Как отсрочить оплату ндс. Отсрочка оплаты налога
Сумму НДС, рассчитанную по итогам квартала, перечисляйте в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев. Сроки уплаты – не позднее 25-го числа каждого из этих месяцев. Например, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за I квартал, нужно перечислить равными долями в сроки не позднее 25 апреля, 25 мая и 25 июня. Т.е. по общему правилу налог уплачивают по 1/3 от суммы начисленного налога за квартал без сдачи каких-либо документов в налоговую инспекцию. Если налогоплательщик оказался в тяжелой финансовой ситуации (его имущественное положение не позволяет уплатить налог либо уплата налога приведет к возникновению признаков его несостоятельности), инспекция по заявлению налогоплательщика может предоставить рассрочку уплаты налога. К заявлению о предоставлении рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.
К заявлению о предоставлении рассрочки, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.Как перечислить НДС в бюджет
Общий порядок
Сумму НДС, рассчитанную по итогам квартала, перечисляйте в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев. Сроки уплаты – не позднее 25-го числа каждого из этих месяцев. Например, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за I квартал, нужно перечислить равными долями в сроки не позднее 25 апреля, 25 мая и 25 июня.
Если 25-е число попадает на нерабочий день, то НДС заплатите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, например, 25 апреля 2015 года приходится на субботу, поэтому последний день уплаты первой части (доли) НДС за I квартал – 27 апреля 2015 года.
Внимание: новые сроки перечисления НДС в бюджет распространяются в том числе и на платежи за IV квартал 2014 года
Новые сроки уплаты НДС – до 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, – установлены Законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ . Этот документ вступил в силу с 1 января 2015 года и применяется в отношении всех платежей по НДС, сроки которых наступают после этой даты. Таким образом, новые правила действуют и в отношении налога за IV квартал 2014 года. Первый платеж по НДС за этот период надо перечислить в бюджет не позднее 26 января 2015 года (т. к. 25 января приходится на воскресенье). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 декабря 2014 г. № 03-07-15/67246 , которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 13 января 2015 г. № ГД-4-3/122 .*
2. Налоговый Кодекс РФ
Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:*
1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные впункте 5.1 настоящей статьи .
5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи , прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в , прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 2 пункта 2 настоящей статьи , заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи , устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 4 пункта 2 настоящей статьи , прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 5 пункта 2 настоящей статьи , прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.
5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.
5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.
6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса .
7. Пункт утратил силу со 2 сентября 2010 года - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ . - См. предыдущую редакцию .
8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном
Если у налогоплательщика есть обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, но он не может уплатить их в установленный срок, тогда он имеет право обратиться в налоговый орган за отсрочкой или рассрочкой по их уплате.
Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налоговым органом на срок, не превышающий 1 год с момента установленного срока уплаты.
Отсрочка или рассрочка на срок до 3-х лет может быть предоставлена только по страховым взносам и федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов).
Для получения отсрочки или рассрочки необходимо иметь соответствующие основания, а также представить необходимые документы и обеспечение (залог, поручительство или банковская гарантия).
Перечень оснований, при наличии которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка, закреплен пунктом 2 статьи 64 НК РФ .
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки, определен пунктом 5 статьи 64 НК РФ и Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ .
По требованию налогового органа необходимо представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.
Для рассмотрения вопроса о возможности получения отсрочки или рассрочки необходимо обратиться в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица либо в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам .
Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) отсрочки или рассрочки принимается в течение 30 рабочих дней* со дня получения заявления уполномоченным налоговым органом.
* по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, решение принимается в течение 45 рабочих дней.
С более подробным порядком и условиями изменения сроков уплаты налогов и сборов можно ознакомиться в следующих разделах
Для индивидуальных предпринимателей – Главная страница/Индивидуальные предприниматели/ Меня интересует/ Наличие задолженности или переплаты/ Жизненные ситуации/ У меня есть задолженность, но в данный момент я не могу её погасить
Для юридических лиц – Главная страница /Юридические лица/Меня интересует/ Наличие задолженности или переплаты/ Жизненные ситуации/ В компании есть задолженность, но в данный момент нет возможности её погасить
Иногда компании просто необходимо «перенести» уплату налога на добавленную стоимость на более поздние сроки. Можно, конечно, всего-навсего «пропустить» контрольную дату, что, естественно, влечет начисление пеней и штрафов. Только зачем? Ведь есть гораздо менее болезненные способы отсрочить исполнение своих налоговых обязательств, надо только немного юридически «подковаться».
Заемное приобретение
Наиболее популярной и одновременно самой опасной схемой оптимизации НДС является применение договора займа. Уловка заключается в том, что продавец заключает с покупателем одновременно два договора – займа и купли-продажи – и, получая деньги по первому из них, не уплачивает НДС, так как заем НДС не облагается (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК). После отгрузки товара поставщиком по договору поставки организации проводят взаимозачет.
Чтобы налоговики не посчитали полученный заем предоплатой, фирме необходимо заключить договор займа раньше, чем договор поставки. Кроме того, в них надо указать разные сроки возврата средств и поставки товара, а также прописать сумму займа, не совпадающую с размером оплаты по основному договору.
Опасность данной схемы заключается в том, что контролеры, как правило, расценивают платежи по договору займа в качестве аванса, облагаемого НДС, в результате чего начисляют штраф и пени, а также сумму того самого неуплаченного налога. Ситуация усугубляется, если предприятия оформили не взаимозачет, а новацию, о чем говорится в письме Минфина от 7 сентября 2005 г. № 03-04-11/221. Следует также помнить, что с 1 января 2007 года при взаимозачете фирмы должны перечислять своим контрагентам выделенную в счете-фактуре сумму НДС. Данная схема именно оттягивает срок уплаты НДС, но вовсе не избавляет от уплаты налога.
И еще: заключая договор беспроцентного займа, можно оказаться уличенным инспекторами в получении необоснованной налоговой выгоды. Несмотря на то, что и в письме ФНС от 13 января 2005 г. № 02-1-08/5@, и в постановлении Президиума ВАС от 3 августа 2004 г. № 3009/04 отмечено, что материальная выгода от экономии на процентах за пользование займом доходом не считается, лучше предусмотреть в соглашении проценты за пользование заемными средствами. Например, установить их величину равной ставке рефинансирования Центробанка.
Вексельное дело
Еще одной «полезной» схемой, позволяющей получить отсрочку при уплате НДС, является применение сделки купли-продажи векселя. Как и в предыдущем случае, заключаются одновременно два договора. Первым будет контракт на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) с исключенным из него условием о предоплате; а вторым – договор купли-продажи векселя. После передачи товара вексель обналичивают, а между договорами проводят взаимозачет.
Применение данной схемы имеет множество преимуществ. Во-первых, снижается риск неплатежа покупателя по поставке товара; во-вторых, описанный метод позволяет отсрочить уплату НДС, так как вексель реализуется по отдельному договору; и в-третьих, операция передачи и обналичивания данной ценной бумаги налогом на добавленную стоимость не облагается (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК).
Тем не менее не стоит забывать о пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса, содержащем требования к покупателю вести раздельный учет НДС и делить «входной» налог, из-за чего, естественно, страдает именно покупатель. Дабы избежать подобных неприятностей, многие предприятия после отгрузки продукции просто аннулируют договор купли-продажи векселя, а в договоре поставки указывают, что вексель был передан поставщику в счет предоплаты.
Однако и в последнем варианте не избежать затруднений, предостерегают эксперты журнала «Московский бухгалтер». Ведь он не очень выгоден для поставщика, которому придется подавать уточненную декларацию и платить пени за просрочку НДС в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Тем не менее он получает отсрочку по уплате НДС.
Комиссионерство как способ отсрочки
Оттянуть сроки уплаты НДС возможно, используя договор комиссии. Общий вид данной схемы следующий: торговая организация (в данном случае она будет выступать в роли комиссионера) заключает с поставщиком (комитентом) такой контракт и платит НДС и налог на прибыль только с комиссионного вознаграждения (п. 1 ст. 156, подп. 9 п. 1 ст. 251 НК).
Цепь событий будет иметь следующий вид: комитент передает продукцию для реализации комиссионеру, в качестве которого выступает входящая в состав холдинга и применяющая УСН фирма. Причем на товары для такого посредника устанавливается минимальная наценка и максимальная сумма вознаграждения. Однако для полноценной работы такой схемы, помимо всего прочего, необходимо выполнение ряда условий.
Во-первых, комитент и комиссионер не должны быть взаимозависимыми лицами (по признакам, указанным в статье 20 НК).
Во-вторых, цена на реализуемую через посредника продукцию не должна быть заниженной более чем на 20 процентов. В противном случае это может повлечь недовольство инспекторов, выраженное в доначислении комитенту налогов согласно статье 40 Налогового кодекса. Впрочем, из такой ситуации выход есть: такие расценки можно обосновать, например, маркетинговой политикой (постановление ФАС Московского округа от 16 февраля 2005 г. № КА-А40/13133-04).
В-третьих, большое значение имеет правильное отражение посреднических операций на счетах бухгалтерского учета: принятые на комиссию товары следует отражать на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», а не на счете 41 «Товары».
И последним (по перечислению, но не по значимости) является условие грамотного оформления договора комиссии. Так, в подобных контрактах необходимо:
1) предусмотреть размер вознаграждения посреднику, ведь именно с этой суммы он заплатит налоги в бюджет; иначе контролеры могут рассчитать налоги, исходя из рыночных цен по аналогичным сделкам (п. 3 ст. 424; ст. 991 ГК);
2) отразить момент, в который услуга посредника считается исполненной. В качестве такового может выступать как дата отгрузки товаров покупателю, так и дата утверждения отчета комитентом. Причем последний вариант является наиболее выгодным для посредника, так как позволяет заплатить налоги с суммы вознаграждения позже.
Используя данную схему, стоит учесть, что с налогообложением комитента могут возникнуть проблемы, ведь он должен начислить НДС в тот момент, когда посредник отгрузит товар покупателю. Данную информацию комитент может получить только из отчета комиссионера, а следовательно, если отгрузка товара и получение отчета приходятся на разные налоговые периоды, в договоре нужно указать сроки, в которые посредник обязан отчитаться перед комитентом.
Невзирая на то обстоятельство, что комиссионер-«упрощенец» не является плательщиком НДС, в момент реализации посредник все равно должен выставить от своего имени счет-фактуру в двух экземплярах. Первый экземпляр комиссионер передает покупателю, а второй – регистрирует в журнале учета выставленных счетов-фактур. Указанную в документе сумму НДС нет надобности ни отражать в книге учета доходов и расходов, ни платить в бюджет. После этого комиссионер должен составить отчет о реализации и передать его поставщику на утверждение. Этот документ необходимо фиксировать в книге учета доходов и расходов.
Выгодный отказ от льготы
В ситуациях, когда сумма НДС, подлежащая вычету, выше налога, который следует заплатить, то отказ от льготы может оказаться выгодным. Принимая такое решение, необходимо учесть требования пункта 5 статьи 149 Налогового кодекса, оговаривающего право предприятия отказаться от освобождения, представив заявление в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен платить НДС.
Обратите внимание, что отказ или приостановление возможны только на срок не менее года и лишь в отношении операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса.
Хитрые строительные намерения
Интересный метод с целью получить отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость ввели строительные организации. Он подразумевает использование договора о намерениях. Так, вместо того чтобы продавать доли в строящемся доме и, соответственно, платить в бюджет НДС, компании-застройщики (инвесторы) оформляют предварительные соглашения, порядок заключения которых регулирует статья 429 Гражданского кодекса.
В договорах о намерениях указывается, что денежные средства будут зачтены в счет данного соглашения только после продажи квартиры или иного объекта недвижимости. Таким образом, обязанность платить НДС переносится на более поздний срок. А при продаже квартир налог и вовсе не платят.
Все же споры с налоговыми органами не исключены, ведь инспекторы могут истолковать иначе положения договора о намерениях и начислить организации штрафы и пени. Избежать подобных неприятностей несложно, достаточно указать в платежном поручении: «Гарантийный взнос по предварительному договору такому-то» и зафиксировать в учетной политике, что все расчеты с данным контрагентом до момента заключения основного договора будут вестись на отдельном субсчете, открытом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Окончательно же обезопасить себя от претензий налоговиков можно, вернув покупателю гарантийный взнос и получив от него плату за объект недвижимости при заключении договора купли-продажиСхема оптимизации НДС
Схема с отсрочкой уплаты НДС
Упрощенная система налогообложения и др.
Налог на добычу полезных ископаемых
Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 26 НК РФ. Налог носит воспроизводственный характер.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. В зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр, по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (ст. 335 НК).
Объект налогообложения – полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ или за ее пределами на территориях, находящихся по юрисдикцией РФ, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства.
Установлены виды полезных ископаемых , добыча которых подлежит налогообложению. К ним относятся: каменный уголь, торф, нефть, природный газ, руды черных, цветных и редких металлов, минеральные воды и др.
Не признаются объектом налогообложения полезные ископаемые:
· не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
· добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение и др.
Налоговая база – стоимость добытых полезных ископаемых, исчисленная налогоплательщиком самостоятельно исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации (без учета государственных субвенций) или расчетной стоимости.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется тремя способами:
1. исходя из сложившейся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, облагаемая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговый период – календарный месяц.
Ставки налога зависят от вида полезных ископаемых запасов и составляют от 0 до 17,5%. Специальная ставка 0% применяется при добыче некоторых полезных ископаемых:
1. полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;
2. газа горючего природного из нефтяных месторождений;
3. минеральных вод, используемых исключительно в лечебных целях без непосредственной реализации и т.д.
Пользователи недр, осуществляющие за счет собственных средств поиск и разведку месторождения, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых с коэффициентом 0,7.
Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Она определяется по итогам налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в совокупном количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Сроки уплаты. Налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Эта декларация передается в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Государственная пошлина
Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, за совершение в их интересах юридически значимых действий и выдачу им документов (копий, дубликатов) уполномоченными органами и должностными лицами.
Субъекты налогообложения (налогоплательщики) – организации и физические лица в случае, если они:
· обращаются за совершением юридически значимых действий;
· выступают ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Объекты взимания пошлины – это исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суд; совершение нотариальных действий нотариусами государственных контор; государственная регистрация (в том числе актов гражданского состояния) и другие юридически значимые действия, рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением гражданства РФ; въездом (выездом) в РФ; регистрация программ для ЭВМ; осуществление федерального пробирного надзора.
Ставки. Законом установлена твердая сумма государственной пошлины. Размеры пошлины определены на каждый вид совершаемых юридически значимых действий и выдачу документов
Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, требуется заплатить 100 руб. (для физических лиц) и 2 тыс. руб. (для юридических лиц) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке. За государственную регистрацию заключения брака уплачивается – 200 руб.,
Льготы. Полное освобождение от уплаты пошлины распространяется на отдельные категории физических лиц (Герои СССР и РФ, участники и инвалиды войны и др.) и организации (бюджетные учреждения, суды, государственные органы и др.). Установлены дополнительные основания неуплаты пошлины, например, регистрация арестов имущества, ипотеки, соглашения об изменении содержания закладной.
При обращении в суды общей юрисдикции не уплачивают пошлину:
· истцы – по некоторым видам исков (взыскание заработной платы, алиментов, возмещение вреда);
· стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
· организации и физические лица – при подаче в суд некоторых видов заявлений и жалоб;
При обращении за совершением нотариальных действий также установлены льготы. В этом случае от уплаты могут быть освобождены общественные организации инвалидов (по всем видам нотариальных действий); школы-интернаты и специальные учебно-воспитательные учреждения; воинские части и др.
При государственной регистрации актов гражданского состояния освобождение от пошлины получают физические лица (например, за внесение изменений в записи актов гражданского состояния), а также органы управления образованием, опеки и попечительства – за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Срок и порядок уплаты пошлины. Плательщики уплачивают пошлину в следующие сроки:
· при обращении в суды – до подачи запроса, ходатайства, заявления;
· плательщики, выступающие ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
· при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;
· при обращении за выдачей документов – до выдачи документов;
· при обращении за проставлением апостиля – до его проставления;
· при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и иных документов на совершение таких действий.
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия наличными деньгами в рублях через банки (их филиалы), а также путем безналичных перечислений сумм пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется с выдачей квитанции установленной формы или копии платежного поручения с отметкой банка (при безналичных расчетах).
Схема оптимизации НДС
Схема с отсрочкой уплаты НДС
Эту схему целесообразно применять, если фирма в конце налогового периода по НДС (месяца или квартала) получила большую выручку. А в следующем налоговом периоде она получит большой вычет по НДС.
Суть схемы в следующем. Получив в конце месяца большую выручку, с которой надо платить НДС, фирма сдает в инспекцию декларацию за этот месяц, с небольшой суммой налога к уплате, не учитывая в ней данную сумму, поступившую в конце месяца. Желательно, чтобы данная декларация не сильно отличалась от сумм по прежним декларациям, чтобы не вызвать лишних подозрений у инспектора. Эту сумму впоследствии бухгалтер и перечислит в бюджет.
За следующий налоговый период, когда у фирмы появляется большая сумма возмещения по НДС, она подает декларацию в обычном порядке. Сразу после этого бухгалтер перечисляет в бюджет НДС за предыдущий период с учетом налогового вычета по последней декларации. При этом он быстренько составляет «уточненку» уже с достоверными цифрами и отправляет ее в инспекцию.
При этом организации придется заплатить пени за несвоевременную уплату налога (1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки). Таким образом, вы без всякой документальной волокиты берете своего рода налоговый кредит с минимальными процентами.
Однако уплатить пени и сумму НДС надо обязательно до подачи уточненной декларации, иначе штрафа вам не избежать.
2. Создание рациональной холдинговой структуры как метода комплексной оптимизации налогообложения. При этом происходит оперативное распределение налоговой нагрузки между участниками холдинга, аккумулирование всех финансовых потоков (с НДС и без) на одном предприятии «Управляющей компании» или «Торговом доме».
3. Применение зарубежных оффшоров во внутрироссийских операциях;
4. «Инвалидизация» организации;
Чем Минфин аргументирует новую точку зрения. Что важно включить в договор при предоставлении отсрочки платежа. Как покупателю и продавцу отражать проценты в налоговом учете.
До недавнего времени Минфин России утверждал, что проценты за отсрочку платежа, которые продавец товара получил от покупателя, облагаются НДС (Письма от 31.10.2013 N 03-07-14/46530, от 19.08.2013 N 03-07-11/33756, от 29.12.2011 N 03-07-11/356 и от 29.11.2010 N 03-07-11/457). Чиновники объясняли это тем, что получение процентов связано с оплатой реализованных товаров (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Ведь продавец предоставляет покупателю отсрочку не по самостоятельному договору, а в рамках договора купли-продажи товара.
Теперь ведомство считает, что проценты за отсрочку оплаты не включаются в базу по НДС (Письма Минфина России от 30.12.2014 N 03-07-05/68784, от 21.08.2014 N 03-07-11/41787 и от 18.08.2014 N 03-07-11/41207). В мае 2015 г. чиновники выпустили еще одно Письмо с такими же выводами (Письмо Минфина России от 21.05.2015 N 03-07-05/29303). Посмотрим, какие аргументы они приводят.
Подводя к выводу о неначислении НДС на сумму процентов за отсрочку платежа, ведомство ссылается на судебную практику
Все письма Минфина России с новой точкой зрения содержат одинаковые аргументы. Несколько писем совпадают буквально слово в слово (Письма Минфина России от 21.08.2014 N 03-07-11/41787 и от 18.08.2014 N 03-07-11/41207). Различается лишь описание ситуации. Но самое удивительное заключается в том, что чиновники обосновывают свои выводы ссылками не на НК РФ или другие акты законодательства, а на судебную практику. Причем не самую свежую.
Логическая цепочка начинается с Постановления ФАС Поволжского округа от 07.08.2012 N А12-542/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 01.11.2012 N ВАС-14084/12). Из него взят вывод, что проценты, начисленные на сумму, в отношении которой продавец предоставил покупателю рассрочку, являются платой за коммерческий кредит (подробнее читайте во врезке на с. 82).
Читайте на e.rnk.ru. Суды всегда были против начисления НДС на проценты по коммерческому кредиту
Постановление ФАС Поволжского округа от 07.08.2012 N А12-542/2012, на которое ссылается Минфин России, не единственное по данному вопросу. Более того, в нем рассмотрена не очень распространенная ситуация. Речь идет о предоставлении рассрочки при покупке имущества, находящегося в муниципальной казне.
Непонятно, почему ведомство выбрало это судебное решение. Неясно и то, что подвигло чиновников перечитать Постановление почти трехлетней давности именно сейчас. Подробнее о более свежей арбитражной практике и аргументах судов читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Как сейчас налоговики и суды относятся к вопросу исчисления НДС с сумм, связанных с реализацией" // РНК, 2014, N 11.
Далее ведомство привело выдержку из совместных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ. В них указано, что к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг. К отношениям по коммерческому кредиту применяются нормы Гражданского кодекса о договоре займа (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Следовательно, проценты, взимаемые за предоставление коммерческого кредита, являются платой за пользование денежными средствами (п. 12 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998).
Проценты по займам освобождены от обложения НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому Минфин России пришел к выводу, что проценты, полученные продавцом от покупателя за предоставление отсрочки или рассрочки по оплате товаров, НДС не облагаются.
Минфин не объяснил, что он понимает под коммерческим кредитом
Чиновники уклонились от разъяснения термина "коммерческий кредит". Хотя сами его широко используют. Они указали, что разъяснение норм, терминов и понятий Гражданского кодекса не входит в их компетенцию (Письма Минфина России от 21.05.2015 N 03-07-05/29303 и от 30.12.2014 N 03-07-05/68784).
Ранее ведомство указывало, что обязательства по коммерческому кредиту не образуют отдельного договора. Они входят в состав иных обязательств, составляющих соответствующий договор. То есть коммерческий кредит представляет собой не самостоятельную сделку заемного типа, а условие, содержащееся в возмездном договоре. Например, в договор купли-продажи, аренды, подряда или перевозки может быть включено условие об отсрочке или рассрочке оплаты за реализованные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Только при наличии этого условия у сторон договора возникают кредитные обязательства (Письма Минфина России от 17.02.2015 N 02-02-09/7180 и от 19.09.2012 N 02-11-04/3810).
Если в договоре имеется условие об оплате товара, работы или услуги через какое-то время после получения их покупателем, это не считается коммерческим кредитом. Предоставление кредита в форме отсрочки или рассрочки платежа должно быть прямо предусмотрено в договоре купли-продажи или возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 823 ГК РФ). Более того, стороны должны прописать все существенные условия:
- ставку процентов за пользование коммерческим кредитом. Если ставка не установлена, проценты начисляют исходя из ставки рефинансирования Банка России на день уплаты суммы долга (п. 1 ст. 809 ГК РФ);
- сумму, на которую начисляются проценты;
- период, за который предусмотрено взимание процентов. Например, стороны могут договориться, что проценты уплачиваются начиная с 11-го дня с момента отгрузки товаров. Только с этого дня возникнут отношения по коммерческому кредиту. Начисление процентов прекращается со дня, следующего за днем окончательного расчета за приобретенный товар, работу или услугу.
Проценты за просрочку оплаты, взысканные продавцом с покупателя, являются санкцией и поэтому не облагаются НДС
Важно не спутать проценты за отсрочку или рассрочку платежа с начислением процентов за несвоевременную оплату по договору. Договор может предусматривать оба вида процентов. Ведь они уплачиваются по разным основаниям.
Взимание процентов за просрочку предусмотрено ст. 395 ГК РФ. Эти суммы представляют собой ответственность за неисполнение договорных обязательств. Сторона, нарушившая срок оплаты, уплачивает их независимо от того, предоставлялся коммерческий кредит или нет.
Минфин России считает, что штрафы, пени, неустойки или иные санкции за несвоевременную оплату не облагаются НДС (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333). Ведь эти суммы не являются элементом ценообразования (подробнее об этом читайте во врезке ниже). Значит, продавец товара, работы или услуги, взыскавший с покупателя проценты за нарушение срока оплаты, не включает их в базу по НДС.
Читайте на e.rnk.ru. Как определить, является ли неустойка частью цены
Минфин России делит штрафные санкции за нарушение условий договоров на являющиеся элементом ценообразования и не являющиеся таковым (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333). По мнению чиновников, если санкция представляет собой скрытую часть цены, получатель должен начислить на нее НДС. Ведь штрафная санкция напрямую связана с оплатой реализованных товаров, работ или услуг (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Санкция не облагается НДС, только если она не является элементом ценообразования.
Ведомство не разъяснило, как на практике подразделять штрафы, пени, неустойки по этому признаку. Подробнее о возможных формулировках в договорах и налоговых последствиях читайте на сайте e.rnk.ru в статье "На какие штрафы по договорам Минфин разрешает не начислять НДС" // РНК, 2015, N 6.
Ранее чиновники требовали начислять НДС на любые штрафы, пени и санкции, которые продавец получил от покупателя (Письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-07-11/311, от 18.05.2012 N 03-07-11/146 и от 16.08.2010 N 03-07-11/356). Ссылались на то, что санкции связаны с оплатой товаров, работ или услуг. Такие суммы увеличивают базу по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Но и по этому вопросу Минфин России изменил свою точку зрения. Опять же из-за судебной практики.
Ведомству пришлось учесть выводы Президиума ВАС РФ (Постановление от 05.02.2008 N 11144/07). Судьи пришли к выводу, что штрафные санкции по договорам представляют собой ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Поскольку эти суммы не связаны с оплатой товаров, работ или услуг, они не облагаются НДС. Минфин России признал этот факт (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333).
Продавец включает проценты по коммерческому кредиту в налоговые доходы, даже если покупатель их не заплатил
Для продавца проценты, которые ему должен уплатить покупатель за отсрочку или рассрочку платежа, являются доходом. При расчете налога на прибыль всю сумму процентов по коммерческому кредиту продавец включает во внереализационные доходы (п. 6 ст. 250 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 23.03.2010 N 03-03-06/1/169).
Доходы в виде процентов отражаются в налоговом учете на последнее число каждого месяца, за который их начислили (абз. 1 п. 6 ст. 271 и абз. 3 п. 4 ст. 328 НК РФ). Неважно, какой срок для уплаты установлен в договоре. Кроме того, для признания дохода не имеет значения, уплатил покупатель проценты или нет. С этим согласен Минфин России (Письма от 17.09.2012 N 03-03-06/2/108, от 15.06.2011 N 03-03-06/1/345, от 20.12.2010 N 03-03-06/1/791 и от 16.08.2010 N 03-03-06/1/549).
Значит, безопаснее не включать в договоры условие о возможности предоставления коммерческого кредита, если стороны не планируют его использовать. Ведь при наличии такого гипотетического условия налоговики могут потребовать, чтобы продавец включил сумму процентов во внереализационные доходы. Даже если коммерческий кредит не предоставлялся и никакие проценты не начислялись и не уплачивались.
В месяце, в котором покупатель полностью рассчитался за приобретенные товары, работы или услуги, коммерческий кредит считается погашенным. Поэтому проценты за этот месяц продавец включает в доходы не на последнее число месяца, а на дату окончательного расчета по основному договору (абз. 3 п. 6 ст. 271 НК РФ).
С 2015 года покупатели признают расходы
в виде процентов за отсрочку или рассрочку платежа
в полном размере, без нормирования
При расчете налога на прибыль проценты за пользование коммерческим кредитом покупатель включает во внереализационные расходы. Он отражает их по тем же правилам, что и проценты по другим видам долговых обязательств (пп. 2 п. 1 ст. 265 и ст. 269 НК РФ).
С 1 января 2015 г. нормирование этих затрат отменили (подробнее читайте во врезке ниже). Значит, всю сумму процентов по коммерческому кредиту, которые начислены за месяц, покупатель включает в налоговые расходы (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ). В том числе и по тем коммерческим кредитам, которые он получил еще до начала 2015 г. Это подтверждает Минфин России (Письма от 14.05.2015 N 03-03-06/2/27735 и от 13.01.2015 N 03-03-06/1/69460).
Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
С 2015 г. практически заново переписали ст. 269 НК РФ, которая регламентирует налоговый учет расходов в виде процентов по займам и кредитам. Разъяснений контролеров по применению новых правил пока немного. Да и многие письма, выпущенные ими до 2015 г., сохраняют актуальность. Например, проценты по кредиту, израсходованному на приобретение основного средства, по-прежнему не включаются в его первоначальную стоимость (Письма Минфина России от 10.03.2015 N 03-03-10/12339, от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24671 и от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21757).
Как и раньше, рискованно признавать в налоговых расходах проценты по займам и кредитам, которые организация использовала для выдачи беспроцентного займа другой компании (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2005 N 20-12/12463). Но можно смело включать в расходы проценты по займам и кредитам, которые организация направила на возврат ранее полученного займа или погашение задолженности по налогам (Письма Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/125 и от 22.01.2007 N 03-03-06/1/19, ФНС России от 04.02.2010 N 3-2-09/15 и УФНС России по г. Москве от 05.10.2010 N 16-15/104054@).
Подробнее об этом читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Какие разъяснения налоговиков по учету процентов по кредитам остаются актуальными и в 2015 году" // РНК, 2015, N 8.
Единственное исключение - проценты по коммерческому кредиту, признанному контролируемой сделкой. Эти проценты отражают в налоговом учете по особым правилам. Их по-прежнему учитывают в пределах норматива (абз. 3 п. 1, п. п. 1.1, 1.2 и 1.3 ст. 269 НК РФ). Но коммерческие кредиты, являющиеся контролируемыми сделками, это редкое явление.
Покупатель признает расходы в виде процентов на те же даты, на которые продавец отражает их во внереализационных доходах. То есть на последнее число каждого месяца пользования коммерческим кредитом (абз. 1 п. 8 ст. 272 НК РФ). Не имеет значения, перечислил покупатель эти проценты продавцу или еще нет.
Проценты за тот месяц, в котором покупатель погасил задолженность за приобретенные товары, работы или услуги, он включает во внереализационные расходы не на последнее число месяца, а на дату ее погашения (абз. 3 п. 8 ст. 272 НК РФ).
Расходы на страхование коммерческого кредита признавать в налоговом учете рискованно
Покупатель и продавец, договорившиеся о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате товара, вправе застраховать риски, связанные с этим. Прежде всего, риск невозврата коммерческого кредита. Особенно если его сумма значительна или отсрочка предоставлена на длительный срок.
Минфин России считает, что расходы на страхование коммерческого кредита нельзя учесть при расчете налога на прибыль (Письмо от 19.11.2008 N 03-03-06/1/639). Ведь этот вид страхования не является обязательным. Кроме того, он не упоминается в перечне видов добровольного страхования, расходы на которое можно признать в налоговом учете. Этот перечень является закрытым (п. 1 ст. 263 НК РФ).
Значит, взносы по договору добровольного страхования коммерческого кредита безопаснее не включать в налоговые расходы. Неважно, у кого они возникли - у покупателя (заемщика) или продавца (кредитора). Тем более что Налоговый кодекс содержит запрет на учет расходов на те виды добровольного страхования, которых нет в закрытом перечне (п. 6 ст. 270 НК РФ).