Математическая сказка про уравнение. Математическая сказка
В.А. Сухомлинский
Сказка "Скандал"
Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры. Главой государства была Аксиома, а парламент представляли Теоремы.
Но однажды перед очередными выборами Аксиома заболела, и тогда между фигурами произошел скандал. Каждая доказывала свое значение в жизни человека. Все перестали подчиняться законам. Теоремы переругались.
А в это время у людей начались неприятности. Вышли из строя все железные дороги, так как параллельные рельсы пытались пересечься. Сломались все станки, так как детали в виде шара пытались доказать деталям в виде призм, что они главнее и должны начать движение первыми. Дома все перекосились, так как параллелепипед пытался стать то октаэдром, то додекаэдром.
Неизвестно, чем бы все это дело кончилось, если бы не выздоровела Аксиома. Она заставила Теоремы следовать друг за другом в логическом порядке. Созвала экстренное заседание, на котором Теоремы объясняли каждой фигуре ее значение. Для особо неугомонных были назначены беседы с самой Аксиомой. В государстве настали мир и порядок. А люди вздохнули с облегчением, потому что все предметы успокоились и стали подчиняться геометрическим порядкам.
Сказка "Курочка Ряба"
Жили - были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Снесла как - то Ряба яичко - оно было золотым. бил, бил - не разбил. била, била - не разбила. Но тут появилась мышка, махнула хвостом, упало и разбилось.
плачет, плачет, а кудахчет:
Не плачь!
Не плачь! Снесу я вам не круглое, а квадратное.
Сказка о Точке
В далеком математическом государстве жила маленькая-маленькая Точка, которую никто не любил. Да и чего ее любить: сама крохотная, еле-еле видно, ни длины, ни ширины не имеет, а попробуй не поставить на нужном месте или пропустить!.. Сколько нагоняев из-за нее получено, сколько двоек...
Точка, конечно же, чувствовала такое отношение к себе и очень кручинилась: как трудно быть хорошей, когда тебя не любят и все время раздражаются! Задумала она сбежать из математического государства, да все решимости не хватало. «Все-таки страшно, ведь правда, маленькая я, - думала Точка, - одно слово - ни длины, ни ширины... Далеко не убежишь...»
Но однажды приключилась в старших классах контрольная, и один ученик пропустил точку, переписывая пример на умножение. Представляете, какой результат он получил? А какую оценку? Вот... Ох, и кипятился же он и ворчал: «Из-за такой малости - все наперекосяк! Ну, что такое ТОЧKА! Ведь она даже определения не имеет!!!» «Kак?! - ахнула про себя Точка. - Я столько работаю, выслушиваю всякие гадости и при этом даже не имею определения?! Это же возмутительно! Нет, надо бежать отсюда куда глаза глядят...»
«Kак я тебя понимаю!» - услышала Точка тяжелый вздох рядом с собой. Это была Стройная Прямая: «Я ведь тоже не имею определения! Все говорят: прямая, прямая... Проведите прямую, отметьте на прямой... А что такое Я? Что такое прямая - никто еще толком не сказал... Грустно! Давай-ка, точка, я тебе помогу! Прыгай на меня и беги, не останавливаясь. Я ведь ухожу в бесконечность! Хочешь увидеть бесконечность вместе со мной?»
«Конечно, хочу!» - пискнула Точка, прыгнула и покатилась, как сказочный Колобок, по прямой...
А что началось уже через десять минут после исчезновения Точки! Числа гомонят и волнуются - некому их обозначить на числовом луче! Да и сами лучи на глазах растворяются: где точка, чтобы ограничить прямую с одного конца? А уж из чисел, желавших умножиться, целая очередь образовалась: ведь вместо Точки в примерах на умножение пришлось ставить Kосой Kрестик. А что взять с Kрестика, к тому же Kосого?
Словом, без маленькой и довольно противной Точки рухнуло математическое государство на пятнадцатой минуте...
А что же Точка? Бежала она долго-долго... Лишь когда потускневшее солнце опустилось за горизонт и на землю лег сумрак, остановилась точка отдохнуть. А утром от того места, где она остановилась на ночлег, побежал в бесконечность Луч. По этому Лучу и поднялась она на небо, по этому Лучу и ушла она куда-то в глубь Млечного Пути.
Посмотри, не видишь ли ты ее посреди миллиарда звезд, рассыпавшихся на небе?..
“Дружественные числа”
Жило-было на свете число 220. Никто в стране с ним не дружил. Скучно и грустно было числу 220. Однажды оно гуляло в парке, присело на скамейку, а рядом сидит число 284, и тоже вздыхает. Удивилось 220 и спрашивает 284:
– Почему ты вздыхаешь?
– Потому, что у меня нет друзей, – отвечает ему число 284.
И, стали числа дружить и веселиться.
С тех пор, числа 220 и 284 называются дружественными числами. А дружбу свою они укрепили делителями:
220: 1+2+4+5+10+11+20+22+44+55+110 = 284;
284: 1+2+4+71+142 = 220.
Математическая сказка про тётку Федору.
У тётки Федоры 4 сынишки.
У каждого сынишки - штанишки.
Еще у Федоры 2 дочки.
У каждой девчонки по 2 юбчонки.
* Сколько у тетки Федоры детей
* Сколько у них одёжек?
А у самой тётки Федоры
1 юбка грязная
И 3 рубашки разные.
* Сколько одёжек у тётки Федоры?
Сложила тётка Федора одежду в таз -
"Постираю я сейчас!"
Очень тщательно стирала -
все штанишки изорвала.
* Сколько одёжек у неё осталось?
Стала тётка Федора бельё кипятить.
Пока кипятила,
1 юбку спалила.
* Сколько одежек у неё теперь осталось?
Пошла Федора на речку бельё полоскать.
На сломанную доску наступила
Упала и 2 рубашки утопила.
* Сколько у неё одежек осталось?
Стала Федора-растяпа вешать бельё.
Да тут коза подбежала,
2 юбки украла и сжевала.
* Сколько одёжек осталось на веревке?
Пока тётка Федора за козой гонялась,
дети 2 рубашки с веревки сняли,
Поиграли, в грязи изваляли
Да и вовсе потеряли.
* Сколько одёжек осталось?
Сняла растяпа Федора с веревки бельё.
Стряхнула, сложила
И в сундук уложила.
А стоило ли ей бельё-то стирать?
Сказка о Нуле
Жил-был на свете Нуль. Вначале он был маленьким-премаленьким, как маковое зернышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Худые, угловатые цифры 1, 4, 7 завидовали Нулю. Ведь он был круглым, внушительным.
Быть ему главным, - пророчили все вокруг.
А Нуль важничал и раздувался, как индюк.
Поставили Нуль как-то впереди Двойки, да еще запятой отделили от нее, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина числа вдруг уменьшилась в десять раз! Поставили Нуль впереди других чисел – то же самое.
Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержание никакого.
Услышал это Нуль и загрустил… Но грусть беде не помощница, надо что-то делать. Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же.
С завистью поглядывал теперь Нуль на другие числа: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым даже удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными числами. Попробовал и Нуль подняться в квадрат, а потом и в куб, но ничего не получилось – он оставался самим собой. Бродил Нуль по белу свету, несчастный и обездоленный. Увидел он однажды, как цифры выстраиваются в ряд, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошел незаметно и стал скромно позади всех. И о, чудо!!! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он в десять раз увеличил их силу”.
Сказка «Репка»
Жила была 1/5. Посадила она репку. Созрела репка, настала пора её тащить. Стала 1/5 тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвала 1/5 на помощь 2/5. Тянут, потянут вместе, а вытащить репку не могут. Позвали 3/5. Пришла 3/5 дёргает репку, а та не вытаскивается из земли. Позвала 4/5. Пришла 4/5,тянет со всеми, а репка опять не вытаскивается из земли. Позвали 5/5. Тянут, потянут все и вместе вытащили репку из земли. Ведь у них силы-то вместе сколько: целое число 3.
"Добро и зло в мире Математика"
В то время, как в мире людей существовали 2 главных понятия – добро и зло, в математике существовали понятия – плюс и минус. Они существовали отдельно от добра и зла, но тесно связывались с миром людей. Жили за счет математических душ – чисел. Без чисел они были просто никому не нужными черточками. Плюс скрывал себя на числах, а минус ставил черту прямо перед числом. Какое количество единиц в числах имел плюс, столько было у него воинов, какое количество единиц в числах имел минус, столько было у него воинов. И настали времена математики. Войска плюса и минуса начали называть: положительные числа и отрицательные. Силы минуса воспротивились названию отрицательные, и началась война, которая не кончилась по сей день и, не кончится никогда. Так как силы положительных и отрицательных чисел бесконечны так, как бесконечны числа.
Стычки войск двух сил назывались математическими действиями, и побеждало не качество, а количество. Так как в человеческом мире чаще всего предметов больше, чем ноль, соответственно числа в человеческом мире тоже преобладали положительные. Также было и в математике. Чаще стали встречаться положительные числа.
Но часто силы минуса совершают смелые вылазки к силам плюса и на зло людям побеждают. Всем нам известны эти случаи. Например: когда денег ни в кошельке, ни в кармане нет, а еще кому-то должен.
"Фаворит царицы арифметики"
В стране математике жили два злейших врага: Положительный и Отрицательный знаки.
Борьба между ними шла с самого рождения, и им было все равно, что они братья. Они боролись друг с другом как вода с огнем, как свет с тьмой, Когда один пел, другой хранил молчание. Они были отражениями друг друга. Знаете, каково это драться с самим собой, правая рука против левой, палец против пальца? Они боролись за прекрасную царицу Арифметику.
И, наконец, настал день выбора фаворита. Зал математического поединка был богато убран. Вокруг стояли цилиндры с цветами, а на стенах весели ковры с изображениями графиков. Царица Арифметика восседала на троне, наблюдала за происходящим. Кроме чисел поединок помогал вести знак Равно. Ибо он был главной судьей и следил за правильностью решения примера. И вот салют из цветных точек оповестил о начале состязаний. В первом туре победил знак Плюс, так как решение было таким:
Во втором туре победил тоже он. Потому что выражение было таким:
В третий раз было так:
3 + (-10) = -13
И победил знак Минус.
И догадаться, что в четвертом туре победил снова Минус, было совсем не сложно, так как выражение было такое:
И честный знак Равно заключил, что у них ничья. И тогда царица Арифметика решила, что из этих двух знаков никто не станет ее фаворитом, а им станет правдолюбивый знак Равно.
И вот так знак Равно стал фаворитом царицы Арифметики и ему доставались все почести.
А Плюс и Минус так и продолжали бороться между собой, потому что были похожи, но были совершенно разными.
"Положительные и отрицательные знаки"
Жили – были два брата. Они не походили друг на друга, не имели ничего общего. Положительный был добрым, а отрицательный злым и эгоистичным. Они отправились в путешествие. Два брата вместе преодолели много препятствий, сложностей, порогов на своём пути.
Однажды на них напали разбойники, и наши герои разбежались в разные стороны. Потеряв друг друга, они долго скитались и бродили по полям, берегам, лесам и разным окрестностям. И вот отрицательный знак набрёл на какое – то поселение. Он постучал в дверь, ему открыли. Отрицательный брат спросил: «Ты, как тебя там, ну-ка быстро принеси мне воды и скажи, как пройти к моему дому?! ». На что ему ответили: «Я бы рад помочь вам, но вы очень злой, невоспитанный, и мне не приятно помогать такому, как ВЫ!». И тот закрыл дверь. Долго бродил и скитался наш герой по свету. В то время, как его брат познакомился с каким – то бродягой, и тот из вежливости помог найти дорогу домой. А отрицательный знак ещё долго искал путь домой, но, в конце концов, он дошел до дома, ведь все дороги ведут к дому! И теперь злой брат превратился в мягкого добряка, он стал таким же, как его брат положительный знак! И жили они долго в дружбе и согласии!
"Как поссорились знаки"
Жили-были знаки, и всё было хорошо, до тех пор, пока не решили Плюс и Умножение выгнать бедного Минуса и Деления. Долго Минус и Деление уговаривали Плюса и Умножения, чтобы те сжалились и не выгоняли их, но положительные знаки были непоколебимы, и Делению с Минусом пришлось уйти, не зная куда.
Горько пожалели Плюс и Умножение о своём решении, неизвестно откуда, в городе, где проживали знаки, появились жуткие Вирусы. Вы спросите: «А чем вирусы могут повредить знакам?» Знакам они не повредят, а вот цифры от них «заболеть» могут, ну а если все цифры заболеют, то зачем нужны будут знаки?
Так и случилось, все цифры заболели, и город опустел. Решили Плюс и Умножение избавиться от надоедливых Вирусов. Но сколько не пытались Плюс и Умножение избавиться от Вирусов, у них ничего не получилось потому, что Вирусы только увеличивались и множились. Отчаялись знаки, и пришлось им идти извиняться перед Минусом и Делением, и просить у них помощи. С радостью приняли извинения Минус и Деление, и помогли очистить город от Вирусов.
С тех пор знаки никогда не ссорились, и научились уважать друг друга.
"Мистер Умножение и мистер Минус"
Жил был знак Умножения. Он считал, что, когда действует на число, то оно всегда увеличивается. Вот однажды Умножение шёл по полю и увидел Минуса. Он был ошеломлён встрече с таким знаком и сказал ему: «Ты такой беспомощный, я могу тебя сделать больше». На что Минус ответил ему: «Да ты совершенно прав, но если я встану перед числом, то даже ты не сможешь сделать меня больше». Умножение посмеялся над этим и с усмешкой кинул ему такие слова: «Ха! Давай проверим твою теорию сейчас».
И стали звать они разные числа. Первой пришла 2, и перед ней встал Минус, и Умножение приступил к решительным действиям, он умножил -2 на 2, но получилось -4. Умножение удивился случившимся и сказал, что во всём виновата 2 и позвал он 3, но случилось тоже самое, число уменьшилось. И так происходило каждый раз и с каждым числом. И когда все числа закончились, то Умножение признался в победе минуса, то что не всегда при умножении число увеличивается, а также оно может уменьшиться. И после этого они стали дружить.
"Знание-сила"
Однажды встретились два друга знака умножение и деление. Первым пришёл деление, потому что он думал если опаздываешь, то это будет неприлично, а если придёшь раньше, то ничего не будет. А Умножение опоздал на 15 минут. Он приехал на очень дорогой машине Умножение был всегда с деньгами и как только он увидел Деление, он не удивился и сказал ему, то, что намного лучше быть умножением чем делением, если любое число умножить на другое, то всегда получается больше. «Не всегда!» - вдруг для Умножения сказал Деление.
И вот они пошли к главному судье страны математике. А главный судья в то время был сам знак равенства. Когда он увидел, их он над ними посмеялся и сказал им, что в разных ситуациях бывает по-разному. «А почему?» - воскликнул знак умножения, дрожав своими маленькими ножками. А вот вначале выучи математику, потом пойдешь и извинишься перед знаком деления.
Долго-долго учился знак умножения, и когда он выучился, он извинился перед знаком деления, и они уехали дружно на крутом автомобиле.
"Машины сладости"
Жила – была девочка по имени Маша. У неё был собственный магазин сладостей, но совсем не было друзей.
Каждую ночь у Маши то пропадало, то прибавлялось несколько мятных пряников или ватрушек. А оказалось, что к ней в магазин каждую ночь приходили плюс и минус. Плюс всё время прибавлял сладости, а минус вычитал их. И тут Маша решила проследить за тем, что творится в её магазине. Она осталась ночевать там. Ночью, сквозь сон Маша услышала чей-то спор. Она тихонько подкралась к складу со сладостями и увидела математические знаки. “Что вы здесь делаете?” – спросила она. Плюс ответил: “Мы спорим, кто в эту ночь будет здесь работать.” Маша подумала, что может знаки будут с ней дружить и произнесла: “Давайте я буду назначать, кто будет, и когда здесь работать”. И знаки согласились. Теперь Маша работала со знаками, а сладости то прибавлялись, то убавлялись. Но Машу это совершенно не волновало, ведь она нашла себе настоящих друзей.
"Как математические знаки дружбу искали"
Жили-были математические знаки: сложение, вычитание, умножение и деление. Да вот беда была, в те времена ещё не знали друг друга знаки. Жили они грустно, никто их не любил, в гости не звал, на день рождения не приходил. И вот решили друга сердечного найти, да такого, чтобы не предал и уважал. Да где ж такого взять?
И вот воскресным утром отправились они за тридевять земель. Идёт, идёт умножение и видит жар - птица на ветке сидит, оно спросило у птички: «Знаешь ли ты жар – птица, где мне друга найти», а она ему и отвечает: «Возьми этот клубок, он доведёт тебя до твоего будущего друга». Взяло умножение клубок и пошло дальше.
А в это время подходит к жар – птице деление и говорит: «Жар – птица, ты не знаешь где мне друга найти». «Возьми это волшебное яблоко, оно доведёт тебя до твоего будущего друга». - сказала птица. Деление взяло яблоко и пошло дальше. Сразу после деления пришло вычитание, и жар – птица дала ему ковёр – самолет. После вычитание подошло сложение, жар – птица преподнесла ему волшебное зеркальце.
И вот тяжёлый день закончился. Солнце стало садиться. Кузнечики заиграли мелодичную песню на своих скрипках. Пора ложиться спать. Математические знаки решили лечь ногами к дороге по которой они шли, а головой к дому. Но сон был не сладким, их мучили кошмары, что они не найдут друзей и во сне перевернулись. Когда рассвело и они шли вперёд то оказались дома. Не поняв почему они вернулись домой, огорчившись, решили больше никуда не ходить. Умножение шло к своему дому, но нечаянно упало. Увидев это деление, вычитание и умножение побежали на помощь. Сложение сразу поняло кто его настоящие друзья.
Почему же они не встретились по дороге? Да потому, что вышли из дома в разное время. Они жили в одной деревне, но не видели друг друга потому, что жили в разных сторонах. Умножение жило на стороне юга, деление - севера, сложение – запада, а вычитание – востока.
С тех времён живут себе лучшие друзья и ходят друг к другу в гости. Уже прошло много веков, а их дружбу не разлить водой!
Сказка про свет и его составные части
Жили-были на белом свете 1/7 – красная, 1/7 оранжевая, 1/7 желтая, 1/7 зелёная, 1/7 синяя, 1/7 голубая, 1/7 фиолетовая.
Жили они порознь и враждебно. Они не знали: кто они и откуда. Каждая из них гордилась своим цветом и пыталась доказать, что именно её цвет самый красивый. Эти споры зашли так далеко, что в воздухе запахло большой войной. Цвета перестали разговаривать между собой и начали готовиться к сражению.
И вот в такое неспокойное время появился волшебник по имени Ньютон. Он созвал всех и сказал:
– Как вы можете враждовать между собой? Ведь вы не просто дробные цвета, а составные части. Вы все дети одной целой семьи.
Отец ваш Белый солнечный свет.
– Этого не может быть! Мы все сами по себе!
– Вы не появились ниоткуда. Я сейчас покажу один фокус, и вы сами всё поймете.
Он подвел их к зашторенному окну. Сквозь маленькую щель пробивался солнечный луч. Одной рукой волшебник поставил на его пути стеклянную призму, и на противоположной стене появилась радуга. Она состояла из семи знакомых цветов. Затем другой рукой волшебник подставил еще и собирающую лупу. Радуга исчезла, появился снова белый солнечный луч.
Обрадовались наши цветные дробные части.
Теперь они знали: кто они и откуда.
– Но если у нас есть отец, то кто же мать? – спросили цвета.
– А мать у всех нас одна – Природа! – ответил волшебник. – Открою вам еще один секрет. Как составные части, вы – обыкновенные дроби (1/7), а если вас представить как волны, то вы станете десятичными дробями. Каждая волна имеет свой цвет и длину: красная – 0,75 микрон; оранжевая -0, 62, желтая – 0,59;зеленая – 0,57, синяя – 0,53; голубая – 0,5; фиолетовая – 0, 45. Вот такие пироги, мои милые цвета. Жить вам отныне в мире и согласии!
И волшебник исчез. А наши герои стали жить дружно одной ЦЕЛОЙ семьей. А когда им хотелось поиграть, они превращались в радугу и радовали людей своей красотой.
Параллелепипед
В некотором царстве, некотором государстве жил: король по имени Параллелепипед со своею королевой – Площадью. И было у них три дочери, одна краше другой. Звали их Высота, Ширина и Длина.
Однажды вышли принцессы погулять в королевском лесу, да и заблудились. Начали они кликать свою матушку, но это было бесполезно. Далеко забрели девушки. Вдруг одна из сестер Высота, сказала: “ Вы – Ширина и Длина – должны найти произведение между своим ростом, и тогда посмотрим, что из этого получится”.
Так они и сделали. В тот же миг появилась рядом с ними их матушка – Площадь.
С тех пор люди умножают ширину на длину и получают площадь. А если площадь и на высоту умножить, то получится объём прямоугольного параллелепипеда.
Кто главнее?
Поспорили один раз 1/2 и 0,5 кто из них главнее в математике. 0,5 говорит: “ Я главнее тебя!”, а 1/2 говорит: “Нет, я главнее!”. Спорили они долго и пошли они к царице Математике во дворец, чтобы она решила, кто из них главнее. Пришли и говорят: “Царица Математика, мы поспорили, кто из нас главнее и не смогли решить, помогите нам”. Она им ответила: “Я вам помогу, но мне на помощь должен прийти координатный луч” . Координатный луч позвали, и царица сказала: “А теперь 1/2 и 0,5, встаньте на нем на свои места”. И обе они стали на одно место. “ Вот видите, значит вы равные, идите и живите мирно”, – сказала царица Математика.
И больше 1/2 с 0,5 не спорили, кто из них главнее.
Число пи (3,14...)
Целых частей в Пи,
Как у треугольника углов – три.
Следом идёт запятая,
После целых частей ставить её не забываю.
Затем стоит единица,
Ребятам, знающим на эту оценку,
В 165-ом лицее не стоит учиться.
Четыре океана всего на Земле,
Один из них, Тихий –
Самый большой по глубине!
Цифр много в числе Пи,
Сочинил я лишь про три!
Дед Равняло
Жил в избушке на лесной опушке дед по прозвищу Равняло. Любил он с числами подшучивать. Возьмет дед выстроит по обе стороны от себя числа, соединит их знаками, а самые резвые в скобки возьмет, но следит, чтобы одна часть равнялась другой. А потом какое-нибудь число спрячет под маской «икс» и попросит своего внучка, маленького Равнялку, найти его. Равнялка хоть и мал, но дело свое знает: быстро перегонит все числа, кроме «икса», в другую сторону и знаки не забудет у них изменить на противоположные. А числа слушаются его, быстро выполняют по его приказу все действия, и «икс» известен. Дед смотрит на то, как ловко у внучка все получается, и радуется: хорошая ему смена растет.
Математическая сказка "ЗАМОК НА ОСИ"
Давным-давно, в незапамятные времена, жил себе поживал, король ШАхАШ, в своём старом (очень старом) дворце. Однажды утром, после долгого сна, решил жениться! Но какой нормальный король приведёт свою возлюбленную в такой обветшалый, грязный дворец?
Вот тут-то и решил ШАхАШ построить "Замок на оси"! Созвал мудрый король в свою обитель всех архитекторов его королевства и задал им такую задачку: "Постройте-ка мне замок на оси!" - сказал предусмотрительный правитель. Долго ломали головы лучшие архитекторы всей страны, ни как не могли найти такое место! Вдруг, нежданно-негаданно взглянул один из молодых талантов на головной убор одного из знатных вельмож, тот был сделан так, как будто в самом центре прошили зеркало. Тут то и осенило знатного архитектора, шляпа была сделана по осевой симметрии. "Так вот, что, значит, замок на оси! Замок спроектированный по принципу осевой симметрии, построенный на основе отражения".
Через пол года замок был отстроен, король женился на заморской красавице, а архитектора не только поблагодарили, но и щедро наградили.
Сказки любят все, но особенно - дети. Их можно включать перед самоподготовкой по математике в группе продленного дня в форме физкультминутки или использовать во внеклассных занятиях. Для удобства сказка разбивается на части.
1. Сказка о нуле.
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только ноль отличался ленью и нечестностью.
2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии- Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
3. Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Ноль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с нолем оказалось в проигрыше и было расстроено.
6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно число не делится на ноль.
7. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить- поживать, да добра наживать.
Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов, попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку, рассмотреть сказку как задание с пропусками.
Например:
1) Почему страна называлась Цифрией? Что означает число Ноль?
2) Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними.) Какие реки разделяли страну Цифрию и королевство Арифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия.) Кто собирался переходить через пустыню? (Числа.) Чем числа отличаются от цифр?
3) Почему число, с которым сложили ноль, осталось недовольно?
4) Приведите два примера, иллюстрирующих слова сказки- «...Стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит приз - воду». Почему число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа стать парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примеры.
5) Почему число, стоящее в паре с Нолем, не получило воды от реки Умножение?
6) Почему при переходе реки Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем?
7) Во сколько раз первое число больше или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5?
Предложить ребятам сочинить продолжение сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некоторые советы: а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно успешно решить в паре с Нолем; б) сказка должна закончиться счастливо, как обычно и бывает.
Под заданием с пропусками мы понимаем выделение интонацией (отдельные предложения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов. Но которые можно вставить по смыслу сказки на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в 5-м абзаце: «Число, стоящее в паре с Нолем, вообще... воды»; «С тех под ни одно число не... на ноль». В 6-м, в 7-м: «Она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого... в... раз».
Безусловно, вышеописанные приемы работы можно комбинировать. Отметим также, что применение сказок на занятиях самоподготовки при повторении и закреплении делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления.
2. Сказка «Победа знаний».
Это было давно. В некотором царстве, в некотором государстве на престол взошел неграмотный король: в детстве он не любил математику и родной язык, рисование и пение, чтение и труд. Вырос этот король неучем. Стыдно стало ему перед народом, и порешил король: пусть все в этом государстве будут неграмотными. Он закрыл школы и разрешил изучать только военное дело, чтобы завоевать побольше земель, быть богатым. Вскоре армия этого государства стала большой и сильной. Она беспокоила все близлежащие страны, особенно доставалось маленьким. Короля-неуча звали Пуд. Он стал предводителем своей разбойничьей армии.
По соседству с государством неучей находилась страна Длина. Ее король был умным и образованным человеком: знал арифметику, различные языки; кроме того, великолепно владел военной наукой. Армия в стране была небольшая, но хорошо обученная, славилась она своей разведкой и бегунами да длинные дистанции.
Король Пуд подошел со своими войсками к государству Длина и разбил лагерь около границы.
Как спасти государство Длина? Его король, зная, что Пуд и его подчиненные не умеют считать и не знают, что значат слова кило (тысяча), санти (сто), деци (десять), решил провести военную операцию.
Через два дня перед лагерем войск Пуда появилась на повозке большая фанерная кукла. Часовые не хотели ее пропускать, но кукла сказала, что она - подарок от государства Длина королю Пуду. Часовые вынуждены были пропустить куклу. Повозка с куклой въехала в лагерь. Пуд с приближенными рассмотрели куклу и удивились ее размерам и умению говорить человеческим голосом. Кукла сказала, что ее зовут Кило и что у нее есть младшие братья Метр и Дециметр.
Солнце садилось все ниже и ниже. На землю опустилась ночь. Когда весь лагерь Пуда заснул, кукла раскрылась, и из нее вышли 1000 кукол по имени Метр, а из них, из каждой вышло по 10 кукол, которых звали Дециметр, а из каждого Дециметра - по 10 воинов - Сантиметров. Они окружили спящее вражеское войско и уничтожили его. Только король Пуд спасся бегством (позже его найдут в другом королевстве).
Так умный король, любящий науки, победил неуча - короля Пуда. И все соседние государства стали жить в мире и дружбе.
3. Сказка «Герой планеты «Фиалка».
Сегодня на всей Земле шумел праздник. Впервые в истории человек отправлялся к планете «Фиалка», на которой жили разумные существа.
Прошло полчаса полета, и вдруг из машинного отделения послышался шум, не предусмотренный инструкциями. К счастью аварии не было. На корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сообщить о происшедшем в центр управления полётом и продолжать экспедицию.
Наконец экипаж достиг неизвестной планеты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообразной формы. Жители Фиалки не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир.
Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей. Но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1 м - 1 кв. м и т. д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором поместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей стороны - 4 квадратика, а вдоль меньшей - 3. Затем Коля изобразил еще 1 прямоугольник. В нем поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина - 3.
Что же делать? - думал Коля. Стороны прямоугольника равны 4 и квадратикам, а площадь - 12. Стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а площадь - 30. Знаю, - закричал мальчик, - чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Коля доложил командиру корабля о выполнении задания.
Эту сказку можно использовать не только для закрепления материала, но и при изучении нового - площади прямоугольника. Ученик может выступить в роли Коли, сделать пусть небольшое, но открытие.
Элементы проблемного обучения в форме игры-сказки вызывают у детей большой интерес.
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательным».
Б. Паскаль
Сказки и старинные истории
Крестьянин и черт
Идет крестьянин и плачет: «Эхма! Жизнь моя горькая! Заела нужда совсем!
Вот и в кармане только несколько грошей медных болтается, да и те сейчас нужно отдать. И как это у других бывает, что на всякие свои деньги они еще деньги получаю! Право, хоть бы кто помочь мне захотел».
Только успел это сказать, как глядь, а передним черт стоит. Что ж, — говорит, — если хочешь, я тебе помогу. И это совсем нетрудно. Вот видишь этот мост через реку? Вижу! -говорит крестьянин, а сам заробел. Ну, так стоит тебе только перейти через мост — у тебя будет вдвое больше денег, чем есть. Перейдешь назад, опять станет вдвое больше, чем было. И каждый раз, как ты будешь переходить мост, у тебя будет ровно вдвое больше денег, чем было до этого перехода.
Ой ли? — говорит крестьянин. Верное слово! — уверяет черт. - Только, чур, уговор! За то, что я тебе удваиваю деньги, ты каждый раз, перейдя через мост, отдавай мне по 24 копейки. Иначе не согласен. Ну, что же, это не беда! — говорит крестьянин. — Раз деньги все будут удваиваться, так отчего же 24 копейки тебе каждый раз не дать? Ну-ка, попробуем!
Прошел он через мост один раз, посчитал деньги. Действительно, стало вдвое больше. Бросил он 24 копейки черту и перешел через мост второй раз, опять
денег стало вдвое больше, чем перед этим. Отсчитал он 24 копейки, отдал черту и перешел через мост в третий раз. Денег стало снова вдвое больше.
Но только и оказалось их ровно только 24 копейки, которые no уговору... он должен был отдать черту. Отдал он их и осталься без копейки. Сколько же у
крестьянина было денег сначала?
Крестьяне и картофель
Шли три крестьянина и зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали хозяйке сварить картофель, а сами заснули. Хозяйка сварила картофель, но не стала будить постояльцев, а поставила миску с едою на стол и ушла.
— Проснулся один крестьянин, увидел картофель и, чтоб не будить товарищей, сосчитал картофель, съел свою долю и снова заснул.
-Вскоре проснулся другой; ему невдомек было, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он сосчитал весь оставшийся картофель, съел третью часть и опять заснул.
-После чего проснулся третий; полагая, что он проснулся первым, он сосчитал оставшийся в чашке картофель и съел третью часть.
Тут проснулись его товарищи и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Тогда только объяснилось дело. Сосчитайте, сколько картофелин подала на стол хозяйка, сколько съел уже и сколько должен еще съесть каждый, чтобы всем досталось поровну.
Два пастуха
Сошлись два пастуха, Иван и Петр. Иван и говорит Петру: «Отдай-ка ты мне одну овцу, тогда у меня будет овец ровно вдвое больше, чем у тебя!» А Петр
ему отвечает: «Нет лучше ты мне отдай одну овцу, тогда у нас будет овец по ровну!» Сколько же было у каждого овец?
Недоумение крестьянок
Две крестьянки продавали на базаре яблоки. Одна продавала за 1 копейку 2 яблока, а другая за 2 копейки 3 яблока. У каждой в корзине было по 30
яблок, так что первая рассчитывала выручить за свои яблоки 15 копеек, а вторая 20 копеек. Обе вместе они должны были выручить 35 копеек, Сообразив
это, крестьянки, чтобы не ссориться да не перебивать друг у друга покупателей, решили сложить свои яблоки вместе и продавать их сообща, причем они рассуждали так:
«Если я продаю пару яблок за копейку, а ты — три яблока за 2 копейки, то, чтобы выручить свои деньги, надо нам, значит, продавать пять яблок за 3 копейки!» Сказано — сделано. Сложили торговки свои яблоки вместе (получилось всего 60 яблок) и начали продавать по 3 копейки за 5 яблок.
Распродали и удивились: оказалось, что за свои яблоки они выручили 36 копеек, т. е. на копейку больше, чем думали выручить!
Крестьянки задумались: откуда взялась «лишняя» копейка и кому из них следует ее получить? И как, вообще, им поделить теперь все вырученные деньги? И в самом деле, как это вышло?
Пока эти две крестьянки разбирались в своей неожиданнс прибыли, две другие, прослышав об этом, тоже решили заработать лишнюю копейку. У каждой из них было тоже по 30 яблок, но продавали они так: первая давала за одну копейку пару яблок, а вторая за копейку давала 3 яблока. Первая после продажи должна была значит, выручить 15 копеек, а вторая — 10 копеек; обе вместе выручили бы, следовательно, 25 копеек.
Они и решили продавать свои яблоки сообща, рассуждая совсем так, как и те две первые торговки: если я продаю за одну копейку пару яблок, а ты за копейку продаешь 3 яблока, то, значит, чтобы выручи свои деньги, нам нужно каждые 5 яблок продавать за 2 копейки.
Сложили они яблоки вместе, распродали их по 2 копейки за каждые пять штук, и вдруг... оказалось, что они выручили всего 24 копейки, недовыручили целую копейку. Задумались и эти крестьянки: как же это могло случиться и кому из них придется этой копейкой поплатиться?
Дележ верблюдов
Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы oни после его смерти поделили принадлежащее ему стадо верблюдов так,
чтобы старший взял половину всех верблюдов,
средний — треть и
младший — девятую часть всех верблюдов.
Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил все по завещанию. Как он сделал?
Ответы
Крестьянин и черт:
Перед тем как первый раз вступить на мост, крестьянин имел 21 копейку.
Крестьянин и картофель:
Хозяйка подала на стол 27 картофелин, и на долю каждого крестьянина приходилось по 9 картофелин.
Два пастуха:
У Ивана было 7, а у Петра 5 овец.
Недоумение крестьянок:
Сложив свои яблоки и начав их продавать сообща, они, сами того не замечая, продавали их уже по другой цене, чем раньше.
Дележ верблюдов:
Старший брат получил 9 верблюдов, средний 6 верблюдов, младший 2.
Математические сказки учащихся 6 б класса МАОУ СОШ № 26 Великого Новгорода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии»
Учитель математики:
Келка Марина Леонидовна
Великий Новгород
Сказка о цифрах.
В одном городке под именем «Дроби» жили цифры от 10 до 20, а также деление, умножение, сложение и вычитание. Как-то король Цифра 10 приказал всему городу собирать фрукты и овощи. Кто не приносил их, того король жестоко наказывал. В городке жили три сестрички: цифра 11, цифра 12 и цифра 13. Они очень любили гулять по прекрасному парку. В парке стояли дробные деревца – одна четверть, две пятых и многие другие, там же стоял фонтан с цифрами 100 и 200. У дворца стояли рыцари с оружием, которые охраняли короля. Один из рыцарей король наградил медалью за спасение на воде тонущей цифры. Это случилось очень давно. Как всегда рыцарь охранял трон царя и услышал, что кто-то закричал. Рыцарь увидел, что цифра 19 тонула в реке, он бросился в воду и спас ее. За это царь и наградил рыцаря медалью. Рядом с городом стоял большой лес, но в него никто из жителей не ходил, потому что там обитали страшные цифры от 21 до 30. Эти цифры любили пугать жителей города, красть фрукты и овощи.
Дружба цифр.
Давным – давно жили цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Каждая из них жила по одной и поэтому всегда скучала. Самая маленькая цифра – ноль не могла обозначить ничего. Ноль обозначал пустоту. Но даже большая цифра 9 чувствовала себя маленькой потому, что была одна и не могла ни с кем сравниться.
Один раз встретились цифры 5 и 6. На первый взгляд они были чем – то похожи. 5 и 6 решили поиграть. Но они хотели не только или помериться силой, но 6 оказалась сильнее, а 5 – слабее. Так появились знаки «больше» и «меньше». 7 и 9 тоже решили поиграть. Но они хотели не только кто больше, но и на сколько. Таким образом, появился знак «минус». Числа 2 и 8 хотели жить вместе, так появился знак «плюс», а их маленькая семья получила значение «десять». Так появилось первое двузначное число. С тех пор дружба цифр стала называться Арифметикой.
Страна Чисел.
В стране Числа жили герои 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. И вот среди них случился спор: кто же будет править?
Цифра 1 начала этот спор:
Я цифра 1 и поэтому я должна править.
Цифра 2 возмутилась:
Я цифра 2 и я должна править. Ведь две головы лучше, чем одна.
Вмешалась цифра 3:
Я должна править, потому что бог любит троицу.
Цифра 4 возмущалась еще больше:
А меня что ли вообще нет?
Цифра 5 влезла:
Я должна править, потому что ученики меня любят, и я всеми любима.
Цифра 6 сказала:
Падай передо мной на колени, я буду править.
Цифра 7 была в ударе:
Я красивей всех и поэтому я буду править!
Цифре 8 было обидно:
Почему цифра 7, а не я (ведь она завидовала цифре 7)?
Цифра 9 не претендовала на трон и поэтому сказала:
Будет править 0!
С этим согласились все цифры. И цифра 0 стала править страной Числа.
Сказка про числа.
Было два королевства. И жили в нем только числа, а правил там король 7. В этом городе были только положительные числа. У 7 один враг, он ему завидовал из-за того, что королем выбрали не его. Враг этот -13. Как-то раз превратился – 13 в одного слугу короля 7 и пошел к королю. Когда он подошел к 7, рядом с ним никого не было. – 13 взял огромный мешок и засунул туда 7 и скрылся с ним из города. Прошла неделя, другая. Короля все начали искать. И тогда самые умные слуги отправились его искать по всему королевству. Когда они вышли из города, то услышали звуки и узнали голос короля. Слуги пошли по голосу. – 13 знал, что короля будут искать. Он расставил везде ловушки, их могли только пройти самые умные ученые мира.
Первой ловушкой для слуг стало появление в воздухе доски с нарисованной на ней координатной прямой. Нужно было найти расстояние между числами – 3 и 3. Слуги легко сообразили,что от положительного 3 до отрицательного – 3 будет расстояние 6 единиц. Первую ловушку они прошли быстро.
Вторая ловушка оказалась совсем близко. Нужно было разделить числа. Это слуги тоже знали и быстро решили примеры.
Пройдя по коридору, они увидели короля в клетке и сразу подбежали к нему. Через 3 минуты вышел – 13 и сказал: «Если вы ответите на мои пять вопросов, то я отпущу короля». И задал им такие вопросы:
Сравнить числа.
Выполнить действия с числами.
Что такое координата точки?
Какие числа располагаются на координатной прямой?
Что такое модуль числа?
Слуги ответили правильно на все вопросы, потому что в их королевстве все жители обязательно посещали занятия. И тогда – 13 понял, что придется отпускать короля. Король со слугами пошли к воротам, но они вдруг закрылись. Это была последняя пакость – 13. Нужно было решить большой пример на действия с дробями. Но король и его слуги быстро справились, потому что знали все правила. Как только они произнесли вслух ответ, ворота открылись.
Король и его верные слуги дошли до королевства, им все были рады! Король 7 собрал весь народ праздновать в своем замке. Он объявил: «Я награждаю моих слуг и назначаю их новыми учителями! Чтобы дети были такими же умными!». Все были очень рады.
А – 13 все слышал, он сидел и думал: «А мне – то что же делать?» И он пошел проситься в город на следующий день. Ему разрешили жить в городе, но сказали: «Будешь сидеть за решеткой 2 года за то, что украл короля и обязан будешь учиться». И тогда в городе короля 7 все жители стали образованными.
Сказка «Сокращение дробей».
Жили – были три дроби: 3/6, 1/ 2, 6/12. Они были сестрами- близнецами, но об этом не знали. Однажды у дроби 3/6 было день рождения. И она пригласила своих подружек – дробей. Пригласила и друга – Правило по сокращению дробей. Подружки преподнесли свои подарки имениннице и с нетерпением ждали, а что же подарит Правило? Друг сказал: «Мой подарок будет таким: я тебя сокращу». И Правило прочитало свое заклинание, и тогда дробь 3/6 стала дробью 1/ 2. Ее подружка 6/ 12 тоже попросила ее сократить. И тогда Правило сократило дробь на 6, и она стала дробью 1/ 2. А третью подружку, дробь 1/ 2, Правило сократить не смогло, потому что она была несократимой. И поняли подружки, что они сестры-близнецы.
Сказка про треугольники .
Жил да был Треугольник. Однажды он полетел на ракете в космос. Летел, летел, смотря на созвездия Параллелепипеда и Квадрата. Долго летел Треугольник на ракете. И вдруг ба-бах! Ракета приземлилась на круглой белой планете в клетку. Планете Ноликов. Треугольник вылез из ракеты и стал ее чинить. Ничего не получалось. Вдруг Треугольник повернулся и увидел, что за ним стоят несколько сотен одинаковых ноликов.
Бедный Треугольник испугался и произнес: «Святые Квадраты!». Но потом решил познакомиться с ноликами. Они помогли ему отремонтировать ракету и улететь домой.
Сказка про рациональные числа.
Давным-давно в царстве чисел и знаков, жили рациональные числа. Одни из них были отрицательными, другие – положительными. Они были в ссоре друг с другом, и поэтому разделили царство на две половины. Спорили из-за того, кто же главный. Положительные числа говорили, что они главней потому, что они были добры к другим числами, а отрицательные не знали, почему они главней, но все равно спорили.
В один день положительные числа решили помириться с отрицательными числами, потому что они все важны в математике. Они были противоположными числами. Отрицательные числа согласились. Де половины царства снова соединились в одно. С тех пор у чисел никогда не было ссор, и они всегда были вместе.
Числа и знаки.
Раньше числа не дружили со знаками. Они друг другу мешали. Как – то раз число 10 отправилось в гости к числу 2, а число 2 в это время шло в гости к числу 10.Числу 10 на пути попадались преграды, например, запятые, минусы плюсы и другие знаки. На этот раз ему на пути попался знак деления, который еще никто не мог обойти. Число 10 стало обходить с хитростью, но ему это не удалось. Число 2 не знало, что его друг в беде и не спешило. Но когда оно забралось на высокую гору, оно увидело, что происходит и побежало на помощь. Число 2 запрыгнуло на спину знаку деления и так они смогли объединиться с числом 10. Знак деления теперь всегда служил. В своей жизни числа часто встречали знаки плюс, минус, умножение, деление. И уже опытные и лучшие числа могли при необходимости сделать так, чтобы знаки им служили. Например, из положительного числа сделать отрицательное число, а затем их сложить или вычесть, умножить или разделить.
Страна Цифр.
Далеко-далеко за горами, морями и океанами находилась страна Цифр. В ней жили отрицательные и положительные числа. В стране текли четыре реки – это Умножение, Деление, Сложение и Вычитание. А еще были горы, которые назывались Сравнение.
Все числа были дружелюбными и честными, а не любили только одного Нуля. Он был злой и нечестный и не с кем не хотел дружить. Он был большим лентяем.
Королевой в стране Цифр была Математика, а Нуль всегда мечтал занять ее место. Он всем говорил, что он станет королем и все изменит в стране Цифр, но все над ним только смеялись.
Какое-то время никто не видел Нуля, все очень удивились. Единица пошла к Нулю, проведать его, может он заболел и ему надо помочь. Подошла она к двери, постучала и спросила:
Есть кто дома?
Да, заходи Единичка!
Что с тобой? – спросила она.
Надо мной все смеются, - пробормотал он.
Почему же ты считаешь, что над тобой все смеются?
Я же говорю всем, что стану королем и все здесь изменю, но я никогда не стану им, ведь я просто нуль и ничего не значу, - сказал Нуль.
Не печалься, мы с тобой сходим к королеве Математике, ну она точно что-нибудь придумает! – сказала веселым голосом Единица.
И пошли они к королеве Математике. Нуль и Единица вошли в замок, увидели королеву, поклонились ей. Математика встретила их приветливо и спросила у них:
Зачем вы пришли ко мне?
Единица отвечала:
Ваше Величество, Нуль говорит, что он ничего не значит, помоги ему, пожалуйста!
Хорошо, я помогу вам! – ответила королева и задумалась.
Она долго молчала, а потом продолжила разговор:
Я к Нулю подставляла разные числа, потом их умножала, делила, вычитала, складывала, но ничего у меня не получалось.
И тут воскликнула Единица:
Королева, Вы забыли про сравнение!
Тут тоже ничего не получится, Единичка. Если сравнить число 5 и 0, то 5 всегда больше 0.
А Вы забыли про отрицательные числа, например, если взять число – 5 и 0, то – 5 меньше 0.
Ой, я совсем забыла про отрицательные числа. Спасибо, ты Единичка оказалась права.
И тут Единица сказала Нулю:
Ты Нуль все-таки что-то значишь!
Нуль очень обрадовался, после этого он сильно изменился в лучшую сторону. После этого у него появилось много друзей.
Сказка «Сравнение чисел».
Много лет тому назад, в одной загадочной стране был город под названием Математика, и там жили цифры. Однажды две десятичные дроби поспорили между собой. Одну звали 0,7, а другую - 5,3. Они спорили, кто же из них больше, а кто меньше. Та, которую звали 0,7, говорит:
Я больше, чем ты потому что в моем имени есть цифра 0.
Нет, - говорит та, которую звали 5,3, - больше я.
Так спорили они целый день, поссорились, пока наконец, одна из них говорит:
Давай завтра сходим к Дядюшке Координатному Лучу и спросим у него.
Другая согласилась. И вот с утра десятичные дроби отправились к Дядюшке Координатному Лучу. Он их спросил, что же случилось, а они говорят, что давно уже спорят и не знают, кто из них больше, а кто меньше.
Тогда Дядюшка Координатный Луч позвал свою дочь (ее звали Координатная Прямая) и попросил нарисовать себя на бумаге. Она нарисовала себя. Это выглядело так:
_________________________________________________
Потом Дядюшка разделил прямую точкой и нарисовал Нуль.
_________________________●_____________________________
После этого он расположил числа:
_ ________________________●_________________________________
10 - 9 - 8 - 7 - 6 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потом Дядюшка Координатный Луч объяснил дробям, что те числа, которые расположены правее, те и больше. Это правило общее для всех чисел, а не только для десятичных дробей. Помирились дроби и пошли вместе домой.
Сказка про натуральные числа.
В королевстве Математика жил король Девять и была у него дочь Единица. И не было у нее друзей. Приказал король собрать все натуральные числа. В королевство приехали натуральные числа и нуль. Натуральные числа все время смеялись над нулем. Но принцессе он очень понравился. Тогда король разрешил нулю пожить в замке. А нуль попросил короля, чтобы все натуральные числа жили вместе. И вот однажды пошли натуральные числа и нуль в поход. На пути им встретились два брата Плюс и Минус. Они никак не могли решить, кто из них важнее. Но нуль остановил их и сказал: «Ребята, давайте жить дружно! Вы оба важны, мы, числа, не можем обходиться без вас в королевстве Математика». Пошли дальше числа и дошли до княжества, где проживали умножение и деление, нулю отказали в пропуске, потому что на нуль делить нельзя. Тогда все натуральные числа ушли вместе с нулем домой. Они не могли жить без нуля, ведь некоторых чисел вообще без нуля не существует.
Для ребёнка-дошкольника сказка особенно дорога. А математическая сказка может стать ещё и отличным инструментом обучения. В таких сказках герои встречают магические цифры и невероятные геометрические фигуры. Благодаря добрым поступкам и чародейству у ребёнка складывается представление о времени, количестве, форме и прочих математических понятиях. Математические сказки - не средство запоминания информации, а способ успешного постижения азов науки.
Что такое математическая сказка
Математическая сказка - художественный текст, основанный на жанре приключений. В сюжете главные герои связаны с определёнными математическими понятиями, которые имеют необычный, «живой» вид, привлекающий внимание читателей. Выдуманные персонажи во время подвигов осуществляют логические операции, и ребёнок проворачивает процесс у себя в голове, что является первостепенной задачей игрового обучения. Поразительно, что в сказках часто отсутствует логика, но в математических сказках она незаметно оседает в памяти слушателей ценными знаниями.
В детском саду постижение математических основ начинается с младшей группы. Воспитатель должен подготовить ребят к постепенному освоению начальных законов логики и других важных процессов обучения. Если мы говорим о сказках, то в младшей группе детям стоит чаще читать их перед тихим часом, так как дома большинство родителей отдают предпочтение телевизору и играм на планшете и смартфоне. Этот факт подтверждает статистика, составленная в России Online Market Intelligence (OMI) в 2012 году.
Процент родителей, готовых передать свои гаджеты детям (с указанием возраста ребёнка). В опросе приняло участие около 4000 человек
Если же родители готовы заниматься с ребёнком самостоятельно, на помощь им придут книги сказок для самых маленьких. Например, «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Г.В. Сапгира и Ю.П. Луговской. Эта книга предлагает детям отправиться навстречу приключениям вместе с друзьями - Томатиком и Кубариком - и узнать, что значит один, много, выше, ниже, длиннее, короче и т.д.
Цели и задачи текстов для дошкольников младшей, средней и старшей групп
В младшей группе воспитатель с помощью математических сказок знакомит детей с простейшими количественными понятиями, такими как «много», «один», «ни одного». В обычных же сказках он указывает на формы предметов, связанные с геометрическими фигурами. В средней группе математические сказки синтезируются с народными сказками, которые дети уже хорошо знают. Возьмём, например, Колобка. Воспитатель, читая, выделит порядковый номер каждого «шага» Колобка, тем самым продемонстрировав, как поэтапно движется главный герой. А сказка «Теремок» поможет сосчитать количество героев в домике. Между сказками учитель применяет пальчиковую гимнастику, с помощью которой изучаются цифры.
Учим с помощью сказок значения геометрических фигур и их названия
В средней группе поставлены следующие задачи:
- Научиться считать до пяти.
- Освоить знания о количественных и порядковых числах, долях и целой части.
- Закрепить умение ориентироваться во времени.
- Закрепить навык узнавания геометрических фигур.
- Тренировать пространственное ориентирование (осознание ребёнком направлений: между, под, за, спереди и т. д.).
В старшей группе (дети 5–6 лет) героями сказкок становятся математические понятия, будь то ноль или квадрат. При знакомстве дошкольников со сказкой воспитатель не должен забывать следить за тем, чтобы дети понимали сюжет и смысл повествования. Вспомогательными инструментами послужат увлекательные игры, связанные с логикой, такие как:
- подбор одинаковых пар;
- изготовление прямоугольника, равного предоставленному образцу;
- определение, каких предметов больше.
Игры помогут ребёнку утвердить представление о равенстве и целостности чисел и вещей. Проводимые детьми операции способствуют умственному развитию, вырабатыванию умений синтезировать, анализировать и сравнивать данные.
В старшей группе математические сказки используются для достижения следующих целей:
- Научиться считать до двадцати, узнавать пропущенное число и вести счёт в обратном порядке.
- Соотносить количество вещей с цифрой.
- Понимать значение величин: ширина, длина, высота, объем (вместимость) и масса (вес).
- Уметь различать и понимать сложные геометрические фигуры: отрезок, угол, многоугольник, объёмные фигуры.
- Развивать умение ориентироваться по часам, быстро определять час и проговаривать его вслух.
- Уметь выполнять простейшие арифметические действия.
- Развить способность заменять героя сказки определённым предметом («Кубик-рубик» - берём в руки куб).
- Запомнить наименование дней недели и месяцев и их очерёдность.
В детском саду утверждается учебный план на год. Он должен соответствовать документам:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребёнка (1989 г.);
- Концепция дошкольного воспитания;
- СанПин 2.4.1.2660–10;
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666.
Чёткого указания навыков, которыми должен обладать ребёнок, нет, но в ФГОС ДОУ указано:
Ребёнок… … …обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Министерство Образования и Науки Росиийской Федерации
Приказ 1155
По желанию родителей им могут предоставить учебный план детского сада, где прописаны все навыки, которым обучают детей. Воспитатели расскажут каким образом и в какой форме будет проходить обучение, предоставят дополнительную информацию.
В подготовительной группе в сказки включаются задачи на простые математические действия (в два действия), логические операции и способы их решения. Важно познакомить детей с эталонами мер длины: метром и сантиметром, рассказать в сказочной форме о деньгах, их правильном использовании. Перед школой начнутся занятия, в которых содержатся основы математики и сказка поможет понять и освоить более сложную информацию.
Правильно используем тексты в зависимости от возраста ребёнка
Сказки классифицируются по жанрам: сказки о животных, социально-бытовые и волшебные. У каждой разновидности свои правила построения сюжета и создания персонажей.
Детей старшего дошкольного возраста привлекают волшебные сказки. Ключевые специфические черты волшебных сказок математического склада заключаются в существенно развитом сюжетном действии. Это выражается не только в специальных приёмах и методах композиции, повествования и стиля, но и необходимости преодоления героем ряда преград, совершая математические действия ради достижения цели.
Н.И. Кравцов; С.Г. Лазутин
Русское народное творчество
Виды математических сказок:
- цифровые;
- ориентированно-временные;
- геометрические;
- комплексные;
- понятийные.
Каждая сказка имеет структуру, состоящую из трёх основных частей: воображаемая страна, конфликт между героями, разрешение конфликта, счастливый конец. Математическая сказка непременно имеет уклон в какую-то одну область математики: арифметики или простой геометрии. Если в сюжете представлены фигуры, то ребёнок запомнит названия форм и их вид, а если цифры - то скорее научится считать.
Сказка для дошкольников должна быть с рисунками: им трудно воспроизводить необычных персонажей в своей голове, тем более если понимание математики сводится к нулю. Только изображения, сопровождаемые текстом (именно в таком порядке!), способны полностью раскрыть содержание сказки. Театрализованные сказки тоже хороши, но часто в беззаботном веселье проходит мимо памяти та доля смысла, которая как раз должна остаться. Ребёнку потребуется время, чтобы проработать логические повороты в действиях героев, ведь математические сказки несут определённую интеллектуальную нагрузку. Если же сделать представление, то детская усидчивость испарится.
При чтении сказки важно не забывать указывать на обрисовку героев и их поступков. В старшей группе, помимо изображений, в руки хорошо бы брать настоящие предметы, похожие на персонажей - так ребёнок будет сопоставлять фигуры или цифры с рациональными действиями, происходящими в приключениях. Взяв в руки книжку, вы принимаетесь не спеша читать. Если сказка без изображений, то распечатываете и предоставляете их отдельно, или рисуете. Стремитесь к тому, чтобы ребёнок, при возникновении трудностей с пониманием, задавал вопросы, а не просто слушал. О возрастающей сложности преподносимого материала говорилось ранее.
Популярные математические сказки
Рассмотрим несколько примеров популярных сказок, которые помогут нам научить ребёнка счёту.
0 и 1
Жили-были в городе Математики числа и цифры. Они всегда спорили, кто важнее и старше, даже придумали для себя необычные знаки «<», «>», «+», «=», «-».
Среди них жили единичка и нолик.
Они очень хотели учиться в школе, но их не брали, так как они были маленькие.
Думали друзья, думали и придумали, что им надо держаться вместе.
И получилась из них цифра 10.
Стали они числом побольше, и их взяли в школу.
В городе их стали все уважать. Вот так и стали жить вместе цифры 1 и 0, или число 10. А другие числа посмотрели на их дружбу и тоже стали жить дружнее.
Так появились цифры больше 10.Сказки прививают любовь к математике
Г. Н. Обивалина
Золушка
В одном сказочном королевстве жила-была девочка по имени Золушка. Была она сирота, воспитывала её мачеха, у которой были две свои дочери. Дочери были очень ленивы, и всю работу по дому приходилось делать Золушке. Вот в один прекрасный день Король пригласил всех на бал. Но Золушке мачеха не разрешила ехать на бал. Она приказала Золушке к её возращению решить все задачки, которые не решили её дочери:
В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате?
Как в решете воды принести?
Из какой посуды нельзя ничего съесть?
А также Золушка должна была вымыть посуду: 5 ложек, 5 чашек и 5 тарелок. Сколько получилось вымытой посуды? Золушка быстро справилась с заданием мачехи и села за рукоделие.Г. Н. Обивалина
Блог Галины Николаевны Обивалиной
Три царевны
В далёком царстве жил царь с тремя дочками. Они любили по вечерам решать задачки и разгадывать загадки. За каждый правильный ответ царевны получали по подарку. Старшая царевна любила получать подарки из золота, средняя царевна из бриллиантов, а младшая любила цветы и животных.
Однажды вечером царь сказал: «Я привёз из дальних стран много разных подарков. Кто из моих дочек правильно решит задачки - тот и получит подарки.
Задача №1 - Для старшей царевны: сорви с одной яблони 5 жёлтых яблок, а с другой 5 красных яблок. Сколько всего яблок ты сорвала?
Задача №2 - Для средней царевны: в твоей шкатулке лежат 6 колец с бриллиантами. Я тебе привёз ещё 2 кольца. Сколько всего у тебя будет колец?
Задача № 3 - Для младшей царевны: у тебя было 9 котят, а 2 убежали. Сколько осталось котят?»
Все царевны решили свои задачи правильно, и царь подарил старшей царевне золотой сундучок, средней царевне 2 кольца с бриллиантами, а младшей царевне весёлого щенка.
Вот тебе сказка, а мне кринка масла.Г. Н. Обивалина
Блог Галины Николаевны Обивалиной
Видео: пластилиновая математическая сказка про ноль
Видео: мульт-рассказ по мотивам мультсериала «38 попугаев»
Картотека полезной литературы
- «Путешествие в Цифроград: математическая сказка» Шорыгина Татьяна Андреевна (3 книги).
- «Математические сказки. Пособие для детей 6–7 лет» Ерофеева Тамара Ивановна.
- «Математические сказки. Пособие для детей 5 - 6 лет. В 2 выпусках» Ерофеева Тамара Ивановна, Стожарова Марина Юрьевна.
- «Приключения Треугоши: Математическая сказка для детей от 2-х до 4-х лет» Шевелев Константин Валерьевич.
- «О короле Кролике и хитром Лисе: Математическая сказка для дошкольников 5–7 лет» Лукьянова Антонина Владимировна (худ. Душин М.В.).
- «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Сапгир Генрих Вениаминович, Луговская Юлия Павловна.
- «Приключения в стране Геометрии» Ерофеева Тамара Ивановна.
- «Математика для малышей в сказках, стихах и загадках. Для детей 3–6 лет» Дерягина Людмила Борисовна.
- «Учимся считать. Веселое путешествие, или Как найти новых друзей и научиться считать до десяти» Горбушин Олег Юрьевич.
- «Цифры, счет и карандашик Коля» Рик Татьяна Геннадиевна.