Что такое сестринский процесс определение. Краткое описание основных этапов сестринского
Сестринский процесс представляет собой способ организации деятельности медицинского брата или медицинской сестры, применимый к любой сфере деятельности данного сотрудника. Этот метод может применяться в разных учреждениях здравоохранения.
Сестринский процесс в терапии преследует цель обеспечить надлежащее качество жизни в процессе болезни посредством обеспечения пациенту комфорта, как психосоциального, так и духовного и физического, в соответствии с его духовными ценностями и культурой.
Данный метод организации деятельности медработника обладает рядом преимуществ. В первую очередь, сестринский процесс индивидуален. В нём также присутствует определенная системность, эффективность при использовании ресурсов и времени. Этот метод обладает универсальностью, в его рамках обеспечивается возможность широкого применения стандартов деятельности, имеющих научное обоснование. Немаловажно и то, что при планировании и осуществлении ухода имеет место и взаимодействие семьи пациента с сотрудниками медучреждения.
Этапы сестринского процесса
- Обследование.
- Определение проблем (диагностика).
- Планирование ухода.
- Осуществление ухода в соответствии с планом.
- Коррекция (в случае необходимости) ухода, оценка результативности.
Сестринский процесс предусматривает обеспечение максимального комфорта пациента. Это является существенным фактором, способствующим сохранению здоровья и облегчению состояния человека.
Уход за пациентом считается квалифицированным, если соответствует необходимым требованиям: индивидуальности, системности, научности.
В процессе планирования и осуществления ухода за больным важно не столько выяснить причины разных нарушений, сколько исследовать внешние проявления патологии, являющиеся результатом глубокого расстройства деятельности организма и одной из главных причин дискомфорта.
Перед тем как начать диагностику, необходимо собрать необходимые сведения о пациенте. В на первом этапе входит также сбор такой информации, как история болезни, диагноз врача, ее характера, продолжительности, интенсивности и прочее.
После систематизации сведений осуществляется диагностика. На сегодняшний день под понятием сестринская диагностика понимается выявление определенного перечня В этот перечень входит стресс, боль, гипертермия, беспокойство, самогигиена, гиподинамия и прочее.
После установления «сестринского диагноза» осуществляется планирование ухода. Медицинский сотрудник формулирует ухода, предполагает ожидаемые сроки и результаты. На данной стадии сестринский процесс включает также формулирование приемов, способов, методов, действий, посредством которых будут достигнутые запланированные цели и поставленные задачи.
Планирование ухода предполагает четкую схему, в соответствии с которой будут устраняться условия, в той или другой мере усложняющие болезнь. При наличии плана работа персонала четко организована и скоординирована.
Сестринский процесс
Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.
Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.
В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:
1 этап - Сестринское обследование
2 этап – Выявление проблем
3 этап - Планирование
4 этап - Реализация плана ухода
5 этап - Оценка
СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
первый этап сестринского процесса
На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента
Цель обследования пациента - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.
Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.
Источниками субъективной информации являются:
* сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;
* близкие и родственники пациента.
Источники объективной информации:
* физическое исследование пациента по органам и системам;
* знакомство с медицинской историей болезни.
В процессе общения медсестры с пациентом очень важно попытаться установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием. Соблюдение некоторых правил общения с пациентом позволит медсестре достичь конструктивного стиля беседы и добиться расположения к себе со стороны пациента.
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
Расспрос играет огромную роль в:
Предварительном заключении о причине болезни;
Оценке и течении заболевания;
Оценке дефицита самообслуживания.
Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.
Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.
Расспрос складывается из пяти частей:
Паспортная часть;
Жалобы пациента;
Anamnesis morbe;
Anamnesis vitae;
Аллергические реакции.
Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.
Из жалоб пациента выделяют:
Актуальные (приоритетные);
Главные;
Дополнительные.
Главные жалобы - это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.
Anamnesis morbe (история заболевания) – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:
Уточняют начало заболевания (острое или постепенное);
Затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;
Уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;
Следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;
Уточняют время наступления ухудшения.
Anamnesis vitae (история жизни) – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.
Anamnesis vitae собирается по схеме:
1. биография пациента;
3. условия труда и быта;
4. интоксикация;
5. вредные привычки;
6. семейная и половая жизнь;
7. наследственность.
Объективное обследование:
Физическое обследование;
Знакомство с медицинской картой;
Беседа с лечащим врачом;
Изучение медицинской литературы по уходу.
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Осмотр проводится по определенному плану:
Общий осмотр;
Осмотр определенных систем.
Методы обследования:
Основные;
Дополнительные.
К основным методам обследования относятся:
Общий осмотр;
Пальпация;
Перкуссия;
Аускультация.
Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.
Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.
Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.
После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.
Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).
При общем осмотре определяют:
1. общее состояние пациента:
Крайне тяжелое;
Удовлетворительное;
2. положение пациента в постели:
Активное;
Пассивное;
Вынужденное;
3. состояние сознания (различают пять видов):
Ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;
Помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;
Ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;
Сопор – патологический сон, сознание отсутствует;
Кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.
4. данные антропометрии:
5. дыхание;
Самостоятельное;
Затрудненное;
Свободное;
6. наличие или отсутствие одышки;
различают следующие виды одышки:
Экспираторная – затруднение выдоха;
Инспираторная – затруднение вдоха;
Смешанная;
7. частоту дыхательных движений (ЧДД)
8. артериальное давление (АД);
9. пульс (Ps);
10. данные термометрии и т. д.
Артериальное давление - давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.
Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.
Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.
Термометрия – измерение температуры тела термометром.
Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА –
Министерство здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА
зам.директора по УР: на ЦМК «Сестринского дела»
Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.
«___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.
Опорный конспект лекции
Тема: «Сестринский процесс»
ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела
Специальность:
34. 02. 01 «Сестринское дело»
31. 02. 01 «Лечебное дело»
Курс 1,2
преподаватель
первой квалификационной категории
Сестринский процесс
Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи,
1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки
2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.
3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды
целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.
4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.
5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка. Эффективность и качество сестринского ухода.
Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах
Понятие сестринский процесс впервые появилось в начале 50-х годов в США. Основоположницей сестринского процесса считается Верджиния Хендерсон.
Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».
Цели сестринского процесса:
определяет конкретные потребности пациента в уходе;
способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме того, прогнозирует его последствия;
определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента;
с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства;
гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.
Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики заключается в следующем: обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;
становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
осуществляется эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем пациента;
универсальность метода;
гарантируется качество предоставляемой помощи и профессионализм медицинской сестры;
демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;
обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания.
Сестринский процесс включает в себя пять последовательных этапов:
a. обследование пациента;
b.
диагностирование состояния пациента (определение потребностей и вы
явление проблем);
c. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем;
d . выполнение плана сестринских вмешательств;
e. оценка полученных результатов.
Для принятия профессиональных решений и удовлетворения проблем пациента медсестра руководствуется в своих действиях схемой, соответст вующей последовательности этапов сестринского процесса. На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:
профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных;
достаточное время и доверительная обстановка;
конфиденциальность;
согласие и участие пациента;
при необходимости участие других медицинских работников.
1 этап сестринского процесса - обследование пациента.
Текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.
Обследование пациента
Сбор анамнеза
Физическое обследование
- история возникновения
Осмотр;
1. общий анализ мочи;
проблемы в здоро-
- измерение АД;
2. общий анализ крови;
вье пациента;
- измерение пульса;
3. биохимическое исследова-
- социологические данные;
- определение дыхания;
ние;
Данные о развитии;
Измерение температуры те-
4. инструментальное иссле-
Данные о культуре;
тела
исследование.
- данные о духовном раз-
- измерение массы и роста.
витии;
Психологические данные.
База данны
х о пациенте (сестринская исто
эия болезни).
Цель - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о паци енте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его со стоянии на момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании при надлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна, будет полученная ею инфор мация.
Данные обследования могут носить объективный и субъективный характер. Субъективные симптомы - это ощущения являющиеся отражением объективных изменений в организме. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса.
Объективные данные - это данные, которые получены в результате наблюде ния и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относят: данные физикального обследования пациента, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторного исследования.
Источником информации являются:
в первую очередь сам, пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья.
могут быть члены его семьи, коллеги по работе, друзья. Они дают информацию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии;
медперсонал;
медицинская документация;
обзор мед и специальной литературы.
В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «ле чебные» отношения:
определяет ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения;
осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;
начинает вырабатывать у пациента адекватную самостоятельную оценку своего состояния;
получает информацию, которая требует дополнительной проверки;
устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни.
Конечным результатом первого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациен те.
Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме.
Сестринская история болезни - юридический протокол- документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции.
Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказа ния сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия качества оказания помощи и ее безопасность.
II этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента.
Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.
Проблемы пациентаСуществующие
Потенциальные
первичные
промежуточные
вторичные
первичные
промежуточные
вторичные
Сестринский диагноз
Цели:
Определение проблем, возникающих у пациента как своего рода ответные реакции организма.
Установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.
Выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.
Формулировка сестринского диагноза.
Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами личного знания и опыта. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные:
Существующие (фактические) проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.
Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени.
Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. Поэтому для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.
К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.
Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочки сестринского вмешательства.
Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.
На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.
Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и потенциальные проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.
В сестринских диагнозах есть три существенных компонента, которые обозначаются PES -формат:
«Р» - указывает на проблему связанную со здоровьем; «Е» - представляет собой этиологию (причину) проблемы; «S » - описывает совокупность признаков и симптомов или то, что обычно называют характерными чертами. Эти три части объединяются в одну формулировку с помощью связывающих слов.
Сестринский диагноз следует отличать от врачебного диагноза:
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕССВРАЧЕБНЫЙ ДИАГНОЗ
1. нацелен на выявление реакции организма в связи с болезнью;
2. может меняться каждый день или
даже в течение дня по мере того,
как изменяются реакции организма
на болезнь;
3. предполагает сестринские вмешательства в пределах ее компетенции
и практики;
4. часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.
1. определяет болезнь;
2. может оставаться неизмененным в течение всей болезни;
3. предполагает лечение в рамках врачебной практики;
4. связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме.
Сестринский диагноз - основа для построения плана оказания сестринской помощи.
III этап - планирование сестринской помощи.
Цель - определение ожидаемых результатов сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение. План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ каче ства сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономиче ские затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необ ходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех ресурсах, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.
Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам:
1- она дает направление при проведении индивидуального сестринского ухода, сестринских действий
2- используется для определения степени эффективности этих действий.
План уходаПостановка целей:
Краткосрочные.
Долгосрочные.
Участие пациента и его семьи
Стандарты практики
сестринской
Письменное руководство по уходу
цели и задачи должны быть реальными и достижимыми;
должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной цели;
диагностичность (возможность проверки достижения).
Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочными
- являются цели, которые должны быть выполнены
за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся как, правило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долгосрочными - являются цели, которые достигаются за более длительный период времени (более 2-х недель). Они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выписки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или задачи не определены, то пациент не имеет и, по сути, лишен планомерного сестринского ухода при выписке. Во время формулирования целей необходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего или кого). Сестринский план ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болезни.
IV этап - выполнение плана сестринского вмешательства.
Цель - выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом и их документирование.
Сестринские вмешательства
Потребность пациента в помощи
Методы ухода
1. Независимая.
1. Временная.
1. Достижение терапевтиче
2. Зависимая.
2. Постоянная.
ских целей.
Взаимоза
висимая
3. Реабилитирующая.
2. Достижение хирургических
целей.
3. Обеспечение ежедневных
жизненных потребностей.
Выполнение намеченных целей
Существуют три категории сестринского вмешательства:
1) Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний других специалистов. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно здоровья, организация досуга пациента. 2) Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она выполняет роль сестры - исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому исследованию, выполнение инъекций. По современным требованиям медицинская сестра не должна автоматически выполнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь определить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает ли она максимальную разовую или суточную дозу. Дело в том, что врач из - за ряда субъективных и объективных причин может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской помощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необходимость тех или иных назначений, и т д. Необходимо помнить, что медицинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально не компетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение.
3) Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами.
Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода:
Помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями; - уход для достижения терапевтических целей;
Уход для достижения хирургических целей;
Уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной
и реабилитирующей.
Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода.
Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни
При ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника.
Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика.
Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:
наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;
наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.
На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.
Типы сестринского вмешательства:
1 тип - полностью компенсирующая система помощи.
тип - частичная система помощи.
тип - консультационно-поддерживающая система.
Виды сестринских навыков:
ПознавательныеМежличностные
Психомоторные
Теоретические знания факт ров риска, физиологическю реакций пациента.
Коммуникативные особенности медсестры на уровне понимания пациента, самочувствия.
Все проводимые манипуляции
V этап - оценка эффективности
Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должны проводиться старшей и главной медсестрой постоянно и самой сестрой в порядке самоконтроля в конце и в начале каждой смены. Систематический процесс оценки требует от медсестры знании, умения мыслить аналитически при сравнении достигнутых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.
Эффективность сестринского процессаОценка действий медицинской сестры (самолично)
Мнение пациента или его семьи
Оценка действий медицинской сестры руководителем (старшей и главной медсестрой)
Сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медицинской сестры
Пересмотр, корректировка плана
К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:
прогресс в достижении целей;
ответная реакция пациента на вмешательство;
соответствие полученного результата ожидаемому;
Новое состояние пациента может быть:
лучше прежнего состояния;
без изменений;
хуже прежнего состояния.
Если цель не достигнута, необходимо:
Выяснить причину - поиск допущенной ошибки.
Изменить саму цель, сделать ее более реалистичной.
Пересмотреть сроки.
Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.
1 этап- сбор информации о пациенте
Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как задача врачебного обследования – назначить лечение, в то время как сестринского – предоставить мотивированный индивидуальный уход. Поскольку сестринское дело есть способ удовлетворения основных человеческих потребностей, для организации качественного ухода м\с, опираясь на собранную и тщательно анализированную информацию о состоянии пациента.
Источник данных:
Расспрос пациента
Расспрос членов семьи и окружающих
Информация от других членов бригады медицинской помощи
Физическое обследование пациента
Ознакомление с медицинской картой пациента и другой медицинской документацией
Чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.
После сбора данных следует точная документация их в сестринской истории болезни по определенной форме.
2 этап – сестринский диагноз.
Понятие сестринского диагноза, или сестринские проблемы, впервые появились в Америке в середине 50-х годов. И было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.
Сестринский диагноз - это клиническое суждение м\с, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с ж6елаемым указанием вероятной причины такой реакции.
М\с не изобретает свои диагнозы, их перечень дается в специальной литературе, но каждый такой диагноз м\с должна увязать с конкретным пациентом.
Например: тревога, связанная с социальной изоляцией пациента.
Различие медицинского и сестринского диагноза:
Задача врачебной диагностики - выявление конкретного заболевания, или сущности патологического процесса, например: Б\а, пнеамания.
Задача сестринского диагноза – уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния, то что наиболее тяготит больного в настоящий момент, является для него главным сейчас, и пытаться в пределах своей компитенции скорректировать эти отклонения.
М\с рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние.
Эта реакция может быть:
Физиологической
Психологической
Духовной
Социальной
Например: при Б\а вероятны следующие с\ диагнозы:
Неэффективное очищение дыхательных путей или…
Высокий риск от удушья или…
Пониженный газообмен или…
Отчаяние и безнадёжность, связанные с длительным хроническим заболеванием.
Врач купирует приступ Б\а, назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболевание – задача м\с.
Врачебный диагноз не меняется (если только не была допущена диагностическая ошибка), с\диагноз меняется несколько раз.
Все сестринские проблемы делятся на:
Настоящие(то что есть сейчас). Например: одышка, отёки, дефицит досуга.
Потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного с\ухода) например: риск возникновения пролежней из-за пассивного положения пациента.
Определение приоритетов проблем:
В первую очередь должны решаться приоритетные проблемы пациента. Очередность решения проблем должна быть определена самим пациентом. В случаях угрозы жизни м\с сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь. Учитываются вопросы безопасности пациента, его нужды и желания. Первоочередными считаются те проблемы пациента, нерешение которых ведет к развитию осложнений и даже гибели пациента.
Проблемы второй очереди вызваны данным заболеванием, но не представляют угрозы для жизни.
Проблемы третьей очереди не вызванные настоящими заболеванием и существуют длительное время, но при пристальном внимании и оптимально настроенном с\п могут быть разрешены.
При наличии у пациента нескольких проблем удовлетворить их одновременно невозможно. Поэтому, разрабатывая план ухода, сестре следует обсудить с пациентом (ли его семьей) первоочередность проблем.
3 этап – планирование.
Во время планирования определяются цели и формируется план сестринского ухода, причём пациент активно вовлекается в этот процесс. Одновременно м\с мативирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяет пути их достижения. Для каждой приоритетной проблемы записываются отдельные цели, которые так же рассматриваются как желательный уход.
Постановка целей необходима по 2-м причинам:
Дают направление для индивидуального сестринского вмешательства
Используются для определения степени эффективности вмешательства.
Требования к постановке целей:
Цели должны быть реальными, достижимыми
Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели
По срокам существует два вида целей:
Краткосрочные (менее 1 недели)
Долгосрочные (недели, месяцы)
Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:
Исполнение: действие, глагол
Критерий: дата, время, расстояние.
Условие: с помощью кого(чего либо)
Например: пациент пройдет(действие) с помощью костылей(условие) на 8-ой день(критерий).
После формулировки целей м\с составляет план ухода за больным, то есть писменое руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий м\с, необходимых для достижения целей ухода.
План ухода обязательно документируется в сестринской истории болезни, что обеспечивает:
Продуманность последовательность, систему в оказании с\ помощи.
Преемственность и координацию ухода между мед сестрами – координатарами и сестрами – манипуляторами.
Легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.
4 этап – реализация плана ухода.
Существует 3 типа сестринского вмешательства:
Зависимый
Незасимый
Взаимозависимый
Зависимое вмешательство - это такие действия м\с, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, иньекции антибиотиков каждые 4 часа.
Независимое вмешательство - действия, осуществляемые м\с по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования врача, к примеру смена постельного и нательного белья.
Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачем или другими специалистами в области здравоохранения, например физиотерапевтом ли инструктором ЛФК, когда сила с обеих сторон одинаково ценится обеими сторонами.
5 этап – оценка эффективности.
Оценка эффективности и качество ухода за пациентом производится сестрой координатаром постоянно.
Основные аспекты оценки:
Оценка прогресса в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода.
Обследование ответной реакции пациента на сестринское вмешательство
Активный поиск и оценка новых проблем
Систематический процесс оценки требует от м\с умение мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.
Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м\с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.
В этом случае, если цель не достигнута или достигнута не полностью, в графу «оценка» записывается как словесная реакция пациента.
В нашей стране, где до настоящего времени пока нет документа, четко определяющего все права пациента, человеку отводится лишь пассивная роль в определении « кто и как» за ним будет ухаживать и лечить. Поэтому нам следует помнить, что с\п предусматривает « привлечение» людей в качестве партнеров при обслуживании самого себя. Видимо, неизбежны трудности в установлении такого партнёрства, поскольку пи сестринский персонал, ни пациент не привыкли к такому подходу.
Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела. Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов прошлого столетия. В настоящее время оно получило широкое развитие в американской, а с 80-х годов - в западно-европейских моделях сестринского дела.
Недостатком в развитии сестринского дела в России сегодня является отсутствие для всех медицинских работников единой терминологии и определений некоторых понятий. Часто значения таких понятий, как проблема, по-
требностъ, симптом, совпадают. Это приводит к путанице. У врачей сегодня существует Международный классификатор болезней, который позволяет им понимать друг друга. У медицинских сестер в России попытки унифицировать и стандартизировать профессиональный язык пока результатов не имеют.
В рамках Европейского региона ВОЗ сестрам, которые планируют применять сестринский процесс, рекомендуется использовать модель, предложенную Вирджинией Хен-дерсон, основанную с учетом физиологических, психологических и социальных потребностей, оцениваемых медицинскими сестрами.
В настоящее время сестринский процесс (слово «процесс» означает ход событий, его этапы) является сердцевиной сестринского образования и создает теоретическую научную базу сестринской помощи в России.
Сестринский процесс - это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс - динамичный, цикличный процесс.
Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.
Достижение цели сестринского процесса осуществляется с помощью:
создания базы информационных данных о пациенте;
определения потребностей пациента в сестринском
обозначения приоритетов в сестринском обслужива нии, их первоочередности;
определения целей и составления плана ухода, мо билизации необходимых ресурсов;
реализации плана, то есть оказания сестринской по мощи прямо и косвенно;
Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход с целью предупреждения, уменьшения, ликвидации у пациента проблем в уходе.
Конкретно, сестринский процесс подразумевает исполь зование научных методов определения медико-санитар ных потребностей пациента, семьи или общества, а так же отбор тех из них, которые могут быть наиболее эф фективно удовлетворены посредством сестринского ухо да с непременным участием пациента или членов его семьи.
Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов. Известно, что до середины 70-х годов в США сестринский процесс имел четыре этапа (обследование, планирование, выполнение, оценка). Этап диагностирования был выведен из этапа обследования в 1973 году в связи с утверждением стандартов сестринской практики Американской ассоциацией медицинских сестер.
I этап - сестринское обследование или оценка ситуации с целью оценки конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов. Этот этап сестринского процесса включает в себя процесс оценки си туации методами сестринского обследования. При обследовании медицинская сестра собирает необходимую информацию методом опроса (структурированного интервьюирования) пациента, родственников, медицинских работников.
Перед опросом пациента познакомьтесь с его медицинской документацией, если это возможно. Вспомните факторы и приемы, повышающие эффективность общения:
умение вести разговор;
проверьте правильность восприятия пациентом ва ших вопросов;
ш задавайте открытые вопросы;
соблюдайте паузы и культуру речи;
проявите умение представить себя;
применяйте индивидуальный подход к пациенту. Такие приемы, как общение с пациентом с учетом его
интеллекта, неспешный темп беседы, соблюдение конфиденциальности, умение слушать, повысят эффективность опроса и помогут медицинской сестре совершенствовать свои умения и навыки.
Не допускайте ошибок при опросе. Не задавайте вопросов, требующих ответа «да» или «нет». Четко формулируйте свои вопросы. Помните, что при опросе пациент может сообщать сведения о себе в любой последовательности. Не требуйте от него ответов по приведенной в сестринской истории схеме. Запоминайте его ответы и регистрируйте в точном соответствии с планом в истории состояния здоровья (болезни) пациента. Используйте сведения из истории болезни (листа назначений, температурного листа и т.п.) и других источников информации о пациенте.
Методы обследования пациента
Существуют следующие методы обследования: субъективный, объективный и дополнительные методы обследования для определения потребностей пациента в уходе.
1. Сбор необходимой информации:
а) общих сведений о пациенте (фамилия, имя, отче ство, возраст), субъективных данных: жалоб в на стоящее время как физиологических, психологи ческих, так и социальных, духовных; ощущениях пациента; реакциях, связанных с адаптационными (приспособительными) возможностями; сведений о неудовлетворенных потребностях, связанных с из менением состояния здоровья или изменением тече ния заболевания;
б) объективных данных. К ним относятся: рост, масса тела, выражение лица, состояние сознания, положе ние пациента в постели, состояние кожных покровов,
температура тела пациента, дыхание, пульс, АД, естественные отправления и другие данные; в) оценка психосоциальной ситуации, в которой находится пациент:
оцениваются социально-экономические данные, оп ределяются факторы риска, данные об окружающей среде, влияющие на состояние здоровья пациента, его образ жизни (культура, увлечения, хобби, рели гия, вредные привычки, национальные особенности), семейное положение, условия работы, материальное положение и т.д.;
оценивается медицинской сестрой наблюдаемое по ведение, динамика эмоциональной сферы.
Сбор необходимой информации начинается с момента поступления пациента в ЛПУ и продолжается до выписки его из стационара.
2. Анализ собранной информации. Целью анализа является определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степени независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, зависим от окружения, медицинских работников).
При соблюдении умений и навыков межличностного общения, этических и деонтологических принципов, навыков опроса, наблюдения, оценки состояния, умения документировать данные обследования пациента обследование, как правило, является успешным.
II этап - сестринская диагностика, или выявление проблем пациента. Этот этап может носить и другое название: постановка сестринских диагнозов. Анализ полученной информации является основанием для формулирования проблем пациента существующих (настоящих, явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и
148
психологическом состоянии и других аспектах, помогающих ей принимать ответственное решение, - выявление проблем пациента, или постановка сестринских диагнозов. Процесс составления сестринского диагноза очень важен, требует профессиональных знаний, умений находить связь между признаками отклонений в состоянии пациента и причинами, их вызывающими.
Сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.
Североамериканская ассоциация сестринских диагнозов NANDA (1987 г.) издала перечень диагнозов, который обусловлен проблемой пациента, причиной ее возникновения и направленностью дальнейших действий медсестры. На пример:
Тревога, связанная с беспокойством пациента по по воду предстоящей операции.
Риск развития пролежней, обусловленный длитель ной иммобилизацией.
3. Нарушение функции опорожнения кишечника: за пор, обусловленный недостаточным употреблением грубой пищи.
Международный совет медсестер (МСМ) разработал (1999 г.) Международный классификатор сестринской практики (МКСП) - это профессиональный информационный инструмент, необходимый для стандартизации профессионального языка медсестер, создания единого информационного поля, документирования сестринской практики, учета и оценки ее результатов, подготовки кадров и т.д.
В контексте МКСП под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о явлении, связанном со здоровьем или социальным процессом, представляющим объект сестринских вмешательств.
Недостатками этих документов являются сложность языка, особенности культуры, неоднозначность понятий и другое.
Сегодня в России нет утвержденных сестринских диагнозов.
149
III этап - определение целей сестринского вмешатель ства, т.е. определение вместе с пациентом желаемых ре зультатов ухода.
В некоторых моделях сестринского дела этот этап носит название планирование.
Под планированием надо понимать процесс формирования целей (то есть желаемых результатов ухода) и планирования сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей. Планирование работы медсестры по удовлетворению потребностей необходимо осуществлять в порядке приоритетности (первоочередности) проблем пациента.
IV этап - планирование объема сестринских вмеша тельств и реализация (выполнение) плаца сестринских
■ вмешательств (ухода).
В моделях, где планирование относится к третьему этапу, четвертым этапом является реализация плана. Планирование включает в себя:
Определение типов сестринских вмешательств.
Обсуждение с пациентом плана ухода.
Знакомство других с планом ухода. Реализация - это:
Выполнение плана ухода в установленные сроки.
Координация сестринских услуг в соответствии с со гласованным планом.
Координирование ухода с учетом любого предостав ляемого, но не запланированного ухода или запла нированного, но не предоставляемого ухода.
V этап - оценка результатов (итоговая оценка сест ринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.
V этап - включает в себя:
Сравнение достигнутого результата с запланированным.
Оценку эффективности запланированного вмешатель ства.
Дальнейшую оценку и планирование, если желае мые результаты не достигнуты.
Критический анализ всех этапов сестринского про цесса и внесение необходимых поправок.
Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств (действий) медицинской сестры.
Документация всех этапов сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента и известна как сестринская история состояния здоровья или болезни пациента, составной частью которой является карта сестринского ухода. В настоящее время только разрабатывается сестринская документация.
1. Сестринское обследование .
2. Сестринская диагностика.
3. Планирование сестринского вмешательства.
4. Реализация сестринского плана (сестринское вмешательство).
5. Оценка результата.
Этапы последовательны и взаимосвязаны.
1 этап СП - сестринское обследование .
Это сбор информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни и отражение полученных данных в сестринской истории болезни.
Цель : создание информативной базы о пациенте.
Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.
Потребность есть физиологический и (или) психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
В сестринской практике используется классификация потребностей Вирджинии Хендерсон (Модель сестринского дела В. Хендерсон, 1966 г.) , которая всё их многообразие свела к 14-ти наиболее важным и назвала их видами повседневной деятельности. В своей работе В. Хендерсон использовала теорию иерархии потребностей А. Маслоу (1943г.). По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем др. Это позволило А. Маслоу классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изобразил эти уровни потребностей в виде пирамиды, поскольку именно эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент), как и физиологические потребности человека, являются основой его жизнедеятельности (учебник стр. 78):
1. Физиологические потребности.
2. Безопасность.
3. Социальные потребности (общение).
4. Самоуважение и уважение.
5. Самовыражение.
Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворить потребности низшего порядка.
Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека:
1. Нормальное дыхание.
3. Физиологические отправления.
4. Движение.
6. Личная гигиена и смена одежды.
7. Поддержание нормальной температуры тела.
8. Поддержание безопасности окружающей среды.
9. Общение.
10. Труд и отдых.
Основные источники информации о пациенте
пациент члены семьи, обзор
мед. персонал мед. документация данные спец. и мед.
друзья, обследований лит-ры
прохожие
Методы сбора информации о пациенте
Таким образом, м/с оценивает следующие группы параметров: физиологические, социальные, психологические, духовные.
субъективную – включает чувства, эмоции, ощущения (жалобы) самого пациента относительно своего здоровья;
М/с получает два вида информации:
объективную – данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медсестры.
Следовательно, источники информации также разделяются на объективные и субъективные.
Сестринское обследование является независимым, и не может подменяться врачебным, т. к. задача врачебного обследования - назначить лечение, в то время как сестринского - предоставить мотивированный индивидуализированный уход.
Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определённой форме.
Сестринская история болезни - юридический протокол документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках её компетенции.
Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры.
2 этап СП – сестринская диагностика
- это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с желательным указанием вероятной причины такой реакции.
Цель сестринской диагностики : проанализировать результаты обследования и определить, с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья, а так же определить направление сестринского ухода.
С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются тогда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, травма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения:
1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удовлетворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополнительной опоры).
2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, пристрастие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).
Проблемы м.б. :
Существующие и потенциальные.
Существующие – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.
Потенциальные – те, которые не существуют, но могут появиться с течением времени.
По приоритетности проблемы классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные (приоритеты, следовательно, классифицируются аналогично).
К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.
Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства.
Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.
На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.
Отличительные особенности сестринского и врачебного диагнозов:
Врачебный диагноз сестринский диагноз
1. выявляет конкретное заболевание выявляет ответную реакцию пациента
или сущность патологического на болезнь или свое состояние
процесса
2. отражает врачебную цель – вылечить сестринскую – решение проблем
пациента при острой патологии пациента
или вывести заболевание в стадию
ремиссии при хронической
3. как правило, правильно поставленный меняется периодически
врачебный диагноз не меняется
Структура сестринского диагноза:
1 часть – описание ответной реакции пациента на болезнь;
2 часть – описание возможной причины такой реакции.
Например : 1ч. – нарушение в питании,
2ч. – связанное с низкими финансовыми возможностями.
Классификация сестринских диагнозов (по характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние).
Физиологические (например, пациент не удерживает мочу при напряжении). Психологические (например, пациент боится не проснуться после наркоза).
Духовные - проблемы высшего порядка, связанные с представлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).
Социальные - социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность, переменой места жительства и т.д.
Таким образом, в модели В. Хендерсон сестринский диагноз всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его замещение и преодоление. Как правило, у пациента одновременно диагностируется несколько проблем, связанных со здоровьем. Проблемы пациента учитываются одновременно: сестра решает все проблемы, которые ставит, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по порядку. Критерии выбора порядка значимости проблем пациента:
Главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и пагубное для него либо препятствующее осуществлению самоухода;
Проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений.
3 этап СП – планирование сестринского вмешательства
Это определение целей и составление индивидуального плана сестринского вмешательства отдельно для каждой проблемы пациента, в соответствии с порядком их значимости.
Цель : Исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные проблемы, разработать стратегию достижения поставленных целей (план), определить критерий их выполнения.
Для каждой приоритетной проблемы записываются конкретные цели ухода, а для каждой конкретной цели нужно подобрать конкретное сестринское вмешательство.