Кто такой раб Божий? Раб Божий - почему раб.
Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание.
Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.
В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия. Между хозяевами и подчиненными не было бездны .
Но со временем порядки изменились. Римское право стало считать рабов не лицами (personae) , а вещами (res) . Хозяева превратились в царей, невольники стали домашними животными .
Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.
Хозяйку дома - матрону - окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу. Одна несла за барыней веер (flabelliferae) , другая шла за ней по пятам (pedissquae) , третья впереди (anteambulatrices) . Были особые рабыни для вздувания углей (ciniflones) , одевания (ornatrices) , ношения зонтика за госпожой (umbelliferae) , хранения обуви и гардероба (vestiplices) .
В доме были также пряхи (quasilliriae) , швеи (sarcinatrices) , ткачихи (textrices) , кормилицы (nutrices) , няньки, акушерки (obstetrices) . Немало было и мужской челяди. По дому сновали лакеи (cursores) , кучера (rhedarii) , носильщики паланк`инов (lectarii) , карлики, карлицы (nani, nanae) , дурачки и дурочки (moriones, fatui, fatuae) .
Обязательно был домашний философ, как правило, грек (Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом языке.
Снаружи ворота караулил остиарий , двери - янитор . Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки.
Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с викарием. Этот во время пьяной оргии господ подтирал их рвотные извержения.
Рабу нельзя было жениться, он мог иметь только сожительницу (contubernium) «для приплода» . Раб не имел родительских прав. Дети были собственностью владельца.
Беглого раба (fugitivus) бросали в пищу хищным рыбам, вешали или распинали .
Древние евреи не отказывались от рабства, но их законы отличались необыкновенной для древнего мира мягкостью и гуманностью. Нельзя было обременять рабов тяжелой работой, за них несли ответственность в суде. По субботам и другим праздничным дням их совсем освобождали от работы (Исх. 20, 10; Втор. 5. 14.) .
Христианство тоже сразу не могло отменить рабства. Апостол Павел прямо говорит: «Рабы, повинуйтесь господам вашим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 6) .
Свят. Феофан Затворник толкует этот стих так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет» .
Но если раб был бесправным и безгласным рабочим скотом , то почему у нас все-таки утвердился термин раб Божий, хотя греческое слово «doulos» можно переводить по-разному. У него, ведь, три значения: раб, слуга, подданный .
Во многих европейских языках при переводе Нового Завета брали более мягкое значение: слуга. Например, Servant по-английски, Knecht или Magd по-немецки, Sl`uga по-польски .
Безымянные славянские переводчики предпочли более острый вариант - раб, от праславянского корня orb, родственного санскритскому arbha - пахать, работать в чужом доме. Отсюда - раб, работник .
Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа. Это о Нем говорил уже апостол Павел: «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou) , сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).
Это значит, что Сын Божий оставил пребывание во славе, приняв на Себя позор, бесчестие и проклятие. Он подчинил Себя условиям нашей смертности, и сокрыл Свою славу в страданиях и смерти. И в Своей собственной плоти показал, насколько человек, которого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обезобразил себя грехопадением .
Отсюда - естественное желание верующего сердца подражать Ему, стать рабом Божиим в благодарность за то, что Он ради нас стал называться рабом .
«Все рабы Божии по природе, - говорит свят. Феофан Затворник, - ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им - рабы по любви к Богу».
По его мнению, рабы Божии - люди богобоязненные, богоугодные. Они живут по воле Божией, любят истину, презирают ложь, и потому на них можно во всем положится .
А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в послании к римлянам: «Павел - раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).
Такое бы рабство каждому из нас….!
«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.
О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.
Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.
В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в: Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).
Кареев Н. И.. Учебная книга древней истории. М., 1997. С. 265. «По учению древнеримского права раб не считался лицом (человеком). Рабство удаляло человека из круга правомочных существ, делало его вещью, наподобие животного, предметом собственности и произвольного распоряжения его господина». (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 2. СПб.: Репринт, 1912. С. 423).
Однако римские нормы о рабстве характеризуются внутренней противоречивостью, которая сказывается как в личной, так и в имущественной стороне юридического положения рабов.
«Право господина на раба является обыкновенным правом собственности - dominum или proprietas. При этом качество раба как вещи…есть как бы естетсвенное прирожденное свойство. Раб остается поэтому рабом даже тогда, когда он почему- либо в данный момент не имеет господина - например, господин бросает раба, отказывается от него (servus derelictus). Раб будет в таком случае servus nullius (ничейный), и как всякая вещь будет подлежать свободной occupatio всех желающих… Тем не менее, римские юристы говорят нередко и о persona servi (рабах как лицах). Признавая право господина на раба обыкновенной собственностью, они в то же время иногда называют это право potestas (распорядительные права), в каковом выражении заключается уже признание некоторого личного элемента в отношениях между господином и рабом.
Практически признание человеческой личности раба сказывалось уже в следующих положениях.
Уже… издревле установилось правило, что хотя раб есть вещь, наравне с прочими животными (cetera animalia) но место погребения раба есть locus religious (священное место), в такой же мере, как и могила свободного человека.
Признаются далее и кровные родственные связи рабов - cognationes serviles: в близких степенях родства они составляют препятствие к браку. В классическом праве вырабатывается даже запрещение при передаче рабов разделять друг от друга близких родственников - жену от мужа, детей от родителей…Эдикт императора Клавдия объявил, что старый и больной раб, брошенный господином на произвол судьбы, делается свободным. Решительнее были две конституции императора Антонина Пия: одна из них подвергала господина за назаконное (sine causa) убийство своего раба такому же уголовному наказанию, как и за убийство чужого; а другая предписывала властям в тех случаях, когда жестокое обращение заставило раба искать убежища в храме или у статую императора, расследовать дело и принудить господина продать раба в другие руки. Насколько эти предписания достигали своей цели - это другой вопрос, но юридически власть господина над личностью раба уже не безгранична.
Раб, как вещь, не может иметь какого-либо своего имущества, не может иметь каких-либо прав… Однако последовательное проведение этого принципа было бы сплошь и рядом не в интересах самих господ…Уже издревле рабу приписывается способность приобретать - конечно, в пользу своего господина… За ним признается…способность совершать юридические акты, т. е. юридическая дееспособность. Он рассматривается при этом, как некоторый приобретательный орган господина, как instrumentum vocale (говорящее орудие), и вследствие этого необходимую для сделок правоспособность заимствует от господина - ex persona domini…Раб может, таким образом, заключать все те сделки, к которым способен его господин; этот последний на основании этих сделок может предъявить все иски совершенно так же, как если бы он действовал сам» (Покровский И. А. История Римского права. Петроград, 1918. С. 218, 219, 220)
«Положение рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных или, может быть, было худшим. Однако условия рабства не застывают в известных рамках, а постепенно, путем очень долгой эволюции, изменяются к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и политическим благоразумием, когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. То же самое влияние оказывали часто религия и обычай. Наконец, закон берет раба под свое покровительство, которым, впрочем, еще раньше пользуются домашние животные…
Древние писатели оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали жернов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто - и в рудниках, где больные, изувечные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали от истощения В случае болезни раба, его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему предоставляли полную «свободу умирать». Катон старший советует продавать «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще всё ненужное. Жестокое обращение с рабами было освящено и преданиями и обычаями и законами. « (Брокгауз Ф. А., Ефрон. И. А Указ. соч. С. 36, 43-44).
Андреев В. Классический мир - Греция и Рим. Исторические очерки. Киев, 1877. С. 279-286.
Лицемерие было самой характерной чертой этих приживал:
Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 1990. Репринт, 1891. С. 592-593.
« В Израиле в рабство попадали люди, захваченные в военных действиях (Втор. 20, 10-18)… Если в рабство по особой нужде продавался израильтянин (Исх. 21, 4, 6), то после 6-ти лет он выходил на волю (Исх. 21, 2) с выплатой положенной мзды (Втор. 15, 13), но только в случае, если он не желал добровольно остаться в семействе, которому принадлежал. Закон защищал и рабынь (Исх. 21, 7-11; Лев. 19, 20-22)…Иногда происходили нарушения закона об освобождении рабов (Иер. 34, 8), известны случаи выкупа рабов во время плена (Неем. 5, 8). В качестве домочадцев рабы могли принимать участие в религиозных праздниках (Втор. 12, 18), и через обрезание (Быт. 17, 12) принимались в общину» (Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Auflage 3. Band 6. Tuebingen, 1986. S. 101).
«Новый Завет отражает современные ему воззрения на рабство, например, в притчах (Мф. 18, 23-35; 25, 14-30; Лк. 12, 35-48) и нормах поведения (Лк. 17, 7-10). Терминами, заимствованными из рабовладения и захвата пленных? Павел описывает необходимость избавления человека и домостроительства спасения (напр., Рим. 6, 15-23). Одновременно он уравнивает состояние свободного человека и раба - через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3, 28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию), призывает новообращенных из рабов оставаться в своем звании и подчиняться своим господам теперь уже по религиозным мотивам, господ обязывает относиться к рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7, 20-24)…Таким образом, он стремится не преодолеть рабство, а сделать его более гуманным» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 9. Freiburg - Basel - Rom - Wien, 2000. S. 656-657).
Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444-445.
В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ. Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами - христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.
Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов.
…В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы - Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.
Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…
На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.
Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из - за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin - New-York, 2000. S. 379-380).
См. подробнее: Лопухин А. П.. Библейская история Нового Завета. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 707-708.
A Patristic Greek Lexicon edited by G. W. H. Lampe. Oxford University Press, 1989. P. 385.
Langscheidts Taschenwoerterbuch Altgrieschisch. Berlin - Muenchen - Zuerich, 1976. S. 119.
В греческом языке Нового Завета использовалось еще одно слово для обозначения раба оiketes (Фил. 10-18), еще более многозначное, чем doulos. Это - раб, домочадец, слуга, работник. (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Указ. соч. С. 165-167.)
Для славян небезынтересно происхождение латинского слова sclavus, от которого - нем. Sklave, англ. Slave, фр. Esclave. Оно возникло из племенного названия славян (этнонима), и употреблялось затем в латинском языке для обозначения рабов или невольников. (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Указ. соч. С. 656).
Приведем несколько примеров.
«Даниил, раб Бога живого!» (Дан. 6, 20).
«O Daniel, servant of the living God!» (Dan.6, 20). Servant - слуга, служитель, прислуга (Мюллер В. К. Англо-Русский Словарь. М., 1971. С. 687)
«Daniel, du Diener des lebendigen Gottes» (Dan. 6. 21). Diener - слуга, служитель (Langenscheidts Grosswoerterbuch. Deutsch-Russisch. Band 1. Berlin - Muenchen, 1997. S. 408)
«Danielu, slugo zyjacego Boga!» (Dn. 6, 21). Sluga -(книжн.) слуга. Sluga Bozy - раб Божий (Гессен Д., Стыпула Р. Большой польско-русский словарь. Москва - Варшава, 1967. С. 978
«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1, 1).
«James, a servant of God and of the Lord Jesus Christ» (Jas. 1, 1).
«Jakobus, Knecht Gottes und Jesu Christi, des Herrn» (Jak. 1, 1). Knecht - слуга, работник. Knecht Gottes -раб Божий, слуга Божий (Langenscheidts Grosswoerterbuch. Указ. соч. С. 1009)
«Jakub, sluga Boga i Pana Jezusa Chrystusa» (Jk. 1, 1)
«Павел раб Божий, Апостол же Иисуса Христа» (Тит. 1, 1).
«Paul, a servant of God, and an apostle of Jesus Christ» (Tit. 1, 1).
«Paulus, Knecht Gottes und Apostel Jesu Christi» (Tit. 1, 1).
«Pawel, sluga Boga I apostol Jezusa Chrystusa» (Tt. 1, 1).
Или известный стих из Благовещения Девы Марии:
«Тогда Мария сказала: се раба Господня» (Лк. 1б 38).
«And Mary said, behold the handmaid of the Lord» (Lk. 1, 38). Handmaid - (уст.) служанка (Мюллер В. К. Указ. соч. С. 352).
«Da sagte Maria: Ich bin die Magd des Herrn» (Lk. 1, 38).
Na to rzekla Maryja: « Oto ja sluzebnica Panska» (Lk. 1, 38). Sluzebnica - прислуга, служанка. (Гессен Д., Стыпула Р. Указ. соч. С. 978)
Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1989. С. 1286, 1801, 1694,1575.
The Holy Bible containing the Old and New Testament. (King James version). New York, б. г. Р. 2166, (New Test.) 631, 586, 162.
Die Bibel. Einheitsuebersetzung der Heiligen Schrift. Stuttgart, 1999. S. 1004, 1142, 1352, 1334.
Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu. Poznan - Warszawa, 1987. S. 1041, 1372, 1356, 1181.
Отметим, что в Большом Конкордансе к Библии Лютера слово Sklave (раб) употребляется около 60 раз, Skavin (рабыня) - около 10 раз, между тем, как Knecht (слуга) - выступает в разных значениях и формах единств. и множеств. числа - около 500 раз, а Magd (служанка) - около 150 раз (Grosse Konkordanz zur Lutherbibel. Stuttgart, 1979. S. 841-844; 975-976; 1301).
В Симфонии на Ветхий и Новый Завет на русском языке, в которой словарные статьи разработаны не так подробно, как в Конкордансе, слово раб в различных формах отмечено в приблизительно в 400 случаях, а слова раба, рабыня - более 50 раз. Слова Слуга и служитель в разных падежных формах и числах (единств. и множеств.) - около 120 раз, служанка, служанки - около 40 раз (Симфония. Ветхий и Новый Завет. Харвест, 2001. С. 638-641, 642, 643, 729, 730, 731).
Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М., 1910-1914. С. 169-170. Исконно русская форма «роб» означает слуга, раб, соответственно роба - служанка, рабыня. (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М., 1987. С. 487.)
Лосский В. Догматическое богословие. Богословские труды, № 8. М., 1972. С. 172-173.
Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 3. Глава 21. О неведении и рабстве. Полное собрание творений. Т. 1. СПб.: Репринт, 1913. С. 287.
Святитель Феофан Затворник. Толкование пастырских посланий св. апостола Павла. М.: Репринт, 1894. С. 435, 29.
Я СЫН БОЖИЙ! Я НЕ РАБ!
Какая совместимость храма Божия с идолами?
Ибо вы - храм Бога живого, как сказал Бог:
"вселюсь в них и буду ходить в них; и буду
Их Богом, и они будут моим народом.
И потому выйдите из среды их и отделитесь,
говорит Господь, и не прикасайтесь к
нечистому; и Я приму вас. И буду вам
Отцом, и вы будете Моими сынами и
дщерями, говорит Господь Вседержатель"
Вот и пришло время для появления этой книги. Написал ее для тех людей, которые устали ото лжи, которые хотят услышать не правду, а истину. Правда, у каждого своя, а истина она одна для всех. Пишу то, что накопилось в моей душе за тот короткий промежуток времени, который удалось прожить. Я не считаю себя писателем, поэтому постараюсь изложить свои мысли максимально доступным и простым разговорным языком, которым пользуются простые люди. Трудные термины и сложные названия буду расшифровать так, чтобы их понял и инженер, и домохозяйка. Проще говоря, ничего сложного для понимания вы здесь не найдете. Но многое придется осмыслить, а некоторым даже пересмотреть свои взгляды на свою жизнь. Увидеть истину гораздо горше и трудно осознать, что столько лет тебя кормили помоями, приправленные религией и идеологией. Восточные мудрецы говорят, что мы живем в мире иллюзий, которые мы себе сами придумали. Даже не мы придумали себе, а придумали нам другие люди, которые считают себя богами. Думаю, что эта книга сделает вашу жизнь счастливее, интереснее, богаче духовно и материально. Поэтому, с Богом!
Как видящий, постараюсь показать, как мы в большинстве своем живем. Ясное видение -- это видение истины безо лжи, таким как есть все на самом деле. Мы же не живем, а существуем. Знания ограничивают наш ум и нашу жизнь. Реально для нас только то, что мы можем увидеть и потрогать, а дальше своего носа, нам не дано. Мы ограничиваем свой мир отрывочными знаниями, полученными от других людей, ограничиваем себя научными данными, вещественным миром. Ведь нашу жизнь можно выразить одной строчкой: дом - работа - сон. Сейчас многие люди пытаются заниматься собой и своей душой, но таких людей пока очень мало. Редкие люди, помимо этого, занимаются еще чем-то полезным для себя, своего духовного развития. Но все равно большинство из них остаются рабами своих знаний, вложенных в них другими людьми. Нас веками воспитывают рабами. В церкви меня называют рабом, пусть и Божьим. Дома я раб жене и детям. На работе я раб начальству. В школе - раб педагогов. Не все мы понимаем слово "раб", оно понимается красиво сформулированным выражением "ты должен, ты нужен, ты обязан" Попы говорят и пишут, что слово раб происходит от слова работник Божий. Когда Адам и Эва согрешили, то Бог их сослал на землю, проклял их и сказал, что в поте лица будем добывать хлеб свой насущный. " проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься"? Только почему не труженик Божий? Для всех я был нужен как раб, и, когда пытался стать хоть немного самим собой, сделать то, что нужно мне, то, чего желала моя душа, меня тут же ставили на место. На место послушного раба, который не должен и не имеет права иметь собственные мысли и взгляды на свою личную жизнь. Я должен был жить в мире, который придумали для меня вначале коммунисты, потом демократы, до этого цари и, как говорит Христос фарисеи и книжники. До сих пор мы живем в то время, когда за нас думают, другие люди и решают за нас: начальства, партийные работники, родители, соседи. Поэтому до сих пор многие люди не имеют собственных мыслей, не говоря уже о собственном взгляде на жизнь. За собственные мысли простого человека могут посадить в тюрьму, лишить премии, отлучить от доходного места, а то и просто убить, как это происходит с честными людьми. Только мы начали избавляться от страха, после Сталинских репрессий. Только, только, начали более или менее свободно дышать и мыслить, жить, как хотим. Только вот еще много осталось сталинских овчарок, которые за кусок "хлеба" или теплого места продадут и друга и брата. Они рабы, они не умеют строить свою жизнь, они хотят, чтобы им дали квартиру, врачи бесплатно вылечили, родители кормили, пока они бегают по дискотекам. Так проще и выгодней, ни за что не нужно отвечать. Раб ни за что не отвечает, кроме выполнения своих обязанностей. Поэтому он глух и слеп и не может принимать никаких важных решений, даже для себя. За него все решено. Он ни в чем не виноват, чтобы ни происходило в его жизни. Виноваты: царь, Ленин, Сталин, папа с мамой, соседи, начальники и так далее. Немного о нашей беспутной темной жизни попробую рассказать на своем примере. Все виноваты, кругом одни враги. Не жизнь, а борьба за выживание, за кусок хлеба, за любовь... можете продолжить сами. Все это прикрывают словами искусство, культура, идея. Чья культура? Чье искусство? Чьи идеи мы должны воплощать в жизнь. Культурно улыбаемся, вежливо разговариваем друг с другом, сами же готовы за лучший кусок хлеба разорвать друг друга на части, проклясть, уничтожить. Сдерживают только законы, данные властями, а не свыше. Что мы тупее скотины, что сами не можем разобраться, что нам нужно, как хотим жить? Мы что изначально рождены идиотами, хотя в Библии сказано, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Тогда возникает вопрос, раз мы созданы по образу и подобию Божью, почему из нас с детства стараются сделать тупых и слепых рабов, не имеющих своего разума?
Родился я в простой рабочей семье. Отец и мать с утра и до вечера работали на заводе, поэтому на воспитание своих детей у них оставалось очень мало времени. Детских садов и яслей тогда почти не было, поэтому основное воспитание я получил на улице. Вот где для детей была настоящая свобода. Мы были предоставлены, хоть и на время, но сами себе. О чем сейчас приходится только мечтать. Не зря говорится в Новом Завете, чтобы мы стали, как малые дети, и нам откроется царство Божье. На улице и в дворовых компаниях всегда ценилась искренность, а за обман и хитрость могли жестоко наказать, даже избить. Дети всегда честны, они жадного назовут жадиной, подлизу - лизоблюдом. Каждому быстро могли дать прозвище или кличку, которая могла затем приклеиться на всю жизнь, если они не пытались изменить свое отношение к себе и жизни. Тех, кто остался рабом, там жестоко били, и они сбивались в стаи, или каждый начинал искать свой собственный путь, свое предназначение. Они уже с детства знали, кем будут и чего хотят в жизни, но таких людей меньшинство. Те, кто остался в стае, потом и в жизни старались укрыться в толпе и не высовываться, и эта толпа и в наше время пытается определить нашу жизнь, жизнь большинства. Это путь большевиков, который привел нас к окончательному моральному падению. Кто же нашел свой путь и свое место в жизни, смело шли дальше. Мне то же, жить в толпе, как все, казалось безопаснее, да и родители всегда учили не высовываться. Поэтому моя жизнь потекла, как и у большинства: школа, армия, работа, семья. Как и все, я был воспитан в духе атеизма: октябренок, комсомолец, коммунист. Всегда нас учили думать о Родине, родителях, жене, детях, а потом о себе. Воспитывали, учили быть нужными, кому ни будь, только не себе. Нас учили и воспитывали быть винтиками общества, пушечным мясом во время войны, рабочей скотиной для более хитрых и умных. Только вот думать о себе времени практически не оставалось, разве что за кружкой пива, или за бутылкой водки, когда мы бедные и несчастные открывали друг другу душу. Поэтому уже к 40 годам я имел шесть хронических заболеваний. С работы уволили по состоянию здоровья, предложив III группу инвалидности. На эти деньги я не мог содержать семью, даже себя, поэтому невольно стал сам нахлебником у своей семьи. Отношение ко мне всех членов семьи резко переменилось. Теперь они должны были кормить и поить меня. Я оказался на обочине жизни, потерял уважение детей и родственников. Хорошо, что к этому времени началась "перестройка", и я занялся бизнесом. Пять лет адской работы в условиях жесточайшей конкуренции и полного хаоса окончательно подорвали мое здоровье. Но это время было самым продуктивным в моей жизни в том смысле, что мне пришлось самому думать и решать важнейшие задачи для меня, и не только, так как под моим началом собрался, хоть и небольшой, но коллектив. У нас был кооператив, и именно совместное мышление привело, в конце концов, к разброду в коллективе и разорению предприятия. После банкротства, проанализировав ситуацию, я окончательно понял, что важные вопросы нужно принимать не коллективно, а только лично самому, так как в коллективе никто ни за что не отвечает, кроме рабочих, ведь это мы их оставили безработными, и они потом долго меня упрекали этим.
Спрашивает НатальяОтвечает Александра Ланц, 04.06.2010
Здравствуйте, Наталья!
Вообще-то мы должны называть себя и детьми, и учениками, и рабами Божиими. Если мы, действительно, отдаём Ему своё сердце, то мы становимся всем вышеперечисленным. Используя эти всем нам знакомые слова, Бог пытается передать нам весь образный смысл (все его ньюансы) того, каковы взаимоотношения между Ним и нами . Поэтому мы должны концентрироваться не на самих словах, а на внутреннем их смысле .
Ученик
– учится (постигающий)
Раб
– исполняет (исполняющий)
Ребёнок
– наследует состояние отца (наследующий)
И всё это невозможно разделить, потому что как можно, например, быть хорошим рабом , если не учишься служить господину? Или как можно стать настоящим ребёнком Бога, если не желаешь учиться у Него тому, что значит быть Его ребёнком или не желаешь исполнять то, чему научен? При этом ученик обладает возможностью понимать причины того или иного действия Бога, понимать, изучать, почему то или иное Его распоряжение правильно. И хорошим учеником невозможно стать, если не выполнять «домашние задания», т.е. не действовать как действовал бы раб .
Давайте попробуем присмотреться к каждому их этих трёх слов с тем, чтобы потом попросить Бога объединить их в нашем сознании и помочь нам правильно видеть себя по отношению к Нему , нашему Создателю и Спасителю.
РАБ . Тот, кто исполняет волю господина, не подвергая сомнениям её авторитетность и правильность. Т.е. для раба воля его господина – это наивысший, не подлежащий пересмотру или сомнениям закон. Раб не просто служит своему господину, но исполяет все его желания без ропота или недовольства, просто потому, что так говорит господин. У раба как бы уже нет никакой своей воли, но воля господина рассматривается, как собственная воля раба. Если господин желает, чтобы раб умер, раб умирает, чтобы жил – раб живёт, чтобы женился – раб женится и пр. при этом, как уже было сказано, раб воспринимает волю господина неотделимо от своей воли.
Слово «раб», когда оно используется для того, чтобы показать положение человека в мире , несёт значение полного, тотального, абсолютного подчинениния господину. Тот, кто называет себя рабом Господа Вседержителя, тем самым заявляет, что у него нет своей воли, но воля Господа стала его собственной. Однако давайте помнить о том, что называть себя рабом Бога и реально быть им – это две большие разницы ( ; ; ...)
Библия утверждает, что мы все рождаемся в этот мир рабами сатаны, потому что от отцов принимаем падшую плоть, а потом у отцов же учимся, как жить в этом рабстве и даже радоваться ему. «я плотян, продан греху » () . Но вот в один прекрасный день мы узнаём о Боге, о том, что Любовь Божия хочет вернуть нас Себе и зовёт нас Домой: «Верен Призывающий вас » ( ; ).
И тут начинается самое главное: мы, осознавая, что невозможно одновременно служить двум господам, пытаемся выйти из-под господства сатаны в господство над нами Бога.
Из эгоизма в любовь.
Из состояния, когда мы бежали ко греху, в состояние, когда мы бежим от греха.
Из тьмы в Свет.
Из смерти в Жизнь.
Давайте всмотримся в основные пункты того, что несёт нам рабство сатане и рабство Богу
Быть рабами сатаны – значит, жить по его законам, не подвергая их абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет... | Быть рабами Бога – значит, жить по Его законам, не подвергая из абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет... |
продверженность болезням, разочарованиям | оптимальное для текущего дня здоровье и уверенность в завтрашнем дне. |
любовь, сосредоточенная на себе и топчущаяся по чужим жизням | любовь, сосредоточенная на Бога и других людях |
жизнь ради конечных целей | жизнь ради уподобления Богу |
духовноя слупота и глухота | способность различать голос Бога |
моральная и духовная нечистота | святость |
смешение понятий добра и зла, неспособность использовать своб силу воли для постоянного избрания добра | чёткое различение добра и зла и способность, не взирая на обстоятельства, избирать только добро |
неверие | вера, двигающая горы |
открытый или скрытый бунт против Творца (ропот, недовольство) | открытое неповиновение греху (спокойствие, радость, уверенность) |
саморазрушение (как физического, так и духовного тела) | самосовершенствование (под внимательным взглядом Идеального Учителя) |
физическая и навечная смерть (первая и вторая смерть) | Вечная Жизнь |
Апостол Павел сказал обо всём этом так:
Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти
, или послушания к праведности
?
Ибо, когда вы были рабами греха
, тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу,
плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.
Как предавали вы члены ваши в рабы
нечистоте и беззаконию на дела
беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы
праведности на дела святые.
Всё, что здесь говорит апостол основано на Христовых словах: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха » ().
Поэтому все апостолы, отдавшие свои жизни, свои судьбы в руки Христа, постоянно подчёркивали, что они теперь служат Любви Бога – Иисусу, а не сатанинскому эгоизму, который есть основа всякого греха.
Вот как Пётр начинание свои послания: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» ()
Вот Иаков, пишущий братьям: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» ()
Так Иуда (не Искариот, конечно) начинает своё послание к святым Божииим: «Иуда, раб Иисуса Христа» ()
Вот искренее признание Павла: «Павел, раб Иисуса Христа» () «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» ()
Попробуйте, зная то, что Иисус Христос – это воплощение праведности, святости, любви и милости Божииих, подставить вместо слов «Иисус Христос» Его характеристики. Что у вас получится?
«Павел, раб праведности, святости, любви, милости Божиих» () Понимаете? Получается, что этот человек находится под предводительством всего перечисленного, не подвергая сомнению великую ценность всех этих качеств. Может ли такой человек грешить?
ДИТЯ БОЖИЕ. Если вы решились стать рабом Вседержителя, то вы получаете от Бога Святого Духа, Который постоянно помогает вам побеждать грех, умервщляя свои плотские похоти, чтобы вы могли служить только Богу (быть рабом только Бога), а получив Духа Святого, вы автоматически становитесь и ребёнком Бога, который в конце-концов получит всё наследство Отца. Смотрите, как об этом сказал апостол Павел:
«если Христос в вас
, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете
. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии
.
Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления
, Которым взываем: "Авва, Отче!"
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии , сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ().
Иисус учит нас обращаться к Богу, как к Отцу: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое...» () Иоанн восхищённый и потрясённый этой истиной пишет ко всем нам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (). А если вы продолжите читать слова Иоанна, то увидите ещё более потрясающую истину.
Получается, что если ты не раб Бога (т.е. раб Его праведности, святости, любви, милости...), то ты и не дитя Его, а если ты – раб Бога, то ты и дитя Его, придназначенное ко спасению для Вечной Жизни. Смотрите, что говорит Иоанн: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (). Слово «делающий» отсылает нас к слову «раб», ведь раб – это как раз тот, кто делает, исполняет волю господина!
УЧЕНИК ХРИСТА. Человек, ставший рабом Бога, не может не стать учеником Христа. Ведь для того, чтобы верно служить Богу, как делает это верный раб, человек должен учиться праведности, познавать волю своего Господина. В Павел пишет Тимофею о том, что он будет хорошим служителем (рабом) Христа, если продолжит питаться верным учением , проще говоря, если продолжит оставаться учеником Христа.
Апостол Иоанн тоже утверждает, что только пребывающий в учении Христа (научаемый Христом), принадлежит Богу ()
Да будет имя Бога благословенно, да поможет Он нам
научиться
быть Его
рабами
,
чтобы Ему иметь возможность назвать нас Своими
детьми
С уважением,
Саша.
Читайте еще по теме "Толкование Писания":
Здравствуйте, Виктор!
Вот что по этому вопросу пишет православный публицист Сергей Худие в:
«В Библии написано (Ветхий завет), что нельзя есть свинину. Тем не менее весь христианский мир ест. Объясните, почему?
Библия рассказывает нам об истории спасения, о том, как Бог действовал (и действует) в истории человечества и в истории Своего избранного народа. Его отношения с людьми развиваются постепенно, они проходят несколько этапов. Один из этих этапов - Ветхозаветный Закон; Бог устанавливает для Своих людей, народа древнего Израиля, определенные правила, которые должны научить людей помнить о Нем в повседневной жизни. Важным было и другое - закон должен был отделить верующих в Единого Бога от язычников, чтобы предотвратить постепенное проникновение языческих обычаев и верований, и, в итоге, растворение Божьего народа в языческом мире.
Закон включал в себя как нравственные, так и обрядовые предписания, касающиеся порядка совершения богослужения, одежды и пищи - в частности, запрет на употребление в пищу свинины. Но главным предназначением Закона было то, что Закон должен был подготовить людей к приходу Спасителя, Иисуса Христа. Как говорит Апостол Павел:
«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя» (Гал.3:24,25).
С приходом Иисуса Христа необходимость в соблюдении обрядового закона отпала; напротив, настаивать на нем значило бы поставить преграду между Евангелием и языческими народами. Поэтому Бог ниспослал особое Откровение, чтобы прояснить это:
«На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:9-15).
Новый Завет освобождает нас от необходимости соблюдать ветхозаветные предписания:
«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:28,29).
Поэтому Вы свободны есть (или не есть) свинину. На Ваши отношения с Богом это никак не влияет».
С Богом!
Экология познания:Многих даже искренне верующих христиан порой коробит слово «раб», которым нарекают их в церкви. Кто-то не обращает на это внимания, другие считают поводом избавиться от гордыни, третьи задают вопросы священникам. Что же в действительности означает это понятие?
Зелёная верба над болотом,
К вербе привязана верёвка,
На верёвке утром и вечером
Ходит по кругу учёный хряк.
(перевод на русский польской версии стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…»)
Многих даже искренне верующих христиан порой коробит слово «раб», которым нарекают их в церкви. Кто-то не обращает на это внимания, другие считают поводом избавиться от гордыни, третьи задают вопросы священникам. Что же в действительности означает это понятие? Может, в нем и вовсе нет ничего оскорбительного?
О значении слова «рабъ»
Конечно, Библия писалась в те времена, когда язык и значения слов были совсем иными, к тому же еще и переводилась множество раз с одного языка на другой. Неудивительно, если смысл текстов исказился до неузнаваемости. Может, и слово «раб» имело совсем другое содержание?
Согласно церковнославянскому словарю прот. Г. Дьяченко понятие «рабъ» имеет несколько значений: обитатель, житель, слуга, невольник, раб, сын, дочь, мальчик, юноша, молодой невольник, слуга, ученик. Таким образом, уже одно это толкование дает надежду «рабам Божьим» на сохранение человеческого достоинства в своей христианской добродетели: ведь они также – и сын или дочь, и ученик, и просто житель мира, созданного Богом.
Вспомним также и социальный уклад тех времен: рабы и дети хозяина дома жили, по большому счету, в равных условиях. Дети также ни в чем не могли перечить отцу, рабы же были, по сути, членами семьи. На том же положении был и ученик, если мастер какого-то ремесла брал его в услужение.
А, может, «роб»?
Как пишет Агафья Логофетова, ссылаясь на этимологический словарь Фасмера, слово «раб» заимствовано из церковнославянского языка и в древнерусском оно имело форму «роб», «робя», откуда до сих пор встречается в некоторых диалектах форма множественного числа «робята». В дальнейшем корень «роб» превратился в «реб», откуда пошло современное «ребенок», «ребята» и т.п.
Таким образом, опять же возвращаемся к тому, что правоверный христианин – это дитя Бога, а не раб в современном понимании этого слова.
Или «раабъ»?
Уже упоминавшийся словарь Дьяченко включает в себя и другое значение: «Раабъ или рабъ – название учителей еврейских, то же, что раввин». «Раввин» же происходит от древнееврейского «рабби», что, согласно словарю Кольера, означает «мой господин» или «мой учитель» (от «рав» - «великий», «господин» - и местоименного суффикса «-и» - «мой»).
Неожиданное повышение, не так ли? Возможно, «раб Божий» - это учитель, носитель духовного знания, призванный передавать его людям? В таком случае останется только согласиться с фразой иеромонаха Иова, в миру Афанасия Гумерова (сказанной, правда, изначально в несколько ином контексте): «Право называться рабом Божиим надо заслужить».
Современный язык
Несомненно одно: уклад жизни и менталитет людей того времени слишком отличался от нашего. Иным был, конечно, и язык. Поэтому для христианина той эпохи не было моральной проблемы назвать себя «рабом Божьим», равно как не было это и упражнением по избавлению от греха гордыни.
Порой прихожане на форумах предлагают: «…если Библия переводилась множество раз, а смысл слова "раб" за это время изменился, почему бы не заменить его более соответствующим по значению?». Озвучивался, к примеру, такой вариант, как «служитель». Но, по моему мнению, гораздо лучше подходит слово «сын» или «дочь» либо же «ученик Божий». К тому же, по церковнославянскому словарю, это тоже значения слова «рабъ».
Вместо заключения. Немного юмора о метаморфозах понятий
Молодому монаху дали задание помогать остальным служителям церкви переписывать священные тексты. Поработав так с недельку, новенький обратил внимание, что копирование делается не с оригинала, а с другой копии. Он выразил свое удивление отцу -настоятелю: «Падре, ведь если кто-то допустил ошибку, она будет повторяться после этого во всех экземплярах!». Настоятель, подумав, спустился в подземелья, где хранились первоисточники и… пропал. Когда прошли почти сутки с момента его исчезновения, обеспокоенные монахи спустились за ним. Они нашли его сразу: он бился головой об острые камни стен и с безумным видом кричал: «Celebrate!! Слово было “celebrate”! А не “celibate”!».
(Примечание: celebrate (англ.) – праздновать, славить, прославлять; celibate (англ.) - давший обет безбрачия; целибат) опубликовано