Евангелие от марии магдалины читать. Мария из магдалы - евангелие от марии магдалины
Евангелие от Марии
Предисловие Тромифовой
Евангелие от Марии дошло до нас на саидском наречии коптского языка (Берл. пап. 8502), в кодексе, который по своему содержанию прямо примыкает к рукописям из Наг-Хаммади: два произведения из четырех, заключенных в кодексе, сохранились также в собрании из Наг-Хаммади. Это -Апокриф Иоанна и "Мудрость Иисуса Христа" (другое название этого текста -"Евгност счастливый") .
Евангелие от Марии, с которого начинается кодекс, привлекает внимание своим построением. Издавший памятник немецкий ученый В. Тилль настаивал на гетерогенности текста ", французский исследователь М. Тардье в книге "Берлинский кодекс" занял иную позицию: он категорически утверждал цельность евангелия ". Имеющийся в кодексе текст представляет собой коптский перевод с греческого оригинала, к сожалению частично утраченный. Не сохранилось начало евангелия (страницы 1 -6), нет также страниц 11 -14. Дошли страницы 7.1 -10, 23 и 15.1 -19.5. Помимо коптского перевода есть греческий фрагмент памятника в папирусах Рейланда, соответствующий страницам 17.4 -19.5 коптского папируса. Однако в основе коптского перевода, который, по мнению М. Тардье, восходит ко II в., была другая редакция евангелия, а не та, что представлена во фрагменте 111 в. Название текста -"Евангелие от Марии" -дано в конце его.
Образ Марии Магдалины, первой, согласно Евангелию от Иоанна (20.11 -18), узревшей Иисуса воскресшим, занимает в новозаветной традиции особое место. В гностической литературе легенда о Марии Магдалине разрабатывалась широко и поразному. Епифаний упоминал апокрифические сочинения, связываемые с именем Марии: "Вопросы Марии" (Panarion. ХХVI.8.1 -2) и "Родословие Марии"
(ХХVI.12.1 -4). Первый из этих текстов, вызывавший ужас своим кощунственным для христианина содержанием, был частично пересказан Епифанием. В нем Марии была отведена роль наиболее доверенного Иисусу лица. Возможно, как ответ на эту, выдержанную в весьма натуралистических тонах редакцию легенды сложилась иная -в строго аскетическом духе. Она отразилась в коптской рукописи, известной с ХVIII в. и удержавшей наименование, которое закрепил за ней ее первый исследователь,- "Пистис Софиа 4
Момент, к которому приурочено повествование Евангелия от Марии, приходится на отрезок между воскресением и воэнесением Иисуса. По мнению В. Тилля, памятник состоит из двух частей: в первой части, сохранившейся лишь со страницы 7, содержится учение явившегося ученикам Иисуса о материи, грехе, болезни и смерти (до конца страницы 9), во второй (с начала страницы 10 до 19.5) -Мария Магдалина повествует о своем видении Иисуса и о том, что Иисус открыл ей. Вторая часть также дошла с лакунами. Недосказанной остается мысль о главенствующей роли ума, срединного между душой и духом, у того, кто созерцает видение. После пробела в рукописи (страницы 11 -14) продолжена тема восхождения души, преодолевающей враждебные влас-и. Помимо этого документ содержит интересное обрамление -изложение беседы учеников Иисуса -Марии, Андрея, Петра, Левия. В обмене репликами раскрываются их разный склад и несходство во взглядах.
Двухчастность памятника свидетельствует, по мнению В. Тилля, о существовании первоначально независимых друг от друга текстов, которые из-за их небольшого размера были затем соединены, хотя, собственно, ничего общего между собой не" имели ". В свою очередь М. Тардье, не отрицая двухчастности евангелия, обратил внимание на его единый план. По мнению М. Тардье, оно вписывается в религиозно-философские споры школы сирийского писателя конца II -начала III в. Вардесана (Бар-Дайсана) по вопросам природы и этики: "Кажется, что к древней традиции изречений Иисуса как будто прилепились звучные слова из недавнего спора" 6
Трудно не согласиться с доводами М. Тардье о единстве памятника. Но при отсутствии первых семи страниц рукописи кажется чересчур смелым утверждение, что там было учение о демиурге и творении ". Осторожность В. Тилля, не пытавшегося описать то, что не сохранилось, и опиравшегося в своем понимании произведения только на уцелевший текст ", представляется более надежной. Думается, что стержень памятника составляет тема спасительного для человека знания. Один за другим, как связанные с этой темой, освещаются вопросы материи, греха, болезни, смерти, отыскания внутреннего мира (хххххх), а затем преодоления душой враждебных ей властей. Сохранившийся на странице 7 конец размышлений о материи или подробности о властях, с которыми спорит душа в ее странствиях, даны не сами по себе, а в связи с темой спасительного знания.
Как можно заметить по скупому перечню вопросов, затронутых в евангелии, оно, при его небольшом размере, содержательно и располагает к разнообразным сопоставлениям. Чтобы дать представление о возможностях, открывающихся перед исследователями памятника, ограничимся одним примером -разбором пассажа о восхождении души (15.1 -17.5). Наделенный чертами, присущими только ему, он может быть изучен как некое целое. В отличие от первой части евангелия, передающей наставления Иисуса ученикам, отрывок о восхождении души включен в рассказ Марии. Она повествует, как узрела Иисуса в видении и удостоилась его похвалы. Затем, пересказав свой вопрос, обращенный к Иисусу, душой или духом созерцает человек видение, Мария приводит его ответ. Здесь текст прерывается. Мы лишены возможности установить последовательность, в которой возникает новая тема -о восхождении души. Страница 15 рукописи сразу вводит читателя в спор души со второй властью из четырех. В виде диалога переданы вопросы властей и ответы души. Его сопровождают краткие пояснения. После заключительных слов души в рукописи следует: "Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места" (17.7 -9) . Отсюда ясно, что рассказ о восхождении души и спорах ее с властями, вложенный в евангелии в уста Иисуса, передан ученикам услышавшей его от Иисуса Марией.
Евангелие от Марии - один из самых удивительных библейских апокрифов.
Ведь он написан женщиной. Подобных случаев в христианской традиции единицы.
К тому же эта рукопись - в числе категорически отвергаемых богословами текстов. И тем не менее, это удивительный памятник гностической литературы.
То есть течения раннего христианства, где главную роль играло саморазвитие через сакральное знание.
Этот апокриф важен для историков христианства, ибо демонстрирует развитие религиозных идей, о которых сегодня известно мало. В нём рассказывается о структуре человека и его освобождении от материальной природы.
Евангелие от Марии есть на коптском и греческом, о времени его написания учёные спорят
Этот апокриф дошёл до нас из нескольких источников. Наиболее полный текст - Папирус Berolinensis 8502 - найден в 1896 г.
в этом году найден наиболее полный текст Евангелие от Марии - Папирус Berolinensis 8502
Его приобрёл учёный Карл Рейнхард у каирских торговцев. Помимо Евангелия от Марии в этом сборнике есть следующие апокрифы:
- Апокриф Иоанна.
- Мудрость Иисуса Христа.
- Деяния Петра.
Язык всех произведений - саидское наречие коптского языка. Это роднит тексты с рукописями из Наг-Хаммади,
Евангелие от Марии значительно пострадало: отсутствуют первые 6 страниц, а также с 11 по 14. Есть и другие лакуны по ходу текста. Сохранились же страницы:
- 1 - 10.23;
- 1 - 19.5.
Коптская рукопись - почти полная, но не единственная.
Именно греческий исследователи считают языком оригинала. Предположительно текст впервые появился во II веке. Но с этим согласны не все исследователи.
Есть фрагменты на греческом, они соответствуют следующим страницам Евангелия от Марии:
- 5 - 21;
- 5 - 19.5.
Например, профессор богословия Карен Кинг считает, что Евангелие от Марии создали современники Христа.
Но кто - вопрос.
Учёные спорят, было ли Евангелие от Марии единой рукописью или объединило две
Важный для исследователей вопрос - был ли текст Евангелия от Марии изначально целым или его составили из двух коротких.
Учёный В.Тиль считет, что рукопись составная. А исследователь М. Тадье, посвятивший Берлинскому кодексу книгу, настаивал, что Евангелие от Марии - единое произведение. У каждого есть аргументы.
Двухчастность апокрифа В.Тилль доказывает тем, что его половины не похожи друг на друга. Сперва нам предлагается некий катехизис. А затем тот, кто воспринимает текст, как бы сам погружается в события - в спор души с властями.
Единство рукописи, по мнению М. Тардье, очевидно. Пусть есть два выраженных раздела, но у них единый план. М. Тардье считет, что в начале памятника содержалось учение о творении и демиурге. Это довольно смелое предположение, хотя обосновать его нечем.
Но учёный не ограничивается этим. Он указывает на тесные связи частей апокрифа. Например, идея о внутреннем очищении человека перекликается с поучениями о грехе, смерти и болезнях из начала доступной рукописи:
«Спаситель сказал:«Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех.Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню».
Далее он продолжил и сказал: «Вот почему вы болеете и умираете, ибо … вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности».
«Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма - это тьма; вторая - вожделение; третья - незнание; четвертая - смертная ревность; пятая - царствие плоти; шестая - лукавство плоти; седьмая - яростная мудрость.
Это семь господств гнева. Они вопрошают душу: «Откуда идешь ты, убивающая людей?» - или: «Куда направляешься ты, поглощающая пространства?» Душа подумала и сказала: «Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло».
Местами текст выдержан в едином ключе. Форма и содержание отдельных высказываний напоминает изречения из Евангелия от Фомы:
«Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: «Вот, здесь?» или «Вот, там!» Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним!»
«Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорит вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно - в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас».
«Ученики его сказали ему: В какой день царствие приходит? (Иисус сказал): Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот, там! - Но царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его».
Также во всём тексте Евангелия от Марии употреблены схожие конструкции:
«Все существа, все произведения, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу»
«Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные»
«В мире я была разрешена от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше».
Рукопись изложена от лица Марии Магдалины, хотя имя настоящего автора узнать невозможно
Создать эту рукопись мог кто угодно.
Упоминание Марии нужно для того, чтобы прибавить тексту авторитетности.
Это распространённая практика первых веков. «Евангелия» с громкими именами - отличный рекламный ход для распространения идей. Не исключено, что имя настоящего автора вообще нам ничего не сказало бы, ибо о нём нет ни слова в истории.
Но если положиться на правдивость надписи в конце рукописи - «Евангелие от Марии», то уже можно рассуждать об авторе. Есть две популярные версии.
Автор Евангелия - Мария Магдалина
Мария Магдалина женщина постоянно находилась в окружении Иисуса. Трудно сквозь века судить о её роли, но она точно много чего видела, слышала и впитала. Например, была свидетелем Воскресения Христа, присутствовала на распятии.
Кому, как не ей, рассказывать об учении Спасителя? Также стоит обратиться к апокрифическим текстам - Евангелию от Фомы и Пистис София.
В них Мария Магдалина и апостол Пётр противостоят друг другу. Этот же эпизод есть в Евангелии от Марии. Связь рукописей очевидна, так что наиболее вероятный автор - Мария Магдалина.
Чтобы убедиться в правоте этой версии, нужно сперва обратиться к цитате из Евангелия от Марии:
«Петр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин».
Затем стоит взглянуть на то, что Левий говорит Петру о Марии:
«Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас».
А теперь находим в Евангелии от Филиппа ту же мысль:
София, которая называется бесплодной, мать ангелов. И спутница [Сына - это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал ее (уста].
Остальные [ученики, видя] его [любящим] Марию, сказали ему: Почему ты любишь ее более всех нас? Спаситель ответил игл, он сказал им: Почему не люблю я вас, как ее?
Сравнение текстов приводит к единственному выводу.
Евангелие от Марии приписывается Марии Магдалине.
Из Писания о ней известно мало. «Вычислить» Марию Магдалину в Евангелиях сложно из-за популярности имени. Она ли - Мария из Вифании, она ли - Мария, сестра Лазаря? Может, да, может, нет.
Наверняка мы знаем только несколько фактов. Мария Магдалина видела распятия Христа:
«Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия».
Также известно, что Марии Магдалине ангел возвестил о воскресении Спасителя:
«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал».
Затем Иисус встречает Марию Магдалину и просит передать Его братьям, чтобы они пришли увидеть Его.
Вероятно, Мария много времени проводила с Иисусом и Его учениками. Но достоверно нельзя сказать, была ли она одержимой, блудницей и той женщиной, что вытирала ноги Христа своими волосами.
Такие эпизоды в Писании есть, но с кем именно они происходят - вопрос открытый.
Автор Евангелия - Мария, мать Иисуса .
Убедительных подтверждений этой версии нет. Просто Мария-мать - тоже современница Иисуса. О её роли в окружении Христа ничего не известно.
Она также могла присутствовать при евангельских событиях и иметь равный апостолам статус. Но никаких серьёзных оснований для обоснования её авторства нет.
Есть ещё третья по известности Мария - Египетская.
Долгое время её образ смешивали с Марией Магдалиной, из-за чего часто возникает путаница между этими двумя женщинами. Но Мария Египетская родилась только в V веке.
Хронологически она не могла написать Евангелие от Марии. Да и содержание текста этой версии противоречит. Мария Египетская никогда не участвовала в евангельских событиях. Её авторство не рассматривается серьёзно в богословских трудах.
Также в евангельских событиях участвуют и другие Марии:
- Мария Иосиева;
- Мария Иаковлева;
- Мария Клеопова;
- Мария Заведеева (Саломеева);
- Мария, сестра Лазаря.
Контекст позволяет предположить, что это некоторые из них - одна личность. Могла ли она написать Евангелие, или мог ли кто-то написать текст её лица?
Евангелие от Марии говорит, что нужно преодолеть материальную природу, и иллюстрирует сложное положение женщин в раннем христианстве
Из-за утраты страниц апокриф Марии начинается в середине повествования с атмосферной фразы:
«Материя тогда разрушится или нет?» - спрашивает кто-то Иисуса Христа.
Необычный вопрос для Нового Завета! Сын Божий в канонических текстах учил о вечной жизни, о любви живого Бога, о том, как спасти этот мир, искупить грех Евы.
Да, в той или иной мере эти темы присутствуют. Но ни у одного пророка и апостола в библии нет откровений такого рода.
Гностический текст - это писание, которое охватывает многообразную религиозную литературу первых веков христианства. Евангелие от Марии является гностическим писанием.
Это не удивительно, ведь Евангелие от Марии - гностический текст. Едва ли не одно важно - постичь тайны мироздания.
И никаких привычных христианских догм! Впрочем, здесь много признаков и других традиций - не только гностицизм.
Мы не можем судить, где именно происходит беседа. Есть мнение, что на утраченных страницах упоминалась смерть и Воскресение Христа.
Затем он ведёт с учениками диалог и грехе и материи, а после уходит. Пётр просит Марию поведать остальным то, что ей открыл Христос. Мария пересказывает апостолам своё видение.
Картина А.А.Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» - отличная иллюстрация Евангелия от Марии, где Спаситель делится откровением со святой
Иисус открыл Марие, что «Я» человека состоит их трёх элементов:
- Душа.
- Ум, которым человек созерцает видения.
Пётр и Андрей агрессивно реагируют на её рассказ, но Левий заступается за Марию.
Этот момент - отражение напряжённости между христианами в первых веках.
Пётр и Андрей - противники эзотерического христианства. Его исповедует Мария.
Это нормальная картина для того времени, когда ещё не существовало Нового Завета, единых догм и толкований учения Христа. Каждая группа верующих на ощупь искала ядро христианского знания.
Евангелие от Марии - гностический взгляд, близкий больше к течениям в индуизме и буддизме, чем к нынешнему православию или католицизму.
Здесь иное понимание греха. Необходимо преодолеть телесные страсти, чтобы достичь истиной духовной природы, своего «Я».
В Евангелии от Марии отражена проблема женщин в религии.
Если в древности жрицы имели первые роли, то религиозный патриархат установил пренебрежительное отношение к женщинам. Павел и Андрей - иллюстрация этой тенденции.
Озвучивается мнение, что Евангелие от Марии никогда бы не вошло в библию только из-за авторства женщины.
Но и без этого хватает причин. Идеи этого апокрифа не соответствуют каноническому Писанию. Это текст другой школы.
Есть ещё Евангелие от Марии Магдалины - это современная фальшивка
Мария Магдалина - важная фигура и в других апокрифах: «Вопросы Марии» и «Родословие Марии». Но они до нас не дошли. Значимость святой велика и апокрифе «Пистис Софиа».
В русскоязычном интернете распространён текст «Евангелие от Марии Магдалины». В нём встречаются такие пассажи:
«Если бы Матери Святые жили одиноко со своими Святыми Детьми и если бы никто не знал, кто их отец на Земле, то Святые Дети были бы Сыновьями Божьими, а Матери Святые - Божьими Матерями».
«Матери Божьи зачинают в тайне, живут одиноко и не имеют одного дома с отцом».
Часто делается приписка, что текст впервые напечатан в журнале «Беловодье» в 90-х. Это фальшивка. Такой апокриф никогда не существовал.
В нём много взято из книги С. Лазарева «Диагностика кармы». Ничего общего с Евангелием от Марии и христианством это учение не имеет. Читать его нет смыла.
Перевод настоящего текста Евангелия от Марии
1 - 6 страницы Евангелия от Марии Магдалины отсутствуют.
СТРАНИЦА 7
… Материя тогда разрушится или нет?
Спаситель сказал:
«Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом;
и они снова разрешатся в их собственном корне.
Ведь природа материи разрешается в том,
что составляет ее единственную природу.
Петр сказал ему: «Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это:
что есть грех мира?»
Спаситель сказал: «Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда
вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех».
Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы,
«Вот почему вы болеете и умираете, ибо …
СТРАНИЦА 8
вы [любите] то, что [вас] обманывает.
Тот, кто постигает, да постигает!
Материя породила страсть, не имеющую подобия,
которая произошла от чрезмерности.
Тогда возникает смятение во всем теле.
Вот почему я сказал вам:
Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы.
Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»
Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:
«Мир (…) вам! Мой мир (….), приобретите его себе!
Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:
«Вот, сюда!» или «Вот, туда!»
Ибо Сын человека внутри вас.
Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его.
Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не
СТРАНИЦА 9
ставьте предела кроме того, что я утвердил вам,
и не давайте закона как законодатель,
дабы вы не были схвачены им».
Сказав это, он удалился.
Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали:
«Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека?
Если они не сберегли его, как они сберегут нас?»
Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям:
«Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь,
ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам.
Лучше же восхвалим его величие,
ибо он приготовил нас и сделал нас людьми».
Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу,
и они начали рассуждать о словах Спасителя.
СТРАНИЦА 10
Петр сказал Марии:
«Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин.
Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты,
не мы, и которые мы и не слышали».
Мария ответила и сказала:
«То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это».
И она начала говорить им такие слова:
«Я, - сказала она, - я созерцала Господа в видении, и я сказала ему:
«Господи, я созерцала тебя сегодня в видении».
Он ответил и сказал мне: «Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня.
Ибо где ум, там сокровище».
Я сказала ему:
«Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, -
он созерцает душой [или] духом?»
Спаситель ответил мне и сказал:
«Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, - и [тот, который созерцает видение, и он [тот
СТРАНИЦЫ 11 - 14
отсутствуют.
СТРАНИЦА 15
его. И вожделение сказало:
«Я не увидела тебя нисходящей, но теперь вижу тебя восходящей.
Почему же ты лжешь, принадлежа мне?»
Душа ответила и сказала:
«Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала.
Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала».
Сказав это, она удалилась в великом ликовании.
Снова она пришла к третьей власти, именуемой «Незнание».
Она спросила душу, сказав:
«Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена.
Не суди!» И душа сказала: «Почему ты судишь меня, хотя я не судила?
Я была схвачена, хотя не схватила.
Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные,
СТРАНИЦА 16
будь то небесные».
Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах.
Первая форма - это тьма;
вторая - вожделение;
третья - незнание;
четвертая - смертная ревность;
пятая - царствие плоти;
шестая - лукавство плоти;
седьмая - яростная мудрость.
Это семь господств гнева.
Они вопрошают душу: «Откуда идешь ты, убивающая людей?» -
или: «Куда направляешься ты, поглощающая пространства?»
Душа ответила и сказала:
«Что хватает меня, убито;
что опутывает меня, уничтожено;
вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло.
В [мире] я была разрешена
СТРАНИЦА 17
от мира и в отпечатке отпечатком свыше.
Узы забвения временны.
Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании».
Сказав это, Мария умолкла,
так как Спаситель говорил с ней до этого места.
Андрей же ответил и сказал братьям:
«Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала.
Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал.
Ведь эти учения суть иные мысли».
Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей.
Он спросил их о Спасителе:
«Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто?
Должны мы обратиться и все слушать ее?
Предпочел он ее более нас?»
СТРАНИЦА 18
Тогда Мария расплакалась и сказала Петру:
«Брат мой Петр, что же ты думаешь?
Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?»
Левий ответил и сказал Петру:
«Петр, ты вечно гневаешься.
Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники.
Но если Спаситель счел ее достойной,
кто же ты, чтобы отвергнуть ее?
Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо.
Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся!
И облекшись совершенным человеком,
удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие,
не ставя другого предела, ни другого закона,
кроме того, что сказал Спаситель». Когда
СТРАНИЦА 19
[…] и они начали уходить, [дабы про]возглашать и проповедовать.
Открыл я для себя однажды удивительный источник мудрости. Исследовав его внимательно и не найдя в нем ничего против Бога или веры православной, хочу услышать Вашу оценку сей древней рукописи, первую часть которой здесь размещаю. Это, разумеется, апокриф т.е. не принятое к печатанию в Новом Завете слово. Но церковь не выступает против апокрифов категорически, рекомендуя исследовать их внимательно. Наряду с Евангелием от Никодима, Иуды, Фомы и т.п. я предлагаю научиться мудрости от слова одного из величайших светил христианства - Марии из Магдалы, павшей низко - на самое дно и поднявшейся высоко - к самым небесам, благодаря доброте Бога и глубине раскаяния ее. Итак, первая часть Слова.
Евангелие от Марии Магдалины
Глава 1
1. Бог в рождении Иисуса Христа имел такое же участие, как Солнце в рождении плодов, и все живые существа наполнились жизнью.
2. Велик Ты, праведник Эмазии - страны истинной мудрости и благой невинности.
3. Гордитесь, чада вечной жизни, ликуйте носители зрелой любви, ликуйте и зовите Его, избранные сесть за вашу братскую трапезу.
4. Вот и я, в дурной день рождённая, решила написать о Нём. Многие другие написали, многие другие истину рассказали, но Он поручил - Христос и Дух мне повелели - написать то, что помню о великом подвиге Иисуса.
5. Не могу сейчас писать о Нём, друзья и братья, очень прошу вас, помогите мне - утром, может быть, отойду, лет мне много.
6. Много я видела и пережила, и много уронила слёз, много молитв прочла и многих погребла мёртвых.
7. Но одно помню ясно, помню подлинно и правдиво: жизнь Того, кого распяли, потому что Он говорил о любви.
8. Сатана не замедлил поругать Его, но вижу теперь - от слова Его не осталось почти ничего.
9. А в том, что осталось, часто истина присутствует как не истина, а правда - как неправда.
10. Левое там сделали правым, белое - чёрным, а важнейшее скрыли и решили исторгнуть его с корнем.
11. Так сказал Тот, кого мы любили: "Праведные мои, укажите на живое слово, которое Я оставил, потому что те, которые были Мне самыми близкими, будут преданы лукавому и многие из их писаний исчезнут. А то, что останется, будет изменено, и мало что из него не будет осквернено".
12. Тогда я спросила Его: "Учитель, как я грешная, могу мериться с Апостолами?"
13. И Он ответил мне: "Грешное в этом мире праведно в царстве Отца Моего".
14. "Жизнь - есть Жизнь любви, а не ненависти".
15. Многие праведные ненавидят и осуждают. Говорю вам: "Блудница, которая не ненавидит, славнее будет в Судный День праведника, который осуждает".
16. "Ибо есть ли больший блуд, чем плохое слово?"
17. "Не познаёт ли голубь голубку на глазах у всех? Не гибнет ли род человеческий ото лжи, величайшей во всей Вселенной? Не нападают ли бесы и болезни на всех героев и праведников?"
18. "Лучше замолкните и наблюдайте за собою, чем быть погребенными заживо!"
19. "Жив, Магдалина, лишь тот, кто где бы он ни находился, не судит других".
20. Схватили меня тогда и хотели побить камнями. Я, грешная, любила одного, который был женат и имел троих детей. Родные его жены привели меня на площадь, и стали громко кричать: "Убьём блудницу. Она осквернила закон!"
21. Тогда явился Христос и сказал им: "Тот, кто считает себя безгрешным, пусть первый бросит в неё камень!" Так сделал сын Человеческий, что толпа разошлась.
22. Потом он приблизился ко мне и стал на колени.
23. О Сион, я вся горела от страха и стыда. В душе моей совершилось великое, я пала на Землю и сильно рыдала. Он гладил меня по волосам и говорил:
24. "Сестра, зорька небесная, найди силы меня выслушать. Много зла на этой земле, много лжи сказано лукавым. Забудь, что ты грешница, сестра, и скажи Мне: живёт ли твое сердце, когда ты любишь?"
25. "Живет, Господи! Когда я не люблю, оно мертво!"
26. "Люби тогда, сестра небесная, и не греши в другой раз, думая, что ты грешна".
27. Так, братья, я впервые встретила Живого Бога на Земле.
Глава 2
1. Тот, кого распяли и Кто воскрес из мёртвых, жил среди овец просто и свято.
2. Многие слушали Его, некоторые были посвящены в Слово Мудрости, однако лишь один достиг вечной жизни.
3. Это Святой брат и Апостол Иоанн, чистейший от всякого знания Неба и Земли.
4. Созданный Духом и водой, он последовал за Учителем до конца, до Дна, до Сердцевины Его Слова.
5. Он привел меня к Нему, он чистил меня от постыдных слов и мыслей, которыми сыновья Лукавого хулят дочерей Божиих.
6. О, блаженная я, побеждённая Христом! Я, просительница милости Иоанновых друзей! Я последняя ученица Благого на этой земле!
7. Последняя в глазах пророков и апостолов - ревнивых хранителей старого арийского и вавилонского Учения.
8. Так учил Христос в последние дни Свои на земле, в то время:
9. "Истинно, истинно говорю я тебе, ты - та, которую избрал Бог, чтобы спасти этот мир от погибели!"
10. Радуйся, дщерь Сиона! Царство Божие не принимало до нынешнего дня женщины или матери с этой земли; ты же, Магдалина, подошла уже совсем близко к Его порогу!
11. Услышь теперь Слово Неба:
12. Истинно, истинно говорю тебе: жена спасет мир, а не муж и пророки.
13. Дух Любви Божией живет в её душе.
14. Владыка Ада еще крепко держит её сердце.
15. Но рождается уже Новая Ева, свободная от Дьявола".
16. Слушайте, слушайте, сёстры мои небесные, слушайте, девицы, жёны, матери, слушайте Слово Божие и дивитесь!
17. Я пришел на Землю через жену Иосифа, Женщину Святую, Непорочную, Чистую, Кроткую.
18. От неё родилось Слово Божие, пришедшее от Живого Бога.
19. Но есть Девицы, Жёны, Матери высшие, чем она.
20. Многих из них мир этот доныне избивал, многих из них лживо осуждал на смерть.
21. Девицы Неба не рожают детей во плоти.
22. У Жён Неба один любимый во все веки Вечности.
23. А Небесные Матери чисты и святы от создания мира, вовеки.
24. Если вы счастливы и блаженны с младенцем, которого вы приобрели, вы - Матери Божии.
25. Матери Божии зачинают в тайне, живут одиноко и не имеют одного дома с отцом.
26. Матери Божии зачинают по любви, любят прежде всего Бога и не имеют одного супруга, кроме Пророка и Апостола.
27. У родившегося от Матери Божией нет имени отца. У него лишь одно имя - духовное - и так называют его во всей Вселенной: Сын Божий.
28. "Рождённый от Матери Божией не совершает греха и живет жизнью вечной".
29. Матери Божии благи и смиренны сердцем, озарены кротостью, осиянены милостью.
30. Я, Иисус из Вифлеема, не родился от Матери Божией, ибо предопределено мне пострадать. Если бы Я был рожден от Матери Божией, то не был бы бичеван и распят.
31. От Матери Святой родился Я ныне, в этот век гонений и неправды.
32. Ещё дважды приду я на эту Землю через Мать Святую.
33. Когда же Земля, в конце - через много веков - родит Матерь Божию, тогда Я приду через неё, как Победитель без врагов.
34. Тогда Я буду рождён в сердцах людей всех и сведу Царство Божие на Землю во веки веков.
35. Но долго ещё на этой Земле не будет рождена Матерь Божия, поскольку велик грех Евы.
36. Такова Матерь Божия: зачинает от Апостола, зачинает по любви, живёт одна, не выходит замуж, за своего супруга, не стремится жить с ним.
37. Такова Матерь Божия: за отца своего ребёнка считает Бога, не учит его, не хулит, не осуждает несправедливо.
38. Каждое его слово, каждый жест супруга, каждый его взгляд и его дело для Божией Матери - страх Божий и закон.
39. Вместе же наедине двое бывают лишь раз в месяц несколько дней.
40. И никогда, за всю их жизнь, нет в их глазах ни укора, ни упрека, ни желания, ни мольбы, ни боли и муки.
41. За все годы Великой Любви никто, кроме Бога Отца, не знает об их браке.
42. Ибо запомните, главная уловка Дьявола такова: чтобы любовь двух была явна для третьего человека.
43. "Одно выше Матерей Божиих: Сыновья Божии".
44. После них всё живое, везде поклоняется Матери Божией.
45. Там, где царствует Дьявол, Матери Божии в немилости, а Божиих Сыновей называют незаконнорождёнными.
46. Время же Лукавых Духов закончится в тот миг, когда вы освободите Матерь Божию от земных забот.
47. Отныне лишь одно важно: ищите Матерей Божиих, чтобы поклониться им.
48. Одно важно: Умножайте блага Божией Матери.
49. Матерям Божиим отдавайте всё: если потребуется и жизнь свою.
50. Так говорил Христос мне, Марии из Магдалы, уходя уже с этой Земли.
51. Но Учитель много ещё говорил мне о жёнах и матерях Нового Иерусалима.
52. Новых жёнах и матерях, которые теперь учатся у Него в Небесном Царстве.
53. Которые являются живыми основателями Эдема, что вновь должен расцвести на этой Земле.
54. Говорил мне Сын Божий и о Матерях Святых, стоящих одним чином ниже Матерей Божиих.
55. Не рождены ещё от Бога Матери Святые, но велика их любовь.
56. Если бы Матери Святые жили одиноко со своими Святыми Детьми и если бы никто не знал, кто их отец на Земле, то Святые Дети были бы Сыновьями Божиими, а Матери Святые - Божиими Матерями.
57. Только Сын Божий - Господь Наш Христос - мог родиться от Матери Святой и остаться Сыном Божиим.
58. Мать же Святая Такова: зачинает от Пророка и Апостола; зачинает по любви, свято и с радостью встречает ношение плода, Святое же своё чадо кормит три года.
59. В отличии от Матерей Божиих, Матери Святые не должны быть плотски со своим мужем три года по рождению Святого Младенца от искушения и во искуплении своего греха, что пожелала жить с его отцом в одном доме. В это время она живёт только для своего младенца.
60. Искупив грех сердца своего - грех Евы, - она испытывает радость - Божественную радость испытывает Мать Святая всякий раз, когда её муж отсутствует дома. Если же начинается эта великая радость, супруг может вернуться к ней и плотски, хотя бы и до истечения трех лет.
61. Так поучал меня Господь наш Иисус Христос о Матерях Святых.
62. Есть ещё и Праведные Матери, стоящие чином ниже Святых Матерей.
63. Это есть Матери праведников, великие и самоотверженные Матери, питающие в одиночестве детей своих, пока не исполнится им семь лет.
64. Питающие же их пшеницей и всякими фруктами, и дают им родниковую воду.
65. Тот же, кто пытается накормить Праведное Дитя мясом убиенного животного или пищей из молотой пшеницы или сладостями - тот человек - опаснейший враг.
66. Праведная Мать - тигрица для врагов своего ребенка, с ними она борется ногтями и зубами, но жизнь своего ребёнка охраняет.
67. Жёны и Матери, помните: те из вас, которые не хотят рожать грешников и преступников, должны ревностно охранить дитя от пищи ада и всякого прикосновения человека-хищника.
68. Матери же всякого высшего чина делают все то, что определено как прекрасное и доброе для матерей низших чинов.
69. Так учил Господь Живой, с которым много я говорила и о многом Его спрашивала.
Глава 3
1. Велики тайны Матерей, но ещё более великое сказал мне Учитель о Любимых, Жёнах и Девах. Каждые из этих также имеют свои чины и подчинения. Любимые Божии, Любимые Святые и Праведные Любимые; Божественные Жёны, Жёны Святые и Праведные Жёны; Девы Божии, Девы Святые и Праведные Девы. Имеется и чин Сестер и Братьев.
2. Господь много говорил о Жёнах и Девах, но о Любимых ничего мне не сказал. Однажды лишь взглянул на меня с великой скорбью и любовью сказал, что во мне зреет зерно Любимой Божией, но сейчас их побивают камнями. И тогда Он рассказал мне самое тайное - то, что сказал мне в самом конце. Когда я стояла при гробе. Он пришёл и говорил со мною.
3. "Знаешь ли, за что меня распяли, сестра? За то, что я ничего не оставил в руках Лукавого.
4. Вначале он изменил старое писание, написав: Змей искусил Еву яблоком.
5. Я же говорю вам: нет, Бог дал Еве яблоко, чтобы она имела вечную жизнь.
6. Сатана зачеркнул слова, скрыв, что Змий дал Еве мясо животного.
7. И вспыхнуло в Еве зло, и, возлегши, она похотствовала с Дьяволом.
8. И зачала Ева от Дьявола и родила в своем сердце смертный грех - родила стыд Божественного.
9. Когда Истина и Любовь ласкаются, они должны быть нагими.
10. Невинны же те, кто свято чтит и исполняет завет Бога: "Плодитесь и размножайтесь!"
11. Когда Муж и Жена невинны, они должны быть нагими.
12. Но и тут скрыл Сатана истину, когда зачеркнул слова рукой церковников - сквернословов - сквернописцев.
13. Сквернописцы скрыли, как происходили и всегда происходят Любовь и размножение во всей Вселенной.
14. Размножение рода человеческого может происходить лишь по Любви и лишь перед очами Божиими.
15. Если же третий узнает когда-либо о слиянии двух, будьте уверены, что они уже предались Дьяволу. Так лишь на Земле, а на Небе же все знают: это благословение, потому там все радуются.
16. На Любви лишь Любовь может жениться, а не мужчина с женщиной перед глазами лицемеров и кесарей.
17. И ещё раз вошел Сатана в сердце Евы, а она полным желанием пожелала Адама: чтобы он был только её.
18. Много времени с того прошло, а Ева искала лишь того, чтобы Адам не отлучался от неё. И сейчас в сердцах мужчин и женщин много от Евы. Так через тех Лукавых духов воинство Врага Человеческого смогло вступить на Землю. Так говорил Христос, Сын Божий, Пришедший нас спасти.
19. "Помни, Магдалина, Праведница Небесная, за это наказал Бог Еву, чтобы носила она и рожала в боли, крови и муках. Женщина, зачавшая от Сатаны, по тому познается: платит ему кровавую дань каждый месяц. Потому, что она отреклась от того, чтобы быть Любимой Божией и пожелала Адама только для себя".
20. Адам же не был одинок на Земле и на Небе. К нему приходили многие чины Небесные, многие Любимые, Жёны, Девы, Матери, Братья и Сестры.
21. И сговорилась Ева с чинами Сатаны и дала им клятву, что будет служить им, чтобы только для неё сохранили Адама
22. И те дали ей три оружия: Страх, Беспокойство и Ревность.
23. Так вошёл Сатана в сердце человека.
24. Поэтому Господь говорит: Сын мой! Дай мне сердце своё!
25. Ева же по тому познаётся: она искала сердце, а не другого. Отделила сердце Адама от чинов и Любимых Божиих и искала его для себя. А дьяволы только того и ждали.
26. И ещё много раз была Ева с Адамом, и был он оскорблён до смерти.
27. И тогда возникли четыре времени года: Весна, Лето, Осень и Зима.
28. Тогда Бог решил изгнать Адама и Еву из Рая, и Рай убрать с Земли. Чины Ада того и ждали: они хотели, чтобы Адам зарабатывал себе пропитание трудом и потом. Войны и труд - это хлеб тёмных сил. В этом Ева - сердце человеческое много помогала им.
29. И ещё много раз зачинала Ева в сердце своём от Сатаны и порождала в мыслях Адама множество исчадий Ада: служителей храма и священников, законников и кесарей, ничтожное племя торговцев, воинов, полководцев, скотоводов, разбойников, толкователей, авторов и восхвалителей царей, строителей, ткачей и прочих. И после всего, блудницу, которая отдавалась им всем из-за благ и деяний.
30. И возопила вся эта адская рать и воззвала к Еве: "Мать! Роди нас на этой Земле, чтобы мы её захватили!"
31. Ещё много раз Ева зачинала от Сатаны в сердце своём, однако утроба её была ещё ненасытна. Она изменила Адаму ещё с первой своей встречи с Сатаной и поэтому стала охранять Адама от измены. Только обесчещенная Дьяволом ищет верность, ибо знает, что такое неверность.
32. Адам же все чаще бывал от неё далёк сердцем. Он тосковал о своих друзьях из других Земель и Небес.
33. Ева смертельно озлобилась на это и решила потребовать от Лукавого средства, чтобы заставить мужа думать только о ней. Поскольку до этого момента Адам больше смотрел вдаль и на Небо, и вспоминал о Еве только раз в месяц. Он всё ещё был Сыном Божиим.
34. Тогда шепнул ей Сатана: "Дай ему поесть мяса!"
35. И ел Адам мясо и забыл заповедь Бога не есть запретное.
36. Тогда ожесточился Адам, как это бывает с собакой, шакалом или гиеной, и начал есть трупы животных. Тогда сразу же он пожелал иметь Еву. И чем чаще Адам убивал и ел животных, тем чаще желал он свою жену. И возликовал Сатана.
37. Ибо знал Сатана: если чьё-либо сердце избегает тебя, захвати его петлей услаждения и похоти.
38. Но не долго пребывал Лукавый в своем убежище. Он хотел сделать своё дело до конца. Внутренне он связывал сердце лестью, внешне же решил связать любовью по закону.
39. Первыми детьми Дьявола, которых родила Ева Адаму, были те, что изготовляют и продают одежды. Торговцы одеждами пожелали иметь богатство и вопросили своего отца, что им делать.
40. Он же сказал им: "Сделайтесь священниками, они объясняют людям зачем им нужны одежды."
41. Потом Господь спросил Адама в Раю: "Как ты объяснишь то, что ты наг?"
42. Потом Ева родила Адаму строителей. Они построили церкви и синагоги, а священники Ада объяснили людям, что требуется молиться Богу под рукотворным покровом. И начали земледельцы, скотоводы и каменщики ранить и осквернять Землю Божию. Земля же отвечала им бедствиями и страшными болезнями.
43. Ева также научила Адама построить дом в Раю с тем, чтобы мочь скрыть его от глаз Друзей Его с других Земель и Небес.
44. Так, Магдалина, первые люди были изгнаны из Рая и стали рождаться и трудиться в муках, поте и крови.
45. Тогда я спросила у Господа: "Учитель, человек виновен, но я не понимаю, в чем виновата Земля, что люди мучают её и оскверняют своими бесовскими орудиями".
46. Господь же опечалился и замолчал, ничего не сказав. Но я поняла с Его взгляда, который говорил больше Его слов - поняла и эту великую тайну. Так происходит со всякой Землей, сказали очи Его, которая стремится стать супругой Солнца, а не Любимой Божией. И тогда я помыслила: как Господи? Разве не может Солнце иметь супругу? Разве оно раздает себя всем? Любимая же Божия такова: она радуется ласкам Солнца, когда они приходят, но не желает их, когда их нет. Любимая Божия такова: она счастлива, когда Солнце даёт ей жизнь, но ещё, более счастлива, когда оно целует: другую Любимую Божию. Поэтому у Солнца одна супруга, но много Любимых Божиих.
47. Да, у Солнца есть жена, Супруга. Но Господь не говорил мне ничего об этом. И никому ничего доныне не сказал.
48. Много ещё таких тайн объяснил мне Иисус, но я не имею права говорить их людям.
49. Много лжи вставил Лукавый в Святое Писание, много истин извлёк.
50. Расплодились на Земле незаконные дети Сатаны, порабощают, бесчестят, убивают всё живое на своём пути. Сатана же глумится над родом человеческим и говорит: «Ева, раба моя, ты отдала мне своё сердце, и я оплодотворил его ревностью.
51. Ревность создала закон, а закон создал брак; брак создал заботу лишь о своих, а забота создала труд".
52. Труд и война нужны царям и торговцам, чтобы человек забыл Рай и двинулся вслед за бесами.
53. Когда Моисей сказал: "Не пожелай иметь жену ближней своей", Сатана записал: "Не пожелай иметь жену ближнего своего".
54. А в царстве Отца все являются ближними всех.
55. Есть другое царство, под царством Божиим, где каждый имеет своего ближнего, но каждый находит и узнаёт своего единственного и самого ближнего по тому, что тот радуется, когда мы любим и других.
56. "Не пожелай жены с соблазном", - сказал однажды Учитель и объяснил, что означает соблазн. Но Лукавый не записал этого объяснения и вычеркнул его оттуда, где оно было записано.
57. Ибо знает Дьявол: чтобы он мог владеть Землей, прежде всего надо извратить представление рода человеческого о грехе.
58. Плакала, о как я плакала, братья, когда распяли Господа Живого.
59. Но Он и доныне мне является и является одному из любимых Своих учеников. Трое часто мы беседуем, и Он часто водит нас в тысячи областей и Царств на Небе.
60. Много, много Земель и Солнц показал Он нам, многие народы видели мы чудные и пречудные, но нигде не видели одежд, домов и колесниц. Нигде, нигде не слышали мы, чтобы кто-либо называл кого-то "Мой".
61. Я, блудница, на земле, которую хотели побить камнями, была единственной женщиной из этого мира, когда-либо впущенной в Царствие Божие.
62. Сам Господь, показывал нам все эти неизречённые чудеса, часто смотрел на меня и с любовью говорил:
63. "Вот, видишь ли всех этих ангелов, Магдалина? Много между ними тех, которым надо родиться на Земле, потому что они не хотят знать, что такое Любовь".
64. "И ни один из них не вернется в царство Отца Моего, пока не станет тут рабом или блудницей".
65. "Ибо истинно, истинно говорю вам: Никто не спасёт души своей, пока не пожертвует ею".
Ватикан первоначально вычеркнул из Нового Завета почти всё о Марии Магдалине, и представил её людям как грешницу, блудницу и т.д. Сейчас же все чаще встречаются публикации о том, что она на самом деле была более ближе к Иисусу, чем Его ученики…
Мария — первый человек, который помогал Иисусу, она всегда следовала за Ним, вплоть до распятия Его, – до гробницы, и далее.
Была ли Мария Магдалина проституткой?
Факт, о котором знают очень немногие, состоит в том, что Библия нигде определенно не свидетельствует, что Мария Магдалина была проституткой в тот или иной период своей жизни.
Вот и еще один малоизвестные по-видимому факт — в 1969 году Ватикан определил Марию Магдалину как апостола Иисуса. Фактически Ватикан опроверг утверждение Римского Папы Григория о том, что Мария была грешницей.
Евангелие от Марии
В 1945 г. в верхнем Египте некий фермер, который похоже пожелал остаться неизвестным, обнаружил почти 2-x метровый кувшин с 13-ю папирусами в кожаном переплете. Эти папирусы теперь известны нам как гностические Евангелия. Они оказались в числе самых важных исторических находок века, хотя и определенно не являются оригиналом. Определено, что записи являются переводом на копский с греческого и содержат 49 трактатов о секте гностиков. Информация о том, что первоначально христианство развивалось именно в сектах, кстати, встречается не впервые.
В этих книгах содержится многое такое, что никогда не было частью Нового Завета. Кто знает сколько еще таких папирусов было уничтожено, сожжены лидерами образовавшейся церкви, которые считали их отвратительной ересью. И мы никогда не знали, что в них говорилось.
Так вот, в найденных в кувшине древних текстах обнаружилась новая информация о противостоянии вер, которое началось после смерти Иисуса. А противостояние — это уже борьба за власть — при чем тут божественное.
Важное убеждение гностицизма – божественность – это не внешняя сила, которая была вложена в христианского Иисуса, а внутренняя духовная глубина, присуща любому человеческому существу.
Земное присуще всем
И тут опять надо отметить американский кинематограф, который редко, но выдает неожиданное. Речь о фильме «Код да Винчи», в котором сделано невероятное заявление, которое перевернуло всё, что мы знали о канонах. Этот фильм популязирует Евангелие от Марии Магдалины, заявляя на весь мир о существовании такого исторического документа.
В этом фильме впервые в современной западной культуре звучит мысль о том, что у Иисуса и Марии была свадьба. Этот факт переворачивает с ног на голову всю работу ученых и церкви, проделанную за 2000 лет. Но эта мысль полностью соответствует взглядам академика Левашова , утверждавшего о существовании Радомира , пришедшего в земли овец заблудших, и о его жене Марии.
Подавляющее большинство иудейских лидеров были женаты и имели детей. Они плодились и размножались, т.е. следовали библейским истинам. Существовало убеждение, что человек к 32 годам, и Иисус не исключение, должен быть женат и иметь детей. Некоторые ученые действительно считают, что если Иисус был реальным человеком, он почти наверняка был женат. И на ком еще он мог быть женат, как не на Марии Магдалине, которая упоминалась 12 раз в Евангелии, причем в самые важные моменты в истории жизни Иисуса.
Моя подруга начиталась «Евангелия от Марии». Что Вы можете сказать об этой книге? Я не разделяю её точку зрения, ибо есть четыре Евангелия и они – самый точный путеводитель православного человека. Однако не знаю, как ей помочь выйти из этого заблуждения?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :
В 1955 году австрийский ученый Вальтер Тилль (W.Till; 1894 - 1963) опубликовал с комментариями кодекс, содержавший три гностические сочинения: так называемое «Евангелие от Марии» (ЕМ), «Апокриф Иоанна» и «Премудрость Иисуса Христа». В 1972 году немецкий профессор Х.-М.Шенке (H.-M.Schenke) выпустил кодекс 2-м изданием, включив в него апокриф «Деяние (Апостола) Петра». Папирус получил название Берлинский кодекс 8502. Манускрипт имеет существенные утраты. Так текст ЕМ не имеет первых 1 - 6 страниц. Отсутствуют 11 - 14 страницы. Сохранились: 7.1 - 10.23, 15.1 - 19.5. Текст написан на саидском наречии коптского языка. Кроме коптского текста, до нас дошел еще фрагмент на греческом языке, соответствующий 17.5 - 21; 18.5 - 19.5 коптской рукописи. В. Тилль датировал папирус началом третьего века по Р.Х. Исследователи отмечают отсутствие единства текста ЕМ. Две части 7.1 - 9.24 и 10.1 - 19.5 не связаны между собой. А.С.Четверухин, осуществивший перевод на русский язык и подготовивший публикацию ЕМ, пишет: «Создается полное впечатление, что некогда имели хождение два очень коротких и изначально вполне самостоятельных произведения, которые затем из-за своей краткости были искусственно связаны в единое целое, хотя первоначально они не имели ничего общего» (Содержание и анализ текстов. - Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502, СПб., 2004, с.100).
Приступая к анализу ЕМ, надо решительно сказать, что оно не имеет никакого отношения к св. равноапостольной Марии Магдалине. Возникло это произведение в гностической среде примерно полтора века спустя после того, как великая благовестница почила от своих трудов. Основные темы, идеи, язык ЕМ - типично гностические. Поскольку текст сохранился на коптском языке, то можно предположить, что анонимный автор был представителем александрийского гностицизма (греч. gnostikos - знающий), по учению которого материя является источником зла. Противоположна ей божественная жизнь, которая обладает полнотой. Поскольку материя является причиной зла, то, по учению гностиков, она должна погибнуть. Дошедший до нас текст ЕМ начинается с этой центральной для гностиков темы: «...(начало утрачено) материя будет ли раз[руш]на или нет?». Ответ на этот вопрос, приписываемый автором Спасителю, построен в духе гностической философии: «Естество любое, форма любая, тварь любая существуют одна в другой и совместно, и опять разложатся до их корня собственного. Ибо естество материи распадается до таковых (= корней) ее (= своей) природы самой» (7.1-8). Гностический пафос отвержения материи проходит через все ЕМ: «Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности» (8.2). В отличие от христианства спасение в ЕМ понимается не как преображение души, очищенной от греха и освященной Божественной благодатью, а как освобождение ее от уз материального мира. На 16 странице приводится диалог души с четырьмя враждебными ей силами, которые в духе мифологического символизма гностиков олицетворяют основные материальные стихии. «Они вопрошают душу: «Идешь ты откуда-то, убийца, или направляешься куда-нибудь. Опустошительница?» Ответила душа, сказав: «Хватающее меня убито. Обволакивающее (= связующее) меня устранено, вожделенное мое ушло, а незнание (невежество) умерло. В миру они меня отрешили от мира, и в отпечатке образом вышним. А узы забвения суть временны. Отныне я получу покой всегда (и) во веки в безмолвии» (16.14-17.7).
В ЕМ ярко проступает еще одна черта гностической философии - подмена духовного начала интеллектуальным, а веры - познанием. «Я, - сказала она, - я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: «Господи, я созерцала тебя сегодня в видении». Он ответил, сказав так: «Хвала тебе, что не трепещешь, созерцая меня. Там же, где ум, там и сокровище». Сказала я ему: «Господи, теперь (скажи мне): тот, кто созерцает видение, он видит его или душу посредством духа?». Ответил Спаситель, говоря так: «Он созерцает не душой, и не духом, но умом, который пребывает посередине между ними обоими. (Именно) он - тот, кто созерцает видение, и (именно) он - тот, кто…»» [текст обрывается] (10.10-23).
Нет необходимости разбирать каждый стих этого небольшого текста. По сравнению с святым Евангелием, в котором запечатлелись Божественная мудрость Спасителя мира, Его великое служение ради спасения человечества, превосходящая человеческий ум высота нравственного учения, ЕМ представляет собой примитивную имитацию «евангелия», соответствующую духовно-нравственному уровню людей, оказавшихся неспособными вместить богодухновенное христианское учение.
Гностицизм представляет собой смешение языческой философии с элементами христианства. Для гностического мировоззрения характерен дуализм. «Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, казавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом. Это учение о призрачном богочеловеке, или докетизм, так же характерно для гностической христологии, как разделение между верховным Божеством и творцом мира - для гностицизм теологии. Призрачному спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает, благодаря пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало, и после Христова явления извлекается из него. Гностицизм. не знает «нового неба и новой земли»; с выделением высшего духовного элемента мир навеки утверждается в своей конечности и отдельности от Божества. С единством Бога и Христа отрицается в гностицизме и единство человечества. Род людской состоит из трех, по природе безусловно разделенных, классов: материальных людей, погибающих с сатаной - душевных праведников, пребывающих навеки в низменном самодовольстве, под властью слепого и ограниченного Демиурга, - и духовных или гностиков, восходящих в сферу абсолютного бытия. Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плирому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который к без того принадлежал к высшей сфере» (В.С.Соловьев. Гностицизм. - Собрание сочинений, Брюссель, 1966, т. X, с. 325-26).
Гностицизм умер более 15 веков назад. Сейчас мы видим настойчивые попытки реанимировать его. Увлечение давно отжившими идеями - признак нарастающего духовного недуга нашего времени. Гедонистическая цивилизация, заменившая традиционные ценности культом потребления и достижения удовольствий, становится все более враждебной христианству не только внутренне, но и внешне. Три десятилетия назад отец Серафим (Роуз) ясно видел симптомы этой тяжелой болезни: «Некоторые из недавних исследователей нашей современной жизни назвали молодежь сегодняшнего дня поколением «мне», а наше время «веком нарциссизма», характеризуемым поклонением себе и отображением самого себя, что мешает развиваться нормальной человеческой жизни. Другие говорят о «пластмассовой» вселенной или фантастическом мире, где сегодня живет такое огромное количество народа, неспособного стать лицом к реальности окружающего мира или приспосабливаться к ней, или обратиться к своим внутренним проблемам. Когда поколение «мне» обращается к религии, что очень часто встречается за последние десятилетия, то это обычно бывает какая-то «пластмассовая» или фантастическая форма религии «саморазвития» (где объектом поклонения остается «Я»), промывания мозгов и контроля мыслей, обожествленных гуру или свами, поиска НЛО и «неземных» существ, ненормальных духовных состояний и ощущений» (Приношение православного американца, М.,2003, с.11-12). Гностические «евангелия» вполне соответствуют этой настроенности. Они не требуют ни очищения от греховной скверны, ни отказа от эгоизма, ни напряженных духовных трудов, ни жертвенной христианской любви. Они удовлетворяют тщеславию и создают иллюзию духовной жизни.