Способы преодоления ролевых конфликтов. Ролевой конфликт: причины, способы разрешения и разновидности
Тема: Социальная структура.
1. Понятие социальной структуры, социального статуса и роли.
2. Социальные институты, виды институтов.
3. Общество и его типы.
Социальная структура – это совокупность ролей, статусов индивидов, институтов, удовлетворяющих социальные потребности. Вместе они составляют общество.
Люди сложны, поступки одного человека отличаются от поступков других людей; в различных ситуациях люди также ведут себя различным образом. Мы ведем себя отнюдь не одинаково с близкими друзьями и едва знакомыми людьми. Мы по-разному обращаемся с маленьким ребенком и своими родителями. Наше общение с любимым человеком совершенно непохоже на наши контакты с коллегами по работе.
Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью.
Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом . Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение. Часто главный статус человека обусловлен его работой.
Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: "Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?" Ответ на данный вопрос многое говорит о нем.
Некоторые статусы даны от рождения. Например, человек с черным цветом кожи приобретает статус негра с момента появления на свет. Кроме того, статусы обусловлены полом, этническим происхождением, местом рождения, фамилией семьи. Такие статусы называются приписанными (предписанными).
Наоборот, достигнутый (приобретенный) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа - после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы и называются смешанными. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остается навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит. по: Мертон, 1957). Роль музыканта полностью определяет его поведение, связанное с установленными правами и обязанностями музыканта. К ним относятся исполнение музыкальных произведений на определенном уровне мастерства, репетиции по несколько часов в день и проявление должного уважения к дирижеру.
Каждый статус обычно включает ряд ролей . Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями Министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, Р.Мертон называл ролевым набором
Усвоение различных ролей - значительная часть процесса социализации. Роль человека определяется тем, что ожидают от него другие. В современном обществе ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивляемся, сердимся, обижаемся, и наши отношения меняются.
Реакции , которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. За нападение на другого человека преступника признают виновным и отправляют в тюрьму. Тот, кто паркует автомобиль в неразрешенном для стоянки месте, может быть оштрафован. Это формальные наказания. Другие наказания менее формальны. Мужчина, который напивается на вечеринке и оскорбляет хозяйку дома, не попадет в тюрьму, но его больше не пригласят в этот дом. Более того, некоторые наказания выражаются в очень завуалированной форме. Неуместное замечание может быть встречено холодным молчанием, заставляющим говорящего понять, что он допустил ошибку в разговоре. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями . Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации
Характеристика ролей.
В обществе существует великое множество формальных ролей. Женщина может играть многие роли - жены, матери, учительницы, музыканта, члена профсоюза, избирателя. Как найти наилучший способ классификации этого огромного множества ролей?
Попытка систематизации социальных ролей была сделанаТалкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность . Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб . Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4. Формализация . Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация . Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.
Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Проститутки работают для собственной выгоды - сексуальные услуги ради личного обогащения.
Выбор роли.
Обязательно следует отметить, что любая формальная или неформальная роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение соответствует ожиданиям других. Люди не автоматически реагируют на воздействие ролевых ожиданий. Они проявляют более активный подход. Поведение человека является продуктом уникального, свойственного только ему способа толкования и оценки ролевых ожиданий. Люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их, а затем действуют. Это означает, что зависимость между поведением индивида и ролевым ожиданием имеет неустойчивый характер; она не укладывается в рамки жестко фиксируемой, предсказуемой схемы. Некоторые социологи, сторонники символического интеракционизма и этнометодологии придают особое значение изменчивости системы «ожидание – поведение». Например, Гарфинкель (1972) критически относится к исследователям, полагающим, что индивид «одурманен культурой» и автоматически реагирует на ролевые ожидания. А. Сикорель (1972) отмечает, что люди не исполняют свои роли по заданному сценарию. В действительности они импровизируют по ходу действия.
Ролевые системы.
П оскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций (в семье, среди друзей, в какой-либо общности, в обществе), между ролями всегда существуют конфликты. Например, если мать наказывает своего сына, запретив ему пользоваться автомобилем, отцу может показаться, что наказание слишком сурово. Отсюда для отца возникает дилемма: исполняя роль мужа, он должен поддерживать решения своей жены, но как отец он должен заботиться о сыне. Какую роль следует ему играть?
Ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, Р.Мертон называл ролевым конфликтом. Это - обычное явление для высокоорганизованных обществ вроде США, где каждый человек исполняет огромное множество ролей. Подросткам приходится иметь дело с противоположными ожиданиями их родителей и сверстников. Работающие родители «разрываются» между требованиями, предъявляемыми к ним на работе, и стремлением удовлетворить потребности своих детей. Руководящие работники должны вести себя по-разному с начальниками и подчиненными. Ролевой конфликт может возникать также при переходе людей из одного общественного класса в другой, когда они стремятся поддерживать уже сложившиеся отношения с членами своей семьи и старыми друзьями.
Штайн и Хоффман (1978) исследовали ролевые конфликты, наблюдающиеся среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Они обнаружили, что черты характера, которые высоко ценятся среди спортсменов: твердость, независимость, эмоциональная сдержанность и стремление к победе, не соответствовали ожиданиям девушек, с которыми они встречались. Девушкам были неприятны излишняя жесткость и другие черты, которые вызывали одобрение среди спортсменов. Их больше привлекли бы искренность, глубина чувств и способность к сопереживанию.
Иногда возникает конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от работника социальной сферы ожидаются доброжелательность и отзывчивость. Однако необходимость иметь дело с бюрократами от социального обеспечения требует напористости и твердости. Эти противоречивые требования вызывают ролевую напряженность.
Способы преодоления ролевого конфликта
Мертон считает, что имеются несколько способов его ослабления. Один из них заключается в иерархизации ролей . Некоторые роли признаются более важными, чем другие. В нашем обществе на первом плане обычно находятся семья и работа Поскольку семья и работа являются основными приоритетами, легко понять, каким образом между ними может возникнуть конфликт. Большинство людей преодолевают его благодаря тому, что работу и дом отделяют друг от друга. Это отделение имеет две цели. Во-первых, как правило, мы более продуктивно трудимся в конторе или на заводе, чем дома. Во-вторых, члены нашей семьи не видят, как мы ведем себя на работе, а большинство сотрудников не знают, что происходит в домах их коллег. Разделение между этими двумя системами ролей ослабляет конфликт между ними. Возникновение конфликта может вызвать неприятности дома и на работе
Существуют и другие, более тонкие способы ослабления ролевого конфликта. Одним из них является юмор и шутка. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность. Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам.
Социальные институты.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности. Мы живем в высоко институционализированном обществе. Например, институтом является наша система образования. Она включает ресурсы и роли, необходимые для передачи знаний и культурных ценностей от одного поколения другому. Экономические институты производят и распределяют товары и услуги. Семья также является институтом - она создает новых членов общества. Даже из простейших видов взаимодействия строятся сложные институты. В данной главе мы ознакомимся с некоторыми общими свойствами институтов.
Одной из важных черт института является его соответствие «социальной потребности» . Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений - общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов. Кроме того, люди обладают исключительной способностью взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие « социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать. Другими словами, тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания.
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер (1897), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идет о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве)
Наконец, более современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества.
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами,
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей, согласно классификации Г.Ленски и Дж.Ленски. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. Медицинские институты содействуют защите членов общества и их биологическому воспроизводству (с помощью акушерства и педиатрии). И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Экономические институты, например, связанные с производственной деятельностью производственных предприятий, коммерческих фирм, семейных ферм и других организаций, для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:
1) землю или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;
2) труд или мотивация и навыки людей;
3) капитал или богатство, вкладываемое в средства производства;
4) организацию или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.
Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.
Следовательно, институты представляют собой социальное образование , созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей. Так, в семье существуют роли мужа, жены, матери, отца, сына, дочери, сестры, двоюродной сестры, дяди и тети. Все эти роли связаны с множеством прав и обязанностей, определяющих характер интеракции (взаимодействия) людей, которые включены в определенный институт: матери - сына, двоюродной сестры - двоюродного брата, дяди - племянницы и т.д. В учебных институтах многие роли тоже точно определены: учитель, ученик, администратор, секретарь, сторож; для их усвоения требуются определенные образцы взаимодействия людей, исполняющих именно эти роли.
Однако данная характеристика институтов в какой-то мере вводит в заблуждение. Институты представлены как совершенно устойчивые и неизменные образования. Поэтому в заключение этой главы следует подчеркнуть разнообразие форм и изменчивость институтов. В примитивных и земледельческих обществах экономические потребности удовлетворяются главным образом с помощью института семьи и системы родственных связей, в рамках которых осуществляется основная производственная деятельность.
Институты очень редко остаются устойчивыми в течение длительного времени. Условия, воздействующие на них, постоянно меняются. Что касается института медицины, то с развитием новых технологий, например усовершенствованных сканирующих устройств и почечного диализа, не только возникли новые роли (скажем, специалистов по медицинской технике), но изменились даже традиционные отношения между практикующим врачом и пациентом: они перешли в отношения между многочисленным персоналом больницы и пациентом.
Общество и его типы.
Что такое общество? Хотя мы часто говорим об «американском», «французском» или «японском» обществе, не пытаясь объяснить, что под этим подразумевается, ученые с трудом, определяют сущность этого понятия. Прежде всего, у него много различных значений. Когда мы говорим о «профессиональном обществе», то имеем в виду группу людей, имеющих одинаковую профессию, Которые создают организацию на основе общих интересов. Говоря о «высшем обществе» или «обществе завсегдатаев кафе», мы подразумеваем стихийно организованную группу людей, представителей определенного социального слоя, имеющих общие ценности и образ жизни. Но это понятие приобретает совершенно иное значение, когда мы говорим об «американском обществе», имеющем определенные географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. В ходе дальнейшего изложения мы сосредоточим внимание именно на последнем значении данного термина. Анализируя его, Марш (1967) пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
1) постоянная территория - например, Франция в своих государственных границах;
2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
3) развитая культура - модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни (основные элементы культуры рассматриваются во 2-й главе);
4) политическая независимость - общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием, такие колониальные общества, как Бельгийское Конго до получения этой страной независимости, нельзя считать таковыми.)
Как отметил Марш, даже такое обстоятельное определение общества кажется несколько спорным. Что значит критерий «развитая культура»? Можно утверждать, что страны, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп, например США, Индия и Югославия, в действительности не имеют общих ценностей и идеалов, воспринятых всем населением, а являются лишь совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и законодательной властью (см. 2-ю главу, где рассматриваются вопросы политической интеграции и многообразия культуры). Понятие «политическая независимость» также вызывает некоторые вопросы. Например, Канада и Мексика считаются политически независимыми от США, но, поскольку для развития их экономики необходимы значительные инвестиции, поступающие в основном из Америки, в действительности они не являются независимыми. В еще большей мере это относится к странам Центральной Америки, таким, как Панама и Сальвадор.
Другие социологи (Аберле, Коэн, Дэвис, Леви и Саттон, 1950; Парсонс, 1966) считают, что определяющей характеристикой общества является «самообеспеченность». Этот критерий близок к «политической независимости», упомянутой Маршем. Однако его также следует прояснить. Самообеспеченное общество необязательно само производит все товары и услуги. Многие общества, включая Японию, Великобританию и Норвегию, в большей мере зависят от внешней торговли. Однако каждое государство (т.е. его правительство) должно обладать валютой, необходимой для оплаты импорта. Таким образом, говоря о «самообеспеченном» обществе, мы имеем в виду сохранение его платежеспособности и возможность оплачивать долги.
Несмотря на трудности, различные критерии в самом дел помогают нам хотя бы приблизительно определить сущность понятия «общество». Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятиями «культура», используемым социальными антропологами, и «ациональное государство», которым пользуются ученые - политологи. Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль; в этом случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланизийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.
С другой стороны, термин «национальное государство», близкий понятию «общество», обязательно предполагает наличие таких элементов, как формальный правительственный аппарат и некое национальное единство. Но в то же время можно назвать такие общества, которые не являются государствами - например, кочевые племена на территории Ближнего Востока.
Типология обществ.
Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различаются, например, первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.
Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество, англоязычное, русскоязычное). Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоят старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.
2. Садоводческие общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.
3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало, прежде всего, усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.
4. Промышленные общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.
Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи. В ходе индустриализации семья утрачивает многие присущие ей функции, которые в новых условиях осуществляют другие институты - например, процесс социализации в основном регулируется учебными институтами.
Одно из наиболее важных исследований противоположности между допромышленным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины «Гемайншафт» (Gemeinschaft) и «Гезелыиафт» (Gesellschaft) (они переводятся как «общинность» и «общество»), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «Гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «Гезельшафт» - к городскому промышленному обществу. Отличия их заключаются в следующем:
1. С точки зрения индивидуальной мотивации, «Гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа «Гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.
2. В сфере социального контроля общество типа «Гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как «Гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве.
3. В области разделения труда общество типа «Гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей - обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа «Гезельшафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделением последних от семейных ролей.
4. В обществе типа «Гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «Гезельшафт» - на светских.»
5. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «Гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).
Дихотомия Ф. Тенниса (и другие подобные исследования) подверглась критике в двух направлениях. Во-первых, это большое упрощение. Общества типа «Гемайншафт» тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других допромышлен-ных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы «Гезельшафт» и «Гемайншафт», т.е. последнее никуда не исчезает.
Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере присущих любому обществу. Фактически вся эта дихотомия может быть поставлена под сомнение в связи с углубляющейся интернационализацией обществ и усилением их взаимозависимости. Таким образом, все более важное место занимает межнациональный аспект изучение, т.е. сравнительный анализ.
Причины возникновения ролевых конфликтов.
Виды ролевых конфликтов
Ролевые конфликты.
Структура социальной роли.
Виды социальных ролей.
Социальная роль. Ее понятие и структура. Виды социальных ролей. Ролевой конфликт, способы его преодоления.
Каждый человек выполняет при занимаемой статусе определенные соответствующие ему роли.
Социальная теория ролей личности разработана в 20-е – 30-е гг. 20 в. Мидом и Линтоном.
Социальная роль – это образец поведения личности, связанный с ее социальным статусом личности в системе межличностных и общественных отношений.
По степени формализации:
Институциональные - официально санкционированы, опираются на правовые нормы, контролируются официальными инстанциями
Неинституциональные – не санкционированы официально, опираются на неформально принятые нормы, правила поведения, контролируются общественным мнением, традициями
По степени значимости социальных ролей:
Ведущие – связаны с главными статусами, отражают требования, обусловленные общественным разделением труда
Второстепенные – связаны со всеми статусами, кроме главных, не имеют решающего значения для общества
1.ролевое предписание – требования, предъявляемые обществом к деятельности, поведению носителя статуса
2.ролевое ожидание – ожидание выполнения требований, которые ей предписываются
3.ролевое поведение-исполнение личностью требований, предъявляемых обществом
4. ролевое исполнение – степень соответствия ролевого поведения ролевому предписанию и ожиданию
Социальный статус более широкое понятие, чем социальная роль.
Мертон. Ролевой набор – совокупность ролей, вытекающих из социального статуса.
Ролевой конфликт – ситуация несоответствия между ролевым ожиданием и ролевым поведением, а также связан с исполнением двух и более ролей.
Внутриролевой – требования одной роли противоречат друг другу
Межролевой – требования одной роли противоречат требованиям другой
Личностно-ролевой – в ситуации, когда требования социальной роли противоречат личностным характеристикам человека
1. противоречия между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением
2. необходимость удовлетворять требования двух и более ролей
3. противоречия между ролевыми предписаниями и ожиданиями со сложившимися ранее представлениями о роли
4. недостаточная подготовка к выполнению роли
1. регулирование ролей – процедуры самоосвобождения личности от ответственности выполнения той или иной роли, механизм бессознательной защиты от возможного ролевого конфликта
2. рационализация ролей – поиск индивидом оправдательных аргументов
3. дистанцирование от роли – переключение от выполнения одной роли к другой
4. разделение ролей – разграничение индивидом ролей на более и менее важные
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство сельского хозяйства России
ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра Кадровой политики и управления персоналом
Направление: Государственное и муниципальное управление
по дисциплине: Социология
на тему: “Ролевой конфликт: пути решения”
Выполнил: студент группы 8102
Николаев Дмитрий Владиславович
Проверила: Безрядина М.С.
Новосибирск
Введение
1. Социальная роль, виды и характеристика
2. Типология ролевых конфликтов
3. Механизмы социального конфликта
4. Социологическая характеристика конфликта
Заключение
Список литературы
Введение
Конфликты встречаются на протяжении всей нашей жизни. Поэтому никакая политика гуманизации в учреждениях и на предприятиях не способна обеспечить абсолютную защиту. Почвой для возникновения конфликта служат разного рода противоречия, которые могут привести как к деструктивным, так и конструктивным последствиям. Слово “конфликт”-латинского корня и в буквальном смысле имеет значение “столкновение”.
Что же такое вообще конфликт? Конфликт -- ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны С.В. Назаренко “Социология учебное пособие” Изд.: “Питер, СПБ” (2009), стр. 359. Наука, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любых уровней называется конфликтологией.
Понятие ролевого конфликта было введено Р.Мертоном в 1957 году. Он понимал это явление, как ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, характерную для высокоорганизованных обществ вроде США и других развитых стран, где человек так или иначе выполняет множество соответствующих ему ролей. Также исследованием данного вида конфликта занимались такие ученые как Штайн и Хоффман в 1978 году. Они наблюдали их проявление среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Социальная роль всегда стандартна, поскольку она представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и правами. Хотя роли жестко определены, но есть способные и неспособные ученики, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики. Дело в том, что стандартные роли люди исполняют как индивидуальности. Каждый индивид по-своему понимает свою социальную роль, по-разному ее исполняет.
Целью исследования является изучение ролевого конфликта и выявление путей его решения. Исходя из цели, ставят следующие задачи: найти способы решения ролевых конфликтов, исследовать их структуру.
1. Социальная роль. Виды и характеристика
Понятие "социальная роль" было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг. Первый трактовал данное понятие как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, а второй в плане непосредственного взаимодействия людей, "ролевой игры", в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение "социальная роль" как "динамического аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Ролевые ожидания в действительности никогда не бывают однозначными. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества -- это невротик.
Социальная роль -- динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев “Социология учебное пособие” Изд: “Дашков и Ко” (2009) стр. 356. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).
Основные характеристики социальной роли:
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Виды социальных ролей:
1. представляемые роли - система ожиданий индивида и определенных групп
2. субъективные роли - субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3. играемые роли - наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.
2. Типы ролевых конфликтов
социальный конфликт роль межличностный
В современной социологии различают различные типы ролевых конфликтов Ю.Г. Волков “Социология” Изд.: “Питер, СПБ” (2009) стр.366. Межролевой конфликт возникает из-за того, что одному человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это проявляется при пересечении существенных сфер его ролей, и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. Примером может послужить женщина, совмещающая карьеру и семью. Так же простым примером может послужить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. В данном случае решение проблемы сводится к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.
Внутриролевой конфликт возникает тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Например, мастер на заводе обязан руководить рабочими так, как от него требует администрация данного предприятия, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.
Ситуационно-ролевой конфликт возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой. К примеру в Индии долгое время существовал обычай выдавать девочек замуж с раннего возраста. Когда у юной жены рождался ребенок, она еще не могла стать полноценной матерью в силу своего психологического развития. В рассказе Рабиндраната Тагора раннее материнство привело к гибели малыша. Он утонул, когда девочка пошла играть в куклы с подругами, оставив ребенка без присмотра. У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль возникают соответствующие привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Порой общество само требует от исполнителя какой-либо социальной роли определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Выполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Некоторые роли настолько регламентированы, что предписывают человеку почти каждое действие (например, рабочий на конвейере). Выполнение таких ролей зачастую вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением индивида. Другие роли имеют большую степень свободы, а третьи даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, например, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения -- требованиям, предъявляемым ролью. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения входе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью. Можно сказать, что ролевое поведение представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями. Ошибочным будет мнение, что любая социальная роль ограничивает свободу человека, как полагал Р. Дарендорф.
Поскольку человек - существо социальное, то и часть его индивидуальности реализуется именно в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль мамы, учительницы, командира в игре. Эту фазу социального развития называют социабилизацией. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует как носитель собственных ролей (дочь, ученица) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Например, помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери; слушаясь родителей в роли сына, мальчик готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу. Процесс социализации длится много лет, в сущности всю жизнь. Это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек, играя свои роли, постоянно сталкивается с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о наличии в человеческой личности социального аспекта (Я глазами Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не заполненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них. Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.
Принятие социальной роли также предполагает отказ от несовместимы привычек с этой ролью П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев “Социология учебное пособие” 3-е изд. (2009), стр. 348. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естествен ному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Муж должен отказаться от абсолютной свободы внебрачных связей. Порой человек сталкивается с такими социальными требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. которые он не может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за определенных ролевых требований. В то же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Например, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей в течение долгих лет переносили такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы в современном индивидуалистическом обществе.
3. Механизм социального конфликта
Социологическое объяснение и понимание жизнедеятельности общества и индивида нацелено на изучение механизма конфликта Ю.Г. Волков “Социология” Изд.: “Питер, СПБ” (2009) стр.357. В нем приоритетными направлениями является определение:
1) Участников конфликта, которые в конфликтном взаимодействии ориентированы на один из четырех возможных вариантов его исхода:
ь Инициатор выигрывает за счет втянутого в конфликт субъекта
ь Инициатор проигрывает втянутому в конфликт субъекту
ь Оба участника оказываются в проигрыше, хотя надеялись на благоприятный для себя исход
ь Оба участника оказываются в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок
2) Предмета конфликта и уровня его осознания участниками. Широкий спектр достаточно распространенных предметов конфликтов основан на четырех социальных феноменах:
ь Богатство, интерпретируемое не только как некоторая сумма денежных средств или имущества, но и как возможность расширения пределов своей деятельности и влияния.
ь Власть, предполагающая занятие должности и позиции, позволяющей контролировать распределение ресурсов на основе права распоряжаться, определять доступ к потокам значимой информации, участвовать в принятии решений.
ь Престиж, выражающийся в известности и популярности индивида, ее репутации и авторитете, силе влияния на принятое решений, демонстрируемом уважении к нему, его мобилизационном потенциале.
ь Личное достоинство, предполагающее уважение к индивиду и его самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества.
3) Необходимых средств при целедостижении и их гуманности. В конфликтах используются различные средства как гуманные, так и рациональные. Нередко используются и различные формы обмана и насилия, которые могут быть оправданы:
§ Сложившейся, устоявшейся практикой социальной борьбы
§ Провозглашаемыми угрозами или социальными действиями субъекта, проявляющего агрессивность во взаимодействии
§ Декларацией о стремлении с помощью меньшего зла - обмана или насилия - предотвратить большее зло.
Эти средства допускаются в исключительных случаях - при достижении ценностей более высокого порядка, ради общего социального блага, ради социального порядка.
Действия конфликтующих сторон всегда апеллированы: к тому, что жизненно необходимо для субъекта, к тому что представляет собой вариации средств и методов удовлетворения соответствующих жизненных потребностей, к тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности, к тому, что общепринято и освещено обычаем.
Основными элементами механизма социального конфликта являются:
1. Исходное состояние предконфликтного взаимодействия участников, их интересы, степень взаимопонимания.
2. Инициатор конфликта, причины и характер его деятельности
3. Ответные мероприятия в контексте проявления степени готовности к переговорам и возможности бесконфликтного развития и разрешения конфликта.
4. Отсутствие взаимопонимания обоих участников конфликта
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов
6. Использование силы или угрозы силой при отстаивании интересов, а также жертвы насилия
7. Мобилизация контрресурсов и иделогизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага.
8. Тупиковая ситуация и ее саморазрушающее воздействие
9. Осознание тупиковой ситуации, а также понимание интересов другого участника конфликта.
10. Новый этап социального взаимодействия.
4. Социологическая хар-ка конфлитка
Социологическое описание конфликта как состояния взаимодействий субъектов, а также как социального явления и процесса осуществляется через изучение ряда основных характеристик: причины, факторы, условия, границы, функции. К числу общих причин конфликтов социологи относят:
1. Противоположные ценностные ориентации вступающих во взаимодействие социальных субъектов.
2. Приверженность субъектов диаметрально противоположным идеологиям из числа светских (политических) и религиозных.
3. Социально-экономическое неравенство индивидов в обществе.
4. Противоречия при функционировании различных элементов социальной структуры общества, несоответствие их целей, разбалансирование процедуры реализации интересов.
5. Социально-психологическую несовместимость как результат неудовлетворенности нереализованными устремлениями индивида.
6. Не разделяемые индивидом морально-этнические обоснования ценностей и норм-правил, доминирующих в группе, общности, обществе.
7. Организационные дисфункции, связанные с взаимодействием руководителя и подчиненного.
Особое место при социологическом описании конфликтов уделяется анализу организационно-управленческих причин:
· Структурно-организационных, которые отражают несоответствие структуры организации взаимодействий требованиям деятельности, которой она занимается.
· Функционально-организационных, вызванных неоптимальностью функциональных связей между: организацией и средой; структурными элементами организации, отдельными индивидами как её членами;
· Личностно-функциональных, которые связаны с неполным соответствием индивида занимаемой должности;
· Ситуационно-управленческих, которые обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе дестижения управленческих целей, решения задач.
Инициария социальных конфликтов обусловлена широким спектром факторов, которые могут быть объединены в пять групп:
1. Информационные факторы. В основе многих конфликтов лежит информация, которая может быть приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Более того, в процессе социального взаимодействия информация может быть потеряна или искажена.
2. Структурные факторы, которые связаны с функционированием формальной или неформальной организации взаимодействий в группе, общностей, обществе.
3. Факторы социальных отношений, которые связаны с удовлетворением/неудовлетворением от взаимодействия или его отсутствия между субъектами (индивидами, группами, общностями).
4. Ценностные факторы, которые связаны с нарушением ценностных принципов, изначально положенных в основу взаимодействий индивидов.
5. Поведенческие факторы, которые неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, психической, социальной, а также финансовой и др.), если создаются условия, вызывающие негативные эмоции состояния, если в поведении индивидов проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость, необъективность.
Основу конфликта определяет конфликтная ситуация, инициация которой обусловлена условиями взаимодействия субъектов:
1. Техническими условиями, такими как: число лидеров в группе (общности, обществе), степень организованности и сплоченности группы, солидарности общности, согласия общества, наличие/отсутствие возможности взаимного воздействия субъектов друг на друга.
2. Административно-политическими условиями, такими как: административная зависимость и власть, руководство и подчинение, степень законности социальных норм (моральности правовых норм) и деятельности индивидов и групп.
3. Социальными условиями, такими как: наличие/отсутствие возможности интеграции/дезинтеграции усилий субъектов (индивидов, групп, общностей)
4. Психологическими условиями, такими как: эмоционально-волевые состояния индивидов, их желания и возможности идти на компромисс, степень соответствия самооценки индивида и самооценки группы (они бывают завышенными или заниженными)
Социальные конфликты имеют границы или зоны разногласий:
· Пространственную границу, которая определяется территорией, на которой происходит конфликт. В этой связи выделяют мировые и локальные, федеральные и региональные, центральные и местные.
· Временную границу, которая определяет продолжительность конфликта, его начало и конец.
· Внутрисистемную границу, которая указывает на социальные взаимодействия субъектов в конкретной сфере жизнедеятельности: семейной, служебной, профессиональной, образовательной, воспитательной и др.
Функции конфликтов, то есть их последования, могут быть как положительными (позитивными), так и отрицательными (негативными). Оценка их значимости зависит от прогрессивной или регрессивной направленности изменений, которые произошли во взаимодействии в результате протекания и завершения либо разрешения социального конфликта.
К числу положительных результатов конфликта можно отнести:
· Ускорение процесса роста самосознания личности индивида
· Культивирование доминирующей системы ценностей, обеспечивающей целедостижение.
· Формирование участниками конфликта единой социальной группы, общности.
· Интеграцию единомышленников.
· Предоставленную возможность оценить руководителя, его качества и деятельность конфликтной (неординарной) ситуации.
· Конструктивное погашение эмоций участников конфликта.
· Расширение взаимодействий, то есть сотрудничество с другими субъектами.
· Актуализирование необходимости разработки технологии предотвращения, управления и разрешения конфликтов и др.
К числу отрицательных результатов относятся:
· Угроза социального порядка взаимодействий индивидов в группе, общности, обществе, а также групп в общности и обществе.
· Угроза интересам участников конфликта.
· Ограничение социальных перемен
· Снижение количества единомышленников, их доверия.
· Осознанное стихийное действие вместо тщательно возвышенного.
· Разрушение процесса формирования союзов и коалиций.
· Усиление дезинтеграции среди тех, кто стремится к единству.
· Изменение личностных и организационных (групповых) приоритетов в социальном взаимодействии и др.
Таким образом, с социологической точки зрения природа конфликтного взаимодействия, его роль в жизнедеятельности общества и отдельного индивида означает многомерность и многоаспектность социальной сущности конфликта.
5. Пути решения ролевого конфликта
Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.
Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.
Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).
Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".
Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие конфликта и в частности ролевого конфликта, как неотъемлемой части деятельности любого предприятия.
Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности. Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.
Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.
Каждый индивид выполняет набор определенных социальных, психологических и профессиональных ролей, и порой они входят в противоречие порождающее внутренний конфликт.
Особенностью ролевых конфликтов можно назвать то, что они способны влиять на психологию человека и его производительность, при чем как позитивно, так и негативно. А также способность ролевых конфликтов провоцировать конфликты межличностные.
Для своевременного выявления ролевых конфликтов среди сотрудников, необходимо постоянно наблюдать за поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния сотрудников. При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по урегулированию конфликта.
Для этого целесообразно провести ряд управленческих и организационных мероприятий, например, внести изменения в работе, чтобы снять нагрузку с сотрудников, разъяснить им их роли, повысить квалификацию персонала и улучшить условия труда.
Если эти меры не приносят позитивных результатов, можно направить сотрудников на прохождение психотерапевтических процедур, например на прохождение специальных ролевых игр.
Список литературы
1. Ю.Г. Волков “Социология” Издательство: "Проспект" (2008)
2. С.В. Назаренко “Социология” Издательство: “Питер” (2009)
3. П.Д. Павленюк, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев “Социология учебное пособие” Издательство: “Дашков и Ко” (2010)
4. Ю.В. Фененко “Социология. Учебник” Издательство: "Проспект" (2008)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. Социология социального конфликта. Социально-биологическая парадигма объяснения конфликта. Основные виды агрессивности. Основные принципы ведения борьбы (разрешения) социального конфликта по М. Ганди.
презентация , добавлен 11.05.2011
Особенности социального конфликта как скрытого противоречия. Идеи социального конфликта Спенсера, основные положения Маркса, трактовка конфликта Козера. Основные функции конфликта: внутренние, позитивные, деструктивные. Анализ стратегий конфликта.
курсовая работа , добавлен 12.06.2012
Границы и функции конфликта как компонента социальных отношений. Методы типологии конфликтов по сферам. Основные типологии конфликтов, предмет и объект конфликта. Пространственный, временной и внутрисистемный аспекты определения границ конфликта.
реферат , добавлен 12.03.2010
Стереотипы мужского и женского поведения. Периодизация семейной жизни. Внутрисемейная ролевая структура и проявления ролевого конфликта. Природа, причины и пути преодоления супружеских конфликтов. Адаптация супругов и их готовность к созданию семьи.
курсовая работа , добавлен 12.05.2012
Теории конфликтов. Функции и последствия социальных конфликтов, их классификация. Причины социальных конфликтов: личностные и социальные. Личностные побудительные мотивы конфликта. Объект агрессии. Конфликт индивидов и небольших групп.
реферат , добавлен 22.02.2007
Природа конфликта. Происхождение конфликтов. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Движущие силы и мотивация конфликта. Аналитическая схема исследования конфликтов. Конфликт потребностей. Конфликт интересов. Ценностный конфликт.
курсовая работа , добавлен 24.04.2006
Изучение причин возникновения и влияния на общество социального конфликта. Четыре точки зрения на причины социального конфликта А.Г. Здравомыслова. Анализ кризиса культуры Г. Зиммелем. Идея К. Маркса о том, что конфликт заложен в самой природе человека.
реферат , добавлен 14.03.2010
Природа социального конфликта. Взаимодействие и интересы как ключевые понятия. Классификация конфликтов. Специфика политического конфликта, пути и методы урегулирования политических конфликтов. Социально-политические конфликты на территории России.
контрольная работа , добавлен 09.01.2009
Основные аспекты социальных конфликтов. Классификация конфликтов. Характеристика конфликтов. Причины конфликтов. Последствия социального конфликта. Разрешение конфликта. Социальные конфликты в современном обществе.
реферат , добавлен 30.09.2006
Уровни рассмотрения конфликтов. Разновидности противоборствующих сторон. Выявление и исследование интересов и целей участников конфликта. Особенности восприятия конфликта и основные стадии развития. Формы эскалации конфликта, его предупреждение.
Общение и взаимоотношения для человека важны так же, как и дыхание. Ведь без них мы не сможем научиться даже самому элементарному. С самого начала жизни мы общаемся с родными, затем с детьми, взрослыми, потом и сами взрослеем. Отношения с каждой страничкой жизни видоизменяются: сначала мы дети, сестры, братья, потом для кого-то друзья, одноклассники, коллеги, подчиненные или руководители. В зависимости от выполняемых нами функций мы играем разные социальные роли.
Место социальной роли в нашей жизни
Человек, входя в социум, что-то с собой несет и берет для себя. Являясь членом и непосредственным участником какой-то из общественных социальных групп, он обладает некоторым статусом.
Конфликт - что за явление?
Нужно отметить, что для выполнения социальной роли человеку необходимы определенные навыки и время, чтобы научиться это делать. Иногда получается так, что один и тот же субъект должен выполнять противоречивые обязанности. Ярким примером является жена-директор. Она дома должна быть в подчинении у мужа, а на работе указывать подчиненным. Из-за этого появляются противоречия внутри самой личности (внутренние конфликты) и напряженные отношения с окружающими. Именно по причине статуса, положения в обществе к человеку предъявляются определенные требования. Социальная роль - это поведение людей в зависимости от разных требований к ним. Один и тот же человек может одновременно быть братом, отцом, зятем, рабочим, другом.
Эти разновидности ролевых конфликтов существенно различаются между собой. Межролевые конфликты проявляются при несоответствии ожиданиям окружающих поведения человека, выполняющего разные роли. Эти ожидания, требования в большинстве случаев не зависят от самого субъекта. Они сформированы общественным мнением, традициями, стереотипами. Внутриролевые противостояния зависят от восприятия человеком своего поведения с точки зрения ожиданий, которые имеет к нему его окружение. Происходит процесс наслаивания представлений людей и их групп на роль, выполняемую одним субъектом.
Виды ролевых конфликтов дополняются еще одним: личностно-ролевым. Он предполагает несоответствие роли и потребностей, ценностей личности. Этот вид столкновения еще относятся к внутриличностному. Такие примеры ролевых конфликтов из жизни встречаются часто. Так, честный молодой бухгалтер, пытаясь правильно выполнять свою работу, будет постоянно бороться внутри себя, если начальство ожидает от него финансовых махинаций для своей выгоды.
Почему возникает конфликт ролей?
Столкновения людей между собой, их ожиданий и представлений, в большей мере зависят от сформированных норм и правил общества. Если человек не соответствует закрепившимся стереотипам и правилам, а также правовым нормам регулирования поведения, у него возникает ролевой конфликт. Нужно понимать, что он не появляется на пустом месте. Сначала происходит действие человека (в рамках его деятельности), затем анализ его поведения извне на основе перечисленных механизмов, потом дается оценка.
Специфика конфликтов ролей
Есть несколько специфических моментов, которые относятся только к ролевым противостояниям:
- тесная связь такого конфликта с занимаемой человеком позицией в обществе (его взаимодействие и взаимоотношения с окружающими);
- зависимость от характера психологических ожиданий социума (противоречивость, неоднородность, которая обусловлена деятельностью индивида, его положением в обществе и содержанием действий).
Механизмы психологической защиты при столкновениях ожиданий
Ролевой конфликт приносит человеку дискомфорт, ведь любое вмешательство в его внутренний мир расценивается как посягательство на безопасность и признание личности. Поэтому во время таких столкновений срабатывают защитные механизмы психики, помогающие субъекту сохранить внутреннюю гармонию.
- Разделение ролей. Человек сознательно временно прекращает выполнять одну из ролей, тем самым он дает себе возможность отдыха и "перезагрузки". Но, в то же время, он продолжает реагировать на требования, которые относятся к выполнению данной роли.
- Рационализация. Возникает тогда, когда субъект желает, но в силу определенных обстоятельств не может вести себя согласно ожиданиям окружающих. Защищаясь от значимой роли, психика человека ищет ее отрицательные стороны, чтобы не допустить ролевой конфликт. Примеры такой защиты встречаются часто у школьников, людей, которые не могут добиться своей цели.
Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли
Мы все проходим определенный процесс социализации. Еще с маленького возраста дети повторяют действия за взрослыми, тем самым перенимая опыт и ролевое поведение. У каждого по-разному проходит процесс социализации, одни хороший опыт получили с детства, другие ничего положительного не видели. Когда человек взрослеет, он начинает вести себя соответственно занимаемому положению, роли. И здесь может возникнуть ролевое напряжение - субъект просто не готов к требованиям, которые к нему предъявляет общественность. Для исключения такого напряжения студенты проходят практику, подростки обучаются навыкам ведения домашнего быта и так далее.
Напряжение возрастает и ведет к конфликтам, когда противоположные роли наслаиваются друг на друга. Например, девушка сдает экзамены, будучи успешной студенткой, и пытается ухаживать за ребенком, недавно приняв на себя роль мамы.
Готовность к выполнению социальной роли как путь к предотвращению ролевых конфликтов
Мы уже знаем, что социальные роли и ролевые конфликты тесно связаны друг с другом. Но как в медицине есть понятие профилактики болезней, так в психологии есть направление предотвращения ролевых конфликтов. Все весьма просто - нужно всего лишь быть подготовленным к выполнению социальной роли, чтобы избежать напряжения и конфликтов, связанных с ней.
Способы разрешения ролевых конфликтов
Они делятся на два вида:
Первый вид заключается в том, что человек имеет возможность сам себя оградить от ролевых конфликтов. Он может уйти с работы, перестать общаться с прежними друзьями, поменять место отдыха и так далее.
Второй вид на бессознательном уровне хранит нас от лишних стрессов, связанных с ролевым напряжением и конфликтом. Здесь на первое место выступают классические защитные механизмы: вытеснение, изоляция, рационализация, идентификация и некоторые другие. Он начинает активно действовать, когда нет возможности решить ситуацию по-другому, человек либо не умеет это делать, либо не может. В этом случае меняется не ситуация конфликта или напряжения, а отношение человека к ней, его восприятие окружающей обстановки.
Ролевой конфликт - это ситуация, в которой один индивид сталкивается с требованиями к выполнению разных, противоречащих друг другу, ролей или одной, но которая при реализации вызывает трудности. Буквально воспринимая это понятие, несложно определить явление, которое оно означает. И «конфликт» здесь ключевое слово: выполняя несколько ролей, человек сталкивается с противоречием интересов или требований к нему. Например, существуют ситуации, когда студент, женившись и обзаведясь потомством, вынужден совмещать роль мужа, отца и учащегося. И если первые две роли между собой хорошо сочетаются, то третья выступает в качестве конфликтной: как муж и отец, он должен зарабатывать деньги, и участвовать в решении бытовых вопросов, но, будучи учащимся, он одновременно должен посвящать все свое свободное время обретению новых знаний.
Определение ролевого конфликта
Изучением этого явления занимается наука конфликтология. Для начала следует определить природу конфликта, которая даст ясное представление о ролевом противоречии.
Итак, конфликт может быть внутриличностным и межличностным. Для него характерно наличие противоборствующих позиций, мотивов, суждений, которые всегда противоположно направлены.
Особенностью внутриличностного противоречия выступают равные по силе, но противоположно направленные интересы, потребности, желания. Человек сталкивается с выбором между желаниями и возможностями, необходимостью следовать определенным нормам и одновременным нежеланием делать это. Следствием этого зачастую выступает стресс и неконтролируемое поведение перед выбором.
При межличностном противоречии всегда есть несколько участников, интересы и представления которых не совпадают.
Ролевой конфликт - это разновидность внутриличностного, когда человек сталкивается с необходимостью выполнить одновременно несколько своих ролей, которые противоречат друг другу. Например, семьянин, который является начальником, сталкивается с ситуацией ролевого конфликта в тот момент, когда ему необходимо отвезти заболевшего ребенка в больницу и при этом выполнить массу работы. Уехать в больницу - значит поступить непрофессионально, а остаться на работе - значит проявить халатность в отношении к здоровью собственного ребенка.
Классификация ролевых конфликтов
Предлагаем рассмотреть несколько видов этого явления:
- Статусно-ролевой конфликт
Это психологическое явление, связанное прежде всего с которую выполняет человек. Конфликт возникает, когда индивид не может общества от той роли, которую он должен выполнять. В организациях статусно-ролевые разногласия порождают межличностные. Например, человек, который не отвечает требованиям занимаемой должности, не может качественно выполнить работу, и это заставляет окружающих считать его некомпетентным и сталкиваться с профессиональными трудностями, если
- Ролевой конфликт и Я-концепция
Конфликт, основанный на противоречии собственных представлений и ожиданий общества от роли, которую выполняет индивид. Это часто бывает, когда человек выбирает профессию, к которой у него слабые способности. На работе в этом случае у него не получается реализовать себя, он выглядит в коллективе «белой вороной», которая занимает неподходящую должность. Индивид понимает свои недостатки, но, тем не менее, продолжает работать в этом направлении, т.к. за это ему платят ту заработную плату, которая соответствует его представлениям о нормальной оплате труда. Здесь налицо противоречие между способностями и желаниями.
- Ролевой конфликт и неоднозначные условия
Этот тип внутриличностного противоречия возникает, когда к человеку предъявляют в рамках одной роли разные требования: например, отсутствие правил техники выполнения работы на предприятии, в то время когда она осуществима на 100% исключительно с помощью следования правилам. Неоднозначность задач погружает человека в стрессовую ситуацию, когда он сталкивается с двумя разными требованиями.
- Ролевой конфликт на основе недостаточности ресурсов
В этой ситуации человек сталкивается с необходимостью выполнить поставленные задачи, но не может сделать этого из-за отсутствия мотивации, времени или любых других ресурсов, которые нужны для реализации цели.