Религиозная политика русского правительства. Религиозная политика или политическая религия? Структура взаимоотношений политики и религии
Речь идет о создании законодательной базы, которая не только предопределяет нарушения основных прав и свобод человека в РФ, но и стимулирует национально-религиозную напряженность, углубление расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям, иных деструктивных процессов.
Более того, все эти факторы способствуют тенденции к изменению конституционного строя России.
Современная ситуация в сфере свободы совести сложилась под влиянием ряда взаимозависимых и взаимовлияющих факторов, среди которых следует выделить следующие:
Научная неразработанность;
Политические интересы власти;
Экономические интересы религиозных конфессий.
Вследствие научной неразработанности данной проблематики и неразвитости вышеупомянутых конституционных принципов как правовой категории российское законотворчество в этой сфере посвящено исключительно свободе вероисповеданий. Конституционное право каждого на свободу совести упоминается повсеместно лишь в качестве декларации, фактически находясь вне правового поля.
Таким образом, законодательство, которое по логике должно быть направлено на реализацию свободы мировоззренческого выбора, подменяется "специальным религиозным" для регулирования деятельности религиозных объединений. Религиозные объединения традиционно являются объектом политических интересов и "специального" контроля со стороны власти как в России, так и во многих государствах мира, вследствие чего в результате правоприменения данного "специального" законодательства не только нарушаются права верующих и религиозных меньшинств, но и размывается целый ряд демократических принципов, составляющих основу конституционного строя.
Анализ реальной ситуации показывает, что "официальная" наука и законотворческий процесс, при заинтересованном согласии "традиционных" конфессий и молчаливом иных, находится под контролем власти, подводя некую научную базу под ее антиконституционную политику в сфере свободы совести.
Основу научного обоснования реальной политики государства в данной сфере призвана составить концепция отношений государства с религиозными объединениями.
Прежде всего вызывает сомнения корректность самой постановки проблемы формирования концепции государственно-конфессиональных отношений относительно к задачам реализации конституционных принципов в сфере свободы совести.
Дело в том, что ни в Конституции РФ, ни в нормах международного права, являющихся приоритетными для правовой системы России, ничего не говорится о государственно-конфессиональных отношениях и государственной вероисповедной политике как самодостаточных явлениях. Более того, подтверждая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ декларирует в качестве правовой основы принципы свободы совести каждому (ст. 28), светскости государства и равенства религиозных объединений перед законом (ст. 14), равенства прав и свобод гражданина независимо от отношения к религии, убеждений (ст. 19) и ряд других принципов, имеющих значение только во взаимной связи.
Скорее всего отношения демократического правового государства, поставившего в качестве цели построение открытого гражданского общества, должны строиться с религиозными объединениями на общих с иными общественными некоммерческими объединениями правовых основаниях.
Несмотря на отсутствие принципиальных различий, проект религиоведов РАГС с научной точки зрения выглядит более корректно по сравнению с проектом Института государственно-конфессиональных отношений и права и Главного управления Министерства юстиции по г. Москве. По крайней мере в концептуальных основах РАГС добротно осмыслен и обобщен исторический опыт, имеющий отношение к данной сфере.
Но, к сожалению, данный проект не всегда адекватно отражает проблемы дня сегодняшнего и никак не устремлен в будущее, в чем, кстати, должна заключаться задача любой концепции.
Основным недостатком, который допустили разработчики из РАГСа, на наш взгляд, является сведение проблемы обеспечения свободы совести лишь к вероисповедной политике государства посредством государственно-конфессиональных отношений.
Таким образом, права каждого индивида на свободу совести отданы на откуп интересам власти и церковной бюрократии - структурам, имеющим свои корпоративные интересы, не всегда совпадающие с интересами общества.
В первом разделе "Цель, принципы и методы осуществления вероисповедной политики" вслед за Конституцией РФ декларируется ряд основных принципов осуществления политики государства в сфере свободы совести.
Среди методов "осуществления политики государства в сфере свободы совести и вероисповедания" наряду с не вызывающими возражений "неукоснительным соблюдением законодательства РФ всеми государственными органами и должностными лицами" и "устранением внутренних противоречий в федеральном законодательстве" предлагается создание "механизма проведения единой государственной вероисповедной политики на всех уровнях власти", фактически подменяющего собой механизм реализации права на свободу совести.
В то же время во второй раздел "Основные понятия" авторы включили исчерпывающий вариант определения конституционных понятий "свобода совести" и "светское государство". Однако эти понятия теряют значительную часть содержания при рассмотрении таких категорий, как "вероисповедная политика" и "отношения государства и религиозных объединений". Происходит смешение и подмена понятий.
С помощью вероисповедной политики невозможно обеспечить свободу совести "каждого" индивида. В идеале вероисповедная политика может быть направлена на обеспечение религиозной свободы, но никак не свободы совести. Но с ее помощью нельзя добиться и религиозной свободы, так как невозможно обеспечить права и свободы одним (верующим), игнорируя интересы остальных.
Проблема в том, что вероисповедная политика вполне допускает использование религии в политических целях. А может, она только для этого и нужна? В этом случае религия превращается в идеологию, что, как правило, сопровождается определенными религиозными пристрастиями (симпатиями и антипатиями) властных групп и в конечном счете всегда заканчивается вмешательством во внутренние дела религиозных объединений, в жизнь верующих граждан.
Подобные факты уже неоднократно были в нашей истории и всегда способствовали дестабилизации общества. Таким образом, вероисповедная политика (равно как и атеистическая) по своему определению не способствует реализации конституционного принципа свободы совести.
Характеризуя "Современные процессы в религиозной сфере жизни российского общества" (третий раздел), авторы справедливо указывают на возникновение принципиально новой религиозной ситуации, характеризующейся ростом религиозности населения и увеличением числа религиозных объединений.
Однако конфессиональное многообразие не получило оценки в качестве естественного процесса, характерного для всего мира, рост которого является закономерным.
Вызывает сомнение и положение о дестабилизирующем воздействии на религиозную ситуацию "широкое проникновение религиозного влияния из-за рубежа". Очень странно и противоречиво звучат на фоне деклараций "конфессионального нейтралитета" такие тезисы, как "практически не ограниченная законом свобода религиозной деятельности и фактическое самоустранение государства из этой сферы".
Очевидно, что речь идет об отсутствии "специального" контроля и регламентации мировоззренческой сферы, которых, на наш взгляд, в принципе не должно быть в демократическом правовом государстве.
И уж совсем не разъясняется, что означают слова "дезинтегрировать духовное единство ее народов, привить чуждые им духовные стандарты и ценности, а также преследовавшим: разведывательные и иные цели". Интересно сколько разведывательных организаций и лиц действует на территории России под видом религиозных.
И почему до сих пор ФСБ никого не арестовала? Наверное, таких лиц не больше, чем людей, приезжающих с туристическими, научными и культурными целями.
Далее по тексту: "... Представители традиционных религий и некоторые группы общественности усматривают в распространении нетрадиционных для России конфессий и новых религиозных движений угрозу духовной и этнокультурной самобытности народов России, интересам национальной безопасности и требуют от государственных органов принятия энергичных охранительных мер", а на самом деле просто хотят использовать государственный ресурс для нейтрализации своих духовно-экономических конкурентов.
Именно поэтому наблюдается стремление отождествить интересы национальной безопасности с "охранительными мерами" отдельных конфессий. Нам представляется, что в демократической стране государство должно защищать интересы всех слоев общества, включая религиозные меньшинства, а не только условное большинство.
Введение в правовой оборот неопределенного термина "традиционная" конфессия вообще может ввести в заблуждение общество и правоохранительные органы. Сколько времени необходимо религиозному объединению, чтобы стать традиционной?
15, 50, 100 или 1000 лет? Каких-либо критериев ни в науке, ни в праве не существует. Да и вообще в государстве, провозгласившем в своем Основном законе равенство (ст. 14 Конституции РФ), не должно быть таких исключений.
А зачем и каким образом "государству в его вероисповедной политике предстоит осуществить диалектическое сопряжение реализации конституционных принципов свободы совести и равенства всех религий перед законом с обеспечением интересов национальной безопасности в духовной сфере", и вовсе непонятно. Ведь именно акцент на вероисповедную политику препятствует воплощению в жизнь этих самых принципов.
Вероисповедная политика во все исторические времена имеет одну и ту же цель - использование религии в политических целях. Эти цели всегда обусловлены интересами различных, порой противоборствующих политических сил, но никак не интересами национальной безопасности, которая подразумевает обеспечение стабильного социально-экономического развития этно- и религиозно неоднородного общества с приоритетом прав личности.
Другими словами, одним из важнейших условий национальной безопасности является межрелигиозный и межнациональный мир, основанный на подлинной демократии.
Весьма противоречив четвертый раздел "Основные области взаимоотношений государства с религиозными объединениями и их правовое регулирование". Например, "при "равноудаленности" государства от религиозных объединений, посредством которой обеспечивается равенство необходимых для осуществления ими своей деятельности прав, допускается различная степень сотрудничества государства с разными конфессиями".
Фактически властным группам предлагается по своему усмотрению устанавливать критерии равенства конфессий, вероятно, основываясь на их полезности для удержания власти.
Авторы справедливо признают, что "любая модель вероисповедной политики государства, оказывающего избирательную поддержку отдельным конфессиям, не свободна от издержек, от недостатков", и в то же время предлагают обществу модель конфессиональных предпочтений через введение в правовое поле "традиционных" или полезных религиозных объединений: "...
Вместе с тем дополнительными законодательными нормами должен быть регламентирован порядок признания за конфессией статуса традиционной, предоставление ей льгот и государственной поддержки".
Далее авторы абсолютно справедливо утверждают, что "принцип государственной поддержки и содействия религиозным организациям не продиктован прагматическим ожиданием экономической отдачи от такого расходования общественного богатства.
Он отражает глубинную историческую традицию". Скорее всего этот принцип продиктован прагматическим ожиданием политической поддержки власти, а под исторической традицией имеется в виду сакрализация и абсолютизация власти.
Не правильно ли в таком случае, чтобы благополучие религиозных объединений складывалось из добровольных финансовых поступлений прихожан или членов общины? На наш взгляд, такой принцип будет адекватно отражать поддержку организации со стороны верующих и жертвующих единомышленников и, самое главное, не будет противоречить демократическим конституционным принципам.
Кроме того, при таком подходе будут сняты проблемы "обеспечения контроля за целевым расходованием средств, выделяемых религиозным благотворительным организациям".
Взаимодействие Вооруженных сил и религиозных организаций является важным аспектом государственно-конфессиональных отношений. Но какой смысл вкладывают авторы в тезис о возрождении традиций Вооруженных сил и религиозных организаций? Как известно, военное духовенство было государственным идеолого-воспитательным институтом царской армии.
Этот институт не только осуществлял духовную поддержку военнослужащих, но и осуществлял мировоззренческую цензуру, использовался в карательных целях (карцер, каторга). На наш взгляд, речь нужно вести не о реанимации прошлых традиций, а о том, чтобы не превратить армию в арену межконфессиональных "разборок".
Далее авторами справедливо указывается на проблематичность возрождения института капелланства, возведения на территории воинских частей культовых сооружений, освящение боевых знамен, военной техники и т. д. На наш взгляд, это антизаконно!
Что касается института военных капелланов, то его в России никогда не было. Был институт военного духовенства, что по сути одинаково, но такое определение более точно отражает российскую специфику.
Рассмотрение государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и культуры привело уважаемых авторов к весьма странному выводу. По их мнению, современная плюралистическая система, построенная на представлениях "об относительном характере любых истин и ценностей, в конечном счете подрывает морально-нравственные устои общества".
Неужели государственный аппарат лучше, чем граждане, знает, в чем Истина? Кто дал право в демократической стране "навязывать" обществу "набор ценностей" отдельных слоев, групп, корпораций, конфессий?
И, наконец, о пятом разделе "Механизм реализации государственной вероисповедной политики". Некорректна сама подмена декларированных конституционных принципов государственной вероисповедной политикой, о чем уже сказано выше. В этом разделе несколько обнадеживает только то, что органами прокуратуры "надзор должен осуществляться в равной мере за соблюдением законности как религиозными объединениями, так и органами власти".
Но скорее всего это пожелание не имеет отношения к реальной ситуации, сложившейся сегодня в сфере свободы совести.
В последнее время заинтересованными структурами и лицами активно выдвигается идея о необходимости специального федерального органа по делам религиозных объединений, что нашло свое отражение в данном документе. Сторонники госоргана наивно полагают, что с его созданием может измениться государственная политика. На наш взгляд, "специальные" государственные органы, будь то Государственная религиоведческая экспертиза или Министерство по делам религиозных объединений, формируемые властью для проведения "специальной" вероисповедной политики, скорее всего станут послушным рычагом в ее руках, не будут способствовать реализации конституционных прав.
В принципе федеральный орган по делам религиозных объединений способен пресечь значительную часть злоупотреблений региональных чиновников, но изменить антиконституционную политику властных групп в целом, направленную на подавление и контроль мировоззренческой сферы, он не сможет. Более того, став частью государственного аппарата, этот орган будет проводником этой самой политики, а значит, новым источником злоупотреблений.
К сожалению, проект концептуальных основ государственно-церковных отношений не вполне согласуется с Основным законом страны. Тем не менее необходимо признать, что огромная научно-исследовательская работа, проделанная религиоведами РАГС не напрасна. Мы уверены, что она станет серьезным импульсом для дальнейшей работы ученых, занимающихся данной проблематикой.
Другой проект "Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации", который презентован от имени Института государственно-конфессиональных отношений и права и Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве является откровенно конфессионально ориентированным, отражающим точку зрения РПЦ и в какой-то мере иных заинтересованных конфессий.
В целом особенностью данного проекта являются многочисленные повторения декларируемых конституционных принципов, которые дополняются "начинкой" из творчества ориентированного на РПЦ авторского коллектива в виде элементов избирательного партнерства власти с "традиционными" конфессиями. Весьма характерным моментом является игнорирование авторами конституционного принципа свободы совести, что, вероятно, связано с позицией Церкви по данному вопросу.
Таким образом, в проекте Института государственно-конфессиональных отношений и права и Главного управления Минюста России по г. Москве речь идет только о свободе вероисповеданий и взаимодействии государства преимущественно с "традиционными" конфессиями. Имеется даже целый раздел "Отношения государства с традиционными религиозными организациями".
Наверное, не случайно в качестве основных задач государственной вероисповедной политики в государственно-правовой сфере авторы уделили много внимания наряду с декларациями вроде "обеспечения государством гарантий равенства прав и свобод граждан независимо от их отношения к религии" и "содействия поддержанию в обществе обстановки взаимоуважения и диалога в отношениях между верующими различных конфессий, а также между верующими и неверующими" обоснованию необходимости правового закрепления "критериев определения традиционности религиозных организаций в Российской Федерации и соответствующего правового статуса таких организаций".
Скорее всего необходимость продвижения "критериев определения традиционности религиозных организаций" с целью их последующего закрепления в системе права легла в основу создания данного проекта концепции, которая служит для них некой оболочкой.
В общем, позиция авторского коллектива по вопросам отношения государства к "традиционным" конфессиям предельно ясна - государство должно их поддерживать. О том, как поступать государству с "нетрадиционными" конфессиями, в проекте концепции открыто не говорится, но некоторые ее пункты, особенно в свете Социальной концепции РПЦ, имеют к "нетрадиционным" самое непосредственное отношение.
Авторы доверительно предупреждают о наличии "угроз сохранению и развитию этнокультурной идентичности и духовной самобытности народов России", активизации "деятельности религиозных объединений, в том числе иностранных, угрожающей или наносящей ущерб здоровью, нравственности, правам и законным интересам граждан, а также другим, защищаемым законом интересам личности, общества и государства".
А в "целях укрепления и защиты конституционного строя, поддержания социальной стабильности и межрелигиозного мира" высказывают пожелание, чтобы государство "запрещало, предупреждало и пресекало на всей территории Российской Федерации деятельность религиозных объединений, направленную против основ конституционного строя и безопасности государства".
Ответ на вопрос о том, как авторский коллектив хочет добиться закрепления в системе права "критериев определения традиционности религиозных организаций", дается ими в конце проекта концепции: "Приоритетной задачей реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере отношений с религиозными объединениями является разработка и внесение в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также разработка и принятие других нормативных правовых актов, необходимых для реализации настоящей Концепции".
В качестве вывода следует отметить, что оба проекта концепций дают научное обоснование соответствующей политики в сфере свободы совести, направленной на сакрализацию и абсолютизацию власти. Оба проекта вопреки Конституции РФ фактически ставят в неравноправное положение верующих и неверующих, верующих и религиозные объединения, иностранных граждан и граждан России, "традиционные" конфессии и "нетрадиционные".
Такая модель в конечном итоге будет способствовать доминированию одной конфессии - "самой традиционной".
Фактически элементы конфессиональных предпочтений государства, закрепленные в неработающей в нормативном смысле преамбуле ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", заинтересованные круги пытаются наполнить реальным содержанием и оформить в виде "специальной" концепции отношений государства и религиозных объединений.
В дальнейшем эта концепция, вероятно, должна служить неким плацдармом для включения элементов избирательного партнерства государства с "традиционными" религиозными объединениями в "тело" закона.
На наш взгляд, сегодня обществу нужен не конкурс концепцийгосударственно-церковных предпочтений, отражающих взгляды и интересы отдельных групп, так или иначе связанных с религиозной проблематикой, а научная разработка эффективных механизмов реализации декларируемого конституционного права на свободу совести для каждого человека.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
АЗОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Проблемы религии и политики в современном мире»
тема: «Религия и политика»
Выполнила:
Студентка I курса
з/о отделения 612 гр.
Полозкова Н.Г.
Научный руководитель:
Дускаева А.Г.
Дата сдачи курсовой работы: __________________________
Дата защиты: __________________________
Оценка: __________________________
План:
Введение 3
1 Взаимоотношения религии и политики 5
2. Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии 11
2.1Функции религии 12
2.1.1.Легитимная функция 12
2.1.2.Интегрирующая функция 12
2.1.3.Дифференцирующая функция 13
2.1.4.Представительная функция 13
2.2.1.Влияние на сознание людей. 13
2.2.2.Идеологическая поддержка или противоборство. 13
2.2.3.Политическая деятельность религиозных организаций. 14
2.2.4.Проблемная интеграция. 14
2.2.5.Политическая интеграция. 14
2.2.6.Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку. 15
2.2.7.Учет религиозного фактора во внешней политике. 15
2.2.8.Религиозный экстремизм. 15
2.2.9.Косвенное влияние. 16
Заключение 17
Литература 19
Введение
Говорить о взаимоотношении политики и религии - это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое - насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества.
На протяжении всей человеческой истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человеческого общества.
Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства.
Следует обратить внимание на то, что отношения «церковь/государство» и «религия/политика» не тождественны, хотя и очень тесно связаны. Связь эта выражается в частности в том, что при сближении церкви и государства самостоятельная политическая активность церкви ослабевает, и заменяется совместной активностью вместе с государством, а при отделении церкви от государства наоборот возрастает. При дальнейшем рассмотрении вопроса мы будем иметь в виду, что связь религии с церковью и политики с государством представляется как связь общего с частным и имеет все свойства присущие этим категориям.
Не всегда политика инструмент политики. На разных исторических этапах зачастую именно религия выполняет доминирующую функцию и определяет политические направления в развитии государства. А с точки зрения верующего человека такая формулировка вообще не корректна так как « у Церкви и у государства есть общие задачи, которые они должны вместе осуществлять – это нравственное и духовное здоровье общества, это мир и согласие в обществе» 1
Религия и власть укрепляют друг друга. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: тема интересна и имеет противоречивые аспекты освещения. А раз нет единой точки зрения, то следовательно тема актуальна. Данная работа – одна из попыток объединить различные сведения в одно единое целое.
Современное общественно-политическое развитие человечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическую жизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами - одно из самых важных заданий политической науки. Целью данного реферата является показать взаимодействие политики и религии, выяснить, что общего между этими сферами деятельности общества, какие существуют модели взаимодействия церкви и государства, а также выяснить, каким является влияние религии на политику и общество в целом.
1 Взаимоотношения религии и политики
«Религия» (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.
Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.
«Политика» (греч. politike - искусство управления государством) - область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть. Специфика политики заключается в следующем: она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое. Политика сводит индивидуальное, коллективное выражение воль в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и деятельности. Момент связи единичного, особенного со всеобщим всегда присутствует в политике. Причем ориентация на всеобщее, общее - прерогатива политики. Поскольку основным институтом, организующим, регулирующим и контролирующим сведение единичного ко всеобщему, при реализации интересов конкретных субъектов, выступает государство, то содержание политического в той или иной мере, прямо или опосредованно выходит на государство.
Политика всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношениях, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. В этих отношениях люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но деятельность политических субъектов от этого не является менее значимой, поскольку они управляют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. Политика есть также средство выявления и разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений. Управлению общественными делами, особый вид общения между людьми, социальными общностями.
Довольно продолжительное время самая распространенная точка зрения на этот вопрос заключалась в том, что в течение всей человеческой истории служители культа всячески старались приспособить религию для удовлетворения своих меркантильных интересов. Конечно, самым простым было бы отказаться от таких суждений, объявив их искаженными призмой многолетнего торжества научного атеизма. Хотя суждения о религии в истории и представляются весьма сложными для вынесения однозначных выводов, мы все же попытаемся взглянуть на этот вопрос объективно.
Да, на протяжении всей истории всегда находились люди, которые использовали религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной культуре, где самой распространенной религией было язычество.
Однако не стоит обольщаться, думая, что жрецы обманывали народ, заставляя приносить дорогие жертвы богам и правителям, или оправдывали политику главы государства, прибегая к авторитету богов, сами, в душе посмеиваясь, как ловко они обманули непосвященных. Нет. Это только современным атеистам кажется вполне очевидна и понятна такая схема поведения. Конечно, в соответствии с такими поверхностными суждениями все выглядит просто прекрасно и логично, но по сути своей не совсем верно. Если рассмотреть детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний, которые описывали мир в глазах людей того времени. Ребенок с детства усваивал ту картину мира, которая соответствовала полумифическим описаниям. Наполовину потому, что какая-то часть сведений о мире все-таки опытно проверялась, но он ни сколько не сомневался в существовании языческих богов, как мы сейчас не сомневаемся в круглой форме земного шара, хотя почти никто не видел воочию землю с орбиты.
Точно такому же воспитанию подвергались в детстве и будущие жрецы, которые, став взрослыми, не утратили своих представлений. Они искренне верили в мифическое основание мира, что, тем не менее, не мешало религии активно влиять на государственное обустройство и на политику в целом.
В до античные и античные времена самой главной линией соприкосновения религии и политики было божественное обоснование власти правителя. Такая схема не вызывала вопросов и была понятна большинству: не сам человек являлся источником власти, а лишь пользовался властью богов, чью волю он и призван был выразить (Др. Вавилон). Или, как вариант, правитель отождествлялся с божеством, и сам мог творить свою волю (Др. Египет). Таким образом, религия укрепляла позиции правителя и являлась основой внутренней политики государства. Впрочем, были попытки со стороны власти влиять на верования своих подданных, но они носили характер исключения, и, как правило, не приводили к существенным изменениям. Как пример, можно привести политику фараона Аменхотепа IV, принявшего позднее имя Эхнатон. Он упразднил традицию почитания старых богов, велев почитать единого бога Атона (Эхнатон - дословно, угодивший богу Атону). Но такой порядок продержался недолго, и сразу после его смерти, при фараоне Тутанхамоне был восстановлен прежний порядок почитания богов.
Вопрос о соотношении религии и политики в обществе - не простой. Что есть политика? Единого определения этого понятия не существует. Древнегреческий философ Платон считал, что политика - это искусство жить вместе; социолог М.
Вебер определял политику как стремление к участию во власти; известный немецкий государственный деятель и дипломат Бисмарк - как искусство возможного. С одной стороны, политика упорядочивает общественную жизнь, регулирует отношения в социально дифференцированном обществе. С другой стороны, стержень политики составляет власть, а стремление различных социальных групп и отдельных индивидов к участию в осуществлении власти приводит к тому, что сфера политики - это сфера политической борьбы, конфликтов и конкуренции.
Как уже было указано выше, религия также играет регулятивную функцию в обществе, стремясь обеспечить равноправное и мирное сосуществование людей, различающихся по социально-статусным и имущественным позициям. Первобытные люди, исповедовавшие культ неба и земли, поклонявшиеся тотемам прародителей рода, признавали власть сверхъестественных сил. Во многих религиях, например в христианстве, можно проследить связь идеи политической власти с властью церковной, она воплощается в идее божественного направления дел человеческих. На протяжении веков для традиционных мусульманских государств было характерно полное сращивание государственной и церковной власти. Глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка Мухаммеда, высшее духовенство играло роль политических советников, а уголовное и гражданское право было основано на религиозных законах - шариате. Таким образом, все сферы жизни общества - семья, культура, правовые отношения, политика - подвергались вмешательству со стороны ислама. Чем более значительную роль играл в жизни страны религиозный фактор, тем более сильное влияние он оказывал и на отношения государства и церкви.
Можно выделить три основных исторических типа отношений церкви и государства. 1.
Верховенство государственной власти над церковной. Так, например, в XIV в. по приказу французского короля Филиппа IV резиденция римских пап была перенесена в город Авиньон, располагавшийся на территории Франции, папство использовалось французскими монархами в политических целях. Этот период, длившийся с 1309 по 1377 г., носит название «Авиньонское пленение». 2.
Подчинение государства церковным учреждениям. В традиционных исламских государствах мусульманское духовенство выполняло светские функции, полностью контролируя политическую сферу. 3.
Взаимное невмешательство государства и церкви. Такая ситуация характерна для большинства стран современной Западной Европы.
В современном западном обществе государство и церковь сосуществуют параллельно друг другу. Религия способствует обоснованию и поддержанию общественных ценностей, в том числе и политических, что влияет на отношение общества к закону и власти.
Церковные институты могут представлять интересы отдельных социальных групп, способствовать усилению их влияния. Религиозные организации принимают участие в политическом процессе через активную идеологическую деятельность. Такая взаимосвязь религии и политики обусловлена тем, что для большинства людей религиозная вера является частью национальной культуры и неотделима от образа жизни и основ социально-политического устройства общества.
В современном мире речь может идти о трех основных формах взаимодействия религии и политики.
Во-первых, об использовании религии в политических целях. Например, в 1991 г. иракский лидер Саддам Хусейн мотивировал нападение на Кувейт тем, что королевская семья Кувейта ведет себя не в соответствии с нормами ислама.
Во-вторых, о влиянии религии на политику в рамках установленных законом или общепринятых процедур. В Западной Европе церковь стремится влиять на законодательство через общепринятые демократические каналы. В таких государствах, как Испания, Португалия, Италия церковь полемизирует с государством по вопросам семьи и образования.
В-третьих, о сакрализации политических институтов. В качестве примера можно привести Японию, где национальная религия - синтоизм - является духовной основой японских политических институтов.
В современном мире религия все еще продолжает выполнять функции, сходные с функциями идеологии, что приводит к ее политизации. Однако это не всегда означает, что общество становится более религиозным. Очень часто, особенно в странах третьего мира, недовольство социально-экономическими или политическими реалиями выражается в форме религиозных волнений, направленных на достижение некоей высшей справедливости. В этих случаях религия может выступать альтернативой таким идеологиям современности, как консерватизм, либерализм или социализм. Как уже было сказано выше, религиозная вера представляет собой органичную часть национальной культуры. Процессы глобализации, которые зачастую способствуют вестернизации традиционных обществ, могут приводить к усилению тенденций национализма, способствующих сохранению самобытной культуры; религия в таких случаях становится важной частью националистических программ.
Эти особенности общественного развития приводят к тому, что религиозный фактор все чаще играет важную роль как во внутренних, так и в международных конфликтах. Что лежит в основе таких явлений, как средневековые Крестовые походы или террористические акты современных исламских фундаменталистов? На первый взгляд, в основе этих агрессивных действий лежит религиозная вера. Значит ли это, что в религии изначально содержатся нормы и предписания, призывающие к насилию и экспансии? Мировые религии, т. е. буддизм, христианство и ислам в их классическом варианте, основаны на терпимости и человеколюбии, они не призывают напрямую к борьбе с инакомыслящими. Однако религия и церковь обладают особыми возможностями воздействия на мировоззрение и поведение верующих. Истолкование божественных заветов - монополия священнослужителей, и такая монополия часто приводит к тому, что наибольшее внимание уделяется одним догматам в ущерб другим. Например, исламские фундаменталисты используют понятие джихад для обозначения войны с неверными во имя распространения мусульманской веры. Однако с арабского языка джихад переводится как «усилие». Если в первые века распространения ислама джихад действительно трактовался как война, причем война оборонительная, то начиная с XIV в. концепция джихада усложняется: наивысшим проявлением считается джихад духовный, т. е. внутреннее самосовершенствование на пути к Аллаху. Таким образом, джихад можно истолковать и как обоснование приложения максимальных усилий для процветания государства, и как оправдание для терактов - все зависит от политических задач того или иного лидера.
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что в исламе изначально заложены прозелетизм4 и определенная агрессивность в вопросах распространения веры. Эти особенности ислама способствуют использованию его в качестве политической платформы. Буддизм, напротив, носит сугубо мирный характер. В нем, в отличие от ислама и христианства, не разрабатывается единый мировой порядок божественного происхождения. Однако корни печально знаменитой японской секты «Аум Синрикё», в 1995 г. совершившей теракт в токийском метро, изначально уходят в буддизм. Основатель секты Сёко Асахара ставил перед собой цель захватить власть сначала в Японии, а затем и по всему миру. «Мирный» характер буддизма опровергается и некоторыми буддоло- гами-востоковедами: в канонических буддистских текстах можно найти оправдание необходимости и справедливости захватнической политики.
Немецкий философ К. Шмитт в своем определении политики указывал, что политические действия и мотивы можно свести к различению друга и врага. Политический враг не всегда морально зол, но всегда представляет собой чуждое, иное. Используя религиозную веру и религиозные символы, можно придать сакральность любому политическому конфликту, что, в свою очередь, приводит к сакрализации врага, делает его воплощением вселенского зла. Таким образом, именно религиозный фактор становится одним из наиболее удобных при использовании в политических целях для оправдания насилия и агрессии.
Тема 24. Религия и политика
1. Роль и место религии в политике
Роль религии в современном мире:
v Религия по-прежнему в значительной мере влияет на политическую жизнь в большинстве стран мира, включая страны, где большая часть населения нерелигиозна.
v Религия решающим образом влияет на политическую культуру большинства стран и народов мира.
v Религиозная символика присутствует в качестве составной части символики государств, политических партий, общественных организаций.
v Религиозные праздники являются также и государственными в большинстве стран мира.
v Религиозные деятели входят в состав политической элиты многих стран.
v Присяга высших должностных лиц при вступлении в должность часто сопровождается религиозным обрядом.
Французские просветители XYIII века говорили о том, что религия является исключительно следствием невежества народных масс, и что по мере развития образования и технического прогресса религия исчезнет.
Однако, начиная с 1970-х гг., по мере подъема исламского движения и исламской революции в Иране, политологи заговорили о религиозном ренессансе во многих регионах мира.
Появились такие термины, как «политизация религии» и «религизация политики».
Религия (от латинского слова religare - соединять, связывать) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя:
v свод моральных норм;
v типов поведения, обрядов, культовых действий;
v объединение людей в организации.
Религия может быть использована политическими деятелями для достижения собственных целей.
Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом (был характерен для Византии, России и фашистской Италии).
Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом (в Средневековье католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе).
Основные функции религии:
v Мировоззренческая - религия наполняет жизнь верующих неким особым значением и смыслом;
v Компенсаторная , или утешительная, психотерапевтическая - возможности религии компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью;
v Коммуникативная - общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами, духами (общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности);
v Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей;
v Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями;
v Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях;
v Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.);
v Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Религия моделирует будущее общество, к которому призывает стремиться своих сторонников. Религия, как правило, идеальное общество переносит на небо, но, тем не менее, каждая религиозная идеологическая система всегда имеет свой проект идеального общественно-политического порядка и на земле.
2. Общая характеристика религии
Для религии наиболее употребляемым понятием является «вера» (не случайно религиозные люди себя называют «верующими»). Однако вера и религия - это не одно и то же.
Вера - признание чего-либо истинным без доказательств, в силу внутреннего субъективного предположения. Религиозная вера - вера в некое сверхъестественное, абсолютное и вечное первоначало, сотворившее наш мир, невосприимчивое нашими органами чувств и непостигаемое нашим разумом.
Религия включает в себя не только веру в сверхъестественное, а подразумевает также веру в возможность непосредственного общения с этим сверхъестественным путем молитв, проведения особых обрядов и пр.
По мнению американского футуролога Курцвейла Рэймона (1948) «основная роль религии - это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления».
Религия - это и образ мысли, чувства, действия, обусловленные верой в сверхъестественное и предусматривающее возможность общения с ним.
Религия - это целый комплекс, включающий в себя многие компоненты, к которым относятся:
v религиозные представления,
v религиозные чувства ,
v религиозные действия .
Религиозные представления - это совокупность идей и образов, воспринимаемых верующими как данные свыше, полученные от Бога,
Исследователи различают различные уровни религиозного представления:
v низшее (обыденное) религиозное представление;
v высшее (религиозная теория).
Обыденное религиозное сознание - самое общее, порой очень поверхностное, представление о Боге и религии, сводящееся нередко лишь к механическому повторению молитв и выполнению обрядов.
Религиозную теорию называют вероучением . Разрабатывают его профессиональные ученые-богословы (теологи). Вероучение отличается обстоятельностью, полнотой, охватывая почти все стороны жизни человека, и строгой последовательностью. Вероучение четко систематизировано и зафиксировано в священных текстах - книге или своде книг. В христианстве подобные тексты называются Священным Писанием.
Для верующих священные тексты считаются боговдохновенными, ниспосланными свыше и содержащими божественное откровение.
В каждой религии существуют догмы - мнения, учения, положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.
Люди, не соглашающиеся с учением Церкви, и высказывающие собственное мнение - ересь , называется - еретиками. Не случайно говориться - где догма, там и ересь .
Господствующая Церковь в прошлом подвергала еретиков преследованиям (средневековая инквизиция). Но нередко ересь побеждает и сама превращается в господствующую религию.
Религиозные чувства - эмоциональное состояние, вызванное размышлениями на религиозные темы, чтением священных текстов, молитвой или участием в религиозной церемонии. Религиозные чувства являются одними из самых сильных чувств, которые способен переживать человек.
Религиозные действия - совокупность строго регламентированных действий, продиктованных религиозной верой. Чаще всего религиозные действия называют культом .
К важнейшим элементам культа относятся:
v ритуальные поклоны и жесты,
v молитвы и песнопения,
v жертвоприношения,
v ограничения в пище (посты),
v поклонения святым местам.
Культовые акции обычно совершаются в специальных сооружениях - храмах .
Совокупность верующих одной религиозной системы составляют конфессию (от латинского confession - признание, исповедание).
Наряду с большими конфессиями, как правило, в одной стране также существуют и более мелкие религиозные организации - секты (от латинского sekta - учение, направление).
В последнее время в ряде западных стран секты стали именовать деноминациями (от латинского denomination - наделение особым именем).
Институционализированая конфессия составляет Церковь .
В обществе и государстве Церковь выполняет две функции:
1. Религиозную -
v сохраняет и развивает вероучение,
v проводит богослужение,
v осуществляет подготовку кадров священнослужителей.
2. Социально-политическую:
v ведет государственно-политическую деятельность,
v культурно-просветительскую работу среди населения страны,
v занимается благотворительностью,
v занимается экономической деятельностью.
Представители Церкви и активные верующие становятся, даже сами того не желая, политическими деятелями.
Политическая деятельность приводит к тому, что деятелям Церкви и светским сторонникам усиления роли религии в жизни страны приходится создавать политические партии, массовые организации, профсоюзы, прессу и электронные СМИ, вести политическую деятельность, в своих формах практически не отличающуюся от деятельности всех остальных политических организаций.
Политическая идеология, вдохновляющаяся религиозными учениями, называется клерикальной, или клерикализмом (от латинского clericalis - церковный).
Соответственно, политические партии, отстаивающие подобными взгляды, называются клерикальными. Партии, ставящие целью устранение влияния Церкви на политику и создание светского государства, называются антиклерикальными.
В основе каждого политического движения, основанного на религиозных учениях, положено осмысление священных текстов.
В зависимости от истолкования религиозных учений, религиозно-политические идеологии делятся на фундаменталистские, модернистские и традиционалистские.
Фундаментализм призывает вернуться к фундаменту, основам веры, отрицая новшества в вероучении и богослужении.
Модернисты напротив, стараются осовременить вероучение, по-новому истолковывая священные тексты.
Традиционалисты воспринимают Церковь такой, какая она есть на сегодняшний момент, не одобряя ни новшеств, ни фундаментализма.
В политических движениях, основанных на религиозных учениях, преобладает фундаментализм . Это объясняется тем, политически активные верующие критически оценивают традиционную церковь, считая, что она не способна отстаивать их права.
Модернизм чаще всего используются правящими режимами для обоснования своей власти.
Фундаменталисты, осуждающие официальную церковь и резко оппозиционно настроенные к власти, с большей вероятностью способны увлечь за собой массы активных верующих.
По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий (Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе).
Из числа верующих:
v христиан - 33 %;
v мусульман - 21 %;
v иудеев - 0,2 % ;
v индуистов - 14 %;
v буддистов - 6 %;
v представителей традиционных китайских религий - 6 %;
v сикхов - 0,37 %;
v приверженцев других верований - остальные.
- Политические доктрины христианства
Католицизм.
Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 году и на несколько веков каких-либо крупных государств в этой части христианского мира не было. Но все эти мелкие государства объединялись христианством.
Со времен Римской империи сохранилась жесткое централизованное иерархичное устройство Церкви и латинский язык в качестве главного языка. При этом на Западе был только один город - Рим, архиепископ которого считался одним из самых влиятельных в христианском мире и носил титул папы.
В результате в средневековой Европе сложился папоцезаризм - идея превосходства церковной власти, представленной папой Римским, над светской властью.
Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей , согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога. При наиболее могущественных папах, теория «двух мечей» означала, что светские правители должны всего лишь выполнять повеления пап. Короля, не подчиняющему папе, можно сместить, заменить, даже убить. Его «меч» также принадлежит церкви.
Священническое служение рассматривается как высшее, а императорское - как низшее и ему подчиненное. С такой точки зрения, император возводится на престол «по воле (nutu) Бога и святого ключника Петра».
По мере формирования и укрепления национальных государств папство все больше само попадалось под контроль светских властей.
Теорию «двух мечей» стали использовать для оправдания полной самостоятельности светских королей. В дальнейшем эта теория перестала использоваться как светскими, так и церковными теоретиками.
Чисто католическим является догмат о непогрешимости папы Римского, сделавший римского архиепископа высшим авторитетом в вопросах веры для католиков.
С целью сохранения единства владений и богатств церкви в Х I в. был введении целибат - безбрачие белого (приходского) духовенства. Это приводило к тому, что даже самые богатые и влиятельные иерархи церкви оставались лишь пожизненными пользователями ее богатств, будучи не в состоянии передать их по наследству.
Одновременно в католичестве были созданы монашеские ордена - объединения монастырей с общим уставом. Ордена напрямую подчинялись папе и были поэтому независимы от местных церковных властей.
Таким образом, даже в случае неповиновения какого-нибудь короля, которого могло поддержать местное духовенство, ордена оставались верны папе.
Наконец, на страже интересов церкви всегда была инквизиция .
В конце XIX в., убедившись в поражении жесткого противостояния светским властям, Папство сменило тактику. В 1891 г. папа Лев ХШ издал энциклику (послание по вопросам веры и политики) «Рерум новарум», в которой призвал католиков признавать светские законы, уважать конституционный строй, но вместе с тем, создавать свои партии, профсоюзы, общественные организации, и активно участвовать в политической жизни.
В католических странах стали возникать партии, обычно называвшие себя народными, или, несколько позднее, христианско-демократическими. В ХХ веке христианская демократия стала одной из влиятельнейших политических сил во многих странах Европы.
В наши дни христианско-демократические партии уже нельзя назвать клерикальными. Для их идеологии характерно отношение к христианству не столько как к религии, сколько к великой исторической традиции. В этом смысле христианско-демократические партии могут считаться не религиозными, а консервативными партиями.
Православие.
В конце римской эпохи сложились два противоположных христианских религиозно-политических учения. В восточной части римской империи, впоследствии названной Византией , сложилось явление цезарепапизма , то есть превосходства императорской власти над властью церковной.
На Востоке существовали сразу несколько крупных городов - метрополий, архиепископ которых носил титул патриарха или папы (Иерусалим, Антиохия, Александрия, Константинополь), а император был один. В результате патриархи уравновешивали друг друга, не выступая с самостоятельными требованиями.
В эпоху императора Юстиниана (527-565 гг) появилось понятие «симфонии », то есть «созвучия» светской и духовной власти. В соответствии с «симфонией», Церковь спасает бессмертные души христиан, защищая незыблемость обрядов и догматов, а грешными бренными телами ведает светская императорская власть.
Благодаря теории «симфонии» восточная церковь не выдвигала никогда политических требований, но при этом малейшие расхождения с обрядностью и догматами, принятыми на Вселенских Соборах, вызывала серьезнейшие политические потрясения.
Идеальным политическим устройством православие считает царскую власть. Царь, являясь Помазанником Божиим, должен только перед ним держать ответ, а не перед народом. Самодержавие создается не только волей Божьей, но и по образцу Царства Божия. Поэтому в православном царстве не может быть конституционных ограничений, парламентов и т. д. Православие, таким образом, неразрывно связанна с определенной формой правления - самодержавной монархией .
В России, в полном соответствии с цезарепапизмом, светская власть распоряжалась церковным имуществом. Со времен Петра Великого церковь была превращена в незначительное министерство. Сама церковь никогда не претендовала на участие в политических делах. Даже в годы потрясений большевистской революции церковь заняла позицию неучастия в Гражданской войне.
В 1927 г. местоблюститель патриаршего престола Сергий, крупный философ, многократно подвергавшийся арестам, но никогда не отрекавшийся от своих взглядов, тем не менее, поместил декларацию, в которой объявил о поддержке советской власти.
Государство пошло на примирение с Русской православной Церковью в годы Великой Отечественной войны, закрыв антирелигиозные газеты, распустив «Союз воинствующих безбожников». Сталин встретился в сентябре 1943 г. с высшими церковными иерархами и фактически согласился с их пожеланиями, выпустив находящихся в заключении священников, разрешив избрать патриарха на вакантную с 1925 г. должность, и разрешив церкви приобретать здания, открывать храмы и религиозные учебные заведения.
При Н.С.Хрущеве возобновилось гонение на церковь. За 1959-64 гг. были закрыты 5 из 8 духовных семинарий, более 50 из 89 монастырей, количество приходов сократилось с 22 тыс. до 8 тыс. Тем не менее, Русская Православная церковь продолжала в полном соответствии с цезарепапизмом, сосуществовать с властью, у которой атеизм был частью официальной идеологии.
После перестройки и распада СССР РПЦ по-прежнему занимает позицию принципиального невмешательства в политическую жизнь.
Несмотря на стремление всех политических партий привлечь Церковь на свою строну, духовенство и миряне остаются в стороне от политических страстей.
Протестантизм.
Протестантизм родился в Х VI в. и связан своим происхождением с Реформацией - социально-идеологическим движением, направленным против католической церкви и феодальных порядков.
С самого начала протестантизм был разнородным движением, никогда не имевшим единой организации.
В наши дни существуют несколько десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций.
Характерной особенностью протестантизма является отрицание необходимости церковной иерархии, считая, что не должно быть посредников между Богом и человеком в виде церковной организации. Это приводит к тому, что протестанты редко выдвигают собственные политические требования.
Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой каждый мог проповедовать. Поэтому не удивительно, что протестанты в политике тяготели к демократии.
Именно протестантские страны стали первыми в истории конституционными монархиями или республиками.
Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры, приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий.
Даже христианско-демократические партии в протестантских странах являются светскими консервативными партиями.
В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.
В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).
- Политическая доктрина ислама
Ислам - самая молодая из мировых религий.
Слово «ислам» имеет несколько значений:
v буквально переводится как мир;
v другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу»).
Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами .
С точки зрения Корана (священная книга ислама), ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были пророки - Авраам, Моисей, Иисус.
В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.
Является на сегодняшний день самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские страны переживают всеохватывающий кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман вопросы.
В самом деле, за последние полвека страны традиционного ислама предпринимали попытки введения демократии западного образца, пытались строить социалистическое общество самого различного направления, пережили период националистических диктатур.
Однако все это оказалось не в состоянии решить стоящие перед странами проблемы. В этих условиях и произошло «возрождение» ислама.
Во многом это возрождение было связано с особенностями исламской религии.
В основе политической системы ислама лежат три основных принципа:
v Таухид (единобожие),
v Рисалят (пророческая миссия Мухаммеда),
v Хиляфа (наместничество).
Таухид - принцип единства Аллаха - всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально.
Ни один индивидуум, семья, класс общества или раса не имеют права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем и Его предписания - закон.
Таким образом, никакая конституция не может ничего предписывать религии и ее служителям.
Хиляфа - по исламу человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником.
Поэтому он призван, используя добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом.
В действительности это означает, что управлять мусульманской общиной после пророка Мухаммеда могут наиболее благочестивые мусульмане.
Борьба за власть между преемниками пророка в VII в. породила раскол ислама на суннизм (ортодоксальный ислам) и шиизм.
Первыми шиитами были сторонники халифа Али и его сына Хусейна, погибших в борьбе против захватившего власть грубой силой халифа Моавии. С тех пор шииты считают, что управлять мусульманами могут только потомки Али. Все остальные правители, даже мусульмане, не могут считаться истинными правителями.
Шииты неоднократно поднимали восстания и создавали недолговечные государства, которыми правили имамы - духовные лидеры.
В силу исторических обстоятельств шиизм утвердился только в одной мусульманской стране - Иране.
В 1979 г. иранское духовенство под руководством аятоллы (духовный титул шиитов) Хомейни возглавило народную революции, свернув прозападный режим шаха и установив своеобразный политический режим - исламскую республику.
В Иране существует парламент, президент, партии, периодически проводятся выборы, однако все решения правительства может отменить духовный законоучитель - факих, или рахбар.
Большинство мусульман являются суннитами (от Сунны - сборника рассказов о жизни и изречениях пророка Мухаммеда).
У них отсутствует единое духовное руководство после ликвидации халифата в 1924 году.
Это приводит к раздробленности мусульманских политических идеологий и способствует популярности воинственных экстремистов фундаменталистского толка.
Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга. Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами - одно из самых важных заданий политической науки.
Для того, чтобы получить удовлетворительные результаты исследования, необходимо более детально разобраться в том, что же, собственно, представляют собой политика и религия, ибо обыденное толкование этих слов может привести к неоднозначности в лучшем случае, и к неверным выводам в худшем. Если с политикой все более-менее ясно и без особых препятствий можно в качестве рабочего взять определение:
Политика - сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы,
то с определением религии дело обстоит сложнее. Дело в том, что многие источники освещают этот вопрос не в ракурсе религиоведения, а в ракурсе еще недавно предшествовавшего ему научного атеизма, что, безусловно, искажает суть самой религии, как духовно-ориентированной сферы общественных отношений, с весьма специфическими функциями и ролью в жизни общества. Разумная стратегия заключается в том, чтобы принимать во внимание всякий феномен таким, какой он есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны жизни человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать во внимание, причем такой, какой она является в собственном самосознании. Даже если смысл кажется непонятным или странным, необходимо принимать его именно таким, делая скидку на его значение во внутреннем построении. Итак, что же религия говорит сама про себя:
Религия - специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.
Религия как фактор политической жизни общества
Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях - структурном и функциональном.
Структура политики охватывает политическое сознание, политическую деятельность, политические организации и политические отношения. А структура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии и политики взаимосвязаны. Отношения институтов публичной власти с религиозными организациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественных институтов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплоть до полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это от конкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типа религиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количество последователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленным адептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций, партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы, функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения, репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклись экономической, политической нестабильностью общества.
Тесная связь религии и политики обусловлена и основными функциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум все же оказывают влияние на политику.
Взаимовлияние политики и религии
Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.
В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.
Не меньшее влияние оказывает и религия на политику. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания.
В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа. Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака.
Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов.
Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.
Государство и церковь: основные модели взаимодействия
На современном этапе характер государственно-церковных отношений - один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:
Теократия
Проявляется как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.
Цезаропапизм
Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.
Законодательная поддержка, которая обеспечивает привилегированное состояние определенной церкви в государстве
Статус государственной церкви предусматривает государственное финансирование деятельности церковных институций, возлагает на них определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах.Отделение церкви от государства
На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.
Невмешательство государства и церкви в дела друг друга
Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности в государстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане США, Франции, Турции, Украины.
Схемы государственной финансовой поддержки церкви
В зависимости от традиций, модели государственно-церковных отношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковных институций:
- Прямое финансирование государством религиозных организаций и государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия и др.).
- Сбор специального "церковного" налога, который тратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)
- Использование средств "церковного" налога религиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролем государства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.)
- Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям, которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки от церковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь и государство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).
Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви и государства.
Заключение
Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.
Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии в общественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как кладезь национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.
Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства.
Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.
Список литературы
- Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие / В.А. Мельник.
- Политология. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2004.
- Религиоведение. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2005.