Навыки дрессировки собак. Дрессировка собак
Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие. Выработка навыка происходит в три стадии:
Первая стадия выработки навыка заключается в том, чтобы вызвать у собаки первоначальную реакцию (и действие) в ответ на определённый условный раздражитель (звуковую команду, жест). Она характеризуется тем, что у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она нечётко различает команды путается в их исполнении). Дрессировщик должен поощрять лакомством только правильное выполнение команды. Занятия надо проводить без отвлекающих собаку посторонних раздражителей и на коротком поводке.
Вторая стадия состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, иногда подход к дрессировщику по команде "Ко мне!" дополняется обходом его справа к левой ноге и самостоятельной усадкой. На этой стадии не следует усложнять условия, в которых навык отрабатывается. Это обеспечит быструю и лёгкую его выработку.
Третья стадия состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в сложных условиях окружающей среды, то есть при наличии посторонних раздражителей. Это необходимо для того, чтобы достичь безотказного проявления навыков или довести их до автоматизма. Проводя занятия, меняют место, время, условия, применяют более сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, но и контрастный метод дрессировки, а на тренировках в основном механический метод.
В результате дрессировки, то есть наработки навыков, у собаки вырабатывается определенный динамический стереотип поведения. Под динамическим стереотипом понимают свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определённую систему. Проявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к "программированию" своего поведения (например, поднося предмет дрессировщику, собака садится и ждёт, когда он возьмет его). Чем прочнее динамические стереотипы, тем надёжнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у собаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если подавать команды в одной и той же последовательности ("Стоять!", "Сидеть!", "Лежать!"), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между их подачей, собака, прочно усвоив определённую последовательность выполнения действий, будет выполнять их в этой последовательности, уже не реагируя на подаваемые команды. Чтобы избежать этого, следует при дрессировке собак чередовать различные команды и время занятий. При выработке навыков у собаки пользуются общими и специальными приёмами дрессировки. Общие приёмы дрессировки облегчают подчинение собаки дрессировщику, создают условия для управления её поведением благодаря усилению связи (контакта) дрессировщика с собакой. Специальные приемы дрессировки закладывают навыки, отработка которых обеспечивает использование собаки в определённых целях, например как розыскной, караульной, пастушьей, ездовой, охотничьей. Успех дрессировки до некоторой степени зависит от условий окружающей среды. Жаркая или холодная погода затрудняет работу, ветреная облегчает или затрудняет управление поведением собаки. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки от -15 до +20°С. Тренировки в холодную или жаркую погоду повышают служебные качества собаки. В холодную погоду собаку нужно защищать попоной, в жаркую чаще давать пить и предоставлять отдых по возможности в тени. В сырую, дождливую погоду тело собаки необходимо прикрывать попоной из непромокаемой ткани или плёнки. При дрессировке к каждой собаке необходим индивидуальный подход, с учетом анализа поведения, состояния её организма, возраста, условий выращивания и воспитания. Учитываются преобладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак до 1,5 лет. Молодняк нужно втягивать в работу постепенно, соблюдая режим упражнений. Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно использовать механические раздражители. Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, упражнения на охрану проводятся после отработки тормозных рефлексов. При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы отрабатывать тормозные навыки следует осторожно и постепенно, так как напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно. При организации занятий в группах инструктор должен составлять индивидуальный график.
Проявление нежелательных навыков у собак следует подавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда собака стремится напасть на домашнее животное, лаять на пролетающих птиц, гоняться за ними. В результате она становится непригодной к несению службы, и отучить её от этого бывает очень трудно. Нельзя также допускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе она всегда будет проявлять агрессивность, нападать на посторонних без команды дрессировщика и станет опасной для окружающих, что сделает невозможным её содержание в квартирных условиях. Ошибки, допущенные в процессе дрессировки, затрудняют выработку навыков и приводят к появлению нежелательных рефлексов, снижающих служебные и другие качества собак. Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика. Дрессировщик может путать порядок применения условных и безусловных раздражителей, например сделает рывок поводком (безусловный раздражитель), а затем подает команду "Рядом!" (условный раздражитель). Это нарушение одного из законов возникновения условного рефлекса ведёт к нарушению контакта дрессировщика с собакой. У собаки также может возникнуть нежелательная реакция на обстановку и время, если дрессировку вести всегда в одном месте и в одно и то же время. Часто владелец недоумевает, почему собака, всё делая дома, на площадке не работает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под воздействием сильных посторонних раздражителей, то есть навык не отработан до автоматизма.
К чему необходимо стремиться (при желании)
Подготовительные приемы
- Установление контакта с дрессировщиком
- Приучение к кличке
- Приучение к ошейнику, поводку и привязи
- Приучение к наморднику
- Приучение к чистке
- Приучение к показу для осмотра
- Приучение к перевозке на автомашине
- Приучение к спокойному реагированию на сильные звуковые и световые раздражители
- Развитие злобы и недоверчивости к посторонним людям
- Развитие обонятельно-поисковой реакции
- Приучение к темноте, непогоде
Основные приемы
Предназначены для выработки общедисциплинарных и специальных навыков, обуславливающих пригодность собаки к определенной службе.
Общедисциплинарные
- Приучение переходить в свободное состояние
- Приучение подходить к дрессировщику
- Приучение к движению рядом с дрессировщиком
- Приучение садиться
- Приучение ложиться
- Приучение стоять
- Приучение к подноске предметов
- Приучение к преодолению препятствий
- Приучение к переползанию
- Приучение к прекращению нежелательных действий
Специальные
- Приучение к ведению борьбы с человеком
- Приучение к задержанию убегающего человека, окарауливание его на месте и в движении
- Приучение к поиску человека по запаховому следу
- Приучение к обыску местности и помещений
- Приучение к выборке вещей
- Приучение к выборке человека по запаху вещи и следа
- Приучение к сторожевке на месте и в движении
- Приучение к одорологической идентификации вещей, человека и запахового следа
- Приучение к обнаружению наркотиков, взрывчатых веществ, оружия, типографских изданий и др.
- Приучение к охране на блокпосту на короткой привязи и свободном окарауливании
Дополнительные приемы
- Приучение к проявлению лая
- Обучение плаванию
- Приучение к ускорению, замедлению темпа движения
- Приучение к обозначению обнаруженной вещи при работе по следу и обыске местности
- Приучение к работе без поводка
- Приучение к борьбе с вооруженным человеком
- Приучение к перевозке на верховой лошади, на вертолетах и др. транспортных средствах
- Приучение к управлению по радио
- Приучение к новым видам специального снаряжения
- Приучение не брать корм (лакомство), найденный или предлагаемый посторонним человеком
- Приучение к работе по запаховому следу в паре
Вспомогательные приемы
- Приучение к выдержке в различных положениях
- Обучение к возвращению на прежнее место
- Приучение к безотказной работе в группе и в строю
- Предварительное ознакомление с новой для собаки обстановкой и необычными раздражителями
- Кроссы для выработки выносливости при передвижениях различными темпами на большие расстояния (до 5-10 км и более)
Общий курс дрессировки для собак не служебного предназначения включает выработку условных рефлексов на следующие команды:
- «Ко мне». Собака подбегает к хозяину по первой команде (сигналу), обходит Вас с правой стороны и садится с левой. До следующей команды не изменяет положения корпуса
- Движение по команде «Рядом» с изменением темпа и направления движения. Собака движется с левой стороны от дрессировщика (у левой ноги), подстраивается под его темп и следит за изменением направления движения, при остановке занимает положение, сидя у левой ноги
- Выдержка в положении «Сидеть» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
- В положении «Лежать» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
- Выдержка в положении «Стоять» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
- Работа собаки на расстоянии по голосу и жестам дрессировщика, комплекс упражнений («Сидеть», «Лежать», «Стоять»). Дрессировщик оставляет собаку в положении «Сидеть», отходит от собаки на расстояние не менее 15 метров и жестом или голосом дает команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять» в разном порядке. Собака должна выполнять эти команды по первой команде (сигналу), не продвигаясь вперед
- Работа собаки на расстоянии по звуковому сигналу. Собака находится на любом доступном расстоянии от дрессировщика, в свободном состоянии и не ожидает команды. По первому команде дрессировщика должна принять одно из положений «Сидеть», «Лежать», «Стоять» там, где услышала эту команду, не продвигаясь вперед
- Возвращение на место. По команде «Место» собака должно самостоятельно направиться быстрым темпом к любому предмету, оставленному Вами, на расстоянии не менее 15 метров и обозначить его укладкой
- Прекращение нежелательных действий
- Отказ от найденного корма
- Отказ от корма чужого человека
- «Апортировка»
Обязательным условием курса является — выполнение команд по первому сигналу (команде) дрессировщика.
Многие собаководы с уверенностью утверждают, что их собаки способны выполнять различные мысленные команды, как-будто они способны читать мысли своих хозяев.
Хоть факт того, что собаки умеют читать мысли телепатически пока не доказан, но тем не менее, некоторые особенности отличают собак от других животных.
1. Собаки способны к эмпатии
Зевота представляет собой явление, напрямую связанное с эмпатией. Она наблюдается только у видов, способных к сопереживанию, то есть у человека и других приматов, и только в пределах одного вида. Люди зевают, когда видят, как другие люди зевают; шимпанзе зевают, когда они видят, как зевают другие шимпанзе. Возможно, вы пару раз зевнули при прочтении этого абзаца.
Исключением из этого правила являются, конечно, собаки - они могут «поймать» ваш зевок. Исследователи точно не знают, почему так происходит, так же как и не знают, почему зевание настолько «заразно» для людей, но они предполагают, что люди используют зевание, чтобы обозначить усталость. Собаки же по мере одомашнивания нашли множество способов для общения с человеком, и, возможно, зевание - один из таких способов.
Более того, когда мы находимся в плохом настроении, собаки чувствуют, что нам плохо, и реагируют на это - виляют хвостами, склоняют головы набок, лижутся. Это форма утешения. Вот почему собак можно считать отличными «терапевтами»: они могут слушать, не перебивая, и везде следовать за вами. Так что очевидно, что собаки обладают сверхъестественной способностью читать наши эмоции, но каким образом?
Дело в том, что у всех людей независимо от того, правши они или левши, эмоции отображаются преимущественно на правой стороне лица. Когда мы смотрим друг на друга, оценивая возможность получить поцелуй или вероятность драки, мы ориентируемся на правую сторону лица. Помимо людей схожим образом действуют только два вида - макаки-резус и собаки, хотя мы надеемся, что ваша собака не ищет ни романтики, ни членовредительства.
2. Собаки понимают, что наше визуальное восприятие отличается от их собственного
Исследователи решили проверить это и поместили собаку и человека в противоположных концах комнаты, в центре которой находились две одинаковые игрушки. Затем они закрыли игрушки от человека барьерами: перед одной игрушкой поставили прозрачный барьер, а перед другой - непрозрачный. Когда человек скомандовал собаке: «Неси сюда!», физически никак не указав на то, какую именно игрушку имел в виду, собака принесла игрушку, которую человек мог видеть - ту, что за прозрачным барьером. Так повторялось, пока человек не повернулся к игрушке спиной. Тогда собака один раз принесла другую игрушку, а в другой - ту же самую.
Собаки, ориентирующиеся в основном по запахам, даже это используют себе на пользу. Например, собака не будет есть ту еду, которую вы ей брать не разрешили, пока вы на неё смотрите. Но как только вы закрываете глаза, отворачиваетесь или кладёте что-то между собой и едой, ваша собака потеряет всю свою собачью нравственность и возьмёт еду.
3. Собаки считают, что вы знаете нечто, чего они не знают
Желание собаки попробовать ту же пищу, что едят люди, обусловлено куда большим, чем просто подозрением, что ваша-то пища наверняка гораздо вкуснее того, что лежит в её миске - она будет просить еду с вашего стола, даже если вы сами будете есть собачий корм.
До тех пор, пока вы будете изображать наслаждение от поедания пищи, чем бы она ни была, ваша собака будет просить кусочек так же настойчиво, как обычно просит мясо. Собаки хотят есть то, что едим мы, просто потому, что нам это нравится, а они доверяют нашему мнению.
Учёные, изучающие это явление, обнаружили, что даже если собаке на выбор представлены две тарелки с едой, большая и маленькая, она выберет маленькую в том случае, если люди ели из маленькой тарелки и явно наслаждались пищей. Если же вы по какой-то причине изобразите недовольство пищей, то вероятность того, что вашей собаке она тоже не понравится, весьма велика.
4. Собаки понимают указывания
В настоящее время известно только два вида живых существ, понимающих, что такое указывание на какую-то точку - люди и собаки. Даже после тщательной подготовки шимпанзе, наша ближайшая родня на эволюционном древе не понимает указующих жестов.
А вот собаки понимают, потому что эволюция бок о бок с человеком заставила их зарубить себе на носу две вещи: люди видят мир по-другому и именно точка зрения людей правильная и всегда заслуживает доверия. Так что когда вы указываете пальцем на какую-либо вещь, собака поймёт, что вы имели в виду.
5. Собаки знают, кто вам нравится больше, а кто - меньше
Представьте, что вы и ваша собака выходите вечером на прогулку, и тут мимо вас проходит другой человек с собакой. Вы без задней мысли наклоняетесь, чтобы её погладить, и тут ваша собака отпрыгивает в сторону и тянет поводок, чтобы вы пошли за ней. Это достаточно интересная реакция. Долгое время считалось, что собаки не способны к ревности.
Учёные делят эмоции на две категории: первичные эмоции, такие как страх и гнев, и вторичные эмоции, такие как чувство вины или зависти, которые требуют самосознания. Считалось, что самосознанием обладают исключительно приматы.
В конечном итоге исследователи провели эксперимент, доказывающий, что собакам оно тоже в какой-то мере присуще. Они заставляли двух собак выполнять одинаковые трюки, причём после каждого трюка одна собака всегда получала награду, а вторая - нет. После нескольких повторений вторая собака прекратила выполнять команды без награды, а также демонстрировала явные признаки стресса и раздражения.
Интересно, не правда ли? Но это доказывает, что собаки понимают справедливость, а не ревность. Однако у собак вырабатываются те же гормоны, что и у людей, связанные с ревностью и любовью, - окситоцины. Поэтому собаки могут выказывать и явные признаки зависти и ревности. Иногда только что ощенившиеся собаки могут даже ревновать хозяина к своим собственным щенкам, поскольку всё внимание достаётся им, и при неосторожном поведении хозяина сука даже может демонстрировать агрессивное поведение в отношении своего потомства.
Памятка для начинающего дрессировщика
Дрессировщик(Д)-это тот человек, который выполняет все действия с собакой, держит поводок и командует ею. Специалист, ведущий занятия по дрессировке, называется инструктором. Главная (если не единственная) задача инструктора состоит в обучении приемам дрессировки хозяина собаки, поэтому надо помнить, что обучение самой собаки в его задачи не входит!
Не следует уповать на то, что инструктор решит все проблемы, взявшись за поводок и грамотно выполнив все упражнения. Научить-то он научит, но именно в этом случае собака будет считать хозяином его, а не вас. Не говорю уже о том, что для инструктора, это не профессионально - ему и прикасаться -то к собаке следует только в тех случаях, когда вам нужна чисто механическая помощь.
Навыки и правила их выработки у собак.
Навык-это действия собаки, выработанные в результате повторения упражнения, когда условный сигнал подкрепляется пищей либо механическим воздействием. Обычно навык-это сложный набор последовательных действий (положительных и тормозных рефлексов). Например, на команду «Ко мне!» собака(С) движется к дрессировщику, садиться перед ним и проявляет выдержку (тормозной рефлекс) в занятом положении. Навык-это динамический стереотип. Процесс выработки навыка можно разделить на три стадии.
1-я стадия. Д подбирает место без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального рефлекса(Р), входящего в состав навыка. Например, вырабатывает у С хватку за предмет, находящийся в руках дрессировщика, по команде «Апорт!».(«Возьми!», «Держать!»,если работаем на принуждении, когда С не активна).
2-я стадия. Д начинает последовательную выработку новых Р, входящих в состав того же навыка.
По команде «Апорт!» приучает брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко от С, и приносить его. Таким образом вырабатывается навык в целом.
3-я стадия. Продолжение упражнения по закреплению навыка до автоматического его выполнения в разнообразных условиях.
При дрессировке С следует соблюдать следующие правила:
1.Необходимо применять два раздражителя - условный (команда) и безусловный (пища, нажим рукой и т.п.). Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.
2.Физиологическая сила безусловного раздражителя должна быть большей по сравнению с силой условного.
3.Безусловный раздражитель применяют через 1-3 с после действия условного.
4.Повторять действие двух раздражителей необходимо многократно, до 20 упражнений в день в среднем с промежутками между упражнениями 4-5 мин. Когда навык начинает проявляться, режим упражнений и время между упражнениями изменяют - то сокращают, то увеличивают с учетом индивидуальных особенностей С.
5.Выработанный навык закрепляют, постепенно усложняя обстановку и изменяя условия.
6. Дрессируемая С должна быть здоровой, бодрой, привитой и обработанной.Обращаться с С нужно спокойно, бережно. У вялой, угнетенной, больной С рефлексы не вырабатываются.
Двигательные условные рефлексы(УР) вырабатываются быстрее, если нужные движения С
совершает сама, а Д вовремя дает команду и подкрепление. Например, С отпускают побегать, и как только она сама направляется в сторону Д, следует подать команду «Ко мне!» и показать лакомство. Когда С подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят к методу наталкивания.
Необходимо использовать подражание, игру, повадки животного, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на С. Заученные, автоматические действия играют немаловажную роль в поведении С. Выработка каждого нового навыка осуществляется в определенной последовательности и должна сочетаться с теми навыками, которые вырабатывались ранее. Некоторые из них частично или полностью могут входить в состав новых навыков. Например, навык на команду «Апорт!» входит в состав более сложного навыка – выборки вещей по запаху. Это в целом и составляет последовательно-сочетательную систему выработки навыков у собаки при подготовке её к определённой службе.
В процессе дрессировки подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем применяют регулярно, либо эпизодически(вероятностное подкрепление). При вероятностном подкреплении(30% подкреплений) некоторые УР вырабатываются быстрее, чем при 100%-ном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно в данных условиях, то есть подкрепление следует за условным сигналом случайно, в непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью. Подкрепление усиливает или увеличивает вероятность реакции. Четкие, умелые действия Д способствуют успешному формированию навыков у С. Ошибочные действия ведут к возникновению нежелательных навыков, затрудняющих дрессировку С. А чтобы переделать такие навыки в положительные, требуется еще большее напряжение нервной системы С, чем при первоначальной его выработке. Переделка стереотипа всегда труднее, чем его выработка. Только высокое мастерство Д дает возможность избежать ошибок в работе. А для этого должны сформироваться доверительные, профессионально деловые и правильные взаимоотношения между Д и инструктором на дрессировочной площадке.
Правила кормления
1.Собака(С) не должна быть перекормлена, чтобы она не имела возможности капризничать, выбирать любимую пищу и тем более отказываться от еды. А перед занятиями – С голодна.
2.Кормление С производится в примерном соответствии с «часовым» графиком, соответствующим виду, возрасту и кондиции С.Молодых С кормят до шести раз в день, взрослых собак - два раза в день.
3.Наиболее целесообразно приурочить кормление не к фиксированному времени по часам, а, например, к прогулке, время которой определяется образом жизни хозяев. Щенка во время приучения к чистоте выносят на улицу после кормления, а для взрослой С практичнее и полезнее такой режим, в котором кормление следует после прогулки.
4.Миска с кормом ставится на несколько минут (до отхода от нее), после чего не съеденные остатки убираются, а обычная порция сокращается на то количество пищи, какое осталось недоеденным.
5.Отнимать миску у С во время еды строго запрещается , а при необходимости забрать миску подается команда «Дай!»(или «Фу!»)
6.Если С не заинтересованно в еде, не торопится есть, отходит от миски, отказывается от доброкачественной пищи, то миска убирается, а в следующее кормление С предлагается пища того же состава. Никогда нельзя оставлять миску с кормом стоять в ожидании, что животное проголодается и доест, - это грубейшая ошибка.
7.В следующий раз корм дается только в очередное кормление, и не раньше.
8.Перед кормлением С (щенок – примерно с полуторамесячного возраста) усаживается или укладывается перед кормушкой. Позволять С срываться с места без разрешения хозяина, бегать
вокруг, мешать приготавливать пищу недопустимо .
9.Собаке разрешается приступить к еде (как бы она ни была голодна!) только после явно выраженной команды хозяина («Ешь!», «Можно!»и т.п.).
Навыки - это действия собаки, которые в результате длительного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться как бы автоматически.
Навыки животных неосознанны. Они вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык - это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов.
Например, навык на команду "Ко мне" состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между собой в определенном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых, собака садится около дрессировщика, и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении.
Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на три стадии (рис. 55).
Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки
1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде "Апорт" хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.
2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, хватательный рефлекс за предмет по команде "Апорт" дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом вырабатывается навык в целом.
3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его выполнения по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей.
Как уже говорилось, выработанный навык состоит из последовательно проявляющихся нескольких условных рефлексов. Такое явление обычно называют динамическим стереотипом, так как на основе одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более сложных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.
При дрессировке собак необходимо соблюдать следующиеправила:Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки
1. Наличие двух раздражителей: один должен быть условный (например, команда), второй - безусловный (рывок поводком, пища)
2. Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается достаточно стойкий и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.
3. Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточной силы, четким, кратковременным. Бели команду "Сидеть" подавать даже очень громко, но на поясницу не нажимать, а лишь прикасаться к ней, то есть оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.
4. Условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1-2 секунды после условного. Например, подается команда "Рядом" и через 1-2 секунды делается рывок поводком.
5. Раздражители (условные и безусловные) должны применяться многократно. Повторять их действие можно примерно через 2-3 минуты. В течение дня рекомендуется до 15-40 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 15-20 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять.
6. При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние
раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит,
отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда
условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять,
чтобы собака могла работать в любых сложных условиях.
7. Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.
8. Дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, то есть быть здоровой, бодрой. У вялой, больной собаки рефлексы не образуются.
9. Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: этот процесс тормозится защитными реакциями организма.
Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание. Если собака наблюдает определенные действия другой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значительно ускоряется.
Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например заставить ее сесть, нажав в области поясницы. Но рефлекс на команду "Сидеть" образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.
В дрессировке собак необходимо пользоваться одновременно целым комплексом факторов, сочетая их между собой по мере необходимости и возможности (подражание, игру, естественные повадки, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку), с учетом индивидуальных особенностей поведения животного и задач дрессировки.
Всегда ли нужно применять подкрепление условного раздражителя (команда, жест) безусловным (нажатие на части тела собаки, дача лакомства и др.)?
В начальный период выработки навыка подкрепление следует применять систематически. Как только навык начинает проявляться на сигнал (команду, жест), дрессировщик изменяет порядок применения подкрепления. Считается целесообразным подкрепление применять все реже и реже, в неопределенном порядке и как бы неожиданно для собаки. Собака все время ждет подкрепления, но когда оно последует, после какого по счету упражнения, остается для нее неизвестным. Этот фактор поддерживает активность собаки в работе. В последующем, по мере еще большего упрочения навыка на сигнал дрессировщика, подкрепление применяют лишь от случая к случаю. В ходе выработки у собаки нужных навыков правильные ее действия поощряются (восклицанием "Хорошо", поглаживанием, дачей лакомства), а неправильные останавливаются и исправляются (воздействием руки, рывком поводка и др.), что также способствует лучшей выработке рефлексов.
Когда навык прочно закреплен, он проявляется автоматически на условный сигнал и без подкрепления: сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в формировании поведения начинает принадлежать внешним факторам и возникшей потребности совершать определенные мышечные движения (динамический стереотип).
Учитывая закономерности образования навыка, не следует на одном занятии начинать выработку нескольких навыков. Целесообразно вырабатывать один навык, затем сделать перерыв в работе (7-10 минут), изменить обстановку и лишь затем переключиться на другую работу, более легкую.
Количество упражнений по выработке того или иного навыка может значительно колебаться в зависимости от ряда факторов.
1. От характера вырабатываемого навыка. Например, навыки ОКД требуют максимального количества упражнений. При выработке более сложных специальных навыков к оличе ство упражнений уменьшается, а при таких, как развитие агрессивности (злобы), задержание убегающего человека и т. п., количество упражнений доводится до минимума: 2-3 на одном занятии. Количество таких упражнений может быть большим для менее злобных, но сильных собак.
2. От характера подкрепления условных раздражителей. При пищевом подкреплении количество упражнений увеличивается и доводится до максимума, а при подкреплении механическими (болевыми) воздействиями - уменьшается.
3. От индивидуальных особенностей поведения собаки и скорости формирования вырабатываемого навыка. Если собака заметно утомлена, занятие следует прекратить. Количество упражнений уменьшается, изменяется сила применяемых раздражителей для собак, быстро устающих. На собак более активных, возбудимых нагрузка увеличивается. Если у собаки быстро формируется навык, то продолжительность занятий и количество упражнений можно сокращать до минимума, но так, чтобы навыки на каждом занятии (уроке) упрочивались и совершенствовались.
В процессе дрессировки нужно поддерживать оптимальный режим упражнений с учетом степени активности собаки в работе.
по вопросу размещения статей обращаться по: [email protected]