Ссср и китай от союза к противостоянию. Взаимодействие ссср и китая
В 1953-1956 гг. отношения между СССР и Китаем развивались по нарастающей, ни до ни после этого они никогда не были столь плодотворными. Поэтому не случайно эти годы вошли в историю как эпоха "великой дружбы". Обе стороны были заинтересованы в сотрудничестве. Если советское руководство интересовала поддержка Мао Цзедуна в международном коммунистическом движении, то китайскую сторону - экономическая помощь и уступки СССР в спорных вопросах. Так, 23 марта 1953 г. было подписано крайне выгодное для Китая торговое соглашение, советские специалисты оказывали помощь в сооружении около 150 промышленных объектов. В 1954 г. в ходе визита в Пекин Хрущева, Булганина и Микояна Китаю были выделены крупные кредиты, достигнута договоренность о ликвидации советских военно-морских баз в Порт-Артуре и Дайрене, в пользу китайской стороны СССР отказывался от своих экономических интересов в Манчжурии и пр.
До ХХ съезда Китай был привилегированным союзником СССР как на государственном, так и на партийном уровне, что дало возможность расширить влияние в Азии и на страны "третьего мира", способствовать прекращению Корейской войны и заключению соглашения по Индокитаю. Проблемы стали нарастать как снежный ком по мере усиления критики "культа личности" Сталина, которая встретила откровенное непонимание китайского руководства, стремившегося вести все более активную политику внутри коммунистического движения. Китайскую позицию, по мере усугубления ситуации, поддерживали в Албании, КНДР и отчасти в Румынии. Вторым камнем преткновения в советско-китайском конфликте стала политика мирного сосуществования, шедшая вразрез с классовыми представлениями китайского лидера. Мао Цзедун выступил на конференции коммунистических и рабочих партий 1957 г. с оценкой третьей мировой войны в контексте победы над империализмом. Он сказал, что третьей мировой войны не стоит бояться, поскольку в результате ее настанет конец империализму, а социализм приобретет сотни миллионов новых сторонников. Однако советское руководство оставило этот "пробный шар" без внимания. Хрущев продолжал пропагандировать мирное сосуществование. И чем активнее он это делал, тем напряженнее становились отношения с Китаем. Противоречия переросли в острейший кризис, когда осенью 1959 г. Хрущев занял нейтральную позицию во время китайско-индийского пограничного конфликта, выразив сожаление по поводу противоречий между двумя дружественными Советскому Союзу странами. С точки зрения китайского руководства, одинаковое отношение Москвы к социалистическому Китаю и буржуазной Индии означало отказ КПСС от принципа пролетарского интернационализма. После этого в Китае была развернута шумная кампания под флагом борьбы с "советским ревизионизмом", который обвинялся во всех "смертных грехах": отступлении от марксизма-ленинизма во внешнеполитическом курсе, предательстве международной пролетарской солидарности и т.п. Хрущев понял, что на поддержку и авторитет Мао Цзедуна ему больше не приходится рассчитывать. Ответным шагом Москвы стали резкие меры: летом 1960 г. все советские специалисты из Китая были отозваны, сокращены поставки Китаю в рамках подписанных ранее соглашений. Окончательную точку в конфликте ставило требование Москвы о возвращении всех кредитов, предоставленных начиная с 1950 г.
СССР и страны "третьего мира"
В принципе в конфликте с Китаем Москва стояла перед выбором между ортодоксальным коммунизмом и более широким взглядом на возможных союзников в лице стран "третьего мира" . В ситуации противостояния с США вовлечение стран "третьего мира" в орбиту своего влияния было для Советского Союза единственной возможностью удержать баланс сил. Отказ от поддержки национально-освободительного движения, в первую очередь в материальном отношении, автоматически означал усиление позиций США.Под эту геополитическую ситуацию было подведено теоретическое обоснование на ХХ съезде КПСС, когда национально-освободительное движение, наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением, было названо одной из трех ведущих сил революционного процесса в планетарном масштабе.
"Третья ведущая сила" поддерживалась Советским Союзом по всем направлениям: проводилась твердая антиколониальная внешнеполитическая линия и поддержка молодых независимых государств, осуществлялись колоссальные вливания в создание независимых национальных экономик, оказывалась военная поддержка и поставки вооружения. Основным рычагом влияния на "третий мир" была экономическая помощь. За 1957-1964 гг. было заключено более 20 соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами.
Каждое новое "прибавление" в сообществе стран "третьего мира" становилось козырем советской пропаганды, доказательством "поступательного движения к социализму и коммунизму". Чем больше модель развития была похожа на советскую, тем более "праведным", с точки зрения марксизма-ленинизма, признавался новый режим и тем большую радость вызывало это событие "у всех советских людей".
Кубинская революция
1 января 1959 г. на Кубе победила революция, знаменовавшая собой завершение борьбы против проамериканской диктатуры Ф.Батисты, которая велась с середины 1950-х годов. Премьер-министром революционного правительства Кубы стал руководитель повстанческой армии Фидель Кастро Рус, начавший социально-экономические преобразования и заявивший о строительстве на острове социализма. Хотя на официальном уровне советское руководство не спешило объявлять Кубу социалистической страной и, тем более, частью "социалистического лагеря", кубинская революция пришлась как нельзя кстати. Она произошла именно в тот момент, когда ситуация в мировом коммунистическом движении была наиболее острой, противоречия "десталинизации" сказывались все сильнее, а угроза применения военной силы стала, пожалуй, единственной реакцией Москвы в конфликтных ситуациях. "Прогрессивным силам" требовался новый мощный импульс, которым и стала Кубинская революция. Не меньшее значение это событие имело и для состояния советского общества. Молодые и обаятельные "бородачи" с "острова свободы" наглядно демонстрировали притягательность идей социализма не только в непосредственной близости границ СССР, но и в мировом масштабе. Не случайно в шутку слово "Куба" расшифровывалось по первым буквам как "коммунизм у берегов Америки", что точно соответствовало духу того времени и выражало уверенность в неизбежной победе коммунизма во всем мире.
Курс на "мирное сосуществование"
На ХХ съезде Хрущев провозгласил мирное сосуществование государств с различным общественным строем основным принципом советской внешней политики . Из этого следовало, что длительное и серьезное сотрудничество с Западом желательно и возможно, хотя капитализм, конечно, будет стремиться развязать войну, фатальной неизбежности которой, однако, больше нет. В том же направлении развивалась эта идея и на ХХI съезде в 1959 г., когда было отринуто положение о том, что выживание советского строя находится под постоянной угрозой капиталистического окружения. Вывод был зафиксирован и в программе партии, принятой в 1961 г. на ХХII съезде. Логическим продолжением этих теоретических установок становился приоритет в отношениях с Западом. "Либо мирное сосуществование, - подчеркивалось в программе партии, - либо катастрофическая война". Казалось, наконец был найден выход из состояния конфронтации и "холодной войны", "оттепель" должна была бы распространиться и на международные отношения. Однако этого не произошло. Причина неприятия Западом такого хрущевского разворота заключалась в особой идейной подоплеке новой стратегии, суть которой состояла в том, что мирное сосуществование понималось как специфическая форма классовой борьбы . Иными словами, это означало, что классовый интерес оставался все-таки во главе угла и означал постоянную заботу СССР о победе дела социализма во всемирном масштабе. Таким образом, мирное сосуществование было новой формой противостояния с Западом и допускало использование всего спектра внешнеполитических мер от силового давления и компромиссов до мирных инициатив. Классовая сущность хрущевской версии внешнеполитической доктрины и объясняет логику противоречивых только на первый взгляд действий советской дипломатии в 1956-1964 гг.
Собственно, отношения с капиталистическими государствами и их интенсивность находились в зависимости от конкретного соотношения сил. В этой связи говорить о каком-то серьезном и взаимовыгодном, тем более долгосрочном сотрудничестве было нельзя . Поэтому, как правило, отношения Советского Союза с капиталистическими странами в этот период не шли дальше ознакомительных обменов делегациями и гастролей Большого театра и ансамбля "Березка".
Такой же ознакомительно-популистский характер носили и визиты на высшем уровне. Их эмоциональное значение, конечно, было необыкновенно сильным, непривычными были непринужденные манеры и личность нового советского лидера. Все это в полной мере проявилось во время официального визита Хрущева в США в сентябре 1959 г. К этому времени СССР уже завершил создание межконтинентальных баллистических ракет и произвел запуск первого искусственного спутника Земли, что позволяло советскому лидеру чувствовать себя во время визита на равных с президентом Эйзенхауэром.
"Соревнование двух систем"
Во время визита Хрущев не упускал случая для пропаганды идеи мирного сосуществования, важнейшим элементом которого было "соревнование двух систем" . Имелось в виду буквально такое развитие событий: экономика СССР и стран "социалистического лагеря" находится на крутом подъеме, темпы промышленного роста в них намного превосходят соответствующие показатели в капиталистических странах. Доля социалистических стран в мировом промышленном производстве неуклонного растет, что является "материальным выражением прогрессивного исторического процесса сокращения сферы капиталистической эксплуатации и расширения мировых связей социализма". Дружба и экономические связи между социалистическими странами укрепляются, что свидетельствует "о победном движении социализма". Экономика "мирового капитала", напротив, отличается неустойчивостью, кризисами, усилением милитаризации. Обострившаяся проблема рынков ведет к росту противоречий между империалистическими странами. Борьба трудящихся становится все более упорной, на глазах происходит распад колониальной системы. Все это, по мнению авторов новой доктрины, ведет к неуклонному ослаблению позиций мирового капитала. В результате развития событий по такой логике мировая система социализма в мирном экономическом соревновании окажется непременным и естественным победителем, вследствие чего и произойдет "победа коммунизма в мировом масштабе". Будучи твердо уверен в абсолютной верности такого логического построения Хрущев заявил изумленным американским телезрителям: "Ваши внуки будут жить при коммунизме".
Гонка вооружений
На самом же деле реальное соперничество между блоками и, главным образом, между СССР и США, носило отнюдь не мирный характер и распространялось прежде всего на производство оружия. Гонка вооружений стала одним из основных инструментов поддержания баланса сил и касалась прежде всего производства ядерных зарядов и средств их доставки к целям . В августе 1953 г. СССР заявил об успешном испытании водородной бомбы, а к 1957 г. добился кратковременного превосходства в области межконтинентальных баллистических ракет, наглядным подтверждением чему был запуск первого искусственного спутника Земли. В Москве все более были склонны рассматривать дальнейшую эскалацию вооружений как исключительно опасное явление, а высокий уровень противостояния как следствие "холодной войны" и в меньшей мере неизбежного, классового в своей основе, противостояния блоков. На этом фоне в 1955-1960 гг. СССР выступил с целой серией инициатив по разоружению. В частности, в одностороннем порядке сократив численность своих вооруженных сил в 1955-1960 гг. на 3,3 млн человек, а в 1957 г. предложив ядерным державам приостановить испытания ядерного оружия и взять обязательства по отказу от его применения. Вопреки ожиданиям эти меры не имели успеха. Крайняя непоследовательность внешнеполитического курса СССР, постоянное "бряцание оружием" вызывали у США подозрение в искренности инициатив по разоружению. США продолжали сохранять превосходство по количеству ядерных боеголовок, которое к началу 1960-х годов достигло катастрофического разрыва и равнялось соотношению 1:17 в пользу Америки. Создавался замкнутый круг, идя по которому обе стороны были вынуждены постоянно наращивать и совершенствовать производство оружия . В январе 1960 г. Хрущев заявил о том, что обороноспособность страны в решающей степени зависит от огневой мощи и средств доставки, находящихся в распоряжении вооруженных сил. Поводом для нагнетания противостояния стал инцидент с американским самолетом-разведчиком У-2, который 1 мая 1960 г. был сбит советскими силами ПВО над Свердловском. "Пресечение шпионской вылазки" стало очередным аргументом для разоблачения "звериного облика империализма". Результатом этих событий стал срыв встречи по урегулированию ситуации вокруг Берлина представителей США, СССР, Англии и Франции, которая должная была состояться в Вене в мае 1960 г.
Берлинский кризис
Германский вопрос продолжал оставаться камнем преткновения в отношениях между СССР и странами Запада. В этот период он сводился в основном к проблеме статуса Западного Берлина. После того как Советский Союз фактически передал свою часть Берлина ГДР, западный сектор оказался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. Эта ситуация ставила под сомнение государственную самостоятельность ГДР и тормозила вхождение Восточной Германии в международное правовое пространство. В феврале 1958 г. Хрущев предложил созвать конференцию "четырех великих держав" и пересмотреть статус Западного Берлина, объявив его демилитаризованным вольным городом. После отрицательной реакции Запада он согласился отодвинуть сроки и в сентябре 1959 г. во время визита в США добился принципиальной договоренности с Эйзенхауэром о созыве такой конференции в Париже в мае 1960 г. Однако конференция оказалась сорвана из-за "шпионских страстей" с самолетом-разведчиком. Между тем берлинский кризис усугублялся: уровень жизни в Западном Берлине не шел ни в какое сравнение с социалистической частью города, эмиграция из Восточного Берлина усиливалась, власти ГДР не могли конкурировать с искусственно созданным процветающим оазисом.
17 апреля 1961 г. Хрущев выдвинул новый ультиматум по берлинскому вопросу, объявив, что СССР еще до конца года заключит мирный договор с ГДР и передаст ей всю полноту власти над восточной частью Берлина. В развитии этой идеи Политический Консультативный Комитет ОВД 5 августа 1961 г. призвал ГДР принять меры против "подрывной деятельности" Западного Берлина. Немецкие коммунисты действовали решительно: по тревоге были мобилизованы все рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружен бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Это было нарушение Потсдамского соглашения, предусматривавшего свободное передвижение по городу. Берлинская стена на долгие годы стала символом конфронтации, именно здесь теперь была граница враждующих блоков.
Обострение отношений шло по нарастающей. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний.
Карибский кризис
Противостояние между блоками подошло к опасной черте во время Карибского кризиса осенью 1962 г. Соединенные Штаты приступили к размещению ракет с ядерными зарядами на территории Турции, Италии и ФРГ, организовав там свои военные базы. США также попытались свергнуть режим Кастро, организовав в апреле 1961 г. высадку десанта в районе Плайя-Хирон. Под угрозой потерять власть Кастро весной 1962 г. добился от советского руководства признания Кубы социалистической страной. Принятие Кубы в "социалистический лагерь" налагало на СССР обязательства, прежде всего, в военно-стратегической области, связанные с защитой территории "острова свободы". США продолжали разрабатывать планы военного вторжения на остров. Поэтому весной 1962 г. СССР начал тайно обустраивать на Кубе свою военную базу, осуществив сверхсекретную переброску людей и ракет среднего радиуса действия. Это позволяло, защищая социалистические преобразования на Кубе, одновременно "держать на мушке" Вашингтон. Ответным шагом американского президента Д.Кеннеди стала военно-морская блокада Кубы и требование немедленного вывода советских ракет с острова. В полную боевую готовность были приведены не только войска СССР и США, но и соединения НАТО и ОВД.До глобальной ядерной катастрофы в буквальном смысле оставались секунды. Между Хрущевым и Кеннеди начались интенсивные переговоры, в результате которых был достигнут спасительный компромисс: СССР вывозил ракеты с Кубы, а США - из Турции и Италии; Америка также гарантировала безопасность Кубы и режима Кастро.
Особую дискуссию вызывает вопрос о том, какая из сторон одержала верх в результате Карибского кризиса. В литературе представлен весь спектр мнений. Представляется, что следует разделять политические и военные итоги прошедших событий. Если в политическом смысле США получили преимущество и новые доказательства "советского экспансионизма", то в военном отношении вывод американских ракет с территории Турции и Италии был несомненным успехом СССР. Если пропагандистский эффект был налицо, то военные договоренности и уступки США в Турции и Италии держались в секрете. Такое развитие событий привело к дальнейшей конфронтации между СССР и Китаем, поскольку давало Мао Цзедуну повод говорить "о преступном сговоре" советского ревизионизма и американского империализма. По целому ряду пунктов взгляды Мао разделял Кастро, считавший, что Хрущев его предал, когда пошел на уступки американцам и "обменял" их ракеты в Турции и Италии на свои на Кубе. Однако основное и бесспорное значение Карибского кризиса состояло в доказательстве невозможности применения ракетно-ядерного оружия для достижения политических целей . Карибский кризис знаменовал окончание первого периода "холодной войны", когда она могла перерасти в вооруженный конфликт.
После кризиса начался постепенный процесс снятия острой конфронтации в отношениях между СССР и США . Важным шагом в этом направлении стало подписание договора о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой, которое состоялось в августе 1963 г. в Москве. Убийство Кеннеди в ноябре 1963 г. и отставка Хрущева в октябре 1964 г. затормозили развитие этого процесса.
СССР и КНР - два могущественных государства. Каждое со своим уклоном строило новый социалистический уклад жизни. Отношения двух стран никогда не были простыми и гладкими. Были периоды "вечной дружбы", военного противостояния, временного затишья. После провозглашения на Китайской Народной республики 1 октября 1949 года, СССР 2 октября этого же года установил с новой державой дипломатические отношения, тем самым признав новое государство.
В декабре 1949 года Мао Цзэдун посещает Советский союз. Советское правительство оказывает немалую помощь. Несмотря на это, в стране продолжалась борьба с "коминтерновцами", которые якобы пропагандировали политику Москвы. Этап "вечной дружбы" не прекратился даже после вступления КНР в военное противостояние с Гоминьданом. Сталин сомневался в победе Мао, внушая китайскому руководству идею создания на территории страны двух держав: коммунистической и гоминьдановской.
Аналогичные примеры можно было наблюдать в Германии, позже в Корее, во Вьетнаме. Одержав победу, Мао получил безграничную дружбу и верного союзника в лице СССР. В 1950 году 14 февраля заключается Договор о дружбе, союзе, взаимной помощи между КНР и СССР. Началось слепое копирование создания модели развития СССР. Это был неравноправный дипломатический документ, показывающий превосходство Советского союза над КНР. В идеологическом плане все выглядело как помощь старшего брата младшему. Неоценимую поддержку Мао получил от Сталина еще в период своего прихода к власти. Данный Договор только официально подтверждал тесное сотрудничество и взаимопомощь.
Период "вечной дружбы" длился не многим 10 лет. Результаты такого тесного контакта вылились в выгодное кредитование Китая, постройку 300 крупнейших заводов и их оснащение, передачу Порт-Артура и Дальнего КНР, крупные торговые сделки, известный Китайско-Восточный железнодорожный путь. Советские специалисты, работающие в Китае, имели возможность любоваться многовековыми .
Смерть советского вождя, заявление Хрущева об осуждении культа личности дали трещину в отношениях двух когда-то дружных государств. Мао Цзэдун хотел стать мировым вождем пролетариата. Культ личности Сталина был воспринят как провокация Советского союза и предательство правительства идеям марксизма. Портрет Сталина был повешен на передних воротах на один день как дань уважения великому правителю. Лидеры КПК все чаще призывают СССР к жесткой политике с Западом, не отказываясь от вооруженного столкновения с врагами коммунистов.
Советские лидеры упрекали правителей КНР в провале Большого скачка. Маленький спор, по мнению китайцев, не нарушил большое единство. Но осознание конца великой дружбы было присуще обеим государствам.
Открытый раскол, официальное прекращение сотрудничества произошло в 1960 году, когда Хрущев, обозленный усилившимся критическим заявлениям китайцев в свой адрес, приказал за три дня вызвать из КНР всех технических специалистов. Китайское производство остановилось на неопределенный срок. Стена непонимания, нежелание идти на компромиссы стала крепче . Начинается двадцатилетняя вражда между социалистическими державами.
1962 год - официальный Пекин выразил недовольство мирным решением Карибского кризиса. СССР стал на сторону Индии в войне с Китаем.
1963 год - обмен письмами с выражением своих позиций, подтверждающий наличие расхождений в курсах развития стран.
Перейдя из статуса друзей в статус врагов, пик вражеских нападок произошел во время Культурной революции в Китае (1966-1976). Посольство СССР в Китае подвергалось настоящей осаде демонстрантов.
Стычки, но уже с военными действиями проходили на границе. На Дальнем Востоке и на юге Сибири государственная граница проходила по китайскому берегу, а не по поверхности реки, согласно международным отношениям. Пограничная река Уссури меняет сове русло, отрезая от суши небольшие островки земли, которые считались теперь советскими. Отношения стран были напряженными, и мирно уладить конфликты на территориальной почве не представлялось возможным. В 1967 году количество столкновений перевалило за две тысячи.
Самым масштабным стал конфликт в 1969 году на острове Даманский, унесший жизни десятков людей. Обе страны стали готовиться к войне. Китай строит бомбоубежища, склады продовольствия, массово закупает вооружение на Западе. СССР укрепляет свои позиции на границе с Поднебесной, существенно увеличивает военные расходы. Строительство БАМа тоже являлось одним из этапов оборонительных действий. Дипломатические отношения официально расторгнуты не были, хотя все остальные отношения были сведены к нулю. Правительство СССР больше боялось китайцев, чем Запад, поскольку западные правители были прогнозируемые, а китайские отличались непредсказуемостью.
Смерть Мао Цзэдуна изменила политику в стране. СССР и КНР повернулись друг к другу лицом, медленно налаживая контакты. 10 июля 1985 года подписано Соглашение о платежах и товарообмене на 1986-1990 годы. Все начиналось с начала: строительство, реконструкция объектов в Китае, обмен специалистами, торговые контракты.
В 1989 году после визита Михаила Горбачева в Китай были восстановлены межпартийные отношения. Преданность идеям марксизма-ленинизма выражалась в увековечивании памяти лидеров братских стран в мавзолеях: в Москве почитали усопшего Ленина, в еще долго отдавали дань уважения своему главному партийцу в .
Распад СССР ознаменовал новый виток во взаимоотношениях двух стран от официальных к добрососедским.
7 октября 1966 года на фоне политических разногласий между маоистским Китаем и Советским Союзом из СССР были высланы все китайские студенты. В целом Китай был союзником СССР, и между странами не было принципиальных и масштабных конфликтов, однако некоторые вспышки напряженности все-таки наблюдались. Мы решили вспомнить пять самых острых конфликтов между СССР и Китаем.
Так историки называют дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик конфликта пришелся на 1969 год, при этом окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения. Критика Сталина в докладе Хрущева в конце XX съезда КПСС, новый советский курс на экономическое развитие при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство Мао Цзэдуна как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Политика Хрущева была названа ревизионистской, а ее сторонники в КПК (Лю Шаоци и другие) подверглись репрессиям в годы «культурной революции».
«Великая война идей между Китаем и СССР» (так конфликт называли в КНР) была начата Мао Цзэдуном с тем, чтобы укрепить свою власть в КНР. В ходе конфликта китайцы требовали от СССР передать Китаю Монголию, требовали разрешение на создание атомной бомбы, «утраченные территории» и другое.
Пограничный конфликт на острове Даманский
2 и 15 марта 1969 года в районе острова Даманский на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска и 35 км западнее райцентра Лучегорск произошли самые крупные советско-китайские вооруженные столкновения. Более того, они были самыми крупными в современной истории России и Китая.
После Парижской мирной конференции 1919 года появилось положение о том, что границы между государствами должны, как правило (но не обязательно), проходить посередине главного фарватера реки. Но и оно предусматривало исключения.
Китайцы использовали новые положения о границах как повод для пересмотра советско-китайской границы. Руководство СССР было готово пойти на это: в 1964 году была проведена консультация по вопросам границы, но закончилась безрезультатно. В связи с идеологическими разногласиями в ходе «культурной революции» в Китае и после Пражской весны 1968 года, когда власти КНР заявили, что СССР встал на путь «социалистического империализма», отношения особо обострились.
Остров Даманский, входивший в состав Пожарского района Приморского края, находится с китайской стороны от главного русла Уссури. С начала 1960-х обстановка в районе острова накалялась. По заявлениям советской стороны, группы гражданских лиц и военнослужащих стали систематически нарушать пограничный режим и выходить на советскую территорию, откуда всякий раз выдворялись пограничниками без применения оружия. Поначалу на территорию СССР по указанию китайских властей заходили крестьяне и демонстративно занимались там хозяйственной деятельностью. Число таких провокаций резко возросло: в 1960 году их было 100, в 1962-м — более 5000. Затем стали совершаться нападения хунвейбинов на пограничные патрули.
20 октября 1969 года прошли новые переговоры глав правительств СССР и КНР, и сторонам удалось достичь соглашения о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Но только в 1991 году Даманский окончательно отошел к КНР.
Всего в ходе столкновений советские войска потеряли убитыми и умершими от ран 58 человек (в том числе 4 офицера), ранеными 94 человек (в том числе 9 офицеров). Потери китайской стороны до сих пор являются закрытой информацией и составляют, по разным оценкам, от 500—1000 до 1500 и даже 3 тыс. человек.
Пограничный конфликт у озера Жаланашколь
Этот бой является частью «даманского конфликта», он произошел 13 августа 1969 года между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими, нарушившими границу СССР. В результате нарушители были оттеснены за пределы советской территории. В Китае этот пограничный конфликт известен как инцидент у Теректы, по названию речки, текущей из китайского уезда Юйминь в сторону озера Жаланашколь.
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) произошел в 1929 году после захвата правителем Манчжурии Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, являвшейся совместным советско-китайским предприятием. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.
Вьетнамо-китайский военный конфликт
Последний серьезный кризис между Китаем и СССР произошел в 1979 году, когда НОА КНР (китайская армия) атаковала Вьетнам. По мнению тайваньской писательницы Лун Интай, этот акт был во многом связан с внутриполитической борьбой в Коммунистической партии Китая. Тогдашнему лидеру КНР Дэн Сяопину нужно было упрочить свое положение в партии, и он попытался этого добиться с помощью «маленькой победоносной кампании».
Уже с первых дней войны советские специалисты, находившиеся как во Вьетнаме, так и в соседних странах, приступили к боевой деятельности совместно с вьетнамцами. В дополнение к ним из СССР начали подтягиваться подкрепления. Был установлен воздушный мост СССР — Вьетнам.
СССР выдворил из Москвы китайское посольство, причем отправил его персонал не самолетом, а по железной дороге. Фактически после Уральского хребта до самой границы с Китаем и Монголией они могли видеть идущие на восток колонны танков. Естественно, такие приготовления не остались без внимания, и китайские войска вынуждены были уйти из Вьетнама и вернуться на исходные позиции.
Видео
Остров Даманский. 1969 год
После смерти Сталина произошли изменения в советской внешней политике, в том числе и в отношениях с Китаем. Советский Союз с середины 50-х годов начал делать шаги по ослаблению «холодной войны». Было заявлено, что СССР будет твердо следовать принципам мирного сосуществования, что третью мировую войну можно предотвратить. В 1954 г. советская делегация во главе с Н.С. Хрущевым посетила Китай. Хрущев встречался и вел переговоры с Мао Цзэдуном. СССР передал Китаю военно-морскую базу Порт-Артур. Отношения с Китаем были еще тогда хорошими. Но уже во второй половине 50-х годов они начали ухудшаться.
Началась длительная и болезненная полоса разногласий между СССР и Китаем. Велись острейшие споры, в которых обе стороны обвиняли друг друга во всех проблемах и неудачах. Фактически в начале 60-х годов отношения между Советским Союзом и Китаем были на грани разрыва.
С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейные и теоретические разногласия между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Китайское руководство стремилось форсировать индустриализацию КНР, рассчитывая на продолжение массированной экономической помощи со стороны СССР. Советская сторона не считала возможным помогать Китаю и расценивала линию на ускорение индустриализации КНР как ошибочную. Вопреки мнению Москвы в 1958 г. в Китае был принят курс на осуществление «большого скачка» в экономическом развитии. Не оглашая своих разногласий с Китаем, советское руководство стало более критически относиться ко многим аспектам внутренней и внешней политики КНР, рассматривая некоторые ее конкретные проявления как авантюристичные и опасные для интересов СССР.
КНР считала Тайвань частью китайской территории и стремилась присоединить остров. Гоминдановское правительство на Тайване считало себя центральным правительством Китайской Республики. США и все западные державы, за исключением Великобритании, не признавали правительства КНР и сохраняли с Тайванем дипломатические отношения. 2 декабря 1954 г. США заключили с правительством Чан Кайши на Тайване Договор о взаимной обороне, согласно которому Вашингтон обязался оказывать помощь в защите Тайваня. Важно, что согласно договору обязательства США распространялись на собственно Тайвань 11 Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования» 1956-1958 гг. Тайваньский кризис (август 1958 г.). - М.:2000.- гл.5, с.597.
Советский Союз в целом старался удерживать Китай в русле своей политики и не препятствовал китайско-американским контактам, что соответствовало линии СССР на ослабление напряженности в отношениях с США. В середине 50-х годов достигло апогея советско-китайское экономическое сотрудничество, в рамках которого Китаю оказывалась помощь в модернизации хозяйства, политико-административной системы и подготовки кадров. В октябре 1957 г. СССР пошел на очень серьезный шаг, заключив соглашение о содействии Китаю в мирном использовании ядерной энергии. Советская сторона обязалась передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Это решение резко ускорило движение КНР к приобретению ядерного статуса, что отчасти также было спровоцировано планами Вашингтона содействовать созданию ядерного потенциала Европы, а также помощью, которую США стали оказывать в 50-х годах Японии, Южной Корее и самому о.Тайвань в мирном использовании атома. Следует отметить, что руководство КНР после XX съезда настороженно относилось к изменениям во внешней политике СССР и считало линию на компромиссы в вопросах контроля над вооружениями и разрядку напряженности не соответствующей интересам КНР и противоречащей идеалам мировой революции.
В ходе китайско-американских переговоров в Женеве задачей китайской стороны было добиться дипломатического признания КНР Соединенными Штатами. Взамен Пекин был готов декларировать отказ от применения силы в Тайваньском проливе. Но США не были готовы признать КНР, их интересовали частные вопросы, главным образом, освобождение находившихся в китайском плену (со времен войны в Корее) американских летчиков. Без успеха переговоры проходили до лета 1958 г. Возможно, пытаясь оказать давление на США, с 23 августа 1958 г. Китай начал обстрелы островов, находившихся в Тайваньском проливе, сопровождавшиеся бомбардировками позиций гоминдановских войск с воздуха 11 Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования» 1956-1958 гг. Тайваньский кризис (август 1958 г.). - М.:2000.- гл.5, с.597.
Советский Союз не был осведомлен о китайской акции заранее, хотя в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущев посещал Пекин с кратким визитом. В ситуации кризиса СССР фактически отказался поддержать Китай. В разгар событий в Пекин с секретной миссией был направлен министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, который сообщил Мао Цзэдуну о том, что Москва не будет оказывать помощь КНР в случае ее вооруженного конфликта с Соединенными Штатами.
Это был поворотный пункт в отношениях КНР с Советским Союзом. Москва вынесла из кризиса мнение о готовности Пекина рисковать ядерной войной и безопасностью СССР ради цели объединения с Тайванем, которая, с точки зрения СССР, не являлась жизненно важной. Китайское руководство считало, что Москва не намерена оказывать поддержку КНР в осуществлении того, что китайские коммунисты считали своей первоочередной национальной задачей.
Началась деградация стратегического сотрудничества двух стран. 8 октября 1958 г. Пекин отклонил сделанные в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущевым предложения о строительстве советской базы для подводных лодок и радиолокационной станции слежения. В ответ Москва стала продумывать вопрос о целесообразности сотрудничества с КНР в области ядерной энергии 11 Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования». - М.:2000.-гл.5, с.597.
Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский пограничный конфликт. 29 августа 1959 г. китайские войска нарушили индийскую границу в районах Лонгджу и Ладакх. Разногласия по поводу границы переросли в военные столкновения. Причиной их стал вопрос о Тибете, где происходили антикитайские, проиндийские выступления. В Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что она открывала для СССР путь ко многим странам «третьего мира». Конфликт с Китаем мог толкнуть индийцев к американцам, поэтому советское правительство заняло позицию нейтралитета, рассчитывая на дружеское разрешение конфликта. Ни на что иное Индия не могла рассчитывать в условиях союза Москвы и Пекина. Китайцы почувствовали себя обманутыми. В свою очередь советские руководители начали подозревать, что китайцы создают препятствия их дипломатии. Отныне разногласия между двумя правительствами больше не прекращались 22 Мясников В.С. Империя Цин и Россия в XVII - начале XX века. - М.:1982.-с.327.
Ситуация обострилась 2 октября 1959 года, когда Хрущев прибыл в Пекин из Кемп-Дэвида, где состоялась его встреча с президентом США Д. Эйзенхауэром.
Советский лидер подозревал, что столкновение на китайско-индийской границе было организовано для того, чтобы помешать его попыткам примириться с США. Хрущева интересовал вопрос: «Зачем нужно убивать людей на границе с Индией?». Мао, в свою очередь, утверждал, что конфликт был начат Индией. Когда в спор вступил министр иностранных дел, бывший генерал Чен Йи, Хрущев вышел из себя. Чен Йи отметил, что его не пугает ярость советского лидера. Никита Сергеевич предупредил генерала, что ему «не следует плевать» - даже с высоты своего положения. Мао очень не нравилось то, что СССР свысока относится к Китаю. Он назвал это неприемлемым отношением. Кроме того, он обвинил Советский Союз в забвении коммунистических принципов. «Мы… можем назвать вас только приспособленцами», - сказал он Хрущеву 11 Богатуров А.Д. Мао Цзэдун и Н.С. Хрущев//http://www.Newsru.com//. Хрущев, которому всегда не хватало такта, начал встречу с изложения требования США о том, чтобы Китай отпустил шестерых американцев, осужденных за шпионаж. Мао это понравилось. Китай обвинил СССР в том, что он отказался помочь ему стать ядерной державой и продался «американскому империализму». СССР заявил, что Мао готов спровоцировать мировую войну 22 Богатуров А.Д. Мао Цзэдун и Н.С. Хрущев//http://www.Newsru.com//.
Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании его промышленной базы, прервав осуществление многих проектов. Были также сокращены или задержаны поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. Началось противостояние двух стран.
Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция, в которой приняли участие представители 81 компартии, показала падение авторитета Советского Союза в коммунистическом мире. Партии ряда стран (Албании, Северной Кореи, Индонезии) перешли на сторону Китая.
В феврале-марте 1963 г. китайская пресса выступила с четырьмя статьями, разоблачившими «капитулянство» Хрущева, а также «неравные договоры», навязанные царской Россией Китаю. За статьями последовала нота из 25 пунктов, переданная в советское посольство в Пекине в июне 1963 г. это был исчерпывающий и провокационный обвинительный документ, направленный против всех основных установок советской политики. СССР ответил на нее предельно жестко. Китайские дипломаты были высланы из страны за антисоветскую пропаганду. После этих инцидентов пленум ЦК КПСС (февраль 1964 г.) одобрил доклад Суслова, обвинившего Пекин в империалистических устремлениях, скрываемых за его политикой помощи народам, борющимся против колониализма. Со своей стороны китайское руководство во все более категорической форме настаивало на своих территориальных притязаниях. В 1968 г. противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию.
В середине 60-х годов в Китае началась так называемая «Великая пролетарская культурная революция», которая привела к установлению в стране военно-бюрократической диктатуры, резкому усилению роли армии во всех сферах жизни общества, к всеобщей милитаризации страны. Воинствующий антисоветизм, принятый тогдашним китайским руководством в качестве одного из стержней внутренней и внешней политики государства, крайне обострил советско-китайские отношения. Все официальные партийно-государственные мероприятия в Китае проходили под лозунгом: «Советский Союз - наш смертельный враг». Китайские представители, действуя по указу Пекина, учинили антисоветские дебоши в Москве, Ханое, Париже, Багдаде, Алжире и многих других городах. Были совершены акты грубого насилия над экипажами задержанных советских кораблей.
Однако главным объектом противостояния пекинским руководством была выбрана советско-китайская граница. Искусственно созданная пограничная проблема стала раздуваться под измышлениями об «агрессивности Советского Союза», «об угрозе с Севера», «о стремлении СССР захватить земли Китая» 11 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http://www.russdom.ru//.
Необходимо отметить, что вплоть до 1960 г. никаких споров между двумя соседними государствами по поводу границы не возникало. Советско-китайская граница образовалась исторически, она была определена целым рядом договоров и различных соглашений, подписанных полномочными представителями обеих стран. Но с середины 60-х гг. провокационная деятельность китайской стороны на советской границе значительно активизировалась. С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу. Более того, нарушения границы приобретали все более вызывающий характер. Так, 11 апреля 1965 г. около двухсот китайцев под прикрытием военных вспахали участок советской территории. Встретив на своем пути заслон советских пограничников, китайские военнослужащие попытались его прорвать, допуская при этом насильственные и оскорбительные действия 11 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http:www.russdom.ru//.
Китайские власти искусственно накаляли обстановку, сосредоточив в приграничных с СССР районах воинские части и многочисленные подразделения так называемой «трудовой армии». Они развернули строительство крупных военизированных госхозов, по сути представляющих собой воинские поселения. Активизировалось создание «кадровых отрядов» народного ополчения, которых привлекали к охране границы, а также использовали для поддержания «чрезвычайного положения» в прилегающих к границе населенных пунктах.
Что касается позиции советского руководства, то оно неизменно придерживалось мнения, что никакой территориальной проблемы между двумя соседними странами нет, что советско-китайская граница имеет прочную договорную основу и какой бы то ни был пересмотр ее недопустим.
Эскалация провокационной деятельности китайской стороны проявлялась в расширении масштабов нарушений советско-китайской границы. В 1967 г. их число, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось более чем в 2 раза.
Масштабность и частота пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о стремлении пекинского руководства к развязыванию крупных конфликтов на границе. Об этом, в частности, откровенно заявил в феврале 1967 г. министр иностранных дел КНР Чжэнь: «Возможен разрыв отношений, возможна война». В марте того же года премьер Китая Чжоу Эньлай в одном из своих публичных выступлений отметил, что кроме большой войны «существуют пограничные войны», что «пограничная война между Китаем и СССР начнется раньше, чем война с США» 11 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http://www.russdom.ru//.
Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные провокации на советской границе в марте 1969 г., которые, по признанию Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения Китая к СССР.
2 и 15 марта 1969 г. китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую границу на реке Уссури - в районе острова Даманский. Здесь произошло вооруженное столкновение, в ходе которого китайским войскам пришлось уйти с территории границы.
Советское правительство 2 марта направило правительству КНР ноту, в которой заявило решительный протест по поводу вооруженного вторжения в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации. Советская сторона настаивала на принятии мер, которые исключали бы всякое нарушение советско-китайской границы, подчеркивая при этом, что в отношениях с китайским народом она руководствуется чувством дружбы и намерена дольше проводить эту линию.
Однако китайская сторона оставила эти предложения без внимания, готовя новую вооруженную провокацию на границе, которая была осуществлена 15 марта 1969 г. В районе Даманского было развернуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей. Более того, были предприняты меры по дезинформации противника. Когда китайцев вытеснили с острова, все подходы к нему с китайской стороны были заминированы, а прилегающий участок границы с советской стороны заблокирован частями Советской Армии.
После этого конфликта Китай пожаловался на Советский Союз в ООН.
Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 г. в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при решении спорных вопросов.
Дальнейшее развитие событий сложилось таким образом, что в начале 90-х годов, после проведения работ по демаркации советско-китайской границы, часть островов на реке Уссури, в том числе и Даманский, были переданы Китаю 11 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http://www.russdom.ru//.
В марте 1982 г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия Советской власти в Узбекистане Л.И. Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе 22 Мясников В.С. Россия и Китай. - М.:1996.-с.340. Китайская сторона ответила согласием. С октября 1982 г. возобновились, прерванные с 1980 г., советско-китайские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел.
В 1984 г. началась подготовка к заключению долгосрочного советско-китайского соглашения по внешней торговле на 1986-1990 гг.
К моменту прихода к власти М.С. Горбачева отношения между СССР и КНР были наилучшими за все предшествовавшие десятилетия, начиная с 60-х гг. М.С. Горбачев повел дело к полномасштабной нормализации отношений с КНР, считая ее составной частью встраивания внешнеполитических интересов Советского Союза в новую структуру отношений ведущих мировых лидеров.
В декабре 1988 г. на переговорах министров иностранных дел КНР и СССР было зафиксировано согласие советской и китайской позиции в отношении необходимости устранения иностранного военного присутствия в Камбодже.
В это же время СССР объявил о сокращении численности советской армии. Все советские войска были выведены из Монгольской Народной республики. Была проведена реорганизация структуры военных округов таким образом, чтобы они ориентировались на сдерживание американо-японской, а не китайской угрозы.
Эти мероприятия подготовили почву для визита М.С. Горбачева в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого были нормализованы советско-китайские межгосударственные отношения и связи между КПСС и КПК. Вслед за тем, в апреле 1990 г., в ходе визита в Москву Госсовета КНР, Ли Пэна, была подписана серия соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры.
Содержание :
Начало и развитие пограничной конфронтации между СССР-КНР в 1949-1969гг.
К моменту образования Китайской Народной Республики вопрос о линии прохождения границы между СССР и Китаем на официальном уровне не ставился. В соответствии с договором о дружбе союзе, взаимной помощи (1950г.) советско-китайская граница до начала ревизии двусторонних отношений была границей добрососедства, где между населением пограничных районов поддерживались активные связи, велась оживленная торговля, был налажен культурный обмен. Были заключены соглашения о сотрудничестве в целом ряде пограничных областей, среди которых "Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача, и оз. Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях" (1951г.), о лесоводстве, о совместной борьбе с лесными пожарами в пограничных районах и т.д. В рамках этих соглашений фактически охраняемая линия границы сомнению не подвергалась.
В начале 50-х гг. СССР передал КНР топографические карты с обозначением всей линии границы. С китайской стороны каких-либо замечаний по поводу линии проведения границы не последовало. В годы, когда советско-китайские отношения находились на подъеме, а экономическое становление и безопасность Китая в немалой степени зависли от СССР, вопросы границы на официальном уровне не поднимались.
Но уже со второй половины 50-х гг. начали появляться трудности во взаимоотношениях СССР и КНР. В 1957г. под девизом маоистской кампании "пусть расцветает сто цветов, и соперничают сто школ" звучало недовольство политикой СССР в отношении Китая, в том числе в форме претензий на определенные участки, находившиеся под юрисдикцией СССР. Интересен тот факт, что в целом позиции кругов, мнение которых расходилось с официальной политикой КПК, подверглись существенной критике, но их видение территориально-пограничной проблемы затронуто не было.
Еще одним свидетельством наличия расхождений в пограничном вопросе стала, так называемая, "картографическая агрессия", проводившаяся уже в 50-х гг. В картах, учебниках и атласах в границы Китая входят территории, находящиеся под фактической юрисдикцией СССР и других стран. В "Атласе провинций КНР", который вышел в Пекине в 1953 г. как китайские территории были обозначены участок на Памире и несколько районов на восточном участке, в том числе два острова у Хабаровска.
В 1956-1959гг. учащаются случаи нарушения границы китайскими гражданами, но тогда эти вопросы решались успешно на уровне местных властей. Общий тон двусторонних отношений оставался благожелательным.
В середине 50-х гг. СССР предложил Китаю урегулировать пограничные вопросы. Однако в связи с событиями в Польше и Венгрии эта инициатива не получила развития.
До 1960 г. вопрос о границе на межгосударственном уровне больше не поднимался. Однако в момент, когда вопрос о советско-китайской границе вновь встал на повестку дня, отношения двух стран уже не носили столь гладкий характер. В конце 50-х, начале 60-х гг. возникает целый ряд предпосылок для ухудшения отношений СССР и Китая.
Односторонние военно-политические акции Китая, совершенные без консультаций с СССР, ставили Советский Союз как союзника КНР в весьма сложное положение. К таким действиям в первую очередь можно отнести провокацию в отношении Индии (1959г) и инцидент в тайваньском проливе (1958). В этот же период усиливается стремление Китая обрести лидирующее место в международном коммунистическом и рабочем движении, а также избавиться от опеки КПСС.
К тому же, начиная с ХХ съезда КПСС (1956) между двумя странами стали нарастать и идеологические расхождения. Позднее, на их основе КПК обвинила КПСС в ревизионизме и реставрации капиталистических отношений. Негативно китайским руководством было воспринято осуждение культа личности Сталина. Личная неприязнь между Хрущевым Н.С. и Мао Цзэдуном тоже сыграла свою роль в ухудшении двусторонних отношений.
Некоторыми зарубежными авторами отмечается недовольство китайского руководства советским влиянием в Манчжурии и особенно в Синьцзяне.
Напомним, что одним из первых результатов разгорающегося конфликта между КПСС и КПК стал неожиданный отзыв советских специалистов из Китая в 1960 г. Почти одновременно произошел первый эпизод на границе, который показал наличие разногласий между СССР и Китаем в вопросе о линии прохождения границы и принадлежности тех или иных участков. Речь идет об инциденте 1960 г., когда китайские скотоводы производили выпас скота на территории находящейся под советской юрисдикцией, в районе перевала Буз-Айгыр в Киргизии. Когда прибыли советские пограничники пастухи заявили, что находятся на территории Китайской Народной Республики. Позже выяснилось, что они действовали по директиве властей своей провинции.
По этому поводу министерства иностранных дел Китая и СССР направили друг другу несколько нот и сделали устные заявления, в которых впервые со времени образования КНР на официальном, дипломатическом уровне обнаружилось различное понимание линии прохождения границы с Советским Союзом. Стороны так и не пришли к согласию, но в 1960 г. на пресс конференции в Катманду Чжоу Эньлай на вопрос о наличии не установленных участков на советско-китайской границе ответил следующее: "На картах есть незначительные расхождения… мирно решить очень легко".
Тем не менее, с осени 1960 г. начались систематические выходы китайских граждан на острова на пограничных реках Дальнего Востока, находящиеся под советским контролем, с целью ведения хозяйственной деятельности (покос травы, сбор хвороста). Советским пограничникам они заявляли, что находятся на китайской территории. Изменилась реакция советских пограничников на инциденты. Если ранее они игнорировали промыслы китайских крестьян на ряде территорий, находящихся под советской юрисдикцией, то, начиная с 1960 г. старались пресекать нарушения. Следует отметить, что в ходе демаркации границы в 80-90-е гг. большинство этих островов, в том числе о. Даманский, на законных основаниях перешли к КНР.
В сложившейся обстановке Президиум ЦК КПСС принял решение о создании межведомственной комиссии из специалистов МИД, КГБ и Министерства Обороны, в задачу которой входило подбор и изучение договорных актов по границе с КНР. Комиссия выявила 13 участков, где на картах сторон имелись расхождения и 12, где не было проведено распределение островов.
Сама пограничная линия не имела четкого обозначения на местности, т.к. из 141 погран знака в первоначальном виде сохранилось 40, в разрушенном состоянии находились 77, 24 отсутствовали вообще. Также отмечалось, что описание границы в договорных актах часто носит общий характер, а многие договорные карты составлены в мелком масштабе на примитивном уровне. В целом, по заключению комиссии отмечалось, что вся пограничная линия с КНР, кроме участка на Памире южнее перевала Уз-Бель, определена договорами. В случае проведения пограничных переговоров комиссия предлагала проводить границу не по берегам рек, а по линии середины главного фарватера на судоходных реках и по линии середины реки на несудоходных реках, а не как она была обозначена красной линией на карте, приложенной к Пекинскому договору, по которой граница шла по китайскому берегу. Узнать судьбу поможет гадание на картах Таро, доступное онлайн на сайте gadanieonlinetaro.ru.
Систематические нарушения китайскими гражданами охраняемой линии границы в 1960-х годах и демонстративное ведение хозяйственной деятельности, вероятно, имели целью закрепить на практике, так называемое, "существующее положение". Причем статистика нарушений показывала, что с 1960 по 1964 годы их количество быстро росло, а во второй половине 60-х инциденты стали носить более острый характер.
Таким образом, в 1960 г. количество нарушений было около 100, в 1962 уже около 5 тыс. В 1963 более 100 тыс. китайских гражданских и военных приняли участие в незаконном пересечении советско-китайской границе.
В условиях ухудшения обстановки на советско-китайской границе не прекращался обмен нотами и устными заявлениями, в которых стороны постоянно обвиняли друг друга. Советская сторона выражала свое недовольство по поводу нарушения китайскими гражданами границы, в китайских документах, как правило, говорилось, что советские пограничники не допускают ведения хозяйственной деятельности, там, где она велась ранее или заявляли о принадлежности того или иного участка к территории к КНР. Несмотря, на рост количества инцидентов на границы, до широкой огласки дело не доводилось. Отношения Советского Союза и Китая пока что, тоже не перешли от полемики к открытой конфронтации. Об этом говорят обзоры китайской и советской центральной прессы за 1962-1963 гг.
В 1963 г. стороны условились провести консультации по уточнению пограничной линии. Они начались 25 февраля 1964г. Переговоры проводились на уровне заместителей министров иностранных дел. Во главе советской делегации стоял генерал-полковником Зырянов П.И., командующий погранвойсками страны. Китайскую делегацию возглавлял и.о. заведующего отделом МИД КНР Цзэн Юнцюань. Переговоры продолжались до 22 августа того же года. В ходе встречи выявились различные подходы сторон к проблеме пограничного урегулирования.
Китайская позиция на переговорах сводилась к трем пунктам, на которых неизменно настаивала китайская сторона:
- Основой для переговоров должны служить только договоры.
- На переговорах должна быть рассмотрена вся граница, а не только ее отдельные участки.
- В результате переговоров должен быть заключен новый договор со ссылкой на существующие договоры, которые следует квалифицировать как неравноправные.
Необходимо отметить, что в данной формулировке имелся определенный подтекст. Дело в том, что, несмотря, на результаты работы межведомственной комиссии, говоривших о возможности передачи КНР отдельных участков, оставались весьма обширные участки (Памир), не включенные в договоры, но освоенные Советским Союзом и находившиеся под юрисдикцией СССР продолжительное время. Переход, этих участков к КНР был бы весьма чувствительным для Советского Союза в политическом плане и мог получить нежелательный местный резонанс. Поэтому в словах Зырянова П.И. упор делался на то, что "граница сложилась исторически и закреплена самой жизнью".
Советские пограничники готовятся к вытеснению китайских нарушителей. Январь 1969г.
Китайцы довольно остро отреагировали на тактику подобного рода. Ими выражалось недоумение по поводу того, как определялась историческая линия границы: "Что вы подразумеваете под исторически сложившейся пограничной линией? Имеете ли вы в виду линию сложившуюся в ХУ11 или ХУ111 веке, или же линию сложившуюся за минуту до вашего выступления?". Глава китайской делегации Цзэн Юнцюань так прокомментировал ее: "На тех участках, где вы не перешли определенной договорами пограничной линии, вы, видимо, не будете возражать против того, чтобы действовать в соответствии с договорами, а на тех участках, где вы перешли определенную договорами пограничную линию, вы будете настаивать на том, чтобы вопрос разрешался в соответствии с "фактически охраняемой линией". По его же словам "фактически охраняемая, исторически сложившаяся линия границы" появилась, когда на границе Китая и СССР было не многим более 200 пограничников КНР и советская сторона посылала войска куда заблагорассудится.
При этом китайская сторона делала акцент на том, что, отказываясь от "большого реестра" должна вернуть обратно, то, что было "захвачено" Россией и Советским Союзом сверх него. Звучало это следующим образом: "Вы должны знать, что мы не требуем от вас отказаться от 1540 тыс. кв. км китайской территории, отторгнутой царской Россией. Мы проявили максимум великодушия и доброй воли. Помимо этой отторгнутой от Китая территории, вам никак не удастся больше захватить ни пяди китайской территории".
Китайская сторона, к тому же, настаивала на признании русско-китайских договоров, определявших границу неравноправными. Указывалось, что эти договора были заключены в период слабости Китая и по их итогам было отвергнуто более 1500 тыс. кв. км. китайской территории в пользу России, в том числе 1 млн. кв. км. в Приморье и Приамурье и 0,5 млн. кв. км. в Средней Азии. Так, по Айгуньскому договору к России перешло 600 тыс. кв. км., по Пекинскому 400 тыс. кв. км., по Чугучакскому более 440 тыс. кв. км., по Петербургскому более 70 тыс. кв. км. Китайская сторона также настаивала на том, что в 1920-е гг. Советская Россия отказалась от всех неравноправных договоров, а поскольку договора о границе с Россией рассматривались в КНР именно как неравноправные, то китайская делегация не раз заявляла, что вправе признать их ничтожность.
При этом оговаривалось, что признание договоров неравноправными не приведет к новым территориальным притязаниям. Однако советские эксперты увидели в таком предложении ловушку. Китайцами не раз подчеркивалось, что хотя договоры и носят неравноправный характер, но, учитывая характер отношений между социалистическими государствами, Китай не станет требовать возврата этих земель, а лишь добивается признания "неравноправности" русско-китайских договоров. Проблема заключалось в том, что Китай мог в будущем объявить Советский Союз несоциалистическим государством, что через некоторое время и произошло, и поэтому признать договоры ничтожными и, таким образом, поднять вопрос о принадлежности 1500 тыс. кв. км.
По вопросу о "неравноправности" русско-китайских договоров, обе делегации неоднократно втягивались в неоправданную полемику, что отнимало много времени и не приносило практических результатов. Закономерно, что в итоге советская сторона отвергла этот пункт.
Тем не менее, базой для переговоров китайцы готовы были признать русско-китайские договоры Х1Х века. Но при этом они утверждали, что Советский Союз не соблюдает и эти договора и "вгрызается" в китайскую территорию.
Китайская сторона настаивала на том, чтобы Советский Союз признал спорные районы, и требовала по их обозначении вывести оттуда войска, в том числе и пограничные. Общая площадь "спорных районов" составляла примерно 40 тыс. кв. км., в т.ч. 28 тыс. кв. км. на Памире. Суммарная длинна «спорных» участков пограничной линии превышала половину длины границы СССР и КНР и в основном проходила по рекам Амур и Уссури. Представители СССР утверждали, что речь может идти лишь об уточнении линии прохождения границы (демаркации) на некоторых участках и не признавали наличия "спорных районов".
В ходе переговоров была возможность достигнуть определенного компромисса по восточному участку границы, протяженностью в 4200 км., но за исключением вопроса двух островов (Большой Уссурийский и Тарабаров). В апреле 1964 г. стороны обменялись топографическими картами с обозначением своего понимания линии границы и создали рабочую группу, после чего приступили непосредственно к рассмотрению линии границы. В результате изучения китайских карт и сопоставления их с советскими было установлено, что в нанесении линии границы на этих картах имеются расхождения на 22 участках, из которых 17 расположены на западной части советско-китайской границы (ныне среднеазиатские республики бывшего СССР) и 5 участков - на восточной части границы. Эти участки примерно совпадали с участками, которые указывала в своей записке межведомственная комиссия 1960 г. На китайских картах были обозначены еще 3 участка, которые в материалах комиссии не фигурировали, в том числе довольно большой участок в районе перевала Бедель (Киргизия), а также острова у Хабаровска. Наибольшие расхождения были выявлены по Памирскому участку.
По итогам рассмотрения карт в Москве был сделан вывод о возможности проведения переговоров не по отдельным участкам, как это предполагалось ранее, а по всей границе, как настаивала китайская делегация. Такой подход стал возможен, поскольку на большей части протяжения пограничной линии жизненно важных расхождений граница не имела. По наиболее протяженной линии, требовавшей уточнения – речная граница на Дальнем Востоке, у сторон было одинаковое понимание того, что граница должна была проходить по главному фарватеру. В связи с этим делегации было дано дополнительное указание подтвердить линию прохождения границы на участках, где стороны понимают ее одинаково. В рамках такого подхода стороны смогли придти к взаимопониманию по всему восточному участку границы, за исключением вопроса о протоке Казакевичева.
Когда советской делегацией было предложено зафиксировать результаты уточнения границы на восточном участке, оставляя на потом решение вопроса о протоке Казакевичева, китайская сторона была согласна на такой вариант. Однако в данном вопросе принципиальность проявило советское руководство. Генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, настаивал на позиции "либо все, либо ничего".
Не способствовало достижению согласия и заявление Мао, прозвучавшее во время переговоров в открытой печати о территориальном реестре в 1,5 млн. кв. км.
В результате консультаций никаких договоренностей достигнуто не было. После их окончания, которые так и не продолжились, пограничные инциденты возобновились. С октября 1964г. по март 1965г. советско-китайская граница нарушалась 36 раз с участием 150 китайских гражданских лиц и военнослужащих, а за 15 дней апреля 1965г. граница нарушалась 12 раз с участием более 500 китайских гражданских и военнослужащих. Число нарушений советско-китайской границы в 1967г. отмечалось примерно 2 тыс. раз. В разгар культурной революции 1966-1969 китайские пограничники и отряды хунвэйбинов таранили советские сторожевые суда, пытались захватить патрули, устраивали драки с советскими пограничниками.
По некоторым китайским данным, с 15 октября 1964 г. по 15 марта 1969 г. количество пограничных конфликтов составило 4189 случаев. При этом, нарушения границы с китайской стороны носили, как правило, провокационный и хорошо организованный характер. Китайские лидеры открыто заявляли о возможности начала военных действий. В китайской прессе продолжалась критика советского руководства. Нападкам подвергалась вся внутренняя и внешняя политика Советского Союза, которая определялась как политика ревизионизма, гегемонизма и социал-империализма, ставилась в один ряд с американским империализмом. Любые действия СССР на международной арене, освещенные в китайской прессе, подвергался серии жестких нападок, и рассматривались как враждебные КНР.
Напряженность усиливалась еще и потому, что ряд островов на реке Уссури, находившихся на китайской стороне главного фарватера были под фактическим контролем советских пограничных войск, а китайская сторона, утверждая их принадлежность к КНР, обозначала на них свое присутствие демонстративным ведением хозяйственной деятельности и присутствием там своих пограничных патрулей. Советская сторона довольно часто мотивировала свое присутствие на китайской стороне фарватера наличием "красной линии" на карте Пекинского договоров о границе 1860 г., где она обозначала линию прохождения границы и на речных участках и шла по китайскому берегу. К тому же, пока не было достигнуто официальной договоренности и не была произведена делимитация, СССР продолжал распространять свою юрисдикцию на "исторически сложившуюся и фактически охраняемую" линию границы
Вообще, с началом культурной революции отношения двух государств приобрели характер, редко встречавшийся до этого в практике международных отношений. Провокации против СССР случались не только на границе. Имели место незаконные задержания советских судов гражданских судов "Свирск" и "Комсомолец Украины", провокации китайских граждан на Красной площади и у американского посольства в Москве, а также у советского посольства в Пекине.
В сравнении с 50-ми годами двумя существенными особенностями обстановки на границе в 60-х гг. стали, во-первых, военное строительство, во-вторых, непрекращающиеся инциденты.
Пиком конфронтации стал 1969г. Начиная со 2 марта на реке Уссури на острове Даманский (Чжэньбаодао) происходили столкновения между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими. До этого столкновения советских и китайских пограничников также имели место, однако, они редко переходили пределы рукопашного боя и не приводили к человеческим жертвам. Но в ходе боёв 2 марта 31 советский пограничник погиб, а 14 человек получили ранения. С китайской стороны в данной акции приняло участие приблизительно 300 человек. Имело место применение артиллерии и минометов, а также крупнокалиберных пулеметов и противотанковых орудий. Китайские вооруженные силы также понесли большие потери. Боевые действия продолжились 14-15 марта. Только после применения советской стороной систем залпового огня "Град", которые накрыли китайскую территорию на 20 кв. км. в глубину и нанесли серьезные потери китайским вооруженным силам столкновения на о. Даманском прекратились. На ноты протеста и Заявление советского правительства руководство КНР отвечало в обычном стиле, что СССР должен признать неравноправный характер договоров, определяющих границу между СССР и КНР и, называли СССР агрессором "посягнувшим" на китайскую территорию. Участники боев с китайской стороны на родине рассматривались как герои.
Следует отметить, что формально китайская сторона имела веские основания претендовать на о. Даманский (Чжэньбаодао) и ряд других островов, т.к. они находились по китайскую сторону главного фарватера, который, согласно нормам международного права, принимается за линию границы на пограничных реках. Однако китайской стороне было известно, что этот и другие острова много лет находятся под юрисдикцией СССР. Известно китайской стороне было и то, что Советский Союз, в принципе, не возражает против передачи этих островов Китаю. Как показали дальнейшие переговоры, вопрос о принадлежности островов был решаем, а в условиях противостояния действия КНР в отношение этих островов были направлены на обострение ситуации и могут рассматриваться как провокационные, что свидетельствует о том, что инициатором кровопролития явилась китайская сторона.
Относительно событий на о. Даманский существует версия, что они были намеренно спровоцированы китайскими вооруженными силами по предписанию Линь Бяо, для того чтобы укрепить его позиции на 1Х съезде и повысить роль НОАК в китайской политике.
29 марта советское правительство сделало заявление, выдержанное в жестком тоне, в котором предлагало возобновить переговоры, начатые в 1964 г. В данном документе руководству КНР предлагалось воздерживаться от действий на границе, могущих вызвать осложнения, решать возникшие разногласия в спокойной обстановке. В заключение отмечалось, что "попытки поговорить с Советским Союзом, с советским народом языком оружия, встретят твердый отпор". На IХ съезде КПК в своем выступлении маршал Линь Бяо говорил, что предложения советского правительства от 29 марта будут рассмотрены и на них будет дан ответ. Вместе с тем, говорилось, что "Наша партия и правительство (КПК) всегда выступали и выступают за разрешение этих вопросов через дипломатические каналы путем переговоров, с тем, чтобы разрешить их на справедливых и рациональных началах". 11 апреля МИД СССР вновь направил МИД КНР ноту, в которой было предложено возобновить консультации между полномочными представителями правительств КНР и СССР "в … самое ближайшее время". Ответ был получен в мае 1969 г. В нем вновь содержались утверждения о том, что о. Даманский (Чжэньбао дао) является китайской территорией, а инциденты на Уссури были преднамеренно спровоцированы советской стороной. При этом подтверждалось, что КНР выступает против применения военной силы, а о месте и дате переговоров предлагалось договориться по средствам дипломатических каналов. Эти советские и китайские заявления свидетельствовали, что обе стороны пытались выставить себя в роли жертв агрессии и снять с себя ответственность за кровопролитие.
При формальной готовности возобновить переговорный процесс и снизить уровень напряженности, инциденты на границы не прекращались до конца лета 1969 г., а выступления на партийных заседаниях и в прессе обеих стран звучали все жестче. За июль и первую половину августа произошло более 488 случаев нарушения границы и вооруженных инцидентов с участием 2,5 тыс. китайских граждан. 8 июля китайские пограничники атаковали советских речников на о. Гольдинский. 13 августа в Казахской ССР в Семипалатинской области в районе озера Жаланашколь произошел крупнейший после мартовских событий вооруженный инцидент с жертвами с обеих сторон. Только после этого сторонам удалось договориться о встрече на достаточно высоком уровне.
11 сентября 1969 г. КНР посетил глава советского правительства Косыгин А.Н., встретившись с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Результатом "встречи в аэропорту" стала договоренность о дальнейшем ведении переговоров о границе, начиная с 19 октября 1969г., а также об осуществлении ряда мер с целью нормализации обстановки на границе. В ходе беседы, продолжавшейся 3,5 часа, были также обсуждены вопросы об обмене послами (вместо временных поверенных в делах), об активизации торговых отношений и о нормализации межгосударственных отношений.
Главы правительств также пришли к согласию, что во время переговоров следует исключить всякую угрозу применения силы.
В результате советским пограничникам было дано указание охранять границы на реках до середины фарватера. Им также вменялось поддерживать нормальные отношения с пограничными войсками и властями КНР; рассматривать все пограничные вопросы путем консультаций в духе доброжелательности и учитывая взаимные интересы населения пограничных районов обеих стран в области хозяйственной деятельности.
Несмотря на то, что обстановка на границе стабилизировалась, существенного прогресса в отношениях между двумя государствами достигнуто не было, а вопросы пограничного урегулирования так и остались открытыми.