Открытый урок на тему уменьшаемое вычитаемое разность. Конспект урока на тему "Уменьшаемое
Конспект урока математики на тему «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность» (1 класс).
О себе: Моя педагогическая деятельность началась в школе сразу после окончания училища в 1988 г. Педагогическое и жизненное кредо – любить ребёнка и принимать его таким, какой он есть.
Тип урока:
урок открытия нового знания.
Форма урока:
урок – игра
Цель урока:
Ознакомить с названиями компонентов при вычитании.
Задачи:
Образовательные:
1. Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
2. Продолжить знакомство с областью и границей.
3. Закрепить навыки счёта в пределах 6.
4. Учить определять взаимосвязь между частью и целым.
5. Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке.
Развивающая:
развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.
Воспитательная:
воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование:
— карточки со словами «уменьшаемое, «вычитаемое», «разность»;
— рисунок Карабаса Барабаса;
— изображение трёх сундуков на конвертах;
— разрезные цифры, наборное полотно;
— учебник – тетрадь «Математика» Л.Г.Петерсон.
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка проблемы. (2мин)
— Ребята, мы с вами уже знаем, как называются числа при сложении. Как?
— Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании.
Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс он их в класс.
(Беру конверт, достаю из него записку):
«Я, карабас Барабас.
Похитил названия!
Хотите их узнать
Выполните мои задания».
— Что, ребята, будем спасать названия?
— Тогда за работу.
2. Устный счёт. (5 мин)
1. Назови ответ:
Уменьши на 1: |
||||
Уменьши на 2: |
||||
Ученики составляют примеры и решают их.
2. Решение задач:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
(6 – 3 = 3)
На кустике перед забором
Шесть ярко – красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось?
(6 – 2 = 4)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их скажи – ка ты.
(2 + 2 = 4)
Ответы выставляются на доске
— Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Карабас Барабас любит больше всего:
— Почему Карабас Барабас любит больше всего золотой ключик?
(Потому, что этим ключом открывается дверь, за которой хранятся сокровища)
— Давайте выполним последнее задание Карабаса Барабаса:
У Карабаса Барабаса три сундука.
В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.
Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке — серебро, а в 1 – ом не золото.
На доске вывешиваются 3 конверта с изображениями сундучков.
Под руководством детей учитель записывает на доске под конвертами, что в каком сундучке:
1 сундук: названия чисел
2 сундук: серебро
3 сундук: золото
Учитель достаёт и вывешивает на доску карточки с названиями чисел
— Молодцы!
3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания. (10 мин)
1. Практическая работа.
— Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте вправо 2 кружочка.
— Сколько кружочков осталось? (4)
— Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)
— Какое из чисел самое большое? (6)
— Как называется число 6? (целое)
— Как называется число 2? (часть)
— Что получается в результате? (часть)
— Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
— Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
— Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)
(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)
УМЕНЬШАЕМОЕ |
ВЫЧИТАЕМОЕ |
РАЗНОСТЬ |
Карточка «уменьшаемое» закрепляется под цифрой 6
— Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
— Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)
— Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)
Карточка «вычитаемое» вывешивается под цифрой 2
— А что такое число 4? (Разность)
— Или результат дейтвия вычитания.
— А что ещё называется разностью? (6 — 2)
— Молодцы! Вы выдвинули свои версии названий чисел.
2.Работа с учебником.
— Открываем учебник на стр. 62 № 1.
— Рассмотрите запись в рамочке.
— Как называется самое большое число в записи?
— Как называется число, которое вычли?
— Как называется число, которое получили в ответе?
— Что ещё называется разностью? (Сам пример)
— Как же нам прочитать этот пример?
— Читаем хором запись в учебнике.
— Прочитайте наш пример (на доске) разными способами.
3.Нахождение неизвестных компонентов методом подбора
№ 2 стр. 62
а) 1-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Назовите уменьшаемое, вычитаемое.
— Разность – это что? (часть)
— Чему же она равна? (6 – это 2 и 4, значит, разность равна 4, следовательно, в «окошко» записываем цифру 4)
б) 2-я строчка таблицы:
— Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим.
— Чему равна разность?
— Запишите результат в «окошко».
в) 3-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Чему равно уменьшаемое?
— Чему равна разность?
— назовите целое и части.
— Чему равно вычитаемое?
— Докажите.
— Какое ещё выражение можно составить с этими числами?
(5 – 3 = 2)
г) 4-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Что нужно найти?
— Целое обведите в кружок, а части подчеркните.
— Как найти целое?
— Запишите результат.
— Какие выражения можно составить, опираясь на полученное?
(5 – 1 = 4, 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5)
— Прочитайте примеры. Назовите вычитаемое, разность.
4. Физкультминутка.(1 мин)
Раз, да, три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Оказались на лугу,
Я быстрее всех бегу.
Лютики, ромашки,розовые кашки.
Собирал наш первый класс –
Вот какой букет у нас!
5.Повторение изученного материала. (12 мин)
1. Области и границы.
№ 3 стр. 62
Примеры иллюстрируются из жизни.
а) Игра «Как поймать волков»
— Нужно из высоких кольев сделать два забора – один внутри другого. Давайте попробуем.
Ребята выстраиваются в два круга.
— Где граница и область?
(Граница острова состоит из одной внешней и двух внутренних).
2.Самостоятельная работа.
№ 4 стр. 62
3.Решение примеров с помощью числового отрезка.
№ 5 стр. 63
4.Составление числовых выражений по рисунку
№ 6 стр. 63
а) По размеру:
— На какие группы разбили первую совокупность фигур?
(По размеру)
— Какое выражение получилось? (2 + 4)
— Сколько всего фигур? (6)
б) По форме:
-Укажите признак разбиения второй совокупности.
(По форме)
— Сколько фигур в каждой группе?
— Запишите выражение. (3 + 3)
в) По цвету:
— Сколько групп в третьей совокупности?
— Сколько фигур в каждой группе?
— По какому ризнаку разбили на группы? (По цвету)
— Какое выражение вы записали? (2 + 2 + 2)
— Что общего у всех выражений?
— Что их объединяет?
5.Знаки действий.
№ 7 стр. 63 (Решают с комментированием)
6.Решение примеров на сложение и вычитание.
№ 8 стр. 63
— Объясните смысл данного задания.
6.Итог урока. (1 мин)
— С чем познакомились на уроке?
— Чему учились?
— Что больше всего понравилось на уроке?
-Что лучше всего удалось?
Разделы: Начальная школа
Класс: 1
Задачи урока:
- Закреплять вычислительные навыки, учить читать примеры, используя новые термины;
- Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, логически мыслить;
- Воспитывать аккуратность (запись письменного текста в тетради), трудолюбие.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
II. Устный счёт.
Урок математики. Начнём урок с задачи.
а) Логическая задача.
Послушайте её внимательно и ответьте на вопрос. (Во время чтения задачи, вывешиваю карточки).
Таня дружит с Машей. Маша дружит с Валей, значит, Таня дружит с Валей. Так ли это?
Прочитайте задание, которое вы видите на доске
(дети читают: уменьши на 2).
- Что значить уменьшить число на 2
?
- Приготовились к выполнению задания, работать
будем “цепочкой”, начнём с первого ряда,
остальные ребята контролируют выполняющих
работу.
Прочитайте следующее задание, что значит
увеличить на 3?
- Продолжаем работу аналогично предыдущей.
Физминутка.
Запишите последнее вычисление равенством.
5 + 3 = 8
Как называются числа в этом примере, назовите их (слагаемое, слагаемое, сумма).
III. Постановка учебной задачи.
Давайте составим пример на вычитание, используя эти числа.
А теперь попробуйте назвать числа в этом
примере (мы не можем назвать эти числа, т.к. мы
их не знаем как называть).
- Как бы вы их могли назвать? (Высказывание
детей)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем
уроке? (Ответы детей)
Правильно, мы будем узнавать, как будут называться числа при вычитании, поэтому.
IV. Открытие нового знания.
Вам надо быть очень наблюдательными. Итак,
какое из этих чисел самое большое? (8)
- Что мы сделали с числом 8? (Сделали меньше,
уменьшили)
- Как вы думаете, а какое название у этого числа
может быть? (Высказывание детей)
- Да, действительно в математике, число, которое
мы уменьшаем, называется уменьшаемым.
- А теперь давайте скажем, что мы делаем со вторым
числом?
- Так как бы вы назвали число, которое мы вычитаем?
- Давайте, сравним числа 8 и 5, одинаковые ли они?
- А на сколько они разные?
- Так как мы назовём число, которое получаем в
ответе?
Ребята, разностью называется не только результат, но и само выражение 8 – 5.
На доске запись примера и названиями компонентов.
Прочитайте наш пример разными способами.
в) Закрепление нового материала.
Работа по учебнику.
Кто желает выполнить задание у доски?
Физминутка.
V. Закрепление изученного материала.
а) Решение задачи № 4.
(1 ученик у доски).
Проверим правильность решения.
Кто согласен с …
б) Самостоятельное решение примеров на карточках с последующей проверкой у доски.
А, теперь решим примеры на карточках. Для этого вам нужно приготовить цветные карандаши. Вы будете решать примеры и раскрашивать ответ нужным цветом.
Пример с ответом 9 – голубым, 7 – жёлтым, 5 – красным, 3 – коричневым, 2 – зелёным.
Кто желает поработать у доски?
У кого получился такой же цветок, как у..
VI. Рефлексия.
На доске:
6 – 4 =
Прочитайте выражение, используя название чисел при вычитании.
(Разность чисел 6 и 4).
Чему она равна? (2)
Как называется каждое число в равенстве?
Урок закончен. Молодцы!
VII. Дополнительный материал.
Стр.27, работа на полях учебника.
Назови номер фигуры, которую вырезали из квадрата. Почему вы так считаете?
УРОК МАТЕМАТИКИ
"Уменьшаемое, вычитаемое, разность".
1 класс УМК "Школа России" (М.И.Моро)
Автор: Воронкова Яна Витальевна, учитель начальных классов
Раздел: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель: познакомить учащихся с названием компонентов и результатом действия вычитания, с разностью как выражением.
Задачи:Образовательные:
работать над правильным использованием этих терминов в речи;
закрепить навыки устного счёта в пределах 10;
учить определять взаимосвязь между частью и целым;
закреплять умение решать задачи.
Развивающие:
развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память;
развивать вычислительные навыки.
Воспитательные:
воспитывать интерес к уроку математики.
Оборудование:
1. Математический числовой веер
2. Изображение Карабаса-Барабаса
3. Изображение трёх сундуков
4. Презентация урока
5. Счетный материал
6. Диск к учебнику М.И.Моро
7. Плакат “Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность”.
8. Учебник
9. Тетрадь
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок.Начался урок.
Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.
2. Устный счет. (слайд2)
Ответ ученики показывают на математическом числовом веере.
(слайд3)
Ай да белка-мастерица!
Вяжет деткам рукавицы.
Извязала три клубка,
Два лежат ещё пока.
У кого ответ готов,
Сколько у неё клубков?
(слайд4)
Вот задумал ёж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трёх зайчат и трёх бельчат.
Посчитайте, поскорей,
Сколько у ежа гостей?
(слайд5)
Папа –слон слону – сынишке
Подарил четыре книжки.
Их слонёнок прочитал
И друзьям своим раздал.
Книгу дал он бегемоту,
Две морскому кашалоту.
(слайд6)
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
(слайд7)
Семь весёлых поросят у корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
(слайд8)
Семь снегирей на ветках сидели.
Три снегиря ещё прилетели.
Наш снеговик сосчитал снегирей.
Сколько всех птичек?
Ответь поскорей!
(слайд9)
Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат
Но один из них устал, потерялся и отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди?
(слайд10-11)
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
(слайд12-13)
Четыре спелых груши
На веточке качались.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
На слайде 10-11 вспоминаем, как называются числа при сложении.
На слайде 12-13 постановка проблемы - мы не знаем как называются числа при вычитании.
3. Постановка проблемы.- Ребята, мы с вами уже знаем, как называются числа при сложении. Как?- А кто-нибудь знает, как называются числа при вычитании?
- Кто сможет назвать мне тему нашего урока?
- Какая цель нашего урока? Что мы научимся делать? Что должны будем запомнить?
- Ребята! (слайд14). Вот так неприятность случилась! Карабас - Барабас спрятал от нас названия чисел при вычитании. Давайте выполним задание Карабаса Барабаса, и всё-таки узнаем, как они называются:
У Карабаса Барабаса три сундука.В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке – серебро, а в 1 – ом не золото.
(слайд15)
На доске вывешиваются 3 конверта с изображениями сундучков.
Под руководством детей учитель записывает на доске под конвертами, что в каком сундучке:1 сундук: названия чисел2 сундук: серебро3 сундук: золото
(слайд15)
Отлично ребята, мы с Вами справились с заданием Карабаса-Барабаса, и узнали названия компонентов. Давайте их прочитаем.
УМЕНЬШАЕМОЕ - ВЫЧИТАЕМОЕ = РАЗНОСТЬ
(слайд16)
4. Работа со счетным материалом по новой теме урока.
- Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте вправо 2 кружочка.- Сколько кружочков осталось? (4)- Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)- Какое из чисел самое большое? (6)- Как называется число 6? (целое)- Как называется число 2? (часть)- Что получается в результате? (часть)- Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.- Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)- Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)
УМЕНЬШАЕМОЕ
ВЫЧИТАЕМОЕ
РАЗНОСТЬ
Карточка «уменьшаемое» закрепляется под цифрой 6- Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?- Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)- Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)
Карточка «вычитаемое» вывешивается под цифрой 2- А что такое число 4? (Разность)- Или результат действия вычитания.- А что ещё называется разностью? (6 – 2)- Молодцы!
- Закрепление. (слайд17)
5. РАБОТА С ДИСКОМ К УМК "ШКОЛА РОССИИ". Объяснение нового материала + 1 упражнение.
6. Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка.На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - за парту тихо сесть.
7. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок в верхней части страницы (стр.29 - нарисованы снегири).
- По рисунку, по схеме и по решению нам нужно восстановить задачу.
- Сколько было снегирей?
- Что потом случилось?
- Сколько снегирей осталось?
- Как это записать математически?
- Как называется число 5?
- Как называется число 2?
- Как называется число 3?
№1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое - 4. Запишите разность этих чисел и вычислите её.
№2. Утром в вазе лежало 6 яблок. К вечеру число их уменьшилось на 4. Сколько яблок осталось в вазе к вечеру?
- О чем задача?
- Прочитайте условие.
- Что нам известно?
- К вечеру число яблок увеличилось или уменьшилось?
- На сколько?
- Прочитайте вопрос.
8. Задание в рабочей тетради.
- Откройте тетрадь №2 на стр.16
Равенства, в которых пропущены уменьшаемые, подчеркните красным цветом, а равенства, в которых пропущены вычитаемые - синим цветом. Запишите пропущенные числа.
(Работа у доски).
- Решим задачу под №2. Ёжик собрал 6 грибов, а белочка - на 2 гриба меньше. Сколько грибов собрал ёжик?
- О ком задача?
- Что нам известно?
- Прочитайте условие.
- Белочка собрала больше или меньше грибов?
- На сколько меньше?
- Прочитайте вопрос.
- Каким действием мы будем решать задачу?
- Записываем решение.
9. Рефлексия учебной деятельности. (слайд18)
- Что нового Вы узнали на уроке?
- О чем Вы расскажете дома?
- Какие цели мы поставили в начале урока?
- Каких целей мы достигли?
- Спасибо за урок!
Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"
Цели урока: Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.
Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, самостоятельной работе
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).
Личностные:
Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.
Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ; проверять и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Познавательные УУД).
Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).
Ход урока.
Организационный момент .
Эмоциональный настрой .
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи.
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!!!
А сейчас ребята, поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте,
Я спрошу Вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Дети: Да!
Учитель: Это слышать мне приятно!
Путешествие зовёт –
Первоклашек на урок!
Учитель: Давайте посчитаем до 20 через число начиная с 2. (Дети вслух произносят) Какие числа мы назвали? (чётные). А теперь посчитаем в обратном порядке начиная с 20 через число. Цель: подготовка к счёту парами, тройками.
Учитель: А вы знаете, ребята, что это был волшебный счёт: пробежав по числовой лесенке, вы очутились в стране Математики. В этой стране всё чётко, точно и определённо. Всё здесь подчинено законам математики. Любые отношения, понятия имеют свои точные названия – термины.
Вас встречает Фея страны Математики! Она надеется, что вы полюбите эту точную науку и будете ей добрыми помощниками. (На доску прикрепляется рисунок Феи).
Добро пожаловать!
Актуализация знаний.
Фее нужна помощь Определите какая фигура здесь лишняя? Слайд 2
По какому признаку вы определили? (по цвету, размеру, форме)
Слайд 3 .
Учитель: Рассмотрите запись на экране. Что можете сказать?
На экране : 1 2 3 4 6 7 8 9 …
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
(Это числовые ряды. Это натуральные числовые ряды.
первый ряд не натуральный – там нет числа 5, а в натуральном ряду все числа идут по порядку. А ещё мы говорили, что каждое число увеличивается на 1.
Что показывают точки? (точки показывают, что этот ряд можно продолжать бесконечно.)
Слайд 3 пустой
Учитель . Замечательно. Продолжим работу. Работа с веером цифр
Покажите число, которое больше 15 и меньше 17. (16)
Покажите сумму чисел 10 и 8 .(18)
Покажите число предшествующее числу 14.(13)
Покажите число на 1 меньше 13.(12)
Все показанные числа появляются на доске.
На доске запись: 16 18
13 12
Какое задание вы можете предложить с этими числами?
Дети: Мы можем поиграть в игру «Я больше тебя» или «Я меньше тебя»!
Поставьте нужные знаки.
16<18
13>12
Учитель: Молодцы, ребята!
А сейчас внимательно послушайте веселые задачи и решите их устно
40 шишек у сосны было только до весны.
Ветерок весной подул, 10 шишек он смахнул.
Сколько шишек на сосне улыбается тебе? 40-10=30
Объясните, как считали?
Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей? 3+3+2 =8
Создание проблемной ситуации. Слайд 4
У: Рассмотрите рисунки. По какому признаку их можно распределить на две группы?
(Рисунки, в которых предметы увеличиваются (объединяются) и вторая группа – в которых предметы уменьшаются, вычитаются.)
Учитель: Подберите выражение подходящее к первому рисунку. (3+2=5)
Подберите выражение подходящее ко второму рисунку (4+2=6)
Подберите выражение подходящее к третьему рисунку (4-1=3)
Подберите выражение подходящее к четвертому рисунку (5-3=2)
4 + 2 =6 3 + 2 =5 5 + 2 = 7
4 – 1 = 3 6-1=5 5 – 3 = 2
Молодцы!
Слайд 5
Учитель: Что можете сказать о выражениях первой группы? Что вы знаете о них? Как они называются?
(Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой, результат при сложении называется значением суммы, числа при сложении можно называть слагаемыми.) как математически грамотно можно прочесть первое выражение? (1 слагаемое 3 ,2 слагаемое 2, сумма 5. Сумма чисел 2 и 3 равна5. 2 увеличить на3 равно5.
Как их назовём одним словом? (сумма)
Учитель: Молодцы! А какое правило о слагаемых вы знаете? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)
Слайд 6
Учитель: Как можно назвать выражения во второй группе? (Мы ещё не знаем!)
Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня? (Как называются выражения второй группы, как называем выражения со знаком минус)
Открытие нового материала.
Слайд 7
Учитель: Рассмотрите рисунок на экране. Составьте рассказ с названиями чисел. (На болоте было 7 цапель, улетели 2 цапли. Осталось 5 цапель.)
Какие из данных равенств могут подойти к рисунку?
7 = 7 5 = 5 2 + 7 = 9
7 – 2 = 5 5 + 2 = 7 7 – 5 = 2
2 щелчка
Слайд 8 (Учителем даётся необходимая информация: названия компонентов при вычитании).
7 – 2 – разность чисел 7 и 2. число 5 – значение разности 7 и 2
Число 7 – уменьшаемое , 2 – вычитаемое.
Учитель: Как вы думаете, почему 7 в записи 7 – 2 называют уменьшаемым (потому что его уменьшали, цапли улетали и их стало меньше чем было, значит число уменьшается поэтому назвали уменьшаемым Это самое большое число из всех) Табличку на доску -уменьшаемое
А почему 2 назвали вычитаемым? (потому что его вычитали) Табличку на доску
Учитель: Молодцы! Чаще вслушивайтесь в слова. Они вам часто будут помогать.
Учитель: Фея Математики восхищена вашей наблюдательностью, но все, же надо убедиться в верности этого вывода.
Давайте немного отдохнем
Музыкальная физминутка.
Работа над новым материалом. Расширение и закрепление новых понятий
Работа по учебнику.
Откройте учебник с 98. №1
Прочтите задание 1 вслух. 1 точка Расставь знаки так чтобы получилась сумма.
Какое равенство у вас получилось? (5+3=8)3+5=8
В тетради запишем равенство. 1 ученик у доски
2 точка читаем задание, а теперь как расставим знаки чтобы получилась разность?(8-3=5)
В тетради ниже запишем это равенство ученик у доски
3 точка читаем в первом равенстве подчеркните слагаемые одной чертой, а значение суммы двумя. Ученик у доски
Во втором равенстве подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным.
Учитель: - Какое число во втором равенстве самое большое? (уменьшаемое)
Да, ребята, уменьшаемое больше, чем вычитаемое и значение разности
Решение задачи №3 (а)
Найдите в учебнике №3 , давайте составим задачу по рисунку (Кот в сапогах должен был пройти 37 м, он прошел 10 м. Сколько м ему осталось пройти?
Сколько всего м должен был пройти кот? (37)
Сколько м он уже прошёл?(10)
Можем узнать сколько м ему осталось пройти? (да)
Каким выражением? 37-10
Схема этой задачи у нас уже есть в учебнике поэтому мы запишем только решение и ответ
В тетради вниз 2 клетки №3 записываем решение ученик у доски
Самостоятельная работа. (выполняется на индивидуальных досках)
Сейчас вы будете работать самостоятельно
Найдите задание №5, стр. 99. 2 столбик Положите перед собой индивидуальные досточки. Запишите на них разности и найдите их значения.
Взаимопроверка. (Поворачивают доски друг к другу и проверяют сверяясь с доской ).
Время встречи в стране Математики заканчивается, но Фея припасла ещё одно очень хитрое задание для мальчиков и девочек. Справитесь?
У детей уже лежат карточки с записанными равенствами:
У девочек: 10… 3 =1 4 15 … 2 =1 3 1 5 … 2 =1 7
У мальчиков: 14 … 4 = 18 1 7 … 3 =1 4 1 5 … 3 =1 8
Верните исчезнувшие знаки действий в записи.
Самопроверка с экраном. Слайд 13
Итог
Давайте вернёмся к началу нашего урока, и вы дадите название равенствам второй группы. Как они называются?
Дети: Это разности.
Как называются компоненты при вычитании?
Какой самый большой?
Давайте прочитаем и попробуем закончить предложения:
Незаконченное предложение. Слайд №14
Я узнал...
Я научился…
Я вспомнил…
Рефлексия:
Достаньте смайлики и покажите, кому понравился урок? Кто понял тему урока? Желтый смайлик веселый
Кто не понял тему? Голубой смайлик грустный
Урок окончен спасибо Скажем Фее и нашим гостям до свидания!