Картотека дидактических игр по развитию речи картотека по развитию речи (старшая группа) на тему. Конспект групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий "синонимы и антонимы" Синонимы и антонимы детям подготовительной группы
Надежда Греханина
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА .
Предмет - "Развитие речи".
Тема : «Слова-друзья» - 1 час.
Образовательная цель : создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья» .
Деятельностная цель : формировать способности детей к новому действию - применение в своей речи слов близких по значению.
Задачи :
- обучающие : учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;
- развивающие : развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
- воспитательные : воспитывать : умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах , коллективно.
Планируемый результат :знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.
Личностные действия : имеют интерес к изучению русского языка,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью товарищей; умеют строить устные высказывания в связи с изученным материалом,участвовать в диалоге с педагогом и детьми, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою,строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, извлекать полезную информацию из занятия , ориентироваться в своей системе знаний : задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии .
Основные понятия : слова-друзья (синонимы ) .
Словарная работа : улей, приятель.
Межпредметные связи : удивительный мир, физкультура, детская литература.
Ресурсы :
1. Дидактический материал : набор «Узнай настроение» .
2. Аудиозапись : весёлый детский смех, любая спокойная музыка.
3. Ноутбук, проектор, экран, колонки.
4. Пазлы : «Лиса» , «Заяц» .
5. Наклейки для детей .
Список используемой литературы :
1. Уроки для будущих первоклассников. О. С. Жукова. – М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят) ;
2. Развитие речи. Подготовка к школе . /Р. М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен» , 2009. (Серия «Дошкольное образование» ).
Тип урока :открытие нового знания.
Организация пространства : работа фронтальная, групповая , индивидуальная.
Методы : игровой, деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый.
Технологии : интерактивные, здоровьесберегающие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Цель этапа : включение в деятельность.
Приветствие детей . Позитивный настрой на работу.
Слайд 1. Организация занятия .
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели все учтиво.
Мы с улыбочкой вздохнём
И занятие начнём !
Слайд 2. Настроение детей .
Проверка готовности к занятию .
Прежде чем приступить к занятию , ребята, я хочу узнать ваше настроение.
У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее потопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. Дети входят в кабинет, здороваются и занимают свои места.
2. Стадия вызова.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа : определение содержательных рамок занятия .
Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
3. Постановка цели (целеполагание) .
Цель этапа : обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем) .
Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
Слайд 3. Автобус.
Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?
И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.
4. Актуализация знаний.
Цель этапа : организовать актуализацию действий для проблемного изложения нового материала.
Рассмотрите смайлики и определите их настроение.
Сердится.
Обижается.
Улыбается.
Радуется.
Смеётся.
Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…
(Трое детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)
Рассматривают смайлики, определяют их настроение.
А остальные проверяют их.
5. Открытие нового знания.
Цель этапа : построение проекта выхода из затруднения.
Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
Например :
большой человек - огромный человек – громадный человек;
Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
Слайд 6. Гулливер.
Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая.
Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
Слайд 7. Дюймовочка.
А вы помните, кто спас Дюймовочку?
Конечно, её друзья.
И у слов есть друзья.
Большой - огромный – громадный; маленькая - крошечная – малюсенькая - слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы » .
К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
Слайд 8. «Зайкина избушка» .
Давайте вспомним эту сказку
(«Зайкина избушка» ).
Слайд 9. Лиса обманщица.
Кого обманула лиса?
Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
Какая лиса?
Обманщица, врунья.
А кто зайке помог?
Слайд 10. Петушок.
Какой петушок?
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте : Человек бежит. Река бежит.
Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Слайд 11. Река.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
Как скучно звучало просто «река бежит» , и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Дети слушают, вспоминают сказки, называют героев сказок, называют слова-друзья.
Вспоминают сказку и находят ответ на вопрос.
Подбирают слова близкие по значению.
Физ. минутка
Слайд 12. Упражнение лодочка.
Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
6. Закрепление новых знаний.
Цель этапа
Словарная работа.
Слайд 13. Берёзовая роща.
Посмотрите, где мы оказались? В лесу.
Сделаем привал и послушаем коротенькую историю.
Слайд 14. Медвежата и улей.
Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей?
Слайд 15. Медвежонок и медведица.
Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным.
Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.
Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Физ. минутка
Слайд 16. Веселая разминка.
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!
«Закрепление новых знаний» .
Цель этапа : проверка понимания детьми нового материала.
Слайд 17. Зарядка для глаз.
В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Слайд 18. Пословица.
А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет.
Назовите слова-синонимы .
Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Знакомятся с новым словом.
Объясняют смысл пословицы, находят слова-друзья.
Зарядка для глаз.
Слайд 19. Зарядка для рук.
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
А теперь пришло время найти друзей.
Игра «Найди друзей» .
Слайд 20. Игра «Найди друзей» .
Поиграть хотите? Игра называется «Найди друзей» . К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
Нужны слова-друзья? Для чего?
Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Слайд 21. Лес.
Теперь не страшно идти по лесу.
А с кем мы встретились в лесу, вы сейчас узнаете. Для этого нужно разделиться на две группы и собрать из частей картинки. (Дети собирают лису и зайца.)
Слайд 22. Заяц и лиса.
Что у первой группы получилось ?
Что у второй группы получилось ?
Лиса и заяц друзья?
Нет, недруги и слова бывают недруги. На следующем занятии вы узнаете , какие это слова. Выбирают слова-друзья.
Делают вывод совместно с педагогом.
Из пазлов собирают животных : лису, зайца.
Работают в группах .
7. Подведение итогов занятия .
Рефлексия.
Вам понравилось путешествие?
С какими словами вы познакомились?
Назовите слова – друзья.
Слайд 23. Настроение.
Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому было грустно. Почему? - А теперь дети, которые были активными и внимательными, получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.
На занятии мне понравилось потому, что…
Мне было трудно потому, что…
Мне было грустно потому, что…
Я понял (а…
«Синонимы к словам» - Подберите к словам антенимы: широкий, твёрдый, старый, скучный, бесполезный, неряшливый. Заблудиться в трёх соснах - не суметь разобраться в чём-то простом.. Синонимы, антонимы и фразеологизмы. Лексика – 5 класс. Подберите синонимы к слову пляска. Вспомните слово, которое обозначает приспособление для спортивных занятий.
«Антонимы и синонимы» - Словарная работа. Скоро. Медленно, тихо. Скоро -. Быстро. Познакомиться с. Трпсо. Тема урока «Сравнение антонимов и синонимов». Кричит-(шумит, зовёт, молчит) Смеётся – (хохочет, плачет, грустит, смех). (Словарное слово). Пормсар. Минутка чистописания. Урок русского языка. 2 класс. Смелый, отважный, храбрость, бесстрашный.
«Словарь русского языка» - Завидовать - досадовать на чужую удачу; болеть чужим здоровьем. (В.И. Даль.). цЕмент бЕрежливо брАла каучУк. Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все! Цель работы: Григорий Богослов). Работа со словарем на уроках русского языка. квАртал осведомИться каталОг Агент. Старый друг лучше новых двух.
«Словарь» - Расшиперить - растопырить, раскорячить, расколоть оскалить зубы. Этимологичический словарь. В орфографическом словаре даются правила написания слов. Обращение к словарям является самым простым и эффективным путем. Орфографический словарь. Если знаешь части слова, то напишешь их толково. Алтын - монета в три копейки.
«Словарь эмоций» - Праздничная. Ласковая Мечтательная Светлая Прозрачная Задумчивая. Сказочная. Страшная. Веселая. Грустная. Озорная Радостная Забавная Шутливая. Важная Маршевая Победная Бесстрашная Решительная. Печальная Жалобная Тоскливая Обиженная. Волшебная Опасливая Встревоженная Беспокойная Загадочная Настороженная.
«Синонимы 2 класс» - Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Узнали, что сегодня понедельник. Чем похожи и чем различаются группы слов? Задуть, потушить, выключить, погасить задуть погасить выключить потушить. М. роз. Ребята, дети, малыши, детвора. Ребята строят ледяную горку. Чтобы дети много знали. Чтобы было не скучно Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.
Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.
Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.
Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.
Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.
Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".
Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.
Слова-неприятели для дошкольников
Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"
Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".
- комар маленький, а слон...;
- пушинка легкая, а камень...;
- горчица горькая, а сахар...;
- куст низкий, а дерево...;
- компот холодный, а суп...;
- сметана густая, а молоко...;
- ручеек узкий, река...;
- ночью темно, а днем...;
- сахар сладкий, а лимон…;
- ходят ногами, а бросают…;
- детский сад близко, а школа…;
- лента узкая, а пояс…;
- ручей мелкий, а озеро…;
- жаворонок поет, а ворона…;
- самолет летает высоко, а вертолет…;
- черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
- в кастрюле воды много, а в стакане…;
- покупатель покупает, а продавец...;
- летом жарко, а зимой …;
- утром завтракают, а в полдень …;
- соль солят, а сахаром …;
- дети отвечают, а воспитатель...;
- вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
- на дереве растут фрукты, а на грядке…;
- весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
- утром встают с кровати, а вечером...;
- небоскреб высокий, а избушка…;
- птицы летают, а змеи…;
- в полдень обедают, а вечером …;
- кино смотрит зритель, а книгу читает …;
- на улице грязь, а в доме…;
- ствол у дерева толстый, а веточка….
- карандаш рисует, а резинка...
Игра. Скажи наоборот
Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)
ночь -...; завтрак -…; вечер -...; враг -...; чистота -...; холод -...; война -...; трава - …; земля - …; движение - …; говорун - …; здоровье - ….; ум - ... |
войти -...; молчать -...; отдал -...; вставать -...; раздеться -...; поднимать -...; смеяться - …; включать-...; закрывать -...; приходить - …; появляться -…; есть - …. |
большой - ...; черный - ...; низкий -...; плохой - …; больной -...; старый -...; молодой - …; широкий -...; толстый -...; узкий - …; сложный - …; сухой-….; горький - ... |
Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.
Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.
Смысловые противоположности в стихах
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).
Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).
Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).
Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)
Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)
Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)
Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)
Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)
Поиск антонимов для школьников
- Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
- Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
- Предложите подростку тоже прочитать.
- Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
- Меняетесь ролями.
- Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
- Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
- Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
- Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.
Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.
Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.
Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами».
Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идёт и расширение словаря. Словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам. Начиная с младшего возраста нужно уделять внимание качественной стороне развития словаря.
Работа по обогащению словаря у детей с ОНР включает в себя следующие задачи:
Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности;
Формирование понятий;
Раскрытие многозначности слов;
Расширение запаса синонимов и антонимов;
Формирование правильного употребления слов в связной речи.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, наряду с занятиями широко использую и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления речевых навыков, полученных детьми на занятиях. В средней группе
учимся правильно понимать слова и употреблять их, расширяю активный словарь детей. В этой группе продолжаю работу по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяю вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами. В этой же возрастной группе вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью использую сравнение игрушек, предметов, лексические упражнения, словесные дидактические игры. Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек использую приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга».
В группах старшего возраста и в подготовительной ведущей задачей в развитии словаря
является:
- уточнение понимания смысла слов;
- активизации лексики.
В этих целях провожу лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5-7 минут на каждом занятии. Цель этих упражнений заключается в развитии у детей внимания к слову и умении точно употреблять слова в спонтанной речи. При проведении таких упражнений использую такой приём, как вопрос. Ставя вопрос учу детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.
У детей с ОНР отмечается бедность словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться- характерные особенности детей с ОНР.
Подробно останавливаясь на теме обогащение словарного запаса синонимами и антонимами, хочу напомнить что антонимы- это слова с противоположным значением или «слова-враги». Антонимы в силу своей полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работа над ними начинается раньше. Для развития умения употреблять и отбирать слова-антонимы я использую разные приёмы:
Отбор антонимов ("Назови лишнее слово»: тонкий, длинный, короткий, толстый, красный).
Подбор антонимов- глаголов, антонимов-прилагательных, к многозначным словам
(поднимается-спускается, горячий-холодный, грустный-весёлый, свежая газета-старая
газета, свежие яблоки-сушеные яблоки и т.д.)
Нахождение антонимов в загадках, отгадках (в сенокос горька, а в мороз сладка, что это
за ягода?). «Найди слова-неприятели в стихотворении»: Мы поссорились с подружкой и
Уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Нужно помириться нам.
Нахождение антонимов в пословицах: Не бойся врага умного, а бойся глупого; Знай больше,
а говори меньше.
Дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом…… Этот мальчик добрый, а
этот ……
Так же в работе с антонимами использую картинный материал. Данная работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, они являются и средством выразительности речи.
В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия.
Синонимы- слова разные по звучанию, но близкие по значению. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять наиболее подходящие слова, а главное избегать повторений. Дети-дошкольники с ОНР допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов. Эти ошибки связаны
:
С трудностями в выделении существенных признаков слов.
С недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.
С неустойчивостью связей внутри лексической системы языка.
С ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Характерная ошибка детей с ОНР- воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто воспроизводят прилагательное, а на прилагательное- наречие и т.д. Синонимы в речи часто используются для точного выражения мыслей, для выражения эмоциональной окраски, как способ связи соседних предложений в тексте.
При работе с синонимами использую такие приёмы,
как:
Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным словом.
Подбор синонимов к данному слову.
Упражнение «Подумай какое слово не подходит» (4 лишний)
Упр-е «Надо сказать по-другому», «Найди другое слово» «Скажи похоже», «Найди синоним» и
т.д.
Исходя из своего личного опыта, хочу сказать, что работа над синонимами доставляет детям с ОНР массу трудностей. Дети не могут придумать слова, расширить их значение. Для того чтобы работа была эффективной, использую картинки, предметы, игрушки, задания словесного характера.
Учу подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным в игре «Скажи похоже». Ребёнку даю платок и называю глагол (думать, открыть, зябнуть, шалить мчаться и т.д). Ребёнок отдаёт платок, называя глагол-синоним.
Предлагаю найти слова-синонимы в стихотворении:
Зябнет
осинка, дрожит
на ветру
Стынет
на солнышке, мёрзнет
в жару.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный
Значит дуб выносливый
, значит закалённый
.
Упражнение «Доскажи словечко».
Простое слово промежуток
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все…..антракт.
На время что-то прекратив,
Мы объявляем …перерыв
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим передышку
;
После урока непременно
Нужна ребятам…перемена
.
Все эти игры и упражнения я использую на логопедических занятиях, как подгупповых, так и на индивидуальных. Воспитатели используют их на занятиях лепкой, рисованием, конструированием, а также на развитии речи.
Тема: Синонимы
Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;
Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;
Учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.
Закрепление правильного произношения.
Ход занятия:
- Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный - …, уродливый - …, мизер - …, приятный - …, шоссе - …, автомобиль - …, ходики - …, колун - …, месяц - …, кобылка - …, бестолковый - ….
- Логопед объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение: Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём...
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».
3. Игра « Скажи по-другому».
У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).
Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
* * *
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это... (дом, жилище)
* * *
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то…(еда)
* * *
С подстриженной гривой
Скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (Конь, лошадь)
* * *
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
* * *
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас …(мороз, холод)
* * *
В прошлый раз был педагогом,
После завтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(артист, актёр).
* * *
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, верчу
Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)
* * *
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Побежит…(автомобиль, машина)
* * *
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
- «Подбери точное слово».
Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?
Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.
Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.
Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.
Незнайка : Девочка бежит. Река бежит. Вода (в фонтане) бежит. Кошка бежит.
Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.
Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.
Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.
- Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение ».
Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)
- Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).
Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)
Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».
Мальчик с меётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)
Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)
Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)
Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)
Даётся нравственная оценка действиям детей.
5. Физкультминутка.
А теперь мы разомнёмся,
Улыбнёмся, посмеёмся.
Наклоняйтесь ниже, ниже.
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь,
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите.
Потянитесь, потянитесь.
Вы, ребята, не устали?
Сели-встали! Сели-встали!
Все руками помахали
И на место побежали.
6. Игра « Что мы делаем - не скажем, а что делаем – покажем»
Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.
Действия:
думает (размышляет, соображает)
вертится (крутится, вьётся)
бросает (кидает)
опасается (боится, остерегается)
скачет (прыгает)
ест (кушает, питается)
глядит (смотрит, любуется, разглядывает)
спешит (торопится).
7. «Опиши предмет»
Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.
Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.
Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.
Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…
8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова, чтобы хорошенько описать своих героев.
Жил-был один маленьки й (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)
. Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).
9. «Расскажи и покажи». Речь с движениями.
Вролшебник-маг,
Знамя-флаг,
Щум-грохот,
Смех-хохот.
Хвала-одобренье,
Удача-везенье.
Силач-отлет.
Тайна-секрет.
Идти-шагать,
Плясать-танцевать.
Внезапно – вдруг
Товарищ-друг.
Здесь-тут.
Работа-труд.
10 Итог занятия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Составление предложений по 2 -3 опорным предметным картинкам.
Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;
Малыш – штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.