Пророческие символы в снах. Православный сонник
Почти третью часть жизни мы проводим во сне. И она почти не освещена, единственное что можно услышать в храме,- это «не верь снам», но хочется знать по больше, ведь не все так просто. Бывают и вещие сны.
Постарался объединить в этом посте все, что говорили святые отцы в Добротолюбии по поводу сновидений:
«В сновидениях демоны вносят образы в ум, приводя в движение память; потому что органы чувств в то время держатся сном в бездействии. Память же они приводят в движение посредством страстей. Это явствует из того, что чистые и бесстрастные не терпят ничего подобного. Какие образы душа воспринимает с телом, так память воспроизводит их и без тела (страстно, или бесстрастно). То же самое бывает и во время сна, когда тело покоится. (1,550) авва Евагрий
Есть три вида снов: мечтания, видения и откровения.
Мечтания суть такие сновидения, которые не стоят неизменными в воображении ума, но которых предметы перемешиваются, одни вытесняют другие, от них не бывает ни какой пользы, и само мечтание их исчезает вместе с пробуждением.
Видения суть такие сновидения, которые во все время стоят неизменными, не преобразуются из одного в другое и так запечатляются в уме, что остаются на многие лета незабвенными: они показывают сбытие будущих вещей, доставляют пользу, приводя ее в умиление представлением страшных видов.
Откровения суть сущие выше всякого чувства созерцания чистейшей и просвещенной души, представляющие дивные нение божественные дела и разумения, тайноводство сокровенных Божиих тайн, сбытие наиважнейших для нас вещей, и общее пременение мирских и человеческих дел. (5,139) Никита Стифат
Из сказанных видов сновидений первые свойственны людям чувственным и плотолюбивым, для коих Бог чрево и укоризненное насыщение, коих ум объят тьмой, по причине нерадивой жизни, и над коими издеваются бесы посредством мечтаний; вторые свойственны тщательным ревнителям, очищающим душевные чувства, и через видимое возводимым к постижению божественных вещей и преумножению преуспевания; третьи свойственны совершенным, действенно наитствуемым Божественным Духом. (5,140) Никита Стифат
Не у всех людей сновидения бывают истинны, и не у всех печатлеются во владычной части ума, но у одних тех, ум которых очищен и чувства душевные просветлены, кои востекли к естественному созерцанию, у коих нет попечения о житейских вещах, ни заботы о настоящей жизни, коих долгие пощения установились в общее воздержание, а поты и труды по Богу обрели покой и коих преспеяние в священном безмолвии возвело на степень пророков Церкви Божией, о которых и в книге Моисея сказал Бог: « аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему, и в видении возглаголю к нему» (Числа 12:6), и в книге Иоиля: «и будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят» (Иоиль 2:28)». (5,140) Никита Стифат
«Когда желательная часть души движется на страсти, утехи, наслаждения и удовольствия мiра сего, тогда душа видит и сны, подобные сему. Когда раздражительная часть души озверяется и рассвирепеет против однородных себе людей, тогда и в сновидениях видятся нападения зверей и пресмыкающихся, войны и брани, споры и бой в судах с теми, с коими состоят в раздоре. Когда же умная часть души надымается в тщеславии и гордости, тогда во сне мечтаются воспарения на воздух на крыльях, или возседания на высоких креслах судей и властителей народных, торжественные выходы и встречи и т.д. (5,61) Симеон Новый Богослов
Страшные сны обыкновенно бывают после гневной тревоги, и ничто другое столько не вынуждает ума нашего выступать из строя (дезертировать), как тревожный гнев. (1,507) авва Евагрий
Некоторые из нечистых демонов всегда приседят подле читающих и всячески ухитряются отвлекать ум их и нужды. Часто они наводят тяжкий сон, много отличный от обыкновенного. Все это мы терпим от них потому, что при чтении не храним трезвенного внимания, и не помним, что читаем словеса Бога Живаго. (1,516) авва Евагрий
Воображение неопределенных лиц указывает на остатки давней страсти, а воображение лиц определенных указывает на новые уязвления сердца. (1,520) авва Евагрий
Возмущенные сны видит раздраженный, и нападения зверей мечтаются гневливым. (2,268) Нил Синайский
Когда похоть возрастает, тогда ум мечтает во сне о вещах доставляющих услаждение, а когда- раздражение, тогда видит он вещи, страх наводящие. (3,206) Максим Исповедник
У бесовских мечтаний,- не пребывают они в одном и том же образе, и вида своего не показывают долго не смятенным. При этом они много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами страшают принимая на себя нередко вид воинов; иногда припевают душе и что нибудь льстивое с шумным криком. (3,29) Блаженный Диадох
Во время сна телесного прелесть покушается похитить чувство любви к Богу вкушением чего-то приятного, не смотря на то, что ум в известной мере здравствует в отношении к памятованию о Боге. (3,26) Блаженный Диадох
Муж долготерпеливый видит в видении соборы святых Ангелов, и не памятозлобивый упражняется в духовных словесах, ночью приемля разрешение тайн. (2,268) Нил Синайский
Признак совершенного бесстрастия есть тот, когда и во время бодрствования, и во сне представления вещей всегда всходят на сердце простыми. (3,191) Максим Исповедник
Сны являющиеся душе по любви Божией, суть необманчивые указатели здравия душевного. Они не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха, или внезапного опечаления, но приступают к душе со всею тихостию, и преисполняют ее духовного радования; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этого испытанного во сне обрадования. (3,29) Блаженный Диадох
Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную, и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии». (3,30) Блаженный Диадох
Бесы … даже во сне мечтание наше делают богатым воображениями: при чем преобразуются бесы похоти иногда в свиней, иногда в ослов, иногда в коней женонеистовных и огневидных, иногда в жидов наиболее невоздержанных; бесы гнева - иногда в язычников, иногда во львов; бесы страшливости - в измаилитов; бесы непостоянства - в идумеев; бесы пьянства и объедения - в сарацын; бесы любостяжания - иногда в волков, иногда в тигров; бесы лукавства - иногда в змий, иногда в ехидн, иногда в лисиц; бесы бесстыдства - в собак; бесы лености - в кошек. Бывает, что бесы блуда иногда превращаются в змей, иногда в ворон и грачей; в птиц превращаются наиболее воздушные бесы. Трояко же фантазия наша изменяет воображения бесов, по причине троечастности души, представляя их в виде птиц, зверей и скотов, соответственно трем силам души - желательной, раздражительной и мыслительной. Ибо три князя страстей против сих трех сил вооружаются и какой страстью окачествована душа, сродный с тою они принимают образ, в коем и приступают к ней. (5,209) Григорий Синаит
Рекомендации святых отцов по поводу сновидений:
«Когда душа начнет чувствовать себя здравою: тогда начнет и сновидения иметь чистые и безмятежные. (3,190) Максим Исповедник
Признаки бесстрастия будем определять днем посредством помыслов, а ночью посредством сновидений. (1,520) авва Евагрий
Не дозволяй себе днем помышлять о бывших во сне мечтаниях; ибо у бесов и то есть в намерении, чтоб сновидениями осквернять нас бодрствующих. (2,557) Иоанн Лествичник
Память о смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе Иисусова молитва; ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания. (2,557) Иоанн Лествичник
Да довлеет однако нам паче, как великая добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не прогневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней». (3,30) Блаженный Диадох
Надеюсь этот пост поможет вам в борьбе со страстями, которые открываются при помощи снов.
*- Многие слова переставлены и изменены, без изменения смысла.
**- Добротолюбие Москва Паломник 1998г (том, страница) Святой отец
Пророческие сны. Предсказания. Толкование снов в Библии
- ВОПРОС ОТ ДАВИДА
Здравствуйте, вопрос про сны. В моей жизни сны впервые так проявляются, что как будь-то сбываются или может раньше я не обращал на это внимания? А вот чувства, предчувствия редко подводили, такие явления часто и очень давно есть у меня… Я не могу понять, что все это значит и как нужно толковать сны? Если можно подробно. Заранее спасибо.
Здравствуйте, Давид!
Боюсь, мой ответ Вас не устроит. Но Вы написали верующему христианину, а не экстрасенсу - эзотерику.
Главное: в мире есть добро и зло!
Бог, Иисус Христос, их Ангелы - это добро. Сатана и его приспешники - падшие ангелы - это сторона зла. Задача добра – изменить характер человека и спасти его для счастливой жизни здесь, а затем и в Вечности! Дьявол всякими путями желает увести верующего от Бога, заинтересовать его всякой мистерией, чтоб человек не узнал Бога Любви, Его Сына - Иисуса Христа, отдавшего жизнь за грехи человечества, а также, чтобы верующие не изучали Библию, не анализировали себя на предмет грехов (в чем Библия хороший помощник) и не старались от них избавиться...
Для этих целей силами зла используется множество методов, большая роль из которых принадлежит мистике, лжечудесам и лжепредсказаниям.
Библия учит, что будущее знает только Бог:
“Так говорит Господь, … кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я ? … пусть возвестят наступающее и будущее … не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал ?” (Ис. 44:6,7,8)
“Кто между ними предсказал это? Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил” (Ис. 43:9,11,12)
“Я возвещаю от начала, что будет в конце , и от древних времен то, что еще не сделалось” (Ис. 46:10)
“Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка” (Иер. 28:9).
“Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его” (Втор. 18:22)
Здесь мы четко видим, что Создатель утверждает, что только Он есть Бог и никто не знает будущее кроме Него! Именно благодаря сбывшимся предсказаниям, можно поверить, что вестники вещают именно от Творца!
“Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам” (Ам. 3:7)
В Библии дано много предсказаний, которые сбылись. О предсказаниях Библии читайте в моей книге "Познакомьтесь с Богом". Глава . Но лучше книгу прочитать целиком, там в ней много фактов о достоверности Библии. Также об исполнении пророчеств частично можно прочесть в материале
Сегодня распространено мнение, что существует много предсказателей будущего – Ностродамус, Ванга и др. Однако, если внимательно исследовать первоисточники, а не журналистскую и писательскую работу, то можно увидеть, что конкретных предсказаний они не давали... Лишь общие слова, запутанные, смутные, расплывчатые формулировки! Такие “хитрые” предсказания можно подтянуть под многие исторические факты. В Библии так пророки никогда не говорили, когда возвещали пророчества. Они четко предсказывали чему должно случиться!
Сатана может просчитать будущее, зная настоящее! И он может сообщить его человеку маскируясь под Ангела Божьего, святого или родственника с того света...! Но он не может видеть далеко вперед!!! Например, сатана знал, что Гитлер готовит войну, так как присутствовал на всех его советах. Сатана знает, что человек болен, например, раком, и может это якобы предсказать… И так далее…
Если поверить, что кроме Бога, силы зла тоже могут предсказывать непрогнозируемое будущее, значит надо признать, что сатана сильнее Бога. Но Библия учит обратному! Если поверить, что приспешники диавола, залазят к Богу “в планы, в мысли” за информацией о будущем, значит, они воруют - лазят к Творцу Вселенной в карман, а Бог на это закрывает глаза или не замечает!? Но это не возможно, так как противоречит Библии и характеру Бога, который предупреждал, что только Он знает будущее и через сбывшиеся предсказания можно узнать Его пророков!
Я специально сделал вступление о предсказаниях, не смотря на то, что вопрос был о толковании снов. Дело в том, что толкование снов, то есть восприманиение их за пророческие, и предсказания - эти темы связаны.
Теперь, я надеюсь, Вы понимаете, что будущее знает только Создатель и только Бог предсказывает его через пророков.
В Священном Писании Творец заявил, что является пророкам во сне или в видении :
“Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним ” (Чис. 12:6).
Зная это, подумайте о своих снах и предчувствиях!
Есть два варианта:
1) Вы пророк, и Бог Вам открывает будущее во снах.
2) Ваши сны и предчувствия лишь плод работы нервной системы и мозга, а значит нет смысла пытаться толковать сны.
Бог в Библии говорил о том, что сны бывают пророческие, даваемы Им (сны фараона, Вавилонского царя, Иосифа...). Но бывают и простые сны, которых больше !
"Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые ; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря" (Зах. 10:2)
"Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся …" (Иер. 29:8)
"Ибо во множестве сновидений , как и во множестве слов, - много суеты " (Еккл. 5:6)
Нужно знать, что сны даваемые Богом, особые. В Библии, описывающей жизнь Божьего народа во временном отрезке в несколько тысяч лет, они были очень редки. При этом, пророческие сны никто не мог толковать, а только Божие пророки. Внимание(!): Божьи пророки – это не простые люди, а праведники, всегда четко чтущие Закон Божий – Его заповеди, вещающие обличения, вразумления народу, сны и видения от Творца и учащие людей вере только в Единого Живого Бога!
Вы относитесь к этим пророкам? Сверьте свою жизнь с Божьими заповедями, изложенными в Библии! Если Вы не живете по закону Божьему, то Ваши сны и предчувствия – суетны, а значит не нужно их стараться толковать и обращать на них внимание. То есть – это Ваши мысли, переживания, дежавю (почитайте об этом материал из Википедии "Дежавю"). Конечно, некоторые сны могут сбываться полностью или частично, но эти варианты прокручивал во сне или на яву Ваш мозг, и это не значит, что Вы стали пророком Божьим, как бы так не хотелось думать.
Валерий Татаркин
СНЫ И ВИДЕНИЯ
I.Посвящается
Тому, кто обитает внутри нас и дает нам сны – Духу Святому, дарующему каждому человеку прямую постоянно доступную связь с живым Богом.
“… слушайте слова Мои: если бывает у Вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, и о сне говорю с ним”. (Числ. 12:6)
К людям, искусным в толковании снов, таким как Даниил и Иосиф, относились с уважением.
Те, кто поняли откровения, данные им от Господа, например Авраам или Соломон, стали великими и мудрыми.
Те, кто прислушался к своим внутренним переживаниям, например как апостол Павел или Иезекииль, стали великими миссионерами и пророками.
“Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя” (Пс. 15:7).
На заметку : Через сны Бог дает нам совет каждую ночь.
II. Вступление.
Дар сновидений
Бог по своей благодати привел в мою жизнь Германа Риффеля, чтобы научить меня христианскому подходу к толкованию снов. Это была еще одна тема в Библии, которую я никогда серьезно не рассматривал, возможно, потому что сны не входят в сферу внимания нашей рациональной культуры. Поэтому она смотрит на них, задрав нос, и считает, что они просто результат острой пищи, съеденной на ночь. Естественно, такого взгляда в Писании не найдешь, к тому же Библия снова и снова безоговорочно повторяет, что именно Бог говорит к нам через сны (Числ. 12:6; Деян. 2:17), и что именно Бог научает нас, через сновидения (Пс. 15:7).
Казалось бы, имея такие серьезные заверения и такую великолепную возможность получать совет от Бога каждую ночь и совершенно бесплатно, мы все с радостью должны броситься записывать свои сны и потом просить у Бога истолкования. Однако, скорее всего, даже среди 10 000 христиан не найдется ни одного человека, которого когда-либо официально учили толковать сны. Это просто поражает!
Герман Риффель научил меня слышать, что говорит Бог через мои сны. Он помог мне исследовать Писание и выяснить, как Бог обращается и толкует сны, чтобы я мог научиться толковать свои сны, и сны тех, кого я консультирую. Какой благословенный дар!
Впервые я познакомился с Германом Риффелем недалеко от г.Торонто в провинции Канады Онтарио. Я проводил семинар “Как слышать голос Божий” в одном городе, а Герман в этом же городе проводил семинар “Христианское толкование снов”. Поскольку мой семинар завершился немного раньше, я пошел, чтобы послушать концовку его семинара и познакомиться с ним лично. Эта встреча стала началом развития прекрасных отношений, и позже мы смогли пригласить его в нашу церковную Библейскую школу, и записать на видеокассеты 12 часов учения о принципах христианского толкования снов. На кассетах записано, как он задает вопросы студентам и толкует их сны. Это впечатляет! Прямо живой Даниил. Мы записали учение этого человека на аудио и видео кассеты, чтобы передавать Церкви накопленные им знания христианского толкования снов. Это большое благословение для Тела Христова!
Теперь я могу класть мой дневник рядом с кроватью и записывать свои сны, когда проснусь. Потом я прошу Бога дать мне толкование этих снов. Когда, успокоившись, я прислушиваюсь к Его голосу, то использую те же четыре ключа, которые обнаружил, когда только учился слышать голос Божий. Я успокаиваюсь, вспоминаю образы со сна, настраиваюсь на спонтанность и прошу Бога помочь мне понять символы, которыми сон сообщает мне что-то. На последующих страницах перечисляются несколько прекрасных библейских принципов, которым учит Герман, и которые являются для меня большим подспорьем в понимании того, как рассматривать сон.
Выводы о важности наших снов
Бог избрал сны как один из путей общения с человеком. Он направляет и наставляет нас через наши сны. Он утверждает заветы с нами через наши сны. Он дает нам дары в наших снах. Он использует сны на протяжении всей истории, от Бытия до Откровения, и утверждает, что будет продолжать использовать их и в последние дни. Если суммировать вместе все сны и видения в Библии, а также все события и действия, которые последовали в результате снов и видений, получится где-то треть Библии, часть равная объему Нового Завета! Сны – один из основных путей, который Бог избрал для общения с нами, и мы должны уделять им соответствующее внимание!
Сны о будущем
В определенном смысле, многие сны предсказывают будущее. Некоторые сны могут просто показывать, что произойдет в ближайшем будущем, если человек не покается и не изменит свои пути. Некоторые сны могут говорить об очень отдаленном будущем, как в случае с некоторыми библейскими снами. Пожалуй, люди с более развитыми пророческими дарованиями могут заметить, что их сны уходят дальше в будущее и дальше от них самих, а люди, не имеющие особых пророческих даров, видят сны более приближенные к ним самим (то есть, сны, касающиеся их личных затруднений и вопросов).
Дополнительные мысли о снах
1. Сны – это заслуживающие доверия сообщения. Они показывают как состояние сердца человека (Дан. 2:30), так и голос Бога в сердце человека (Деян. 2:17). Иногда они могут показывать прямые атаки на сердце со стороны дьявола или бесов (Иов 4:12-21 может быть примером случая, когда бес приносит обвинения, подталкивая к потере надежды и к смерти – это единственный возможный библейский пример беса, говорящего к человеку во сне). В моей собственной жизни у меня был только один сон, который Господь сказал мне проигнорировать, потому что он был сатанинский. Таким образом, ссылаясь на библейское свидетельство, и на свой собственный жизненный опыт, я могу сказать, что от дьявола или бесов не может быть много снов.
2. В Библии, пробудившись ото сна, люди поступали согласно тому, что подсказал им сон. Воплощайте на практике советы ваших снов!
3. Не делайте вид эксперта в толковании чужих снов, пока не приобретете хотя бы пятилетний опыт в толковании своих собственных снов. Вы можете давать советы или выдвигать идеи в отношении толкования чужих снов, но не изображайте уверенность эксперта.
4. Как в случае с пророчествами, информация и предупреждение во снах обусловлены реакцией человека (Иез. 33:13-16). Сон призывает вас к действиям или переменам, чтобы вы смогли избежать какого-то несчастья. Если вы правильно отреагируете, неприятность не произойдет.
5.Сны сексуального смысла надо рассматривать тоже символически. Половая связь – это символ единения, поэтому задайте вопрос: “Что во мне или в моей жизни сейчас соединяется вместе?” Это, возможно, будет соединение того, что прежде внутри вас воевало (например – слияние вашего чрезмерного посвящения работе и вашей способности отдыхать и не напрягаться могут отразиться во сне в образе половой связи). Или если вам пришлось воспитывать в себе дар гостеприимства, вам может присниться сон, в котором будет присутствовать сексуальная связь между вами и человеком, который известен вам своим даром гостеприимства.
6. Сны могут повторяться потому, что вы не прислушались и не стали поступать на основании того, что подсказал вам сон в первый раз.
7. Кошмары – это вопли неисцеленного сердца, просящего вас применить молитву для внутреннего исцеления и освобождения в соответствующих сферах внутри вас. В моей собственной жизни, кошмар, который периодически повторялся на протяжении 15 лет, исчез полностью и навсегда после того, как из меня изгнали беса, побуждающего именно тот страх, который изображался в кошмаре.
8.Самое естественное толкование, скорее всего, и будет правильным.
9. Несколько снов подряд за одну ночь обычно могут касаться одного и того же вопроса, изображая разные подходы к нему, и предлагая правильное решение дилеммы.
10. Сон призывает сновидца к действию.
11. Рассматривая чужой сон, помните, что вы сами о сне ничего не знаете. Сам сон и сердце сновидца должны будут подсказать значение.
12. Религия пытается достичь Бога через развитие разных теологических подходов, через возбуждение эмоций, через усилия воли. Бог же приходит к человеку, напрямую обращаясь к его сердцу и духу через Свой голос, пророчество, сон, видение и помазание.
13. Сны высвобождают вдохновленную свыше изобретательность и творчество. Многие изобретения и открытия пришли через сны. Расположение крючка иглы в швейной машинке пришло через сон. Открытие круглой структуры молекулы бензола пришло через сон. И это только два из тысяч возможных примеров.
Предостережения о снах???
1. В Библии нет предупреждений остерегаться ваших собственных снов, за исключением Екклесиаста 5:6, где, скорее всего речь, идет о фантазиях, поскольку все остальные упоминания снов в Библии – положительные.
2. Единственное предостережение в Библии относительно снов, говорит о том, когда мы прислушиваемся к чужим снам. Они могут пытаться повести вас ложным путем, последовать за другими богами (Иер. 14:14; 23:16,26,32; Иез. 13:1,7; 12:24).
Примеры толкования снов
На следующую ночь после того дня, когда я научился слышать Божий голос, видеть Божьи видения, и вести дневник (записывать, что Бог говорит мне). Уже только благодаря тому, что я положил рядом с кроватью дневник и попросил Бога говорить ко мне, в первую же ночь я смог увидеть два немаловажных сна.
Сон № 1 : Я получил новую работу – уборщика дома. Я был в этом доме и поднимался по лестнице на второй этаж, но я ехал на лошади. На втором этаже я заехал в ванную и взял там несколько средств для уборки.
Толкование : Вопрос: “Что в моей жизни сейчас похоже на новую работу?” Ответ: “Буквально сегодня я начал слышать Божий голос, видеть видения и вести дневник?”
Вопрос: “Что вызывает во мне такие же чувства, как будто я пытаюсь подняться по лестнице, сидя на лошади?” Ответ: “Я чувствую большую неловкость, настраиваясь на поток Божьего Духа, на получение видений, делая записи в дневнике. Такой стиль жизни – это умение, в котором мне надо будет упражняться, пока мне не будет даваться это легко. Сейчас я чувствую такую неуклюжесть, как слон в посудной лавке”.
Вопрос: “Каким образом этот путь поднимет меня вверх по лестнице?” Ответ: “Слыша Божий голос, получая видения от Бога и записывая их, я буду подниматься выше в моем общении и жизни с Богом”.
Вопрос: “Каким образом я буду брать средства для уборки?” Ответ: “Слышание Божьего голоса будет чистить некоторые сферы моей жизни”.
Сон № 2 (в ту же ночь, что и предыдущий): Я заехал машиной на парковку и выключил зажигание. Однако мотор не останавливался; происходили обратные вспышки.
Толкование : Вопрос: “Что я пытаюсь выключить, но оно не выключается?” Ответ: “Мое аналитическое мышление, чтобы я мог настроиться на волну интуиции и услышать голос Бога”.
Итак, эти два сна субъективные (касаются тех процессов, которые происходят внутри меня), и они дают мне совет и ободрение, говоря: “Не смотря на то, что я чувствую неловкость в этом новом направлении моей жизни (в слышании Божьего голоса, получении видений, в дневнике), если я не буду сдаваться, это поднимет меня на новый уровень в Боге, и прочистит некоторые сферы моей жизни. И действительно, понадобятся усилия, чтобы научиться отключать процессы аналитического мышления, которые на протяжении многих лет моей жизни правили мной и были моим богом”.
Сон Майка Бастиана : Однажды я проводил семинар “Общение с Богом” на недельных курсах для 35 пасторов в Христианском центре “Торонто Аэропорт”. К концу недели один из слушателей, по имени Майк Бэстин, начал выказывать озабоченность тем, что он не успевает усвоить всю информацию, которою я в очень сжатом виде пытался передать за считанные часы. Я уверил его, что в этом нет ничего необычного, и это не страшно, потому что он сможет взять домой книгу “Общение с Богом” и аудио и видео кассеты с записью лекций, и пересмотреть все еще раз дома в спокойной обстановке. Однако Майк не прислушался к этому совету до конца, потому что через день или два он прислал мне электронное письмо, озабоченный сном, который ему приснился. С разрешения Майка, я передаю вам нашу переписку в течение нескольких дней, после этого.
Описание сна со слов Майка : Я был в возрасте школьника. К моему дому уже подъезжал школьный автобус. Я опаздывал и начал бежать, в это время я увидел, как мой тесть (Фрэд) садится в автобус, но как только я подбежал к нему, дверь закрылась - и автобус уехал. Я немного расстроился, что меня не подождали. Я попробовал увидеть, кто сидел за рулем автобуса, и мне показалось, что Джордж. (Я иногда встречаю Джорджа, и он действительно был водителем автобуса, когда я учился в школе.)
Вскоре я увидел, что приближается другой автобус. Я знал, что он едет в школу в том же городе, и попросил водителя подвезти меня. Мне разрешили, и я сел в автобус. Не помню, как я ехал. Но потом я вдруг уже разговариваю с моим тестем и спрашиваю, почему Джордж не подождал меня. Он ответил что-то невнятное, что казалось полной бессмыслицей, и я вообще не могу вспомнить, что это было.
Вот такой был сон. Меня волнует то, что мой тесть уже умер в прошлом декабре в возрасте 61 год.
Мой первый ответ : Я хочу тебе предложить подумать над некоторыми вопросами и предположениям.
Во сне были такие символы:
*школа = место, где мы получаем образование и учимся;
*автобус = транспорт к месту обучения;
* не подождали = страх отстать или быть брошенным.
Поэтому стоит задать себе вопрос: “Где в моей жизни я получаю образование на данный момент, и боюсь в этом отстать?”
Я предполагаю, что ты обучаешься теме “Общение с Богом”, и где-то внутри ты опасаешься, что отстанешь (т.е. не сможешь все усвоить). Именно такие опасения ты высказывал на занятиях. Я думаю, что этот страх в твоем сердце и отразился во сне.
Но Бог показал тебе во сне, что есть надежда. Подъехал другой автобус, который смог отвезти тебя. Поэтому тебе не нужно бояться того, что ты пропустишь кое-что при первом прослушивании. Еще будет возможность усвоить все. Например, ты сможешь прочитать книгу “Общение с Богом” полностью; или пройти трехмесячный курс “Общение с Богом” в Христианском университете подготовки лидеров, где я преподаю; купить видео кассеты с записью лекций; купить аудио кассеты с полным курсом; приобрести руководство для учителя по курсу “Общение с Богом”; найти несколько духовных наставников в своей церкви или городе, с которыми ты сможешь делиться своим ведением дневника, и которые смогут стать твоим покрытием в этом вопросе; и т.д.
Не волнуйся, что человек, которого ты видел во сне, умер еще год назад. Люди в наших снах, чаще всего, символизируют какую-то нашу характеристику. Задай себе вопрос: “Какая главная характеристика этого человека?” Обычно в таких случаях нам снятся сны о нашем характере. Этот сон не о том, что ты скоро умрешь.
Второе письмо Майка : Спасибо, Марк, что ответили мне. Честно говоря, я ожидал не такого объяснения. Все как бы хорошо, но у меня остается большой вопрос… почему именно мой тесть был в этом сне, и почему его образ был настолько выразительным? Он как-то связан с этим сном?
Мой второй ответ : Когда ты думаешь о Фрэде, твоем тесте, какая черта его характера тебе кажется самой яркой? В этом суть. Когда ты сможешь определить это, то поймешь, о какой твоей характеристике шла речь во сне. Твое сердце рисует картины и образы, чтобы дать тебе что-то понять.
Та часть тебя, которую символизирует Фрэд, принимает учение “Общение с Богом” и справляется с его усвоением (что подтверждается тем, что он сел в автобус вовремя). Но еще какая-то часть тебя переживает трудности с усвоением материала, и ты боишься, что отстанешь.
Может, Фрэд в жизни больше полагался на свое сердце, чем на голову?
Я предполагаю, что твое сердце все усваивает в “Общении с Богом”, но твое левое полушарие мозга посылает предупредительные сигналы, что оно запомнило еще не все (и это правда - оно еще не успело). Однако, как я говорил раньше, твоей голове не обязательно успевать усваивать все четыре утренние лекции с моим учением, потому что у тебя будет возможность получить книги, аудио и видео кассеты, которые ты сможешь внимательно пересмотреть дома.
Я думаю, что твое левое полушарие мозга (твои аналитические, мыслительные наклонности) находится в напряжении, но твое сердце (которое, наверняка, символизировал “добродушный Фрэд”) находится в спокойствии, воспринимая учение “Общение с Богом”.
Что ты думаешь об этом?
Последнее письмо от Майка : Марк, это удивительно! Именно таким и был мой тесть. Добродушным. Мягким и спокойным. Да благословит вас Бог. Майк.
Еще один пример толкования сна – от моей сотрудницы : Однажды ко мне подошла женщина, которая раньше редактировала мои работы и ходила на мои занятия в Библейской школе, и рассказала такой сон.
Во сне она вошла в свой дом и почувствовала запах дыма. Она поднялась на второй этаж, ища, что горит, но ничего не могла найти. Потом поискала на первом этаже, и тоже ничего не нашла. Потом зашла на кухню, и там запах дыма усилился. Она открыла верхние кухонные шкафчики, но там огня не было, но когда она открыла нижние шкафчики, из них вырвались языки пламени, и она проснулась.
В то время она не могла понять, что говорил сон. Через два месяца после этого сна, она пошла к доктору с жалобами на боли в кишечнике. И ей поставили диагноз – воспаление кишечника. Эта болезнь была вызвана стрессами, и врачи прописали ей лекарства от воспаления.
Вы видите, что сон предупреждал ее об этом заболевании еще за два месяца до того, как врач поставил диагноз?
Её сон говорил: “В ее доме огонь”. Её дом – это место, где она живет – её тело.
Огонь был на кухне. Кухня – это место, где мы едим, что символизирует ее пищеварительную систему.
Огня не было в верхних шкафчиках, которые символизировали верхнюю часть пищеварительной системы или ее желудок.
Огонь был в нижних шкафчиках, которые символизировали нижнюю часть ее пищеварительного тракта, то есть кишечник.
Сон говорил “В твоем кишечнике идет пожар” еще за два месяца до вмешательства врача.
Через год сон снова повторился. Она сразу же поняла, что если она не отдохнет и не расслабится, то стресс, который она переживала, снова заставит ее пойти к врачу. Она нашла возможность отдохнуть, избежала очередного приступа. Прекрасный совет! Стоило его послушать, и воплотить на практике. Это пример субъективного сна, касающегося процессов внутри самого человека. Сон передавал ей совет от Бога, предупреждая ее, какая беда может случиться, если она не исправит свои пути. Впечатляет, правда?
Искусство толкования сна
Лучше всего можно увидеть библейскую ценность снов, исследовав 220 случаев упоминания снов и видений в Библии. Многие из этих упоминаний описывают полностью всю историю сна, и рассказывают, какие откровения и поступки последовали за ним. Далее мы с вами проведем исследование почти 1000 стихов из Писания, стремясь определить библейский подход к снам. Мы пройдем от Бытия до Откровения, исследуя слова: сон, сновидец и видение . С молитвой размышляя над каждой историей о сне, мы сможем прийти к уравновешенному и полному библейскому взгляду на сны.
Мы узнаем, как Бог говорит через сны. Исследуем язык снов: символы, буквальное значение, или и то, и другое.
В Библии записано много снов, которые используют язык символов. В некоторых случаях, за сном следует истолкование этих символов. Мы исследуем эти истолкования, чтобы избавиться от настороженности к символам в наших собственных снах.
Некоторые символы имеют универсальное истолкование, а другие символы связанны только с каким-то конкретным сном. Это касается не только библейских рассказов о снах, но и снов в наши дни.
Мы узнаем, что “Бог дарует толкование”; поэтому мы будем учиться приносить наши сны к Богу, и полагаться на то, что Он раскроет значение сна через общение и ведение дневника.
Очевидно то, что Бог говорил через сон во все времена от Бытия до Откровения, и нигде не предупреждал, что Он перестанет это делать. Поэтому пришло время Церкви открыть Её уши и слушать, что говорит Бог этим путем.
Когда мы будем проводить исследования, то будем просить в молитве: “Господь, покажи нам то, что Ты желаешь, о снах и их толковании”.
Это руководство по исследованию создано для того, чтобы им занимались в классе под руководством наставника, в помощь которому написано “Руководство для наставника” (Часть 2).
Читая, ищите библейские принципы , относящиеся к снам и видениям.
Бог общается с нами не только, когда мы бодрствуем, Он также наставляет нас ночью через наши сны.
“Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя” (Пс. 15:7).
Студент, Рыба и Агассиз
Перед тем, как изучать указанные в этой книге места Писания, прочитайте следующую статью. “Студент, Рыба и Агассиз” касается вопросов внимательного и вдумчивого исследования отрывков, над которыми вам необходимо размышлять.
Более чем пятнадцать лет тому назад, я зашел в лабораторию профессора Агассиза и сказал ему, что записался на научные занятия как исследователь естествознания. Он задал мне несколько вопросов о цели моего прихода, о моем прошлом в целом, в каком направлении я собираюсь использовать полученные знания впоследствии, и, в конце концов, хочу ли я иметь основательные знания по всем разделам зоологии. Я имел намерения особенно посвятить себя исследованию насекомых.
“Когда Вы хотите начать?” - спросил он.
“Прямо сейчас”, - ответил я.
Ему это, похоже, понравилось, и бодро сказав “Очень хорошо”, он достал с полки большую банку с заспиртованными образцами.
“Возьми эту рыбу”, - сказал он, - “и исследуй ее; мы называем ее Гемулон; периодически я буду спрашивать тебя, что ты увидел”.
На этом он ушел, но через мгновение вернулся и дал мне обширные наставления, как надо обращаться с вверенным мне предметом.
“Человек не может быть натуралистом”, - сказал он, - “если он не умеет заботиться об образцах”.
Я должен был класть рыбу перед собой на жестяной поднос, и периодически увлажнять поверхность спиртом из банки, не забывая потом плотно закрывать банку крышкой. В то время еще не было пробок с матового стекла и выставочных колб элегантной формы; тогдашние студенты помнят огромные бутылки из ожерельного стекла с мокрыми вымазанными воском экземплярами, которые были наполовину съедены насекомыми и выпачканы подвальной пылью. Энтомология была более чистой наукой, чем ихтиология, но пример профессора, который без колебаний “нырнул” рукой на дно бутылки, чтобы достать рыбу, был заразительным. И хотя от его спирта несло “древним и рыбным запахом”, я не осмелился показать ни малейшего отвращения, находясь на этой священной территории, и обращался со спиртом, словно он был чистейшей водой. Однако я чувствовал находящее на меня расстройство, поскольку рассматривание рыбы было не как не подстать пылкому энтомологу.
Через десять минут я рассмотрел все, что только можно было, в этой рыбе, и пошел на поиски профессора, который, как оказалось, ушел из музея; и когда, поглазев на некоторых разрозненных животных, хранившихся в верхнем зале, я вернулся в лабораторию, мой экземпляр был совершенно сухой. Я плеснул жидкость на рыбу, словно пытаясь привести ее в сознание, и с тревогой ожидал возвращения нормального слизистого вида. По окончании этого небольшого волнующего эпизода, ничего другого не оставалось делать, как вернуться к рассматриванию моего молчаливого компаньона. Прошло полчаса, час, еще один час; рыба начала вызывать у меня омерзение. Я повернул ее на другую сторону, покрутил туда-сюда; посмотрел ей в лицо – жуткое зрелище! Я был в отчаянии; уже раньше я пришел к выводу, что пора бы пообедать, поэтому с большим облегчением я аккуратно вернул рыбу в банку, и был свободен на целый час.
Вернувшись, я узнал, что профессор Агассиз был в музее, но снова уехал и вернется не раньше, чем через несколько часов. Мои сокурсники были слишком заняты и не могли отвлекаться на постоянные разговоры. Медленно я снова достал противную рыбу. Было запрещено использовать любые инструменты. Мои две руки, два глаза и рыба; казалось, что поле для исследования крайне ограниченно. Я засунул пальцы ей в пасть, чтобы проверить остроту ее зубов. Потом я начал пересчитывать чешуйки в разных рядах до тех пор, пока не убедился, что это бесполезное занятие. Наконец меня осенила счастливая идея – я нарисую эту рыбу; и тогда, к своему удивлению, я начал обнаруживать новые черты этого существа. И именно в это время вернулся профессор.
Он внимательно слушал мой краткий доклад о структуре частей, название которых были мне еще не известны; о бахромчатых краях жабр и подвижных покрышках; о порах на голове, мясистых губах и глазах без век; о поперечных полосах, шиповидном плавнике и раздвоенном хвосте; о сжатом и изогнутом туловище. Когда я закончил, он не спешил отвечать, словно ожидая продолжения, а потом с ноткой расстройства сказал: “Вы не очень внимательно осмотрели; почему?”, - продолжил он, с большим напором, - “Вы не заметили одной из самых броских характеристик животного, которая у вас прямо перед глазами, как и сама рыба. Посмотрите снова, присмотритесь еще!” - и он оставил меня на дальнейшие страдания.
Я был раздражен и подавлен. Еще глазеть на эту несчастную рыбу? Но теперь я заставил себя приняться за работу с большим энтузиазмом, и начал замечать новые черты одну за другой, пока не убедился, что критика профессора была очень дельной. Незаметно приблизился вечер, и к концу рабочего дня профессор поинтересовался:
“Ну что, уже нашли?”
“Нет”, - ответил я, - “уверен, что еще нет. Но я вижу, как мало я заметил сначала”.
“Это уже большое достижение”, - ответил он радостно, - “но я не буду выслушивать вас сейчас; положите на место свою рыбу и идите домой; думаю, что завтра утром ваш ответ будут звучать лучше. Я проверю вас перед тем, как вы займетесь рыбой”.
Это совсем сбивало с толку; я не только должен был думать о своей рыбе всю ночь, изучая, без самой наглядности, что же может быть этой неизвестной, но явной чертой, но также, без повторного осмотра моих новых открытий, четко изложить их на следующий день. У меня была плохая память; поэтому я шел домой вдоль Чарльз-реки в смущенном состоянии от моих трудностей.
На следующее утро радушное приветствие профессора звучало довольно утешительно; передо мной был человек, который, казалось, так же как и я сам, хотел, чтобы я увидел то, что видит он.
“Возможно, вы имеете ввиду”, - спросил я, - “что у рыбы симметричные стороны с парными органами?”
Его явно довольное “Конечно, конечно!” было наградой за бессонные часы ночи. После небольшого объяснения, которое он, как всегда, делал с радостью и энтузиазмом, о важности этого пункта, я решился спросить, что мне делать дальше.
“О, рассматривайте свою рыбу!” - сказал он, и оставил меня на мое собственное усмотрение. Немного меньше, чем через час он вернулся и выслушал мой новый список.
“Хорошо, хорошо!” - ответил он. - “Но это еще не все; продолжайте”. И так три долгих дня подряд он клал рыбу передо мной, запрещая мне смотреть на что-либо другое, или использовать искусственные средства. “Смотрите, смотрите, смотрите”,- повторялось указание.
Это был самый лучший энтомологический урок, преподнесенный мне – урок, который влиял на все детали последующих исследований; наследие, которое профессор подарил мне, как и многим другим, наследие неизмеримой ценности, которое не купишь, и с которым не расстанешься.
Годом позже несколько моих сокурсников и я развлекались, рисуя мелом на доске всяких диковинных животных. Мы рисовали скачущих морских звезд, беспощадно дерущихся лягушек; червей с головами гидры; неторопливо вырисовывали рыб, стоящих на хвостах, важно несущих зонтики; карикатуры рыб с открытыми ртами и выпученными глазами. Профессор как раз подошел и посмеялся вместе с нами над этими экспериментами. Он присмотрелся к рыбам.
“Гемулон, каждая из них”, - сказал он. “Мистер _________ нарисовал их”. Так и было; и до сегодняшнего дня, когда я пытаюсь нарисовать рыб, получаются все равно гемулоны.
На четвертый день вторая рыба из той же группы была помещена рядом с первой, и мне предложили указать на схожесть и разницу между ними; потом появилась еще одна рыба, потом еще одна, до тех пор, пока всё семейство не лежало передо мной, и множество банок заполнило стол и полки рядом; запах стал приятным ароматом; и даже сейчас вид старой шестидюймовой поеденной червями пробки вызывает благоуханные воспоминания.
Таким образом, вся группа гемулонов была вынесена на рассмотрение; и чем бы я ни занимался: рассечением внутренних органов, подготовкой и исследованием строения тела или описанием разных частей, всегда использовался урок, преподнесенный Агассизом в методе исследования фактов и их упорядочивания, который подталкивал не довольствоваться достигнутым.
“Факты – глупая вещь”, - бывало говорил он, - “пока их не соединишь с некоторыми общими законами”.
В конце восьми месяцев, несколько неохотно я оставил этих друзей и перешел к насекомым; но то, что я получил благодаря этим дополнительным занятиям, имело большую ценность, чем годы? последующих исследований в моей любимой сфере.
Запишите выводы, которые вы можете сделать с этой истории и применить в своих последующих изучениях. И потом применяйте их. Еще раз повторю: применяйте их . Сознательно используйте эти принципы, пока они не станут естественной и неотъемлемой частью вашего размышления над словом Божьим.
Библейское размышление : принципы, которые изображались в истории о “Студенте, Рыбе и Агассизе” - это принципы, которым человек должен следовать, размышляя над Библией. Ниже приведен обзор принципов библейского размышления.
Библейская модель размышления
Результатом библейского размышления являются озарение, знание через откровение и помазанное мышление .
Не делайте этого:
Изучение/рациональный гуманизм
1. Иметь не исповеданный грех
2. Иметь предубеждения
3. Быть независимым: “Я сам могу…”
4. Прочитывать бегло
5. Полагаться на свое размышление и логический анализ
7. Принимать похвалу за проницательное понимание на свой счет
Делайте это:
Участие обоих полушарий/сердца
Размышление/Откровение свыше
1. Омывайтесь кровью Иисуса
2. Будьте готовы принимать новое и учиться
3. Молитесь: “Господь, покажи мне”
4. Не спешите, обдумывайте, взвешивайте все
5. Соединяйте помазанное мышление, поток образов, музыку и речь
6. Читайте с конкретной целью
7. Воздавайте хвалу Богу за понимание
Сон, дарующий защиту
Я обращала внимание на свои сны еще с очень раннего возраста. Помню, как в пятилетнем возрасте я приходила в восторг от приключений, которые переживала во время сна. Также в таком возрасте Бог влиял на мою жизнь через мои сны. Его оберегающая рука уже была на мне, и Он сохранил меня от верной беды и ран, предупредив меня во сне, чтобы я не каталась на санках с горки, внизу возле которой проходила дорога.
На следующий день после этого сна, я играла со своими друзьями, и когда подошла моя очередь съезжать с горки на санках, Дух Святой напомнил мне сон. И я не села на санки, а просто пустила их катиться с горки пустыми. Когда санки докатились до участка, горка встречалась с дорогой, неожиданно выехала машина, ударила санки и еще протащила их пару метров, прежде чем остановиться. Память об этом сне никогда не оставляет меня, и до сих пор моё сердце переполняет благодарность и восторг от того, как Бог может общаться с нами через сны. /Джоханна Терн/
Эпилог
Один университетский наставник написал об одном своем наблюдении: когда студентам дают задание шесть месяцев вести дневник их снов, то часто они самостоятельно начинают убеждаться, что живой Бог старается общаться с ними через сны. Это открывает целую новую возможность для благовестия. /Марк Веклер/
Толкование сна
Первая часть сна приносила мне много расстройств на протяжении нескольких лет. Я часто просыпалась с чувством полного отчаяния и беспомощности. Я думаю, что дети, которых сбивала машина, символизировали, в первую очередь, внутреннего ребенка во мне, которому не оказывалась необходимая забота и уход. Это также были символы служения, на которое поставил меня Бог, чтобы заботиться и питать детей, чтобы они росли в их жизни с Богом. Машина символизировала мощное разрушение, которое сатана хочет навести на нас.
Мальчик, который вырос в такого прекрасного юношу, скорее всего, символизирует Христа во мне, Который желает направлять, защищать, и вести меня к полноценной жизни. Я вспоминаю Филипийцам 2:12 и 13, где нас побуждают “совершать свое спасение со страхом и трепетом, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие”. Благодаря моей готовности посвящать Ему мое внимание, Он в ответ мог растить и направлять меня в полноту Божьего обильного благословения. Вспоминаю стих 7 из 15 псалма, где сказано: “Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя”.
Трехглавое чудовище, которое таилось в лесу, символизирует три сферы моей жизни, с которыми разбирается Бог. Чудовище казалось мне таким огромным для меня потому, что эти сферы кажутся мне совершенно непреодолимыми. Но благодаря сну, словам, которые я увидела во сне, и юноше, который вступился в бой за меня, я имею больше уверенности, что Бог победит, уже победил в этой битве, и Он всегда рядом, чтобы защитить и направить меня в каждой ситуации.
Я почувствовала уверенность, что Дух Святой всегда рядом, чтобы освежить нас и исцелить наши раны.
Я знала, что каждый серебряный дар – это была та часть меня, которую я отложила в сторону, и больше не давала ей места в моей жизни. Поскольку я пренебрегала этими Божьими дарами, они превратились в заброшенные места, вопиющие об исцелении. Каждый дар был отложен в сторону потому, что меня заставили думать, что это все не имеет ценности, не для чего не годится, или не достаточно хорошее, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям. Дар игры на кларнете я когда-то развивала на протяжении восьми лет, но мне казалось, что я не добиваюсь достаточных успехов, поэтому я это занятие забросила.
Когда значение сна раскрывалось предо мною больше и больше, я получала благословение от осознания, что мой Бог заботится обо мне, что Он говорит ко мне не только днем во время молитвы и ведения дневника, но продолжает приносить исцеление и назидание в мой дух, даже когда я сплю.
Я уверена, что потоки воды в этом сне говорили мне о необходимости в моей жизни чаще позволять Духу Святому освежать меня, утешать меня, и приносить мир моей встревоженной душе. Белые одежды
говорили о моей чистоте во Христе, когда я выходила из вод Духа Святого. Еда, приготовленная перед нами, напомнила мне о пище, которую мне необходимо принимать каждый день с Божьего Слова.
Когда юноша подал мне книгу и ручку, я поняла, что было и
Краткое вступление от себя.
Данные символы представлены христианским пророком-сновидцем Джоном Пол Джексоном.
Перед тем, как вы начнете знакомиться с этими символами, я призываю вас быть очень внимательными в первую очередь к тому, что вам Святой Дух говорит о тех символах, что были непосредственно в вашем сне.
Потому что очень часто, Бог импровизирует в наших снах, чтобы мы не застаивались и не зацикливались на одних и тех же символах, хотя есть и такие, которые в основном не меняются...
Очень часто я замечала, что символы, описанные знаменитыми христианскими пророками-сновидцами отличаются от того, что порой, подсказывает Святой Дух. Поэтому, очень важно прислушиваться к Нему в первую очередь. Ведь, если мы неверно поймем тот или иной сон, это может повлечь за собой последствия.
Например, представьте себе, если бы Иосиф или волхвы, увидев во сне Ангела, и то, что Он им сообщал, приняли бы свои сны, как принято, только по символам. Думаю, вряд ли бы они среагировали так, как это было необходимо. И это бы стоило ценой многих жизней... Но они повели себя так, как им внутри подсказал Святой Дух, и приняли эти сны, вообще, без всяких символов, но так, как они были -без всякого толкования и понимания символов. Поэтому их действия были верны. Поэтому, нужно быть очень внимательными к тому, что нам говорит Святой Дух. Не расслабляться и учиться Его слушать.
Эти символы могут только немного помочь понять нам сон верно, но, если на сны смотреть только через призму этих символов, то это может ввести толкователя и сновидца в опасное оккультное заблуждение, что повлечет за собой массу неприятных последствий.
Поэтому всегда слушайте Святой Дух и что Он говорит.
Пусть Господь благословит вас и даст мудрости и верного понимания снов, которые Он вам дает.
Visla.
Джон Пол Джексон.
Как вы себя чувствовали?
Одна из самых важных вещей, которую нужно помнить о своем сне - и это важно сделать сразу после пробуждения - это то, как вы себя чувствовали во время сна и те ощущения, которые остались после вашего пробуждения.
Иногда, то "как вы себя чувствовали" во сне может быть едва различимой эмоцией. И в таких случаях, наиболее важно при описании, включить это где-то в вашем вступлении ко сну.
Например:
"Когда сон начался, я чувствовал себя немного тревожно, но, в процессе сна, я чувствовал себя все более и более комфортно".
Во многом так же, как в недвижимости три самых важных кита это местоположение, местоположение и местоположение, три наиболее важных кита технической стороны понимания вашего сна это контекст, контекст и еще раз контекст.
Как следует православному христианину относиться к снам и гаданиям? В наше время практически в любом книжном магазине вам предложат с десяток различных книжек-руководств по тому или иному «древнейше-вернейшему» способу гадания. Газеты – от провинциальных до столичных – пестрят гороскопами и рекламой «посланных, чтобы спасать» особ с иконами и свечами в руках и деланно-загадочным выражением лица.
Часто, особенно накануне больших церковных праздников, можно столкнуться даже с «православными» сонниками , гаданиями и приметами. Так как же следует относиться православному к тем или иным проявлениям современной «духовности»?
Отношение к снам в Священном Писании неоднозначно. С одной стороны, мы встречаем в нем рассказы о пророческих снах Иосифа, Даниила, апостола Павла, с другой – пророк Захария предостерегает от ложных снов (Зах. 10, 2). Но духовная традиция Православия призывает нас не доверять снам . Не заниматься толкованием снов .
Часто бывает, что человеку вдруг начинают сниться яркие, запоминающиеся сны, которые впоследствии в той или иной степени сбываются. И по мере того, как сны сбываются, человек, поначалу и не веривший им, начинает думать, что Господь таким образом сообщает ему Свою волю, не задумываясь о том, кто же еще может быть источником подобных откровений.
Естественно, что начинающему «сновидцу» и в голову не приходит усомниться, достоин ли он таких «посещений Божиих». Далее человек начинает уже ждать таких снов, пытаться толковать сны , выстраивать жизнь в соответствии с ними. И… попадается на бесовский крючок. На моей памяти есть случай, когда мужчина, периодически видевший такие сны, задумался об их природе, лишь когда во сне ему было открыто, что он должен убить соседа.
И таких историй любой священник мог бы рассказать множество. Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что даже если какой-то сон будет послан нам Богом, но мы, опасаясь впасть в духовный самообман, не обратим на него внимания, Господь похвалит нас за такую осторожность и найдет другой способ предупредить нас.
Гороскопы и гадания
Когда человек обращается к гороскопам , гадает, зачастую им движет одно желание – узнать, что его ждет в ближайшем будущем, какие опасности его подстерегают, согласно пословице: «знал бы, где упаду – соломки б подстелил ». И при этом совершенно забываются слова Христовы о том, что «без воли Божией ни один волос не упадет с головы вашей» (ср.: Мф. 10, 30).
То есть, пытаясь самостоятельно узнать свое будущее , человек как бы говорит: «Господь, я, конечно, понимаю, что Ты обо мне заботишься, но сейчас я хочу сам, без Тебя узнать, какие трудности меня ждут, и с ними справиться». И Господь оставляет человека по его же желанию один на один с теми испытаниями, о которых тот узнал. И в итоге, когда человек проходит через эту «мясорубку», он радуется тому, что был предупрежден о ней, не понимая, что не погадай он, эта трудность была бы преодолена с помощью Божией гораздо легче.
Не просто верить в Бога, а доверяться Ему
Что же касается волхвов, благодаря звезде пришедших поклониться родившемуся Богомладенцу, о чем часто вспоминают любители гороскопов, то в Евангелии сказано, что «они отошли в свою страну иным путем». Слова эти святыми отцами однозначно толкуются, как изменение их отношения к тварному миру, к звездам в частности. В тропаре Рождества говорится о том, что «звездам служащие звездою были научены поклоняться не звездам, а Истинному Богу».
Дело в том, что у нас должна быть не просто вера в Бога, должно быть доверие Ему. Представьте ситуацию, когда родители, отец или мать, переводят ребенка через дорогу. Ребенок маленький, но уже понимает, что дорога таит в себе разные опасности – машины, открытые люки, ямки, где можно споткнуться. И вот малыш начинает упираться, тянуть родительскую руку назад или же стремится вырваться и побежать вперед сам. Но единственное, что требуется от ребенка, – довериться родителям. Ведь они видят, что и машина еще далеко, и люк обойти можно, и поддержат, если дитя вдруг оступится.
Когда мы читаем молитву «Отче наш», называя Бога своим Отцом, мы должны воспитывать в себе доверие к Нему, как к Отцу любящему, заботящемуся о нас так, как мы не заботимся о своих детях.
Об отношении к снам вещает профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Осипов А. И.: