Ужасные болезни и эпидемии в средние века. Средневековая медицина
Средневековый период продолжался приблизительно одну тысячу лет, с пятого по пятнадцатый века нашей эры. Он начался с конца Классической античности, приблизительно в это время пала западная Римская империя, до начала развиия эпохи Возрождения и эры открутий. Средние века принято разделять на три периода: ранний, высокий и поздний. Ранний период Средневековья также известен как Темные века; многие историки, особенно эпохи Ренесанса, видели Средневековье как период стагнации.
Приблизительно в 500 году нашей эры орды готов, викингов, вандалов и саксов, коллективно упоминаемые как варвары, захватили большую часть Западной Европы, разбив ее на большое количество крошечных территорий, управляемых феодалами. Феодалы в прямом смысле владели своими крестьянами, известными как сервы. Такие владения не имели общественной системы здравоохранения, университетов или центров образования.
Научные теории и идеи практически не имели шанса на распространение, поскольку связь между феодальными владениями была достаточно плохой; единственным местом, где продолжали получать знания и изучать науку, оставались монастыри. Более того, во многих местах монахи являлись едиснственными людьми, умевшими читать и писать! В этот период многие научные и медицинские труды, наследие греческой и римской цивилизаций были утеряны.К счастью, большая часть данных трудов была переведена на арабский язык мусульманами Ближнещго Востока, книги хранились в исламских центрах обучения.
В Средние века политика, образ жизни, верования и мысли управлялись Римской католической церковью; большая часть населения верила в приметы и потусторонние силы. Общество в большей степени было авторитарным, а задать вопросы иногда было смертельно опасно. К концу десятого века, приблизительно в 1066 году, начались положительные изменения: в 1167 году был основан Университет Оксфорда, в 1110 году — Университет Парижа. Поскольку короли становились владельцами все большей территории, то увеличивалось их богатство, в результате чего их дворы стали своего рода культурными центрами. Также началось формирование городов, а с ними стала развиваться и проблема общественного здоровья.
Застой в медицине в Средние века
Большая часть медицинских знаний греческой и римской цивилизаций были утеряны, при этом качество знаний средневековых медиков было очень плохим. Католическая церковь не разрешала патологоанатомические исследования трупов, более того, в людях подавлялась любая творческая деятельность. Также не было каких-либо попыток поддержания общественного здоровья, большую часть времени феодалы воевали друг с другом. Авторитарная церковь заставляла людей слепо верить во все, что написал Гален, также поощрялось обращение к святым и Богу для излечения. Таким образом, многие верили, что любая болезнь является наказанием, посланным Богом, в результате чего даже не пытались ее лечить.
Однако, все же некоторые люди контактировали с мусульманскими врачами и учеными во время периода крестовых походов и даже уезжали на Восток получать знания. В 12-м веке большое количество медицинских книг и документов было переведено с арабского на европейские языки. Среди переведенных трудов был и «Канон медицины» Авиценны, который включал знания греческой, индийской и исламской медицины; его перевод стал одним из основных для изучения медицины в течение нескольких веков.
Средневековая медицина и теория жидкостей тела
Теория гумора, или человеческих жидкостей, зародилась еще в Древнем Египте, а затем была адаптирована греческими учеными и врачами, римскими, средневековыми исламскими и европейскими врачами; она превалировала вплоть до 19 века. Ее последователи верили, что жизнь человека определяется четырьмя жидкостями тела, гумором, которые влияют на состояние здоровья. Имено поэтому все четыре жидкости должны сосуществовать в балансе; данную теорию приписывают Гиппократу и его сподвижникам. Гумор также был известен как камбиум.
К четырем жидкостям относили:
- Черную желчь: она была связана с меланхолией, печенью, холодным сухим климатом и землей;
- Желтая желчь: она была связана с флегматизмом, легкими, холодным влажным климатом и водой;
- Флегма: она была связана с сангвиническим типом характера, головой, теплым влажным климатом и воздухом;
- Кровь: она была связана с холерическим темпераментом, желчным пузырем, теплым сухим климатом и огнем.
Согласно данной теории, все болезни были вызваны избытком или недостатком одного из гуморов, медики верили, что уровень каждого гумора постоянно меняется в зависимости от употребляемых продуктов питания, напитков, вдыхаемых веществ и рода деятельности. Дисбаланс жидкостей ведет не только к развитию физических проблем, но и к изменениям в личности человека.
Проблемы со здоровьем легких были вызваны наличием повышенного объема флегмы, в качестве лечения предлагали применения пиявок, поддержание специальной диеты и прием специфических лекарственных средств. Большая часть лекарственных средств произодилась из трав, которые чаще всего выращивались в монастырях, при этом каждый тип жидкости имел свои растения. Пожалуй, наиболее популярной средневековой книгой о траволечении можно признать «Книгу для чтения Эргеста», датированную 1400 годом и написанную на уэльском языке.
Европейские средневековые больницы
В средние века больницы в значительной мере отличались от современных больниц. Они были более похожи на хосписы или дома для престарелых; в них периодически проживали слепые, калеки, пилигримы, путешественники, сироты, люди с психическими заболеваниями. Их обеспечивали кровом и едой, а также некоторой медицинской помощью. Монастыри на всей территории Европы имели несколько больниц, обеспечивающих медицинскую и духовную помощь.
Старейшей больницей Франции является больница в Лионе, построенная в 542 году королем Жильбером Первым, старейшая больница Парижа была основана в 652 году 28-м епископом Парижа; старейшая больница в Италии была построена в 898 году в Сиенне. Старейшая больница Англии была основана в 937 году саксами.
Во время крестовых походов в 12 веке количество построенных больниц заметно увеличилось, причем строительный бум пришелся на 13 век в Италии; к концу 14 века во Франции было более 30 больниц, некоторые из них существуют до сих пор и признаны памятниками архитектурного наследия. Что интересно, эпидемия чумы в 14 веке привела к строительству еще большего количества больниц.
Единственным светлым пятном в периоде медицинского средневекового застоя, как ни странно, стала хирургия. В те времена операции проводили так называемые цирюльники, а не врачи. Благодаря частым войнам хирурги приобретали драгоценный опут. Так, было отмечено, что вино является эффективным антисептиком, его применяли для промывания ран и предотвращения развития инфекционного заражения. Некоторые хирурги считали гной плохим признаком, тогда как другие утверждали, чо таким образом организм выводит токсины.
Средневековые хирурги применяли следующие натуральные вещества:
- — корень мандрагоры;
- — опиум;
- — желчь дикого кабана;
- — болиголов.
Средневековые хирурги были хорошими экспертами во внешней хирургии, умели лечить катаракту, язвы и различные типы ран. Как показывают медицинские записи, они были способны даже проводить операции по удалению камней из мочевого пузыря. Тем не менее, никто не был осведомлен о связи плохой гигиены и риска инфекционного заражения, в связи с чем многие раны были смертельными из-за инфекций. Также некоторым пациентам с нейрологическими расстройствами, например, эпилепсией, просверливали отверстие в черепе, чтобы выпустить демонов.
Медицина эпохи Возрождения
Во время Ренесанса медицина, в особенности, хирургия, стала развиваться намного быстрее. Джироламо Фракасторо (1478-1553), итальянский врач, поэт и исследователь в области географии, астрономии и математики, предположил, что эпидемии могут быть вызваны патогенами внешней среды, которые передаются от человека к человеку при прямом или непрямом контакте. Также он предложил применять ртуть и масло гуайяко для лечения сифилиса.
Андреас Везалий (1514-1564 гг), фламандский анатом и врач, был автором одной из наиболее значимых книг по анатомии человека «De Humani Corporis Fabrica». Он вскрывал трупы и проводил тщательное изучение строения человеческого тела, оределяя детальную структуру тела. Развитие техники и книгопечатания в эпоху Возрождения сделало возможным издание книг с детальными иллюстрациями.
Уильям Гарвей (1578-1657 гг), английский врач, стал первым правильно описавшим круги кровообращения и свойства крови. Парацельс (Филипп Аурелий Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, 1493-1541 гг), немецко-швейцарский врач, астролог, алхимик, ботаник и в целом оккультист, стал первым применять минералы и химические соединения. Он верил, что заболевания и здоровье опираются на гармоничную связь человека и природы. Он также предположил, что некоторые болезни можно лечить при помощи химических соединений.
Леонардо да Винчи (1452-1519 гг) многими признан как неоспоримый гений, он действительно являлся экспертом во многих областях, включая живопись, скульптуру, науку, инженерию, математику, музыку, анатомию, изобретательство, картографию. Да Винчи не только умел воспроизвести мельчайшие детали тела человека, он также изучал механические функции костей и движения мышц. Да Винчи известен как один из первых исследователей биомеханики.
Амбуаз Паре (1510-1590 гг) из Франции известен как родоначальник современной патологоанатомии и хирургии. Он являлся личным хирургом королей Франции и был известен своими хирургическими знаниями и навыками, а также эффективным лечением ран, полученных на войне. Паре также изобрел несколько хирургических инструментов. Также Амбуаз Паре восстановил метод лигатуры артерий при ампутации, прекратив каутеризацию, что существенно повысило уровень выживаемости.
Во время эпохи Возрождения Европа начала торговые отношения со многими странами, что привело к воздействию на европейцев новых патогенов. Чума началась в Азии и в 1348 году поразила Западную и Средиземноморскую Европу, согласно историкам, в Италию ее завезли купцы, покинувшие Крым из-за военных действий. За шесть лет свирепствования чумы погибла почти одна треть населения Европы, что составило приблизительно 25 миллионов человек. Периодически чума возвращалась и последующие эпидемии возникали в нескольких местах вплоть до 17 века. Испанцы же в свою очередь привезли в Новый Свет свои смертельные для аборигенов заболевания: грипп, корь и оспу. Последняя за двадцать лет сократила население острова Эспаньола, который открыл Колумб, с 250 тысяч человек до шести тысяч человек. Далее вирус оспы пробрался на материк, где поразил цивилизацию ацтеков. По словам историков, более половины населения Мехико погибли к 1650 году.
Образование
Благодаря исторической науке миф о том, что в Средние века Европа переживала «темные времена» культурного упадка, оказался полностью развенчанным. Такое стереотипное понимание распространялось на все сферы общественной жизни. Concepture разбирается, как было налажено лечебное дело в Средние века.
Хорошее знание исторических фактов убеждает в том, что развитие западноевропейской цивилизации отнюдь не остановилось с наступлением эпохи, которую традиционно называют Средневековьем (V-XV вв.). Деятели культуры средневекового Запада, вопреки устоявшемуся мнению, не порывали «связь времен», а перенимали опыт античности и Востока и в итоге внесли свой вклад в развитие европейского общества.
В Средние века комплекс астрологических, алхимических и медицинских знаний был одним из важнейших направлений научного знания (наряду с физико-космологическим, оптическим, биологическим). Именно поэтому в распоряжении средневекового пациента были высококвалифицированные доктора, получившие образование в медицинских школах и университетах, и госпитали, где они могли получить уход и лечение (включая и хирургические операции).
На зарождение и развитие больничного дела в эпоху Раннего Средневековья во многом повлияла христианская идея благотворительности, которая реализовалась в заботе за старыми и больными членами общества. Здесь еще не преследовалась цель заниматься лечением недугов - целью было создание более комфортных условий жизни для неблагополучного населения.
Так появились первые госпитали (буквально - помещение для приезжих), которые не были госпиталями в современном понимании, а больше походили на приюты для оказания первой помощи бездомным больным. Зачастую это были специально отведенные помещения в соборах и монастырях.
В госпиталях не проводили лечение, а просто присматривали за людьми. Рост населения городов обусловил появление городских госпиталей, где забота о духовном здоровье сопрягалось уже с заботой и о физическом. Городские госпитали были похожи на современные больницы: они представляли собой общие палаты с кроватями, на которых размещались больные.
Потребность в медицинской помощи привела к открытию специальных рыцарских орденов с функцией медицинского обслуживания; например, орден Святого Лазаря занимался уходом за прокаженными, количество которых было довольно велико. Со временем лечебное дело стало светской практикой, а госпитали стали нуждаться в большем количестве специалистов. Подготовкой кадров занимались медицинские учебные заведения.
Чтобы стать врачом, средневековому студенту нужно было сначала получить духовное или светское образование, состоявшее из «семи свободных искусств», которые в свое время входили в систему античного образования. К моменту поступления в медицинское учебное заведение необходимо было освоить грамматику, риторику, диалектику, математику, геометрию, астрономию и музыку. Появлению высших школ Европа обязана Италии, где в IX веке уже функционировала Салернская врачебная школа и работала группа не только практикующих врачей, но и преподающих искусство врачевания.
Благодаря деятельности представителей школы города Салерно европейская медицина объединила в себе античную и арабскую традиции врачевания. Именно Салернская школа стала выдавать первые лицензии на занятие врачебной практикой. Обучение в этой школе длилось 9 лет и состояло из подготовительного курса, изучения медицины и врачебной практики. Студенты изучали анатомию и хирургию, оттачивая навыки на животных и человеческих трупах.
В стенах Салернской школы появились такие знаменитые трактаты, как «Хирургия» Роджера Салернского, «О природе человеческого семени» Абеллы, «О женских болезнях» и «О составлении лекарств» Тротулы, «Салернский кодекс здоровья» Арнольда, коллективный труд «О лечении заболеваний». Безусловно, средневековые врачи были хорошо осведомлены о строении тела, симптомах множества заболеваний, наличии четырех темпераментов. С XII века врачебные школы стали превращаться в университеты.
Средневековый университет обязательно имел в своей структуре медицинский факультет. Медицинский факультет (наряду с юридическим и теологическим) был одним из высших факультетов, на которые студент имел право поступить только после окончания подготовительного факультета. Получить степень магистра медицины было очень непросто, и половина поступающих не справлялась с этой задачей (принимая во внимание, что абитуриентов было и так не очень много). Теория медицины преподавалась студентам на протяжении 7 лет.
Как правило, университет не зависел от Церкви, представляя собой автономную организацию, имеющую свои законы и особые права. Прежде всего, это отразилось на разрешении проводить вскрытие трупов, что с христианской точки зрения было тяжелым грехом. Однако университеты добились разрешения на анатомирование, результатом чего стало открытие в 1490 году в Падуе анатомического театра, где посетителям демонстрировалось устройство человеческого тела.
В средневековой Европе термин «медицина» употреблялся по отношению ко внутренним болезням, специфику которых изучали студенты-медики по книгам античных и арабских авторов. Эти тексты считались каноническими и буквально заучивались студентами наизусть.
Самым большим минусом был, конечно же, теоретический характер медицины, не позволяющий применять знания на практике. Однако в некоторых университетах Европы врачебная практика была обязательным компонентом обучения. Образовательный процесс таких университетов и спровоцировал рост госпиталей, где студенты лечили людей в рамках практики.
Алхимические знания западноевропейских врачей послужили толчком к развитию фармацевтики, оперирующей огромным количеством ингредиентов. Через алхимию, которую часто называют лженаукой, медицина пришла к расширению знаний о химических процессах, необходимых для создания действенных лекарственных средств. Появились трактаты о свойствах растений, о ядах и т. п.
Хирургическая практика в период классического Средневековья в основном ограничивалась удалением мозолей, кровопусканиями, заживлением ран и другими незначительными вмешательствами, хотя имелись примеры ампутаций и трансплантаций. Хирургия не была основной дисциплиной в университетах, ей обучали непосредственно в госпиталях.
Потом хирурги, коих было немного, объединялись в своеобразные цеха для ведения врачебной деятельности. Актуальность хирургии позднее возросла в связи с переводом арабских текстов и многочисленными войнами, оставляющих множество людей искалеченными. В связи с этим стали практиковаться ампутации, лечение переломов, обработка ран.
Одной из самых печальных страниц в истории средневековой медицины, без сомнения, можно назвать ужасные по масштабу вспышки инфекционных болезней. На тот момент медицина оказалась недостаточно развитой, чтобы противостоять чуме и проказе, хотя определенные попытки были сделаны: в практику входит карантин, открываются лазареты и лепрозории.
С одной стороны, средневековая медицина развивалась в тяжелых условиях (эпидемии чумы, оспы, проказа и др.), с другой же - именно эти обстоятельства способствовали революционным изменениям и переходу от медицины Средневековья к медицине Возрождения.
Статья Девида Мортона . Внимание : не для слабонервных !
1. Хирургия: негигиенично, грубо и ужасно болезненно
Не секрет, что в Средние века лекари имели очень скудное представление об анатомии человеческого тела, и больным приходилось терпеть ужасную боль. Ведь об обезболивающих и антисептических средствах знали мало. Словом, не лучшее время, чтобы стать пациентом, но... если Вы цените свою жизнь, выбор был не велик...
Чтобы облегчить боль, Вам пришлось бы сделать себе что-нибудь еще более болезненное и, если Вам повезет, Вам станет лучше. Хирургами в раннее Средневековье были монахи, ведь у них был доступ к лучшей на то время медицинской литературе — чаще всего написанной арабскими учеными. Но в 1215 г. папа римский запретил монашеству практиковать медицину. Монахам пришлось учить крестьян выполнять не особо сложные операции самостоятельно. Фермерам, чьи познания в практической медицине ранее сводились максимум к кастрации домашних животных, пришлось учиться выполнять кучу различных операций — от вырывания больных зубов до операций с катарактой глаз.
Но был и успех. Археологи на раскопках в Англии обнаружили череп крестьянина, датированный примерно 1100 годом. И по видимому его владельца ударило чем-то тяжелым и острым. При более тщательном осмотре обнаружилось, что крестьянину сделали операцию, которая спасла его жизнь. Ему сделали трепанацию — операцию, когда в черепе просверливают дырочку и через нее вынимают осколки черепной коробки. В следствии чего давление на мозг ослабло и мужчина выжил. Можно только догадываться как это было больно! (Фото из Википедии: Урок анатомии)
2. Белладонна: сильное обезболивающие с возможным летальным исходом
В Средние века к хирургии прибегали только в самых запущенных ситуациях — под нож или смерть. Одна из причин этого в том, что действительно надежного обезболивающего средства, способного облегчить мучительную боль от суровых резательно-рубительных процедур, просто не существовало. Конечно можно было достать какие-то непонятные зелья облегчающие боль или усыпляющие на время операции, но кто знает что подсунет вам незнакомый торговец снадобьями... Подобные зелья чаще всего представляли собой варево из сока различных трав, желчи кастрированного кабана, опия, белины, сока болиголова и уксуса. Этот «коктейль» подмешивали в вино прежде чем дать пациенту.
В английском языке времен Средневековья существовало слово, описывающее обезболивающее - «dwale » (произносится как dwaluh ). Слово это означает белладонна .
Сок болиголова сам по себе мог запросто привести к смертельному исходу. «Обезболивающее» же могло ввести пациента в глубокий сон, позволив хирургу заняться своим делом. Если им сильно переборщить, то пациент мог даже перестать дышать.
Парацельс, швейцарский медик, был первым, кто додумался использовать эфир как обезболивающее средство. Тем не менее, эфир не получил широкого признания и использовали его не часто. Снова применять его начали 300 лет спустя в Америке. Парацельс также использовал лауданум - настойку опия, чтобы облегчить боль. (Фото pubmedcentral : Белладонна — старо-английское обезболивающее)
3. Колдовство: Языческие ритуалы и религиозная епитимья как форма лечения
Ранняя Средневековая медицина чаще всего представляла собой гремучую смесь язычества, религии и плодов науки. С тех пор как церковь получила больше власти, проведение языческих «ритуалов» стало наказуемым преступлением. Среди таких наказуемых преступлений, возможно, было и следующее:
«Если целитель, приближаясь к дому, где лежит больной, увидит рядом лежащий камень, перевернет его, и, если он [целитель] увидит под ним какое-нибудь живое существо — будь то червь, муравей иль другая тварь, то целитель может с уверенностью утверждать, что больной выздоровеет.» (Из книги «The Corrector & Physician», англ. «Напривитель и медик»).
Пациентам когда-либо контактировавшими с больными бубонной чумой советовали провести епитимью — заключалась в том, что Вы признаетесь во всех своих грехах после чего произносите0 молитву, предписанную священником. Кстати говоря, это был самый популярный способ «лечения». Больным говорили, что, возможно, смерть пройдет стороной, если они правильно признаются во всех своих грехах. (Фото motv)
4. Хирургия глаз: болезненно и грозит слепотой
Операция по удалению катаракты в Средние века обычно предполагала наличие какого-либо особо острого инструмента, например, ножа или большой иглы, которым протыкали роговицу и пытались вытолкать хрусталик глаза из образовавшейся капсулы и вытолкать ее вниз к нижней части глаза.
Как только мусульманская медицина получила широкое распространение в средневековой Европе, техника проведения операций над катарактой была улучшена. Для извлечения катаракты теперь использовали шприц. Нежелательную затуманивающую зрение субстанцию просто высасывали им. Полый металлический подкожный шприц вставляли в белую часть глаза и успешно удаляли катаракту, просто высасывая ее.
5. У Вас затруднение мочеиспускания? Вставьте туда металлический катетер!
Застой мочи в мочевом пузыре из-за сифилиса и других венерических заболеваний без сомнений можно назвать одним из самых распространенных заболеваний того времени, когда антибиотиков просто не было. Катетер для мочи — это такая металлическая трубка, которую вставляли через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь. Впервые ее начали использовать в середине 1300-х годов. Когда трубкой не получалось достичь цели для того, чтобы устранить преграду испусканию вод, приходилось придумывать другие процедуры, некоторые из них были весьма изобретательны, но, вероятнее всего, все были достаточно болезненные, впрочем как и сама ситуация.
Вот описание лечения почечных камней: «Если Вы собираетесь удалять почечные камни, то, прежде всего, убедитесь в том, что у Вас все есть: человека с не дюжей силой нужно посадить на скамью, а ноги его положить на стул; пациент должен сидеть на коленках, ноги его должны быть привязаны к шее повязкой или лежать на плечах ассистента. Лекарь должен встать подле пациента и вставить два пальца правой руки в анус, давя при этом левой рукой на лобковую область пациента. Как только пальцы дотянутся до пузыря сверху, его нужно будет весь ощупать. Если пальцы нащупают твердый, крепко засевший шарик, то это почечный камень... Если Вы хотите извлечь камень, то этому должна предшествовать легкая диета и голодание в течении двух дней. На третий день,... нащупайте камень, протолкните его к шейке пузыря; там, на входе, приложите два пальца над анусом и сделайте продольный разрез инструментом, после чего извлеките камень.» (Фото: Коллекция Мак-Кинни)
6. Хирург на поле брани: стрелы вытаскивать — это тебе не в носу ковырять...
Длинный лук — большое и мощное оружие, способное посылать стрелы на огромные дистанции, в Средние века обрел много поклонников. Но это и создало настоящую проблему для полевых хирургов: как же вытащить стрелу из тел солдат.
Наконечники боевых стрел не всегда приклеивали к древку, чаще они прикреплялись теплым пчелиным воском. Когда воск затвердевал, стрелами можно было без проблем пользоваться, но после выстрела, когда нужно было вытащить стрелу, древко стрелы вытаскивалось, а наконечник не редко оставался внутри тела.
Одно из решений этой проблемы — это ложка для стрел, созданная по идее арабского медика по имени Альбукасис (Albucasis). Ложка вставлялась в рану и прикреплялась к наконечнику стрелы, чтобы ее можно было спокойно вытащить из раны не причиняя ущерба, т. к. зубцы наконечника были закрыты.
Раны подобные этой также лечились прижиганием, когда накаленный до красна кусок железа прикладывали к ране, чтобы прижечь ткань и кровеносные сосуды и предотвратить кровопотерю и инфекции. Прижигание часто использовалось при ампутации.
На иллюстрации выше можно увидеть гравюру «Израненный человек», которая часто использовалась в различных медицинских трактатах для иллюстрации тех ран, которые полевой хирург может увидеть на поле боя. (Фото: )
7. Кровопускание: панацея от всех болезней
Медики Средневековья верили, что большинство человеческих болезней — это результат избытка жидкости в теле (!). Лечение же состояло в том, чтобы избавиться от излишней жидкости, откачав большое количество крови из тела. Для этой процедуры обычно использовалось два метода: гирудотерапия и вскрытие вены.
При гирудотерапии медик прикладывал к пациенту пиявку, кровососущего червя. Считалось, что пиявок нужно класть на место, которое больше всего беспокоит пациента. Пиявкам позволяли кровопийствовать пока пациент не начнет падать в обморок.
Вскрытие вены — это прямое разрезание вен, обычно на внутренней стороне руки, для последующего высвобождения приличного количества крови. Для этой процедуры использовали ланцет - тонкий примерно в 1,27 см длинной нож, протыкающий вену и оставляющий небольшую ранку. Кровь стекала в миску, которую использовали для определения количества полученной крови.
Монахи во многих монастырях часто прибегали к процедуре кровопускания - причем, не зависимо от того больны они или нет. Так сказать, для профилактики. При этом их освобождали на несколько дней от своих обычных обязанностей для реабилитации. (Фото: Коллекция Мак-Кинни и )
8. Деторождение: женщинам говорили — готовьтесь к вашей смерти
Деторождение в Средние века считалось настолько летальным действом, что Церковь советовала беременным женщинам заранее готовить саван и признаться в содеянных грехах на случай смерти.
Акушерки были важны для Церкви из-за их роли в крещении при чрезвычайных ситуациях и их деятельность регулировалась римским-католическим законом. Популярная средневековая пословица говорит: «Чем лучше ведьма, тем лучше из нее акушерка» ("The better the witch; the better the midwife"). Чтобы обезопаситься от ведьмовства, Церковь обязывала акушерок получать лицензию у епископов и давать клятву не применять магию на работе при родах.
В ситуациях, когда ребенок рождается в неправильной позиции и выход затруднен, акушеркам приходилось разворачивать ребенка прямо в чреве или трясти кровать, чтобы попытаться придать более правильное положение плоду. Мертвого ребенка, которого не удалось извлечь, обычно резали на кусочки прямо в матке острыми инструментами и вытаскивали специальным инструментом. Оставшуюся плаценту извлекали с помощью противовеса, который вытаскивал ее силой. (Фото: Википедия)
9. Клистир: средневековый метод введения лекарств в анус
Клистир — это средневековая версия клизмы, инструмента для введения жидкости в тело через анус. Клистир выглядит как длинная металлическая трубка с чашеобразной вершиной, через которую лекарь заливал лечебные жидкости. На другом конце, узком, было проделано несколько отверстий. Этим концом сей инструмент и вставляли в место пониже спины. Жидкость заливалась, а для пущего эффекта, чтобы загнать лекарственные средства в кишку, использовался инструмент, напоминающий поршень.
Самой популярной жидкостью, заливаемой клистиром, была теплая вода. Тем не менее, иногда использовались и различные мифические чудодейственные снадобья, например, приготовленные из желчи голодного хряка или уксуса.
В 16 и 17 веках средневековый клистир заменила более привычная нам клизменная груша. Во Франции, такое лечение даже стало довольно модным. Королю Людовику XIV поставили 2,000 клизм за все время своего правления. (Фото CMA)
10. Геморрой: лечим агонию ануса закаленным железом
Лечение многих болезней в Средние века часто включало молитвы святым покровителям в надежде на божественное вмешательство. Ирландский монах 7 века, Святой Фиакр был покровителем страдающих геморроем. Из-за работы в саду у него развился геморрой, но, однажды, сидя на камне, он чудесным образом исцелился. Камень дожил до сегодняшних дней и его посещают до сих пор все, ищущие подобного исцеления. В Средние века эту болезнь часто называли «Проклятье Св. Фиакра».
В особо тяжелых случаях геморроя средневековые лекари применяли прижигание раскаленным металлом для лечения. Другие же верили, что решить проблему можно, вытолкнув геморрой ногтями. Этот метод лечения предложил греческий медик Гиппократ .
Ты боишься ходить на приемы к врачам, осмотры и процедуры? Полагаешь, врачи делают больно? Когда-то доктора-умельцы лечили с помощью раскаленного железа и грязных ножей. А сегодня можешь расслабиться: современная медицина гораздо безопаснее средневековой.
Клизма
Современные клизмы существенно отличаются от средневековых. Их ставили с помощью огромных металлических приборов, а применяемая жидкость представляла собой смесь из желчи кабана. На такое геройство мог согласиться только самый смелый парень.
Один из смельчаков - король Франции Луи XIV. За свою жизнь он пережил свыше двух тысяч невероятных клизм. Некоторые из них парню ставили в то время, когда король сидел на своем троне.
Источник: triggerpit.com
Антисептик
У одного из врачей короля Англии Генриха VIII было отличное чувство юмора. Доктор рекомендовал использовать человеческую мочу в качестве антисептика. Благодаря этой инициативе воины часто промывали раны после боя чудо-жидкостью.
В 1666 во время вспышки чумы в Англии врач-эпидемиолог Джордж Томсон советовал использовать мочу в борьбе с чумой. Существовал целый медицинский препарат, изготавливаемый на этой жидкости. Он продавался за деньги, а назывался Эссенция мочи.
Источник: mport.bigmir.net
Лечение катаракты
Лечение катаракты в Средневековье - одно из самых изощренных занятий. Умельцы вдавливали хрусталик в сам глаз и прокалывали склеру толстой железной иглой с отверстием внутри. Склера - это белая слизистая глазного яблока, которая часто покрывается красными сосудами, если ты мало спишь и много пьешь. С помощью иглы высасывали хрусталик наружу. Смелое решение смелых парней - вылечить катаракту полной слепотой.
Источник: archive.feedblitz.com
Геморрой
Средневековый человек верил: если не будешь молиться одному из богов, то заболеешь геморроем. А лечили такою болезнь более, чем суровым способом: вставляли в задний проход арматуру из раскаленного железа. Поэтому парни средневековья больше, чем просто боялись и преклонялись перед геморроидальным божеством.
Источник: newsdesk.si.edu
Хирургия
На операционный стол к средневековому хирургу лучше не ложиться. В противном случае он разрежет тебя нестерильными ножами. И не мечтай об анестезии. Пациенты если и выживали после таких кровавых событий, то ненадолго: медицинские пытки заражали человеческий организм смертельными инфекциями.
Источник: triggerpit.com
Анестезия
Средневековые анестезиологи не особо отличались от их собратьев хирургов. Пока одни резали бедных больных нестерильными ножами, другие в качестве анестезии использовали настойки травы и вина. Одно из самых популярных растений-анестетиков - белладонна. Атропин, входящий в состав травы, способен вызывать возбуждение, доходящее до бешенства. Но чтобы пациенты не вели себя слишком бурно, средневековые анестезиологи подмешивали в зелье опиум.
Источник: commons.wikimedia.org
Трепанация черепа
Средневековые врачи считали, что трепанация черепа поможет вылечить эпилепсию, мигрень, психические расстройства, стабилизировать давление. Поэтому парни проламывали головы беднягам-пациентам. Излишне упоминать о том, что такая операция - сложная и опасная процедура, стерильности которой угрожают даже бактерии, летающие в воздухе. О частых исходах лечения ты и сам уже догадался.
«Тёмные века» – такое определение дают многие историки эпохе Средних веков в Европе. Достаточно хорошо мы знаем события, связанные с политической действительностью этого периода? Но многие документы той эпохи связаны с пропагандой или политическими интригами, поэтому страдают необъективностью к другим реалиям того времени. А знакомы ли мы также хорошо с другими сторонами жизни этого времени?
Как и в каких условия рождались люди? Какими заболеваниями мог страдать человек того периода, как происходило лечение, какими средствами оказывали медицинскую помощь? Насколько была развита медицина того периода? Как выглядели медицинские инструменты Средневековья? Когда появились больницы и аптеки? Где можно было получить медицинское образование? На эти вопросы можно получить ответы, изучая историю медицины Средних веков, токсикологию, эпидемиологию, фармакологию. Рассмотрим основные понятия, дающие представления о предмете этой статьи.
Термин « медицина» произошел от латинского слова «medicari» - назначить лечебное средство .
Медицина представляет практическую деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности. Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением людей. Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса роста и обогащения .
Развитие медицины неотделимо от развития естествознания и технических отраслей знания, от общей истории всего человечества на заре его существования и в каждый последующий период его изменения и преобразования.
Необходимо уяснить связи между развитием отдельных медицинских отраслей. Это и является задачей общей истории медицины, изучающей главные закономерности и основные, узловые проблемы развития медицины в целом .
Медицинская практика и наука развиваются исторически в тесном взаимодействии. Практика, накапливая материал, обогащает медицинскую теорию и в то же время ставит перед ней новые задачи, тогда как медицинская наука, развиваясь, совершенствует практику, поднимая ее на все более высокий уровень .
История медицины – это научная дисциплина, занимающаяся изучением развития медицины на всех этапах, начиная от ее зарождения в виде первобытной народной медицины и до современного состояния.
Для изучения истории медицины используются следующие источники: рукописи; опубликованные труды врачей, историков, государственных и военных служащих, философов; архивные материалы; лингвистические материалы, данные искусства, этнографии, народного эпоса и фольклора; изображения, которые могут быть представлены как в виде наскальных рисунков древности, так в виде фото- и кинодокументов современности; научные сведения: нумизматика, эпиграфика, палеография. Особое значение имеют данные, полученные в результате археологических раскопок, палеонтологических и палеопатологических исследований .
Изучая историю медицины, мы можем проследить весь путь происхождения, развития, совершенствования медицинских инструментов, способов лечения, рецептуры лекарственных средств и сравнить с уровнем развития современных инструментов и методов лечения. Проследить весь тернистый путь проб и ошибок, которым шли врачи из века в век.
Средневековый период очень интересен тем, что нам до сих пор не известны многие его аспекты. И было бы увлекательно узнать больше о нем. Рассмотрим подробнее медицину Средних веков.
Как появились больницы, госпитали и аптеки?
Развитие больничного дела связано с христианской благотворительностью, ведь каждый человек, желающий после смерти поскорее попасть в рай, жертвовал часть своих доходов и имущества на содержание больниц и госпиталей.
На заре средневековья госпиталь был больше приютом, чем лечебницей: прибывшим сюда выдавали чистую одежду, их кормили и следили за соблюдением христианских норм, помещения в которых находились больные, мыли и проветривали. Врачебная слава госпиталей, определялась популярностью отдельных монахов, преуспевших в искусстве врачевания.
В IV веке зарождается монашеское жительство, его основатель Антоний Великий. Организация и дисциплина в монастырях позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые монастырские приюты для увечных и больных путников – ксенодохии – прообразы будущих монастырских больниц.
Одним из самых известных медицинских учреждений начала IX века являлся монастырь в Сен-Галлене.
В X – XI веках врачебную помощь и приют многие странники и паломники, а позднее и рыцари-крестоносцы, могли найти в обителях «подвижного братства», так называемых госпитальеров .
В 70-х годах XI в. госпитальеры построили множество приютов и госпиталей в странах Европы и на Святой земле (в Иерусалиме, Антиохи). Одним из первых был возведен госпиталь Иоанна Милостивого в Иерусалиме, в котором уже было выделено специализированное отделение глазных болезней. В начале XII века этот госпиталь мог принять до 2000 больных.
Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского был основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. От названия этого ордена происходит понятие «Лазарет». Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой, и изначально предназначался для призрения за прокаженными. Его символом был зелёный крест на белом плаще. Орден следовал «Уставу святого Августина», но до 1255 года не был официально признан Святым Престолом, хотя имел определённые привилегии и получал пожертвования.
В это же время создавались также и женские духовные общины, члены которых ухаживали за больными. Например, в XIII веке в Тюрингии Св. Елизаветой был создан орден Елизаветинок.
В Средневековой Западной Европе первоначально при монастырях основывались больницы только для живущих в них монахов. Но из-за увеличения числа странников помещения больниц постепенно расширялись. На территориях монастырских земель монахи выращивали лекарственные растения для нужд своей больницы.
Нужно заметить, что во времена средневековья и Возрождения в монастырях не только занимались выращиванием лекарственных растений, но и умели их правильно применять, зная многочисленные старинные рецепты. Монахи следовали этим рецептам, готовя различные травяные лекарства, которые использовали в лечении. Многие монахи-лекари составляли и придумывали новые лечебные травяные настои и эликсиры. В качестве примера можно привести французский травяной ликер «Бенедиктин», который стали так называть в честь монахов из монастыря Св. Бенедикта. Этот монастырь был основан на берегу Ла-Манша, в городе Фекам в 1001г. .
Так появлялись первые аптеки. Со временем они стали двух типов: монастырские, которые имели места для изготовления лекарств, и городские («светские»), которые находились в центре города и содержались профессиональными аптекарями, входящими в цеховые организации.
У каждого из этих типов аптек имелись свои правила размещения:
- монастырские: чтобы не нарушать распорядка монастырской жизни, их располагали, как правило, за стенами обители. Часто аптека имела два входа – внешний, для посетителей, и внутренний, который находился на монастырской территории ;
- городские размещались обычно в центре города, были украшены яркими вывесками и гербами аптекарей. Интерьеры аптек были оригинальными, но непременный их атрибут составляли специальные шкафы – ряды застекленных или открытых полок с аптечным сырьем и готовыми лекарствами .
Особый интерес представляет старинная аптекарская посуда, изготовление которой с развитием сети аптек превратилось в самостоятельную отрасль производства, которая нередко тесно смыкалась с искусством .
Производство и продажа лекарств на начальных этапах становления аптечного дела были слишком малоприбыльны, и для того, чтобы сделать предприятие более доходным, аптекари продавали алкогольные напитки, сладости и многое другое .
Таллиннская Ратушная аптека, одна из старейших действующих в Европе, открывшаяся еще в XV столетии, славилась, например, не только хорошими лекарствами, но и кларетом, легким сухим красным вином. Этим приятным средством лечили многие болезни .
Сильное влияние в Средние века на работу монастырских аптек и больниц оказали поразившие Европу эпидемии. Они содействовали появлению, как объяснений распространения болезни, так и методов борьбы с ней. Прежде всего, стали создаваться карантины: больных изолировали от общества, в порты не впускали корабли .
Практически во всех городах Европы в XII веке стали появляться лечебные учреждения, основанные светскими гражданами, но до середины XIII века эти больницы еще продолжали оставаться под руководством монашества. Эти приюты обычно располагались у городской стены, на окраине города или перед городскими воротами, и в них всегда можно было найти чистые постели и хорошую пищу, а также отличный уход за больными. Позднее начали назначать в больницы врачей, которые не принадлежали к конкретному ордену .
В конце XIII – начале XIV веков больницы стали считаться светскими учреждениями, но церковь продолжала предоставлять им свое покровительство, что давало выгоду в виде неприкосновенности имущества больницы. Это было очень важно для организации врачебной деятельности, так как состоятельные граждане вкладывали охотно свои деньги в больницы, тем самым обеспечивая их сохранность. Больницы могли приобретать земельные участки, брать запасы зерна, если был неурожай, и предоставлять людям ссуды .
Как же развивалась медицина? Где можно было получить медицинское образование? Выдающиеся врачи
Мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим», а церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления» .
В Средние века церковь жестоко преследовала и пыталась искоренить любые попытки ученых того времени объяснить людям природу различных явлений с научной точки зрения. Все научные, философские и культурные исследования, изыскания и опыты строго запрещались, а ученые подвергались, гонениям, пыткам и казням. Она [церковь] боролась против «ереси», т.е. попыток критического отношения к «священному писанию» и церковным авторитетам. С этой целью в XIII веке была создана инквизиция .
К VIII веку на значительной территории Европы снизился интерес к образованию. Этому во многом способствовала церковь, которая становилась господствующей силой. В эпоху развития феодализма остро выявилась необходимость развития медицинского образования, однако церковь препятствовала этому. Исключением явилась Салернская медицинская школа, основанная в IX веке в местности с целебными природными источниками и здоровым климатом. Она значительно отличалась от возникших позднее схоластических медицинских факультетов. В XI веке школа была преобразована в университет со сроком обучения 9 лет, а для лиц, специализировавшихся в хирургии, 10 лет .
В XII веке открылись университеты в Болонье (1156 г.), Монпелье (1180 г.), Париже (1180 г.), Оксфорде (1226 г.), Мессине (1224 г.), Праге (1347 г.), Кракове (1364 г.). Все эти учебные заведения полностью контролировала церковь.
В XIII веке Парижская высшая школа получила статус университета. Будущий врач последовательно проходил стадии клерка, бакалавра, лиценциата, после чего получал диплом магистра медицины .
В университетах развивалась схоластическая («школьная мудрость») медицина. Преподаватели читали тексты и комментарии к книгам признанных церковью авторов, студенты обязаны были выучить это наизусть. И те и другие много дискутировали, спорили о методах лечения той или иной болезни. Но практики лечения не было. Идеологической основой врачебной подготовки явилось учение Аристотеля об энтелехии: о целесообразности и целенаправленной деятельности «высшего творца» в предопределении форм и функций организма, причем его естественнонаучные взгляды были искажены. Другим непререкаемым авторитетом был признан Гален. Широко использовались его труды «Малая наука» («Ars parva») и «О пораженных местах» («De locis affectis»). Учение Гиппократа преподносилось учащимся в виде комментариев Галена к его трудам .
Преподаватели и студенты плохо были знакомы с анатомией человеческого тела. Хотя вскрытие трупов проводилось еще с VI века, в Средневековье эта практика была осуждена и запрещена церковью. Все сведения о строении и функциях организма человека со всеми существенными ошибками и неточностями черпались из произведений Галена и Ибн-Сины . Также использовали учебник по анатомии, составленный в 1316 г. Мондино де Луччи. Этот автор имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией сочинений Галена. Только изредка разрешалось вскрытие трупов в университетах. Это делал обычно цирюльник. Во время вскрытия профессор-теоретик читал вслух на латинском языке анатомическое сочинение Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями .
Только в Италии в конце XV – начале XVI века вскрытие человеческих трупов для преподавания анатомии стало более частым явлением .
Фармация была связана с алхимией. Для средних веков характерны сложные лекарственные прописки. Число частей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включивший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также средством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок. Средства эти ценились очень дорого. В некоторых городах, особенно славившихся своими териаками и митридатами и продававших их в другие страны (Венеция, Нюрнберг), эти средства изготовлялись публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц .
Окончив университет, врачи объединялись в корпорацию, в которой существовали разряды. Самый высокий статус имели придворные лекари. На ступень ниже стояли городские врачи, жившие за счет платы за оказанные услуги. Такой врач периодически навещал своих пациентов на дому. В XII-XIII веках статус городских врачей существенно повышается. Они стали заведовать больницами, свидетельствовать в суде (о причинах смерти, увечий и т.д.), в портовых городах они посещали корабли и проверяли, нет ли опасности заражения.
Во время вспышек эпидемий больных особой популярностью пользовались «чумные доктора». Такой врач обладал специальным костюмом, который состоял из плаща (был заправлен у шеи под маской и тянулся до самого пола, чтобы скрыть как можно больше поверхности тела); маски в форме птичьего клюва (вид отпугивает чуму, красные стекла – неуязвимость врача для болезни, в клюве пахучие травы – также защита от заражения); кожаных перчаток; шкатулки с чесноком; трости (для обследования больного).
На самой низкой ступени находились хирурги. Потребность в опытных хирургах была очень велика, но их правовое положение оставалось незавидным. Среди них выделялись странствующие хирурги, которые делали операции в разных городах прямо на рыночной площади. Такие врачи излечивали, в частности, кожные болезни, наружные повреждения и опухоли.
К корпорации врачей также присоединялись и банщики-цирюльники. Кроме своих прямых обязанностей они делали кровопускание, вправляли суставы, ампутировали конечности, лечили зубы, следили за публичными домами. Также такие обязанности выполняли кузнецы и палачи (последние могли изучать человеческую анатомию при пытках и казнях).
Выдающимися врачами эпохи Средневековья были:
Абу Али Хусейн ибн Сина (Авиценна) (ок. 980-1037 гг.) был ученым-энциклопедистом. В результате долгого и кропотливого труда он создал впоследствии всемирно знаменитый « Канон врачебной науки» , который стал одним из крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов;
Пьетро д’Абано (1250-1316 гг.) – итальянский врач, обвиненный инквизицией за тайные знания и занятия магией. Он имел медицинскую практику в Париже, где стал известным после издания работы по комплексному использованию различных медицинских систем ;
Арнольд де Вилланова (ок. 1245 – ок. 1310 г.г.) – теолог, врач и алхимик. В течение 20 лет изучал медицину в Париже ;
Нострадамус (1503 – 1566 г.г.) – французский врач и предсказатель, чьи далеко идущие пророчества в течение многих веков вызывали противоречивое отношение к себе ;
Парацельс (1493 – 1541 г.г.) – один из величайших алхимиков, философов и врачей. Его методы лечения приобрели широкую популярность . Парацельс занимал пост городского врача и профессора медицины. Он утверждал, что любое вещество может стать ядом в зависимости от дозы;
Рази (865 – 925 г.г.) – персидский ученый-энциклопедист, философ, алхимик, внес также большой вклад в развитие медицины ;
Михаил Скот (ок. 1175 – 1235 г.г.) – алхимик, математик, врач, астролог и богослов ;
Гюи де Шолиак (XIV в.) – всесторонне образованный врач, унаследовавший идеи Гиппократа, Галена, Павла Эгинского, Ар-Рази, Абул-Касыма, хирургов Салернской школы и др. .
Какие болезни и эпидемии «пожирали» население Европы в период Средних веков?
В Средние века по странам Западной Европы прокатилась волна страшных эпидемий, уносивших жизни тысячи человек. Эти болезни были ранее незнакомы населению Европы. Многие эпидемии были занесены на эту территорию благодаря возвращению рыцарей из крестовых походов. Причиной же быстрого распространения послужило то, что после падения Римской империи, где охране общественного здоровья уделялось немало внимания, наступившая в Европе эпоха христианства знаменовала собой общий упадок знаний, полученных опытным путем. Христианство заняло резкую оппозицию по отношению к языческому культу здорового и красивого человеческого тела, которое теперь признавалось лишь бренной, недостойной забот оболочкой. Физической культуре нередко противопоставлялось умерщвление плоти. Болезни стали рассматривать как божье наказание за грехи, поэтому их возникновение уже не связывали с нарушением элементарных норм санитарии и гигиены .
Эпидемии использовались духовенством для укрепления влияния религии на массы и умножения церковных доходов за счет пожертвований на строительство божьих храмов. Также сами церковные обычаи и обряды немало способствовали распространению инфекции. При целовании икон, крестов, Евангелия, плащаницы, прикладывании к мощам «святых угодников» возбудитель заболевания мог передаваться множеству людей .
Чума
Люди давно заметили связь чумных эпидемий с предшествовавшим необычно сильным размножением крыс, что нашло отражение и многочисленных сказаниях и легендах. В одном из известных витражей собора в немецком городе Гаммельне изображен высокий человек в черной одежде, играющий на флейте. Это легендарный крысолов, который избавил жителей города от нашествия мерзких тварей. Завороженные его игрой, они покинули свои норы, вслед за флейтистом вошли в воду и утонули в реке. Жадный бургомистр обманул спасителя и вместо обещанных ста дукатов дал ему только десять. Разгневанный крысолов вновь заиграл на флейте, и все мальчики, живущие в городе, потянулись за ним, и пропали навсегда. Этот мистический персонаж встречается на страницах многих художественных произведений .
Чума имеет две основные формы: бубонная (поражаются лимфатические узлы) и легочная (чумная бактерия попадает в легкие, вызывая острейшую пневмонию с некрозом тканей). При обеих формах без лечения начинается лихорадка, сепсис и наступает смерть. Поскольку наиболее типичными для чумы является бедренный бубон, то на всех гравюрах и рельефных скульптурных изображениях святого Роха, покровителя чумных больных, последний демонстративно выставляет напоказ бубон, расположенный именно на этом месте .
По хронологической таблице, составленной А.Л. Чижевским, начиная с 430 года до н.э. и до конца XIX века насчитывается 85 чумных эпидемий. Наиболее опустошительная была эпидемия XIV века, прокатившаяся по странам Европы и Азии в 1348 – 1351 годах .
В историческом романе Лиона Фейхтвангера «Безобразная герцогиня» ярко описаны страницы этого далекого прошлого. «Чума пришла с Востока. Сейчас она свирепствовала на морском побережье, затем проникла вглубь страны. Она убивала в несколько дней, иногда – в несколько часов. В Неаполе, в Монпелье погибли две трети жителей. В Марселе умер епископ со всем капитулом, все монахи-доминиканцы и минориты. Целые местности совершенно обезлюдели… Особенно свирепствовала чума в Авиньоне. Падали наземь сраженные кардиналы, гной из раздавленных бубонов пачкал их пышные облачения. Папа заперся в самых далеких покоях, никого не допускал к себе, поддерживал целый день большой огонь, жег на нем очищающие воздух травы и коренья… В Праге, в подземной сокровищнице, среди золота, редкостей, реликвий сидел Карл, король Германский, он наложил на себя пост, молился .
Чума распространялась в большинстве случаев с торговыми судами. Вот ее путь: Кипр - позднее лето 1347 года; в октябре 1347 года проникла в генуэзский флот, стоявший в Мессине; зима 1347 года – Италия; январь 1348 года – Марсель; Париж – весна 1348 года; Англия – сентябрь 1348 года; двигаясь по Рейну, чума достигла Германии в 1348 году. В состав германского королевства входили ныне существующие Швейцария и Австрия. В этих регионах также были вспышки эпидемии.
Эпидемия также бушевала в герцогстве Бургундском, в королевстве Чехии. 1348 год - был наиболее страшным из всех лет чумы. Она долго шла до периферии Европы (Скандинавия и т.д.). Норвегия подверглась удару Черной Смерти в 1349 году.
Чума оставила обезлюдевшие города, опустевшие деревни, покинутые поля, виноградники и сады, разоренные хозяйства и заброшенные кладбища. Никто не знал, как спастись от черной смерти. Посты и молитвы не помогали. Тогда люди кинулись искать спасения в веселье. Процессии танцующих, призывающих к милости святого Валлиброда, − защитника от чумы – потянулись по улицам и дорогам. Одно из таких шествий изобразил на холсте, датированном 1569 годом, художник Питер Брейгель Старший (картина находится в Амстердамском государственном музее). Этот обычай – устраивать массовые танцы для борьбы с чумой, несмотря на его полную бесполезность, долго сохранялся среди голландских и бельгийских крестьян .
«Черная смерть» еще существует на планете, и от нее пока умирают люди, особенно в тех странах, где эпидемическая служба поставлена плохо .
Лепра (проказа)
Эта болезнь вызывается бактерией Mycobacterium leprae, родственной туберкулезной. Эта болезнь протекает очень медленно – от трех до сорока лет и неминуемо приводит к смерти, именно поэтому в средние века ее называли «ленивая смерть».
С лепрой, или, как ее чаще называют, проказой, связана одна из наиболее мрачных страниц в истории заразных болезней. Эта хроническая, генерализованная инфекционная болезнь поражает кожу, слизистые оболочки, внутренние органы и периферическую нервную систему… У разных народов существуют очень образные названия проказы: лисья короста, гниючка, ленивая смерть, скорбная болезнь .
В христианстве существуют двое святых, покровительствующие заболевшим лепрой: Иов (особо почитаемый в Венеции, где имеется церковь Сан Джоббе, и в Утрехте, где построили госпиталь Св. Иова), покрытый язвами и выскребывающий их ножом, и бедный Лазарь, сидящий у дверей дома злого богача со своей собакой, которая лижет его струпья: образ, где поистине объединены болезнь и нищета.
Старинная гравюра "Иисус и прокаженный"
Египет считается родиной проказы. Во времена фараонов единственным способом облегчения болезни было принятие ванны из человеческой крови. (Ого, ничего не напоминает?! Можно предположить, что именно так стали появляться легенды о вампиризме.) С. Цвейг в романе-хронике «Мария Стюарт» упоминает о зловещих слухах, которые ходили относительно французского короля Франциска II. Говорили, будто он болен проказой и, чтобы исцелиться, купается в крови младенцев. Многие считали проказу даже более страшным наказанием, чем смерть .
Во время археологических раскопок в Египте были обнаружены барельефы, передающие картину мутиляции – отторжения конечностей при проказе. Отсюда болезнь перешла через Грецию в страны Европы – на Запад до Испании и на восток – до Византии . Ее дальнейшее распространение являлось следствием крестовых походов в Палестину, участниками которых были рыцари, купцы, монахи и земледельцы. Первый такой поход под лозунгом освобождения гроба господня состоялся в 1096 году. Многотысячные толпы разношерстного сброда под предводительством Пьера Амьенского двинулись в Палестину. Почти все участники этого похода сложили свои головы в Малой Азии. Вернуться на родину удалось лишь немногим счастливчикам. Однако европейским феодалам были нужны новые рынки, и через три года хорошо вооруженная шестисоттысячная армия рыцарей и их слуг взяла Иерусалим. На протяжении двух веков состоялось семь крестовых походов, во время которых огромные массы людей устремлялись в Палестину через Малую Азию и Египет, где проказа была широко распространена . В итоге эта болезнь стала социальным бедствием Средневековой Европы. После жестокой расправы французского короля Филиппа IV над рыцарями ордена тамплиеров во Франции начались тяжелая пора народных волнений, принимавших причудливые формы религиозно-мистических массовых походов. Во время одной из таких вспышек в стране началось массовое убийство прокаженных, которых обвинили в обрушившихся на страну несчастьях .
М. Дрюон описал эти события в романе «Французская волчица»: «Были ли виноваты эти несчастные с изъеденным болезнью телом, с лицами мертвецов и культяпками вместо рук, эти люди, заточенные в зараженных лепрозориях, где они плодились и множились, откуда им разрешалось выходить лишь с трещоткой в руках, были ли они действительно повинны в заражении вод? Ибо летом 1321 года источники, ручьи, колодцы и водоемы во многих местах оказались отравленными. И народ Франции в этот год задыхался от жажды на берегах своих полноводных рек или же пил эту воду, с ужасом ожидая после каждого глотка неминуемой смерти. Не приложил ли тут свою руку все тот же орден тамплиеров, не он ли изготовил странный яд, в состав которого входили человеческая кровь, моча, колдовские травы, головы ужей, толченые жабьи лапки, кощунственно проколотые просфоры и волосы развратниц, яд, которым, как уверяли, и были заражены воды? Или, быть может, тамплиеры толкнули на бунт этих проклятых богом людей, внушив им, как признали под пыткой некоторые прокаженные, желание погубить всех христиан или заразить их проказой? … Жители городов и деревень бросились на лепрозории, чтобы перебить больных, внезапно ставших врагами общества. Щадили только беременных женщин и матерей, да и то лишь пока они кормили своих младенцев. Затем их предавали сожжению. Королевские суды покрывали в своих приговорах эти массовые убийства, а знать даже выделяла для их свершения своих вооруженных людей».
Людей с признаками лепры изгоняли из поселений в специальные убежища – лепрозории (многие из них создавались по почину ордена Св. Лазаря, учрежденного крестоносцами, в начале их называли лазаретами, а позднее – лепрозориями). Стоило родственникам заболевшего или соседям обнаружить, что кто-то заболел проказой, как больного тотчас заковывали в цепи и церковный трибунал приговаривал его к смерти. Затем инсценировался один из жестоких и зловещих ритуалов, к которым была склонна католическая церковь в период средневековья. Больного отводили в храм, где священник вручал ему специальную одежду серого цвета. Затем несчастного заставляли лечь в гроб, служили заупокойную мессу и относили гроб на кладбище. Священник произносил над могилой: «Ты мертв для всех нас». И после этих слов человек навсегда становился отверженным. Отныне его пожизненным убежищем становился лепрозорий .
Если больной выходил за территорию лепрозория, он должен был оповещать о своем приближении звоном колокольчика или трещоткой. Также он имел при себе мешок для подаяний, а на его сером плаще нашивался особый знак: скрещенные руки из белого полотна или гусиная лапа из красного сукна – символ заболевания, нередко сопровождавшегося постепенным отмиранием конечностей (кости внутри пальцев гнили, крошились, чувствительность пальцев исчезала, пальцы усыхали). Если прокаженный с кем-либо разговаривал, он обязан был прикрывать лицо плащом и стоять против ветра.
Хотя сегодня уже существуют лекарства для лечения лепры, ей все еще болеют жители Индии, Бразилии, Индонезии и Танзании.
Медицинские инструменты и операции
Важно отметить, что в Средние века не использовали каких-либо обезболивающих средств, кроме придушения или удара по голове, а также использования алкоголя. Часто после операций раны загнивали и жутко болели, а когда человек пытался просить врача дать обезболивающие, последний отвечал что обезболивать, значит обманывать боль, человек рожден для страданий и должен терпеть. Только в редких случаях использовали сок болиголова или белены, Парацельс использовал лауданум – настойку опия.
В этот период истории было распространенно мнение, что болезни чаще всего могут быть вызваны переизбытком жидкости в организме, следовательно самая частая операция того периода – кровопускание. Кровопускание обычно осуществлялось двумя методами: гирудотерапия - медик прикладывал к пациенту пиявку, причем именно на то место, которое больше всего беспокоило пациента; либо вскрытие вен – прямое разрезание вен на внутренней стороне руки. Врач надрезал вену тонким ланцетом, и кровь стекала в миску.
Также ланцетом или тонкой иглой проводили операцию по удалению помутневшего хрусталика глаза (катаракта). Эти операции были очень болезненными и опасными.
Также популярной операцией была ампутация конечностей. Это делали с помощью серповидного ножа для ампутаций и пилы. Сначала круговым движением ножа рассекали кожу до кости, а затем перепиливали кость.
Зубы преимущественно выдергивали железными щипцами, поэтому за такой операцией обращались либо к цирюльнику, либо к кузнецу.
Средневековье было «тёмным» и непросвещенным временем кровавых битв, жестоких заговоров, инквизиторских пыток и костров. Такими же были и средневековые методы лечения. Из-за нежелания церкви допускать науку в жизнь общества, болезни, которые сейчас можно легко излечить, в ту эпоху приводили к массовым эпидемиям и смерти. Заболевший человек, вместо медицинской и моральной помощи, получал всеобщее презрение и становился отверженным всеми изгоем. Даже процесс рождения ребенка становился не поводом для радости, а источником бесконечных мучений, часто заканчивающихся смертью и ребенка, и матери. «Готовьтесь к смерти» - напутствовали рожениц перед родами.
Жестокое время рождало жестокие нравы. Но все же наука пыталась пробиться сквозь церковные догмы и запреты и служить на пользу людям даже в эпоху Средних веков.