Джованни боккаччо произведения. Боккаччо, Джованни – краткая биография
Итальянский писатель - один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения. Друг Петрарки .
Наиболее известное произведение – роман в новеллах Декамерон (10-дневные рассказы) / Decameron.
«… предположим, человека оставила женщина и этим он несчастен - есть все шансы, что он напишет какую-нибудь вдохновенную поэму или роман. Таких примеров мы знаем множество Боккаччио в своём предисловии к «Декамерону» пишет, что несчастная любовь создала ему эту книгу. Он написал эту книгу «благодаря Амуру, который освободил его от своих уз».
Зощенко М.М., Комментарии и статьи к повести «Возвращённая молодость», Собрание сочинений в 2-х томах, Том 2, Екатеринбург «У-Фактория», 2003 г., с. 336.
«Декамерон» (по-русски «Десятиднев») состоит из ста новелл, рассказанных в течение десяти дней поочередно юношами и девушками благородных фамилий, которые уединились в предместье Флоренции во время эпидемии чумы.
Каждый день открывается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит время эта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных нормам благородства и воспитанности.
Обрамление новелл «Декамерона» намечает контуры ренессансной утопии, рисует идиллическую картину: культура оказывается возвышающим и цементирующим началом идеального микросоциума. В самих новеллах Боккаччо с необычайной широтой и проницательностью раскрывает иной
мир - реальную пестроту жизни со всем богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Герои новелл принадлежат к разным социальным слоям: горожане и клирики, простолюдины и знать. Образы персонажей полнокровны, жизненны: это люди, предающиеся земным радостям, включая плотские удовольствия, столь решительно осуждавшиеся церковной моралью. Боккаччо реабилитирует женщину, говорит о возвышающей нравственной силе любви, но в то же время он зло высмеивает ханжество, сластолюбие монахов и клириков.
В «Декамероне» высветились новые грани складывавшегося гуманистического мировоззрения, в том числе его антиаскетические идеалы.
В центре внимания Боккаччо, как и Петрарки
, - проблема Самосознания личности, которая получит широкую перспективу в дальнейшем развитии ренессансной культуры.
«Декамерон» имел огромную популярность в Италии и за её пределами. Уже в XIV в. он был переведен на французский и английский язык, а его сюжеты нередко заимствовались и перерабатывались в духе национальных традиций других стран.
Однако церковь резко осудила «Декамерон» как произведение безнравственное, наносящее ущерб её авторитету, и настаивала на отречении Боккаччо от своего детища.
Испытывая душевные муки, Боккаччо обратился за советом к Петрарке
, который в ответном письме удержал его от сожжения «Декамерона».
Важным вкладом Боккаччо в формирование гуманистической культуры стало и его сочинение «Генеалогия языческих богов», в котором прослеживаются взаимосвязи
античных мифов, их происхождение и формируется своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. Автор продолжил здесь начатую Петраркой
реабилитацию языческой поэзии, подчеркивал её близость к теологии.
Боккаччо утверждал, что поэзия раскрывает высокие истины о человеке и окружающем его мире, но делает это в присущей ей форме иносказаний, поэтому она заслуживает такого же внимания и глубокого осмысления, как и истины теологии».
Брагина Л.М., Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: идейные поиски, в Сб.: Гуманистическая мысль итальянского Возрождения / Сост. Л.М. Брагина, М., «Наука», 2004 г., с. 10-11.
Примерно в 1360 году Джованни Боккаччо написал первую его биографию Данте : Жизнь Данте Алигьери / Vita di Dante и комментарии к 17 песням его «Божественной комедии».
Кроме того, он автор трактатов на латинском языке: О генеалогии богов / De genealogia deorum gentilium в 15-ти книгах; О знаменитых женщинах / De claris mulieribus (включает в себя 106 женских биографий - от прародительницы Евы до королевы Иоанны Неаполитанской); О злоключениях знаменитых мужей / De casibus virorum illustribus в 9-ти книгах.
Особый интерес представляют XIV и XV книги этого обширного сочинения, написанные в «защиту поэзии» против средневековых нападок на неё.
Эти книги, получившие огромную популярность в эпоху Возрождения, положили начало особому жанру «апологии поэзии».
По существу своему мы наблюдаем здесь полемику со средневековой эстетикой. Боккаччо выступает против обвинения поэзии и поэтов в аморализме, излишестве, фривольности, обмане и т. д. В противоположность средневековым авторам, упрекавшим Гомера и других античных писателей в изображении фривольных сцен, Боккаччо доказывает право поэта на изображение любых сюжетов.
Несправедливы также, по мнению Боккаччо, обвинения поэтов во лжи. Поэты не лгут, а лишь «ткут вымыслы», говорят правду под покровом обмана или, точнее, вымысла. В связи с этим Боккаччо страстно доказывает право поэзии на вымысел (inventi), изобретение нового. В главе «О том, что поэты не лживы», Боккаччо прямо говорит: поэты «... не связаны обязательством держаться правды во внешней форме вымысла; наоборот, если отнимем у них право свободно применять любой род вымысла, вся польза их труда обратится в прах» (О генеалогии языческих богов, XIV).
Боккаччо называет поэзию «божественной наукой». Более того, заостряя конфликт между поэзией и теологией, он саму теологию объявляет видом поэзии, ведь она, так же как и поэзия, обращается к вымыслу и аллегориям.
В своей апологии поэзии Боккаччо доказывал, что главнейшими её качествами являются страсти (furor) и изобретательность (inventio). Такое отношение к поэзии не имело ничего общего с ремесленным подходом к искусству, оно обосновывало свободу художника, его право на творчество.
Таким образом, уже в XIV веке у ранних итальянских гуманистов формируется новое отношение к искусству как к свободному занятию, как к деятельности воображения и фантазии. Все эти принципы легли в основу эстетических теорий XV века».
История эстетической мысли в 6-ти томах, Том 2, Средневековый Восток. Европа XV – XVIII веков, М., «Искусство», 1985 г., с. 1344-135.
Произведения Джованни Боккаччо повлияли на творчество: Джорджа Байрона , Гёте , Жана де Лафонтена , Мольера , Джонатана Свифта , Вильяма Шекспира и многих других.
Чертальдо) - знаменитый итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения .
Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» ( , опубликована в ), пасторалей, сонетов. Главное произведение - «Декамерон » ( - , опубликовано в ) - книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали , жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Корбаччо» ( - , опубликована в ), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. , опубликована в ).
Биография
Незаконный сын флорентинского купца и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе , пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца () Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени и снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.
Памятник Боккаччо, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня . В честь Боккаччо назван кратер на Меркурии .
Гуманистическая деятельность
Боккаччо был первым гуманистом и одним из ученейших людей Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в своём доме калабрийца Леонция Пигата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера . Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (). Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте-Казино, самом знаменитом и учёном во всей тогдашней Европе, Боккаччо нашёл библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а, например, чудные рукописи Гомера и Платона были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что братья делают из этих рукописей свистульки детям и талисманы женщинам.
Творчество
Сочинения на народном языке
К ранним сочинениям Боккаччо (неаполитанского периода) относятся: поэмы «Филострато » (ок. ), «Тезеида » (ок. -41), роман «Филоколо » (ок. -38), основанные на сюжетах средневековых романов. Более поздние произведения (флорентийского периода): «Фьезоланские нимфы» (), наверянные «Метаморфозами » Овидия , и повесть «Фьяметта» (). Вершина творчества Боккаччо - «Декамерон ».
Латинские сочинения
Боккаччо - автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке . В их числе энциклопедический труд "Генеалогия языческих богов" в 15 книгах («De genealogia deorum gentilium», первая редакция около , трактаты "О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях" («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около -); 9 книг "О несчастиях знаменитых людей" («De casibus virorum et feminarum illustrium», первая редакция около ). Книга "О знаменитых женщинах" («De claris mulieribus», начат около ) включает в себя 106 женских биографий - от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской.
Боккаччо о Данте
Данте Боккаччо посвятил два сочинения на итальянском языке -"Малый трактат в похвалу Данте" ("Trattatello in laude di Dante"; точное название - «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция - , третья - до ) и незавершённый цикл лекций о "Божественной Комедии".
Первое сочинение заключает в себе биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе заключает в себе комментарий на «Божественную комедию », доведённый только до начала 17-й песни ада. На итальянском языке им написаны «Тезеида » («La Teseide», перв. изд., Феррара, ), первая попытка романтического эпоса в октавах ; «Любовное видение» («Amorosa visione»); «Филоколо » («Filocolo»), роман, в котором сюжет заимствован из древнефранцузского романа о Флуаре и Бланшефлор ; «Фьяметта» («L’amorosa Fiammetta», Падуя, ), трогательная история душевных страданий покинутой Фьяметты; «Ameto » (Венеция, ) - пасторальный роман в прозе и стихах; «Филострато » («Il Filostrato», изд. ), поэма в октавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды ; «Il corbaccio о labirinto d’amore» (Флоренция, ) - едкий памфлет на женщин.
Декамерон
Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный и ославленный «Декамерон » (10-дневные рассказы) - собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами. «Декамерон» написан частью в Неаполе, частью во Флоренции, и содержание его Боккаччо черпал или из древнефранцузских «Fabliaux», или из «Cento novelle antiche» (Bologna, nelle case di Gerolamo Benedetti, 1525), а также из современных поэту событий. Рассказы изложены изящным, лёгким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием.Бокаччо использовал целый набор схем и приёмов. В них изображены люди всяких состояний, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых весёлых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными.
«Декамерон» переведён почти на все языки (русский перев. А. Н. Веселовского , М., 1891), из него черпали многие писатели и больше всех Шекспир .
Боккаччо в русской литературе
Издания
Первое издание его, так наз. «Deo gratias», вышло без обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г., оба in folio и теперь крайне редки. Между новейшими изданиями самые лучшие: Поджиали (Ливорно, 1789-90, 4 т.); «Ventisettana» (Флоренция, 1827); критическое издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж, 1823, 5 т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825, 3 т., с историческим введением); в особенности же Фанфани вместе с знаменитым «Annotazioni dei Deputati» (3 т., Флоренция, 1857); хорошее карманное издание напечатано в «Biblioteka d’autori italiani» (т. 3 и 4, Лейпциг). «Opere complete» Боккаччо изданы (Флоренция, 17 т. 1827).
Обозрение изданий Боккаччо находится у Пассано в «I novellieri italiani in prosa» (Турин, 1878).
Литература
- Mann i в «Storia del Decamerone» (Флоренция, 1742).
- Бальделли (Флоренция, 1806).
- Diesdin, «Biographical Decameron» (Лондон, 1817).
- Чампи, «Manuscritto autografo di В.» (Флоренция, 1827).
- Бартоли, «I precursori del B.» (1878).
- Ландау, «B-s Leben und Werke» (Штутгарт, 1877).
- Körting, «B-s Leben u. Werke» (Лейпциг, 1880).
- Ландау, «Die Quellen des Decameron» (2 изд., 1884).
- А. Н. Веселовский, «Три письма Джиованни Боккаччио к Майнардо де Кавальканти» (СПб., 1876 - издано к 500-летнему юбилею Б.): В. Лесевич, «Классики XIV в.» («Отеч. записки» 1874 г., № 12); А. А-вой «Итальянская Новелла и Декамерон» («Вестник Европы», 1880 г., №№ 2-4).
- Андреев М.Л. Боккаччо, Джованни // Культура Возрождения. Энциклопедия. Том 1. М.: РОССПЭН, 2007. - С. 206-209. - ISBN 5-8243-0823-3
См. также
- Боккаччо (кратер)
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Боккаччо, Джованни" в других словарях:
Боккаччо, Джованни - Джованни Боккаччо. БОККАЧЧО (Boccaccio) Джованни (1313 75), итальянский писатель. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть Фьямметта (1343, опубликована 1472), пасторали, сонеты. В книге новелл Декамерон (1350 53, опубликован… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (Boccaccio) (1313 1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубл. в 1472), пасторали, сонеты. Ренессансный гуманистический идеал, тип нового героя … … Энциклопедический словарь
Джованни Боккаччо Giovanni Boccaccio Писатель и поэт Дата рождения: июнь или июль 1313 … Википедия
Боккаччо (Boccaccio) Джованни (1313, Париж, 21.12.1375, Чертальдо, близ Флоренции), итальянский писатель. Один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения. Б. начал писать в традициях рыцарской литературы, которая привлекала… … Большая советская энциклопедия
- (Boccaccio, Giovanni) (1313 1375), итальянский прозаик, поэт, гуманист. Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в… … Энциклопедия Кольера
БОККАЧЧО Джованни - БОККАЧЧО (Boccaccio) Джованни (13131375), итальянский писатель, гуманист. Кн. новелл «Декамерон» (135053, изд. ок. 1470; п. А.Н. Веселовского, 189192). Поэмы «Охота Дианы» (1334?), «Филострато» (1338?, изд. 1499),… … Литературный энциклопедический словарь
Боккаччо Джованни - (1313 1375) ит. писатель, представитель гуманистич. лит. Возрождения. Родом из купеческой семьи, жил во Флоренции и Неаполе. Автор поэтич. и прозаич. произведений, написанных на вольгаре; новатор ренессансной новеллы. Ранние работы: поэмы… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
БОККАЧЧО Джованни - (1313 1375) итал. писатель реалист, гуманист. Вершина творчества Б. «Декамерон» (1350 1353). Одна из осн. тем книги критика като лич. церкви, осмеяние духовенства монахов, папского двора. Проповеди христ. добродетели смирения и самоотречения Б.… … Атеистический словарь
Боккаччо Джованни - (1313 1375) знаменитый итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологических новелл, сонетов, пасторалей, книги Жизнь Данте Алигьери и, конечно, Декамерона … Словарь литературных типов
Джованни Боккаччо - итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения. Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» (1343,опубликована в 1472), пасторалей, сонетов. Главное произведение - «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) - книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества.
Незаконный сын флорентинского купца и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени, в число его близких друзей, в частности, входил известный математик Паоло Дагомари, снискал расположение молодой королевы Иоанны и дамы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.
Дружба его с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в Флорентинском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людвигу V Бранденбургскому, сыну Людвига IV Баварского, испросить у него помощи против (Висконти). В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.
Памятник Боккаччо, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879. В честь Боккаччо назван кратер на Меркурии.
Боккаччо был первым гуманистом и одним из учёнейших людей Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в своём доме калабрийца Леонтия Пилата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (1471). Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте-Кассино, самом знаменитом и учёном во всей тогдашней Европе, Боккаччо нашёл библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а, например, чудные рукописи Гомера и Платона были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что братья делают из этих рукописей свистульки детям и талисманы женщинам.
К ранним сочинениям Боккаччо (неаполитанского периода) относятся: поэмы «Филострота» (ок. 1335), «Тезеида» (ок. 1339-41), роман «Филоколо» (ок. 1336-38), основанные на сюжетах средневековых романов. Более поздние произведения (флорентийского периода): «Фьезоланские нимфы» (1345), наверянные «Метаморфозами» Овидия, «Амето», и повесть «Фьяметта» (1343). Вершина творчества Боккаччо- «Декамерон».
На итальянском языке им написаны «Тезеида» ,первая попытка романтического эпоса в октавах; «Любовное видение» («Amorosa visione»); «Филоколо»(«Filocolo»), роман, в котором сюжет заимствован из древнефранцузского романа оФлуаре и Бланшефлор; «Фьяметта» («L’amorosa Fiammetta», Падуя,1472), трогательная история душевных страданий покинутой Фьяметты; «Ameto» (Венеция,1477) -пасторальный романв прозе и стихах; «Филострато» («Il Filostrato», изд.1480), поэма в октавах, изображающая историю любвиТроила и Крессиды; «Il corbaccio о labirinto d’amore» (Флоренция,1487) - едкийпамфлетна женщин («Корбаччо») (1354-1355, опубликована в1487).
Латинские сочинения
Боккаччо - автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. В их числе энциклопедический труд «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (первая редакция около1360,трактаты«О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» (начат около1355-1357); 9 книг «О несчастиях знаменитых людей» (первая редакция около1360). Книга «О знаменитых женщинах» (начат около1361) включает в себя 106 женских биографий - отЕвыдо королевы Иоанны Неаполитанской.
Биография - БОКАЧЧО ДЖОВАННИ (1313-1375)
Джованни Боккаччо - итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист. Родился в 1313 г., предположительно в июне или июле. Он был рожден во Флоренции и стал плодом любви флорентийского купца и француженки. Возможно, именно из-за матери некоторые источники указывают местом его рождения Париж. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо - по названию местности, откуда происходила его семья.
Примерно в 1330 г. Боккаччо переселился в Неаполь: несмотря на заметную с малых лет литературную одаренность мальчика, отец видел его в будущем только купцом, поэтому отправил обучаться премудростям коммерции. Однако юный Боккаччо не проявлял ни способностей, ни интереса к торговле. Отец в конце концов потерял надежду на то, что сын продолжит его дело, и разрешил заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.
Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.
В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, - с Франческо Петраркой. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.
В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, - «Декамерон» - сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.
В 1363 г. Боккаччо покинул Флоренцию и приехал в Чертальдо, небольшое имение, где полностью погрузился в свои книги, жил, довольствуясь малым. Чем ближе маячила старость, тем более суеверным становился Боккаччо, серьезнее относился к вере и церкви, однако говорить о том, что в его мировоззрении произошел перелом, было бы большим преувеличением. Об этом свидетельствуют и его творчество, и апогей дружбы и единства взглядов с Петраркой. С написанных в эти годы трудов, посвященных Данте, начало развиваться литературоведение нового образца. Публичные лекции о «Божественной комедии» он читал, пока его не свалил с ног тяжелый недуг. Сильнейшее впечатление на Боккаччо произвела смерть Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года. 21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.
БОККАЧЧО (Boccaccio ) Джованни (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении "Декамерон" (1350-53, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма "Ворон" (1354-55, опубликована в 1487), книга "Жизнь Данте Алигьери" (ок. 1360, опубликована в 1477).
БОККАЧЧО (Вoccaccio ) Джованни (1313, Париж - 21 декабря 1375, Чертальдо, Тоскана, Италия), итальянский поэт, писатель, знаток классической древности.
Родился в Париже, но всю сознательную и творческую жизнь был связан с такими центрами культуры итальянского Ренессанса, как Неаполь и Флоренция. Был внебрачным сыном француженки благородного происхождения и богатого флорентийского купца, по настоянию которого в очень раннем возрасте стал изучать право, банковское и торговое дело в компании Барди - знаменитого купеческого семейства.
С 1330 находился при отце в Неаполе, который был поставщиком двора неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно этот государь, покровитель искусств, заметил дар юного Боккаччо, который, по собственному его признанию, стал сочинять стихи, как только выучил буквы. Творческое призвание Боккаччо, его интерес к изящным искусствам и классическим древностям были поддержаны и получили развитие в общении с кругом художников, поэтов и мыслителей, приближенных ко двору Роберта Анжуйского. В разное время при этом блестящем дворе находились Джотто, Чино да Пистойя, Варлаам Калабрийский; королевским библиотекарем, который давал уроки молодому Боккаччо, был Паоло Перуджино. Любовь к встреченной в Неаполе Марии д"Аквино, побочной дочери короля, вдохновила многие произведения любовной лирики Боккаччо.
Именно во время пребывания в Неаполе на могиле Вергилия Боккаччо поклялся посвятить всю свою жизнь служению изящным искусствам и поэзии. Здесь в молодые годы он создал несколько пользовавшихся популярностью произведений: "Охота Дианы" - поэтическое сочинение в терцинах (около 1336), в котором благородные неаполитанские дамы представлены героинями античных мифов - спутницами богини Дианы, "Филострато" (1338 г.) - поэма в октавах на темы Троянского цикла, "Тесеида" (1339). Все эти сочинения написаны на народном итальянском языке - так называемом "вольгаре" и часто являются переделками сюжетов южнофранцузских средневековых произведений.
В 1340 Боккаччо по настоянию отца возвращается во Флоренцию. За исключением небольшого срока в 1351, когда он находился в стесненных обстоятельствах после смерти отца, он избегал занимать постоянные должности в коммунальной иерархии или на службе у влиятельных лиц. При этом в течение жизни Боккаччо охотно исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики, был членом посольств, отправляемых в Романью (1351.), в Равенну и Рим (1367), Неаполь (1351), Авиньон (1354 и 1365), Венецию (1367 и 1368.). Очевидно, что Боккаччо пользовался уважением и авторитетом среди сограждан.
В период жизни во Флоренции создал прославившие его прозаические сочинения: "Фьяметта" (1343), "Декамерон" (1348-1353), а также поэтический цикл "Фьезоланские нимфы" (1345). Литературный шедевр Боккаччо "Декамерон" стал образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов, классикой мировой литературы. "Декамерон" представляет собой сто историй, рассказанных от имени благородных флорентийских дам и молодых людей; повествование проистекает на фоне эпидемии чумы ("черной смерти"), от которой скрывается благородное общество в загородном имении, и исполнено тонкого психологизма и неожиданных коллизий.
С 1340-х гг. Боккаччо работал над "Генеалогией языческих богов" (сочинение в 15-ти книгах, посвященное разбору античной мифологии, в том числе географии мифов). В 1350 он знакомится с Петраркой, ставшим его лучшим другом. Вокруг Боккаччо образовался кружок гуманистов, среди которых впоследствии прославились Колюччо Салютати и Филиппо Виллани. Кроме того, Боккаччо выхлопотал у отцов города учреждение кафедры греческого языка, которую занял грек из Калабрии Леонтий Пилат (1359). Боккаччо не только принял учителя в собственном доме и содержал за свой счет, но также приобретал для нужд обучения ценные греческие рукописи и, видимо, осуществлял литературную обработку переводов Леонтия с древнегреческого. Хотя Леонтий Пилат был не самым лучшим и образованным комментатором "Илиады" и "Одиссеи", но все же он смог подготовить для Запада первый латинский перевод гомеровских поэм.
Боккаччо также сделал все возможное для того, чтобы флорентийские власти предоставили Петрарке возможность безбедно жить и творить во Флоренции, но тот уклонился от предложенной чести. Дружеское общение и переписка двух великих гуманистов продолжалась многие годы, в частности, в начале 1360-х гг. - в период тяжелых потрясений и нравственных исканий - Боккаччо сам пользуется гостеприимством Петрарки: переезжает в 1363 в Венецию, где тот обосновался.
В последний период жизни наряду с продолжением работы над "Генеалогией языческих богов" (вплоть до 1371) главным делом Боккаччо стало прославление личности и творчества - великого предтечи гуманизма. Боккаччо пишет "Комментарии к Божественной комедии" (около 1362), что впоследствии стало традиционным для гуманистов, "Похвальное слово Данте" (около 1360), а также, перед самой смертью, цикл публичных лекций о нем, прочитанных в церкви Св. Стефана во Флоренции. Эти произведения были единственными сочинениями, написанными Боккаччо на вольгаре в зрелый период его жизни. Боккаччо теперь предпочитает писать произведения на латыни и в более серьезных жанрах, чем прежде. В 1351-1367 он написал на латинском "Буколическую поэму" (подражание Вергилию), трактаты "О несчастьях знаменитых людей" и "О знаменитых женщинах" (более ста биографий от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской, наследницы короля Роберта). Этот последний трактат по своему настрою представляет собой полную противоположность юношеским сочинениям, полным духа гедонизма, таким как "Охота Дианы" и др.
В конце 1350-х - начале 1360-х Боккаччо пережил глубокий душевный кризис, причину которого одни биографы видят в любовных неудачах и разочарованиях, другие, напротив, в закономерном обретении духовной зрелости путем серьезных религиозных исканий. В 1362 Боккаччо даже принял духовный сан под влиянием монаха Джоаккино Чани и не только отрекся от гедонистического духа прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Такая нетерпимость к женщинам, которую Боккаччо стал проявлять в последний период жизни, вызвала полемику со стороны других гуманистов, например, . Но, видимо, именно это обстоятельство позволило флорентийскому епископу, хорошо знавшему Боккаччо, аттестовать автора "Декамерона" и множества любовных стихотворений, известного своими сердечными увлечениями и оставившего после себя несколько незаконнорожденных детей, как "мужа безупречной чистоты веры и нравов".