Возможно ли выучить во сне. Можно ли учиться во сне: четыре факта о том, как работает наша память
Запоминать информацию во сне — мечта любого школьника или студента. Помните это распространенное предэкзаменационное поверье: положить перед сном книжку под подушку, и гарантированы. Утром будете знать все, что там написано.
Конечно, этот метод запоминания никогда не срабатывал. Но, оказывается, есть несколько вещей, которые можно запомнить во сне.
Сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. В медленную фазу сна наши воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную, в которой они остаются еще какое-то время и не заменяются новыми.
Первые полтора часа самые важные: именно в это время происходит «расфасовка» событий дня. Во время описанных экспериментов ученые заметили, что люди, подвергавшиеся звуковому воздействию ночью, проводили больше времени в медленной фазе сна. Так что вы действительно можете улучшить кое-какие навыки во сне.
Запоминание информации во сне: учим иностранные слова
В недавнем эксперименте Томас Шрейнер и Бьорн Раш из Университета Цюриха предложили немецким студентам начать учить голландский язык с нуля. После повторения нескольких новых слов ученые разделили студентов на две группы и предложили им вздремнуть. Несколько часов первая группа прослушивала аудиозапись во сне, вторая же дремала в тишине.
Позже участников протестировали. Те, кто спал по аккомпанемент новых слов, переводили их лучше. Чтобы убедиться, что открытие было связано именно со сном, ученые собрали еще одну группу. Теперь, пока первая половина спала под колыбельную из новых слов, вторая гуляла по парку. И опять спящие гораздо лучше справились с финальным тестом.
Как вспоминать забытые вещи
В 2013 году исследователи попросили 60 здоровых взрослых людей поместить виртуальный объект на определенное место компьютерного экрана. Когда участники выбирали место и помещали туда объект, раздавался своеобразный звук. У каждого объекта была своя «стоимость» — баллы, которые участник мог бы получить за предмет на финальном тесте. Звуковой сигнал также различался, в зависимости от «стоимости».
Потом ученые провели два эксперимента, в каждом из которых некоторым волонтерам было предложено поспать полтора часа.
Во время первого перерыва участники спали без всякого звукового сопровождения, а во второй раз каждому из них был проигран звук, который раздавался при правильном размещении объекта на экране. При этом другая половина участников не спала, но мелодии звучали и для них тоже.
Неудивительно, что, поспав, люди забывали месторасположения объектов. Однако в их воспоминаниях что-то оставалось, если они прослушивали звуковое сопровождение, причем неважно, во сне ли или бодрствуя.
Интересно, что всем участникам проигрывался звук «дешевых» объектов, но участники, которые спали, смогли вспомнить местоположение большего числа предметов: один звук вызвал сразу несколько связанных воспоминаний.
Память и методы запоминания: подтягиваем музыкальные навыки
Если вы учите новую мелодию, прослушивание ее во сне может помочь вам лучше сыграть ее в следующий раз. Это выяснили ученые Северо-Западного Университета штата Иллинойс.
Они отобрали 16 волонтеров с совершенно различным музыкальным образованием и предложили им выучить две мелодии, нажимая на кнопки в нужный момент, — как это происходит в игре Guitar Hero.
Потом им предложили поспать полтора часа, на протяжении которых ученые включали одну из выученных ранее мелодий. Когда участники эксперимента проснулись, они могли лучше сыграть любую из двух композиций, но все допустили меньше ошибок при игре той мелодии, которую они слышали во сне, сами того не зная.
Особые воспоминания
Наш мозг использует целевой отбор, когда разбирает наши воспоминания за день и отделяет самые важные от тех, что менее важны. Те, которые мозг помечает как «важные», отправляются в долгосрочную память, остальные же быстро заменяются новыми. Но есть мнение, что эту систему можно «взломать».
Недавнее исследование Университета штата Иллинойс показало, что люди, которые слушали звук, связанный с их воспоминанием (даже не слишком важным), помогал запомнить его надолго. Сначала группу волонтеров попросили расположить иконки на компьютерном экране в определенные места. Машина была запрограммирована выдавать специальный звук каждый раз, когда объект помещался на свое место.
Иконка с кошкой мяукала, колокольчик издавал характерный звон и так далее. Потом участники отправлялись спать. Половине спящих проиграли звук некоторых иконок, другая половина спала в полной тишине.
Люди, которые прослушивали те или иные звуки во сне, лучше могли вспомнить расположение объектов. Звук одной иконки запускал сразу несколько связанных воспоминаний, как и в предыдущем опыте.
Результаты всех экспериментов сходятся в одном — память работает лучше не из-за посторонних звуков во сне, а просто из-за самого состояния сна. Этот вывод делает британский The Guardian.
Сон помогает уравновесить все, что было выучено до него, но запоминать во сне информацию, которой до засыпания в голове не было, невозможно. Так что накануне важных экзаменов не стоит мучить себя аудиоуроками, а лучше хорошенько выспаться.
В результате 30% из них просыпаясь, сообщали о том, что во сне они почувствовали укол, и практически в каждом случае им заранее снилось, что по каким-то причинам он сейчас произойдет. К примеру, одному из пациентов снилось, что у него берут кровь из пальца, а другой мог уколоться о розу и так далее. Во многих подобных снах мозг как будто заранее знал, что случится и лишь придумал во сне объяснения физическим ощущениям – именно это подтолкнуло исследователей к мысли, что во время сна его отдельные функции продолжают работать.
В рамках недавно проведенного исследования также было установлено, что во время сна мозг вполне исправно продолжает запоминать информацию. Для подтверждения данной гипотезы ученые взяли двух студентов музыкального колледжа и предложили им выучить большое музыкальное произведение. Учащиеся были подобраны таким образом, чтобы ключевым фактором запоминания для них было именно запомнить пьесу на слух. После нескольких часов репетиций, когда оба из студентов знали произведение примерно одинаково, исследователи отправили их спать. Во время ночного сна один из учащихся непрерывно прослушивал аудиозапись с произведением, в то время как другой просто спал.
В результате первый учащийся наутро смог сыграть произведение от начала и до конца с минимальным количеством ошибок, в то время как второму потребовалось еще четыре часа, чтобы продемонстрировать аналогичный результат. Аналогичные исследования были проведены и на рядовых студентах обычных колледжей. В среднем согласно статистике подобная практика помогала студентам на 30% лучше сдавать экзамены. Правда, в некоторых случаях студенты полностью проваливались, а в рамках отдельных исследований также ученые установили, что попытка запомнить определенный материал ночью, когда мозг должен отдыхать, чревата психическими расстройствами.
Для успешного применения метода рядом со спящим человеком ставится магнитофон, который повторяет информацию, предназначенную для запоминания. Для усвоения информации требуется внимание, которое обычно отсутствует в большей части сна. То есть, в ходе этого упражнения, хотя человек может рудиментарным образом слышать запись магнитофона, он не обращает на получаемую информацию внимания, достаточного для ее удержания в памяти. Вполне возможно, что феномен привыкания способствует тому, что человек не обращает внимания на звучащий голос, делая выбор в пользу отдыха. Это тот же механизм, который позволяет не обращать внимания на сильный храп лежащего рядом человека. Однако очевидно, что существует единственная фаза сна, во время которой становится возможным запоминание информации. Это - так называемая фаза быстрого сна или быстрого движения глаз, во время которой имеются условия, необходимые для усвоения новой информации. Однако в настоящее время можно с полной уверенностью заявить, что гипнопедия не только не является рекомендуемым методом, но даже не считается дополнительной формой для улучшения обучения.
Гиппокампальное перемещение
Итак, установлено, что сон оказывает помощь в закреплении материала, изученного во время бодрствования. Во время сна определенные биохимические процессы завершают процесс консолидации изученного материала, способствуя закреплению и интегрированию материала в системы памяти. Посредством перепроекции гиппокамп посылает кодированную информацию в наиболее сложные зоны мозга.
Когда человек учится, его организму требуется больше времени дня сна. Многочисленные исследования, например осуществленные Вудвортом и Шиосбергом, продемонстрировали, что период обучения, следующий после периода сна, улучшает результаты памяти. Если человек спит мало и его сон тревожен, несмотря на то что он может читать больше, он запомнит меньше информации. Возможно, новая эффективная стратегия заключается в просмотре вечером, перед сном, новой информации, которую нужно закрепить в своей памяти. Сон является насущной необходимостью, предназначенной не только для отдыха. Систематический недостаток сна влечет За собой расстройства памяти и изменения в характере.
Поэтому, для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов памяти, человеку, находящемуся в процессе учебы, следует уделять сну необходимое время. При этом просмотр изученного материала непосредственно перед сном облегчает интегрирование и закрепление в памяти изученного материала.
Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos (сон) и paideia (обучение).
Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.
Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.
Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.
Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.
По его теории, память человека наиболее восприимчива:
В последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.
В первые 60 минут после погружения в сон,
В последние 30 минут сна до пробуждения утром.
Профессор Близниченко предлагает следующую методику:
Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.
Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.
Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.
Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.
Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – женский.
Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30%. При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.
Эффективность гипнопедии:
Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:
По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».
Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.
Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.
Какую роль играет в этом учебном процессе сон?
Чтобы понять это, следует вспомнить информационную теорию сна, согласно которой,
Любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.
Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.
Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.
Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.
По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.
Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.
Если человек сокращает свой сон и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.
По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому младенцы так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.
Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и называет это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна, - считает Мэтью.
Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.
Доброго здоровья!
Ух, денек сегодня выдался. Работал практически с утра до вечера. Конечно, с перерывами, но всё же… Заработался.
Утром написал текст для сайта по теме строительства домов. Потом уделил время для некоторых технических моментов своего блога (потратил более 3-х часов). И затем снова тексты по строительству…
И вот сейчас (перед сном) решил написать этот пост. Хочу затронуть такой вопрос:
Реально ли научиться запоминать прослушиваемую во сне информацию?
Когда-то я прочитал статью о том, что вроде какие-то ученые доказали: человеческий мозг способен во сне воспринимать информацию. Якобы можно надеть наушники, запустить аудиоплеер и… получается своеобразное обучение во сне.
Имеется в виду не музыку слушать, а какие-нибудь обучающие лекции, аудиокниги…
Признаюсь: всё это мне сразу показалось сомнительным. После прочтения той статьи я подумал:
«Как можно запомнить прослушиваемую во сне информацию? Как? Ведь человек спит!»
Тем не менее, решил проверить. Несколько раз проводил такие эксперименты: перед сном включал свой плеер.
И что вы думаете? Утром просыпался - плеер на полу, наушники тоже непонятно где…
Но главное не это. Главное то, что прослушивание аудио во сне ничего мне не давало. Утром я ничего не мог вспомнить из того, что прослушивал во сне. Даже в полусонном состоянии толком не мог что-то запомнить, лишь какие-то обрывки фраз.
Несколько раз я пытался - ничего толкового не вышло.
Как же всё-таки некоторые люди проходят обучение во сне?
Может, стоит попробовать заснуть ДНЁМ с включенным плеером?
Такие вопросы у меня периодически возникали.
Попробовал лечь с включенным плеером днём. И… запомнил всё. Да, всё до тех пор, пока не заснул. Только засыпаю - ничего не помню. Помню лишь, что какое-то «бла-бла-бла» не давало мне нормально отдохнуть.)))
С тех пор прошло несколько месяцев.
И я вновь решил заняться прослушиванием аудио во сне
Да, сегодня решил продолжить свои эксперименты - устроить обучение во сне, попытаться запомнить хоть какую-то информацию.
Согласно результатам исследований ученых, таким образом можно успешно изучать иностранные языки. :)
В общем, запускаю свой плеер. А завтра напишу вам о своих результатах.
Спокойной ночи:)
…
Утро. Я проснулся.
Рассказываю.
Плеер искал долго. Каким-то образом он оказался… в пододеяльнике. Наушники - на полу. И левый наушник начал барахлить (где-то контакт пропадает). Видимо, во сне хорошо дернул за провод…
Запомнил ли я во сне прослушиваемое аудио?
Нет. Ничего я не запомнил. Всё то же самое…
И на этом точка. Больше я экспериментировать не буду. Иначе окончательно доломаю свой плеер.
Для себя сделал такой вывод: спать - значит спать .
И не нужно пытаться что-то там наверстать за счет времени, необходимого для сна. Нужно дать организму полноценно отдохнуть, восстановиться, набраться сил для следующего дня .
Это же касается и дневного сна. Чувствуешь, что нужно днём немного поспать? Значит - нужно поспать. Без всяких МР3-плееров!
А ученые пусть проводят свои исследования, что-то обнаруживают, доказывают… Им же нужно как-то зарабатывать деньги на жизнь.
Сергей Сокарп
P. S. А каково ваше мнение на этот счет? Напишите. Вы пробовали проходить подобное обучение во сне? Прослушивали какие-нибудь полезные аудиолекции? Получалось что-то запомнить?
» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».
В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» - наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.
Треть своей жизни мы спим. Многие пытались использовать это время, чтобы научиться чему-то полезному, прикладывая для этого минимум усилий.
Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал , что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.
Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол - это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.
Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.
Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?
В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).
С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.
Чему можно научиться во сне
Оказалось, что кое-чему мозг действительно может научиться, пока вы беззаботно сопите. В августе 2017 года в журнале Nature была опубликована французских психологов, которые проверяли способность человека запоминать звуки, услышанные в спящем состоянии. Выяснилось, что люди способны идентифицировать звуковые сигналы после пробуждения, хотя даже не осознавали, что слышали их ранее.
Учёные уточнили, что запоминание происходит только в фазе быстрого сна, когда мозг наиболее активен. Интересно, что память, напротив, формируется в фазе медленного сна. Получается, что во сне мозг выполняет сразу несколько функций: пока на часах у вашей кровати бегут стрелки, он выполняет то одну, то другую работу - и делает это настолько деликатно, что вы не имеете об этом ни малейшего понятия.
В 2012 году израильские исследователи выяснили, что у спящего человека можно сформировать определённые условные рефлексы - почти как в антиутопических фантазиях Олдоса Хаксли.
Пока испытуемые спали, учёные запускали различные звуковые сигналы, которые ассоциировались с определённым запахом. Если запах был неприятен, дыхание спящего становится менее глубоким. Вскоре для того, чтобы изменить дыхание, достаточно было одного лишь звукового тона. Это вполне можно назвать классическим примером павловского обусловливания (вспомните классические эксперименты с собаками).
Но интересно другое: реакция на звуки сохранялась даже после пробуждения. Всё это свидетельствует о том, что формирование рефлексов происходит на таком глубоком уровне, где нет потребности в действующем сознании. Выучить иностранный язык по такой методике у вас вряд ли получится - с тем же успехом вы могли бы попытаться научить разговаривать по-французски свою собаку.
В другом исследовании участники выучивали несколько гитарных пассажей с помощью инструмента, похожего на Guitar Hero. Вскоре после этого они ложились спать. Затем их просили воспроизвести выученную мелодию. В одной группе участники эксперимента просто спали; в другой они тоже спали, но делали это под звуки мелодии, которую до этого пытались выучить. Именно участники из этой группы справились с заданием существенно лучше, чем остальные.
В 2013 году психологи из университета Иллинойса выяснили, что во сне можно не только стать музыкальнее, но и потренировать пространственную память.
Находясь в бодрствующем состоянии, участники должны были переместить виртуальный предмет в определённое место на экране. Одновременно с этим раздавался характерный звуковой сигнал. Затем участники сделали полуторачасовой перерыв на сон. После пробуждения они попытались вспомнить, где находится виртуальный предмет. Участники из одной группы спали в тишине, а вот другие слышали тот самый звуковой сигнал - и они справились с заданием лучше.
Всё это звучит не слишком обнадёживающе: во сне можно учиться, но вряд ли чему-то серьёзному. Однако хороший сон всё-таки очень важен для обучения. Во сне мозг не усваивает почти ничего нового, зато эффективно перерабатывает уже имеющуюся информацию.
Утро вечера мудренее
Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом - самый верный способ на нём провалиться.
Исследования показали , что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются - так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.
Фаза глубокого сна обычно занимает вторую часть ночи. Поэтому, если вы спите меньше 6 часов, ваша память вряд ли будет работать в полную силу.
Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.
Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько - фаза глубокого сна. С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.
Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.
– VAndrey
Если вы действительно хотите освоить новый навык, вам стоит лечь спать сразу же после занятия. Невероятно, но если спать под музыку или при свете ароматической свечи, то можно лучше запомнить выученное в течение дня. Конечно, сон под музыку вряд ли заменит ночь зубрёжки, но определённую пользу он всё же может принести.
Хотя у ученых до сих пор нет полной картины процессов, происходящих в человеческом организме во время «обучения во сне», некоторые довольно эффективные методики такого сна уже применяются по всему миру.
Известно, например, что люди могут лучше запомнить местоположение какого-либо предмета, если во время сна они слушают мелодию, которую они слышали, когда клали этот предмет на место. Аналогичный приём может быть использован при изучении иностранных языков. Можно засыпать под аудиозапись со словами, изученными в течение дня.
Предполагается, что дальнейшие исследования позволят улучшить методику «учебного сна», позволяющую улучшить память и повысить обучаемость, но уже сейчас она нашла ряд практических применений.
1. Во сне можно учить иностранные слова
Недавно учёные проводили исследования в группе немцев, изучающих голландский язык с нуля. Группу разделили на две части. Участникам одной из них, пока они спали, включали аудиозапись с недавно выученными словами, причём не говорили им об этом. Вторая половина спала в тишине. Успехи в изучении новых голландских слов были выше в первой половине группы.
Чтобы убедиться, что данная методика эффективна именно за счёт того, что аудиозапись слушают во сне, была набрана третья группа испытуемых – они слушали новые слова во время прогулки. Результаты участников третьей группы уступили результатам участников первой.
В чём же секрет этого феномена? Наиболее убедительный ответ на этот вопрос заключается в следующем. Сон человека подразделяется на фазы, называемые периодами быстрого и медленного сна. Во время медленного сна мозг усиленно работает, сохраняя наши кратковременные воспоминания в область долговременной памяти.
В группе изучавших голландский язык были проведены исследования активности мозга с помощью энцефалографии. Результаты тех студентов, которые слушали аудиозаписи новых слов во сне, показали большую активность медленных волн.
Большая активность медленных волн, по мнению учёных, свидетельствует о более активных процессах запоминания новых слов.
2. Сон под музыку способствует обучению игре на музыкальных инструментах
Описанный метод эффективен не только для запоминания новых слов. Таким же образом можно запоминать и мелодии.
Недавно исследователи работали с группой людей, обучающихся игре на гитаре по методике, заимствованной из видеоигры Guitar Hero. После занятий участникам эксперимента предлагали поспать.
Участников не предупредили, что их разделили на две подгруппы. Участникам из первой подгруппы, пока они спали, играли ту же мелодию, которую они перед этим репетировали. Участники из второй спали в тишине. Затем участникам из обеих подгрупп предлагалось сыграть мелодии, которые они разучивали на последнем занятии. Результаты участников из первой подгруппы были существенно лучше, чем из второй, несмотря на то, что они не знали, что спали под музыку.
3. Прослушивание определённых звуков во сне способствует улучшению памяти
Мы забываем огромное количество информации, особенно часто даты и то, что кажется нам малозначительным. Наш мозг использует специальную систему маркировки, чтобы различать важную и несущественную информацию. Информация с пометкой «важно» сразу записывается в долговременную память. Воспоминания без этой пометки хранятся в кратковременной памяти и довольно быстро заменяются новыми.
Что делать, если что система маркировки не сработала и то, что для вас на самом деле важно, не попало в долговременную память?
Ученые недавно обнаружили, что люди, которые услышали какой-нибудь звук при запоминании даже того, что не показалось им важным, запоминали этот факт гораздо лучше.
Они исследовали группу добровольцев, участникам которой было предложено размещать иконки в определённых местах на экране компьютера. Компьютер был запрограммирован воспроизводить определенный звук, соответствующий каждой иконке, при её размещении. Так, при размещении значка с изображением кошки воспроизводилось мяуканье, а при размещении значка с изображением колокольчика – его звон. После этого участникам исследования предлагали вздремнуть. В то время как они дремали, ученые воспроизводили звуки, соответствовавшие некоторым значкам (как и в предыдущих исследованиях, добровольцы не знали, что это происходило).
Интересный факт: люди, которые слушали звуки, даже один из звуков, смогли лучше вспомнить все объекты. Другими словами, один звук вызывал различные воспоминания.
Результаты описанных исследований совпадают с результатами проведённых ранее, в которых ученые использовали запах вместо звука. Так, исследование 2007 года показало, что люди, вдыхавшие аромат розы во время учёбы, запоминали изученный материал лучше, если спали в помещении, наполненном тем же самым ароматом.