Внутренняя политика. Экономика
Ельцин навсегда останется в спинном мозге русского народа в статусе разрушителя, вне всякой зависимости от того, что написано сегодня в учебниках новейшей российской истории. Он и его последователи так и не смогли доказать на практике, что разрушенный социализм для основной массы людей был хуже, чем демократия. За двадцать лет бесплодных и бесконечных «реформ» это более чем очевидно, несмотря на шаблонные напоминания, типа: «настоящие демократии строились не одну сотню лет». Усреднённый русский человек до расцвета демократии не доживёт, он это знает и поэтому готов мстить за загубленную жизнь своей семьи налево и направо. Наглядные результаты российских реформ -- главные обвинители Ельцина.
После смерти Ельцин смог уйти от народного суда, но его политика, его выжившие соратники и родственники уже не смогут уйти от оценки их политической и экономической деятельности -- причём не только морально-политической, но уже и физической, как это часто бывает в России. Они должны понимать это трезво уже сейчас. В России так не бывает, чтобы руководитель, нанёсший стране тотальный ущерб, надолго остался в стороне, в абсолютном покое.
Алкоголизм Ельцина, который его соратниками преподносится как естественный элемент релаксации, лишь дополняет и усугубляет общую картину.
Можно дать прогноз по поводу того, когда именно российские лидеры приступят к суду над Ельциным -- вплоть до снятия официозного надгробия, в виде госфлага, с его могилы. Россия, по факту, с каждым годом всё жёстче и жёстче обжимается блоком НАТО и его союзниками, что так же является прямым следствием ельцинской внешней политики. Поэтому уже очень скоро они встанут перед простым выбором: или им придётся взять ответственность на себя или сделать виноватыми (как это и есть на самом деле) Горбачёва, Ельцина и всё их окружение.
Не исключено, что эта идеологическая переполюсовка произойдёт сразу после окончания последнего путинского срока. Поэтому перед Путиным стоит и эта задача тоже: не попасть в число сторонников Ельцина, попытаться выскочить из этого эшелона смерти, в котором, кстати, гарантированно поедут и российские коммунисты-зюгановцы, помогавшие реформам на практике. Один из простых и очевидных способов -- взять историческую оценку ельцинского периода на себя.
Если посмотреть на геополитическое пространство, образовавшееся после распада СССР, то наиболее крупным государством на постсоветском пространстве является Российская Федерации, территория которой составляет более 17 млн. кв. км с населением около 150 млн. человек. В истории России 90-е и начало 2000-х гг. занимают особое место. Объясняется это не только теми процессами, которые связаны с интеграционными явлениями внутри СНГ, но и другими, не менее важными факторами внешнего и внутреннего порядка. Что касается России сегодня, то по большинству параметров (кроме геополитического и военного) Российская Федерация перешла из категории сверхдержав в категорию средних европейских держав из-за явного отставания в осуществлении структурной перестройки экономики и по многим другим показателям. По Конституции 1993 г. Б. Н. Ельцин, как Президент России, был наделен исключительными полномочиями. Приведем некоторые из них. Он имел право единолично назначать вице-премьеров и министров, решать вопрос об отставке всего правительства. Он формировал и возглавлял Совет безопасности России, утверждал военную доктрину Российской Федерации, назначал и освобождал высшее военное командование Вооруженных Сил страны. Он имел право назначать выборы Государственной Думы, проводить референдумы. Он обладал правом подписания и обнародования федеральных законов, осуществлял руководство внешней политикой, подписывал международные договоры, а также ратификационные грамоты. Он являлся также Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и в случае необходимости имел право объявлять на всей территории страны военное положение. Кроме того, Президент Ельцин имел право представлять на утверждение кандидатуру Председателя Центрального банка России, вносить на утверждение Государственной Думой кандидатуры судей всех федеральных судов, таких как Арбитражный Суд, Конституционный Суд, Верховный Суд, а также предложения о назначении и освобождении Генерального прокурора. Он имел и ряд других прав, которые неограниченно расширяли его возможности по управлению всеми сторонами жизни Российского государства. С 1992 г. в России осуществляются реформы, которые, к сожалению, дали совсем не те результаты, которых ожидали их инициаторы. По сути результатом этих реформ стала мучительная для народа "шоковая терапия" с весьма печальными последствиями для многих россиян. За годы рыночных преобразований, связанных с президентством Ельцина, экономика России вступила в глубочайший и затяжной экономический кризис, резко ухудшивший уровень благосостояния граждан и ослабивший ее позиции в мировой экономической политике. Бюджет страны в эти годы во многом держится на поступлениях от продажи энергоносителей -- нефти и природного газа. Резко возрос внешний долг. В то же время заметно стал сокращаться экспорт страны. К концу 90-х гг. значительно увеличилось количество каналов, втягивающих Россию в функционирование глобальной финансовой системы. В России действуют 16 банков со 100 % иностранным капиталом. Достаточно отметить, что с учетом присутствия зарубежных пайщиков доля иностранного капитала в российской экономике только к началу 1998 г. составила около 8 %. В военно-политической области ситуация в эти годы была также неблагополучной, если не сказать большего. Взяв всю ответственность за Чечню на себя, Б. Н. Ельцин до конца своего президентства так и не смог по существу решить эту задачу, оставив своему преемнику большой груз сложных и запутанных проблем.
Оценка конкретной деятельности Б. Н. Ельцина в отечественных и зарубежных средствах массовой информации дается неоднозначная. Приведем некоторые высказывания.
По образному выражению одного из видных российских политологов -- режим Ельцина базировался на знаменитой системе «сдержек» и «противовесов», сдобренных заурядными «дворцовыми» интригами. Но чем дальше, тем больше эта система стала давать сбои. И не только в силу растущей физической немощи Ельцина, но и резко суживающейся, как "шагреневая кожа", социально-политической и даже кадровой базы первого российского Президента". Аналогичных оценок деятельности Ельцина как в отечественной, так и зарубежной литературе немало.
Б. Н. Ельцин закрепил за собой принципиально новое в истории нового российского парламентаризма право роспуска Государственной Думы. До этого подобное право имел царь в соответствии с положениями Основных законов империи образца апреля 1906 г. Теперь же, согласно Конституции, Государственная Дума может быть распущена в двух случаях. Первый -- троекратное не утверждение предложенной президентом кандидатуры председателя правительства. Что дает президенту в руки очень сильный инструмент давления на Думу. Второй случай -- ситуация, когда само правительство, как, видимо, полагал в свое время Ельцин, с его же подачи, ставит перед Думой вопрос о доверии. При этом если она не оказывает правительству доверия, то распускается немедленно.
Если в этом же аспекте коротко охарактеризовать результаты социально-экономической политики ельцинской команды, то они выглядят следующим образом. В связи с продолжающимся обнищанием громадных масс населения, усилившимся после 17 августа 1998 г., инфляцией и ростом цен при замораживании зарплаты, непрекращающимся притоком в страну беженцев и вынужденных переселенцев доля жителей России, находящихся за "чертой бедности", неуклонно увеличивается. "Новые бедные", которые никогда ранее по своему образованию, профессиональной подготовке, социальному статусу не были и не могли быть бедняками (учителя, врачи, рабочие высшей квалификации и др.), сегодня составляют половину населения страны.
Не менее «лестная» характеристика дается Ельцину и в ряде зарубежных изданий, особенно приуроченных к 70-летию со дня его рождения. В целом же, как в наших, так и в зарубежных средствах информации дается неоднозначная оценка деятельности Б. Н. Ельцина, от одобрения и до полного непризнания его заслуг. Следует иметь в виду, что эти оценки даются по горячим следам, со временем лее история расставит все по своим местам.
Именно в таких конкретно-исторических условиях 2000 г. был избран новым Президентом России В. В. Путин. Главная задача, которая встала перед ним с первых дней президентства -- сделать все возможное для выхода России из затянувшегося кризиса и добиться в XXI в. ее процветания. Это исключительно трудная задача, вставшая перед молодым Президентом страны, если учесть к тому же, что ему досталось слишком тяжелое «наследство». Конечно, сегодня трудно оценить деятельность нового Президента: слишком мало времени прошло с момента начала его президентской деятельности. И, тем не менее, мы можем уже сегодня наблюдать новые черты в его практической деятельности. Правительство Путина, еще до избрания его Президентом, было по существу шестнадцатым по персональному составу российским правительством, начиная с 1991 г., а сам В. В. Путин стал девятым политиком, исполнявшим обязанности премьер-министра. Хорошо известно, что отношение Б. Ельцина к своим премьер-министрам было весьма своеобразным. Как только премьер-министр начинал набирать политический вес и устанавливал более тесные отношения с Думой, он тут же лишался своего поста. К счастью, с В. В. Путиным этого не произошло. Став Президентом страны, В. В. Путин сразу же заявил о том, что роль правительства должна резко повыситься, и он не допустит чехарду с правительственными заменами. В 2000-2001 гг. В.В.Путину приходится действовать в исключительно сложных условиях как внутренней, так и международной жизни. На молодого Президента и его команду легла исключительно сложная задача -- отвести Россию от роковой черты, за которой может начаться необратимый процесс, способный превратить ее во второразрядную страну по всем основным социально-экономическим показателям. С приходом нового политического руководителя страны появился реальный шанс для того, чтобы завершить эпоху социальных и политических бурь, вывести Россию на путь стабильного развития и созидания. Первые шаги Президента В. В. Путина свидетельствуют о том, что новое руководство страны правильно понимает создавшуюся в стране и в мире обстановку и старается адекватно решать первоочередные проблемы. Хватит ли у нового лидера страны мудрости, политической воли и культуры решить стоящие перед страной задачи -- покажет время. Свое видение этих задач он четко определил в обращениях к Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. и 3 апреля 2001 г.
Введение.
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного президента России- Бориса Николаевича Ельцина.
Биография.
Борис Николаевич Ельцин родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области - там, где жили почти все его предки. Его детство совпало с очень тяжелым периодом в жизни страны - поголовное раскулачивание. Всех насильно загоняли в колхозы. Когда наступила индустриализация, отец уехал на строительство Березниковского калийного комбината, и вся семья переехала туда же. Существование в бараке в Березниках длилось 10 лет. В школе Ельцин выделялся среди сверстников своей активностью. С первого класса его избирали старостой. Ельцин учился успешно, но отличался дерзким и своенравным поведением, конфликтовал с учителями, за что после седьмого класса был исключен из школы. Вскоре он, однако, был восстановлен и окончил школу с отличными отметками по большинству предметов. После школы Ельцин поступил на строительный факультет Уральского политехнического института имени Кирова. В 1955 году после защиты дипломной работы по теме “Телевизионная башня” он окончил учебу.
Через час после защиты диплома Ельцин был уже в поезде, ехал в Тбилиси на игры первенства страны по волейболу, которым занимался профессионально с восьмого класса. После возвращения по распределению попал в трест Уралтяжтрубстрой, но от предложенной ему должности мастера отказался в силу того, что хотел познакомиться с производством напрямую. В течение года он освоил 12 строительных специальностей, после чего работал мастером на различных объектах. А с 1957 по 1963 года работал прорабом, старшим прорабом, главным инженером, начальником строительного управления треста “Южгорстрой”.
Политика.
В 1961 году Ельцин вступил в КПСС. В 1968 году был переведен с хозяйственной на профессиональную партийную работу - возглавил отдел строительства Свердловского обкома партии.
В 1975 году на пленуме Свердловского обкома КПСС Ельцин избирается секретарем обкома, ответственным за промышленное развитие области, а 2 ноября 1976 года он был назначен первым секретарем Свердловского обкома КПСС (занимал эту должность до 1985 года). Вскоре после этого Ельцин был избран депутатом областного Совета по Серовскому избирательному округу.
1978-1989 гг. - депутат Веpховного Совета СССР (член Совета Союза). В 1981 году на XXVI съезде КПСС Ельцин становится членом ЦК КПСС. 1985 год продвинул Ельцина весьма высоко по служебной лестнице. После избрания в марте 1985 года М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС Борису Ельцину было предложено возглавить отдел строительства ЦК КПСС, а вскоре
Ельцин был назначен секретарем ЦК партии по вопросам строительства. В декабре 1985 года Горбачев предложил Ельцину возглавить Московскую партийную организацию вместо Виктора Гришина.
Можно сказать, что именно с этого назначения Ельцин вошел в большую политику. Еще много раз судьба его била. Иногда его популярность возносилась до невиданных высот, а иногда о нем говорили, что Ельцин - “политический труп”. После событий 1987 года (о них будет написано ниже) многие считали, что Ельцин никогда не сможет вернуться в большую политику, но он стал делать большую политику и не только в масштабах страны, но и в масштабах всего мира.
После назначения на пост главы Московской партийной организации Борис Ельцин сразу начал работу над важнейшими сферами жизни города. И в политической сфере, и в хозяйстве была полная разруха. Все нужно было восстанавливать. Ельцин старался реально улучшить жизнь в городе, прислушиваясь к требованиям самих москвичей, к их реальным тревогам и недовольствам. Были организованы ярмарки, для многих ставшие настоящими праздниками, стали проходить встречи с жителями города. Началась борьба с коррупцией, с взятками в торговле и в милиции - с тем, что более всего отягощало жизнь москвичей. В то же время проводились широкие кадровые перестановки, необходимо было избавляться от “гришинских” людей. Ельцин предпринял ряд мер по совершенствованию транспортной системы города. Становились частыми его “выходы в народ”, которые были раскритикованы недоброжелателями, как получение “дешевой популярности”. Но почему-то кроме Ельцина никто не захотел ее завоевать именно таким “простым” способом. Было принято решение о прекращении набора рабочих по лимиту, которые набирались на низкоквалифицированные работы и тем самым тормозили модернизацию предприятий. Улучшалась структура центра города, осуществлялся вывод вредных производств за пределы Москвы.
Но, несмотря на, казалось бы, явные перемены к лучшему, на эмоциональный всплеск, становилось, очевидно, что просто новыми красивыми словами про перестройку и обновление не обойтись. Нужны были конкретные дела, шаги вперед, а Горбачев и его ближайшее окружение не хотели делать этих шагов, они боялся прикасаться к партийно-бюрократической машине, к “святая-святых” существующей системы. На встречах с москвичами Ельцин обнажал недостатки этой машины, Ельцин делал конкретные дела, полезные и помогавшие людям. Постепенно нарастал конфликт Ельцин - Горбачев, который разразился в полной мере 21 октября 1987 года на пленуме ЦК. Ельцин выступил с острой критической речью. В то время это выходило за рамки разрешенного. Горбачев обвинил его в “псевдореволюционной фразе”, после чего Бориса Ельцина сняли со всех постов.
Но затем произошло нечто совершенно необычное. По Москве стали расходиться перепечатки “речи Ельцина”. Они имели мало общего с текстом его настоящего выступления. В них резко обличались привилегии партаппарата (о чем Ельцин на этот раз не говорил), осуждалась бюрократия. Но эти листовки не были фальшивками в прямом смысле этого слова. Народ вкладывал в них свои жалобы, надежды, требования. Особенно людям нравилось то, что Ельцин не только говорил красивые слова, но и в жизни следовал своим принципам. Наиболее широкую поддержку Ельцина вызвал лозунг борьбы с привилегиями. В общественном сознании складывалось представление о Ельцине - бесстрашном народном заступнике.
Разрушение прежней идеологии ускорялось, вместе с этим ухудшалась и жизнь людей. По существу, руководство уже не могло контролировать обстановку в стране. Резко ухудшалось снабжение, некоторых товаров уже не хватало и в Москве. Все более частой стала критика в адрес КПСС, Горбачева и перестройки. Про Ельцина даже немного забыли. Вскоре появились требования ввести многопартийную систему. Вес Горбачева постепенно падал, ему пришлось даже укреплять свою власть, став первым президентом СССР. В марте 1989 года на выборах народных депутатов СССР Ельцин одержал триумфальную победу, собрав 89,4 процента голосов по Московскому национально-территориальному округу, опередив своего соперника Евгения Бракова. На волне наивысшего подъема массового движения 4 марта 1990 года прошли выборы в Верховный Совет России. Впервые сторонникам перестройки (в основном движению “Демократическая Россия”) удалось завоевать большинство мест. В состав Верховного Совета России вошел и Борис Ельцин, который в мае этого же года был избран председателем этого органа власти. Эти выборы были весьма драматичными. Никто из руководства не хотел видеть Ельцина на этой должности, его сильно дискредитировали, но, показав свой крепкий, бескомпромиссный характер, Ельцин все же вышел победителем на этих выборах. В тот же день в Москве прошла небольшая демонстрация под лозунгами: “Демократия победила!” и “Вперед, Россия, Ельцин у руля!”. 12 июня 1991 года состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Борис Николаевич Ельцин, собрав 57% голосов. Он стал первым всенародно избранным Президентом России. В этот день Россия, ее граждане сделали свой выбор, они выбрали новый путь развития. Россия проголосовала за более существенные демократические преобразование, за коренную перемену жизни. В этот день народ выбрал своим Президентом человека, который осуществит в стране великие по своим масштабам и значению реформы, который поведет Россию по демократическому пути развития. Это было началом новой России, но еще в составе СССР. До событий, которые привели к распаду империи, оставалось чуть больше двух месяцев.
Дни с 19 по 21 августа 1991 года запомнились всей стране как дни победы демократии в России. 19 августа высшими руководителями страны был организован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с Г. Янаевым. Эта попытка повернуть вспять все реформы, попытка сделать шаг в прошлое заставила выйти на улицы в знак протеста тысячи москвичей. По приказу ГКЧП в столицу были введены танки и войска. 19 августа в 12 часов дня Борис Ельцин поднялся на один из вошедших в Москву танков. Стоя на броне, он зачитал обращение руководства России, в котором охарактеризовал ГКЧП, как “правый, реакционный, антиконституционный переворот”. Вокруг “Белого дома” собралось свыше 160 тысяч человек. Они построили вокруг здания кольцо баррикад и оставались на площади более двух суток. Вечером Борис Ельцин подписал еще более суровый указ, в котором о членах ГКЧП говорилось: “Изменив народу, Отчизне и Конституции, они поставили себя вне закона”. В ночь на 21 августа была пролита кровь трех человек. А ранним утром, 21 августа был отдан приказ вывести войска из города.
22 августа у “Белого дома” состоялся многотысячный “митинг победителей”. Со здания сняли красный флаг и торжественно водрузили трехцветный флаг России”.
Вместе с падением ГКЧП окончательно пала и старая идеологическая система. 23 августа Ельцин подписал указ о “приостановлении деятельности компартии на территории России”, и уже на следующий день М.Горбачев сложил с себя обязанности генсека и призвал ЦК к самороспуску.
8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще встретились руководители России, Украины и Белоруссии - Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич. Они подписали заявление, в котором говорилось, что республики СССР становятся независимыми. Вместо СССР они создали Союз Независимых государств (СНГ).
25 декабря президент СССР Михаил Горбачев по телевидению в своем последнем обращении к народу заявил о своем уходе с этого поста. Вечером того же дня произошла торжественная смена флагов над Кремлем.
Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, и вдохновение региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы.
После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”.
Проводимые правительством России радикальные экономические реформы вызвали неоднозначную оценку у населения. В стране назревал раскол общества и духовный кризис.
Сильнейший моральный удар был нанесен непосредственно развалом СССР.
25 миллионов русских остались за пределами России.
К тому же в наших когда-то братских республиках все больше стали проявляться сепаратистские и антирусские настроения, искусно подогреваемые бывшими первыми секретарями республиканских ЦК, а ныне президентами независимых государств.
Наших бывших союзников по социалистическому лагерю интересует установление максимально тесных контактов со странами Запада в ущерб традиционному сотрудничеству с Россией. Страны-участницы Варшавского договора выстроились в очередь для вступления в НАТО – организацию, рост которой угрожает национальной безопасности России.
Неуверенное поведение России на международной арене (заигрывание с Западом, постоянные уступки, предательство национальных интересов) так же не способствует духовному подъему.
Говоря о духовном мире россиян в эту эпоху, точнее о моментах оказывающих деструктивное влияние на него, необходимо упомянуть и о последствиях резкого отказа от существовавшей идеологии.
Идеи коммунизма на протяжении десятилетий вбивались в головы, причем зачастую самыми жестокими методами. Дореволюционные идеалы были преданы анафеме и искоренялись властью всеми возможными способами.
Безусловно, последствия такой 70-летней обработки еще долго будут напоминать о себе. И если до сих пор миллионы наших сограждан продолжают верить большевистским вожакам и их последователям, то в обществе еще надолго сохранится раскол на «красных» и «белых».
Россия меняется:
Конституция Российской Федерации. Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России занял конфронтационную позицию по отношению к президенту, затягивал принятие новой Конституции, ограничиваясь внесением огромного количества (около 400) поправок к ранее действующей Конституции РСФСР 1978 года. Принятие этих поправок привело к наличию серьезных противоречий между отдельными статьями Конституции. В ответ на это президент России созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции России. В результате многомесячной работы был разработан проект новой Конституции, которая, в целом, была компромиссной для всех политических сил общества. В этот период конфронтация исполнительной и законодательной власти достигла наивысшего накала. Верховный Совет был категорически против нового основного закона страны, поскольку он лишал его своевластия и перераспределял власть в пользу президента России. Но вместе с тем, поскольку Ельцин являлся гарантом демократических реформ, конституция была подготовлена для успешного и беспрепятственного проведения этих реформ. Новая Конституция наделяла президента большей властью, так как она (власть) была необходима для проведения демократических преобразований. 21 сентября 1993 года в результате непрекращающихся противоречий, тормозящих процесс реформ, президент Ельцин принял решение о роспуске Верховного Совета России. Однако члены Верховного Совета заявили о своем решении оставаться и работать в “Белом доме”. 3 октября во главе с вице-президентом А.Руцким и председателем Верховного Совета Р.Хасбулатовым они заблокировались в “Белом доме” и призывали народ идти и защищать “Белый дом”. Они провоцировали вооруженные действия. Фактически, они подталкивали народ на гражданскую войну. Единственным выходом из сложившейся ситуации было силовое решение конфликта. Борис Ельцин своим указом ввел в Москве чрезвычайное положение, а утром 4 октября войска полностью окружили дом Верховного Совета и до середины дня продолжали танковый обстрел. В Москве был введен комендантский час. Около 14.30 из здания бывшего парламента вышла группа людей с белыми флагами. Таким образом попытка государственного переворота была жестко подавлена. Ввод танков в Москву был, пожалуй, единственным выходом из сложившейся ситуации, когда высокопоставленные лица, действуя неконституционными путями, хотели привести события к крупному вооруженному конфликту. Своими полномочиями и своей властью Борис Ельцин остановил эту попытку переворота и открыл путь к принятию новой демократической Конституции России, которая была необходима для продолжения реформ.
федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль над их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.
Высшие органы власти Российской Федерации
(с декабря 1993г.)
глава государства
Президент РФ
Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд
Приватизация. Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности. Назвали этот процесс – приватизацией.
Становление рыночных механизмов в экономике не возможно без разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования предприятий. У нас же приватизация государственной собственности приняла уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно разворовывались, иностранные компании целенаправленно банкротили российских производителей для устранения конкурентов. Сейчас можно сказать, что именно те методы и способы приватизации которые использовались правительством вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции.
3а годы реформ Россия избавилась от ежегодных субсидии и других льгот бывшим советским республикам порядка 50 млрд. долл., от содержания наших клиентов в СЭВ и в «третьем мире» - еще порядка 25 млрд. долл. в год, расходы на оборону за это время сократились в 3-4 раза, средняя заработная плата работающим снизилась минимум в 2 раза, а пенсии - в 3 раза, налоговое бремя на предприятия, на экономику в целом возросло примерно в 2 раза - и куда все это ушло? А вместе взятое это куда как больше, чем весь нынешний годовой бюджет страны
Ответ-то на самом деле все мы знаем - ушло на беспардонное обогащение «новых русских» и коррумпированных чиновников, на бегство капиталов за границу (как минимум 150 млрд. долл.), на льготы и привилегии различным воровским и полуворовским организациям и пр., и пр. К примеру, одни только освобождения от таможенных сборов на импорт спиртного и сигарет для этих организации в течение нескольких лет составляли 5-6 млрд. долл. в год.
Теневая экономика. По оценкам экспертов уже 40-45% всей нашей экономики ушло в «тень», т.е. в полностью неналоговую сферу, от которой бюджет не имеет ничего. К этому еще можно добавить упорную, длительную, ничем разумным не объяснимую вражду правительства реформаторов к основному источнику налогов во всем мире, а так же основе для формирования среднего класса – мелкому и среднему бизнесу, во многом обеспечившему в последние два десятка лет такой феноменальный экономический рост такому гиганту как Китай.
Либерализация цен. Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя.
В повседневные разговоры россиян вошли такие экономические термины как инфляция, курс валют, дивиденд, дефолт.
Полным ходом шло и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для кого-то жизнь нормальная, когда есть тарелка супа в день, а для кого-то – когда можно позволить купить третью машину на семью.
Снижение общего жизненного уровня. В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная зарплата в Греции, Португалии и т.д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше).
В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок – если на питание уходит меньше 60%.
Народ же в большинстве своем ни о чем подобном и не помышляет. По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца позволяет ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще хуже в 12.
Стремясь хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не доверяя государственным кредитным учреждениям типа Сбербанка уже обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь создаваемые коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и выплату солидных процентов по ним.
Пользуясь пробелами в российском законодательстве, а иногда и явным попустительством властей, используя агрессивную рекламу в СМИ хозяева, новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое гражданство.
Чеченская война. Чеченская война была, пожалуй, одной из самых страшных страниц в жизни России в последнем десятилетии двадцатого века. Проблемы на Кавказе - границе православия и ислама - существовали всегда, и не в первый раз Россия была втянута в столь кровопролитную, жестокую и ненужную войну. Поддавшись влиянию своего ближайшего окружения и поверив военному командованию, которое убедило президента в быстрой и малоболезненной победе, Ельцин издает указ о вводе войск в Чечню, совершив, наверное, самую грубую из всех своих ошибок, которая обернулась огромным количеством тяжелейших последствий.
Во-первых, погибло много людей, среди которых не только российские военнослужащие, но и гражданское население, в том числе дети, женщины и старики. До сих пор не установлено точное число погибших и есть семьи, которые все еще продолжают искать своих родственников.
Во-вторых, Россия понесла большие материальные потери. Война, требующая постоянных вливаний, отнимала весьма существенную часть бюджета страны.
В-третьих, в этой войне не оказалось ни победителей, ни побежденных. До сих пор не существует стабильности в этом регионе, ни военной, ни политической, ни социальной.
Проблемы, возникшие вокруг Чечни можно было вполне решить мирным способом. Как удачное решение экономико-национальных проблем, можно привести пример республики Татарстан, которой были предоставлены более широкие экономические и политические права, за счет чего она осталась в составе Российской Федерации, как республика с более расширенным автономным управлением. В то же время Россия сохранила значительные запасы нефти, находящиеся на территории этой республики.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ.
Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.
Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.
Заключение.
Если оценивать «Эпоху Ельцина», то эти оценки будут достаточно критичными - у Ельцина были ошибки и это надо признать. Да, ошибок было много, но с другой стороны Борис Николаевич великий человек, который смог перевернуть всё государство- целую Россию.
А конец этой эпохе настал 31 декабря 1999 года, во время трансляции новогоднего поздравления.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
В московском Храме Христа Спасителя началось прощание с Борисом Ельциным. Политики, политологи и журналисты продолжают активно обсуждать ельцинскую эпоху и историческую роль первого президента России.
Уход из жизни Бориса Ельцина - подведение черты под целой эпохой, связанной с жизнью и деятельностью первого президента России. Эта черта очень неровная. Относившихся в Борису Николаевичу равнодушно было мало. Люди и любили, и критиковали его; политологи пытались найти баланс между достижениями российского лидера и его просчетами. Эксперт Московского центра Карнеги Андрей Рябов полагает, что подсчитать баланс плюсов и минусов в действиях Бориса Ельцина просто невозможно. Масштаб личности, как и масштаб стоявшей перед ней исторической задачи для простой арифметики слишком объемен :
Итоги политической деятельности Ельцина едва ли можно оценивать в категориях количественной бухгалтерии. Построено разделение властей – но не создана современная многопартийная система. Или, напротив, созданы условия для свободы СМИ, но не реальные гарантии невозврата к прежним условиям жизни. Главное все-таки в другом - он осуществил незавершенную, но, пожалуй, самую серьезную попытку за всю современную историю прорыва к новому типу развития, основанному на праве частной собственности, политическом плюрализме, свободном выборе для каждого человека его формы существования. Это самая последовательная из всех, которые были в нашей истории, попытка выхода на иной тип развития страны.
По словам Андрея Рябова, нынешний стиль российской власти, признаваемый и на Западе, и в самой России не самом демократическим, корнями уходит во времена правления Бориса Ельцина, но отнюдь не соответствует тому, что когда-то задумывал Ельцин-реформатор:
Я не стал бы противопоставлять эту систему той, которая была при Ельцине. Я считаю, что все-таки основы ее в значительной степени были сформированы в период позднего Ельцина. Ельцин тоже был разный. Ельцин начала 90-х годов - последователь, активный, Ельцин-революционер. Начиная с середины 90-х, может быть, немного раньше, - это политик, играющий в основном на сохранение достигнутого, отказавшийся от радикальных реформ, ищущий компромисса с остатками прежних правящих групп. Судя по всему, вот в этом втором, как бы позднем Ельцине создавались основы нынешней системы. В сравнении этой системы с тем, ранним Ельциным, конечно же, можно увидеть не просто серьезные противоречия, но и отрицание многих тех начинаний, которые были положены Ельциным.
За время правления Ельцина произошли, как минимум, два события, которые раскалывали общество. О них вспоминает бывший при Борисе Ельцине председателем Государственной Думы Геннадий Селезнев:
Был расстрел Верховного Совета, когда не сумели договориться, по сути дела, две ветви власти - исполнительная и законодательная. Я считаю, что все-таки не до конца использовали механизмы переговоров. Можно было бы снять все эти вопросы для того, чтобы не переживать тот кошмар, который у нас всех на памяти. Наверное, можно было бы избежать и чеченскую войну. Но это, я считаю, от характера президента, который любил настаивать на своей точке зрения. Иногда потом он осознавал, что сделал что-то не то, и менял свою тактику, но вместе с тем часто как раз в пылу эмоций принимал решения, которые приводили к серьезным последствиям.
Российская история знает множество начатых войн, но ей почти не известны государственные деятели, которые потом признали ошибочность развязанной ими войны. Об уникальности Бориса Ельцина в этом смысле в интервью Радио Свобода говорит опальный бизнесмен Борис Березовский:
Когда Борис Николаевич уходил в 1999 году, он только один раз покаялся, один раз! Если вы обратитесь к этой его последней речи в качестве президента, он попросил прощение только за Чечню. Он глубоко переживал. Я знаю, каких усилий ему стоило принять решение о мирном договоре с Чечней, тем не менее, он принял это решение, единственно верное решение в то время. Я был непосредственным свидетелем его сомнений, его тяжелых раздумий, по существу раздумий над тем, что он должен был публично подписаться под своей ошибкой, которая стоила очень дорого России. Я вам хочу сказать очень важную одну вещь. Заметьте, все-таки чеченцы во время первой войны уезжали из Чечни в Россию, а во время второй войны они уезжают из России за границу.
В 1990-е годы Ельцин вывел на передний план целую плеяду молодых российских политиков и бизнесменов. Бывший первый вице-премьер России Борис Немцов считает, что этим молодым знаменитостям, среди которых был он сам, Борис Николаевич пытался передать самое главное:
У него были такие базовые ценности в голове. К ним я отношу следующие. Он считал, что свобода лучше цензуры. Он считал, что частная инициатива лучше, чем замшелая бюрократия. Он считал, что Россия - неотъемлемая часть мира, и должна быть открытой страной.
Даже самые жесткие критики Бориса Ельцина не решаются свернуть рыночную экономику, построенная в России именно при первом ее президенте. Занимавший при нем пост министра экономики Евгений Ясин так рассуждает о значении фигуры Бориса Ельцина :
Он верил в то, что можно перейти к рыночной экономике без всяких трудностей, предлагал какой-то план, который ему подсовывали его молодые коллеги, недостаточно профессиональные. Но затем решился, заложил свой авторитет, колоссальный в то время, на то, чтобы осуществить эти реформы. Он призвал команду Гайдара. Несколькими решительными шагами (несмотря на то, что от этого положение в стране и жизненный уровень ухудшились) он в течение, можно сказать, одного года провел рыночные реформы. После чего в России вместо плановой стала рыночная экономика. Перед ней открылась перспектива. Это было колоссальное достижение.
Плоды жизни Бориса Ельцина столь масштабны, что сейчас звучат только самые первые и сиюминутные оценки того, что он делал. Чем дальше 1990-е годы будут уходить в историю, тем яснее будет становиться человек, который в то время руководил страной.
23 апреля 2007 года скончался первый президент России Борис Ельцин. Автор знаменитой фразы, которую хорошо помнят в Татарстане: «Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить».
Отношение к Ельцину у многих людей далеко не однозначное. А как к деятельности бывшего руководителя страны относятся наши местные политики? Какое, по их мнению, место в истории он заслуживает?
Римма Ризванова, руководитель исполкома Набережночелнинского отделения партии «Единая Россия»:
— Время правления Ельцина — 1990-е годы — было очень сложно. И, конечно же, для многих это очень неоднозначная фигура. Но для тех, кто умеет оценивать тенденции, он прежде всего заложил фундамент демократических преобразований. В конечной ситуации, советская система уже с середины 1970-х не имела будущего. Именно тогда появились люди, понимавшие, что перспектива за демократией. Среди них был и Борис Николаевич. С 1991 по 1996 год народ его еще поддерживал, а вот позже ему было уже сложнее. Но он имел мужество не только признаться в собственных ошибках. Проанализировав сложившуюся ситуацию, он в конце концов отрекся от власти и передал свои полномочия другому, Владимиру Путину.
Татьяна Гурьева, первый секретарь Набережночелнинского Горкома КПРФ:
— Он — разрушитель страны, и войдет в ее историю как предатель ее интересов. По телеканалам идет очень уж однобокий анализ его правления. Делают из него чуть ли не революционера, он, мол, повернул страну в русло демократии. На самом деле он просто-напросто все разрушил. А сегодня многие даже не понимают, что Путин -это его преемник, который в свое время выделил бывшему президенту годовую пенсию, равную 2,8 миллионов рублей в год! Ельцина люди по-прежнему ненавидят. Почему? Потому что именно он отнял у народа заработанные десятилетиями трудовые сбережения. Под его руководством была организована обманная «прихватизация». В его, ельцинские времена, людям годами не платили заработную плату. Россия была ввергнута в многомиллиардные долги. Под руководством Ельцина начала сеяться в России национальная рознь. Была развязана война в Чечне. Придет время, когда народ сможет дать справедливую оценку всему этому.
Олег Морозов, первый зампредседателя Госдумы РФ, в 1987-1989 гг. заведующий отделом Татарского обкома КПСС, в 1989-1992 гг. сотрудник аппарата ЦК КПСС:
— В моей памяти от личных встреч с Борисом Николаевичем осталось ощущение какой-то абсолютной непредсказуемости. Было понятно, что совершенно не случайно то, что он делает и говорит. И в то же время это принимало характер какой-то интуитивной вспышки. Он был человеком поразительной интуиции и чутья. Иногда это оборачивалось управленческими провалами, иногда — гениальным прозрением. Это был человек, не боящийся показать свою политическую неуклюжесть. С другой стороны, он за четыре года умудрился с 90 с лишним процентов рейтинга опуститься практически до политического нуля. В связи с фигурой Ельцина у меня возникает образ памятника Эрнста Неизвестного на могиле Хрущева — фигуры, разделенной на черное и белое. Никто сегодня не способен сказать, как бы повернулась история России, если бы не Ельцин.
Ельцин, Борис Николаевич (1931 – 2007 гг.) – российский государственный и политический деятель, первый президент Российской Федерации, руководитель демократического движения в конце 1980-х годов, лидер сопротивления во время августовского путча 1991 года, инициатор отделения РСФСР от СССР и создания новой Конституции.
Ельцин известен, прежде всего, благодаря своей деятельности в начале 1990-х годов 20 века, когда он активно агитировал за проведение демократизации страны, отделение РСФСР от СССР и создание нового типа государства, где регионы обладают большей самостоятельностью. Ельцин пришел к власти во время августовского путча 1991 года, когда остановил членов ГКЧП и не дал им прийти к власти. Позднее он занимал заметную роль в процессе распада СССР и формирования современной России. Также является первым президентом Российской Федерации.
Краткая биография Ельцина
Борис Николаевич Ельцин родился 1 февраля 1931 года в Свердловской области в семье обычных крестьян. Он хорошо учился в школе и после ее окончания поступил в Уральский политехнический институт, обучался на инженера. После окончания вуза он работал в различных строительных организациях пока в 1963 году не получил должность главного инженера на Свердловском домостроительном комбинате. Позднее стал его директором.
Политическая карьера Ельцина началась с партийной деятельности в 1968 году. С 1976 года он занимает пост первого секретаря Свердловского обкома, с 1981 года становится членом ЦК КПСС. С началом перестройки политическая карьера Ельцина идет вверх, однако длится это недолго.
В 1985 году он занимает пост начальника отдела строительства ЦК КПСС и первого секретаря МГК КПСС, в через год становится кандидатом в Политбюро КПСС. Во время своей деятельности на посту руководителя партии Ельцин показывает себя как ярого демократа, который готов довольно жестко отстаивать свои политические идеалы и не критиковать даже первых лиц государства. В подтверждение этого в 1987 году он выступает с серьезной критикой текущей политической ситуации и лично деятельности Горбачева , за что тут же изгоняется из Политбюро. Однако политическая карьера Ельцина на этом не заканчивается, до конца 1980-х он находится в опале, но все равно продолжает работать.
Благодаря своему стремлению установить демократию в СССР, Ельцин в итоге становится во главе демократического движения. В 1989 году его избирают народным депутатом очередного Съезда, а позднее он становится членом Верховного Совета СССР. В 1990 году Ельцин занимает пост председателя Верховного Совета РСФСР.
Политическая деятельность Ельцина до и после распада СССР
В 1990 году Ельцин пытается провести несколько экономических реформ, которые помогли бы вывести страну из глубокого кризиса, однако сталкивается с серьезным сопротивлением со стороны руководства СССР. Отношения между Ельциным и Горбачевым только усугубляют ситуацию и РСФСР все чаще говорит о своем желании стать независимым государством.
В 1990 году Ельцин покидает партию и избирается президентом Российской Федерации, провозглашая тем самым свое несогласие с политикой Союза. В 1991 году гремит августовский путч, который приводит Ельцина к власти. Создается Российская Федерация и СНГ, СССР распадается.
В 1992 году Ельцин снова начинает свою деятельность по реформированию государства. Он руководит рядом политических и экономических преобразований, которые должны вывести Россию из кризиса и поставить ее на путь демократии, однако реформы не приносят желаемого результата. Внутри правительства нарастает недовольство, ведутся постоянные споры на тему новой Конституции, самих реформ и будущего страны. Назревает конфликт между законодательной и исполнительной властью. В 1993 году эти события приводят к тому, что созывается срочный совет, на котором выносится вопрос о доверии президенту и Верховному Совету. В результате кровавых событий, получивших название октябрьского путча, Ельцин остается на посту президента, а вот Верховный Совет и прочие советы окончательно ликвидируется. Страна продолжает путь, начатый Ельциным.
Несмотря на то, что Ельцин пока еще пользуется доверием, недовольство внутри страны нарастает, появляются разные радикальные группировки. Ситуация ухудшается рядом тяжелых решений, принятых президентом в рамках внешней политики, в частности, решением начать Чеченскую войну. Несмотря на все падающий рейтинг, Ельцин все же решает баллотироваться на второй президентский срок. Несмотря на разногласия даже в рядах его команды, его все же избирают на пост во втором туре.
Во время второго срока страна погружается в очередной экономический кризис, случается дефолт, власти все больше недовольны президентом, а сам он стремительно теряет здоровье. В 1999 году Ельцин, после определенной чехарды, назначает исполняющим обязанности премьер-министра Владимира Владимировича Путина, а уже в конце этого года объявляет о своей отставке, не дожидаясь окончания президентского срока.
Итоги правления Ельцина
Ельцин принял непосредственное участие в процессе отделения РСФСР от СССР с текущим распадом Советского Союза и созданием Российской Федерации. Несмотря на то, что он стремился создать демократическую страну, его решения во внутренней и внешней политике сегодня трактуются историками неоднозначно.