За что предали иисуса христа. Предательство Иуды — причины и последствия
В Великую Среду в последний раз совершается и в последний же раз читается с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).
В богослужебных текстах Великой Среды бескорыстие женщины-грешницы, возлившей на главу Господа драгоценное миро, противопоставляется сребролюбию Иуды, продающего Христа первосвященникам. Это подчеркивается, например, в стихире самогласной:
Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.
(Когда грешница приносила миро, ученик договаривался с беззаконными. Она радовалась, тратя многоценное миро, он же желал продать Бесценного. Она познавала Владыку, он отлучался от Владыки. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врагу. Сильна леность, велико покаяние: его даруй мне, Спасе, пострадавший за нас, и спаси нас.)
Эти события вспоминаются в Великую Среду.
Преподобная Кассия
Самая известная стихира этого дня написана .
Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость.
(Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.)
В Великую Среду в последний раз поется тропарь « » и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».
Се, Жених грядет в полуночи
(Хор Валаамского монастыря)
(Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)
Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.
_____________________________________
Чертог Твой вижду, Спасе
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.
Проповеди Великой Среды
Мы собрали запоминающиеся проповеди Великой Среды, которые помогут нам осознать трудное время Страстной седмицы.
Проповедь Патриарха Кирилла в Великую Среду
Митрополит Антоний Сурожский – Великая Среда
Митрополит Антоний Сурожский
Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.
Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…
Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, – но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…
Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со . Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.
Феофан Затворник – Великая Среда
Святитель Феофан Затворник
Я предполагал изобразить пред вами черноту Иудина предательства. А теперь говорю: оставим Иуду. Пересмотрим лучше свои дела, чтоб вычистить из жизни своей все, что носит какую-либо черту характера Иудина, и тем избежать падшей на него кары небесной.
Что особенно поразительно в Иуде – это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь-в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия, и может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец, видите, что вышло?
Откуда же этот плод? Конечно, изнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во все время не было никаких признаков снаружи. Знал ли даже сам Иуда, что у сердца своего он лелеял такую змею, которая сгубит его наконец?
По обычаю скрывать узы, коими опутывает он грешника, главную страсть всегда закрывает он разными сторонними благовидностями от сознания и даже совести, и только тогда, как рассчитывает на верную погибель человека, выпускает ее – напасть – на него со всею неудержимою яростию. Можно, судя по сему, думать, что Иуда не видел всего безобразия своей страсти и сам себя сознавал не худшим среди других Апостолов. И пал, как бы не предвидя того.
Так носил он занозу в сердце своем. Представился случай, страсть закипела. Враг взял его бедного за сию страсть, отуманил его ум и совесть, и повел как слепого или связанного невольника, сначала на злодеяние, а потом и в пагубу отчаяния.
А ведь этого не было бы, если б он Господу открыл свою страсть. Врач душ тотчас бы уврачевал болезнь души его. И Иуда был бы спасен. То же и с нами будет, если не откроем духовному отцу своей страсти. Теперь она притихнет; но после, лишь только случай, – падение. Если же откроемся, сокрушимся, положим намерение не поддаваться и попросим у Господа помощи на то, тогда верно устоим: ибо болий есть Иже в нас, нежели иже в мире (1 Иоан. 4, 4). Господь благодатию Своею, в час разрешения, убьет страсть. И положит семя противоположной ей добродетели.
Приложи только труд небольшой, и, при помощи Божией, не будешь уже более валяться в страстях бесчестия, и открытым лицем начнешь взирать и ко Господу, и ко Святым, и ко всем христианам.
– Великая Среда
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Хочу, чтобы запомнили вы навсегда несчастную блудницу, всеми презираемую.
Не все ли мы гнушаемся блудниц? Не все ли осуждаем их?
А Господь наш не только простил нечистой женщине грехи ее, но и прославил ее во всех народах и во все времена, ибо так сказал Он: “Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала”.
За что же такая неслыханная честь и слава? За что так превознесена несчастная блудница, не сотворившая ни единого из дел, которые прославляются людьми мира сего? За что? Только за пламенную любовь ее к Сыну Божьему и за потоки покаянных слез.
Итак, выше всего на свете любовь, чистая любовь ко всему святому. А много ли любви в сердцах наших? Спрошу вас, честные и непорочные жены своих мужей, спрошу даже вас, девственницы; спрошу и самого себя, имеем ли мы нравственное право презирать несчастных блудниц и клеймить их позором? Мы, кичащиеся своей беспорочностью, нередко сомнительной, как посмеем бросить камни осуждения в этих несчастных? Одному Сердцеведу Богу известно, что у иных из них немало любви в сердцах при всей нечистоте их.
А если мы, непорочные телом, осуждаем, уязвляем злыми словами ближних наших, то любовь ли этим изливаем из сердец своих? Если клевещем и сквернословим, уязвляем близких острым и злым языком своим, то получим ли от Бога награду любви?
Поймем же, поймем слова Христовы: “Милости хочу, а не жертвы”. Запомним навсегда, что любовь есть исполнение всего закона. Будем часто прочитывать великий гимн любви в 13-й главе I Послания Коринфянам апостола Павла. Не забудем никогда о блуднице, сердце которой пламенело горячей любовью к Господу Иисусу Христу. Возлюбим же и мы Его, Спасителя нашего, всем сердцем своим, всей душой своей, всем помышлением своим и ближних своих, как самих себя!
Святитель Николай Сербский – Великая Среда
Свт. Николай Сербский
Жена-грешница, известная в городе блудница, особенно между фарисеями, должна была почувствовать отвращение к самой себе, впервые увидев лицо Иисусово. Нечто зазеленело в помойной яме ее души, стало прорастать и уже не давало ей покоя: в лице Иисусовом узнала она свое подлинное существо. С тех пор что-то стеснилось в ее душе, что-то стало бороться: мусор - с тем, что зазеленело, что запало в душу, как сияющее семя, от этого Божественного лица.
В конце концов пересилило в ней новое, чистое и святое, и, взяв свои деньги, грехом заработанные, она купила самый драгоценный нардовый аромат, пошла к Иисусу и излила на Него этот аромат вместе со слезами своими. Слепые фарисеи только соблазнились этой сценой. Если бы, сказали они, Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница (Лк. 7, 39).
Воистину Господь знал то, что знали они, но они не знали того, что Он знал: они знали только ее грех и ничего больше, а Он знал и нечто иное - то, что в помойной яме ее души росло и в куче мусора блестело. Они были как луна, под чьим бледным светом и хрусталь кажется темным, без отблеска, как простой песок. А Он – пламенеющее Солнце Правды, Которое разделяет и различает, вызывает сияние светом лица Своего на искривленном осколочке хрусталя души жены-грешницы. Потому Он укорил фарисеев, эти бледные луны, а жене сказал: прощаются тебе грехи (то есть мусор твой Я изметаю из тебя); вера твоя спасла тебя, иди с миром (ср.: Лк. 7, 48, 50).
Протоиерей Георгий Дебольский – Великая Среда
Исполнилось то, что Христос предсказал о жене-грешнице. Куда ни пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене; хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал сие. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индейцы, и скифы, и фракиане, и сарматы, и поколение мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-грешница тайно в доме.
Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился с Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну от того, что не был свободен от этой болезни: то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения.
Как же Иуда сделался предателем, спросишь ты, когда он призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми: ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает! Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания.
Каждую среду в году Церковь вспоминает очень скорбный день в Священной истории – предательство человеком Бога, предательство Иудою и старейшинами иудейскими Христа.
Особенно пронзительным, ужасающим это воспоминание становится в Великую среду Страстной седмицы, когда все мы, православные христиане, имеем возможность соприкоснуться со Страстями Христовыми, совершенными Богочеловеком для спасения каждого из нас.
Нужно сказать, что Иудино предательство не было чем-то из ряда вон выходящим. На протяжении всей Священной истории Ветхого и Нового Заветов и по сей день начиная от святого праотца Адама человечество продолжает предавать и распинать Христа. Вспомним грехопадение первых людей в раю, отлитие золотого тельца под Синайской горой, нежелание древних евреев входить в Землю обетованную, за что они были наказаны сорокалетним странствием по пустыне, и множество других примеров из Ветхого Завета. Вспомним начало XX века – на Святой Руси были казнены тысячи священнослужителей, монахов и верующих людей, разрушено огромное количество храмов.
Почему это происходит? В чем суть? Почему человек отвращается от Бога, упорно терпит наказания, бедствия, но настойчиво продолжает идти дорогой в ад?
Попробуем ответить на эти вопросы на примере Великой среды.
Итак, Иуда Искариот, иудейские первосвященники Анна и Каиафа, старейшины народа еврейского – книжники, фарисеи, саддукеи, князья…
В чем суть грехопадения святых праотцев Адама и Евы? Если в двух словах, то первые люди преступили Божью заповедь и возлюбили земное паче небесного. Человек, сотворенный Господом для богообщения, для восхождения в горнюю, куда и Ангелы проникнуть желают, отвернулся от этой высочайшей задачи и от этого удивительного дара единения с Богом. Он решил упасть до уровня животных и жить только для удовлетворения низменных инстинктов, углубленных им и превращенных в страсти. Совершилась величайшая трагедия, милостью Божией превращенная в драму со счастливым концом. Человек предал своего Господа.
Иуда Искариот и еврейские первосвященники со старейшинами не были в этом смысле оригинальными. Они пошли по тому же пути.
Точное определение характеру Иуды дает святой апостол и евангелист Иоанн: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:4–6).
Иуда примкнул к Господу нашему Иисусу Христу потому, что думал типично еврею того времени примерно так: «Иисус – Мессия. Он пришел для того, чтобы стать земным иудейским царем. Он освободит нас, евреев, от римского владычеста. Свергнет ненавистного римского императора, Сам станет иудейским императором всего мира. Евреи будут господствовать над всеми народами. Благоденствовать и процветать. Конечно же, в земном отношении. Поэтому я должен быть поближе к Нему, чтобы мне достался кусочек пожирнее – какой-нибудь увесистый министерский портфель, дающий и мне, Иуде, возможность хорошо подзаработать, а значит, тоже благоденствовать и процветать». Вот почему Иуда пошел за Христом.
Но в процессе общения со Спасителем он понял, что у Господа прямо противоположные планы. И Царство Его не от мира сего. Он пришел вернуть человеку утраченное общение со своим Создателем, примирить его с Отцем Небесным и открыть вновь двери в рай.
Но Иуда хотел уютненько пожить еще здесь. И как только он осознал конфликт интересов, то предал Христа, переметнувшись в лагерь более сильных, как ему казалось тогда, и еще на этом немного подзаработав. Тридцать серебренников по тем временам – деньги довольно большие. Иуда захотел обеспечить себе безбедную старость. Но не тут-то было. После поцелуя в Гефсиманском саду наистрашнейший грех, который мог совершить человек – предательство Бога, дал о себе знать. Он начал разрушать его душу, принося страшные муки. И выстраданный им земной комфорт в его уютной усадьбочке, купленной за тридцать серебренников, обернулся тягчайшим душевным адом. Ведь вы посмотрите! У него же получилось все, что он планировал. Но он идет и вешается – добровольно, по свободной воле, замученный совестью. Потому что его душа совершила тягчайший грех. Но отчаяние не позволило ему покаяться, смириться, припасть к ногам Христа Распятого, оплакивать свой грех. Гордыня толкнула его на грех еще более страшный – на самоубийство.
Ведь в сущности святой первоверховный апостол Петр совершил грех, не многим меньший греха Иуды. Он клялся Богу, что в годину испытаний не отречется от Него, но трижды при народе предал Христа. Только Петр не отчаялся, наоборот, он смиренно начал вымаливать прощение. И всю жизнь уже даже после восстановления его Спасителем в апостольском достоинстве глаза Петра были красны от слез. Он сокрушенно отмаливал свой грех.
Примерно тот же «грех Петра» совершили и другие апостолы, которые в унынии, отчаянии и страхе разбежались после ареста Спасителя. Они также горевали и сокрушались о своем проступке, но не до отчаяния, а до спасения, повергая грех богоотступничества перед Господом и испрашивая у Него прощения.
Анна же и Каиафа, и другие иудейские старейшины были «духовными родственниками» Иуды Искариота. Собравшись в среду перед Пасхой на совет по теме «Что делать с Иисусом Галилеянином?» – они прекрасно знали, Кто Он такой. Потому что не появлялся в Израиле еще такой пророк, который воскрешал полуразложившийся труп Лазаря или давал зрение человеку, у которого, почти как у святой праведной блаженной Матроны Московской, от рождения практически не было глаз.
Анна, Каиафа и другие были грамотными и сведущими в Священном Писании людьми. На заседании синедриона, состоявшемся ранним утром в пятницу, они точно знали, Кто стоит перед ними. Но сознательно пошли на этот поистине ужасающий грех: осуждение на казнь и убийство Бога.
Почему же это произошло? Ответ прост: Христос не был для них Богом. Как не был для них Богом и Бог отцев их Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея. Их богом было чрево, а именно власть и деньги. За этих двух богов они готовы были пойти на вечную погибель и погубить тысячи других человеческих душ. Старшины увидели в Спасителе политического конкурента и начали опасаться за свои «кресла», за свои уютные удобные должности. За них начальники иудейские готовы были пойти на все, даже на то, чтобы погубить собственные души ради еще одного десятилетия у власти.
И это при том, что спустя каких-нибудь сорок лет за грех богоотступничества – за ИХ ЛИЧНЫЙ ГРЕХ – вожделенный ими Иерусалим будет сожжен дотла. Тысячи евреев погибнут, остальные будут рассеяны по всему миру, а храм будет не просто разрушен, но даже и земля, где он стоял, вспашется плугом.
В итоге – горький факт-результат истории. Иуда хотел земного благоденствия, но закончил жизнь самоубийством. Анна, Каиафа и их соратники желали примерно того же, но их дело закончилось катастрофой для целого народа. Почти три столетия на планете Земля не существовало города Иерусалима. На его месте было языческое поселение Элия Капитолина. Вплоть до IV века, когда вера во Христа стала государственной религией множества народов, объединенных Римской империей, и Бог снова подарил благодать Святому Городу, и Иерусалим восстал из руин. Благодаря тому, что человечество снова вернулось к истинному Богу.
Спрашивается: что принесло этим вышеупомянутым образованным и талантливым людям предательство Бога? Ответ один: ничего хорошего.
Потому, конечно же, Великая среда – это урок для всех нас. У каждого из нас есть «потенциальный заряд» Иуды – своя «подленькая страстишка», как писал Федор Михайлович Достоевский, которой мы не должны потакать, дожидаясь, пока она превратиться в Кинг-Конга и разорвет нас изнутри. С ней мы должны мучительно тяжело, но все же бороться с Божьей помощью. Падать, каяться, вставать и идти дальше, но не вниз, а вверх, ожидая, что во время нашего тяжелого труда-странствия по земному морю нам, как и галилейским рыбакам-апостолам, явится Христос на берегу и скажет: «Придите, обедайте» (Ин. 21:12).
А Он обязательно явится. В этом можно не сомневаться.
Вспомним, что сказал Господь наш Иисус Христос женам-мироносицам после Своего Воскресения: «Радуйтесь!» И немного позже «Не бойтесь» (Мф. 28:9,10).
В этом величие и безмерное счастье Пасхи. Смерть, диавол, грех стали неважны и бессильны.
Главное, чтобы мы с Божьей помощью научились смотреть не только вниз, но и вверх и чуть-чуть внутрь – в свое сердце, потому что именно там, по словам Спасителя, есть Царствие Небесное.
Иерей Андрей Чиженко
Иуда Искариот был одним из двенадцати учеников Иисуса Христа.
Кем он был на самом деле, и каким он был?
В Библии об Иуде Искариоте говорится немного. Но по его поступкам можно судить о нем, как о личности деятельной и целеустремленной.
Находясь рядом с Иисусом, он сидел рядом с другими его учениками и слушал, наблюдал, делал выводы. Он не был открытым и простым, не был прямолинейным и добродушным. Таких характеристик Иуды в Библии не найти.
Написано, что он носил ящик с пожертвованиями (единственная ценная вещь в этой группе простых и небогатых людей: рыбаков, плотников и пастухов), и был вором.
"Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: "Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?" Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Иоанна 12:5-6).
Так ли были необходимы Сыну Божьему эти деньги? Иисус накормил тысячи людей пятью хлебами, и его ученики видели это. Почему Иуда так беспокоился? Нигде нет его разговоров с Иисусом о вере, о народе Израильском, о других важных вещах.
Так что же привело Иуду Искариота к пророку из Назорета?
Однажды Иуда услышал о человеке, который может творить чудеса: исцелять слепорожденных, расслабленных, изгонять бесов, останавливать кровотечение, поднимать на ноги калек, лечить множество болезней без денег и лекарств, простую воду превращать в вино. Кто мог иметь такую власть над болезнями, темными силами, над стихиями природы? Что это был за человек?
Тысячи людей искали встречи с Ним. И в те далекие времена, и сегодня люди готовы отдать целое состояние, чтобы продлить жизнь себе, своим близким еще на год, на месяц или хотя бы на один день.
Не трудно представить, какой поток денег хлынет на счет современного целителя за исцеление от таких болезней, как: рак, ДЦП, СПИД, слепота, паралич, и др.
К Иисусу обращались сотники, купцы, градоначальники и другие богатые люди, которые готовы были платить за свое исцеление, или исцеление своих детей, родных и близких. Возможно, что они даже приносили с собой дары для Иисуса и показывали ему свои сокровища. А Он говорил: «Не собирайте сокровища на земле… Продавайте ваши имения и раздавайте нищим... Отдавайте Кесарю кесарево…». Единственной ценной вещью была одежда Иисуса, о которой стражники кидали жребий после того, как распяли его на кресте. "Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий" (Матфея 27:35). И больше ничего.
Быть учеником такого человека как Иисус (научиться исцелять, творить чудеса), это реальный шанс стать известным и состоятельным человеком, получить власть. Кто-то утверждает, что у Иуды была благая цель: выгнать угнетателей с родной земли, помочь своему народу обрести свободу. Но тогда почему он раскаялся в том, что предал кровь невинную?
Иуда слышал, что придет Мессия (Спаситель) и Он станет Царем не только Иудеи, но и других государств, и освободит еврейский народ.
"И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится" (Даниил 7:14).
Иисус говорил, что он является Сыном Божьим, Мессией, и обращался к грешникам со словами о прощении грехов. Кто мог говорить такие слова? Только будущий Царь. А быть одним из приближенных Царя - это большая честь.
Но это нелегко - быть рядом с таким учителем, как Иисус. Его ученикам пришлось сопровождать его в долгих, изнуряющих походах. Они нигде не останавливались надолго. Двигались от города к городу, от поселка к поселку, через долины, озеро, реки. Часто ночевали в поле, на голой земле, иногда терпели голод и жажду.
Три долгих года Иуда ждал, что Иисус начнет сплачивать вокруг себя израильский народ для свержения власти, начнет предпринимать шаги к получению реальной, государственной власти. Но время шло, а учитель не вступал в свои царские права, а главное, и не собирался этого делать. Три года пропали зря. Мечты Иуды не могли осуществиться. Мог ли он искренне любить Иисуса за обманутые надежды?
Когда же Иисус сказал своим ученикам, что Он пришел на землю для того, чтобы принять мучения и быть убитому, Иуда принял окончательное решение.
Придя на вечерю как верный ученик, Иуда уже знал условия договора, и знал сумму предательства – тридцать серебряных монет. Ему нужно было только определиться с днем и местом, куда могут прийти священники и стража, чтобы арестовать «Царя Иудейского».
Библия утверждает, что Иисус знал, кто у него в учениках, и знал, что Иуда Искариот способен предать. Обращаясь к своим ученикам, он сказал однажды:"Вы чисты, но не все".
В последнюю вечерю перед казнью, зная мысли и планы «ученика», Иисус, чтобы исполнилось пророчество, сказал Иуде: «Что делаешь, делай быстрее».
Доказательств того, что Иисус заставил Иуду совершить предательство нет. Этот выбор Иуда сделал самостоятельно. Иначе все учение Христа можно было бы поставить под сомнение, а Его самого можно было бы назвать злодеем, который намеренно вверг человека в смертный грех, склонив его к предательству и самоубийству.
В этом случае, все высказывания Иисуса о любви Божьей, его нагорная проповедь, само учение Христа, являются ложью. Этого и добиваются те, кто оправдывают Иуду.
Написано, что Иуда "пошел и удавился", а перед этим он раскаялся. Что же произошло?
После своего предательства, Иуда приходит в храм, чтобы вернуть деньги, но даже священники, арестовавшие Иисуса в Гефсиманском саду, теперь отвернулись от Иуды. Они не взяли деньги, сказав, что эти деньги - цена крови. Но при чем тут кровь? Кровь врагов не смущала священников, а кровь Христа они не приняли. Видя, как Иисус мужественно принял страдания и смерть на кресте, многие (и священники и жители города), впоследствии, уверовали в то, что он был невиновен в тех преступлениях, в которых его обвиняли. Его кровь стала для них невинной.
Что это означает? Иисус мужественно принял свою смерть, принял как Царь, как победитель, как Сын Божий. Иуда был уверен, что Иисус лжец, и на кресте все увидят его настоящего - слабого, трусливого, лживого. Тогда весь народ поймет, что именно Иуда - тот настоящий лидер, герой, Царь, которого все ждут. Только жажда славы, власти, богатства были причиной предательства Иуды. В истории есть много примеров, когда малозначительные личности получали мировую известность только благодаря тому, что совершили покушение на известных, знаменитых людей. Иуда действительно увековечил свое имя, но не славой, а позором.
Большая толпа сочувствующих собралась у креста, на котором был распят Иисус Христос. Иуда увидел каким измученным и истерзанным было тело Иисуса и это зрелище испугало его. Он понял, что Иисус повел себя не как трус и предатель. Иисус победил, Иуда проиграл. Получил ли Иуда признание среди учеников? Нет, не получил. Получил ли он признание среди священников, фарисеев и книжников? Нет, не получил. И даже среди народа он был чужим, одиноким, презираемым всеми. Его несчастная душа видела только один путь освобождения от позора и разочарования.
Есть и другая версия.
Все люди грешат, нет безгрешных на земле. И мы не сразу видим последствия наших поступков, и часто не понимаем того, что делаем. ("Отче, прости им, ибо не ведают, что творят"). Но Иуде была открыта правда о Христе, он увидел последствия своего поступка. Увидел и раскаялся в содеянном. Из этого следует, что Бог простил Иуду, и открыл ему истину, но Иуда не принял ее. Чтобы искупить грех предательства Иуде нужно было пройти путь апостолов Христа. А этот путь узок и тернист, он полон страданий и лишений.
Иуда не принял прощение Бога потому, что не любил Бога, не любил его заповеди, и не смог принять Его прощение. В ответ на данное ему откровение, он пошел и удавился.
Есть утверждение, что Иуда был патриотом своего народа. Зная популярность Иисуса, Иуда Искариот пытался смертью Христа вызвать волнения и бунт среди евреев, чтобы свергнуть римский гнет. Но много ли настоящих патриотов берут деньги за смерть невинного человека? Распятие на кресте - казнь, при виде которой, содрогнется любой нормальный человек. Сами методы достижения поставленной цели в данном случае вызывают сомнения.
Существует еще и противоположная версия (назовем ее "версия первосвященников"): "Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Иоанна 11:47-50).
Возможно, что Иуда принял позицию первосвященников, и решил, что лучше пусть погибнет один человек, чем весь народ от рук римлян. Но эта версия вызывает большие сомнения. Человек, для которого главное - свобода и благополучие его соотечественников не будет в отчаянии искать себе оправдание, и не покончит жизнь самоубийством.
В течении 20-ти веков человечество в своем общеполитическом развитии двигалось вперед путем проб и ошибок. И цена этих "ошибок" очень высока, она исчисляется миллионами погубленных человеческих жизней. Сегодня большинство стран мира имеют демократическую модель государственного строя. Но можно ли с уверенностью сказать, что демократическое устройство является лучшим из всех существующих? Только время является определяющим фактором.
Был ли Иуда Искариот членом политической организации? Библия умалчивает об этом. Известно, что хорошо организованная политическая организация тщательно готовит почву для свержения существующей власти. Есть два основных пути: путь политических реформ и свержение существующей власти силовыми методами: с помощью оружия, солдат, армии.
Террористы действуют самым грубым способом: берут бомбу и взрывают царскую карету. Они действуют целенаправленно. В их понимании все зло заключено в главе государства и его ставленниках. И это зло должно быть уничтожено раз и навсегда.
Но в момент, когда человек рискует собственной жизнью для освобождения собственного народа, он не будет думать о звонких монетах. Не логично перед лицом смерти запасаться материальными благами, ведь деньги нужны только живым.
Глубокой ночью Иуда торопиться к фарисеям и священникам. Он идет, окруженных воинственно настроенной толпой, в Гефсиманский лес, и подходит к своему учителю, духовному наставнику. Иуда подходит к Иисусу и целует его, подавая знак стражникам.
Довольно странное поведение для освободителя своей страны от зла и несправедливости. Его не окружают идейные соратники, он везде один. Никто не поддерживает его, и никто не удерживает за руку. Почему он остался один? Где были его единомышленники? Почему он не видел иного выхода для себя, кроме самоубийства? Ведь высокие цели дают человеку духовные силы, его жизнь приобретает высокую цену.
Еще одним контраргументом того, что Иуда был лидером группы патриотов, является то, что деньги должны были поступить в "общую кассу" для целенаправленного использования. В данном случае деньги были взяты самим Иудой для себя, для собственного обогащения. Иначе, зачем Иуда хотел вернуть эти деньги первосвященникам? Почему не раздал нищим, как он делал раньше, находясь в кругу учеников Иисуса Христа?
И сегодня вокруг личности Иуды Искариота существует много вопросов, не имеющих достаточно полного ответа. Одно лишь не вызывает сомнения - поступок Иуды не внушает уважения. Итог его жизни был предопределен (бесславие и самоубийство). Иисус Христос знал сущность этого человека:"Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели" (Иоанна 17:12).
Утверждение сторонников Иуды Искариота о том, что он был любимым учеником Иисуса Христа, поэтому учитель поручил ему выполнить миссию предателя, кажется мне неверной.
Да, Иуда изначально не замышлял предательство: «И Иуду Искариота, который ПОТОМ сделался предателем» (Луки 6:16). И сам Иисус относился к нему также, как и к другим своим ученикам. Но, судя по тому, как Иисус говорит о человеке, который предаст его, можно с уверенностью сказать, что Спаситель горько скорбит о его судьбе, предрекая, что будущее такого человека - смерть и Ад.
"Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал" (Матфея 26:24-25, Марка 14:21, Луки 22:22).
Из этого следует, что Иисус видел сердце Иуды Искариота, и знал, что в нем ложь и предательство.
Но зачем и для чего делаются попытки оправдать поступок Иуды Искариота? Что заставляет защитников Иуды Искариота отвергать простое и понятное изложение сведений о предателе Иисуса Христа, приведенное в Библии?
Любое учение, противоречащее Библии, ставит под сомнение правдивость сведений, приведенных в Священном Писании.
Первое, что сделал Змей с Эдемском саду, чтобы заставить первых людей согрешить, он посеял сомнение в сердце Евы о правдивости предостережений Бога относительно дерева познания добра и зла. "И сказал Змей жене (Еве): «Подлинно ли сказал Бог?..." (Бытие 3:1)
Основой любого христианского лжеучения была Библия, а лжепророков - Иисус Христос. К Библии, или к Иисусу Христу всегда прибавляется еще что-то, или кто-то.
Библия + дополнительное учение,
или
Христос + новый (современный) Мессия, пророк более позднего века, или кто-то из приближенных к Иисусу Христу, например Иуда Искариот.
Результатом таких "дополнений" всегда является принципиальное искажение основ Христианского учения. Тонко и грамотно, иногда почти незаметно, но все переворачивается с ног на голову. Новый фигурант (Иуда Искариот или Новый "Мессия") ставятся на одну ступень с Иисусом Христом, а чаще всего, выше самого Спасителя.
Главная цель лжеучений и лжепророков - заставить людей усомниться в Слове Божьем и отвергнуть спасительную жертву Сына Божьего - Иисуса Христа. Библия дает надежду всякому человеку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3:1-16).
Иисус Христос предостерегает всех людей на земле: «Если не покаетесь, все так же погибнете…» (Лук.13:3).
Он говорил, обращаясь к Иудеям, обступившим Его в храме, притворе Соломоновом:
"Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, то верьте ДЕЛАМ Моим" (Иоанна 10:37-38).
Если даже словам не верите, то верьте делам! Простые и понятные слова, объясняющие очень важный аспект веры в Бога и любви к Нему. "Вера без дел мертва" (Иакова 2:17).
Какими же были дела Иуды Искариота?
А наши дела? Какие они?
О предательстве Иуды Искариота – архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор КДА.
Идет Страстная седмица. Каждый день вспоминается какое-либо евангельское событие. В Великий Четверг читается Евангелие, в котором повествуется и о прощальной беседе, и о Тайной Вечере, и о предательстве Иуды…
Иуда. Апостол и предатель. Фигура, вызывающая глубокое негодование, даже отвращение, и при этом трагическая.
В Писании ничего не сказано о призвании Иуды. Апостол, так сказать, без предыстории… Говорится, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6).
В основном имя Иуды упоминается в повествовании о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда: вор, лицемер, предатель. И все же он был с Господом все 3,5 года и состоял в числе 12… Чего он ждал от Христа? Чего хотел от Него? Зачем следовал за Ним?
Мы не поймем этого, если будем рассматривать Иуду отдельно от 12 апостолов. Посмею предположить, что его чаяния были такими же, как и остальных апостолов. Я имею в виду ожидание славы и торжества. Согласно Евангелию, эти ожидания двенадцати, споры о первенстве, о своем положении, о желании сесть по правую и по левую сторону не оставляют апостолов вплоть до последних дней жизни Христа. Иисус уже «грядет на вольную смерть», а у апостолов нет-нет да и вспыхнут споры о чести, о месте, о первенстве.
И в этом смысле Иуда, хотя Писание не говорит о его участии в этих спорах, переживает о том же: о славе, о месте, о вознаграждении… Иоанн Богослов говорит, что Иуда был вор (Ин. 12:6). Видимо, как хранитель ковчежца с деньгами, Иуда временами награждал сам себя. Свт. Иннокентий Херсонский с соответственным ему красноречием писал, что этот ковчежец стал для Иуды своеобразным ковчегом завета. Только не с Богом, а с диаволом, так как ковчежец с монетами символизировал все, чего на самом деле хотел Иуда.
Три с половиной года – немалый срок. Учитывая постоянное странствование и связанные с этим лишения, эти годы переносились с трудом, а ожидаемое торжество так и не наступало... Если попытаться понять психологию поступка Иуды, то, прежде всего, следует ответить на вопрос, веровал ли он в мессианство Христа? И ответ будет положительным. В противном случае и следование за Иисусом, и вхождение в число избранных теряет смысл. Если бы Иуда не верил в мессианство Христа, он бы за Ним не пошел.
У некоторых персонажей есть такая черта характера: «получить все и сразу». В противном случае постигают сомнение, разочарование, озлобление. Иуда был из таковых… Поэтому хотя он последовал за Христом и провел с Ним три с половиной года, но, в конце концов, начал сомневаться. Сомнение, отсутствие ожидаемого – вот основной лейтмотив действий Иуды.
Богословами и библеистами разных конфессий высказывались всевозможные точки зрения на мотивацию Иуды. Условно можно выделить два основных ответа:
1. Иуда, сначала поверив в Христа, потом разочаровывается, перестает верить. И им движет ненависть к Иисусу, желание получить удовлетворение за потраченные годы, силы, за неисполненные ожидания и мечты. То есть по сути Иуда банально хочет отомстить Тому, с Кем он связывает крушение своих надежд. И получение 30 серебряников в этой страшной схеме предательства далеко не главное (это не такая уж и большая сумма). 30 серебряников – лишь небольшая компенсация за 3,5 года… Но важнее отомстить ненавидимому.
2. Иуда не оставляет надежды на воцарение Христа. Он продолжает верить, что Иисус может победить всех врагов. Ведь Он творил чудеса, свидетелем которых был Иуда. Поэтому апостол ищет возможности спровоцировать Христа на явление Себя в силе и славе. То есть Иуда создает провокативную ситуацию, в которой, как он ожидал, Христос вынужден будет явить всю Свою силу, и, таким образом, произойдет торжество Христа и его учеников. Следовательно, Иуда стремился получить чаемое при помощи своеобразного марш-броска. Такой точки зрения на мотивацию Иуды придерживался известный дореволюционный публицист прот. Павел Алфеев. Также упоминает это мнение в своей книге «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» свт. Иннокентий Херсонский.
Иуда и предатель, и лицемер. Он принял решение предать Христа, но при этом присутствует как ни в чем не бывало на Тайной Вечере. И когда Христос говорит ученикам, что один из них предаст Его, вместе с другими взволнованными апостолами Иуда вопрошает: «Не я ли, Господи?»
Возникает вопрос: зачем врагам Христовым понадобился Иуда? Неужели они не могли найти и арестовать Его сами? Вспомним Вход Господень в Иерусалим. Христа встречают толпы. День Тайной Вечери и последующие дни – период приготовлений и сам праздник ветхозаветной Пасхи, то есть то время, когда Иерусалим переполнен приезжими, многие из которых видели и слышали Христа в других местах Палестины. Иными словами, первосвященники и их сторонники боялись общественных беспорядков, в случае если они решатся арестовать Христа перед народом. Поэтому им нужно было удобное время и удобное место. Иуда указал им и то, и другое.
Однако зачем Иуда пошел сам с врагами Христовыми? Неужели они не знали, как выглядит Иисус, и не смогли бы Его арестовать? Иуда вполне мог обойтись, так сказать, наводкой: Он там-то в такое-то время будет одет в то-то...
Ведь преступники, как правило, предпочитают не светиться. Иуда мог бы взять свои 30 серебряников и уйти восвояси. Но нет… Думаю, ответ на эти недоумения нужно искать в своеобразной психологии тех, кто испытывает к кому-то сильную ненависть и желание навредить. Тут ключевым моментом является даже не сам наносимый вред, а своеобразное торжество! Мол, вот посмотри и пойми, кто Тебе это сделал! Знай, кто источник Твоей беды! Именно ради этого сиюминутного ликования над уничижаемым и желает Иуда лично предать (в смысле передать) Иисуса врагам.
Иуда раскаялся. И повесился. Почему так? Он раскаялся, но не покаялся… То есть понял, что погубил невинного, но при этом апостол не исправляет образ мыслей (покаяние). Можно сказать, что Иуда поступает как атеист. Он может признать свою неправоту, свое преступление, но не в силе покаяться, так как не верит в Бога милующего, в Бога прощающего, в Бога восстанавливающего. Для него за раскаянием следует отчаяние, выхода из которого нет. Можно предположить, что Иуда не ожидал раскаяния. Он был уверен, что ничего с ним не случится.
Для иллюстрации этой мысли можно воспользоваться образом Смердякова из «Братьев Карамазовых». Достоевский отлично показал действие этого неожиданного эффекта на убийцу. Смердяков в Бога не верил. Как и в совесть. Он думал, что убьет старика Карамазова, но никаких мучений не будет (как может мучать то, чего нет?). Оказалось же, что-то его грызет, мучает. Смердяков все равно в Бога не уверовал. Так что избавление от мучений только одно – повеситься. И Иуда, и Смердяков так и сделали.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев)