Космический лифт и нанотехнологии. Космический лифт
С легкой руки физиков и фантастов идея космического лифта прочно засела в головах любителей космонавтики. Мало какое воображаемое будущее обходится без гигантской инфраструктуры, уносящей людей и грузы прямо на орбиту. Но будет ли создан космический лифт в реальном будущем? Как ни печально, но в этом есть большие сомнения.
Современная мода на разработку микро-, нано- и даже фемтоспутников массой менее 100 г связана не только с миниатюризацией электроники, но и с чисто экономическими причинами. Несмотря на то, что за десятилетия развития космической техники цена вывода грузов на околоземную орбиту упала на порядок, заметную долю стоимости космических миссий до сих пор составляет их доставка на место. Этот фактор серьезно тормозит всю космонавтику, превращая ее в удел лишь финансово обеспеченных организаций и закрывая путь массе разработчиков и исследователей.
Каждая ракета и каждый разгонный блок - изделие штучное, требующее месяцы, а то и годы производства - и притом одноразовое: проработав максимум десяток минут, они гибнут. Недаром и американская корпорация SрасеХ, и российские инженеры вовсю прорабатывают варианты создания хотя бы многоразовых первых ступеней - самых мощных и дорогих компонентов систем выведения. Таким проектом была разработанная в ГКНПЦ им. Хруничева «Байкал-Ангара» или проект SpaceX Grasshopper - приземляющаяся на «ножки» первая ступень для ракет семейства Falcon.
Но все это лишь полумеры: снизить стоимость полетов в космос требуется на порядок, а для этого уместнее не дорабатывать старые, а прорабатывать . И первым в их ряду будет, конечно, космический лифт, идея настолько же перспективная, насколько и простая.
Беспроблемная концепция космического лифта
Возьмите обычную веревку и быстро раскрутите вокруг себя - вот вкратце вся концепция космического лифта. Привязанный к Земле достаточно длинный и прочный трос, уходящий на околоземную орбиту, будет висеть вертикально как бы сам собой, за счет центробежной силы. Остается смонтировать на нем подъемную платформу - и можно отправляться в космос. К сожалению, на деле с реализацией простой идеи все обстоит далеко не так просто.
Пожалуй, самый знаменитый и активно развивающийся проект космического лифта пытается реализовать американский стартап LiftPort . Уже из названия его видно, что главной своей целью разработчики ставят даже не просто «космический», но «лунный» лифт, позволяющий наладить бесперебойное сообщение по линии Земля - Луна.
По расчетам специалистов компании, основная инфраструктура космического лифта должна быть привязана к плавучей морской платформе, которая обеспечит системе необходимую динамичность. Поднимающийся с нее трос будет достигать высоты порядка 100 тыс. км. Можно обойтись тросом и покороче, высотой «всего» около 35,5 тыс. км - главное, чтобы он достигал геостационарной орбиты, что позволит ему оставаться в вертикальном положении.
Таких нагрузок не выдержит даже самая прочная сталь, и чтобы трос космического лифта не разорвался под собственным весом, сделать его предлагается из углеродных нанотрубок, отличающихся и малым весом, и поразительной прочностью. Однако до сих пор производство нанотрубок длиной хотя бы несколько сантиметров остается неразрешенной технологической проблемой. Что уж говорить о километрах.
И даже если задача будет решена, графен и может не помочь.
Предполагаемая конструкция космического лифта
Основание. Подвижное позволит уклоняться от грозящих опоре троса природных катаклизмов. Стационарное удобнее в плане обеспечения лифта дешевой энергией.
Трос. Должен выдерживать как минимум свой собственный вес, вес сопутствующей инфраструктуры и центробежную силу. По расчетам, толщина его должна быстро нарастать с высотой, выходя на стационар.
Противовес. Это может быть масштабная «конечная станция» или привязанный к тросу астероид. Но если трос будет уходить за геостационарную орбиту, он будет удерживаться под собственной массой, а с конца его можно будет отпускать в полет дальние космические зонды.
Проблема первая - материал для космического лифта
Действительно, углеродные нанотрубки являются на сегодня едва ли не самым механически прочным материалом из всех известных человечеству. Сила бесчисленных sp2-связей между атомами углерода в одномерной, свернутой цилиндром кристаллической решетке невероятно высока. Но и этого недостаточно: по словам известного эксперта и футуролога Говарда Кита Хенсона (Howard Keith Henson), даже в самых оптимистичных расчетах прочность такого троса составит лишь около двух третей необходимой величины.
Хенсон считает, что сложность с нанотрубками состоит не столько в технологии, сколько в самой их структуре. Необходимо научиться производить не только длинные нанотрубки, но и идеальные, с «чистотой» не хуже чем у драгоценных камней. Иначе те самые sp2-связи, которые в графене связывают шесть атомов углерода, будут терять устойчивую конфигурацию и в местах дефектов станут охватывать 5 или 7 атомов, резко снижая прочность.
Инженер сравнивает это с зацепками на женских чулках: одно-единственное нарушение способно привести к «расползанию» всей структуры. И если до сих пор даже производство крупных, порядка сантиметровых размеров, бездефектных кристаллов остается нерешенной задачей, то будет ли она решена применительно к многокилометровым нанотрубкам? Если и будет - то не в обозримом времени, полагает Кит Хенсон. Трос космического лифта должен выдерживать до 100 МН/(кг/м), и, если даже углеродные нанотрубки достигнут такого уровня, они не должны содержать ни единого дефекта, иначе трос расползется еще до того, как мы попытаемся отправиться на нем в космос.
По некоторым оценкам, трос космического лифта должен иметь прочность более 130 ГПа. Для сравнения, кевлар достигает уровня 4 ГПа, прочнейшие виды стали - всего 5 ГПа. Теоретически, углеродные нанотрубки могут иметь прочность нужной величины (вплоть до 300 ГПа), однако на практике достигнуто лишь около 50 ГПа (и 99 ГПа в одном из экспериментов). При этом технологии изготовления длинных нанотрубок - а тем более плетения из них тросов - остаются в самом зачаточном состоянии.
Даже один из самых больших энтузиастов космических лифтов, физик Дэвид Аппель (David Appell), ведущий несколько связанных с этой темой проектов, как-то признался: «Можно ли быть уверенным, что когда-нибудь удастся создать из нанотрубок структуру размерами 100 тыс. км? К сожалению, ответить на этот вопрос пока не может никто».
Проблема вторая: колебания
Допустим, мы совершили прорыв и создали углеродные нанотрубки нужной длины, добились бездефектной структуры, сплели из них лифтовый трос и даже подняли его на нужную высоту. Что дальше? А дальше - рутинная жизнь с ее миллионом опасных деталей. Ведь такая конструкция неминуемо будет испытывать самые разнообразные воздействия, многие из которых грозят развалить все многотрудное сооружение.
Такие расчеты произвел чешский астрофизик Любое Перек (Lubos Perek), показав, что сочетание нескольких факторов - игры гравитационных сил со стороны Земли и Луны, давления частиц солнечного ветра и т.п. - может оказывать непредсказуемое воздействие на трос космического лифта. Перек выяснил, что игра этих сил способна заставить раскачиваться, вибрировать и закручиваться всю его громадную конструкцию.
Решением может стать размещение на критических участках троса специальных двигателей, которые, управляясь интеллектуальной компьютерной системой, будут компенсировать непредсказуемые воздействия среды. Но «чистота концепции» будет уже нарушена, а с ней под вопрос встанут и многие преимущества космического лифта. Двигатели нуждаются в топливе, регулярном уходе, ремонте и даже замене. Они не только затруднят движение по тросу, но и, видимо, заметно повысят стоимость эксплуатации лифта.
Но и это еще цветочки, ведь, как и всякая натянутая струна, трос космического лифта будет иметь собственную резонансную частоту внутренних колебаний. Помните историю, которую традиционно рассказывают на уроке о резонансе все школьные учителя физики, - как отряд солдат, маршируя по мосту, случайно «попал» в его резонансную частоту - и разрушил весь мост? Примерно то же угрожает и космическому лифту.
Чтобы предусмотреть и эту угрозу, на ряде участков троса потребуется установить узлы, демпфирующие опасные колебания.
А это снова дополнительное усложнение конструкции, новые инженерные проблемы и финансовые затраты... И если бы этим все ограничилось: на самом деле проблем у троса будет куда больше.
Чтобы сократить размеры троса, избавиться от его чрезмерного утолщения и опасностей нижних слоев атмосферы, основание лифта можно разместить на высотной - до 100 км - башне. В августе 2015 года канадская компания Thoth Technology Inc. даже запатентовала подобный проект
Башня ThothX Tower, которую планируют соорудить канадцы, должна достичь высоты пока умеренной - «всего-навсего» 20 км - и сможет питаться за счет энергии ветра, возникающего из-за разницы давлений у ее основания и на вершине. По расчетам инженеров, ее можно использовать и в качестве стартовой площадки для ракет позволяя существенно удешевить традиционные космические запуски. Проблема с башней лишь одна: проект неосуществим технологически.
Проблема третья: пассажиры космического лифта
Особенные трудности может создать... само перемещение груженого космического лифта по тросу. Как и все, что движется на вращающейся Земле под углом к оси ее вращения, груз будет испытывать влияние силы Кориолиса. Поднимаясь вверх, лифт будет отклоняться в противоположном вращению Земли направлении. Это воздействие также уже просчитано физиками.
По словам проведшего такую работу канадского ученого Аруна Мисры (Arun Misra), это влияние заставит лифт раскачиваться, как перевернутый неустойчивый маятник. В результате «пункт назначения» на орбите, в который будут прибывать люди и грузы, может оказаться не совсем там, куда они направлялись. Для вывода аппаратов на орбиту это совершенно неприемлемо.
Более того, вибрации, распространяющиеся вдоль троса, приведут к неравномерному движению «кабины», которая на одних участках будет замедляться, а на других-ускоряться, «подгоняемая» волнами. Разумеется, можно предложить ряд механизмов для компенсации и этого эффекта. Например, помочь может крайне медленный и осторожный, контролируемый подъем, который, по расчетам Аруна Мисры, займет несколько недель.
Другой вариант заключается в крайне точной координации движения одновременно многих кабин, которые будут взаимно компенсировать воздействия друг друга на трос. Но это снова усложнение и удорожание всей инфраструктуры. Кажется, идея космического лифта уже не выглядит такой привлекательной? Но подождите: мы еще не закончили.
Проблема четвертая: космический мусор
Не так давно орбита Международной космической станции была в какой уже раз скорректирована, чтобы уклониться от столкновения с очередным обломком космического мусора. С циклопической конструкцией лифта такое не пройдет: переместить ее будет практически невозможно. А между тем, проходя сквозь низкую околоземную орбиту и достигая геостационарной, он будет «подставляться под удар» и десятков работающих спутников, и тысяч обломков уже вышедших из строя аппаратов, ступеней ракет и разгонных блоков. Не забудем и про опасность встречи с метеоритами!
Избежать этого вообще вряд ли получится, и любой космический лифт должен быть изначально рассчитан на регулярные и опасные столкновения. Как этого добиться, также пока неясно: обломки космического мусора могут быть не так уж и велики, однако движутся они на огромных скоростях, при которых, говоря словами поэта, «песчинка обретает силу пули». Уже знакомый нам Говард Кит Хенсон подсчитал, что энергия таких ударов легко достигает уровня, который грозит попросту испарить несколько метров троса.
Не так уж и сложно оснащать все космические аппараты, орбиты которых грозят пересечься с тросом лифта, системами активного уклонения. Но как быть с уже работающими спутниками? А с космическим мусором? По имеющимся оценкам, его количество на орбите исчисляется несколькими тысячами тонн. И прежде чем мы начнем развертывание мегатроса для нашего суперлифта, в космосе придется прибрать.
В качестве одного из вариантов защиты предлагается установка на критических участках лифта мощных лазерных систем, работающих на манер «противовоздушной защиты» и уничтожающих мусор, грозящий столкновением. Но это - правильно! - означает новое усложнение и удорожание нашего замечательного проекта.
Проблемы пятая и шестая: износ космического лифта и радиация
Если вам показалось мало четырех ключевых проблем космического лифта, упомянем еще пару. Они не столь значительны, но также требуют внимания - и к решению обязательны.
Износ и коррозия. Под действием жестких факторов в атмосфере и агрессивной космической среде и трос лифта, и его детали будут неизбежно портиться. Необходимо предусмотреть варианты восстановления материалов, регулярного ремонта всей конструкции и ухода за ней.
Радиация. Путь космического лифта будет проходить не только в атмосфере, но и далеко за ее пределами. Не минет он и радиационных поясов Земли (в западной литературе их называют поясами Ван Аллена) - областей, где в огромном числе удерживаются захваченные магнитосферой планеты заряженные и высокоэнергетические частицы, в основном протоны и электроны. Внутренний радиационный пояс расположен на высоте порядка 4 тыс. км, внешний - 17 тыс. км, и любое путешествие людей через эти области чревато очень серьезной опасностью. Поэтому для пассажиров космического лифта обязательно должны быть предусмотрены меры радиационной защиты.
Но и это не все. Даже если мы установим в кабине лифта мощные экраны, блокирующие поток высокоэнергетических частиц, нас ждет другой спектр проблем, отнюдь не технологических.
Проблема седьмая: общество
Допустим, международная кооперация и лучшие умы человечества решат все озвученные сложности и космический лифт гордо вознесется над Землей, попирая суровую гравитацию. Колоссальное сооружение, разумеется, станет одним из ключевых символов прогресса, успеха и процветания западной, научноориентированной цивилизации. А значит, превратится в привлекательный объект для всех ее противников.
Разрушение космического лифта в результате террористических атак могло бы стать событием, которое и по масштабам, и по эффекту воздействия затмит все произошедшее 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и после этого. Гибель этой громадины будет серьезным ударом и в финансовом, и в самом прямом смысле: представьте себе неконтролируемое падение троса длиной в десятки тысяч километров и многотонной массы со всеми смонтированными на нем элементами... Неудивительно, что лифт должен быть стопроцентно защищен от всех возможных атак с суши и воздуха.
Кстати, именно эти соображения стали одной из важных причин, по которым наземную инфраструктуру космического лифта предлагается возвести на морской платформе, оборонять которую от самодеятельных террористов намного легче. Но и тут нас ожидают малопредсказуемые последствия - уже со стороны экологических активистов.
Их тревогу можно понять: как отмечают многие защитники планеты, большой масштаб грузовых перевозок вдоль лифтового троса чреват появлением у Земли намертво привязанной к ней дополнительной массы. Элементарные расчеты показывают, что при колоссальной длине троса это способно повлиять даже на скорость вращения планеты вокруг своей оси, замедляя его. Последствия такого влияния могут быть действительно непредсказуемы. И даже если мы замедлим Землю на несколько наносекунд, можно ждать самых яростных протестов «зеленых» - например, под лозунгами вроде «Сохраним угловой момент планеты!».
Без проблем: на Луне
Кажется, проблемы космического лифта неисчислимы и практически нерешаемы. Но что если перевернуть концепцию проекта в буквальном смысле с ног наголову?.. С таким предложением некоторое время назад выступил американский инженер и разработчик космической техники Джером Пирсон (Jerome Pearson). «Похоже, на Земле такой проект имеет мало смысла, - пишет он, - но Луна -это совершенно другое дело».
Конечно, под действием земного притяжения Луна не вращается вокруг своей оси, оставаясь повернутой к нам лишь одной своей стороной. Но в этом Джером Пирсон видит даже плюс, предлагая «закрепить» трос космического лифта, начинающегося на поверхности спутника, не за счет центробежной силы, а за счет гравитации Земли. Достаточно лишь утяжелить его дальний конец соответствующей массой: по расчетам Пирсона, при весе порядка 100 тыс. тонн такая конструкция позволит ежегодно доставлять на Луну в три-четыре раза больше грузов.
Кажется, идея не лишена смысла. Теоретически, «лунный лифт» не требует даже сверхпрочных материалов, не говоря уж о замечательной - почти идеальной - защищенности от террористических атак. Идею поддерживает и Кит Хенсон, который подсчитал, что для подъема 1000 тонн грузов системе потребуется работа средних размеров электростанции - всего на 15 МВт - и при этом она сможет доставлять их на расстояние до 190 тыс. км, на переходную орбиту к Земле.
Если человечество всерьез начнет разработку лунных ресурсов, возможно, проект весьма пригодится. Ну а пока на Земле космический лифт вряд ли возможен по технологическим причинам, с Луны же нам просто нечего возить в таких количествах. Похоже, лифт задерживается.
Please enable JavaScript to view theПросматривал сейчас научные задачи, за которые предлагают большое вознаграждение и наткнулся на такую, странную - протянуть трос в космос.
Впервые гипотетическая идея постройки такой конструкции, которая будет основана на применении троса, протянутого от поверхности планеты к орбитальной станции, была высказана ещё в 1895 году Константином Циолковским. С тех пор, не смотря на все достижения науки и техники, проект остаётся только на стадии идеи.
Сколько же призовой фонд этого проекта?
С 2005 года в США проходят ежегодные соревнования Space Elevator Games, организованные фондом Spaceward при поддержке NASA. В этих состязаниях существуют две номинации: «лучший трос» и «лучший робот (подъёмник)».
То есть для того, чтобы получить премию, вам совсем не нужно строить полностью рабочий космический лифт. Достаточно разработать идею подходящего троса или подходящего подъёмника и соорудить их прототипы. В 2009 году общий призовой фонд Space Elevator Games составлял $4 000 000.
А в чем такой интерес именно к этому методу подъема в космос? Можно подумать о дешевизне? Но обслуживать настолько сложную инфраструктуру, поднимать трос, ликвидировать обрыв - может статься дороже чем запустить ракету. А какую массу можно будет поднять по такому тросу? Не думаю что много, да и затраты энергии тоже надо учесть.
Вот какие идеи сейчас бродят в умах исследователей и конструкторов по поводу ЛИФТА В КОСМОС.
Лифты, которые могут перевозить людей и груз с поверхности планеты в космос, могут означать конец загрязняющим пространство ракетам. Но сделать такой лифт крайне сложно. Концепция космических лифтов была известна давным-давно и введена еще Константином Эдуардовичем Циолковским, но с тех пор мы даже ни на йоту не приблизились к практическому воплощению такого механизма. Элон Маск в твиттере недавно написал: «И, пожалуйста, не задавайте мне вопросы по поводу космических лифтов, пока мы не вырастим материал из углеродных нанотрубок длиной хотя бы в метр».
Элон Маск, по мнению многих, визионер нашего времени — пионер частного освоения космоса и человек, стоящий за идеей транспортной системы Hyperloop, способной перевозить людей из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско по металлической трубе всего за 35 минут. Но есть некоторые идеи, которые даже он считает слишком надуманными. В том числе и космический лифт.
«Это невероятно сложно. Я не думаю, что построить космический лифт — реалистичная идея», — заявил Маск в ходе конференции в MIT в прошлом октябре, добавив, что проще было бы построить мост из Лос-Анджелеса в Токио, чем лифт, который сможет вывозить материалы в космос.
Отправка людей и полезных грузов в космос в капсулах, которые тянутся вдоль гигантского кабеля, удерживаемого на месте вращением Земли, была показана в работах научных фантастов вроде Артура Кларка, но едва ли представлялась целесообразной в реальном мире. Получается, мы обманываем сами себя, и наших способностей недостаточно, чтобы решить эту сложнейшую техническую задачу?
Сторонники космических лифтов считают, что достаточно. Они считают химические ракеты устаревшими, рискованными, наносящими вред окружающей среде и пожирающими финансы. Их альтернатива — это, по существу, железнодорожная линия в космос: работающий на электричестве космический аппарат, движущийся от якоря на Земле по сверхпрочному тросу, связанному с противовесом на геостационарной орбите вокруг планеты. После ввода в эксплуатацию космические лифты могли бы доставлять полезный груз в космос всего за 500 долларов за килограмм, что несравнимо с 20 000 долларов за килограмм по нынешним расценкам.
«Эта феноменально эффективная технология могла бы открыть Солнечную систему для человечества, — говорит Питер Свон, президент Международного консорциума космического лифта. — Я думаю, первые лифты будут роботизированными, а уже через 10-15 лет мы сделаем от шести до восьми лифтов, которые будут достаточно безопасными и для того, чтобы возить людей».
К сожалению, такая структура должна быть не только в 100 000 километров длиной — больше чем окружность Земли в два раза, — ей также нужно поддерживать свой собственный вес. Пока на Земле нет никакого материала с такими свойствами.
Но некоторые ученые считают, что его можно сделать — и оно станет реальностью уже в течение этого века. Крупная японская строительная компания пообещала создать его к 2050 году. Американские исследователи, недавно разработавшие алмазоподобный материал из нановолокон, тоже полагают, что трос для космического лифта появится уже до конца века.
Конструкция такого невероятного сооружения будет основана на специальном тросе, сделанном из тонких и сверхпрочных углеродных нанотрубок. Этот трос будет иметь длину 96 тысяч километров.
По законам физики, центробежная сила вращения не даст упасть такому тросу, растягивая его по всей длине. В случае успеха, подъемник сможет перемещаться со скоростью 200 км/час, поднимая до 30 человек в кабине. На высоте 36 тысяч километров, которой лифт будет достигать за неделю, планируется остановка. На такую высоту лифт будет поднимать туристов, а исследователи и специалисты смогут подняться до самого верха.
Современные идеи космического лифта уходят корнями в 1895 год, когда Константин Циолковский вдохновился недавно построенной Эйфелевой башней в Париже и рассчитал физику постройки здания, уходящего в космос, чтобы космические аппараты можно было запускать с орбиты без ракет. В романе Артура Кларка 1979 года «Фонтаны рая» главный герой строит космический лифт с аналогичной конструкцией, представляемой сегодня.
Но как воплотить ее в реальность? «Мне нравится эпатажность этой идеи, — говорит Кевин Фонг, основатель Центра высотной, космической и экстремальной медицины при Университетском колледже Лондона. — Я понимаю, почему людям нравится эта идея, ведь если бы вы могли добраться до низкой околоземной орбиты дешево и безопасно, очень скоро внутренняя Солнечная система стала бы в вашем распоряжении».
Вопросы безопасности
Камень преткновения лежит в том, как построить такую систему. «Для начала она должна быть создана из пока не существующего, но прочного и гибкого материала с нужной массой и характеристиками плотности, чтобы поддерживать транспорт и выдержать невероятное воздействие внешних сил, — говорит Фонг. — Думаю, все это потребует серии самых амбициозных орбитальных миссий и космических прогулок на низкой и высокой околоземной орбитах в истории нашего вида».
Есть также проблемы безопасности, добавляет он. «Даже если бы мы могли решить существенные технические трудности, связанные со строительством такой штуки, вырисовывается страшная картина гигантского сыра с дырками, пробитыми всем этим космическим мусором и обломками наверху».
За последние 12 лет было представлено три детализированных рабочих проекта. Первый, опубликованный Брэдом Эдвардсом и Эриком Вестлингом в книге 2003 года «Космические лифты», предвидел перевозку 20 тонн полезного груза с питанием на основе земных лазеров по цене 150 долларов за килограмм и с ценой общего строительства в 6 миллиардов долларов.
Взяв эту концепцию за основу, дизайн Международной ассоциации астронавтов 2013 года уже обеспечил кабину защитой от погодных условий на первые 40 километров, а затем оснастил ее солнечными батареями. Транспортировка по этому плану стоит 500 долларов за килограмм, а строительство всей конструкции — 13 миллиардов долларов за первый проект (дальше всегда дешевле).
Эти предложения включают противовес в виде захваченного астероида на орбите Земли. Доклад МАА обозначает, что однажды этот пункт может стать возможным, но не в ближайшем будущем.
Плавающий якорь
Вместо этого, часть весом в 1900 тонн, которая должна поддерживать трос весом в 6300 тонн, может быть собрана из космических аппаратов и транспорта, которые доставляли трос в космос. Также она будет дополняться захваченными спутниками, которые перестали функционировать и остались болтаться на орбите в качестве космического мусора.
Они также предложили представить якорь на Земле плавучей платформой размером с большой танкер или авианосец рядом с экватором, поскольку это увеличило бы его пропускную способность. Предпочтительным местом является точка в 1000 километрах к западу от Галапагосских островов: ураганы, тайфуны и торнадо там считаются редкостью.
Корпорация «Обаяши», одна из пяти крупных строительных компаний Японии, в прошлом году представила планы на обустройство еще более надежного космического лифта, перевозящего роботизированные кары, оснащенные маглевными двигателями вроде тех, что используются на высокоскоростных железнодорожных путях. Они могли бы перевозить людей с необходимой прочностью троса. Такой дизайн обойдется в 100 миллиардов долларов по предварительным расчетам, но транспортировка будет стоить 50-100 долларов за килограмм.
Хотя препятствий, безусловно, много, единственный компонент, без которого строительство космического лифта будет невозможным сегодня, является сам трос, говорит Свон.
«Найти материал, из которого можно сделать трос, это основная технологическая проблема, — говорит он. — Все остальное ерунда. Мы уже можем все это сделать».
Алмазные тросы
Ведущим претендентом является трос, сделанный из углеродных нанотрубок, которые были созданы в лаборатории с пределом прочности на растяжение в 63 гигапаскаль — в 13 раз прочнее самой лучшей стали.
Максимальная длина углеродных нанотрубок неуклонно растет с момента их открытия в 1991 году. В 2013 году китайские ученые достигли уже полуметровой длины. Авторы доклада МАА предвещают длину троса из углеродных нанотрубок в километр к 2022 году, а к 2030 — необходимую для производства космического лифта.
Между тем в сентябре был представлен новый претендент на космический трос. Команда под руководством Джона Баддинга, профессора химии из Университета штата Пенсильвания, опубликовала работу в Nature, в которой рассказала, что создала сверхтонкие алмазные нановолокна, которые могут быть прочнее и жестче углеродных нанотрубок.
Команда начала со сжатия бензола атмосферным давлением в 200 000 атмосфер. Когда после этого давление медленно отпускали, атомы пересобирались в новую, чрезвычайно упорядоченную структуру, подобную тетраэдру.
Эти формы связались вместе, чтобы образовать сверхтонкие нановолокна, чрезвычайно похожие по структуре на алмаз. Хотя пока невозможно замерить их прочность напрямую из-за их размера, теоретические расчеты показали, что волокна могут быть прочнее и жестче, чем самые прочные синтетические материалы современности.
Снижение рисков
«Если бы мы могли научиться делать материалы на основе алмазных нановолокон или углеродных нанотрубок достаточно длинными и качественными, наука подсказывает, что мы могли бы начать строительство космического лифта сразу же», — говорит Баддинг.
Но даже если бы один из таких материалов оказался достаточно прочным, сборка и монтаж отдельных элементов космического лифта остается весьма проблемным мероприятием. Другие головные боли будут включать безопасность, сборку средств, удовлетворение интересов конкурирующих сторон и т. п. Свона, по крайней мере, это не пугает.
«Конечно, будут серьезные проблемы, как и у тех, кто строил первую трансконтинентальную железную дорогу, Панамский и Суэцкий каналы, — говорит он. — Потребуется много времени и денег, но, как и в случае со всеми великими предприятиями, справиться с препятствиями придется лишь однажды».
Даже Маск не может заставить себя дискредитировать эту идею. «Это явно не то, о чем можно говорить сейчас, — сказал он. — Но если бы кто-то переубедил меня, было бы здорово».
А некоторые ученые высказывают такие пять причин, из за которых такой лифт никогда не будет построен:
1. Нет достаточно прочного материала для троса
Нагрузка на трос может превышать 100 000 кг/м., так что материал для его изготовления должен обладать чрезвычайно высокой прочностью для устойчивости к растяжениям, и при этом очень низкой плотностью. Пока такого материала нет — не подходят даже углеродные нанотрубки, считающиеся сейчас самыми прочными и упругими материалами на планете.
К сожалению, технология их получения только начинает разрабатываться. Пока что удаётся получить крошечные кусочки материала: самая длинная нанотрубка, которую удалось создать — пара сантиметров в длину и несколько нанометров в ширину. Удастся ли когда-нибудь сделать из этого достаточно длинный трос, пока неизвестно.
2. Восприимчивость к опасным вибрациям
Трос будет восприимчив к непредсказуемым порывам солнечного ветра — под его воздействием он будет изгибаться, и это отрицательно скажется на стабильности лифта. В качестве стабилизаторов к тросу можно прикрепить микродвигатели, но эта мера создаст дополнительные трудности в плане технического обслуживания сооружения. Кроме того, это затруднит продвижение по тросу специальных кабинок, так называемых «альпинистов». Трос, скорее всего, вступит с ними в резонанс.
3. Сила Кориолиса
Трос и «альпинисты» неподвижны относительно поверхности Земли. А вот по отношению к центру Земли объект будет двигаться со скоростью 1 700 км/ч на поверхности и 10 000 км/ч на орбите. Соответственно, «альпинистам» при запуске надо придать эту скорость. «Альпинист» разгоняется в перпендикулярном тросу направлении, и из-за этого трос будет раскачиваться подобно маятнику. Одновременно с этим возникает сила, пытающаяся оторвать наш трос от Земли. Сила обратно пропорциональна величине прогиба троса и прямо пропорциональна скорости подъема груза и его массе. Таким образом, сила Кориолиса мешает быстро поднимать грузы на геостационарную орбиту.
С силой Кориолиса можно бороться, просто запуская одновременно двух «альпинистов» — с Земли и с орбиты, но тогда сила между двумя грузами будет растягивать трос ещё сильнее. Как вариант — мучительно медленный подъём на гусеничном ходу.
4. Спутники и космический мусор
За последние 50 лет человечество запустило в космос множество объектов — полезных и не очень. Или строителям лифта придётся всё это найти и убрать (что невозможно, учитывая количество полезных спутников или орбитальные телескопы), или предусмотреть систему, защищающую объект от столкновений. Трос — теоретически неподвижен, поэтому любое вращающееся вокруг Земли тело рано или поздно с ним столкнётся. Кроме того, скорость при столкновении будет практически равна скорости вращения этого тела, так что тросу будет причинён большой ущерб. Маневрировать трос не может, а протяжённостью обладает большой, поэтому столкновения будут частыми.
Как с этим бороться, пока не ясно. Учёные говорят о постройке орбитального космического лазера для сжигания мусора, но это уж совсем из области научной фантастики.
5. Социальные и экологические риски
Космический лифт вполне может стать объектом террористической атаки. Успешная подрывная операция нанесёт огромный ущерб и может вообще похоронить весь проект, так что одновременно с лифтом придётся выстраивать вокруг него и круглосуточную оборону.
Экологи же считают, что кабель, как ни парадоксально, может сместить земную ось. Трос будет жёстко закреплён на орбите, и любое его смещение наверху отразится на Земле. Кстати, представляете, что случится, если он вдруг оборвётся?
Таким образом, реализовать такой проект на Земле очень сложно. А теперь хорошая новость: это будет работать на Луне. Сила притяжения на спутнике куда меньше, а атмосфера фактически отсутствует. Якорь можно создать в поле силы тяжести Земли, и трос с Луны будет проходить через точку Лагранжа — таким образом, мы получаем канал связь между планетой и её естественным спутником. Такой трос при благоприятных условиях сможет переправлять на орбиту земли около 1000 тонн груза в сутки. Материал, конечно, потребуется сверхпрочный, но ничего принципиально нового изобретать не придётся. Правда, длина «лунного» лифта должна будет составить около 190 000 км из-за эффекта, названного Гомановской траекторией.
источники
Многим известна библейская история о том, как люди вознамерились стать подобными Богу и решили воздвигнуть башню высотой до небес. Господь, разгневавшись, сделал так, что все люди начали говорить на разных языках, и стройка остановилась.
Правда это или нет, сказать сложно, но спустя тысячи лет человечество снова задумалось над возможностью возведения супербашни. Ведь если удастся соорудить конструкцию высотой в десятки тысяч километров, то можно удешевить доставку грузов в космос почти в тысячу раз! Космос раз и навсегда перестанет быть чем-то далеким и недостижимым.
Дорогой космос
Впервые концепцию космического лифта рассмотрел великий русский ученый Константин Циолковский. Он предполагал, что если построить башню высотой 40 000 километров, то центробежная сила нашей планеты будет держать всю конструкцию, не позволяя ей упасть.
С первого взгляда, от этой идеи за версту пахнет маниловщиной, но давайте рассуждать логически. Сегодня большую часть веса ракет составляет топливо, которое тратится на преодоление земной гравитации. Разумеется, это сказывается и на цене запуска. Стоимость доставки одного килограмма полезного груза на околоземную орбиту составляет около 20 000 долларов.
Так что когда родные передают космонавтам, находящимся на МКС, варенье, можете не сомневаться: это самое дорогое лакомство на свете. Даже английская королева не может себе такого позволить!
Запуск одного шаттла обходился NASA в сумму от 500 до 700 миллионов долларов. Ввиду проблем в американской экономике руководство NASA было вынуждено закрыть программу космических челноков и отдать функцию по доставке грузов на МКС на аутсорсинг частным компаниям.
К проблемам экономическим добавляются еще и политические. Из-за разногласий по украинскому вопросу страны Запада ввели ряд санкций и ограничений против России. К сожалению, они коснулись и сотрудничества в космонавтике. NASA получило от правительства США приказ о заморозке всех совместных проектов, за исключением МКС. В ответ вице-премьер-министр Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не заинтересована в участии в проекте МКС после 2020 года и намерена переключиться на осуществление других целей и задач, таких как основание на Луне постоянной научной базы и пилотируемый полет к Марсу.
Скорее всего, Россия будет заниматься этим вместе с Китаем, Индией и, возможно, Бразилией. Следует отметить: Россия и так собиралась завершить работу в проекте, а западные санкции просто ускорили этот процесс.
Несмотря на столь грандиозные планы, все может остаться на бумаге, если не будет разработан более эффективный и дешевый способ доставки грузов за пределы земной атмосферы. На постройку все той же МКС было затрачено в общей сложности свыше 100 миллиардов долларов! Сколько «зеленых» потребуется для создания станции на Луне, даже страшно представить.
Космический лифт мог бы стать идеальным решением проблемы. Когда лифт заработает, стоимость доставки может упасть до двух долларов за килограмм. Но прежде придется основательно поломать голову над тем, как его построить.
Запас прочности
В 1959 году ленинградский инженер Юрий Николаевич Арцутанов разработал первый рабочий вариант космического лифта. Поскольку строить лифт снизу вверх невозможно из-за гравитации нашей планеты, он предложил сделать наоборот - строить сверху вниз. Для этого следовало запустить специальный спутник на геостационарную орбиту (около 36 000 километров), где он должен был занять позицию над определенной точкой на экваторе Земли. Затем начать на спутнике сборку тросов и постепенно опускать их по направлению к поверхности планеты. Сам спутник также играл роль противовеса, постоянно поддерживая тросы в натянутом состоянии.
Широкая общественность смогла подробно познакомиться с этой идеей, когда в 1960 году «Комсомольская правда» опубликовала интервью с Арцутановым. Интервью опубликовали и западные СМИ, после чего уже весь мир подвергся «лифтовой лихорадке». Особенно усердствовали писатели-фантасты, рисовавшие радужные картины будущего, непременным атрибутом которых являлся космический лифт.
Все специалисты, изучающие возможность создания лифта, сходятся во мнении, что главным препятствием к реализации этого замысла является отсутствие достаточно прочного материала для тросов. По расчетам, этот гипотетический материал должен выдерживать напряжение 120 гигапаскалей, т.е. свыше 100 000 килограммов на квадратный метр!
Прочность стали - приблизительно 2 гигапаскаля, у особо прочных вариантов - максимум 5 гигапаскалей, у кварцевого волокна - немногим выше 20. Этого просто чудовищно мало. Встает извечный вопрос: что делать? Развивать нанотехнологии. Самым перспективным кандидатом на роль троса для лифта могут стать углеродные нанотрубки. Согласно расчетам, их прочность должна быть гораздо выше минимальных 120 гигапаскалей.
На данный момент наиболее прочный образец смог выдержать напряжение в 52 гигапаскаля, но в большинстве других случаев они разрывались в диапазоне от 30 до 50 гигапаскалей. В ходе продолжительных исследований и экспериментов специалистам из Университета Южной Калифорнии удалось добиться неслыханного результата: их трубка сумела выдержать напряжение в 98,9 гигапаскаля!
К сожалению, это был единичный успех, к тому же с углеродными нано-трубками есть еще одна существенная проблема. Николас Пуньо, ученый из Туринского политехнического университета, пришел к неутешительному выводу. Оказывается, даже из-за смещения одного атома в структуре углеродных трубок прочность определенного участка может резко снизиться на 30%. И это все при том, что самый длинный полученный образец нанотрубки пока составляет всего два сантиметра. А если принять во внимание тот факт, что длина троса должна составлять почти 40 ООО километров, задача кажется просто невыполнимой.
Мусор и бури
Другая весьма серьезная проблема связана с космическим мусором. Когда человечество обосновалось на околоземной орбите, оно принялось за одно из своих самых любимых занятий - засорение окружающего пространства продуктами своей жизнедеятельности. В самом начале мы как-то не особо беспокоились по этому поводу. «Ведь космос бесконечен! - рассуждали мы. - Выбросишь бумажку, а она отправится дальше, бороздить просторы Вселенной!»
Тут-то мы и дали маху. Весь мусор и остатки летательных аппаратов обречены навечно наматывать круги вокруг Земли, захваченные ее мощным гравитационным полем. Не нужно быть инженером, чтобы догадаться, что произойдет, если один из таких мусорных «кусочков» столкнется с тросом. Поэтому тысячи исследователей со всего мира ломают свои умные головы над вопросом ликвидации околоземной свалки.
Также не совсем ясна ситуация с основанием лифта на поверхности планеты. Вначале предполагалось создать стационарное основание на экваторе для обеспечения синхронности с геостационарным спутником. Однако тогда не избежать пагубного воздействия на лифт ураганных ветров и прочих природных катаклизмов.
Потом появилась идея закрепить основание на плавучей платформе, которая могла бы совершать маневры и «обходить» бури стороной. Но в таком случае операторы на орбите и платформе будут вынуждены выполнять все передвижения с хирургической точностью и абсолютной синхронностью, иначе вся конструкции полетит в тартарары.
Не вешать нос!
Несмотря на все трудности и препятствия, лежащие на нашем тернистом пути к звездам, мы не должны вешать нос и забрасывать этот, вне всяких сомнений, уникальный проект в долгий ящик. Космический лифт - это не роскошь, а жизненно необходимая вещь.
Без него колонизация ближнего космоса станет занятием в высшей степени трудоемким, дорогостоящим и может растянуться на долгие годы. Есть, конечно, предложения разрабатывать антигравитационные технологии, но это уж слишком далекая перспектива, а лифт нужен в ближайшие 20-30 лет.
Лифт необходим не только для поднятия и спуска грузов, но и в качестве «мега-пращи». С его помощью можно запускать космические корабли в межпланетное пространство без затрат огромных объемов столь драгоценного топлива, которое в противном случае может быть пущено на разгон судна. Особый интерес вызывает идея использования лифта для очистки Земли от опасных отходов.
Допустим, отработанное ядерное топливо с АЭС можно помещать в герметичные капсулы, а затем прямой наводкой отправлять в сторону Солнца, для которого сжечь такую козявку - раз плюнуть.
Но, как ни странно, реализация такой затеи - вопрос, скорее, не экономики или науки, а политики. Нужно посмотреть правде в глаза - ни одна страна в мире не сможет самостоятельно осилить столь грандиозный проект. Без международного сотрудничества никак не обойтись.
В первую очередь, важно участие США, Евросоюза, Китая, Японии, Индии, Бразилии и, разумеется, России. Так что, как ни крути, придется сесть за стол переговоров и выкурить трубку мира. Поэтому, ребята, давайте жить дружно, и все у нас получится!
Адилет УРАИМОВ
В 21 веке лифты перестают быть просто механизмами, поднимающими грузы на определенную высоту. С увеличением скорости и грузоподъемности, лифты превращаются скорее в транспортные средства.
В пример можно предложить автомобильного гиганта из Японии, компанию Mitsubishi. Ее инженеры разработали лифт, способный подниматься на скорости в 60 км/ч. Но как вы сейчас убедитесь – и это не предел.
Безусловно, такие лифты предназначены для самых высоких зданий мира – небоскребов. И не имеет значения, в какой стране находится здание, главное, чтобы лифт работал. А каким еще образом можно поднять людей на высоту в 50 этажей? А в 100? Если скорость подъема останется прежней – то время будет течь невероятно медленно. Поэтому мощность лифтов увеличивается с каждым днем.
Лучшие в этом деле – японцы. Компания Obayashi Corporation, поразмыслив, объявила, что для нее небоскребы – далеко не предел. Инженеры компании создают лифт в космос. Время создания – около 40 лет. Скорее всего, к 2050-му году грандиозная постройка будет завершена.
Планируется сделать кабину в лифте максимально вместительной, дабы поднимать несколько десятков человек. Люди будут подниматься до того момента, пока не окажутся в космосе. Технологически это возможно. Ведь инженеры из Японии разработали специальный трос, сделанный из углеродных нанотрубок. Материал этот почти в два десятка раз крепче и прочнее, чем самая прочная в мире сталь, об этом можно посмотреть документальные фильмы онлайн. Причем лифт будет подниматься на скорости в 200 км/ч, что означает достижение высоты в 36 тыс. километров уже через неделю.
Сложно сказать, кто выделит деньги на подобный проект. Ведь разработки космического лифта ведутся уже долгие годы, начиная с теорий по этому поводу – в начале 20-го века.
Обычно столь амбициозные проекты берут в свои руки работники НАСА, однако у них сейчас, как и у США в целом, огромные проблемы в экономической сфере.
Потянут ли японцы такой мегапроект? Сможет ли он окупить себя и принести реальную прибыль? На эти вопросы мы ответить не сумеем. Однако сам факт, что японцы думают категориями в десятки лет вперед, в очередной раз напоминает нам о том, что планирование – это не самая сильная черта русского менталитета.
Пока в Японии так популяризируют науку – можно не опасаться за их технологический сектор, тесно связанный с маркетингом и экономикой, что в свою очередь питает науку.
Японцы построят лифт в космос к 2050 году
Это устройство будет способно доставлять людей и груз к космической станции, которая также появится в будущем
Японская компания Obayashi рассказала о своих планах построить лифт в космос к 2050 году. Японцы обещают, что он сможет подниматься на высоту 60 000 миль и доставлять людей и груз на космическую станцию, которая также появится в далеком будущем. Об этом сообщает ABC News.
Строители также гарантируют, что новый лифт будет безопаснее и дешевле космических шаттлов. В настоящее время отправка одного килограмма груза шаттлом стоит примерно 22 тысячи долларов. А научно-фантастическое устройство Obayashi сможет за эти же деньги перевезти до 200 килограммов.
Руководство строительной фирмы считает, что появление данной транспортной системы станет возможным с появлением углеродных наноматериалов. По словам одного из руководителей Obayashi Йожи Ишикавы, тросы лифта будет представлять собой футуристические нанотрубки, которые в сто раз прочнее тех, которые делаются из стали. Прямо сейчас мы не способны создавать длинные тросы. Мы пока можем делать 3-сантиметровые нанотрубки, но к 2030 году у нас все получится, сказал он, добавив, что лифт сможет всего за неделю доставлять до 30 человек к космической станции.
Obayashi полагает, что ее лифт произведет революцию в космических путешествиях. Компания привлекает к работе над этим проектом студентов со всех университетов Японии. Она также надеется на сотрудничество с иностранными учеными.
Японские лифты считаются одними из лучших в мире. Созданием самого скоростного лифта на Земле сейчас занимается также японская компания. Hitachi предоставит его одному из китайских небоскребов. Этот лифт будет способен развивать скорость до 72 километров в час и подниматься на высоту 440 метров, то есть до 95 этажа.
Лет пятьдесят назад люди считали, что к нашему времени космические полеты будут такими же доступными, как в их года поездки на общественном транспорте. К сожалению, эти надежды не сбылись. Но, возможно, уже в 2050-му году в космос можно будет добраться на лифте – концепт этого транспортного средства представила японская компания Obayashi Corporation.
Лифты бывают разные! Есть обычный лифт, есть лифт в ванной, есть лифт внутри аквариума, а компания Obayashi Corporation обещает через несколько десятилетий запустить лифт в космос! На самом деле, созданием подобных технологий занимается сразу несколько научных и инженерских групп по всему миру, курируемых космическим агентством NASA. Однако, по мнению японцев, процесс этот происходит очень медленно, поэтому в Obayashi Corporation решили заняться независимой от других разработкой космического лифта.
Главное достижение конкурсов от NASA заключается в том, что они доказали саму возможность создания космического лифта. Obayashi Corporation же обещает запустить это необычное транспортное средство уже к 2050-му году!
Этот лифт будет вести с Земли на космическую станцию, находящуюся на высоте 36 тысяч километров. А вот длина троса составит 96 тысяч километров. Нужно это для того, чтобы создать орбитальный противовес. В дальнейшем он может быть использован для продления маршрута лифта.
Новость Ученые готовы построить алмазный лифт в космос вы можете читать на ваших телефонах, iPad, iPhone и Android и других устройствах.
Ученые из Университета штата Пенсильвания обнаружили способ создания сверхтонких нанонитей из алмазов, которые идеально могли бы подойти для подъема космического лифта до Луны. Эксперты и ранее предполагали, что алмазные нанонити могут оказаться идеальным материалом для создания троса для лифта в космос.
Команда ученых, которой руководит профессор химии Джон Бэддинг, создавала для изолированных молекул бензола чередующиеся циклы давления в жидкой среде. Специалисты были поражены полученным результатом, когда атомы углерода собрались в упорядоченную и аккуратно построенную цепочку. Ученые создали нанонити в 20 тысяч раз меньше, чем человеческий волос. Однако именно алмазные цепочки могут являться самым прочным материалом на Земле.
Совсем недавно команда из Университета технологий Квинсленда в Австралии смоделировала макет алмазных нанонитей с помощью широкомасштабных молекулярно-динамических исследований. Физики пришли к выводу, что подобный материал в перспективе гораздо более гибкий, чем считалось ранее, если правильно подобрать молекулярную структуру.
Ученые предполагали, что удлинение алмазной нити может в итоге сделать получаемый материал весьма хрупким, но исследования доказали обратное. Поэтому нанонити из углерода имеют большие шансы для космического использования, в том числе и в качестве троса для лифта на Луну, концепция которого впервые была предложена еще в 1895 году.
Источники: spaceon.ru, www.bfm.ru, dlux.ru, news.ifresh.ws, mirkosmosa.ru
Хижина Прейзера – аномальная зона
Стражи подземного мира – проклятие гробниц
Скачки во времени
Ассасины: убийцы-смертники
Тиауанако
Станция с искусственной гравитацией
В России решено создать частную космическую станцию, которая будет иметь отсеки на основе искусственной гравитации. Все этапы ее строительства планируется...
Нло на иконах и фресках
В южной Югославии, в Косовской Метохии, между городками Печ и Джаковицы, стоит монастырь Дечаны. С помощью телеобъектива сделали фотографические снимки...
Игуасу – большая вода
Игуасу - один из великолепнейших водопадов мира. Находится он между Аргентиной и Бразилией. Основная его часть расположена со стороны...
Наблюдение НЛО
Попытки понять сущность НЛО предпринимаются постоянно, и среди различных направлений анализа неопознанных объектов особое место занимает время, в которое...
Кольская сверхглубокая скважина. Звуки из недр Земли
Кольская сверхглубокая скважина является самой глубокой в мире и достигает отметки 12262 м. Следующей по глубине должна была идти...
Дом с мансардой – мечта городского жителя
Практически каждый современный человек мечтает иметь свой собственный деревянный дом. Ведь натуральный материал, как никогда ценится в наше время. ...
Солнечный Таиланд
Отдых в Таиланде выбирает множество туристов из самых различных стран. Интереснейшим курортным городом является Паттайя. Он любим российским туристами, поэтому сервис...
Поверхностное натяжение воды
Удивительна схожесть структуры протоплазмы клетки и льда. Структура последнего идеально интегрируется со структурой биомолекул. Живые молекулы настолько органично вписываются в...
Забавно, но хвост у человека есть. До определенного периода. Известно, ...
По теоретическим расчётам представляются подходящим материалом. Если допустить пригодность их для изготовления троса, то создание космического лифта является решаемой инженерной задачей, хотя и требует использования передовых разработок и . НАСА уже финансирует соответствующие разработки американского Института научных исследований, включая разработку подъёмника, способного самостоятельно двигаться по тросу . Предположительно, такой способ в перспективе может быть на порядки дешевле использования ракет-носителей . В конце 2007 года японские ученые заявили о желании запустить на орбиту космический лифт [ ] .
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ КОСМИЧЕСКИЙ ЛИФТ, НАШ БИЛЕТ В КОСМОС!
✪ Космический лифт на Луну | Большой скачок
✪ В Канаде построят 20-километроый космический лифт
✪ Япония к 2050 году построит лифт в космос
Субтитры
Конструкция
Для сравнения, прочность большинства видов стали - около 1 ГПа, и даже у прочнейших её видов - не более 5 ГПа, причём сталь тяжела. У гораздо более лёгкого кевлара прочность в пределах 2,6-4,1 ГПа, а у кварцевого волокна - до 20 ГПа и выше. Теоретическая прочность алмазных волокон может быть немного выше.
Технология плетения таких волокон ещё только зарождается.
По заявлениям некоторых учёных , даже углеродные нанотрубки никогда не будут достаточно прочны для изготовления троса космического лифта.
Эксперименты учёных из Технологического университета Сиднея позволили создать графеновую бумагу . Испытания образцов внушают оптимизм: плотность материала в пять-шесть раз ниже, чем у стали, при этом прочность на разрыв в десять раз выше, чем у углеродистой стали. При этом графен является хорошим проводником электрического тока, что позволяет использовать его для передачи мощности подъёмнику в качестве контактной шины.
В июне 2013 года инженеры из Колумбийского университета США сообщили о новом прорыве: благодаря новой технологии получения графена удается получать листы, с размером по диагонали в несколько десятков сантиметров и прочностью лишь на 10 % меньше теоретической.
Утолщение троса
Космический лифт должен выдерживать по крайней мере свой вес, весьма немалый из-за длины троса. Утолщение с одной стороны повышает прочность троса, с другой - прибавляет его вес, а следовательно и требуемую прочность. Нагрузка на него будет различаться в разных местах: в одних случаях участок троса должен выдерживать вес сегментов, находящихся ниже, в других - выдерживать центробежную силу , удерживающую верхние части троса на орбите. Для удовлетворения этому условию и для достижения оптимальности троса в каждой его точке, толщина его будет непостоянной.
Можно показать, что с учётом гравитации Земли и центробежной силы (но не учитывая меньшее влияние Луны и Солнца), сечение троса в зависимости от высоты будет описываться следующей формулой:
A (r) = A 0 exp [ ρ s [ 1 2 ω 2 (r 0 2 − r 2) + g 0 r 0 (1 − r 0 r) ] ] {\displaystyle A(r)=A_{0}\ \exp \left[{\frac {\rho }{s}}\left[{\begin{matrix}{\frac {1}{2}}\end{matrix}}\omega ^{2}(r_{0}^{2}-r^{2})+g_{0}r_{0}(1-{\frac {r_{0}}{r}})\right]\right]}Здесь A (r) {\displaystyle A(r)} - площадь сечения троса как функция расстояния r {\displaystyle r} от центра Земли.
В формуле используются следующие константы:
Это уравнение описывает трос, толщина которого сначала экспоненциально увеличивается, потом её рост замедляется на высоте нескольких земных радиусов, а потом она становится постоянной, достигнув в конце концов геостационарной орбиты. После этого толщина снова начинает уменьшаться.
Таким образом, отношение площадей сечений троса у основания и на ГСО (r = 42 164 км) есть: A (r G E O) A 0 = exp [ ρ s × 4 , 832 × 10 7 m 2 s 2 ] {\displaystyle {\frac {A(r_{\mathrm {GEO} })}{A_{0}}}=\exp \left[{\frac {\rho }{s}}\times 4,832\times 10^{7}\,\mathrm {\frac {m^{2}}{s^{2}}} \right]}
Подставив сюда плотность и прочность для различных материалов и разного диаметра троса на уровне Земли, мы получим таблицу диаметров троса на уровне ГСО. Следует учесть, что расчет велся из условия, что лифт будет стоять «сам по себе», без нагрузки - поскольку материал троса уже испытывает растяжение от собственного веса (причем эти нагрузки близки к максимально допустимым для данного материала).
Материал | Плотность ρ {\displaystyle \rho } , кг÷м 3 | Предел прочности s {\displaystyle s} , Па | Толщина троса на уровне Земли | |||
---|---|---|---|---|---|---|
1 мм | 1 см | 10 см | 1м | |||
Сталь Ст3 горячекатаная | 7760 | 0.37·10 9 | 1.31·10 437 | 1.31·10 438 | 1.31·10 439 | 1.31·10 440 |
Сталь высоколегированная 30ХГСА | 7780 | 1.4·10 9 | 4.14·10 113 | 4.14·10 114 | 4.14·10 115 | 4.14·10 116 |
Паутина | 1000 | 2.5·10 9 | 0.248·10 6 | 2.48·10 6 | 24.8·10 6 | 248·10 6 |
Современное углеволокно | 1900 | 4·10 9 | 9.269·10 6 | 92.69·10 6 | 926.9·10 6 | 9269·10 6 |
Углеродные нанотрубки | 1900 | 90·10 9 | 2.773·10 -3 | 2.773·10 -2 | 2.773·10 -1 | 2.773 |
Таким образом, построить лифт из современных конструкционных сталей нереально. Единственный выход - искать материалы с более низкой плотностью и/или очень высокой прочностью.
Например, в таблицу включена паутина (паучий шелк). Существуют различные экзотические проекты по добыче паутины на «паучьих фермах» . В последнее время появились сообщения, что с помощью генной инженерии удалось внедрить в организм козы ген паука, кодирующий белок паутины. Теперь молоко геномодифицированной козы содержит паучий белок. Можно ли получить из этого белка материал, напоминающий паутину по своим свойствам, пока неизвестно. Но, по словам прессы, такие разработки ведутся
Ещё одно перспективное направление - углеволокно и углеродные нанотрубки . Углеволокно успешно применяется в промышленности уже сегодня. Нанотрубки обладают примерно в 20 раз большей прочностью, но технология получения этого материала пока не вышла из лабораторий . Таблица строилась из предположения, что плотность троса из нанотрубок такая же, как из углеволокна.
Ниже перечислены ещё несколько экзотических способов построения космического лифта:
Противовес
Противовес может быть создан двумя способами - путём привязки тяжёлого объекта (например, астероида , космического поселения или космического дока) за геостационарной орбитой или продолжения самого троса на значительное расстояние за геостационарную орбиту. Второй вариант интересен тем, что с конца удлинённого троса проще запускать грузы на другие планеты, поскольку он обладает значительной скоростью относительно Земли.
Угловой момент, скорость и наклон
Горизонтальная скорость каждого участка троса растёт с высотой пропорционально расстоянию до центра Земли, достигая на геостационарной орбите первой космической скорости . Поэтому при подъёме груза ему нужно получить дополнительный угловой момент (горизонтальную скорость).
Угловой момент приобретается за счёт вращения Земли. Сначала подъёмник движется чуть медленнее троса (эффект Кориолиса), тем самым «замедляя» трос и слегка отклоняя его к западу. При скорости подъёма 200 км/ч трос будет наклоняться на 1 градус. Горизонтальная компонента натяжения в невертикальном тросе тянет груз в сторону, ускоряя его в восточном направлении (см. диаграмму) - за счёт этого лифт приобретает дополнительную скорость. По третьему закону Ньютона трос замедляет Землю на небольшую величину, и противовес на существенно большую величину, в результате замедления вращения противовеса трос начнет наматываться на землю.
В то же время влияние центробежной силы заставляет трос вернуться в энергетически выгодное вертикальное положение [ ] , так что он будет находиться в состоянии устойчивого равновесия. Если центр тяжести лифта будет всегда выше геостационарной орбиты независимо от скорости подъёмников, он не упадёт.
К моменту достижения грузом геостационарной орбиты (ГСО) его угловой момент достаточен для вывода груза на орбиту. Если груз не высвободить с троса, то остановившись вертикально на уровне ГСО, он будет находиться в состоянии неустойчивого равновесия, а при бесконечно малом толчке вниз, сойдет с ГСО и начнет опускаться на Землю с вертикальным ускорением, при этом замедляясь в
сгоризонтальном направлении. Потеря кинетической энергии от горизонтальной составляющей при спуске будет передаваться через трос угловому моменту вращения Земли, ускоряя её вращение. При толчке вверх груз также сойдет с ГСО, но в противоположном направлении, то есть начнет подниматься по тросу с ускорением от Земли, достигнув конечной скорости на конце троса. Поскольку конечная скорость зависит от длины троса, её величина таким образом может быть задана произвольно. Следует отметить, что ускорение и прирост кинетической энергии груза при подъёме, то есть его раскручивание по спирали, будут происходить за счет вращения Земли, которое при этом замедлится. Данный процесс полностью обратим, то есть если на конец троса надеть груз и начать его опускать, сжимая по спирали, то угловой момент вращения Земли соответственно увеличится.
При спуске груза будет происходить обратный процесс, наклоняя трос на восток.
Запуск в космос
На конце троса высотой в 144 000 км тангенциальная составляющая скорости составит 10,93 км/с, что более чем достаточно, чтобы покинуть гравитационное поле Земли и запустить корабли к Сатурну . Если объекту позволить свободно скользить по верхней части троса, его скорости хватит, чтобы покинуть Солнечную систему . Это произойдёт за счёт перехода суммарного углового момента троса (и Земли) в скорость запущенного объекта.
Для достижения ещё больших скоростей можно удлинить трос или ускорить груз за счёт электромагнетизма.
На других планетах
Космический лифт можно строить и на других планетах. Причём чем меньше сила тяжести на планете и чем быстрее она вращается, тем легче осуществить строительство.
Можно также протянуть космический лифт между двумя небесными телами, которые вращаются друг вокруг друга и постоянно повёрнуты друг к другу одной стороной (например, между Плутоном и Хароном или между компонентами двойного астероида (90) Антиопа . Однако поскольку их орбиты не являются точным кругом, потребуется устройство для постоянного изменения длины такого лифта. Лифт в этом случае можно использовать не только для вывода грузов в космос, но и для «межпланетных поездок».
Строительство
Строительство ведётся с геостационарной станции. Один конец опускается к поверхности Земли, натягиваясь силой притяжения. Другой, для уравновешивания, - в противоположную сторону, натягиваясь центробежной силой. Это означает, что все материалы для строительства должны быть доставлены на геостационарную орбиту традиционным способом. То есть стоимость доставки всего космического лифта на геостационарную орбиту - минимальная цена проекта.
Экономия от использования космического лифта
Предположительно, космический лифт позволит намного снизить затраты на посылку грузов в космос. Строительство космических лифтов обойдётся дорого, но их операционные расходы невелики, поэтому их разумнее всего использовать в течение длительного времени для очень больших объёмов груза. В настоящее время рынок запуска грузов недостаточно велик, чтобы оправдать строительство лифта, но резкое уменьшение цены должно привести к расширению рынка.
Пока ещё нет ответа на вопрос, вернёт ли космический лифт вложенные в него деньги или лучше будет вложить их в дальнейшее развитие ракетной техники.
Однако лифт может быть гибридным проектом и помимо функции доставки груза на орбиту оставаться базой для других научно-исследовательских и коммерческих программ, не связанных с транспортом.
Достижения
В США с 2005 года проводятся ежегодные соревнования Space Elevator Games , организованные фондом Spaceward при поддержке NASA . В этих состязаниях существуют две номинации: «лучший трос» и «лучший робот (подъёмник)».
В конкурсе подъёмников робот должен преодолеть установленное расстояние, поднимаясь по вертикальному тросу со скоростью не ниже установленной правилами (в соревнованиях 2007 года нормативы были следующими: длина троса - 100 м, минимальная скорость - 2 м/с скорость которой нужно добиться 10 м/с). Лучший результат 2007 года - преодолённое расстояние в 100 м со средней скоростью 1,8 м/с.
Общий призовой фонд соревнований Space Elevator Games в 2009 году составлял 4 миллиона долларов.
В конкурсе на прочность троса участникам необходимо предоставить двухметровое кольцо из сверхпрочного материала массой не более 2 граммов, которое специальная установка проверяет на разрыв. Для победы в конкурсе прочность троса должна минимум на 50 % превосходить по этому показателю образец, уже имеющийся в распоряжении у NASA. Пока лучший результат принадлежит тросу, выдержавшему нагрузку вплоть до 0,72 тонны.
В этих соревнованиях не принимает участие компания Liftport Group, получившая известность благодаря своим заявлениям запустить космический лифт в 2018 году (позднее этот срок был перенесён на 2031 год). Liftport проводит собственные эксперименты, так в 2006 году роботизированный подъёмник взбирался по прочному канату , натянутому с помощью воздушных шаров. Из полутора километров подъёмнику удалось пройти путь лишь в 460 метров. В августе-сентябре 2012 г компания запустила проект по сбору средств на новые эксперименты с подъёмником на сайте Kickstarter . В зависимости от собранной суммы планируется подъём робота на 2 или более километров .
В LiftPort Group также заявляли о готовности построить экспериментальный космический лифт на Луне, на базе уже существующих технологий. Президент компании Майкл Лэйн утверждает, что на создание такого лифта может уйти восемь лет. Внимание к проекту заставило компанию поставить новую цель - подготовку проекта и сбор дополнительных средств на начало технико-экономического обоснования так называемого «лунного лифта». По словам Лэйна, сооружение такого лифта займет один год и обойдется в 3 миллиона долларов. На проект LiftGroup уже обратили внимание специалисты NASA. Майкл Лэйн сотрудничал с космическим ведомством США, работая над проектом космического лифта.
Схожие проекты
Космический лифт является не единственным из проектов, который использует тросы для вывода спутников на орбиту. Одним из таких проектов является Orbital Skyhook (орбитальный крюк). Skyhook использует не очень длинный, в сравнении с космическим лифтом, трос, который находится на околоземной орбите, и быстро вращается вокруг своей средней части. За счет этого один конец троса движется относительно Земли со сравнительно невысокой скоростью, и на него можно подвешивать грузы с гиперзвуковых самолётов. При этом конструкция Skyhook работает как гигантский маховик - накопитель вращательного момента и кинетической энергии. Достоинством проекта Skyhook является её реализуемость уже при существующих технологиях. Недостатком является то, что на запуск спутников Skyhook расходует энергию своего движения, и эту энергию будет необходимо как-то восполнять.
Идею космического лифта видят также в истории о Вавилонской башне , отображенной в шумерско-аккадской мифологии (en:Enmerkar and the Lord of Aratta) и Торе (Пятикнижие Ветхого Завета) .
Космический лифт в различных произведениях
- В книге Роберта Хайнлайна «Фрайди» используется космический лифт, названный «бобовый стебель »
- В фильме СССР 1972 года «Петька в космосе» главный герой изобретает космический лифт.
- Одно из знаменитых произведений Артура Кларка , «Фонтаны рая », основано на идее космического лифта. Кроме того, космический лифт фигурирует и в заключительной части его знаменитой тетралогии Космическая Одиссея (3001: Последняя одиссея).
- В сериале «Звёздный путь: Вояджер » в эпизоде 3.19 «Подъём» космический лифт помогает экипажу вырваться с планеты с опасной атмосферой.
- В игре Civilization IV есть космический лифт. Там он - одно из поздних «Больших чудес».
- В фантастическом романе Тимоти Зана «Шелкопряд» («Spinneret», 1985) упоминается планета способная производить суперволокно. Одна из рас заинтересовавшаяся планетой хотела получить это волокно именно для строительства космического лифта.
- В фантастическом романе Франка Шетцинга «Limit» космический лифт действует как основное звено политической интриги в ближайшем будущем.
- В дилогии Сергея Лукьяненко «Звёзды - холодные игрушки » одна из внеземных цивилизаций в процессе межзвёздной торговли поставила на Землю сверхпрочные нити, которые могли бы быть использованы для строительства космического лифта. Но внеземные цивилизации настаивали исключительно на использовании их по прямому назначению - для помощи при проведении родов.
- В фантастическом романе Дж. Скальци «Обреченные на победу» (англ. Scalzi, John. Old Man’s War ) системы космических лифтов активно используются на Земле, многочисленных земных колониях и некоторых планетах других высокоразвитых разумных рас для сообщения с причалами межзвёздных кораблей.
- В фантастическом романе Александра Громова «Завтра наступит вечность» сюжет построен вокруг факта существования космического лифта. Существует два устройства - источник и приемник, которые посредством «энергетического луча» способны поднимать «кабину» лифта на орбиту.
- В фантастическом романе Аластера Рейнольдса «Город Бездны» дается подробное описание строения и функционирования космического лифта, описан процесс его разрушения (в результате теракта).
- В фантастическом романе Терри Пратчетта «Страта» присутствует «Линия» - сверхдлинная искусственная молекула, используемая в качестве космического лифта.
- В фантастическом романе Грема Макнилла «Механикум» космические лифты присутствуют на Марсе и названы Башнями Циолковского
- Упоминается в песне группы Звуки Му «Лифт на небо».
- В самом начале игры Sonic Colors, можно видеть, как Соник и Теилз поднимаются на космическом лифте, чтобы попасть в Парк Доктора Эггмана.
- В книге