Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях. Проведение логопедических занятий в домашних условиях
Ранний детский возраст (2-3 года) – важный этап в развитии речи ребенка.
В это время детей интересует все происходящее вокруг.
Родителям важно всячески поддерживать малыша в его начинаниях, ведь главными проводниками в мир новой информации являются именно взрослые ближайшего окружения.
Нужно убедиться в том, что ребенок нормально физически, эмоционально.
Существуют условные нормы развития детей (рост, навыки, умения, словарный запас ребенка).
Их следует учитывать, но и зацикливаться в случае несоответствия не стоит.
Лучше обратиться к специалисту, который сопоставит все факторы, влияющие на развитие, и даст профессиональную оценку развития вашего чада.
Особенности логопедии в 2-3 года
Главная задача взрослого при работе с детьми раннего возраста – вызвать звукоподражание в любой форме.
Учитывая психологию детей 2-3-х лет, занятия нужно проводить в виде подвижных игр, разнообразных и не продолжительных по времени.
Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, заинтересовать его, завоевать доверие, поощрять активность, хвалить.
Это поможет избежать многих психологических проблем, связанных с боязнью речи.
Развитие общего подражания
Общим подражанием называется копирование движений, действий, мимики.
Ребенок воспроизводит движения, которые видит, и успешно их запоминает при многократном повторении.
Механизм подражания работает на подсознательном уровне в быту, а воспитатели и логопеды используют его осознанно при проведении занятий с детьми.
Важно, чтобы ребенок находился в условиях правильной речевой среды, т. е. лучше ограничить общение с людьми, имеющими дефекты речи. Следите за своим поведением – слова не должны идти вразрез с действиями.
Развитие общего подражания начинают с повторения элементарных движений, затем выполняют несколько действий одновременно. Следующий этап – выполнение целой цепочки действий, логически связанных, и, как правило, социально значимых (например, покормить куклу и уложить ее спать).
Занимаясь с детьми, соблюдайте некоторые правила: ваши предложения должны быть внятными, простыми и не слишком длинными; речь взрослого – эмоционально яркой, спокойной, не громогласной.
Игры общего подражания могут проводиться как с одним ребенком, так и с несколькими (обычно 3-5 детей).
Но! Учитывайте, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.
Игры с общим подражанием
- . Смысл игры – выполнение команд взрослого (руки вверх, руки в стороны, прыгаем, хлопаем в ладоши). Для поддержания интереса и внимания предложите детям выбрать ведущего среди них самих.
- Птички. Дети играют в птичек. Взрослый комментирует каждое движение: «Летаем как птички! Помашем крылышками вверх и вниз! Теперь птички клюют зернышки!» Постепенно темп игры увеличивается.
- Ладошки. Выполняется серия движений с ладошками:
«Ладошки вверх (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)!
Ладошки вниз (переворачиваем ладони)!
А теперь их на бочок (ставим ладони на ребро)!
И зажали в кулачок (зажимаем ладони в кулаки)!»
Речевое подражание
Воспроизведение ребенком звуков, слов, фраз называется речевым подражанием.
Оно является осмысленным только тогда, когда речь тесно связана с действиями ребенка.
Взрослый должен стимулировать речь ребенка при помощи вопросов.
Слова для повторения нужно произносить многократно, не повторять за ребенком его «слова-заменители». Ответы ребенка принимаются в любом виде.
Самое важное – сделать все возможное, чтобы ребенок не стеснялся говорить.
Подражание речи проходит несколько ступеней:
- Копирование звуков, имеющих определенный смысл.
- Повторение аморфных слов (куп-куп – купаться, ам-ам – кушать, ляля – кукла).
- Повторение простых слов (баба, деда, пить).
- Повторение коротких фраз: «Дай сок! Где ложка?»
Уделяйте большое внимание употреблению глаголов. Если в речи ребенка много слов-действий, его уровень развития достаточно высок.
Игры с речевым подражанием
Эффективным способом вызывания речевого подражания является использование стихотворных текстов – договаривание слов и фраз путем создания пауз при чтении стихов.Например:
Очень любят … (обезьяны)
Кушать сладкие … (бананы).
Мы на обезьян … (похожи),
И бананы любим … (тоже).
Постепенно количество пауз (пропускаемых взрослым слов) можно увеличивать, тем самым увеличивая словарный запас ребенка.
Увлекательны игры в форме беседы: взрослый несколько раз повторяет слово, далее задает ребенку вопрос, ответом на который является выделенное слово. В случае правильного ответа на вопрос взрослый хвалит ребенка, в случае неправильного – сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа.
Роль книги
Книга знакомит ребенка с окружающим его миром; развивает логическое и образное мышление, память, воображение; расширяет словарный запас; учит правильно составлять предложения.
Благодаря чтению ребенок учится слушать и концентрировать внимание.
Семейное чтение – это способ общения между родителями и детьми, хороший метод воспитания и средство досуга.
Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, более эмоционально уравновешены и уверены в себе.
Книжный материал для занятий
Основные черты хорошей книги для ребенка 2-3 лет:
- Высокое качество иллюстраций.
Качественные изображения привлекают ребенка, не перемещают его внимание за границы картинки. В качественных изданиях рисунки обычно яркие, четкие, «просторные» (на светлом фоне, для лучшего зрительного восприятия ребенка), реалистичные, изображения тел героев – пропорциональные. Качественные иллюстрации развивают эстетический вкус малыша. Общение с книгой для малыша – это первое знакомство с миром искусства.
- Лаконичность текста.
В 2-3 года дети еще не могут слушать длинные сказки, поэтому короткие ритмичные произведения (стихи, песенки, частушки, считалки, ) и короткие рассказы и сказки являются оптимальным выбором для малышей.
Список книг для детей раннего возраста:
1. Русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Способствуют развитию логического мышления. Например, в сказке «Репка» малыш запоминает героев в той очередности, в которой герои тянули репку, – отличное упражнение для развития памяти и логики.
- А. Барто (сборник «Игрушки»);
- К. Чуковский («Сказки»);
- С. Маршак («Стихи и сказки»);
- живые, задорные и юмористические сборники стихов И. Токмаковой «Где спит рыбка», «Ходит солнышко по кругу»;
- необычные, с нестандартными рифмами, стихи Г. Сапгира «Леса-чудеса»;
- С. Михалков («Самые любимые сказки и стихи малышам») известен своей способностью в легкой юмористической форме рассказывать детям про их проказы и непослушание.
4. Сказки зарубежных писателей. Яркий представитель – Д. Дональдсон. Самые знаменитые произведения – сказка «Груффало» (о маленьком мышонке, который смог перехитрить страшное чудище Груффало), «Дочурка Груффало» (в книге хорошо отслеживается полезная мысль – не стоит уходить далеко без спроса родителей, это может быть опасно).
5. Развивающие книги – помогают детям учиться рисовать, клеить, лепить.
Влияние моторики
Развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики, т. к. участки мозга, отвечающие за речь и за движение, взаимозависимы и находятся рядом.
На рынке много разных пособий и игрушек для развития мелкой моторики, но, чтобы играть с ребенком, не нужно специальных дорогих игрушек.
На самом деле все необходимое есть в каждом доме – фасоль, макароны, пуговицы, крышечки, баночки и т. д.
Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие – это представления ребенка о внешних особенностях предметов: их цвете, величине, форме, вкусе, запахе и т. д.
Ребенок 2-3 лет уже способен называть без ошибок около 6 цветов, складывать пирамиду, раскладывать фигурки различной формы в соответствующие отверстия на доске, собирать мозаику из 4-х частей, в рамках листа проводить линии (длинные, короткие, округлые, вертикальные, горизонтальные).
Веселая тренировка
Подвижные игры укрепляют мышцы детского организма, являются профилактикой плоскостопия, развивают координацию движения, способствуют развитию моторных навыков и речи.
Виды подвижных игр:
- разные виды ходьбы (приставной шаг, ходьба на пятках, носочках);
- лазание, преодоление препятствий;
- игры с мячом;
- упражнения на равновесие (скольжение с горки, ходьба по наклонной скамейке).
Артикуляционная гимнастика при заикании
Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.
Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Примеры упражнений:
- надувать щеки, выпускать воздух, надувать каждую щеку поочередно;
- хлопать губами друг о друга (как рыбка);
- языком надавливать то на одну, то на другую щеку по очереди;
- надуть щеки, закрыв при этом рот, затем ударить по щечкам кулаками, чтобы с шумом выпустить воздух;
- покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
Возраст раннего развития (2-3 года) – недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Родителям стоит уделить особое внимание ребенку, т. к. именно в это время закладывается фундамент для развития речи и мышления малыша.
Логопедические занятия - раздел с конспектами групповых, фронтальных, индивидуальных логопедических и логоритмических занятий, а также интегрированных занятий, мастер – классов по нетрадиционным методикам обучения. Уверены, что размещенные здесь материалы будут интересны и познавательны не только специалистам детских образовательных учреждений, но и родителям, проявляющим искреннюю заинтересованность в развитии своего ребенка.
Опытные специалисты делятся здесь своими знаниями, а начинающим логопедам представленные конспекты помогут правильно и увлекательно спланировать свои занятия.
Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.
Содержится в разделах:Включает в себя разделы:
- Звуки. Дифференциация и автоматизация звуков. Коррекция звукопроизношения
Показаны публикации 1-10
из 6855
.
Все разделы
| Логопедические занятия
Технологическая карта индивидуального занятия по логопедии в 3 классе коррекционной школы «Автоматизация звука [c] в словах» государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА индивидуального занятия по логопедии , проведенного во 3 «А» классе ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» г....
Цели : обобщать знания детей о весне, ее приметах; развивать логическое мышление; упражнять детей в прыжках через короткую и длинную скакалку; совершенствовать речевое дыхание, интонационную выразительность речи и мимику; развивать внимание, координацию речи с движением,...
Логопедические занятия - Музыкально-познавательное занятие для детей подготовительной логопедической группы «Осень»
Публикация «Музыкально-познавательное занятие для детей подготовительной...» Программное содержание: - обобщить знания детей о признаках осени; - развитие творческой активности (через музыкально-ритмическую деятельность в импровизации); развитие умения высказываться о прослушанном произведении, пополнять словарный запас, характеризующий музыку (средства...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект логопедического занятия с леворуким ребенком «Звукопроизношение автоматизация поставленного звука [Р]» Конспект логопедического занятия с леворуким ребенком Ребенок: мальчик Николай 6 лет, ведущая рука – левая. Звукопроизношение автоматизация поставленного звука Р, тонко координированные движения рук развиты слабо. Тема занятия: «Профессии». Автоматизация звука Р. Цель:...
Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога «Весеннее путешествие» Цели: 1) Развитие общих речевых навыков. 2) Развитие эмоционально-волевой сферы. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные задачи: - уточнить и расширить представление детей о признаках весны; -расширить и активизировать словарь по теме; - совершенствовать грамматический строй...
Конспект интегрированного занятия логопеда и инструктора по плаванию «В поисках Золотого ключика» Конспект интегрированного занятия логопеда и инструктора по плаванию «В поисках Золотого ключика» Для детей подготовительной группы Цель: организация активного отдыха детей. Задачи: 1. Вызвать у детей положительные эмоции, радость от игр на воде. 2. Формировать физиологическое и...
Логопедические занятия - Конспект фронтального логоритмического занятия для обучающихся 1 класса с ЗПР «В гостях у бабушки»
1.Цель: Преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. 2.Задачи: Коррекционно-оздоровительные: Активизация словаря по теме «Домашние животные" Развитие общей и мелкой моторики Воспитание выразительности речи и...
Тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Гласные О - Ё. Цель: Учить слышать твёрдые и мягкие согласные и соотносить их с гласными О -Ё Форма и тип занятия: урок закрепления знаний, умений и навыков Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить знания о гласных О-Ё...
Конспект логопедического занятия «Весна» Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Весна» Задачи: - расширение словарного запаса по данной лексической теме; - образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; - активизация глагольного словаря; - развитие чувства ритма, формирование умения...
Конспект занятия в старшей логопедической группе (Совместная деятельность с родителями) «В гостях у гласных звуков» Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации...
Логопед – очень творческая профессия. У каждого профессионала есть свои наработки, интересные находки, особый подход к занятиям. Логопеды используют различные методики для коррекции произношения и формирования речи ребенка.
Многие дети дошкольного возраста нуждается в помощи логопеда. Несложные дефекты произношения успешно исправляются на логопедических пунктах при детских садах и в процессе частных занятий с логопедом. Но существуют сложные речевые нарушения - алалия, заикание, дизартрия, общее недоразвитие речи, коррекция которых требует очень длительной и кропотливой работы логопеда, воспитателей и родителей ребенка. Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, существуют специализированные дошкольные учреждения или логопедические группы при обычных детских садах. Для таких детей важно не только исправить произношение, но и сформировать лексико-грамматическую структуру языка, развить речь, подготовить их к обучению грамоте. От этого зависит успешность дальнейшего обучения в школе, социализация в обществе. Родителям следует тщательно выполнять все рекомендации логопеда, делать вместе с ребенком домашние задания и упражнения, ежедневно закреплять полученные на занятиях умения и знания. Только совместные усилия родителей и всех специалистов, работающих с ребенком, помогут преодолеть трудности, научат его говорить правильно и красиво, успешно учиться в школе.
- Чтобы Ваш материал попал в этот раздел, опубликуйте запись в своем личном блоге на сайте сайт и добавьте в нижнее поле "Рубрики" слова "Логопедические занятия" (без кавычек).
Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.
Конспект урока по теме "Дифференциация Т-Д" представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект урока по теме "Письмо Деду Морозу" представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков С-Ш" представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.
Целевая аудитория: для логопеда
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.
Целевая аудитория: для 4 класса
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.
Проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.
- Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
- Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
- Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
- Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
- Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
- Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
- Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
- Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
- Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций, приведенных на данном сайте, вы можете сами придумывать игры и упражнения.
Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу. Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов. Удачи вам и терпения.
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
· Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
· «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
· Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
· Разрезные картинки из двух и более частей.
· Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
· Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
· Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
- игры на развитие мелкой моторики,
- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр - 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 - 20 минут.
Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.