Святая Троица - Пятидесятница. Народные приметы на Троицу, традиции праздника
Православным верующим полезно знать, какие соблюдаются на троицу приметы, традиции и обычаи. Этот праздник очень важен для религиозных людей, так как согласно преданиям именно с него началось становление христианской веры как таковой. Многие века различные церковные традиции и обычаи бережно передаются из поколения в поколение. Их знание поможет правильно идти по религиозному пути, а знание примет – извлечь для себя определённые выгоды.
В день Троицы наши предки могли определить, какая погода продержится в течение всего лета. Дождь на Троицу означал, что последующие месяцы будут дождливыми и холодными.
Ещё одна старинная примета – освещение в церкви слёзных трав, которые заранее оплакивали специально. Суть в том, что слёзы олицетворяют дождь. Когда люди возвращались из церкви и приносили освящённые травы с собой, — их прятали за иконами или оконными рамами. Считалось, что этот жест призывает природу подарить всем урожайное лето, не усложнённое засухой.
С этой же целью в различные места на окне (наличники, рамы или ставни) закрепляли ветви берёзы. Свежесобранную зелёную траву разбрасывали по всей горнице.
Есть и такие поверья, которые говорят о том, что нельзя делать на троицу. Под абсолютным запретом находилось купание в водоёмах, потому что люди верили, что в этот день особенно активно ведут себя русалки и могут утопить несчастного, рискнувшего нарушить запрет.
Самые старшие женщины в этот день отправлялись с берёзовыми вениками на кладбище, где они обметали могилы от пыли и грязи. Считалось, что этот ритуал радует покойных и отпугивает злых духов.
Отличной приметой было сватовство, организованное в Троицу. Если после этого свадьба состоится в день Покрова, — жизнь супругов будет полна безбрежного счастья, в доме будет царить уют и взаимопонимание.
Обычаи на Троицу
Первое, что необходимо было сделать – тщательно убраться в доме, чтобы довести его до идеальной чистоты. Только после этого хозяйки приступали к украшению жилища зелёными ветвями молодой травы или цветами. Эти атрибуты символизируют продолжение жизни, весну и процветание.
Чаще всего жилище украшали ветвями таких деревьев и такие травы как:
- мята;
- рябина;
- клён;
- берёза;
Есть и другие обряды, соблюдающиеся на Троицу. Ранним утром люди отправляются в церковь на праздничную службу. В руках у прихожан – цветы, пахучие травы, ветви деревьев.
Также в праздник Троицы принято приглашать на обед родственников и других близких людей. Угощать их следует блинами, киселём, караваем, пирогами и по-разному приготовленными яйцами. Этот день – прекрасный повод порадовать друг друга весёлыми подарками. Многие устраивают пир на природе, так как Троица всегда празднуется в выходной день.
Традиция, сохранившаяся со старых времён до наших дней, — народные гуляния. И по сей день в этот праздник устраиваются ярмарки, концерты, и другие торжественные и развлекательные культурно-массовые мероприятия.
Ритуалы и традиции
В давние времена после того как люди отстояли службу, они отправлялись на гуляния. В сёлах устраивались конкурсы и игры с активной деятельностью, распевались песни и водили хороводы. Вечером водили хороводы незамужние юные особы, а холостые парни смотрели на них и приглядывали для себя потенциальных невест.
Девушки проводили и другой ритуал – они плели венки из собранных трав и цветов и пускали их по течению реки. Также юная особа могла подарить венок своему возлюбленному в знак симпатии, но это должно было делаться втайне.
Также на троицу высушивали травы, которые впоследствии использовались для защиты от самых разных бед. Ими лечили всевозможные хвори, отгоняли злых духов, и даже считалось, что они способны защитить дом от разбушевавшейся грозы.
Ни в коем случае не выбрасывались сухари от испечённого каравая. Они хранились до предстоящей свадьбы и добавлялись в свадебный пирог. Считалось, что такой ритуал обеспечит счастье и процветание будущей семьи.
Народные обычаи
Согласно славянским преданиям, в этот день просыпаются и особенно активно ведут себя русалки. У сельских и деревенских жителей сложились определённые традиции:
- Во время гуляний изготовляли чучело русалки, вокруг которого водились хороводы. В конце гуляний оно рвалось селянами на множество частей, которые раскидывались по полю.
- Чтобы отогнать русалок, перед тем, как лечь спать, женщины пробегали по всей деревне с помелом в руках.
- Выбирали девушку, которую переодевали в русалку. После её выводили в поле и толкали в жито, в то время как все селяне разбегались по своим жилищам.
Также жители разжигали вдоль линии берега множество костров, чтобы отпугнуть водяного, который, по преданиям, также просыпался в этот день.
Что находится под запретом
В период Троицы под строгий запрет попадает любая работа по дому или огороду, за исключением приготовления пищи. Также разрешается украшать дом. Красить волосы или лицо, шить, что-то чинить или мыть голову – тоже нельзя.
Так как Троица – святой и светлый праздник, в этот день большим грехом считается брань и ругань. Нельзя позволять негативным мыслям посещать свою голову, нельзя думать о ком-то плохо, даже если человек действительно причинил вам зло.
В этот день стоит воздерживаться от проявления любых негативных эмоций, окружив себя положительными вещами и зарядившись хорошим настроением. Также в этом помогут молитвы.
Гадания на Троицу
В день перед самим праздником девушки отправлялись в лес, чтобы найти там молодые берёзки. На их верхушках юные особы сплетали венки – завивали их. Судьба молодой девицы зависела от того, развязался ли венок. Посмотреть на целостность венка девушки приходили в день Троицы. Если завитая макушка берёзы осталась целой – в этом году девица встретит любимого, если она развязалась – ей повезёт позже.
Также девушки гадали по венкам, которые они спускали в реку. Однако делалось это не руками – нужно было наклонить голову так, чтобы он упал сам. Если он поплыл по течению – с той стороны и стоит ждать возлюбленного. Если он тонул – это пророчило девице скорую смерть. А если он оставался на месте – ей было суждено остаться в девах.
День Святой Троицы - одно из главных торжеств для православных верующих. Согласно преданию, это событие сыграло ключевую роль в развитии христианской религии. Обычаи и традиции Троицы испокон веков поддерживались в народе и переходили из поколения в поколение.
Праздник Святой Троицы в 2018 году приходится на 27 мая. Для каждого православного верующего данный праздник является чем-то сакральным, символичным. Троица является олицетворением триединства Высших Сил, которые стоят во главе, господствуя над жизнью любого христианина. Абсолютно в каждом храме в этот великий день проводится праздничное богослужение, читаются песнопения и молитвы.
Зеленый цвет в этот день приобретает особую значимость и служит символом обновления души и тела. Обычно одеяния священников на службе в честь Троицы имеют зеленый окрас, а трава и березовые ветви являются неотъемлемым украшением храмов.
Христиане очень тепло приняли данный праздник, всем сердцем полюбив его традиции, приметы и обычаи, которые дошли до наших дней из далекого прошлого.
Приметы и предания в день Святой Троицы
- Существует поверье, что, если дождик прольет в день празднования Троицы, то будет он лить весь год, орошая землю.
- В народе также говорят, что каждое растение в этот благодатный день обретает лечебную силу . Целители и врачеватели стремились запастись большим количеством трав и растений до восхода и заката солнца.
- Если в лесу на пути вам встретился незнакомец, необходимо быть с ним учтивым и вежливым, ведь в день Святой Троицы он может оказаться лесным духом, который за грубость может принести немало бед.
- Чтобы немного задобрить всякую нечисть в этот день, необходимо оставить в лесу немного хлеба с молоком, либо пустить угощение по воде.
- По примете, если ранним утром в Троицу выйти в поле и приложить к земле ухо, духи могут поведать вам будущее .
- Если на Троицу грохочет гром и блещут молнии, значит, к ночи все злые духи покинут землю и отправятся восвояси.
- Болезнь ожидает того, кто увидит лежащую на дороге бездыханную птицу.
- Чтобы не затронула вас никакая беда, в этот день принято вешать на шею пучок ароматных растений.
- В период празднования Троицы есть возможность получить весточку от умерших членов семьи. Для этого необходимо пойти на кладбище, покрыть могилу усопшего веточками березы и побеседовать с ним, будто с живым. Когда настанет время покинуть кладбище, оставьте на могиле угощение.
- Ваш урожай будет богатым и обильным, если в день Святой Троицы погода будет ясной и солнечной.
Традиции и обычаи Троицы
Когда в церкви служба подойдет к концу, православные верующие обязательно накрывают стол в честь праздника.
Незамужние молодые девушки в послеобеденное время гадают. Они прячут скатерть в укромное местечко, не стирают и не трогают ее целый год. Принято считать, что за это время скатерть притянет достойного жениха для юной девушки.
Люди в этот светлый праздник дарят друг другу небольшие подарки, угощают сладостями и вкусными блюдами. Хозяйки обычно готовят и накрывают на стол, приглашая близких друзей и родственников разделить с ними праздничную трапезу.
Во многих городах устраивают гулянья. Люди веселятся, наряжаются в костюмы, поют песни, танцуют и радуются празднику.
В день великого торжества особую силу и значение имеет икона Святой Троицы . Произнеся молитвы перед святыней, можно получить поддержку и помощь Господа. Праздник Святой Троицы — поистине великий день, когда нельзя грустить и грешить. Мы желаем вам хорошего настроения, семейного благополучия и крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
23.05.2018 05:51
Петров день является не только православным, но и народным праздником. Обычаи и традиции, соблюдаемые в...
Вконтакте
Одноклассники
День Святой Троицы (Пятидесятница) в 2017 году приходится на 4 июня. Троица - третий по значимости после Рождества и Пасхи церковный праздник. Каждый год, в зависимости от даты Пасхи, Троица выпадает на разные дни, ее празднуют на 50-й день после Пасхи, отсюда и ее второе название-Пятидесятница.
Троица: что можно и нельзя делать, приметы, традиции и обычаи, а также многое другое читайте в материале.
Это один из 12 главных церковных праздников, а посвящен он евангельскому событию - сошествию Святого Духа на апостолов и прославлению Святой Троицы.
Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами - они традиционно сами праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам. Указание на это есть и в Постановлениях Апостольских.
Корни Дня Святой Троицы восходят к временам, когда Русь еще была языческой: неделя в начале лета знаменовала окончательную победу природы над силами тьмы, победу весны над зимой, и начало жаркого лета. Поэтому в этот день существует множество народных традиций и обычаев, которые тесно переплелись с языческими, которые стали неотъемлемой частью Троицы.
Заговоры в Троицу на деньги и богатство – одни из самых читаемых. В этот праздник в церковь на службу приходят с пучком травы, а выйдя – отвешивают поклоны четырем сторонам света и плетут из травы венок. Затем венок заговаривают, произнося «Заплетаю я траву, урожайный год зову, пойдет работа гладко и будет дом в достатке». Заговоренный венок кладут в доме за икону, произносят молитвы. Целый год этот венок служит для привлечения богатства и благополучия в дом.
Существует также денежный ритуал с растением золототысячником. Его нужно сорвать на рассвете и взять с собой в церковь на службу. Во время службы растение надо держать за пазухой. Затем с молитвами золототысячник вплетают в банный веник и парятся им в эту ночь. Данный ритуал приносит богатство и достаток на весь год.
Для успеха в работе, торговле или для появления дополнительных доходов возьмите с собой в церковь на службу три монетки и зажмите их в кулаке. Обязательно поставьте свечу перед иконой Святой Троицы, помолитесь. Дома бросьте три монетки в чашку с молоком и трижды произнесите заговор
«Как молоко бело, жизнь моя будет чистой, честной, праведной и благополучной».
Выпейте молоко, а монетки распределите следующим образом: одну положите под икону, другую – себе в кошелек, а третью – пожертвуйте в церковь.
В родительскую субботу (накануне Пятидесятницы) или непосредственно на Пятидесятницу с утра шли на кладбище и поминали усопших родственников. Православная церковь не рекомендует посещать кладбище непосредственно в Пятидесятницу, потому что Троица – праздник жизни. Однако древний Семик начинали встречать именно с поминовения усопших. Даже считалось, что тех, кто не сходит на Семик на кладбище к родным, духи предков заберут на тот свет раньше времени.
У мужчин тоже было свое дело. Перед праздником они выбирали красивую молоденькую березку, срубали ее, приносили во двор и втыкали в землю. После церковной службы все готовили обед и угощение на ужин. С наступлением вечера отправлялись на общее гуляние. В зависимости от местности порядок вечерних увеселений варьировался.
В одних регионах высыпали на общую площадь, где веселились, водили хороводы вокруг украшенного ритуального дерева, а после этого несли его и пускали по реке. Такие обряды вели к процветанию. В других местах в складчину организовывали пиршество в лесу, а ритуальную березку уносили в поле, принося его в жертву новому урожаю. Обязательным элементом праздника были костры, которые разжигали, чтобы защититься от водяной нечисти. Ведь приметы с наступившей Троицей связывали пробуждение русалок и водяных.
На следующий день, в понедельник, начинался День Святого Духа со своими приметами и обычаями.
Целители и знахари (среди них – и известная сибирская целительница Наталья Степанова) почитают силу праздника Святой Троицы, рекомендуя в это время проводить всевозможные обряды и заговоры на здоровье и исцеление от болезней. Знающие люди часто поднимают траву, которая остается на полу в церкви, и с ее помощью излечивают тяжело больных. Кроме того, у целителей в этот день есть шанс избавиться от болезни, которая перешла на них с пациента – для этого им нужно отстоять в церкви две службы (обедню и вечерню), имея при себе живые цветы. Растения потом засушивают и через двенадцать дней готовят чай. Обмакнув в отвар пальцы, на собственном теле рисуют кресты, читая молитву или заговор с просьбой исцеления.
Заговором в праздник Троицы можно поставить защиту от болезней, которые являются «перекидными» (которые с помощью магии перекидывают на Вас другие люди). Такую защиту-профилактику можно сделать не только себе, но и своим домочадцам. Из теста лепим лепешки – по одной для каждого члена семьи. Перед тем, как поставить их выпекаться, перекрестите каждую лепешку и трижды проговорите
«Как лепешка внутрь попадет, так болезнь колдовская уйдет».
Готовые лепешки нужно скушать в этот же день.
В Троицкий праздник хорошо делать обряды и читать заговоры на красоту и молодость. Поутру молодым женщинам можно сделать обряд с росой на обретение красоты. Для этого наденьте рубашку или платье из натуральной ткани и отправляйтесь рано утром походить босиком и поваляться на росистой траве. Не забудьте умыть лицо росой приговаривая:
«Праздник Троицы Святой одаряет красотой: блеск в глазах и волосах, алый отблеск на губах, кожа бархатна, бела, а душа моя светла».
Рубашку после росы не стирайте – сложите и спрячьте, а в будущем надевайте на себя в случае болезни или недомогания.
Что же принято делать на Троицу? На Пятидесятницу дом украшают зеленью, цветами, которые являются символами жизни и весны.
Принято на Троицу ходить на богослужение, а накануне Троицы, в Родительскую субботу, обязательно ходят на кладбища, поминают усопших.
Троица или День святой Троицы, иначе еще называется Пятидесятницей, является третьим большим праздником после Рождества и Пасхи.
Перед Троицей хозяйки всегда тщательно убирали дом и готовили праздничный стол, за которым собиралась вся семья.
Праздник любили встречать на улице, молодежь водила хороводы вокруг берез, парни выбирали себе невест.
Молодой человек подходил к понравившейся ему девушке и предлагал руку и сердце. Если красавица соглашалась, можно было засылать сватов.
Но свадьбы на Троицу играть нельзя. Считается, что это принесет молодым несчастье в семейной жизни.
Девушки в этот день плели венки и пускали их плыть по реке. Если венок плывет ровно, но семейная жизнь будет благополучной, если начал кружиться – то жди разлада в семье. Если венок прибился к берегу, то скорого замужества ждать не стоит.
Троица – большой церковный праздник, поэтому работать в этот день нельзя.
Не стоит в этот день допускать недобрых мыслей, злословия и зависти.
Нужно примириться со всеми, с кем вы в ссоре.
Наши предки никогда не купались на Троицу в водоемах. Считалось, что в этот день русалки ведут себя активно и могут утащить купальщика под воду.
На Троицу девушки гадали на суженого и судьбу. Одними из самых популярных гаданий было плетение венков и «завивание» березки. Накануне праздника девушки шли в лес, находили там молодые березки, и на их верхушках сплетали веночек из веточек – «завивали». На Троицу девушки возвращались к своим березкам и смотрели на венок, если он развился или завял, то ничего хорошего ждать не стоит. Если остался в прежнем виде, то в этом году ожидается свадьба с любимым человеком и богатство в доме.
Ещё один популярный обычай на Троицу – плести венки. Занимались этим в женской компании, мужчин не допускали. Считалось, что если парень увидит венок, то быть беде. С готовыми венками шли к реке и спускали их на воду:
- куда венок поплывет – оттуда и ждать суженого;
- если венок остался у берега, то девушка замуж не выйдет;
- если утонет – девушка в ближайшее время умрет.
Венок не снимали с головы руками, а наклоняли голову так, чтобы он сам упал.
Чтобы во сне увидеть суженого, под подушку клали березовые веточки.
В святую Троицу принято также делать обряды и произносить заговоры на любовь - на привлечение любимого мужчины, на укрепление брака и удачу в замужестве. Чтобы обрести мужа в этом году, пойдите на церковную службу с сорванной на рассвете травой и цветами. После службы присядьте под «женским» деревом (рябиной, березой) в одиночестве и сплетите венок, приговаривая
«Как сплетаются цветы и травы, так сплетаются наши с любимым суженным судьбы для взаимного счастья и вечной любви».
Веночек положите под подушку – ночью Вас посетят вещие сны, а в течение года Вы соединитесь со своим суженным.
Троица - один из главных христианских праздников, отмечается на пятидесятый день после Пасхи, потому называется еще Пятидесятницей. В этом празднике, помимо непосредственно православных традиций, присутствуют и черты древних языческих обрядов. Официальная церковь, разумеется, всегда протестовала против подобной ереси, но в русском народе подобный дуализм - не редкость.
Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. Это был особый праздник земледельцев, время, когда посевная уже закончена, идет подготовка к сенокосу и первому сбору урожая, а потому несколько вольных денечков без тяжелой работы следовало отпраздновать. С Троицей в народе связано много примет и обрядов.
Приметы на Троицу
Троица проходила всегда в начале лета. Для крестьян это время было очень важным: хороший дождь гарантировал густую траву, а значит - отличный сенокос, влажную, питательную землю, а значит - добрый урожай. Потому к приметам на Троицу относились очень бережно, передавая их в семье от взрослых детям.
Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав - траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.
Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.
Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время - время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.
За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище - помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали - и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать.
Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками - считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне.
Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.
Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу - к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.
А следующий день после Троицы - Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.
Гадания на Троицу
Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок - времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов.
Самые распространенные гадания - «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок - «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла - хорошего ждать не придется. Если осталась прежней - будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.
Плести венки - тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл - оттуда и жених будет, остался у берега - не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул - и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.
Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.
Заговоры на Троицу
Богата культура русского человека - правой рукой он в церкви на Троицу Богу молился, а левой в это время мог держать пучок травы. Затем, выйдя из церкви, поклониться на четыре стороны света, дома из этого пучка веночек сплести, заветные слова на него заговорить и за икону положить - на счастливый и богатый год, до следующей Троицы. Так, в одно целое сливались и христианские, и языческие взгляды русского народа. И не было тут никакого противоречия, все гармонично и слаженно.
Даже еду на Троицу порой готовили с заговором и по-особому. В дохристианском мире ценили все круглое - блины на Масленицу - та же традиция, так как круг - символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц.
Круглая яичница - это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе - праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье - оберег от всего злого.
Для приворота на любимого берут освященную в церкви травку сплетают в венок и кладут под подушку, при этом говорят:
«Не молясь ложуся спать и не перекрестившись, Господь, прости, Христос. Под голову кладу венок из святых трав. Как эти травы в венок свивались-переплетались, так пусть раб Божий (имя) вокруг меня рабы (имя) вьется-увивается, как венок будет вянуть и сохнуть, так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя), едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет; при пире он или при беседе, в поле он или в доме - не сходила бы я с его ума-разума. Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкого копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы:
«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремен-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.»
День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.
Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.
В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.
К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.
И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.
Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.
Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).
Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...
В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"
Paskha.ru
Традиции празднования Троицы на Руси
Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.
Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.
С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.
Троица - Зелёные Святки
Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.
Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.
«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.
Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.
Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.
Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.
Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.
Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.
Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».
В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.
Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.
Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.
Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.
На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.
Народные обычаи и приметы на Троицу
Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.
По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.
И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.
По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.
В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.
Береза
Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.
Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).
В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.
Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».
В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.
Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".
На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.
Народные приметы на Троицу
На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.
Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.
От Троицы до Успения хороводов не водят.
Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.
На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".
"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".