мастера, не говоря уже о спортивных разрядах.
Студентка Ирина Тарасова, сборная СССР 70-е
Многие успели позаниматься в нескольких секциях, выбирая себе спорт по душе. Секции были бесплатными, в некоторых иногда платили, но совсем немного.
Молодежь, конец 70-х
Обычные мальчишки и девчонки, не «мажоры». Страшно представить – все в джинсах, «которых в СССР никогда не было», как нам сейчас рассказывают…
Парни. 1976. Тогда модно было ходить с «транзистором».
Мотопробег. 60-е
Можно было без опаски совершить мотопробег по стране в несколько тысяч километров. Гаишники не брали взятки и не придирались впустую. Сейчас в это трудно поверить, но было так.
Поход. Подмосковье 60-е
Как жили люди тогда, как отдыхали, веселились? Примерно вот так. Сейчас, наверное, там не пройти – стоят заборы «новых русских» - укравших будущее у нас и наших детей. Когда видишь старые фотографии, хочется сравнить «что было и что стало».
Квартира. 70-е
Да, такие квартиры как раз и были. Это явно не партийные работники, обычные работяги. Практически такие же квартиры были у моих друзей, а точно такие же полочки «лесенкой» сам вешал в 80-м, мне было тогда 14, только антенна у нас была не дециметровая, а «рогатая» и люстра очень похожая. Телевизор в 70-х обычно был не цветной, а черно-белый.
Москва 70-е
Видимо, кулинария продает вырезку - лоток выставили на улицу, чтобы быстрее продать. Сейчас любят рассказывать, как в СССР было плохо с продуктами и «ничего нельзя было купить».
Я прекрасно помню, что мясо без особых проблем можно было купить в те годы в кулинарии или на рынке - дороже, но всегда и без очереди, а колбасу - в коопторге. В магазинном мясе нередко было много костей и оно не всегда бывало.
Тем кому хочется рыночных цен - добро пожаловать на рынок, в кулинарию или коопторг. Куры - в магазине всегда, рыба - мороженая всегда, свежая 1-2 раза в неделю. Никаких серьезных проблем с питанием не было. Не могу припомнить ни одного голодающего на улице, просящего корку хлеба…
Проблемы с продуктами стали появляться существенно позже - с 80-х, а к 90-м они приобрели явный вид хорошо разработанной экономической диверсии.
Около МГУ 60-е
В СССР не было необходимости узбекам, киргизам, таджикам ехать «гастрабами» на стройки в скотских условиях. Они и у себя жили достойно - была интересная работа, дом, да и не любит азиат без крайней на то необходимости уезжать куда-то жить от могил предков, от семьи… Зачем?
Издевательство над приезжим в Москве было немыслимым, как немыслимо было то, что у метро их остановит милиционер и начнет вымогать взятку, не говоря уже, что человека могут отвести в отделение и там пытать. Профессия милиционера была достойной и люди относились к ним весьма хорошо.
А киргизы, узбеки и таджики приезжали с удовольствием - посмотреть и показать детям Красную Площадь, метро, МГУ, музеи… Постепенно хорошо образованные специалисты из Средней Азии и с Кавказа стали оседать в самых разных местах, довольно быстро ассимилируясь, но в целом, их было совсем немного.
Учебное Судно Кропоткинской Мореходки. Батурин 70-е
Не жалели в СССР средств и усилий на среднее специальное образование, поэтому и были настоящие специалисты.
Летное Училище. Балашов. 1967
Время, когда у летчиков было все необходимое для учебы и тренировки - сколько надо топлива, такие, как полагается тренажеры и достойные инструктора.
Летчик-Испытатель Владимир Клименок. Приморье 70-е
Геологи Забайкалья. 1966
Вот так, - кто-то строил страну, осваивал дикие земли и мечтал об освоении Марса, а кто-то держал фигу в кармане, исходя злобой. Так кто из них был счастлив? Абсолютное большинство месторождений было открыто в СССР, а после его разрушения - практически ничего…
Ледник Абрамова. 1970
Метео-гляциологическая станция. В СССР велись активнейшие исследования по предупреждению и предсказанию природных катастроф, таких как землетрясения, сходы лавин и селевых потоков. Над проблемами комплексно работали геологи, географы, математики, физики…
Торжественное Построение. Екатерининская Гавань. авт. Костриченко. 60-е
Присяга. 70-е
«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение товарищей „
Для сравнения, из российской присяги: “Если же я нарушу принятую мною Военную присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации».
Солдаты. 1978
Рабочие 70-х
Топографы. Узбекистан 70-е. Перед строителями идут топографы - скоро в дикой степи начнется строительство современной промышленности и жилья.
В советское время Узбекистан из отсталой полуфеодальной азиатской окраины превратился в развитую индустриально-аграрную республику с развитой легкой, пищевой, тяжелой, электротехнической, радиоэлектронной, приборостроительной, авиационной и химической промышленностью.
Были построены мощнейшие электростанции, открыты и начали осваиваться месторождения газа и нефти. На базе крупных промышленных предприятий возникли новые города и были реконструированы старые: Чирчик, Бекабад, Каттакурган…
Москва. Чертаново. Новостройки. 1970
Только к 70-м стали уходить в прошлое последствия Войны. Когда можно было, наконец, строить не ракетные заводы - страну надежно прикрывал ядерный щит, чтобы защититься от «демократизаторов», а массовое жилье.
Строили очень много и по всей стране.
Москва. Новостройки Ясенево. 70-е
У нас, детей тех лет, детство прошло на стройках - они были везде.
Бегали от сторожей, охранявших стройки, это было прикольно, но несколько рискованно - можно было получить по заднице.
Особенно интересно было играть в прятки или рубиться команда на команду на деревянных томагавках в кирпичной пятиэтажке, где еще не полностью были возведены стены между подъездами и дом представлял своеобразный лабиринт. В многоэтажках было не так интересно - бетонные плиты для стен ставили сразу.
Московский Микрорайон. 70-е
Когда строился микрорайон - он планировался заранее. По плану строилась школа, детский сад, магазины, парикмахерские, проводились транспортные маршруты, сажались деревья в скверах. «Точечная застройка» была невозможна.
Сахалин. Порт Невельск. 70-е. Город-порт, один из множества новых городов, построенных в СССР. Заселение богатых земель Дальнего Востока.
Северный Рейс. авт. Кривошлыков 70-е
Северный Морской путь - главная магистраль в Арктике длиной более 5500 км, связывающий Европейскую Часть России с Дальним Востоком. Иначе придется идти через Суэцкий канал, а это в два с половиной раза дальше.
Северный Морской путь был крупнейшим транспортным достижением СССР - он, без преувеличения, преобразил жизнь Севера страны и Дальнего Востока. По нему «на Севера» везут оборудование, топливо, продовольствие, а оттуда - полезные ископаемые и лес.
Рассказал(а):
История эта произошла в конце 70-х годов прошлого века...
История эта произошла в конце 70-х годов прошлого века. В то время я учился в Тернопольском мединституте. Среди множества дисциплин мы проходили т.н. курс "Советского права".
Вел его бывший прокурор города, пенсионер, подрабатывавший почасовиком. Лекции читал очень нудно, сухим, официальным прокуроским голосом. Помню, та лекция была посвящена семейному праву: брак, семья, разводы и т.п. За 20 минут до конца лекции преподаватель отводил время для ответов на вопросы (а их задавали с помощью записок).
И вот мой друг решил подшутить над бывшим прокурором. Он отправил записку следующего содержания: "Скажите пожалуйста, с какого возраста можно сношаться?" И подпись: Рима Пуденда.
И вот дошла очередь до этой записки. А лектор имел привычку в микрофон сразу зачитывать содержание, предварительно не просматривая записки. Зал вначале оживился, а потом взорвался громогласным хохотом. Покрасневший лектор попросил автора записки выйти из аудитории. Смех еще больше усилился.
Тогда прокурор сам вышел из лекционного зала и прямиком отправился в деканат, чтобы вызвать Риму Пуденду через декана. Мы не слышали, что происходило в деканате, но со слов его секретарши мы узнали, что когда прокурор пожаловался на Риму, наш декан Василий Васильевич разошелся истерическим смехом и чуть не упал со стула.
Декан объяснил лектору "Советского права", что с латинского языка "Рима Пуденда" не что иное, как "Щель половая" (анатомический термин, не путать со щелью в полу).
Так и закрепилось за нашим преподавателем прозвище "РИМА". А автора записки так и не нашли. Своих не выдают...
Десятилетием безвкусицы прозвали 70-е годы с их неимоверным смешением стилей. Но почему-то не проходит ни одного модного сезона, в котором именитые дизайнеры не ностальгируют по этому времени. Элементы или целые коллекции, эксплуатирующие стиль 70-х годов, появляются с завидным постоянством. Так что же так манит в те, теперь уже далекие, годы?
Чтобы понять определенного временного промежутка, в данном случае десятилетия, необходимо знать, чем жило и дышало то поколение. Все социальные перемены, новые веяния в культуре, несомненно, задавали стиль и внешнему виду. Мода 70-х годов в первую очередь развивалась под эгидой свободы и эклектики, с девизом «Можно все!». Невероятное смешение сафари, диско, хиппи и т.д. - это отличительная черта десятилетия. История моды вряд ли вспомнит еще более разнообразный и непохожий ни на один другой период. Ставка делалась на ярко подчеркнутую индивидуальность, а что это будет, каждый решал сам. Место нашлось для всего - как для роскошных дорогих нарядов от кутюр, так и для дешевых хлопковых вещей и товара прет-а-порте.
Дизайнеры в этот период ввели моду на длину миди и макси для юбок и платьев. И если поначалу к ней отнеслись с осторожностью и по-прежнему отдавали предпочтение мини, то уже к середине 70-х тенденция стала крайне популярной.
Впервые появляется такое понятие, как базовый гардероб. Магазины предлагают костюмы с уже удачно подобранными к ним рубашками, блузами, джемперами, юбками и т.д. Все чаще на первый план стали выходить джинсы.
Хиппи - визитная карточка 70-х годов
Расцвет пришелся на конец 60-х годов, и тем не менее все последующее десятилетие эта субкультура имела еще достаточно прочное положение, что не могло не отразиться на моде. «Дети цветов» отдавали предпочтение натуральным материалам (хлопок, лен, кожа) и ярким оттенкам. Характерной чертой является активное использование фольклорных и этнических мотивов. А также потертые и рваные джинсы, жилетки из денима, которые стали одним из главных атрибутов данного направления. Но думать, что одежда 70-х годов в стиле хиппи - это исключительно уличное направление, весьма ошибочно. Подтверждение тому - работы именитых дизайнеров того времени. Например, легендарная белая рубашка с вышивкой, напоминающая халат, от Эммануэля Хана, или стильные платья из индийского хлопка с этническими мотивами от Тэи Портер. Небрежность стиля хиппи приобрела благородный вид. Он нашел своих почитателей во всех слоях общества, независимо от и уровня достатка.
Эклектика в одежде 70-х годов
Прародителями данного модного явления можно смело назвать хиппи. Корни эклектики двояки и упираются либо в недостаток средств, который и приводил к взрывной смеси, либо в желание эпатировать окружающих любым способом. Но, как бы то ни было, дизайнеры правила этой игры приняли и подиумы запестрели экстравагантными нарядами. В их числе Ив Сен-Лоран, создавший целую коллекцию в стиле эклектики с использованием фольклорных мотивов и черных кожаных блуз. История моды в этот момент сделала крутой поворот от привычного и обыденного стиля к агрессивно яркому и провокационному.
Стиль диско
Веселое, легкое и беззаботное музыкальное течение породило столь же свободный от условностей стиль. Его неотъемлемой частью стали обтягивающие лосины ярких, рубашки, от которых рябило в глазах, блестящие боди и топы, ультракороткие шорты. Прибавьте к этому еще и крайне дерзкий макияж с обилием блесток и перламутра. Стиль диско - это практически отдельная вселенная, мир блеска, ярких красок и сочетания несочетаемого.
Глэм-рок и панк-культура в одежде
Мода 70-х, как уже было сказано, крайне богата на всевозможные течения и направления, стили. Глэм-рок предложил миру игру полов и стиль унисекс. Он гармонично сочетает в себе женственность и брутальность, эпатажность и сексуальность, бросая вызов обществу. Из материалов в фаворе черная кожа (матовая или лакированная), металлизированные ткани, бархат, а также шифон и шелк, что добавляет еще большего контраста. К обязательным атрибутам относятся шипы, заклепки, бахрома, молнии и одновременно стразы и блестки. Яркими его представителями можно назвать легендарную группу Kiss (на фото), Гэри Глиттера, Дэвида Боуи, Марка Боана. Это сценические образы, которые встряхнули сначала Англию, а потом и весь мир.
Можно сказать, зародился с легкой руки М. Макларена, который в 1976 году поспособствовал дебюту группы Sex Pistols. Их одежда была нарочито грубой и порванной, соединенной местами с помощью булавок, что мгновенно, как говорится, пошло в народ. И, кстати, ее можно было купить в бутике Макларена или В. Вествуд.
Прически 70 годов
Свободомыслие и разномастные течения в культуре, в том числе и в музыке, не могли не отразиться не только на одежде, но и на прическах и макияже. В 70-х годах прическа перестала быть чем-то обязательным, женщины стали выбирать то, что им удобно, практично, а главное - нравится. Различные укладки и стрижки стали отражением индивидуальности. Первое, с чем ассоциируются 70-е - это начесы, они могли быть аккуратными или гипертрофированными. Второе - локоны и кудри. Кроме того, для этого времени характерны объемные прически, бакенбарды у мужчин (спасибо за это Э. Пресли), объемные челки. Из всего разнообразия можно отметить крайне популярные каре, паж и пикси. Мода СССР 70-х годов в плане причесок запомнилась всем дикой популярностью химической завивки. Встретить ее можно было на женщинах всех возрастов.
Безусловно, стиль диско запомнился всем прической «афро», как, к примеру, у солистов групп Ottawan и Boney M. Ее популярность была не только данью моде, но и показателем толерантности.
Элементы гардероба родом из 70-х годов
Каждая эпоха может похвастаться какой-либо культовой вещью, не исключение и 70-е годы. В первую очередь, это, конечно же, водолазка. Ее носили абсолютно все: от школьников младшего возраста до руководителей крупных организаций и высокопоставленных особ. 70-е годы ей просто дали вторую жизнь. Надевали водолазку практически со всем: с брючными костюмами, сарафанами, юбками, жилетками и т.д. Во-вторых - джинсы. Они стали действительно культовой вещью не одного поколения, популярность их не угасла и по сей день. В 70-х годах джинсы носили совершенно разные, от порванных в стили хиппи до дорогих дизайнерских моделей. Они прочно и надолго вошли в гардероб всех слоев населения, в том числе и особ королевских кровей.
Крайне популярны были женские брючные костюмы, которые зачастую дополнялись туниками, что тоже стало открытием и модной находкой.
Мода 70-х на новый лад
Все новое - это, как известно, хорошо забытое старое. Мода делает витки, и к нам возвращается стиль 70-х, пусть не в исконном своем виде, а измененный и адаптированный, но по-прежнему яркий и броский. Ежегодно дизайнеры создают целые коллекции в ретро-стиле или берут его отдельные элементы. Не исключение и 2015-й. Стиль 70-х годов - это настоящий тренд весенне-летнего сезона, захвативший все модные подиумы мира.
Один из главных фаворитов - натуральная замша, что как нельзя лучше демонстрирует посыл к этнической культуре и близость к природе. Роскошные пончо с ручной вышивкой или стилизованные под них пальто, мокасины, легкие хлопковые платья с растительным принтом - это все то, что будет на волне популярности.
Не обошли стороной и которым была богата мода 70-х. Платья и сарафаны из легкого шифона, легко струящиеся по фигуре. Все они украшены традиционными принтами, вышивкой, оборками и складками.
Ну и, конечно же, деним. Кто-то возразит на это, что джинсы были популярны не только в 70-х годах. Но в этом сезоне популярны именно те модели: широкий клеш от колена, завышенная талия, художественные разрезы и потертости, аппликации и вышивка. Не забывайте также про комбинезоны, напоминающие рабочую одежду, юбки, рубашки и жилетки.
Мода - это зеркало настроения общества, его приоритетов и интересов. Такими и были семидесятые - время поиска новых горизонтов, готовности к будущим свершениям, ярких индивидуальностей. Мода 70-х годов двадцатого столетия неповторима, колоритна и крайне неоднородна, что позволяет современным дизайнерам возвращаться к её идеям и черпать в них вдохновение вновь и вновь.