Что такое шри янтра. Шри-янтра - янтра вселенной
ШРИ ЯНТРА МАНТРА - одна из самых сильных и динамичных янтр. Шри Янтра является местом обиталища самой прекрасной Богини – Дэви Бхагавати, олицетворяющей тело богини Трипура-Сундари, которую в некоторых текстах называют «пупком Божественной Матери». Это единственная «Янтра Космоса», позволяющая получить даршан. Янтра едина для всех религий.
Шри Янтра – это древний геометрический символ, используемый в медитации разными школами тантризма, корни которого уходят за границы первого тысячелетия до нашей эры. В статье мы попробуем вместе понять, что собой представляет центральная звезда шри янтры, которую очень сложно воспроизвести вручную, а ведь делать это надо только так, а не иначе.
Что такое янтры
Янтра – это символическое изображение энергетической структуры конкретного Бога, божества, которых видят мудрецы. То есть, каждая мантра обладает энергией определенного божества и во время медитации позволяет получить эту энергию медитирующему, посредством наполнения изображения силой.
***Нет ничего более могущественно, чем эта сила и эта энергия. Так, икона всегда имеет лик и индивидуальные черты лица, а янтра универсальна, так как ее составляющими становятся архитипические части, свойственные всем явлениям. Вывод следующий: янтра – это архитипическая единица, связанная с генетическим кодированием.
При помощи янтры, являющейся символом, можно выйти за рамки стандартного мышления, перейдя к абсолютно измененному состоянию сознания. Ничто так не воздействует на зрительные центры в коре головного мозга, как симметричные геометрические элементы! Так как оба полушария головного мозга одинаковы, то воздействуют янтры на обе половинки, уравновешивая их и дополняя. Работа ведется через клетки сетчатки, которые отправляют сигналы в зрительную часть коры головного мозга.
Однако просто созерцать янтры нельзя. Ритуал следует сопровождать пением мантр. Это помогает заставить работать оба полушария – и зрительное и вербальное. Если вам тяжело запомнить сложную мантру, ведь петь ее надо наизусть, воспользуйтесь самой простой, но при этом самой сильной – ОМ или АУМ, в которых сосредоточена вся Вселенная и все мантры вместе взятые. Янтры являются универсальными схемами, а мантры – космическим звучанием.
Медитируя, уделите внимание расстоянию янтры до или от ваших глаз. Это важно для правильного восприятия изображения клетками сетчатки, а также влияющего на реакцию самих клеток, которая может меняться. Выберете такое же расстояние, на котором вы читаете книгу, и при этом ваши глаза не устают. Созерцать янтру надо немигающим взглядом и это нереально без мантры, являющейся божественным звуком. Работая с янтрой, вы должны вызывать Прану.
О янтре
В форме этой янтры содержится девять чакр, четыре из которых принадлежат Шиве, а пять – Шакти. Еще в нее включено 43 Трикона, 28 Марма–Стхаан, 24 Сан-дхи-ян.
В теле человека также имеется 9 чакр: бинда (межбровье), трикон (точка, меж носом и горлом), аштар (горло), антардашар (сердце), бахирдашар (пупок), чатурдашар (ниже пупка), аштадала (тазовая область), шодашадала (ноги), бхупур(стопы).
Совершаемая над янтрой Прана бывает трех видов, но вначале расскажем о самой Пране Пратиштхе, которая подразумевает вселение жизни и разума в тело идола. Прана – это дыхание, без которого человек превращается в безжизненное тело. Так идолом может быть кусок металла, камня, дерева, но только после того, как в него вдохнут жизнь, наполнив дыханием.
Сделать это можно во время особенной церемонии и определенных мантр, которые взывают к Божеству, вопрошая войти в тело мурти. Во время данного входа идол становится Божеством, которое надо омыть, преподнести одежду, украшения, пищу, благовония, вознести молитвы или пропеть мантры у огня утром и вечером. А теперь о деле.
Три способа создания Янтр:
- Чар. В последствие данного действия Пран Пратиштхит входит в Янтру, используя чистые действия.
- Ачар. Выполняя данное действие, не перемещайте Янтру, она должна оставаться в одном месте.
- Дхарния. Устойчив тип Янтр, который может устранить только Пуджа.
Если вы хотите, чтобы ваша янтра была максимально эффективной, выберете правильный материал, на котором вы будете ее вырезать:
- Бхупраштийя - плоский лист.
- Качхап Прашт – спина черепахи.
- Сумеру – вырезана в форме пирамиды.
Эту Янтру можно сделать из:
Тамра Патра Янтра – медь (низкая эффективность).
Раджат Патра янтра – серебро (средняя эффективность).
Свам патра Янтра – золото (хорошо работает).
Спхатик Янтра – кристалл (лучший вариант материала).
Парад Янтра – ртуть (высшая).
Если верить специалистам, человек прикоснувшийся к Параду может избавиться от воздаяния такого греха, как убийство Брахмана. Если же пропустить Парад Шри Янтру через установку Вама Тантру, можно стать обладателем огромного счастья и богатства.
Наличие шри янтры поможет достичь финансовой независимости и благополучия.
Шри янтра всегда считалась любимым инструментом Лакшми – богини богатства и процветания. Что для этого сделать? Всего лишь установить в вашем жилище изображение Шри Янтры, желательно сделанной собственноручно. Однако вырезать руками ее очень сложно, поэтому вы легко можете использовать распечатанное изображение. Также данная янтра помогает выплатить долги. И вообще места, где имеется данная янтра не могут быть бедными, там всегда царит достаток.
Практика
Возьмите изображение Шри Янтры и пристально смотрите на него, осознавая, что пред вашими глазами находится графическое изображение Мироздания, заключающего в себя всю свою Энергию в спящем состоянии, пробуждаемую вашим желанием или намерением пробудить ее. Данное желание надо все время держать в сознании, при этом просить высшее Я соединить воедино вашу Энергию и Энергию Шри Янтры. После этого надо закрыть глаза и визуально представить шри янтру в трехмерном виде вокруг себя.
Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма.
С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.
Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.
Шри Янтра в Тантре
В санскрите слово "янтра" имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня ям, означающего "поддерживать, удерживать". Слово "удерживать" означает также "содержать, сохранять" сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: "освобождение от уз". Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите "инструмент". Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма - бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу - освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).
Обычно Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри-Янтра.
Шри-Янтру называют также "янтрой космоса". В "Бхайраваямпла-тантре" четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса.
В "Кама-калавиласе" говорится, что Шри-Янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело. В Шри-Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:
- Бинду.
- Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
- Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона).
- Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
- Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
- Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
- Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
- Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
- Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).
В отношении Шри-Янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами Шри-Янтры. и этими психическими центрами существует определенная связь.
Таким образом, Шри-Янтра представляет собой:
- образ космоса (схему его развития и эволюции);
- образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
- образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).
Имеется два способа рассмотрения Шри Янтры в процессе медитации: изнутри-вовне и извне-вовнутрь, то есть из центральной точки бинду (bindu) к бхупуре (Lквадрат защиты¦) через концентрические цепи малых треугольников, лепестков лотоса и линий квадрата защиты, или же в обратном направлении. Эти два метода используются в двух тантристких ритуалах правого и левого направлений, соответственно. Направление медитации изнутри-вовне ассоциируются с эволюционным развитием Вселенной от исходного точечного, вневременного и внепространственного состояния (имманентное единство Шивы и Шакти: высшего сознания и высшей энергии, мужского и женского основополагающих принципов) к феноменальному проявлению и к все большей и большей дифференциации и усложнению форм материи. Противоположенное направление рассмотрения Шри Янтры ассоциируется с обратным процессом деструкции Вселенной, заканчивающимся в точечном недифференцированном состоянии.
Психофизика.
В процессе медитации адепт (sadhaka) осуществляет проекцию эволюционно-инволюционного процесса на свое тело, целью которого является пробуждение энергии Шакти, именуемой Кундалини, которая спит в основании позвоночника (в так называемой Муладхара-чакра, ассоциируемой с бхупурой Шри Янтры). Далее, зрительно трассируя Шри Янтру к центру, адепт старается направить эту энергию вверх по позвоночному столбу до слияния с аспектом Шивы, располагающимся в головной чакре (Сахасхара-чакра, ассоциируемая с бинду Шри Янтры). Таким образом как бы проходится путь, обратный развитию вселенной. Поэтому, согласно тантристкой доктрине, в конечной точке этого процесса достигается неописуемое расширение восприятия с полным знанием основ мироздания. Выполняя обратную процедуру, адепт возвращается к своему обычному чувственному (телесному) восприятию.
Источники
Западной науке Шри Янтра, по-видимому, стала известна из работ видного английского индолога начала нашего века, сэра Джона Вудроффе (литературный псевдоним - Артур Авальон), обнаружившего и впервые выполнившего переводы ряда тантристских текстов. Примерно в это же время Шри Янтра привлекла внимание немецкого индолога Генриха Циммера, который привел описание некоторых ритуалов ее использования. Но только в послевоенные годы появляются переводы отдельных тантристких манускриптов, в той или иной мере упоминающих Шри Янтру. В последнее же двадцатилетие начинается более внимательное изучение культуры тантры и выходят в свет ряд монографий, посвященных семантике и прагматике янтр различных типов. К сожалению, эти единичные научные труды, в той или иной степени касающиеся Шри Янтры, имеют большей частью описательный, этнографический характер. В них, как правило, не предпринимается попыток исследования вопросов происхождения, генезиса, распространения и типологии изображений Великой янтры, ее структуры, геометрии и психологии восприятия.
Исторические корни.
Наиболее ранний из известных образцов изображения Шри Янтры, который нам удалось обнаружить по литературным изысканиям, находится в монастыре Шрингари Матха (Srinagari Matha), основанным великим религиозным мыслителем Шанкарой в восьмом веке нашей эры. Шри Янтра также упоминается в надписи, выполненной в буддистской империи Шривиджайя (Srivijaya) на каменной плите в Южной Суматре, датируемой 7 веком нашей эры. Тем самым, уже до этого времени Шри Янтра не только проделала длительный путь становления в качестве центрального ритуального объекта на материке, но и распространилась по удаленным регионам индуистского влияния. Действительно, уже в Атхарваведе (датируемой приблизительно XII столетием до н.э.) встречается гимн, посвященный ритуальному изображению (без явного упоминания его наименования), образованному, как и Шри Янтра, из девяти пересекающихся треугольников.
Композиция Шри Янтры
Геометрически Шри Янтра состоит из центральной 14-угольной звезды, объемлющих ее 8- и 16-лепестковых лотосов, заключенных в Lквадрат защиты¦ бхупура (bhupura) с четырьмя символическими дверьми на четыре стороны света. Сама звезда образована пересечением девяти больших треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющие пять внутренних колец.
Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда - это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре - точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.
Структурные компоненты.
Анализ показывает, что геометрически звезда Шри Янтры может быть разложена на четыре последовательных, вложенных структурных компонента. Процесс конструирования каждого компонента включает рисование замкнутой последовательности линий, в завершение чего необходимо провести линию через три точки пересечения ранее нарисованных линий. Иными словами, в процессе построения каким-то образом надо добиться, чтобы эти точки уже лежали на одной прямой.
Попытаемся проиллюстрировать эту процедуру на примере первого структурного компонента. Прежде всего, выберем априорно значение yA (которое потом мы вынуждены будем корректировать при построении компонента 4), исходя из которого однозначно начертим два наибольших и симметричных треугольника (тонкие линии на рисунке).
Примечание: Напомним, что символ из двух скрешенных треугольников в западной ойкумене обычно именуется звездой или щитом Давида (реже - печатью Соломона) и обозначает нисхождение духа в материю. С другой стороны, этот символ является одним из центральных в тантризме и обозначает там единство сознательного (треугольник с вершиной вверх) и энергетического (вниз направленный треугольник) основополагающих принципов развития мироздания. Очевидно, что этот символ имеет не арийское, а более древнее - дравидское происхождения, то есть он существовал в Индостане задолго до времен Хараппы и Мохеджо Даро (2.5 тыс. лет до н.э., где уже встречаются печати со свастикой) и тем более - задолго до времен царств Давида и Соломона (XI-X века до н.э.). Поскольку этот символ не упоминается предшествующими библейскими пророками, не встречается ни в каких более древних сопредельных культурах, а именно в эпоху царя Соломона, после беспрецедентных завоеваний Давида начинаются прямые торговые контакты иудеев с Индией, то становится очевидным, что шестиугольная звезда попала в Палестину в это время и именно из Индостана, в конце концов получив там новую интерпретацию, отличную от космогонии тантры.
Семантические корреляты.
Одним из направлений поисков читателей были усилия найти астрономические и физические корреляты в Шри Янтре с учетом ее космогонической символики. Так словацкий инженер Владимир Сагмейстер из Братиславы прочитал два обрамляющих лотоса, как указание увеличить звезду Шри Янтры в 8 и 16 раз. При этом он обнаружил хорошее соответствие между концентрическими уровнями построенных им в таком соотношении трех звезд Шри Янтры и орбитами планет Солнечной системы (рис, где приведены первые две из трех рассмотренных им звезд) с расхождением от реальных средних диаметров орбит, составляющим в среднем 1.5%. Дополнительно в построении имеются окружности, соответствующие границам пояса астероидов и пяти трансурановым планетам.
Г.П.Овсяников из Саратова провел детальное исследование (для различных мягких вариантов звезды) геометрических коррелятов и обнаружил множество впечатляющих соотношений, близких к числу p, основанию натуральных логарифмов, базисным параметрам лунно-солнечного календаря и астрономическим циклам. В частности, он предложил соотношение yB=yA/e, которое отличается от точного значения всего на 1.3%. По полученным им результатам была подготовлена специальная подробная статья для того же журнала, которой также не суждено было пробиться в печать.
— один из самых древних символов человечества. Она является фундаментальным архетипом Вселенной. Одна из самых важных функций Шри янтры - это способность работать наподобие антенны для связи индивидуального сознания человека и Сознания Создателя.
История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутана тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) - здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее - до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).
В настоящее время многие ученые проявляют повышенный интерес к этому шедевру сакральной геометрии. Американский физик доктор Патрик Фланаган называет Шри Янтру королевой янтр и описывает энергетический эффект Шри янтры, как в семьдесят раз больший, чем от двухметровой пирамиды
Сотрудниками кафедры высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ экспериментально было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ. С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.
Медитация на Шри янтру
Медитация на Шри Янтру можно сопровождать под звуки мантры "Ом мани падмэ хум ", в которой так же заложен огромный смысл. Просто смотрите в точку в центре, дышите осознанно, если мысли будут приходить - не держитесь за них и они сами постепенно не будут назойливы.
Медитация на Шри Янтру помогает с гармонизировать внутренние энергии женских и мужских начал, так же помогает структурировать ментальную сферу человека и еще много всего интересного. Ведите дневник медитации и с каждым разом в нем будут появляться новые мудрые откровения.
Геометрическое строение Шри Янтры
Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри него помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса).
Внутри них - 16-угольная звезда — это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре — точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной. Каждый из 43 маленьких треугольников, сформированных большими, представляют собственную определенную энергию. Вместе они формируют динамическую область силы, которая представляет космическое творение.
Пять треугольников, которые указывают вверх, представляют мужской аспект творения, известный как Шива, в то время как четыре треугольника, которые указывают вниз, представляют женский аспект, известный как Шакти.
Поклонение Шри-Видье было распространено в Индии с самых древних времен.
Приверженцем Шри-Видьи был Свами Говиндапада, учитель Ади Шанкарачарьи (первого Шанкарачарьи. Шанкарачарья — это не только собственное имя великого индийского Учителя, но и титул его преемников в смарта-сампрадайе). Он посвятил Шанкару в правила поклонения Шри-Видье, и Шанкара написал об этом одухотворенную книгу под названием «Саундарийя-Лахири» . Многие современники Шанкары — Сурешвара, Падмапада, Видьяранья Свами — также поклоня лись Шри-Видье. Брат Чайтаньи, извес ный как Прабху Нитьянанда, был вайшнавом, и все же поклонялся Шри-Видье. Известный шиваитский учитель Абхинавагупта поклонялся Шри-Видье наряду с Шивой. Таким образом, поклонение Шри-Видье было распространено среди шактов, ведантачарьев, вайшнавов и шайвов.
Шри-Видья, или Шодаши, является третьей из десяти махавидий . Она известна под различными именами: Сундари, Лалита, Трипура-Сундари, Шодаши и Бала. Для поклонения Шри-Видье необходимо понять ее янтру , которая является самой удивительной из всех янтр и назы вается шри-янтрой, шри-чакрой или лалита-чакрой . Правила поклонения шри-янтре , метод ее построения и полное толкование приведены в «Саундарийя-Лахири» . Они основаны на древнейшем духовном пути, самайя-мате , поскольку Шанкара был ведантачарьей, посвященным в самайя-мат . Этот путь отличается от каула-мата , чистого поклонения Шакти. Разница между этими двумя школами заключается в построении янтры . Приверженцы самайя-мата строят шри-янтру так, что в ней имеются пять треугольников, обращенных вершиной вверх, и четыре треугольника, обращенных вершиной вниз. В каула-мате все на оборот: пять треугольников обращены вершиной вниз, а четыре — вершиной вверх. Эти янтры получили различные названия: первую называют шриштхи-крама («закон развития»), а вторую — самхара-крама («закон исчезновения»). Легко заметным внешним отличием двух янтр является центральный треугольник сбинду . В самайя-мате этот центральный треугольник обращен вершиной вверх, а в каула-мате — вершиной вниз. В каула-мате построение этой янтры считается тайной, известной только посвященным. Но в «Лалита-Сахасранаме» описывается метод построения шри-янтры.
Шри-янтра очень притягательна и могущественна. Она состоит из девяти пересекающихся треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх, а остальные — вершинами вниз. Четыре обращенных вершинами вверх треугольника относятся к Шиве, а оставшиеся пять являются треугольниками Шакти. Сочетание девяти треугольников образует шри-янтру — самую динамичную из всех янтр . Если начертить сходную схему, состоящую из восьми пересекающихся треугольников, четыре из которых направлены вверх и четыре — вниз, то получится уравновешенная, статичная фигура. Вызванное добавлением еще одного треугольника нарушение равновесия делает янтру динамичной и более мощной. Шри-янтра представляет собой единственную асимметричную схему, однако ее красота заключается в том, что на первый взгляд она кажется симметричной. В целях поклонения шри-янтру изображают на медных, серебряных и золотых пластинах в виде плоского рисунка или выпуклого рельефа, выложенного камнями, кварцем, хрусталем и самоцветами. Последний тип изображений шри-янтры имеет форму пирамиды; в древности существовало множество подобных янтр .
Обычно шри-янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана шри-янтра .
Шри-янтру называют также «янтрой космоса». В «Бхайраваямпла-тантре» четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса. В «Кама-калавиласе» говорится, что шри-янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело. В шри-янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:
- Бинду.
- Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду ).
- Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона ).
- Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
- Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
- Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
- Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
- Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
- Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).
В отношении шри-янтры слово чакра означает группу (буквально «круг») структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги , однако между девятью фигурами шри-янтры . и этими психическими центрами существует определенная связь, представленная в таблице 10.
В «Камакалавиласа-агаме» утверждается, что практикующему совершенно необходимо постичь подлинную форму богини Трипура-Сундари, а единственный способ сделать это — понять ее символическую форму, шри-янтру. Таким образом, становится ясно, что шри-янтра представляет собой:
- образ космоса (схему его развития и эволюции);
- образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
- образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).
Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, или треугольников Шакти, проявляются как пять танматр (слух, осязание, зрение, вкуси обоняние), пять махабхут (акаша , воздух, огонь, вода и земля), пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) и пять органов действия (руки, ноги, рот, половые органы и анус). В человеческом теле эти пять элементов еще проявляются как кожа, нервы, плоть, жир и кости. Четыре обращенных вершиной вверх треугольника — треугольники Шивы — олицетворяют мужскую энергию и проявляются как читта (субстанция сознания), буддхи (интеллект, высший разум), ахамкара (самоосознание, ощущение собственного «я», эго) и манас (ум, низший разум). Когда пять направленных вершиной вниз и четыре направленных вершиной вверх треугольника пересекаются и накладываются, возникают сорок три новых треугольника — подобно тому, как взаимодействие мужской и женской сил в космосе порождает разнообразные объекты феноменального мира. Подобно бинду в центре, который символизирует Божественную Мать, бинду в сахас-рарачакре олицетворяет индивидуальное сознание, которое есть «Я» (джива ), душа, дух, или атман .
Бинду , точка внутри центрального треугольника и янтры , именуется также сарва-анандамайи-чакра , то есть «чакра совершенного блаженства». Бинду представляет собой семя всей вселенной, оно пребывает вне времени и пространства. В этом бинду в вечном единении пребывают Камешвара (бог камы , желания) и Камешвари (шакти стремления к окончательному единению). Камешвара и Камешвари пребывают в человеческом теле выше сома-чакры . — в сахасрара-чакре , чакре лотоса с тысячей лепестков. При медитации на шри-янтре поклонение вечному союзу Шивы и Шакти осуществляется посредством сосредоточения на бинду . Поклонение ишта-девате (личному божеству) и гуру также проводится сосредоточением на бинду. Бинду представляет собой завершающую точку янтры , однако центральное положение делает его и началом янтры . Без понимания важности этой точки невозможно построить янтру. Бинду является изначальной причиной, семенем янтры . Любое поклонение шри-янтре завершается медитацией на бинду .
ТриконТрикон , который иначе называют сарва-сиддхи-прада-чакрой , представляет собой основной треугольник, содержащий в себе бинду . В каула-мате он изображается обращенным вершиной вниз. Согласно Тантре, этим треугольником становится сам бинду , стремящийся проявиться. Трикон создан сиянием бинду. Бинду — семя дерева творения, и он остается внутри него в своей тонкой форме. Когда завершается период покоя и начинается эпоха движения, бинду порождает трикон: скрытое становится проявленным.
Три стороны трикона принадлежат трем богиням — Камешвари, Бриджешвари и Агамалини, — которые шествуют в сопровождении трех гун (саттвы, раджаса и тамаса) . Три основных отрезка трикона представляют собой питхи («обители»), представленные и в человеческом теле:
- Камакшья-питха соответствует муладхара-чакре.
- Пурнагири-питха соответствует анахата-чакре.
- Джаландхара-питха соответствует вишуддха-чакре .
Помимо того, трикон олицетворяет йони (женский половой орган), изначальную Пракрита с тремя гунами, тремя состояниями сознания: джагратом (бодрствованием), свапной (сновидением) и сушупти (глубоким сном). В период покоя изначальная Пракрита неподвижна и остается в форме бинду , а в период движения приходит в движение и становится триконом . Она является той же силой, которая известна в Тантре как Божественная Мать Трипура-Сундари, Трипура или Шри-Видья. По утверждению «Кама-калавиласы» , между бинду (Шивой) и триконом (Шакти) нет никакой разницы. Камешвара и Камешвари становятся тремя аспектами сознания — распознаванием, действием и наклонностью, то есть пониманием, действием и ощущением. Название сарва-сиддхи-прада означает «наделяющее всеми силами (сиддхи) «. Медитация на этой чакре приносит могущество.
АштарАштар , группа из восьми треугольников, именуется также сарва-рог-хара-чакрой — «чакрой , избавляющей от всех недугов». Восемь треугольников представляют собой восемь йони , образующих восьмерицу всего сущего. Тантристы изображают Камешвару четырехруким и держащим в руках четыре различных приспособления; Камешвари также имеет четыре руки. Эти восемь инструментов в руках Камешвары и Камешвари и олицетворяются восемью треугольниками. Кроме того, эти треугольники соответствуют восьми богиням, которые носят имена Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джаяйни, Сарвешвари и Ка-улини. Эту чакру называют также агник-хандой , «обителью огня»; в ней присутствуют десять энергий огня: Ушма, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавьяваха, Кавьяваха, Праспхутика и Шит. Аштар считается подлинной шри-янтрой . Восемь треугольников аштара и один треугольник трикона — в сумме девять — называют навдвара-чакрой , краеугольным камнем феноменального мира. В тантрических текстах человеческое тело также называют навдвара-чакрой , так как оно имеет девять врат. Поклонение аштару, трикону и бинду приносит защиту, могущество и блаженство и избавляет от любых душевных, умственных и физических недугов.
АнтардашарАнтардашар аштар , — называют также сарва-ракшакара-чакрой, «чакрой, обеспечивающей полную защиту». Такая защита достигается не внешними силами, а внутренней дисциплинированностью. Эта чакра обладает способностью защищать по той причине, что она представляет собой «пункт управления» пятью органами действия и пятью органами чувств. Управляющий десятью индрийями человек обретает защиту от любых внешних раздражителей. В десяти треугольниках восседают десять йони , или шакти : Сарваджня, Сарва-Шакти-Прада, Сарва-Айшвари-Прада, Сарва-Джнянамайи, Сарва-Вьядхи-Нашини, Сарвадхара, Сарва-Пап-Хара, Сарва-Анандамайи, Сарва-Ракша и Сарва-Айп-сат-Пхал-Прада. Эти богини соответствуют десяти телесным огням и отвечают за следующие функции: речака (очищение), пачака (пищеварение), шочака (высыхание, впитывание), дахака (сжигание), плавака (извлечение сущности, выделение белков), кшарака (окисление), уддхарака (извлечение), кшобхака (возникновение подавленности), джрамбхака (усваивание) и мохака (возникновение привлекательности). Способность управлять десятью огнями путем подчинения десяти индрий обеспечивает человеку полную защиту.
БахирдашарБахирдашар
— группу из десяти треугольников, окружающих антардашар
, — также называют сарва-артха-садхака-чакрой, «чакрой
, делающей возможной любое осознание». В санскрите слово артха
означает «деньги», а также «смысл». Эта чакра
наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони
, или шакти
: Сарва-Сампада-Прада, Сарва-Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Свавимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сундари, Сарва-Саубхаджнядайини и Сарва-Сидцхи-Прада. Эти шакти
управляют десятью пранами
тела под названиями;
прана, стана, самана, въяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайя
и девадутта
. Именно благодаря пране
все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха
. Медитация на этой чакре
помогает чело веку достичь контроля над праной
, а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий
(пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств — однако в отсутствие праны
ни одна из групп органов не способна функционировать.
Группа из четырнадцати внешних треугольников, или йони , называется чатур-Нашар или сарва-саубхаджня-дайяк-чакрa . В этих йони пребывают следующие шакти : Сарва-Санкшобини, Сарва-Вид-Дравани, Сарва-Акаршини, Сарва-Ахладини, Сарва-Саммохини, Сарва-Истамб-шни, Сарва-Джамбхини, Сарва-Шанкари, Сарва-Ранджини, Сарвонмадини, Сарва-Артха-Садхини, Сарва-Сампатти-Пурни, Сарва-Мантрамайи и Сарва-Двандкшьякари. Эти богини отвечают за четырнадцать нади: аламбуша, куху, виш-водари, варуни, хастджихва, яшодари, пайясвани, гандхари, пуша, шанкхини, сарасвати, ида, питала, сушумна (подробности см. в «Йогашикха-упанишаде») . Четырнадцать шакти пребывают в манасе (разуме), буддхи (интеллекте), читте (субстанции сознания) и ахамкаре (самоосознании, эго) и десяти индриях . Таким образом, они представляют собой внешние очертания янтры — и человеческого тела (микрокосма). Эти богини приносят удачу, о чем свидетельствует само название: сарва-саубхаджня-дайяк-чакра — «чакра , приносящая удачу».
АштадалаАштадала , кольцо из восьми лепестков лотоса, известна также как сарва-санко-шобан-чакра . Эти лепестки являются обителями восьми богинь по имени Анан-Кусма, Анан-Мекхла, Анан-Мадна, Анан-Маданатура, Анан-Рекха, Анан-Вегини, Анан-Мадананкуша и Анан-Малини. Их функции: вачана (речъ), адана (перенос), гамана (уход), висарга (возвышение), ананда (блаженство), хана (отсутствие), упадана (днд (дарение), упекша (пренебрежение). Эти восемь лепестков символизируют такие категории: рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), шабда (звук), нада (изначальное звучание), пракрити (изначальная природа) и пуруша (высшее «Я»).
ШодашадалаКольцо из шестнадцати лепестков лотоса под названием июдашадала именуется также сарва-ашапурака-чакрой: «чакрой исполнения всех надежд, воплощения в жизнь любых ожиданий». Это чакра исполнения желаний. В шестнадцати лепестках кроются шестнадцать шакти: Кама-каршини, Буддхийякаршини, Ахамкара-каршини, Шабдакаршини, Спаршакар-шини, Рупакаршини, Расакаршини, Гандхакаршини, Читтакаршини, Дхайрь-якаршини, Исмритьякаршини, Намакаршини, Биджакаршини, Атмакаршини, Амритакаршини и Шариракаришни. Эти шакти проявляются посредством шестнадцати орудий: пяти элементов, десяти индрий и одного Разума. Два кольца лепестков лотоса связаны с лунной энергией, а группы из сорока трех треугольников — с солнечной. Такое соотношение делает янтру динамичной: она проявляется как сочетание лунной и солнечной энергий, то есть в форме электромагнитной энергии.
БхупурБхупур , квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, «чакрой , привлекающей три локи (мира, или плана)». К локам относятся физический мир (бхулока) , астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока) . Обычно бхупур считается обителью янтры — местом пребывания шакти ; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы) . Кроме того, бхупур символизирует десять сид-дхи . К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамья (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также «восемь матерей»: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества). С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий.
В отличие от каула-мата , в самайя-ма ма-те принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы — Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий , помимо дополнительной шри -янтры ).
В черно-белом варианте шри-янтра
выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры
оказываются четко очерченными, и эта янтра
становится настоящим празднеством для глаз.
Этой янтре
поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний. Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти:
Пармы, Раудри, Джайештхи, Ам-бики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны
и шанти
. Треугольники олицетворяют йони. Бинду
, восьмилепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур
являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра
представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сома-мандалой
, «лунной мандолой
«. Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр
, в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре
приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру
, посвященного в таинства Шри-Видьи. Важно помнить, что медитацию на шри-янтре
не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет.
Поклонение Шри-Видье было распространено в Индии с самых древних времен. Приверженцем Шри-Видьи был Свами Говиндалада, учитель Ади Шанкара-чарьи (первого Шанкарачаръи) . Он посвятил Шанкару в правила поклонения Шри-Видье, и Шанкара написал об этом одухотворенную книгу под названием «Саундарийя-Лaxиpи». Многие современники Шанкары - Сурешвара, Падмапада, Видьяранья Свами - также поклонялись Шри-Видье. Брат Чайтанъи, известный как Прабху Нитьянанда, был вайшнавом, и все же поклонялся Шри-Видье. Известный шиваитский учитель Абхинавагупта поклонялся Шри-Видье наряду с Шивой. Таким образом, поклонение Шри-Видье было распространено среди шактов, ведантачарьев, вайшнавов и шайвов.
Шри-Видья, или Шодаши, является третьей из десяти махавидий. Она известна под различными именами: Сундари, Лалита, Трипура-Сундари, Шодаши и Бала. Для поклонения Шри-Видье необходимо понять ее янтру, которая является самой удивительной из всех янтр и называется шри-янтрой, шри-чакрой или лалита-чакрой. Правила поклонения шри-янтре, метод ее построения и полное толкование приведены в «Саундарийя-Лахири». Они основаны на древнейшем духовном пути, самайя-матеу поскольку Шанкара был ведантачарьей, посвященным в самайя-мат. Этот путь отличается от каула-мата, чистого поклонения Шакти. Разница между этими двумя школами заключается в построении янтры.
Приверженцы самайя-мата строят шри-янтру так, что в ней имеются пять треугольников, обращенных вершиной вверх, и четыре треугольника, обращенных вершиной вниз. В каула-мате все наоборот: пять треугольников обращены вершиной вниз, а четыре - вершиной вверх. Эти янтры получили различные названия: первую называют шриштхи-крама ("закон развития"), а вторую - самхара-крама ("закон исчезновения "), Легко заметным внешним отличием двух янтр является центральный треугольник с бинду. В самайя-мате этот центральный треугольник обращен вершиной вверх, а в каула-мате - вершиной вниз. В каула-мате построение этой янтры считается тайной, известной только посвященным. Но в «Лалита-Сахасранаме» описывается метод построения шри-янтры.
Шри-янтра очень притягательна и могущественна. Она состоит из девяти пересекающихся треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх, а остальные - вершинами вниз. Четыре обращенных вершинами вверх треугольника относятся к Шиве, а оставшиеся пять являются треугольниками Шакти. Сочетание девяти треугольников образует шри-янтру - самую динамичную из всех янтр. Если начертить сходную схему, состоящую из восьми пересекающихся треугольников, четыре из которых направлены вверх и четыре - вниз, то получится уравновешенная, статичная фигура. Вызванное добавлением еще одного треугольника нарушение равновесия делает янтру динамичной и более мощной.
Шри-янтра представляет собой единственную асимметричную схему, однако ее красота заключается в том, что на первый взгляд она кажется симметричной. В целях поклонения шри-янтру изображают на медных, серебряных и золотых пластинах в виде плоского рисунка или выпуклого рельефа, выложенного камнями, кварцем, хрусталем и самоцветами. Последний тип изображений шри-янтры имеет форму пирамиды; в древности существовало множество подобных янтр. Обычно шри-янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана шри-янтра. Шри-янтру называют также "янтрой космоса". В «Бхайраваямала-тантре» четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса. В «Кама-калавиласе» говорится, что шри-янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело.
В шри-янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:
2. Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
3. Агитар (группа из восьми треуголь ников вне трикона).
4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).
В отношении шри-янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами шри-янтры и этими психическими центрами существует определенная связь, представленная в таблице 10.
В «Камакалавиласа-агаме» утверждается, что практикующему совершенно необходимо постичь подлинную форму богини Трипура-Сундари, а единственный способ сделать это - понять ее символическую форму, шри-янтру. Таким образом, становится ясно, что шри-янтра представляет собой:
Образ космоса (схему его развития и эволюции);
Образ человеческого тела (схему егов нутреннего строения);
Образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).
Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, или треугольников Шакти, проявляются как пять танматр (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), пять махабхут (акаша, воздух, огонь, вода и земля), пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) и пять органов действия (руки, ноги, рот, половые органы и анус). В человеческом теле эти пять элементов еще проявляются как кожа, нервы, плоть, жир и кости.
Четыре обращенных вершиной вверх треугольника - треугольники Шивы - олицетворяют мужскую энергию и проявляются как читта (субстанция сознания), буддхи (интеллект, высший разум), ахамкара (самоосознание, ощущение собственного «я», эго) и манас (ум, низший разум).
Когда пять направленных вершиной вниз и четыре направленных вершиной вверх треугольника пересекаются и накладываются, возникают сорок три новых треугольника - подобно тому, как взаимодействие мужской и женской сил в космосе порождает разнообразные объекты феноменального мира.
Подобно бинду в центре, который символизирует Божественную Мать, бинду в сахасрара-чакре олицетворяет индивидуальное сознание, которое есть «Я» (джива), душа, дух, или Атман.
Бинду
Бинду, точка внутри центрального треугольника и янтры, именуется также сарваанандамайи-чакра, то есть "чакра совершенного блаженства". Бинду представляет собой семя всей вселенной, оно пребывает вне времени и пространства. В этом бинду в вечном единении пребывают Камешвара (бог комы, желания) и Камешвари (шакти стремления к окончательному единению). Камешвара и Камешвари пребывают в человеческом теле выше сома-чакры - в сахасрара-чакре, чакре лотоса с тысячей лепестков.
При медитации на шри-янтре поклонение вечному союзу Шивы и Шакти осуществляется посредством сосредоточения на бинду. Поклонение ишта-девате (личному божеству) и гуру также проводится сосредоточением на бинду. Бинду представляет собой завершающую точку янтры, однако центральное положение делает его и началом янтры. Без понимания важности этой точки невозможно построить янтру. Бинду является изначальной причиной, семенем янтры. Любое поклонение шри-янтре завершается медитацией на бинду.
Трикон
Трикон, который иначе называют сарва-сиддхи-прада-чакрой, представляет собой основной треугольник, содержащий в себе бинду. В каула-мате он изображается обращенным вершиной вниз. Согласно Тантре, этим треугольником становится сам бинду, стремящийся проявиться. Трикон создан сиянием бинду. Бинду - семя дерева творения, и он остается внутри него в своей тонкой форме. Когда завершается период покоя и начинается эпоха движения, бинду порождает трикон: скрытое становится проявленным. Три стороны трикона принадлежат трем богиням - Камешвари, Бриджешвари и Агамалини, - которые шествуют в сопровождении трех гун (саттвы, раджаса и тамаса). Три основных отрезка трикона представляют собой питхи ("обители"), представленные и в человеческом теле:
1. Камакшья-питха соответствует муладхара-чакре.
2. Пурнагири-питха соответствует анахата-чакре.
3. Джаландхара-питха соответствует вишуддха-чакре.
Помимо того, трикон олицетворяет йони (женский половой орган), изначальную Пракрита с тремя гунами, тремя состояниями сознания: джагратом (бодрствованием), свапной (сновидением) и сушупти (глубоким сном). В период покоя изначальная Пракрита неподвижна и остается в форме бинду, а в период движения приходит в движение и становится триконом. Она является той же силой, которая известна в Тантре как Божественная Мать Трипура-Сундари, Трипура или Шри-Видья. По утверждению «Кама-калавиласы», между бинду (Шивой) и триконом (Шакти) нет никакой разницы. Камешвара и Камешвари становятся тремя аспектами сознания - распознаванием, действием и наклонностью, то есть пониманием, действием и ощущением. Название сарва-сиддхи-прада означает "наделяющее всеми силами (сиддхи)". Медитация на этой чакре приносит могущество.
Аштар
Аштар, группа из восьми треугольников, именуется также сарва-рог-хара-чакрой - "чакрой, избавляющей от всех недугов". Восемь треугольников представляют собой восемь йони, образующих восьмерицу всего сущего. Тантристы изображают Камешвару четырехруким и держащим в руках четыре различных приспособления; Камешвари также имеет четыре руки. Эти восемь инструментов в руках Камешвары и Камешвари и олицетворяются восемью треугольниками. Кроме того, эти треугольники соответствуют восьми богиням, которые носят имена Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джаяйни, Сарвешвари и Каулини.
Эту чакру называют также агник-хандой, "обителью огня"; в ней присутствуют десять энергий огня: Ушма, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавьяваха, Кавьяваха, Праспху-тика и Шит. Аштар считается подлинной шри-янтрой. Восемь треугольников аштара и один треугольник трикона - в сумме девять - называют навдвара-чакрой, краеугольным камнем феноменального мира. В тантрических текстах человеческое тело также называют навдвара-чакрой, так как оно имеет девять врат.
Поклонение аштару, трикону и бинду приносит защиту, могущество и блаженство и избавляет от любых душевных, умственных и физических недугов.
Антардашар
Антардашар - группу из десяти треугольников, окружающих аштар, - называют также сарва-ракшакара-чакрой, "чакрой, обеспечивающей полную защиту". Такая защита достигается не внешними силами, а внутренней дисциплинированностью. Эта чакра обладает способностью защищать по той причине, что она представляет собой "пункт управления" пятью органами действия и пятью органами чувств. Управляющий десятью индрийями человек обретает защиту от любых внешних раздражителей.
В десяти треугольниках восседают десять йони, или шакти: Сарваджня, Сарва-Шакти-Прада, Сарва-Айшвари-Прада, Сарва-Джнянамайи, Сарва-Вьядхи-Нашини, Сарвадхара, Сарва-Пап-Хара, Сарва-Анандамайи, Сарва-Ракша и Сарва-Айп-сат-Пхал-Прада. Эти богини соответствуют десяти телесным огням и отвечают за следующие функции: речака (очищение), пачака (пищеварение), шочака (высыхание, впитывание), дахака (сжигание), плавака (извлечение сущности, выделение белков), кшарака (окисление), уддхарака (извлечение), кшобхака (возникновение подавленности), джрамбхака (усваивание) и мохака (возникновение привлекательности).
Способность управлять десятью огнями путем подчинения десяти индрий обеспечивает человеку полную защиту.
Бахирдашар
Бахирдашар - группу из десяти треугольников, окружающих антардашар, - также называют сарва-артха-садхака-чакрой, "чакрой, делающей возможной любое осознание". В санскрите слово артха означает «деньги», а также «смысл». Эта чакра наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони, или шакти: Сарва-Сампада-Прада, Сарва-Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Сва-вимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сунда-ри, Сарва-Саубхаджнядайини и Сарва-Сиддхи-Прада. Эти шакти управляют десятью пранами тела под названиями: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайям девадутта. Именно благодаря пране все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха.
Медитация на этой чакре помогает человеку достичь контроля над праной, а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий (пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств - однако в отсутствие праны ни одна из групп органов не способна функционировать.
Чатурдашар
Группа из четырнадцати внешних треугольников, или йони, называется чатурдашар или сарва-саубхаджня-дайяк-чакра. В этих йони пребывают следующие шакти: Сарва-Санкшобини, Сарва-Вид-Дравани, Сарва-Акаршини, Сарва-Ахладини, Сарва-Саммохини, Сарва-Истамбхини, Сарва-Джамбхини, Сарва-Шанкари, Сарва-Ранджини, Сарвонмадини, Сарва-Артха-Садхини, Сарва-Сампатти-Пурни, Сарва-Мантрамайи и Сарва- Двандкшьякари. Эти богини отвечают за четырнадцать Нади: аламбуша, куху, виш-водари, варуни, хастджихва, яшодари, пайясвани, гандхари, пуша, шанкхини, са-расвати, ида, пингала, сушумна (подробности см. в "Йогашикха-упанишаде"). Четырнадцать шакти пребывают в манасе (разуме), буддхи (интеллекте), читте (субстанции сознания) и ахамкаре (самоосознании, эго) и десяти индриях. Таким образом, они представляют собой внешние очертания янтры и человеческого тела (микрокосма). Эти богини приносят удачу, о чем свидетельствует само название: сарва-саубхаджня-дайяк-чакра - "чакра, приносящая удачу".
Аштадала
Аштадала, кольцо из восьми лепестков лотоса, известна также как сарва-санко-шобан-чакра. Эти лепестки вляются обителями восьми богинь по имени Анан-Кусма, Анан-Мекхла, Анан-Мадна, Анан-Маданатура, Анан-Рекха, Анан-Вегини, Анан-Мадананкуша и Анан-Малини. Их функции: вачана (речь), адана (перенос), гамана (уход), висарга (возвышение), ананда (блаженство), хана (отсутствие), упаЭдня (дарение), умекшя (пренебрежение). Эти восемь лепестков символизируют такие категории: рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), шабда (звук), нада (изначальное звучание), пракрити (изначальная природа) и пуруша (высшее "Я").
Шодашадала
Кольцо из шестнадцати лепестков лотоса под названием шодашадала именуется также сарва-ашапурака-чакрой: "чакрой исполнения всех надежд, воплощения в жизнь любых ожиданий". Это чакра исполнения желаний. В шестнадцати лепестках кроются шестнадцать шакти: Кама-каршини, Буддхийякаршини, Ахамкара-каршини, Шабдакаршини, Спаршакар-шини, Рупакаршини, Расакаршини, Ган-дхакаршини, Читтакаршини, Дхайрь-якаршини, Исмритъякаршини, Намакаршини, Биджакаршини, Атмакарши-ни, Амритакаршини и Шариракаршини. Эти шакти проявляются посредством шестнадцати орудий: пяти элементов, десяти индрий и одного Разума.
Два кольца лепестков лотоса связаны с лунной энергией, а группы из сорока трех треугольников - с солнечной. Такое соотношение делает янтру динамичной: она проявляется как сочетание лунной и солнечной энергий, то есть в форме электромагнитной энергии.
Бхупур
Бхупур, квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, "чакрой, привлекающей три локи (мира, или плана)". К локам относятся физический мир (бхулока), астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока).
Обычно бхупур считается обителью янтры местом пребывания шакти; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы). Кроме того, бхупур символизирует десять сиддхи. К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамъя (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также "восемь матерей": Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества).
С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий. В отличие от каула-мата, в самайя-мате принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы - Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий, помимо дополнительной шри-янтры). В черно-белом варианте шри-янтра выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры оказываются четко очерченными, и эта янтра становится настоящим празднеством для глаз. Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний.
Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Амбики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьми лепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сомамандалой, "лунной мандалой". Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр, в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру, посвященного в таинства Шри-Видьи. Важно помнить, что медитацию на шри-янтре не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет.
В ведической астрологии очень важно учитывать все негативные последствия влияния планет на жизнь человека. Если вы замечаете, что у вас все валится из рук, ничего не получается, вся жизнь идет наперекосяк, это значит, что вы попали в неблагоприятный период или под негативное влияние той или иной планеты.
Существует много рекомендаций, чтобы сгладить негативные последствия и защититься от неблагоприятной планеты. Это мы обсуждали не раз в других статьях. Сегодня же речь пойдет о янтрах – корректирующих средствах, которые помогут вам в негативный период вашей жизни и защитят от неблагоприятных планет.
Что такое ЯНТРА?
Янтра (санскр. «ограничить,обуздать») – это схематическое изображение энергии различных божеств или природного явления. В основном, используются геометрические символы в виде треугольников, квадратов и линий, образующих определенную графическую фигуру. Рисуется янтра в строго определенных пропорциях. Иногда в янтрах можно увидеть мелко написанную мантру или наименования природных явлений или энергий.
Янтры применяются как инструмент защиты, талисман, служащий для концентрации внимания при медитации, используется в духовных практиках. С помощью янтр можно достигнуть различных способностей и управлять всеми сферами жизни. Санскритские слоги, которые написаны на янтрах, оказывают своё влияние посредством вибраций – определенного звука при чтении мантр.
Необходимо помнить, что каждая янтра символизирует разные сферы жизни. Например, если для вас важнее всего здоровье, янтра будет иметь определенные цвета и форму. Каким образом она поможет вам справиться с проблемами со здоровьем? Стоит помнить, что это не волшебная магическая панацея, это ИНСТРУМЕНТ для достижения ваших целей, который наполнит вас соответствующей энергией. Например, если вы хотите выздороветь, то данная энергия будет работать как вибрация ваших клеток, наполняя вас энергией и силами для того, чтобы вы направили свой ум и тело на скорейшее выздоровление.
Хотите освоить полезные практики, составить свою натальную карту и узнать будущее? Тогда смотрите наш бесплатный вебинар и получайте ответы на самые важные вопросы. Зарегистрируйтесь , и мы пришлем вам ссылку на вебинар
Практика Шри Янтры
Шри Янтра представляет собой графическое абстрактное изображение космоса. Символизирует сверхсознание, единение с Вселенной, духовную связь с Создателем. Помогает разобраться в себе, в смысле своего существования.
Строение Шри Янтры представляет собой внешний квадрат защиты — Бхупуре, с четырьмя дверями на четыре стороны света. Внутри него находятся шесть концентрических кругов (символизирующих лотос с 8-ми и 16-ти лепестками).
Внутри них — 16-угольная звезда - девять пересекающихся треугольников, в результате получается 43 маленьких треугольника, которые составляют 5 внутренних колец. В самом центре - точка Бинду, символизирующая основу Вселенной. Каждый из 43 маленьких треугольников собственную энергию. Вместе они формируют область, которая символизирует космос. Даже математики задаются вопросом, как удается нарисовать такого рода точную диаграмму, чтобы все было симметрично.
Пять треугольников, которые указывают вверх, символизируют мужской аспект творения, или Шиву. Четыре треугольника, которые указывают вниз, представляют собой женский аспект, или Шакти.
Ученые давно интересуются свойствами янтр. Например, Американский физик Патрик Фланаган называет Шри янтру королевой янтр и описывает ее невероятный энергетический эффект. Согласно эксперименту кафедры высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ, Шри Янтра влияет на психологическое состояние человека. Если сконцентрироваться на этой янтре и пристально на нее смотреть, аналитическое мышление и логика отходят на задний план, активизируется правое полушарие, которое отвечает за интуицию, духовные осознания и творческие озарения.
Если у вас есть вопросы относительно своей индивидуальности, предназначения, места в этом мире, если вам нужно получить ответ не на уровне логики, а полагаясь на интуицию, следует обратиться к практике Шри Янтры.
Нужно взять изображение Шри Янтры и пристально смотреть на него. Осознайте, что перед вами находится графическое изображение Мироздания. Вся Вселенная предстала перед вами, и вы получаете всю ее энергию, пробуждаете ее. Закройте глаза и представьте Шри Янтру в трехмерном виде вокруг себя, представьте, что вы находитесь в ее пространстве. И начинайте вслух произносить мантру «Ом мани падмэ хум ”. Буквальный перевод этой сильной мантры «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!»Далай-лама XIV поясняет, что эта мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды.
Откройте глаза и смотрите в точку в центре, дыхание медленное, если будут приходить ненужные мысли, не расстраивайтесь, не концентрируйтесь на них и они сами уйдут. Продолжайте чтение мантры. Если у вас есть вопросы относительно своей индивидуальности, предназначения, места в этом мире, если вам нужно получить ответ не на уровне логики, а полагаясь на интуицию, следует обратиться к практике Шри Янтры.
Узнайте, есть ли у вас талант к изучению астрологии. Отправьте нам в личные сообщения