Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста Дид. игра «Магазин» Дид. игра «Закончи слово» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) . Дид. игра «Звуковое лото» Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой. Дид. игра «Угадай слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. Дид. игра «Путешествие в страну звуков» 1 вариант Цель: Развивать фонематический слух. Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять. 2 вариант Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух. Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона. 3 вариант Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги. Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д. Дид. игра «Автобус» Дид. игра «Подними нужную карточку» Цель: Развивать фонематический слух детей. Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места. Дид. игра «Ворота» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды) . Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук. Дид. игра «Слова – друзья» Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова. Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) . Дид. игра «Звуковые часы» Цель: Учить детей измерять длину слов. Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове. Дид. игра «Найди общий звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах. Дид. игра «Назови звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю. Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек. Дид. игра «Цветочки – лепесточки» Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного) . Дид. игра «Третий лишний» Дид. игра «Братцы – акробаты» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) . Дид. игра «Найди ошибку» Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука. Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) . Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч. Дид. игра «Назови слова» Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец». Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу. Я не бегаю к врачу, Я сама его (лечу) . Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную (лепили) . Как у нашей дочки Солнце светит очень ярко, Розовые (щечки) . Бегемоту стало (жарко) . Солнце светит очень ярко, Вдруг небо тучей затянуло, Бегемоту стало (жарко) . Из тучи молния (сверкнула) . А рядом бегемотики Я сегодня утром рано Схватились за (животики) . Умывалась из под (крана) . А слониха вся дрожа, Наша старшая сестра Так и села на (ежа) . Вяжет с самого (утра) . Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с (Тамарой) . Дид. игра «Назови последний звук слова» Цель: Развивать фонематический слух детей. Дид. игра «Найди домик 1» Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]) . Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Дид. игра «Найди пару» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце) Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.
тический слух
2. Закреплять русские народные сказки и главных действующих героев
3. Развивать умение работать в коллективе
4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу
Оборудование: мяч, дидактические карточки, шарики разной формы, ведерки, разрезная азбука, картинка с изображением Емели, мультимедийная установка
Ход занятия
1. Организация группы на работу
2. Актуализация знаний
Игра с мячом Назови последний звук в слове
Проблемная ситуация
Посмотрите, у меня на карточке записано слово(ЧАЩА), кто скажет сколько в нём букв? Звуков? А есть в слове звуки, которые мы не изучали?(щ)
Правильно, о звуке (Щ) мы с вами еще не говорили.
3. Изучение нового материала
Давайте попробуем все вместе дать характеристику звуку (Щ). Попробуйте его пропеть. (Он не пропевается. Значит, этот звук СОГЛАСНЫЙ).
Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок? (Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)
Молодцы! А еще звук (Щ) – всегда мягкий! Артем, как мы будем обозначать звук (Щ)? (Мы будем обозначать звук (Щ) кружком зеленого цвета.)
Молодцы! Характеристику звуку (Щ) дали правильную!
Ребята, послушайте внимательно и отгадайте мою загадку
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
Правильно, это Емеля. А кто помнит, как называется сказка, в которой Емеля - главный герой? (сказка называется “По щучьему ). Правильно, вспомните, кто помогал Емеле в этой сказке и исполнял все его желания? (Щука). Молодцы! Вот сегодня мы с вами попадем в гости к Емеле и щуке! А кто из вас помнит, какие волшебные слова произносил Емеля, перед тем, как загадать желание? (По щучьему велению, по моему хотению!). Правильно! Будем надеяться, что эти слова и нам сегодня помогут! По щучьему велению, по моему хотению вокруг себя повернись и в сказке очутись! А вот и наши сказочные герои – Емеля и щука. Сегодня мы вместе с Емелей познакомимся с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает.
Послушайте пословицы про щуку, как вы их понимаете?
Молодцы! Славно сегодня работаете! Емеле надо у вас поучиться! А отдыхать вы умеете? Давайте немножко отдохнем и расскажем небольшое стихотворение о щуке! (Стихи)
А теперь давайте вместе с нашими героями немного поиграем и узнаем у кого из вас самые внимательные ушки. Как только услышите слово со звуком (Щ) – хлопните в ладоши! По щучьему велению, по моему хотению глазки закрывай и играть начинай!
Игра: “Внимательные ушки”
слова: клещи, щетка, шоколад, щекотка, щипать, шашки, суп, щипцы, шея, зубы, чаща, вопрос, щука, калач, дрессировщик.
Молодцы! Справились с заданием! А теперь для вас следующая игра “Один - много”.
Игра: “Один - много”
(У меня щука, а у меня много щук; У меня плащ, а у меня много плащей. и т. д.)
Ребята, вы справились со всеми заданиями пора нам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Познакомимся с буквой, которая обозначает звук (Щ). Посмотрите, вот она. На что она похожа? (Ответы детей).
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну, что же!
4. Закрепление изученного материала
Вы запомнили, как выглядит буква Щ? Тогда попробуйте найти ее среди других букв. (Дети находят букву среди других букв разрезной азбуки). Молодцы! А теперь будьте внимательны! Емеля приготовил для вас хитрое задание! Посмотрите, сколько он принес для вас шариков! Шарики одинаковые или разные? (Разные) А чем шары отличаются друг от друга? (Они отличаются по цвету, форме и размеру.) Правильно. Слушайте внимательно задание. Вы должны найти шары одинаковые по форме, размеру и одинаковые по цвету и прочитать слова, которые у вам получатся.
Игра: “Собери шары” (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)
Прочитайте слова, которые у вас получились (щуки, щипцы, чаща, пища, овощи, щиты).
Ой! Ребята, пока мы с вами играли, Емеля приготовил для нас вот такие необычные ведра! Посмотрите на них внимательно – узоры на них какие – то интересные. А вы знаете, что они обозначают? (Они показывают место звука в слове)
Правильно! Давайте поможем Емеле разложить предметы, которые у нас нарисованы на картинках в нужные ведра. Только объясняйте, почему вы выбрали именно это ведерко.
Игра: “Разложи картинки”(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)
5. Рефлексия.(Итог)
Молодцы! Справились сегодня со всеми заданиями. Ну, а теперь нам пора прощаться с нашими героями. По щучьему велению, по моему хотению вокруг себя повернись и в детском саду очутись!
А какое задание Емели вам больше всего понравилось и почему?
Скажите, кому сегодня было сложно выполнять задания Емели? А кому нет?
Вам сегодня было интересно заниматься с Емелей? Пригласите ли вы еще его в гости?
Подготовительная группа
Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)
Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.
В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе. Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей.)
Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог воспитатель хлопает). (Ответы детей.)
Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.
Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ка».)
Игра «Найди свой домик»
Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец) .
По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу.
Дети меняются картинками, и игра повторяется.
Упражнение «Найди товарища»
На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.
Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный».
Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.
Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».
В игре принимают участие все дети.
Игра «Найди пару»
Детям раздается по одной картинке.
Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.
Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.
Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)
Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару.
Упражнение «Куда ударит молоточек? »
Воспитатель {вывешивая на фланелеграфе картинки: луна, ваза). Давайте назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше других: назовите его в слове «лунааа» {«а»). Я могу это слово сказать по-другому: «Лу-уна». Получилось слово «луна»? {Нет.) Назовите такой звук в слове «вааза». Послушайте, как по-другому я скажу слово: «вазаа». Правильно? {Нет.)
— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук) ; вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а».
— У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук.
Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.
Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Упражнение «Отгадай загадку»
Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной) .
Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)
Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.
Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.
Игра «Назови слово»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети.
Упражнение «Отгадай загадку»
На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам, объясняют, как они это сделали. На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая картинка — луна. Задание то же.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
Образовательная область «Коммуникация»
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Программное содержание
:
-
формировать умение называть слова с заданным звуком;
-
упражнять детей в умении выделять звук [ ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове;
-
формировать умение определять количество и последовательность слов в предложении.
-
совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей;
-
развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;
-
воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.
Оборудование:
Демонстрационный материал
: карты схемы, фишки, магнитная доска, схемы предложения.
Раздаточный материал
: карточки с цифрами от 1 до 5, карты схемы, фишки; смайлики.
Ход:
1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на столах.
2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.
- Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
- У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.
- Итак, ребята, за работу!
3. Работа по теме занятия.
-Ребята я сейчас буду произносить слова, а вы, если услышите слова со звуком Ч, хлопнете один раз в ладоши.
Чайник, цапля, журавль, качели, печь, заяц, часы, жук, пчела, обруч, дочь, ночка, ваза, чашка, речка.
Педагог берет на заметку тех детей, которые ошибаются, или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину): Он зеленый, попрыгучий
, совершенно неколючий
, на лугу весь день стрекочет
.
-А теперь вы придумайте слова со звуком ч.
-Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.
Синичка, синичка - воробью сестричка.
- Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.
-Послушайте загадку:
Что
за чудо
? Вот так чудо
:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо
по дороге,
голова торчит
да ноги.
(черепаха)
-Ребята определите, сколько в тексте загадки слов со звуком Ч. (5)
4. Физминутка
Если я произнесу звук С вы имитируете мытье рук. Если я произнесу звук З вы имитируете полет пчелы. Если я произнесу звук Ж вы имитируете полет жука.
5. Продолжение работы по теме занятия. Самостоятельная работа.
-Ребята, возьмите, пожалуйста, карты – схемы. Я буду читать вам слова со звуком ч, а вы должны определить место звука в словах:
Часы, ключ, ручка, калач, чай, дача, чайка, грач.
Дети, используя фишку, отмечают позицию звука в слове. Один ребенок выполняет работу у доски.
-Ребята на прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием предложение. Что же такое предложение?
- Предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
Сегодня мы продолжим работу по данной теме, и познакомимся со строением схемы предложения. Предложение состоит из слов, в конце каждого предложения ставится точка, восклицательный знак, если предложение полно призыва, восклицания, вопросительный знак, если в предложение есть вопрос и многоточие, если предложение не закончено. У каждого предложения есть основа и на письме она отмечается вот так
Каждое слово отмечается отдельной полоской ____ ____.
Эта схема обозначает, что в этом предложении три слова в конце стоит точка.
А теперь ребята давайте с вами попробуем придумать предложение по схеме (даются схемы с тремя, четырьмя, пятью словами).
Молодцы ребята.
6. Работа в тетради.
(если будет время)
7. Итог занятия. Рефлексия.
- Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?
- Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?
- Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!
- Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!