Система коллективной безопасности в предвоенные годы означала. Система «коллективной безопасности
КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМА - состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме и реализованное усилиями государств в мировом или региональном масштабе.
Обеспечение коллективной безопасности опирается на принципы мирного сосуществования, равенства и одинаковой безопасности, на уважение суверенитета и границ государств, взаимовыгодное сотрудничество и военную разрядку.
Вопрос о создании системы коллективной безопасности впервые был поставлен в 1933-1934 гг. на переговорах СССР и Франции о заключении многостороннего регионального европейского договора о взаимопомощи (впоследствии получил название Восточного пакта) и переговорах СССР с правительством США о заключении регионального тихоокеанского пакта с участием СССР, США, Китая, Японии и других государств.
Однако в Европе настойчивое противодействие Великобритании, маневры французского правительства, пытавшегося договориться с Германией, и уловки А. Гитлера, требовавшего равноправия Германии в области вооружения, - все это сорвало заключение регионального пакта и обсуждение вопроса о коллективной безопасности вылилось в бесплодную дискуссию.
Растущая угроза агрессии со стороны гитлеровской Германии заставила СССР и Францию начать создание системы коллективной безопасности с заключения советско-французского договора о взаимной помощи (2 мая 1935 г.). Хотя он не предусматривал автоматизма действия обязательств о взаимопомощи в случае невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства и не сопровождался военной конвенцией о конкретных формах, условиях и размерах военной помощи, тем не менее это был первый шаг в организации системы коллективной безопасности
16 мая 1935 г. был подписан советско-чехословацкий договор о взаимной помощи. Однако в нем возможность оказания Чехословакии помощи со стороны СССР, равно как и чехословацкой помощи Советскому Союзу, была ограничена непременным условием распространения аналогичного обязательства и на Францию.
На Дальнем Востоке СССР предложил заключить тихоокеанский региональный пакт СССР, США, Китая и Японии, чтобы предотвратить агрессивные замыслы японского милитаризма. Предполагалось подписать договор о ненападении и неоказании помощи агрессору. Первоначально США положительно встретили данный проект, но, в свою очередь, предложили расширить состав участников пакта, включив Великобританию, Францию и Голландию.
Однако английское правительство уклонилось от ясного ответа по вопросу создания тихоокеанского пакта региональной безопасности, так как потворствовало японской агрессии. Гоминьдановское правительство Китая не проявило достаточной активности в поддержке советского предложения, так как надеялось на сговор с Японией. Учитывая рост японских вооружений, США встали на путь гонки морских вооружений, заявив, что «пактам веры нет» и что действенным гарантом безопасности является только сильный флот. В результате к 1937 г. переговоры о заключении регионального пакта для коллективного обеспечения мира на Дальнем Востоке зашли в тупик.
Во второй половине 1930-х гг. вопрос о системе коллективной безопасности не раз обсуждался на Совете Лиги Наций в связи с нападением Италии на Эфиопию (1935), вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область (1936), дискуссией об изменении режима Черноморских проливов (1936) и безопасности судоходства на Средиземном море (1937).
Проведение западными державами политики «умиротворения» Германии и натравливания ее на СССР накануне Второй мировой войны 1939-1945 гг. привело к затягиванию английским и французским правительствами переговоров о заключении с СССР соглашения о взаимной помощи и о военной конвенции в случае нападения на одну из трех стран. Нежелание содействовать организации коллективного отпора фашистской агрессии проявили также Польша и Румыния. Бесплодные переговоры военных миссий СССР, Великобритании и Франции (Москва, 13-17 августа 1939) стали последней попыткой в межвоенный период создания системы коллективной безопасности в Европе.
В послевоенный период для поддержания мира и международной безопасности была создана Организация Объединенных Наций. Однако достижение системы коллективной безопасности было затруднено в связи с развертыванием «холодной войны» и созданием двух противостоящих военно-политических группировок - НАТО и ОВД. На Женевском совещании 1955 г. СССР внес проект Общеевропейского договора о коллективной безопасности, в котором предусматривалось, что государства - участники военно-политических блоков возьмут на себя обязательства не применять вооруженную силу против друг друга. Однако западные державы отклонили это предложение.
Разрядка международной напряженности, достигнутая во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг., способствовала созданию политических гарантий международной безопасности. Важным итогом в этом процессе стало в августе 1975 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1990 г. - ). «Заключительный акт...» СБСЕ включал Декларацию принципов взаимоотношений между государствами: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела др. государств; развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах. Реализация этих принципов на практике открывает широкие возможности для решения важнейшей международной задачи - упрочение мира и безопасности народов.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 228-229.
2. Внешняя политика СССР в условиях назревания военной опасности (стр. 594-607)
Вступление СССР в Лигу наций. Советские предложения по организации системы коллективной безопасности в Европе (стр. 599-603)
Несмотря на всю сложность обстановки в Европе, советская дипломатия, следуя директивам партии, продолжала исходить в своей политике из возможности объединения усилий миролюбивых держав в борьбе против угрозы фашистской агрессии. Советское правительство настойчиво искало средства обеспечения коллективной безопасности.
В сентябре 1934 г. Советский Союз принял приглашение 30 государств вступить в Лигу наций (15 сентября 1934 г. Совет Лиги наций принял решение о предоставлении СССР постоянного места в Совете. Вступая в Лигу, Советское правительство считало необходимым предупредить всех членов этой организации, что оно не принимает на себя ответственности за их предшествующие решения и за договоры, заключенные ими без участия СССР. ). Правительство СССР хорошо видело многочисленные пороки и недостатки этой организации. Однако после выхода из Лиги Германии и Японии появились определенные возможности использовать ее в качестве орудия, хотя и несовершенного, для борьбы против агрессии, для пропаганды идей мира и разоблачения провокаторов войны.
В заявлении советского представителя М. М. Литвинова подчеркивалось, что СССР вступил в Лигу наций с единственной целью и единственным обещанием всемерно сотрудничать с другими народами в деле сохранения неделимого мира. «Я знаю, - сказал Литвинов, - что Лига наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден, однако, и в том, что при твердой воле и дружном сотрудничестве всех ее членов весьма многое может быть сделано и в каждый данный момент для максимального уменьшения шансов войны. Но это является достаточно почетной и благородной задачей, осуществление которой принесет неисчислимые блага человечеству.
Над этой задачей Советское правительство не переставало работать в течение всего времени своего существования. Отныне оно хочет объединить свои усилия с усилиями других государств, представленных в Лиге».
Возможному агрессору надо было противопоставить подавляющую комбинацию сил и таким путем воспрепятствовать успеху действий, направленных на подготовку и развязывание [стр. 599] новой мировой войны. Особое значение в этом могли иметь региональные пакты взаимопомощи с участием широкого круга европейских государств.
Эта точка зрения Советского государства была положительно оценена прежде всего во Франции, которой непосредственно угрожало фашистское нападение. Подписанный правительством Эррио 29 ноября 1932 г. советско-французский договор о ненападении служил хорошей основой для дальнейшего сближения между обеими странами.
31 октября 1933 г. Поль Бонкур поставил вопрос о возможных совместных контрмерах со стороны СССР и Франции в случае усиления подготовки Германии к войне. В декабре 1933 г. Наркоминдел СССР выступил с предложениями, в которых предусматривалось, что СССР не возражает против заключения в рамках Лиги наций регионального соглашения о взаимной защите от агрессии со стороны Германии; согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участием Франции и Польши; независимо от обязательств по соглашению о взаимной защите участники соглашения должны обязаться оказывать друг другу дипломатическую, моральную и по возможности материальную помощь также в случаях военного нападения, не предусмотренного самим соглашением (См. «Международная жизнь», 1963, № 6, стр. 149-159, ).
В то время Франция стояла на пороге важных событий. Вечером 6 февраля 1934 г. на улицах Парижа произошло выступление французских фашистов, руководимых полковником де ла Рокком и поддержанных начальником парижской полиции Кьяппом. Сплоченность и единство действий французских левых партий и рабочих организаций обрекли выступление фашистов на провал. 12 февраля в Париже была проведена грандиозная демонстрация пролетарской солидарности. Она послужила толчком к развитию широкого демократического движения в стране, завершившегося в дальнейшем созданием Народного фронта.
В новом кабинете, явившемся результатом компромисса между правыми партиями и центром, портфель министра иностранных дел получил Луи Барту.
Луи Барту, хотя он и состоял членом правой партии, был выразителем того внешнеполитического курса, который диктовался трезвым учетом угрозы гитлеровской агрессии, национальными интересами Франции.
По мнению Барту, защита Франции против фашистской опасности должна была опираться на систему союзов, [стр. 600] заключенных с Польшей, Чехословакией, Румынией и Югославией, Он старался сохранить и франко-английское сотрудничество, опасаясь, однако, как бы Франция, по выражению Клемансо, не оказалась в роли лошади, а Англия - в роли наездника.
Тревога Барту и его сторонников относительно растущей угрозы со стороны германского милитаризма находила подтверждение в многочисленных фактах.
В марте 1934 г. французское правительство получило дополнительные сведения о форсированном перевооружении Германии. Численность личного состава германских вооруженных сил, включая военизированные организации СС, С А, «Гитлер-югенд», национал-социалистский моторизованный корпус, национал-социалистский авиационный корпус, «Трудовой фронт» и «Организацию Тодта», достигла почти одного миллиона человек. Расходы на рейхсвер в 1934-1935 гг. возрастали с 344,9 млн. до 574,5 млн. марок.
17 апреля 1934 г. французское правительство направило Великобритании ноту, в которой вновь ставило вопрос о безопасности Франции, которую оно не отделило от безопасности других европейских держав. «Фактически, - гласила нота, - германское правительство, не ожидая результатов переговоров, пожелало поставить нас перед своим решением продолжать перевооружение во всех видах и в том объеме, который оно определяет по собственному усмотрению, пренебрегая постановлениями Версальского договора».
Английская дипломатия, на словах поддерживая идею системы коллективной безопасности в Европе, на деле помогала гитлеровцам срывать организацию такой системы.
В этих условиях СССР и Франция совместно выступили за заключение договора о коллективном отпоре агрессору. В течение 1934 г. советская дипломатия вела переговоры с Францией о заключении Восточного пакта. По предложению Луи Барту пакт должен был включать Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую совершено нападение, военную помощь. Франция брала на себя гарантию выполнения пакта, не будучи его непосредственным участником. Из такого положения следовало, что в случае, если бы кто-либо из участников пакта отказался выполнить постановление о помощи стране, на которую напали, Франция обязана была бы сама выступить против агрессора.
В мае 1934 г. в ответ на французские предложения Наркоминдел констатировал готовность обсудить с Францией вопрос о подписании отдельного пакта. После ряда бесед к концу июня [стр. 601] удалось окончательно разработать франко-советский проект Восточного пакта.
27 июня 1934 г. проект Восточного пакта был передан французским правительством английскому. Проектом предусматривалось заключение двух соглашений о взаимопомощи, связанных между собой в единую систему: пакта взаимопомощи между СССР, Германией, Польшей, Чехословакией, Эстонией, Финляндией, Латвией, Литвой и франко-советского пакта о взаимопомощи.
Германия категорически отказалась стать участником пакта. Фашистское правительство утверждало, что у него существует «страх перед советской агрессией», что «пакт служит делу окружения Германии». Трудно было придумать что-либо более нелепое!
Стремясь заручиться поддержкой Англии, Барту посетил Лондон. Однако в Лондоне его ожидал холодный прием. Посол Франции Корбэн сказал Барту: «Ваше превосходительство, англичане будут считать вас лицом, внушающим некоторое подозрение. Предложение заключить пакт с Россией будет очень плохо принято...» Слова посла полностью оправдались.
14 сентября 1934 г. заявило о своем отказе принять участие в Восточном пакте правительство Польши. Поездка Барту по столицам Восточной Европы не увенчалась успехом. В значительной мере все это объяснялось противодействием английской дипломатии.
Характеризуя отношение Англии к организации системы коллективной безопасности в Европе, советское полпредство сообщало в НКИД: «Английское правительство по существу всегда относилось к Восточному пакту недоброжелательно... Восточный пакт должен был бы сильно укрепить наши международные позиции, обезопасить нашу западную границу п облегчить наше положение на Дальнем Востоке... Восточный пакт, который неизбежно должен был бы сцементировать все французские связи на Востоке и в сильнейшей степени гарантировать безопасность самой Франции, способствовал бы чрезвычайному росту французского международного могущества. Именно поэтому британская дипломатия не могла относиться с горячностью к Восточному пакту» («Международная жизнь», 1963, № 6, стр. 157. ). 19 июня 1934 г. глава советского дипломатического представительства в Лондоне заявил постоянному заместителю английского министра иностранных дел Ванситтарту, что общественное мнение Советского Союза «приписывает Англии подталкивание не только Японии, но и Германии к войне с нами и этим только объясняет сопротивление Англии Восточноевропейскому пакту» (Там же. ). [стр. 602]
Заключение договора о коллективном обеспечении безопасности в Европе, выдвинутого СССР совместно с Францией, было сорвано усилиями гитлеровской Германии, Польши и Англии.
Учитывая это, советская дипломатия предприняла действенные меры для заключения договора о взаимопомощи с Францией, а также для улучшения отношений с рядом соседних стран.
9 июня 1934 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР, Чехословакией и Румынией (Ранее, 4 февраля 1934 г., были установлены дипломатические отношения СССР с Венгрией, а 23 июля 1934 г. - с Болгарией. 17 сентября того же года состоялся обмен нотами об установлении дипломатических отношений между СССР и Албанией. ). [стр. 603]
Приход нацистов к власти заставил Москву серьезно пересмотреть оба "направления" советской внешней политики - как кировскую, так и коминтерновскую. С одной стороны, полным крахом закончилась политика сближения с Германией, с другой - еще большим провалом завершилась политика борьбы с европейской социал-демократией как с "социал-фашистами" и главными врагами коммунистического движения. В Москве слишком поздно поняли, что именно нацизм выступает главным врагом.
В этих условиях Москва была вынуждена озаботиться поиском новых союзников - как по партийной, так и по государственной линиям. Мы уже писали, что в 1932 г. был заключен советско-французский договор о ненападении - но только о ненападении. Поэтому, когда весной 1934 г. новый французский министр иностранных дел Франции Ж.-Л. Барту предложил Москве заключить так называемый Восточный пакт, там колебались недолго.
Уже в мае 1934 г. проект пакта, который предусматривал создание многосторонней системы взаимопомощи в составе Германии, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и СССР, был согласован советскими и французскими представителями. При этом Франция не должна была становиться участницей пакта: между ней и СССР должен был быть заключен отдельный двусторонний договор о взаимопомощи. Таким образом, достигались разом три цели:
- 1) Германия глубже интегрировалась в систему международных отношений;
- 2) СССР становился фактическим участником Локарнского пакта, гарантируя его соблюдение на Востоке;
- 3) всей системе европейских отношений придавалась большая устойчивость за счет того, что Германия, Франция и СССР взаимно уравновешивали друг друга (Ж.-Л. Барту не исключал присоединение к этой системе и Италии). Для Советского Союза идея Ж.-Л. Барту означала окончательную ликвидацию "санитарного кордона"; вот почему Советы так за нее ухватились.
Советско-французское сближение ускорило прием СССР в Лигу Наций, который состоялся 18 сентября 1934 г. Москве было предоставлено место постоянного члена Совета Лиги.
А вот что касается "Восточного пакта", то эта идея рухнула также в сентябре 1934 г., когда Германия отклонила это предложение. Нацистская верхушка не хотела брать на себя международные обязательства, которые могли бы затруднить впоследствии развязывание агрессивных войн. Вслед за тем Польша, у которой были территориальные претензии и к Литве, и к Чехословакии, также отклонила предложение о присоединении к Восточному пакту.
В итоге выяснилось, что за региональный блок выступают три страны - Франция, Чехословакия и СССР. 2 мая 1935 г. был заключен советско- французский Договор о взаимной помощи, две недели спустя был заключен и советско-чехословацкий Договор о взаимной помощи, в соответствии с которым Чехословакия и СССР оказывали помощь друг другу, если кто-то из них подвергнется неспровоцированному нападению и если такая же помощь будет оказана жертве агрессии со стороны Франции. Вторая статья обоих договоров предусматривала немедленное оказание обеими сторонами помощи той из них, которая подвергнется неспровоцированному нападению третьей державы.
Эти договоры означали фактическое подключение Советского Союза к Локарнским гарантиям. Однако отсутствие военной конвенции, которая конкретизировала бы и переводила на четкий военный язык взаимные политические обязательства, обесценивало оба договора, превращая их в политическую декларацию. Преемник Ж.-Л. Барту на посту министра иностранных дел Франции - Пьер Лаваль - не собирался наполнять Договор о взаимной помощи с СССР конкретным содержанием; этот договор он собирался использовать для дипломатического маневрирования и оказания нажима на Германию.
При этом Москва была вынуждена решительно пересмотреть и свою партийную внешнюю политику. По итогам работы VII конгресса Коминтерна (июль - август 1935 г.) было одобрено решение о едином народном фронте в борьбе с фашистской опасностью. Это решение имело огромное значение с точки зрения тактики коммунистических партий: вместо ожесточенной борьбы со всеми инакомыслящими коммунисты брали на вооружение политику "народного фронта", куда могли бы входить все левые и даже центристские силы. Эта тактика была в наиболее полном виде реализована во Франции и в Испании, где коммунистам даже удалось войти в правительство.
Советско-французское сближение и решения VII конгресса Коминтерна, казалось, создают благоприятные возможности для повышения международного авторитета Советского Союза как раз тогда, когда это было ему крайне необходимо. Однако в специфических условиях развития внутриполитической ситуации в СССР во второй половине 1930-х гг. эти возможности не были использованы. Колоссальный ущерб международному авторитету Советского Союза был нанесен в результате большого террора 1937 1938 гг. Что касается левых сил, то они были дезориентированы и деморализованы, особенно когда в ижевскую мясорубку попали руководители компартий Австрии, Венгрии, Германии, Латвии, Польши, Румынии, Финляндии, Эстонии, Югославии. Кроме того, такие вожди Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП (б)) как Лев Борисович Каменев, Григорий Евсеевич Зиновьев, Николай Иванович Бухарин, Лев Давидович Троцкий, были лично хорошо известны на Западе; расправа над ними (под совершенно фантастическими с точки зрения любого нормального человека обвинениями) произвела крайне тяжелое впечатление даже на самых преданных Советскому Союзу "попутчиков".
В то же время консервативные круги на Западе (в том числе и нацистские руководители) были уверены в том, что после избиения высших командных кадров Красной Армии СССР утратил положение великой военной державы, и поэтому не имеет смысла ни стремиться к союзу с Москвой, ни опасаться ее мощи. Все эти соображения, безусловно, сказались на политике западных лидеров в конце 1930-х гг.
Международное положение СССР в начале 1930-х годов
Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей.
Этих целей СССР смог в значительной степени достичь к середине 1930-х годов; однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции.
В обстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 годах резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе. В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокадыСССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Одновременно Франция выступила с инициативой "объединения Европы" против СССР(план "пан-Европа"), то есть создания антисоветского блока европейских государств. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия.
Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил "крестовый поход" против СССР. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г. состоялись молебствия, митинги и демонстрации против преследования религии и христиан в СССР.
Укрепление международного положения СССР
Коррективы советской внешнеторговой политики и приход к власти летом 1932 г. во Франции леворадикального правительства во главе с Э.Эррио положили начало укреплению международного положения СССР. В 1932 г. Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году СССР восстановил дипломатические отношения с Китайской республикой. Осенью 1933 г. США признали СССР, установив с нашей страной дипломатические отношения. Нормализация советско-американских отношений стала главным успехом внешней полигики СССР 1930-х годов. В 1933-1935 гг. дипломатические отношения были также установлены с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. странами. К середине 30-х годов Советский Союз установил дипломатические отношения с большинством стран мира.
В 1934 г. 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Францией направили приглашение СССР вступить в эту международную организацию. Вступление СССР в Лигу Наций стало свидетельством его возросшего влияния и авторитета. Не мировая революция, а всемирное разоружение -- такова была первая крупная внешнеполитическая инициатива сталинского руководства на международной арене.
На международной конференции по сокращению и ограничению вооружений (Женева, 1932 г.) делегация СССР во главе с наркомом иностранных дел М.М, Литвиновым выдвинула три предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения, предусматривавшего полное уничтожение наиболее агрессивных типов вооружений; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в постоянную "конференцию мира". Ни одно из этих предложений не было поддержано женевской конференцией. Она закончила свою работу в июне-1934 г., имея в своем активе два основных решения -- признание права Германии на "равноправие" в вооружениях и план "качественного разоружения" ("план Макдональда"), предусматривавший предельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил лишь европейских стран. В ходе конференции два будущих инициатора новой мировой войны -- Япония и Германия -- вышли из Лиги Наций.
В свою очередь, СССР на международной экономической конференции (Лондон, июль 1933 г.) подписал с десятью государствами Конвенцию об определении агрессора. Агрессором признавалось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду.
Захват Японией составной части Китая -- Маньчжурии (1931 г.), приход к власти в Германии фашистов (1933 г.), с их откровенными планами "похода на Восток", создали явную угрозу миру. В этих условиях СССР был явно заинтересован в формировании систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии.
Проблема коллективной безопасности в 1930-е годы
В 1933 г. он начал переговоры по этому вопросу с Францией и США.
Переговоры о Восточном пакте (1933-1935 гг.), которые вел СССР, предусматривали заключение регионального соглашения ряда европейских государств (Польши, Чехословакии, прибалтийских государств) о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Франция настояла, чтобы участниками пакта стали не только СССР, Польша, Чехословакия, прибалтийские государства и Финляндия, но и Германия; сама же она стремилась стать гарантом Восточного пакта. СССР согласился с этим. Однако переговоры зашли в тупик и фактически были свернуты из-за решительного возражения против пакта Германии и Польши. Косвенным результатом переговоров явились два договора о взаимопомощи, заключенныеСССРс Францией и Чехословакией в 1935 г. При этом договор с Чехословакией содержал существенную оговорку, согласно которой обязательства о взаимопомощи действовали лишь при оказании одновременной помощи стороне-жертве нападения со стороны Франции. Этой оговоркой Чехословакия ограничила возможность СССР по оказанию ей помощи в случае нападения агрессора.
Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937 гг.), которые СССР вел с США, преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддержать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Ф.Рузвельт заявил, что "пактам веры нет". Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США.
международный политика советский японская агрессия
Борьба с японской агрессией
В июле 1937 г. Япония напала на Китай. ВАзии началась затяжная война. Через месяц СССР заключил с Китаем договор о ненападении. Одновременно он стал оказывать Китаю помощь военной техникой, оружием, боеприпасами, снаряжением. В Китай были направлены советские добровольцы, прежде всего летчики, которые защищали китайские города от налетов японской авиации.
В 1938-1939 г. японское правительство предприняло 2 попытки сорвать помощь СССР Китаю и захватить дальневосточные территории СССР. 29 июля 1938 г японские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. В качестве повода Япония выдвинула претензии на ряд высот в этом районе. Войска Дальневосточного фронта (командующий Маршал Советского Союза В.К.Блюхер) к 11 августа 1938 г. отбросили противника и восстановили государственную границу. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Агрессия "оправдывалась" претензиями на часть территории Монгольской Народной Республики в районе реки Хал-хин-Гол СССР оказал соседу военную помощь. Бои шли с переменным успехом, достигнув наибольшего ожесточения во второй половине августа 1939 г. Советские войска были объединены в 1-ю армейскую группу под командованием Г.К.Жукова. К концу августа японские войска были отброшены в Маньчжурию; 15 сентября 1939 г. в Москве СССР, МНР и Япония подписали соглашение о ликвидации конфликта у реки Халхин-Гол.
В сентябре 1940 г. в Токио был подписан германо-японо-итальянский военный пакт. Согласно ему, Япония признала право Германии и Италии на создание "нового порядка" в Европе, а Германия и Италия -- право Японии на создание "нового порядка" в Восточной Азии. В то же время советские дипломаты смогли добиться заключения с Японией пакта о нейтралитете (13 апреля 1941 г.).
Размещено на http://www.сайт.ru/
Подобные документы
Изучение направлений внешней политики СССР в первой половине 1930-х гг. Причины и последствия укрепления международного положения СССР. Создание системы коллективной безопасности. Советско-германские отношения. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке.
курсовая работа , добавлен 22.10.2010
Международное положение СССР в начале 30-х гг. Взаимное недоверие СССР и европейских держав. Проблемы коллективной безопасности. Рост военной угрозы, международная изоляция. Советско-германские отношения, война с Финляндией. Начало Второй мировой войны.
презентация , добавлен 16.12.2013
Сущность предвоенного политического кризиса. Советско-германские отношения в конце 30-х гг. XX ст. Договор о ненападении от 23 августа 1939 г. Борьба СССР за создание коллективной безопасности в Европе. Советско-англо-французские военные переговоры.
контрольная работа , добавлен 08.10.2012
Структурные преобразования органов государственной безопасности Советского Союза, их основные функции и деятельность в тылу в начале войны. Особенности деятельности органов государственной безопасности СССР на фронте и оккупированных территориях.
реферат , добавлен 31.07.2011
Международная политика СССР в 1930-х гг. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Предпосылки к сближению с Германией. Пакт о ненападении. Развитие отношений с Германией. Политика европейских государств перед началом Второй мировой войны.
курсовая работа , добавлен 02.07.2013
Основные события внешней политики и международных отношений. Разрядка международной напряженности, причины перехода от разрядки к конфронтации. Начало распада "социалистического лагеря". СССР и международные конфликты. Отношения СССР со странами Запада.
презентация , добавлен 27.05.2013
Международное положение Казахстана и выработка сбалансированной стратегии внешней политики в 90-х годах XX – начале XXI ст. Внешняя политика и проблемы международной безопасности. Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе.
реферат , добавлен 10.08.2009
Общая характеристика политического состояния Советского Союза после смерти Л. Брежнева. Анализ основных направлений внешней политики 1985-1991 гг. и концепция нового политического мышления. Кризис социалистического лагеря. Основные причины распада СССР.
реферат , добавлен 04.03.2011
Характеристика политики разрядки международной напряженности, отношения СССР со странами Запада. Особенности экономического и политического сотрудничества СССР с социалистическими странами Восточной Европы. Деятельность Совета Экономической Взаимопомощи.
реферат , добавлен 31.07.2011
Полное уничтожение правящей элиты Советского Союза как результат политики большого террора 30-х годов. Снятие цензурных ограничений для западных корреспондентов. "Утечка" информации по линии ведомства Берии. Изменение функций уставных партийных органов.
СИСТ Е́МА «КОЛЛЕКТ И́ВНОЙ БЕЗОП А́СНОСТИ»
Система «коллективной безопасности» - состояние международных отношений, при котором совместные усилия государств исключают нарушение всеобщего мира в мировом или региональном масштабе. В 1930-х годах к созданию такой системы стремились СССР и Франция, нацеленные на сдерживание агрессии, прежде всего германской. Главными идеологами «коллективной безопасности» в межвоенный период были премьер-министр Франции Л. Барту и народный комиссар иностранных дел СССР М. М. Литвинов.
Путь к идее «коллективной безопасности»
Нападение Японии на Маньчжурию в 1931 году и особенно приход нацистов к власти в Германии в 1933 году заставили СССР переосмыслить прежние внешнеполитические установки. Новое германское руководство открыто заявляло о своём негативном отношении к советской идеологии и не отказывалось от сформулированной Гитлером цели завоевать для Германии «жизненное пространство на Востоке». Это создавало потенциальную опасность для СССР. От поддержки пересмотра Версальского порядка советская внешняя политика перешла к позиции защиты основ послевоенного статус-кво. На XVII съезде партии Сталин сказал, что «дело идёт к новой империалистической войне». Он назвал несколько возможных сценариев начала конфликта и высказал мнение, что любой из этих сценариев будет плачевен для его организаторов. По поводу Германии Сталин заметил, что подозрительность СССР по отношению к новым властям этой страны обусловлена не столько сущностью фашистской идеологии, сколько завоевательными планами Гитлера. Более жёсткую позицию занял Н. И. Бухарин: зачитав несколько выдержек из «Майн кампф» Гитлера и других работ нацистских и японских авторов, главред «Правды» заявил: «Вот кто стоит перед нами, и вот с кем мы должны будем, товарищи, иметь дело во всех тех громаднейших исторических битвах, которые история возложила на наши плечи».
Ещё в июне 1933 года СССР заявил Германии о прекращении с сентября военного сотрудничества между странами. После этого Москва вступила в консультации с французской стороной о заключении договора о взаимопомощи. 29 декабря 1933 года, выступая на IV сессии ЦИК СССР, нарком иностранных дел М. М. Литвинов наметил «новый курс» советской внешней политики на ближайшие годы. Предполагалось, что СССР будет, во-первых, придерживаться принципа ненападения и соблюдать нейтралитет в любом конфликте; во-вторых, проводить политику умиротворения в отношении Германии и Японии; в-третьих, участвовать в создании системы коллективной безопасности; в-четвёртых, вести себя открыто в диалоге с западными демократиями. За два года «новый курс» принёс советской дипломатии ряд успехов: Ещё в ноябре 1933 года СССР признали США, чему способствовал визит в Вашингтон Литвинова и его переговоры с президентом Ф. Рузвельтом, а летом 1934 года - Румыния, Чехословакия и Болгария. В сентябре того же года Советский Союз вступил в Лигу Наций и сразу был принят в постоянные члены Совета Лиги как великая держава.
«Коллективная безопасность»: достижения и издержки
Принимая во внимание то, что 26 января 1934 года Германия заключила пакт о ненападении с Польшей, в Москве нацелились на более интенсивное сближение с Францией. Советское руководство поддержало предложения французского министра иностранных дел Л. Барту. Первое из них заключалось в том, что все государства Восточной и Центральной Европы, включая Германию и СССР, должны подписать соглашение об обязательстве оказывать взаимную помощь тому из них, которое станет жертвой агрессии. Это соглашение, так называемый «Восточный пакт», должен был стать аналогом Локарнских соглашений для Западной Европы. Второе предложение предусматривало, что Франция и СССР подпишут двусторонний договор о взаимопомощи в случае военной агрессии в Европе и, таким образом, свяжут между собой две системы коллективной безопасности, восточно- и западноевропейскую (локарнскую). Французская и советская стороны занялись совместной выработкой проекта Восточного пакта, однако Германия сразу наотрез отказалась подписывать подобное соглашение, о своём нежелании делать это заявила и Польша. 9 октября 1934 года в Марселе Л. Барту был убит вместе с королём Югославии Александром I хорватскими террористами. К проекту Восточного пакта новый глава МИД Франции П. Лаваль возвращаться не стал, но идею советско-французского договора поддержал. После того, как Германия, нарушив одно из условий Версальского договора, восстановила обязательную воинскую повинность, СССР и Франция подписали двусторонний договор о взаимопомощи в случае военного нападения в Европе. Это произошло 2 мая 1935 года, а ещё спустя две недели СССР подписала аналогичный пакт с Чехословакией. Параллельно шло и советско-британское сближение, апогеем которого стал визит в Москву министра иностранных дел Великобритании Э. Идена в марте 1935 года.
3 октября 1935 года итальянские войска вторглись в Эфиопию, началась итало-эфиопская война. Советские дипломаты в Лиге Наций выступили за применение к агрессору санкций вплоть до эмбарго на поставки нефти, которых опасался Муссолини. Однако из-за нерешительности действий Франции и Великобритании осуществить нажим на Италию не удалось.
28 февраля 1936 года - спустя девять месяцев после подписания - был ратифицирован советско-французский договор о взаимопомощи. Гитлер использовал это как предлог для ремилитаризации Рейнской области. 7 марта 1936 года, заявив, что на заверения Германии о дружбе Франция ответила «открывающим ворота Европы большевизму» альянсом с Советским Союзом, он приказал ввести войска не территорию Рейнской области. Тем самым власти Германии нарушили Версальский договор и Локарнские соглашения. В Москве на шаг Гитлера отреагировали заявлением о готовности предпринять совместно с Францией и Великобританией в рамках Лиги Наций все необходимые меры для обеспечения соблюдения существующих договоров. Что касается великих держав Запада, то они уклонились от активных действий, не желая связывать себя обязательствами с СССР.
В июле 1936 года началась гражданская война в Испании. Италия и Германия поддержали мятежников, выступивших против законного республиканского правительства в Мадриде. Со временем итало-германская помощь Франко становилась всё более существенной. Несмотря на то, что установление режима Франко в Испании создавало Лондону и Парижу большую угрозу, чем Москве, Франция и Великобритания предложили международные обязательства по невмешательству. СССР был вынужден присоединиться, хотя в самом начале войны в Испании и дал понять, что занимает сторону законного правительства. Несмотря на то, что к обязательствам формально примкнули и Германия с Италией, они продолжали поддерживать мятежников. С учётом этого осенью 1936 года в Москве решили самостоятельно оказывать помощь республиканскому правительству: посылать оружие, направлять инструкторов, а также добровольцев, из которых формировались интернациональные бригады.
В октябре 1936 года Германия и Италия заключили соглашение о военно-политическом сотрудничестве, создав так называемую Ось Берлин - Рим. 25 ноября 1936 года в Берлине Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт. Через год к нему присоединилась и Италия. В результате образовался блок, который под лозунгами борьбы с коммунизмом начал активную подготовку к войне. В марте 1938 года Германия осуществила «аншлюс» Австрии - территория республики вошла в состав северного соседа. Французское и британское правительства ограничились формальным осуждением аншлюса. СССР призвал к коллективному отпору агрессии, однако его предложение не встретило поддержки.
Мюнхенское соглашение и крах политики «коллективной безопасности»
Западные державы, рассчитывая на то, что Гитлер ограничит свои экспансионистские планы восточным направлением, взяли курс на проведение политики уступок нацистской Германии. В сентябре 1938 года Гитлер потребовал от властей Чехословакии передачи Германии Судетской области, где немцы составляли большинство населения. Прага была готова обороняться, но Франция отказалась от своих союзнических обязательств и вместе с Великобританией убедила чехословацкое правительство уступить Судетскую область. Советская сторона предложила державам Запада совместными усилиями защитить Чехословакию, но те, не заинтересованные в падении национал-социалистического режима в Германии, ответили отказом. Отказалась от помощи СССР и Чехословакия, власти которой опасались, что это создаст условия для советской интервенции. В ночь с 29 на 30 сентября 1938 года на конференции глав правительств и министров иностранных дел четырёх государств в Мюнхене было подписано соглашение, которое в советской историографии было принято называть «Мюнхенским сговором». По его условию, Судетская область переходила в состав Германии. Представители СССР в Мюнхен приглашены не были, а сам Советский Союз оказался единственным государством, отказавшимся признать последствия достигнутой в Мюнхене договорённости. Пример Германии развязал руки итальянскому диктатору Б. Муссолини: в апреле 1939 года итальянские войска оккупировали Албанию.
Мюнхенское соглашение показало, что западные державы не готовы сотрудничать с СССР в рамках системы коллективной безопасности, и это заставило советское руководство пересмотреть принципы внешней политики страны. Москва взяла курс на нейтралитет в случае конфликта между капиталистическими державами, рассчитывая на извлечение выгоды из будущей войны. В апреле 1939 года, в условиях нарастания военной угрозы, СССР начал переговоры с Великобританией и Францией о взаимных обязательствах в оказании помощи в случае агрессии против любой из трёх стран в Европе, но попытки договориться зашли в тупик. Великобритания, тем временем, тайно вела переговоры с Германией с целью направить агрессию Гитлера против СССР. В августе 1939 года советская сторона предложила тем же государствам подписать военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооружённых сил трёх держав в случае германской агрессии. Предполагалось, что СССР получит возможность провести войска через территорию Польши, чтобы выйти к границе Германии. Варшава, к тому моменту уже имевшая гарантии Франции и Великобритании о защите в случае нападения Германии, категорически отказалась, а французское и британское правительства не пытались убеждать её в обратном. Переговоры вновь потерпели неудачу, и это перечеркнуло последнюю попытку создать единый антигитлеровский фронт в Европе.
Стремясь предотвратить реальную угрозу войны, советское правительство вступило в диалог с Германией. Переговоры начались 15 августа 1939 года, а уже 23 августа стороны подписали в Москве Пакт о ненападении сроком на десять лет, а одновременно с ним - дополнительный секретный протокол, в котором оговаривалось разграничение сфер интересов обоих государств в Восточной Европе. С германской стороны подпись на документах поставил глава МИД страны И. Риббентроп, с советской - его коллега В. М. Молотов. Ещё в мае 1939 года он сменил на посту наркома иностранных дел СССР главного идеолога политики коллективной безопасности в Европе М. М. Литвинова. Заключение советско-германского договора о ненападении поставило точку в планах СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе.
Исторические источники
Коллонтай А. М. Из моей жизни и работы. М., 1974.
Литвинов М. Против агрессии. М., 1938.
Майский И. М. Воспоминания советского дипломата. М., 1971.