Средства гигиены полости рта ребенку 1.5 лет. Обучение гигиене полости рта у детей дошкольного возраста
Гигиеной полости рта называют комплекс мер для очистки элементов зубного ряда, десен и языка. Чистка полости рта делится на два вида.
Один из них проводится человеком самостоятельно дважды в день. А другой - профессиональным врачом гигиенистом не более двух раз в год.
Используется специальное оборудование для удаления налета, восстановления цвета эмали и очищения труднодоступных межзубных участков.
Общая информация
Стоматолог не только лечит, но и обучает пациентов, медиков других направленностей гигиене полости рта.
Важно, чтобы к обучению был подключен весь комплекс специалистов, которые прямо или косвенно занимаются гигиеническим обучением. К ним можно отнести воспитателей, нянечек, преподавателей всех уровней.
Обучению родителей следует уделить особое внимание, именно на них лежит ответственность формирования гигиенических привычек их детей. Урок гигиены самый распространенный способ обучения правилам ухода.
Уроки разбивают на три фазы - мотивация, выбор средств и способов чистки, а также практическое занятие.
Мотивация
Чтобы убедить пациента сменить свои привычки, врач должен приложить немало усилий. Часто одного раза недостаточно, поэтому работа должна проводиться всесторонне:
- теория и демонстрация;
- печатный материал;
- видеофильмы;
- всевозможные виды рекламы.
Во время личного общения врач должен быть максимально убедительным. Пациенту надо указать на его уже существующие стоматологические проблемы, для наглядности используются зеркала или видеокамера.
Гигиенисты объясняют, к чему может привести халатное отношение, приводят статистику региона проживания.
Пациент должен понять, что здоровые элементы челюстной дуги не приносят болевых ощущений, не нарушают красоту улыбки и можно не отказывается от любимых блюд.
А вот больные зубы ведут к развитию заболеваний пищеварения, являются причиной неприятного запаха изо рта и, в целом, портят качество жизни из-за дискомфорта от болевых ощущений и внешнего вида.
Немаловажным фактором является дешевизна ухода за здоровыми единицами и дороговизна лечения больных элементов.
Пациент должен понять механизм разрушения костного органа , что налет разрушает твердую ткань и содержит различные виды бактерий, которые обладают кариесогенным эффектом.
В этот момент показывают места скопления налета у пациента. По завершению первого этапа обучения, пациент должен захотеть очистить поверхность зубов от всех видов отложений.
Выбор средств и способов
Каждый потенциальный потребитель должен узнать все средства, доступные на современном рынке. Выбор щетки и пасты имеет большое значение, и врач должен помочь подобрать средства, учитывая индивидуальные особенности человека.
Удобно если в демонстрационном кабинете есть наборы для гигиены, чтобы пациент мог их сравнить со своими девайсами. Объяснив особенности выбора средств, можно переходить к подбору способа чистки.
Особенно важно объяснить, какими движениями чистить разные сегменты зубов.
Сначала врач должен понять уровень воспитания гигиенических навыков пациента. Это можно увидеть, если попросить его показать на себе или на манекене, как он привык проводить гигиенические процедуры.
В процессе демонстрации врач может комментировать движения, но делать это надо максимально доброжелательно. Специалист указывает на ошибки и недочеты своего подопечного.
Сам процесс обучения начинают с демонстрации на манекене, особенно уделяя внимание на новые для пациента приемы, закрепляют их на практике.
Контролируемая чистка проводится при наличии щетки и пасты. Перед началом процедуры врач окрашивает элементы челюстной дуги специальным красителем. Обучаемый проводит чистку привычными способами.
После процедуры определяют качество проделанной работы по методу О’Лири, с помощью стоматологического зеркала выявляют присутствие или отсутствие окраски.
Полученные данные заносятся в схематичный зубной ряд. После подсчета можно сделать вывод, какой процент поверхностей загрязнен. Врач объясняет ошибки и показывает, что необходимо изменить для повышения качества чистки.
После этого, под наблюдением врача пробуются новые методы очищения на практике, врач корректирует движения. По завершении, снова проверяют чистоту по методу О’Лири.
Специалист фиксирует у себя данные обучения, чтобы в следующий раз сравнить эти записи с новыми показателями.
Выбор щетки и правила ухода
Классификация зубных щеток по жесткости:
Классификация щеток по расположению пучков:
Выбирая девайс, надо обратить внимание на следующие пункты:
- Рабочая поверхность должна иметь размер не менее 2,5 см., чтобы во время чистки захватывать несколько единиц.
- Во избежание травмирования мягких тканей, верхняя часть щетки должна быть округлой. Шероховатость на обратной стороне поможет очистить внутреннюю сторону щек от вредных микроорганизмов.
- Соединение ручки и головки щетки должно быть мягким, чтобы предотвратить излишнее давление.
- Ручка должна удобно располагаться в руке и не скользить.
Правила использования:
- Взрослые и детские щетки хранятся в разных стаканах.
- На верхнюю часть щетки надо надевать защитный колпачок, но не хранить в специальном футляре.
- После каждого использования щетку нужно промывать теплой водой.
- Один раз в неделю дезинфицировать в антибактериальном ополаскивателе.
- Менять приспособления каждые 3 месяца и после заболеваний полости рта.
Потребители, выбирая щетку, стали предпочтение отдавать электрической модели. Однако следует учесть, что у нее есть противопоказания.
Противопоказания для использования электрических щеток - болезни полости рта (гингивит, стоматит, пародонтоз), недавно перенесенные онкологические операции в ротовой полости.
Классификация электрических девайсов:
Такими щетками можно пользоваться при условии здоровых единиц с крепкой эмалью и здоровыми деснами.
Если есть камень на поверхности, то использование такого приспособления может спровоцировать воспаление десен.
В местах соединения движущейся и не движущейся части могут скапливаться болезнетворные микроорганизмы, проводить дезинфекцию этих частей затруднительно.
Уход в зависимости от возраста
Способы ухода за полостью рта меняются в зависимости от возрастных особенностей. Чем младше ребенок, тем бережнее уход.
Уроки для родителей грудничков
Как правило, детей до года не показывают стоматологам, и не все родители знают об особенностях ухода за ротовой полостью грудничка.
Отсутствие ухода вызывает заболевания, такие как молочница во рту или стоматит. Очищение проводится дважды в день, современный рынок предлагает специальные средства для грудничка.
Стоматолог участвует в организации лекций для беременных или в детских поликлиниках.
Дети от года до трех лет
Обучение детей в возрасте от 1 года до 3 лет также проводится для родителей.
Педиатр дает ребенку направление на посещение стоматолога для осмотра, а стоматолог объясняет родителям особенности ухода за молочными единицами и за ротовой полостью в целом.
Чтобы привлечь внимание, ребенку предлагают интересные виды щеток. Короткие занятия проводятся в виде игры.
С 4 до 6
Ребенку надо привить привычку правильного ухода , поэтому воздействие должно проводиться на всех этапах:
- пример родителей;
- в детских учреждениях;
- в кабинете стоматолога.
На приеме стоматолог обязательно демонстрирует взрослым, насколько качественно проводится гигиена.
Уроки для детей делятся на короткие занятия в виде игры, которая соответствует возрастным особенностям.
Каждое движение щетки повторяют не один раз, взрослый водит рукой малыша, чтобы контролировать движения и степень надавливания. По окончании урока малыша обязательно хвалят и дают отдохнуть.
В 6 лет ребенок уже должен знать:
- щетка предназначена для личной гигиены, можно только чистить зубы, и принадлежать она должна только одному пользователю;
- рекомендуется полоскать рот после еды;
- желательно чистить зубы в утреннее и вечернее время;
- перед чисткой надо помыть руки и прополоскать рот, щетку смочить теплой водой и выдавить на нее горошину пасты;
- чистить надо аккуратно, стараясь добраться до зубов со всех сторон;
- глотать пасту нельзя, если во время чистки выделяется много слюны, то сплевывать ее по завершении чистки, рот прополоскать водой, вымыть щетку с мылом и поставить ее в свой стакан вверх головой;
- щетку надо регулярно менять.
С 7 до 10
Контроль родителей ослабевает, дети в этом возрасте учатся следить за гигиеной самостоятельно, поэтому стоматологи фиксируют ухудшение состояния.
В школе выделяют время для воспитания гигиенических привычек. Уроки гигиены могут проводить стоматологи, гигиенисты или школьный медперсонал. Беседы проводят в классе или в оборудованном кабинете.
Школьникам младших классов курс разделяют на несколько коротких уроков по 20 минут. Детей просят принести их щетки для практического занятия.
Специальным раствором окрашивают налет, демонстрируя его в зеркале. Лектор показывает на манекене приемы чистки, после чего приступают к практическим занятиям. Специалист следит за чисткой каждого ученика, корректирует движения и нажим.
Завершив чистку, анализируют качество проделанной работы. Врач дает рекомендации и указывает на недочеты в очищении и объясняет их причину. Обязательно надо рассказать о последствиях некачественной гигиены.
С 10 до 14
В связи с особенностями возраста, чтобы информация усвоилась и не вызвала психологического дискомфорта, лучше проводить индивидуальные уроки.
Специалист производит осмотр полости рта, отмечает состояние зубов и объясняет причины, образовавшихся проблем.
Если организовать индивидуальные уроки сложно, то можно разделить детей на однополые группы. До обучения лектору надо понять уровень грамотности в области гигиены полости рта, для этого можно провести осмотр или анкетирование.
После осмотра или анкетирования специалист заполняет пробелы в знаниях, акцентирует внимание подростков на важности правильного ухода, объясняет, к чему приводит халатность.
С 15 до 18
Подростки способны самостоятельно ухаживать за полостью рта. Для чистки уже можно использовать пасты и щетки для взрослых.
Задача родителей периодически контролировать подростка , контроль надо вести не только за своевременным уходом, но и за регулярным посещением стоматолога в целях профилактики.
Обучение гигиеническим правилам в этом возрасте проводят, как для взрослых.
Стандартный метод чистки
Стандартный метод чистки используется при здоровых элементах челюстного ряда и деснах дважды в день по три минуты.
Зубы разделяют на три отдела - передний ряд, коренные малые (премоляры) и коренные большие (моляры). Рот открыт щетка находится под углом 45 градусов относительно зубов. Чистку производят слева направо, сначала верхний потом нижний ряд.
На каждом отделе выполняет по 10 движений выметающего характера , с внутренней стороны движения повторяют. Для очищения моляров и премоляров, щетку водят вперед-назад по 15 движений на одну сторону челюсти.
Заканчивать следует массажем десен, мягкими круговыми движениями, захватывая десны, с сомкнутыми зубами.
В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.
Выводы
Уход за полостью рта не занимает много времени и должен стать хорошей привычкой каждого. Научившись регулярному уходу, можно избежать многих проблем и сохранить красоту.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Нет комментариев
… предупреждение раннего инфицирования полости рта малыша кариесогенной микрофлорой должно стать самой ранней заботой его семьи в связи с профилактикой кариеса зубов.Одной из причин широкого распространения кариеса (и гингивита ) является недостаточная гигиена полости рта у детей первого и второго года жизни. Отсутствие регулярного ухода за зубами у детей в период прорезывания зубов и формирования жевательного аппарата приводит к накоплению микробного налета, который мешает процессу созревания эмали. Бактерии, участвующие в возникновении кариеса передаются от человека к человеку - от родителей детям), инфицирование обычно происходит в раннем возрасте, зачастую обнаруживаются во рту ребенка еще до прорезывания первых зубов. Исследования показывают, что в 90% случаев зубы ребенка заселяются стрептококками, генетически идентичными тем, которые выделяются из полости рта мамы, бабушки или няни - всех, кто осуществляет уход за ребенком. Как правило, микрофлора попадает в рот ребенка со слюной матери, целующей ручку ребенка, или пробующей, не горяча ли каша в ложке, с оброненной пустышкой, которую «с целью дезинфекции» облизывает бабушка. Стрептококки способны организовать зубной налет сразу же, как только над десной покажется режущий край первого резца. Вряд ли можно быть свободным от кариесогенной микрофлоры в течение всей жизни, однако важна отсрочка колонизации хотя бы на год - два. За это время временные зубы успевают укрепиться в процессе вторичного созревания; появляются реальные возможности для рационализации режима питания и выбора продуктов для эффективного гигиенического ухода за зубами ребенка - кариес дошкольников может быть снижен в 2 - 3 раза.
!!! Несмотря на то, что со временем молочные зубы заменяются постоянными, важно сохранить их здоровыми: кариес молочного зуба может негативно повлиять на зачаток постоянного зуба. В идеальном варианте родители должны быть обучены способам ухода за полостью рта ребенка заранее: во время визита беременной к акушеру и стоматологу, при посещении педиатра и его патронажной сестры сразу после рождения ребенка, в крайнем случае - во время первого визита членов семьи к стоматологу.
Физиологическое развитие челюстей и зубов у ребенка первого года жизни характеризуется следующими признаками:
- после рождения рот беззубый (выражены зубные валики), альвеолярные отростки челюстей имеют полукруглую форму (иногда дети рождаются с уже прорезавшимся зубиком; известен случай, когда в 1961 году в Германии на свет появился ребенок с шестью зубками); нижняя челюсть как бы несколько смещена кзади (до 1,5 см);
язык в покое свободно располагается за челюстными валиками; у здорового, своевременно родившегося ребенка сразу после рождения рефлекс сосания сформирован; глотание свободное, дыхание не затруднено (спит с закрытым ртом);
в 4 - 6 месяцев прорезываются 2 нижних центральных резца, кончик языка располагается позади них;
в 6 - 8 месяцев прорезаются нижние и верхние центральные резцы, угасает функция сосания; ребенок хорошо ест с ложки, начинает пить из чашки; начинает формироваться функция жевания;
в 10 - 12 месяцев прорезаются по четыре резца на верхней и нижней челюстях; зубы белые, поверхность их гладкая и блестящая, форма – лопатообразная; в боковых участках альвеолярных отростков увеличиваются валикообразные утолщения в связи с формированием и перемещением жевательных зубов, т.е. молочных моляров; к концу первого года жизни функция сосания практически угасает;
к концу первого года жизни здоровый малыш должен иметь 8 зубов; но даже если их будет 6 или 10 - это тоже нормально и не является поводом для беспокойства.
Другим важным фактором, влияющим на состояние зубных тканей у малыша, является прием беременной женщиной медикаментозных препаратов: некоторые лекарственные средства обладают прямым повреждающим действием на зачатки зубов, в связи, с чем от приема этих препаратов вовремя беременности следует воздержаться. Врачи знают о том, какие именно препараты дают такой побочный эффект и не назначают их беременным женщинам. Поэтому, прежде чем начать прием какого-либо лекарства, беременная женщина должна обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.
Для того, чтобы уменьшить вероятность ранней колонизации зубов ребенка, нужно вылечить кариозные зубы, обеспечить высокий уровень гигиены полости рта будущей матери в течение беременности, используя наряду со стандартными средствами антисептические препараты. Доказано, что эти меры обеспечивают редукцию кариеса зубов ребенка.
После рождения ребенка уход за полостью рта приобретает еще более определенный характер. Начинать очищение полости рта ребенка необходимо с момента прорезывания первого зуба. Первым методом, применяемым для очищения зубов, является протирание. С 3 - 4 месяцев и до прорезывания первых 7 - 8 молочных зубов (обычно такое количество зубов имеется у годовалого малыша) стоматологические гигиенические процедуры должны заключаться в регулярной (1 - 2 раза в день) очистке десен, языка и зубов от образовавшегося налета (!!! чистить необходимо даже один зуб; нерегулярный уход практически не эффективен, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное действие пищевых остатков и микробов сохраняется). Делать это можно при помощи кусочка марли, смоченного в кипяченой воде и намотанного на палец мамы, либо с помощью специальной зубной щетки-напалечника - силиконовое изделие с мягкими выступами, безопасно очищающее ротовую полость (использовать зубную пасту в этом возрасте ненужно, поскольку она будет попросту съедена ребенком, что может быть опасно; до недавнего времени не имелось зубных паст для детей столь раннего возраста, сегодня такие пасты начинают появляться, например, зубная паста R.O.C.S. baby, формула которой практически полностью построены на био-компонентах растительного происхождения, она не содержат фтор , отдушки, красители, лаурилсульфат натрия и парабены). Взрослый, осуществляющий эту процедуру должен провести ее быстро, эффективно и безопасно, для чего необходимо расположить ребенка так, чтобы хорошо видеть очищаемые зубы и иметь возможность сдерживать движения ребенка. Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю зуба. По мере привыкания ребенка к процедурам начинают применять щетку, предпочтительно с маленькой головкой, мягкой щетиной. Щетку увлажняют. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю. Есть также специальные детские щетки торговой марки Pierrot, которые можно использовать малышам уже с 6 месяцев – зубная щетка «Детская». Ее экстрамягкие щетинки с закругленными концами мягко и аккуратно чистят молочные зубы малыша, а эргономичная ручка отлично вписывается в ручку ребенка.
Значительное влияние на состояние зубов у ребенка до 1 года оказывает характер питания. Пища является основным источником строительных материалов для формирующихся зубов. Потребность детского организма в витаминах и минералах в первые 6 месяцев прекрасно покрывается грудным молоком – оптимальным продуктом питания для детей этого возраста. Дети, получающие грудное молоко в течение первого полугода, имеют меньше проблем с зубами всю последующую жизнь. После 6 месяцев необходимо уделить особое внимание процессу введения прикорма, контролируя характер, качество и количество пищи, степень ее полезности для организма малыша. Взрослым необходимо научиться сдерживать порывы угостить ребенка чем-то сладеньким-вкусненьким – конфеты и кондитерские изделия совершенно лишены веществ, необходимых ребенку этого возраста и, кроме того, оказывают прямое повреждающее действие на эмаль молочных зубов.
Педиатр, обучая мать рациональному кормлению ребенка, должен обратить внимание на необходимость следить за введением сладкой пищи. Излишнее поступление рафинированных углеводов в организм ребенка создает условия для возникновения кариеса. При этом перегружается незрелый инсулярный аппарат, что приводит к нарушению углеводного обмена в организме и снижению устойчивости к кариесу тканей зуба ребенка. После прорезывания зубов богатая рафинированными углеводами пища ферментируется во рту до молочной кислоты, которая действует непосредственно на незрелые ткани зуба, увеличивая их проницаемость. Такое сочетанное действие углеводов на развивающиеся ткани молочных зубов способствует раннему возникновению и прогрессирующему развитию кариеса с быстрым разрушением зубов.
Зачем нужна профессиональная гигиена зубов для детей?
По нашей внутренней статистике, более 90% пациентов не умеют чистить зубы. Поэтому взрослые, чаще всего, не могут научить своих детей чистить зубы правильно.
Но для ребенка делать это качественно еще важнее, чем для взрослого человека – вероятность заболевания кариесом при плохой гигиене у молочных зубов приближается к 100%. А от здоровья первых зубов зависит здоровье постоянных.
Поэтому так важно, чтобы родители уделяли пристальное внимание уходу за зубами ребенка – причем, не только домашнему, но и кабинетному, профессиональному.
Спросите, неужели детям делают процедуру зубной профгигиены, т.е. профессиональной чистки зубов? Конечно! Процедура детской регулярной профгигиены – это основной метод профилактики кариеса у детей и воспаления десен.
Образуется ли у детей зубной камень?
Ничуть не меньше, чем у взрослых. При недостаточной гигиене молочных зубов, а она, скорее всего, в любом случае желает лучшего, - мягкий зубной налет накапливается, уплотняется и постепенно превращается в зубной камень, который не только начинает механически давить на десну, но и становится источником бактериальной инфекции. В результате дёсна воспаляются и при малейшем прикосновении начинают кровоточить.
Ребенок избегает чистить этот участок, и проблема только усугубляется.
В некоторых случаях, при наличии у ребенка заболеваний ЖКТ или дисбактериоза, налет начинает впитывать пигмент и становится черным, похожим на налет курильщика.
Избавиться от такого налета в домашних условиях невозможно.
Памятка для родителей: как сохранить здоровье зубов ребенка.
- Ребенок должен чистить зубы 2 раза в день – утром и вечером, специальной детской щеткой и пастой, подходящей для его возраста.
- Научите ребенка пользоваться зубной нитью для удаления остатков пищи между зубами.
- Чтобы предупредить развитие «бутылочного кариеса» сведите количество перекусов, особенно сладких, к минимуму.
- Даже, если нет никаких проблем, посещать детского стоматолога нужно регулярно каждые полгода, начиная с годичного возраста. При необходимости врач назначит вашему ребенку процедуру профгигиены, это, также, прекрасный способ научить малыша не бояться стоматолога.
Чем отличается процедура детской профессиональной гигиены от «взрослой»?
Эмаль молочных зубов, а также постоянных зубов, которые только что прорезались в сменном прикусе, очень хрупкая и нежная, поэтому при детской гигиене врач выполняет процедуру вручную, без использования аппарата AirFlow, максимально бережно, не использует абразивные порошки и пасты.
Как проходит детская профессиональная гигиена полости рта?
- 1. В начале приема врач знакомится с ребенком и устанавливает с ним контакт – ведь мы будем играть в «Миссия: чистота».
- 2. Врач наносит на зубки специальный раствор, для индикации зубного налета.
- 3. Специальной циркулярной щеточкой и полировочной пастой врач полностью очищает зубки от зубных отложений. Во время процедуры эффективно удаляется налет из труднодоступных мест - десневой борозды и пришеечной области.
- 4. В некоторых случаях, при наличии твердого зубного налета, врач использует ручные инструменты или ультразвуковой скалер для его удаления.
- 5. После очистки зубы покрываются реминерализующим лаком, содержащим фтор, который укрепляет детскую зубную эмаль и уменьшает ее чувствительность. Такая процедура поможет справиться даже с кариесом в начальной стадии «белого пятна».
- 6. По показаниям врач может предложить процедуру герметизации фиссур – это запечатывание специальным промбировочным материалом с фтором очень уязвимых для кариеса «ямочек» зуба.
- 7. В конце процедуры врач научит ребенка правильно чистить зубки дома и подберет правильную щетку и пасту.
Как часто ребенку нужно проходить процедуру профессиональной гигиены?
Такую процедуру рекомендуется делать ребенку раз в полгода начиная с 2,5-3- х лет. Но не следует забывать, что есть и индивидуальные особенности, и, прежде всего, это - качество ежедневной гигиены и отсутствие сопутствующих заболеваний, которые провоцируют повышенное образование зубного налета. Одному ребенку будет достаточно провести гигиену раз в год, а другому - и раз в месяц будет мало.
При ортодонтическом лечении, если зубки расположены скученно, профессиональную гигиену проводят чаще - индивидуальный график должен установить ваш лечащий врач.
Профессиональная гигиена для детей
РАЗВЕЯТЬ ВСЕ СТРАХИ И МИФЫ О ЧИСТКЕ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ
ТЕПЕРЬ ПРОСТО КАК 1-2-3
Пока нет постоянных зубов проводить процедуру профгигиены не нужно.
Если не беспокоиться и не ухаживать за молочными зубами, то здоровых постоянных можно и не дождаться. Потом исправлять ситуацию будет уже поздно. Увы, таких примеров в нашей практике много, когда пациенту зубы приходится уже не просто чистить, а основательно лечить.
Как мы уже сказали, эмаль молочных зубов гораздо нежнее, чем у зубов постоянных, поэтому гигиена стоит на первом месте среди всех профилактических процедур. Гораздо проще и дешевле болезнь не допустить, чем потом пытаться от нее избавиться. А чем ухоженнее и здоровее молочные зубки, тем больше вероятность, что на их месте вырастут крепкие и здоровые зубы постоянные. И здесь очень важно НЕ УПУСТИТЬ МОМЕНТ!
Зубы у ребенка портятся, если он ест сладкое, так что лучшая профилактика - просто исключить сладости.
Безусловно, сладкое не полезно для зубов, причем, в любом возрасте, но не стоит впадать в крайности.
Во-первых, полностью исключив сладости из рациона ребенка, вы рискуете испортить его обмен веществ. Сахар, преимущественно в виде лактозы и фруктозы - простой углевод, участвующий в синтезе гликогена, который, в свою очередь, необходим для сердца, печени, мышечных тканей и работы мозга. Все хорошо в меру, для ребенка до 2-х лет суточная норма сахара не должна превышать 40 г, а в 2-6 лет - 60 г в сутки.
Во-вторых, даже полное отсутствие сахара в рационе не поможет сохранить здоровье зубов, если присутствуют другие неблагоприятные факторы для развития детских стоматологических болезней. Некоторые из них могут иметь наследственный характер или скрываться в дородовом периоде, влиять на их последствия достаточно сложно. Поэтому успех профилактики болезней детских зубов кроется в комплексном подходе, при котором учитывается и фактор питания, и фактор гигиены, и фактор своевременного врачебного вмешательства, чтобы остановить неблагоприятный процесс в самом начале его развития. Не нужно этим пренебрегать!
Плохие зубы - это наследственное, так что нет смысла заниматься профилактикой.
О том, какие факторы могут способствовать развитию детских стоматологических болезней, мы упомянули в предыдущем мифе. Да, наследственный фактор влияет на стоматологическое здоровье ребенка, но он далеко не единственный. И, если на одну чашу весов положить вашу «плохую» наследственность, а на другую - все прочие неблагоприятные факторы, то совокупность этих прочих факторов перевесит. Поэтому, если мы устраним большинство причин, по которым возникают болезни детских зубов, то и наследственность ослабит свое влияние на этом фоне. Задумайтесь, если ребенок наследственно не имеет математических способностей, то и на математику в школе ему ходить незачем - все равно знать не будет, так получается? Так что давайте договоримся - делаем все, что нужно из возможного, и, как следствие, получаем совсем неплохой результат, в противном случае, он будет совсем катастрофическим. Мы серьезно.
Обучение детей он правильным навыкам он по уходу еще за полостью еще рта наиболее он ответственный этап еще гигиенического воспитания. Он должен еще строиться с учетом он возрастных особенностей и он поведенческих реакций еще детей дошкольного он возраста. При проведении еще занятий можно еще использовать:
Чередование еще хоровых и индивидуальных он ответов;
Разнообразные еще игровые моменты и еще ситуации (ребенок он учится сам и он учит любимую он игрушку) .
Большое он значение в обучении еще играет принцип он наглядности. Поэтому в работе с он детьми необходимо еще использовать фотографии, еще фильмы, иллюстрации, он предметы личной он гигиены. Показ этих он предметов и действия с он ними позволяют он раскрыть те еще их стороны, еще которые играют еще важную роль в он формировании гигиенического он поведения.
Эффективность гигиенического еще воспитания и обучения он по вопросам он профилактики стоматологических он заболеваний будет еще высокой только он при условии он взаимодействия педагогов и он воспитателей, медицинских еще работников, родителей и еще детей. Педагоги и воспитатели еще должны иметь еще представление и знать он методы контроля еще за гигиеной он полости рта. Медицинские работники еще должны быть еще обучены методике он контроля за еще качеством чистки он зубов и использования еще различных профилактических еще средств. Родители должны еще уметь контролировать он продолжительность, кратность и он правильность ухода он за полостью он рта своих он детей в домашних он условиях.
Дети после он проведенных занятий еще должны уметь он продемонстрировать выполнение он задания для еще лучшего запоминания.
Ребёнку необходимо:
1. Получать сладости в небольшом количестве (во время приёма пищи затем полоскать рот водой).
2. С 1,5-2 лет полоскать рот после еды.
3. С 2-2,5 лет чистить зубы зубной щёткой (после завтрака, перед сном).
В 4-5 лет чистить зубы зубной щёткой и зубной пастой не менее 2-3 минут, 200-250 движений.
До 4-5 лет чистка зубов осуществляется руками родителей. Начиная с 5-6 лет, рекомендуется двукратная чистка зубов (утром после еды и вечером перед сном) мягкой зубной щёткой и любой гигиенической или фторсодержащей зубной пастой. Детям надо помогать чистить зубы до 6 лет. Предпочтение отдаётся гелиевой форме зубной пасты.
Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.
Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.
Уход за ротовой полостью ребёнка в первую очередь заключается в бдительности родителей. Несмотря на то, что в 3-4 года дети вполне способны самостоятельно проводить такую процедуру, как гигиена полости рта, делать её желательно под родительским контролем. Результатом такой ежедневной практики станет полная осведомлённость ребенка к 6 годам об основных нюансах качественного ухода за зубами, а именно о том, что чистить их следует 2 раза в день и дополнительно нужно устранять остатки еды, чтобы предотвратить размножение бактерий.
В период дошкольного еще возраста воспитательная еще работа ложится еще на плечи еще воспитателей, которые он научат, откорректируют он или повторят, «он как надо он сделать» (гимнастику, он почистить зубы, еще ополоснуть рот еще после еды, он как сидеть еще за столом и т. д.), используя силу он коллективного примера.
Основной задачей в этот период он является регулярное еще повторение навыков с еще целью выработки еще условного рефлекса. Обучение детей еще индивидуальной гигиены еще полости рта следует он начинать с 2 – 4 летнего он возраста. При этом он необходимо учитывать он психологические особенности он этой группы он детей. Склонность к подражанию и он склонность к коллективным еще занятиям. В этом возрасте он высока внушаемость он на ребенка и еще ее необходимо еще использовать. Для детей он данной возрастной еще группы рекомендуется еще проводить 7 занятий он по 15 – 20 мин.
1) занятие – осмотр полости рта детей с использованием стоматологического зеркала и шпателя.
2) Обучение ребенка полосканию полости рта, с последующем закреплением навыков, контролем навыка после еды.
3) Рассказ о зубной щетки, ее назначении, демонстрация использования ее на модели.
4) Обучение детей использованию зубной щетки на моделях челюстей и контроль навыков.
5) Чистка зубов без пасты с последующим контролем навыков.
6) Чистка зубов без пасты утром и вечером под контролем родителей.
7) Чистка зубов с пастой утром и вечером под контролем родителей.
С детьми 3-4 лет он работу рекомендуется он строить с использованием еще игровых элементов, с он использованием рисунков, он плакатов, игрушек, он кукол, зубных он щеток, паст, и т.д. Такая игра - он беседа должна еще быть короткой и еще продолжаться на еще нескольких занятиях. Дети через еще сказочные персонажи еще должны усвоить, еще что надо еще употреблять овощи, он фрукты, чтобы он зубы не он болели; что еще после еды он необходимо полоскать еще рот, меньше еще кушать сладостей и еще чистить зубы. При этом он рекомендуется в форме еще игры показать еще детям, как еще правильно чистить он зубы. Обучая детей он правилам чистки еще зубов, важно он повторять, закреплять он полученный навык и он поощрять тех он детей, которые еще успешно им еще овладели.
Детям 4-7 лет еще занятия необходимо еще проводить в популярной он форме, используя еще персонажи сказок, он рассказывая и показывая, еще как надо он правильно чистить еще зубы. При обучении он чистке зубов еще необходимо окрасить еще фронтальные зубы еще красителями и показать он окрашенный налет он ребенку в зеркало. Обращают внимание он на размер он щеток для он детей, их еще состояние и уход он за ними. В ходе беседы он выясняют, имеет он ли ребенок еще свою зубную он щетку, объясняют, еще какая зубная он паста лучше.
Для закрепления знаний можно использовать загадки об овощах, фруктах и т.д. Также задавать детям вопросы.
При проведении бесед со старшими дошкольниками можно предложить десять правил приема пищи:
1. Принимать пищу в день, так часто, как велит врач.
2. Много грызть и жевать овощи и фрукты, не отказываться от жесткой пищи.
3. Снимать пищу с ложки губами, не засовывать ложку в рот.
4. Откусывать пищу только передними зубами.
5. Измельчать пищу только дальними зубами.
6. Глотать пищу хорошо разжеванной, не запивая.
7. Заканчивать каждый прием пищи твердыми овощами и фруктами (морковь, яблоко, груша).
8. После каждого приема пищи полоскать рот водой (использовать не менее половины стакана).
9. Не есть сладостей между приемами пищи.
10. Есть сладкое только один раз в неделю (воскресенье) в небольшом количестве, затем сполоснуть рот водой.
Также можно предложить десять правил чистки зубов для старшего дошкольника:
1. Щетка должна иметь изогнутую и короткую ручку, на два-три зуба, со щетиной редкими кустиками.
2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.
3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - использовать и пасту;
4. Зубной порошок лучше не применять, так как им можно поперхнуться.
5. В начале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями в одном направлении: вверху – сверху-вниз, внизу - снизу-вверх, по пять раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа. Чистят вверху, потом внизу, а дальше заднюю поверхность зубов в том же порядке.
6. Затем надо чистить жевательную поверхность сначала верхних, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам справа, по пять раз в каждую сторону. Потом спереди назад по пять раз у двух зубов.
7. В конце чистки зубов надо «подмести» все отчищенное по зубным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, слева направо.
8. После чистки зубов щетку надо помыть, намылить и поставить головкой кверху в стакан;
9. Чистить зубы надо два раза в день: после завтрака и перед сном;
10. Новую зубную щетку надо иметь весной, летом, осенью и зимой.
Таким образом, обучение гигиенического ухода за полостью рта у детей дошкольного возраста является необходимым. Значимость правильного гигиенического воспитания детей с раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют, прежде всего, семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос медицинских работников, родителей, и педагогов.
Обязанность каждого родителя – своевременно позаботиться о том, чтобы у ребенка были здоровые и крепкие зубы, которые прослужат ему всю жизнь. Если вы хотите избежать таких стоматологических недугов, как развитие кариеса или заболевания воспалительного характера, то важно тщательно следить за тем, чтобы гигиена полости рта стала обязательной процедурой для ребенка как можно раньше. По достижению 3 лет ваш малыш уже будет иметь сформированный прикус и полный набор молочных зубов – не затягивайте с привитием полезной привычки!
Гигиена полости рта: приучаем ребенка с ранних лет
Несмотря на то, что в 3-4 года дети вполне способны самостоятельно проводить такую процедуру, как , делать ее желательно под родительским контролем. Результатом такой ежедневной практики станет полная осведомленность ребенка к 6 годам об основных нюансах качественного ухода за зубами, а именно о том, что чистить их следует 2 раза в день и дополнительно нужно устранять остатки еды, чтобы предотвратить размножение бактерий.
Отдельно уделите внимание правильной технике очистки зубов. Совершая выметающие движения, нужно двигаться от верхней челюсти к нижней. Для обработки нижнего зубного ряда используются движения снизу вверх, для верхних – сверху вниз. При этом следует избегать сильного надавливания на зубы – это может привести к повреждению эмали. Идеально будет, если процедура чистки зубов закончится легким массажем десен.
Какие щетки использовать детям?
Для дошкольников оптимальным будет использовать , разработанные с учетом всех возрастных особенностей организма. Такие щетки должны соответствовать ряду требований: их щетина должна быть натуральной и мягкой, ручка – широкой и удобной для детской руки, площадь рабочей поверхности – не более 2 см. Для того, чтобы обеспечить интерес ребенка и вызвать у него заинтересованность, дизайн щетки чаще всего яркий, опционально могут присутствовать различные звуковые и световые эффекты.
Ребенок должен понимать, что зубная щетка – индивидуальный предмет гигиены, следовательно, передавать его кому-то для использования не рекомендуется. После очистки зубов щетку нужно промыть ее с мылом и поместить в подставку. Менять зубную щетку нужно 1 раз каждые два месяца. В случае, если в ротовой полости началось воспалительное заболевание, то для того, чтобы избежать повторного заражения замену щетки нужно произвести сразу после выздоровления.
Какая паста оптимальна для детей?
К выбору зубной пасты следует также подойти тщательно. В возрасте 3 лет актуально будет использование зубного геля. Он безопасен и безвреден для организма при проглатывании. Когда проглатывание пасты будет исключено, на смену гелю приходит детская с низким содержанием фтора.
Уделите особое внимание выбору зубной пасты. В 3 года детьми может использоваться гигиеническая зубной гель. Он безопасен и специально адаптирован на то, что ребенок может немного проглотить его. А когда ребенок перестанет глотать зубную пасту и научится хорошо сплевывать, может применяться специальная детская зубная паста с малым содержанием фтора.
Помимо ежедневной гигиены полости рта, не стоит забывать, что минимум раз в полгода ребенку нужно посещать стоматолога. Это поможет избежать проблем с кариесом, ведь зачастую он наблюдается даже у маленьких детей. А если он начнет появляться, врач поможет как можно скорее решить эту проблему и ответить на все вопросы, возникшие у вас или вашего ребенка.
data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter"