Символ рюрика сокол. Версии: Варяг Рюрик или славянин Ререг - Сокол
Рюрик - одна из наиболее загадочных фигур в древнерусской истории. Длительное время он являлся как бы символом норманизма, отрицающего организаторские способности славян. Они считали его скандинавским конунгом, якобы сумевшим установить в краю "диких" славянских племен порядок и дать им государственную организацию.
В 19 в. французский путешественник К. Мармье посетил Мекленбург, который, как известно в раннем средневековье представлял собой центр западнославянского племенного союза ободритов . Там он записал одну очень интересную легенду. Согласно ей, Рюрик - сын ободритского князя Годлава , призванный в свое время на Русь вместе с двумя братьями. И в этом плане интересно само имя "Рюрик". Последовательные антинорманисты всегда сближали его с этнонимом "ререг". Дело в том, что ободриты назывались еще и "ререгами", т. е. "соколами". Изображение сокола служило в качестве их племенного знака.
Но ведь оно же служило и в качестве герба династии Рюриковичей, долгое время правившей нашей страной. О. М. Рапов убедительно доказал, что на их монетах изображен сокол со сложенными крыльями, пикирующий на свою жертву. Получается, знаменитый трезубец Рюриковичей - схематизированное изображение сокола.
Герб Старой Ладоги - сокол, падающий вниз (герб Рюрика)
Сокол-ререг был широко известен и у славян восточных. Воин-сокол часто встречается в русском эпосе. Так, былинный Вольга-богатырь часто оборачивался этой грозной птицей и в ее обличье сражался с черным вороном Санталом. Во Владимировых былинах Илья Муромец и Добрыня Никитич путешествуют по Хвалынскому (Каспийскому) морю на "Соколе" - корабле, который подвергается нападению "черных воронов" (турок или татар). В Киевской Руси черными воронами называли половцев, а соколами - князей-русичей.
Не удержусь от соблазна немножечко углубиться в мифологию. Ререгу-соколу этимологически близок огненный дух Рарог-Рариг. Славяне представляли его хищной птицей. Сокол пользовался популярностью и у других индоевропейских народов. Например, у древних иранцев, считавших его одной из инкарнаций (воплощений) иранского бога Войны и Победы Веретрагны (аналог нашего Перуна). Кроме того, в виде сокола иранцы изображали фарн - символ царской власти.
Поиски снова выводят нас к военно-аристократической теме, к князьям и витязям. Сокол - их птица. Она же, как уже выяснилось, тесно связана с Рюриком и Рюриковичами. И тут возникает вопрос: "А почему о Рюриковичах ничего не говорится в "Слове о полку Игореве""? Вопрос сей волновал и до сих пор волнует многих исследователей.
Оберег в виде падающего сокола.
А вместе с тем косвенное упоминание о Рюриковичах в "Слове" все же есть - оно называет русских князей соколичами. На это обратил внимание упоминавшийся уже Рапов. И не зря! Речь здесь идет о Ререговичах, потомках Ререга-Сокола . Таково истинное имя Рюрика.
Далее нам очень помогут данные "Хронографа" бывшего Румянцевского музея (Описание" А. Востокова), в котором содержится следующее утверждение: "Во дни Михаила царя греческого и во дни князя Ререка Новгородского святый Констьяньтин философ, нарицаемый Кирилл, сотворил грамоту, словенским языком, глаголемую литицю". Надо вспомнить о том, что у поляков есть имя Ририк, а у чехов Ререк. Отмечу также - у ободритов существовал торговый пост, называемый датчанами "Reric".
Все сходится. Однако, есть одно затруднение. Само имя "Рюрик" попало в восточнославянские летописи в кельтской огласовке. Не в скандинавской, а именно в кельтской, ибо оно больше характерно для древней Франции (у скандинавов к рассматриваемому типу близко только имя Хрёрек), где в 9-12 вв. имя Рюрик встречается 12 раз. Некоторые исследователи даже сближают его с племенным названием "руриков" или "рауриков" (от рек Рура и Руары).
Но все это может быть объяснено смешением в письменных источниках двух сюжетов. Один сюжет связан с деятельностью Ререга Новгородского, другой - с конунгом Рориком Датским. В 30-х гг. 9 в. он унаследовал от своего отца Хальвдана Фрисландию (область германизированных кельтов), граничившую с землями ободритов. Они решили воспользоваться услугами опытного воина и пригласили его на службу. Деятельность Рорика в ободритских землях очень похожа на деятельность Ререга Новгородского в восточнославянских землях. Скорее всего, в более позднее время образ Рорика-германца (второе имя, доставшееся от германизированных фризов) наложился на образ Ререга-славянина и таковым остался на страницах русских летописей.
Личность матери Рюрика позволяет установить Иоакимовская летопись. У одного из князей т. н. Велице града Гостомысла возникли проблемы с продолжением династии - все его сыновья погибли в войнах. Однажды ночью он увидел вещий сон: из чрева его средней дочери Умилы выросло огромное дерево, покрывшее весь город. Князь решил, что династию продолжат ее сыновья. Сама Умила находилась в то время замужем за каким то соседним князем, чье имя Иоакимовская летопись не называет. Зато она называет имя одного из ее сыновей - Рюрик.
Рюрик, Синеус и Трувор принимают славянских послов, призывающих их на княжение.
Рисунок 19 в.
После смерти Гостомысла Ререг с братьями стал править Велицеградской землей. Примечательно, что Иоакимовская летопись ни слова не говорит о беспорядках, которые будто бы явились причиной его призвания. Да и само выражение "а наряду (якобы порядка - А. К.) в ней нет", известное нам по "Повести временных лет" и горячо любимое русофобами всех мастей, вовсе не свидетельствует о склонности ильменских славян к анархии. Выдающийся русский историк С. Лесной (Парамонов) утверждал, что слово "наряд" значило "власть", "управление", "приказ", а вовсе не "порядок". Причем в некоторых летописях говорится": "нарядника (т. е. правителя) в ней нет". Велицеградская земля просто-напросто нуждалась в князе, имеющем отношение к старой династии и способном предотвратить губительную смуту. Причем нуждалась в своем, славянском князе, а не в иноземце, поучающем славян как жить.
Первоначально Ререг княжил не в Новгороде, а в Ладоге. Иоакимовская летопись явно противопоставляет Велице град Новгороду. Последний стал столицей Северной Руси лишь на четвертом году княжения Ререга, а до этого ею была Ладога. Она вообще намного древнее Новгорода, возникшего где то в середине 9 в. Образование же Ладоги можно смело отнести к 6 в. - именно таким временем датируется земляное городище, откопанное археологами в том месте, где река Ладожка впадает в Волхов. Найденные здесь сельскохозяйственные орудия позволяют говорит о высокой земледельческой культуре обитателей городища, знавших полевое пашенное земледелие. По данным археологии Ладога уже в 8 в. становится крупным международном портом и важнейшим пунктом местной и транзитной торговли. Здесь находят огромное количество кладов арабских монет - дирхемов, что свидетельствует о торгово-экономическом могуществе города. В древности именно Ладога, а не Новгород, контролировала все Нижнее Поволховье, Ижорскую землю, Приладожскую Карелию, области Обонежского ряда. Собственно говоря, сам Новгород был "новым" именно по отношению к старому Велице граду, к Ладоге, отсюда и "Господин Великий Новгород", т. е. "новый Велице град".
О деятельности Ререга, как князя Ладожско-Новгородской земли нам известно совсем мало - Иоакимовская летопись утверждает, что он ни с кем не воевал и княжил в мире. Но правление его отнюдь не было таким спокойным. Никоновская летопись говорит о наличии среди новгородцев сильной оппозиции Ререгу, возглавляемой неким Вадимом Храбрым. Противостояние окончилось трагически. В 872 г. Ререг убил Вадима и его сподвижников. Однако, недовольных осталось много - в 875 г. множество новгородских мужей бежало в Киев.
Из той же Никоновской летописи видно, что при Ререге Новгород и Киев вступили в вооруженную конфронтацию друг с другом. В 873 г. киевские князья Аскольд и Дир ходили войной на Полоцк, принадлежавший Новгороду.
Одной из важнейших опор Ререга были варяги. Сегодня почти любой с уверенностью скажет, что варяги - викинги-скандинавы, наемники, используемые князьями в борьбе за власть и во время военных походов.
Такое утверждение представляет собой один из самых распространеннейших стереотипов, доставшихся нам в наследство от долгих десятилетий господства норманистов в исторической науке. На самом деле варяги отнюдь не тождественны викингам. Уже давно многие отечественные историки (Ф. Л. Морошкин, И. Е. Забелин, А. Г. Кузьмин и др.) отвергли версию об их сугубо скандинавском происхождении и обратили свои взоры на южной побережье Балтики. В раннем средневековье оно было заселено славянами вплоть до устья Лабы (Эльбы). Именно здесь начиналась бурная история варягов.
Варяги имели три "ипостаси": этническую, территориальную и профессиональную. Скажу вкратце о каждой из них.
Этническая. В сове время на юге Балтики жило славянское племя вагров-вагиров, название которых этимологически близко к слову "варяг". Там же источники локализуют племенной союз варнов.
Территориальная. В связи с упоминанием Варяжского (т. е. Балтийского) моря "Повесть временных лет" говорит, что "по сему же морю седять Варязи семо ко въстоку до предела Симова (Волжская Булгария - А. К.), по тому же морю седять к западу до земле Агнянски (Дания - А. К.) и Волошьски (Франкская империя - А. К.)". Ясно, что викинги просто-напросто не могли населять южную Балтику, причем растягиваясь аж до Вожской Булгарии. Перед нами население южного побережья Балтийского моря, "выплеснувшееся" еще и на территорию европейской части современной России (историки давно зафиксировали наличие интенсивной колонизации балтийскими славянами восточнославянских земель Северной Руси).
Профессиональная. На нее следует обратить особое внимание. Рассказывая о знаменитом призвании варягов в Новгород, "Повесть временных лет" утверждает следующее: "Сице бо звахуся тьи Варязи Русь, яко се друзии звуться Свие, друзии же Урмане, Англяне, друзии Готе, таки и си". Кто эти "друзии", т. е. другие? Совершенно очевидно, что речь идет о других варягах. Какие то варяги были русами, какие то англянами и т. д. Значит они являлись еще и профессиональной полиэтнической (точнее - славяно-скандинавской) организацией. О наличии таких вот смешанных воинских сообществ рассказывает "Сага о Йомских витязях". В ней описывается отряд, состоящий из славянских и скандинавских воинов, расположенный в городе Волине. Название же сообществу варягов дали, вероятно, вагры - по сообщению средневекового немецкого автора Гельмольда, самые талантливые мореходы среди славян.
Варягов - опытные воины и мореходы - составили ближайшее окружение Ререга. Для жителей Ладоги и Новгорода они отнюдь не были чужими, находниками. В Северную Русь, где-то наполовину славяно-балтийскую, прибыли варяго-русы из Южной Балтики. Очевидно, их родиной был легендарный остров Руян (Рюген) - религиозный центр западных славян, населенный руянами-ругами, т. е. теми же самыми русами. И окружали они не какого-нибудь там пришлого чужака, а внука природного ладожского князя Гостомысла.
Варяго-русы сыграли огромную роль в истории восточных славян. Исследователи давно уже отметили величайшее, для судеб Древнерусского государства, значение Причерноморья - Кубани и Крыма. Здесь существовали мощнейшие центры военно-морской экспансии русов на юг и восток. Так вот генуэзские карты-портоланы локализуют в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива) некий "Варанголимен" - "бухту варягов".
"Влесова книга" рассказывает о том, как в еще доолеговы времена, отряды варягов прибыли в Киев и разгромили утвердившихся там, на время, хазар.
Варяги поддержали князя Олега в борьбе за киевский престол. Ими же был активно поддержан князь Владимир Святославович, позже крестивший Русь. Для варягов вообще был характерен пристальный интерес к христианству - не случайно первыми русскими мучениками стали два варяга-христианина, убитые толпой воинствующих сторонников старых богов (в летописях говорится, что среди первых русских христиан было особенно много варягов-воинов). Кстати, из всех этих богов варягам больше по душе был Перун. В религии Христа и культе Перуне (христиане-варяги крайне почитали св. Илию Пророка - ветхозаветного громовержца) они видели суровую воинственную веру в огненное преображение. Им профессиональным воинам, гордым витязям нравилось, что христианство и "перунизм" апеллируют к аристократии, к княжеско-монархическому, а не жреческо-вечевому началу. Варяги - один из мощнейших элементов централизации Руси.
Еще более, чем сам Ререг, загадочно такое событие, как утверждение его династии в Киевском княжестве - самом мощном из всех славянских военно-политических образований. Тут уже имеет место быть своеобразный исторический детектив.
ПВЛ утверждает, что Ререг умер в 872 г., оставив в наследниках престола своего малолетнего сына Игоря. Регентом при нем стал один из ближайших сподвижников ободритского князя боярин Олег (Ольг). Согласно ПВЛ, Олег предпринял поход на юг, во время которого захватил Смоленск, Любеч, а затем и Киев. Причем последний был захвачен не в ходе военного нападения, а в результате заговора. Прикинувшись купцом, Олег коварно убил правивших Киевом Аскольда и Дира (бывших бояр Ререга) и захватил власть в столице южной Руси, объявив Игоря ее князем.
На первый взгляд этот известнейший, хрестоматийный рассказ, не вызывает особых сомнений, ибо вполне вписывается в реалии противостояния Киева и Новгорода. На второй взгляд он уже кажется сомнительным. На третий же - просто неправдоподобным.
Непонятно очень многое.
Непонятно - как Олег смог узурпировать власть в Киеве таким вот наглым образом. Киев того времени - мощнейший средневековый город, главный центр Руси-Гардарики ("державы-городов"). Если он проник в Киев под видом купца, то у него должно быть совсем мало воинов, что сразу ставит под сомнение возможность успешной, да еще и столь откровенной узурпации.
Далее - в ПВЛ Олег "предъявляет" малолетнего Игоря киевлянам, "аттестуя" его как киевского князя - "се аз князь ваш". Но какое дело было киевским русам до представителя чуждой им династии, почему ее установление прошло столь безболезненно?
Почему "диверсионная группа" Олега прибыла в Киев не с севера, а с юга - под село Угорское? Почему Новгород, откуда Олег начал свой поход, не входил в число городов, принявших участие в его же походе на Царьград (т. е. получается, что Новгород при Олеге не входил в состав Киевского княжества, а был присоединен к нему позднее)? Почему ПВЛ расходится с данными некоторых других летописей, согласно которым Олег убежал из Новгорода с малолетнем Игорем, спасаясь от противников династии Ререговичей (которые, как уже отмечалось, были очень сильны)?
Общеизвестно, что изначальный текст ПВЛ, написанный знаменитым монахом Нестором, подвергся серьезнейшей правке, имеющей политическое значение. В ПВЛ прослеживается четко выраженное стремление возвысить Новгород за счет других центров славянства. Очевидно, за этим стремлением стояли определенные силы внутри династии, тесно связанные с Новгородом и скандинавами (потомство Владимира Мономаха от брака со скандинавской принцессой Гитой). В новгородских летописях Киев вообще провозглашается современником Новгорода, так что тенденция более чем очевидна.
Вместе с тем, в рассматриваемой сейчас сюжете заметен "южный" след. Олег прибывает в Киев с юга (через село Угорское). Его имя легче всего этимологизируется на "южной" болгарской основе - "олгу" по древнеболгарски означает "великий". Олег выдает Игоря замуж именно за болгарку - сегодня доказано, что княгиня Ольга (заметим - опять древнеболгарское наименование с основой "олгу") была родом из болгарского города Плиска, на то указывает древний документ, найденный в коллекции графа Уварова. Действительно, смешно считать Ольгу, супругу могущественного киевского государя, простой селянкой (из Выбутовской веси) или даже дочерью псковского князя - настолько незначительна была тогда роль Пскова. Если учесть, что во времена противостояния Ререга с Киевом последний воевал против Болгарии, то отчетливо вырисовывается следующая версия.
Олег, бежавший с Игорем из Киева, прибыл на свою родину в Болгарию, где и заручился поддержкой тамошнего монарха. Одновременно он нащупал почву в Киеве, где, судя по данным Иоакимовской летописи, были крайне недовольны деятельностью Аскольда, кстати сказать, узурпатора. Олег то ведь сверг не двух князей (Аскольда и Дира), а одного - Аскольда. Да, какое-то время они были соправителями, но принадлежали к совершенно разным военно-политическим традициям. Дир был местным князем - потомком Кия, Аскольд - боярином Ререга, покинувшим своего вождя и бежавшим в Киев. Это подтверждается данными "Влесовой книги" и писаниями средневекового польского автора Яна Длугоша, пользовавшегося недошедшими до нас русскими летописными источниками. Согласно первому источнику, Аскольд - "темный воин" втерся в доверие к Диру, стал его соправителем, после чего и убил природного киевского князя (Во ВК Дир назван Эллинским, А. Бусов ошибочно переводит - "Аланский", что почему то заставляет историков считать его греком. Вместе с тем, в древности в титулатуру правителей часто входили названия побежденных или покоренных народов. Так, император Юстиниан именовался Антическим по имени славянского народа антов, которому он нанес поражение. Мы же знаем, что приблизительно в 860 г. состоялся победоносный поход русов на Царьград.). По сообщению же Длугоша, Аскольд и Дир были потомками Кия - основателя Киевской Руси. Последние данные корректируются данными "Влесовой книги", а также сообщением Аль-Масуди, называющего Дира в качестве единоличного правителя ("первейшим из славянских царей есть царь Дира" - высказывание относится к 9 в.).
"Влесова книга" утверждает, что узурпатор Аскольд надсмехался над обычаями русов, сочетая проповедь христианства с оскорблением русского национального чувства. Очевидно, этот дважды предатель и узурпатор вел провизантийскую политику (судя по данным ВК некогда он охранял византийских купцов) - его "крещение" сильно отличалось от того, которое провел князь Владимир, всегда стремившийся говорить с Византией на равных.
Естественно, у киевлян не было никаких оснований любить такого "князя". Напротив, они его пламенно ненавидели. "Иоакимовская летопись" сообщает, что Аскольда устранили от власти и убили сами киевляне, недовольные его псевдо-христианизацией.
Тогда получается, что Олег был одним из инициаторов смещения Аскольда. И совершенно очевидно - оно должно было носить легитимистский характер, проходить под флагом борьбы за восстановление прежней династии. Киевляне так легко признали князем Игоря потому, что он имел какие то династические права на киевский престол. Прямая ветвь Киевичей могла прерваться со смертью Дира и теперь нужно было искать династию, наиболее близкую к ним (похожая ситуация сложилась на Руси в начале 17 в.). Ею и стала династия Рюриковичей, или вернее сказать, Ререговичей.
Скорее всего, она была близка и к династии болгарский царей. Личности Олега и Ольги подтверждают это едва ли не лучше всего. О многом говорит тот факт, что текст знаменитого договора Руси с греками, заключенного в результате победоносного похода Олега на Царьград, изобилует различными болгаризмами. Обращают на себя внимание и события русско-болгарской войны времен Святослава. Во время вступления войск князя Святослава на территорию Болгарии, его власть сразу же признали 80 городов, находящихся на ее востоке. Почему? Уж не обладал ли он некими весомыми правами на болгарский престол? Кроме того, нельзя забывать, что и до сих пор население восточной Болгарии имеет максимальное сходство с восточными славянами, о чем писал еще академик Третьяков в начале 50-х гг. ("Восточнославянские племена"). Святослав, как нам рассказывает "ПВЛ" желал перенести столицу Руси именно на Дунай - в восточную Болгарию, в город Переяславец, который основал его далекий предок Кий. Очевидно, великий Святослав преследовал далеко идущие цели - сокрушить Византию и превратить Киевскую Русь в мощнейшую общеславянскую империю - перечисляя достоинства Переяславца князь явно выделяет его центральное положение во всем славянском этническом массиве.
По материалам статьи Алексея Конкина "Загадка Рюрика"old-ru.ru
Богатые результатами раскопки в усадьбе Г. Петровского в истекшем 1907 году обнаружили среди других памятников кусок изразца с начертаниями своеобразной фигуры, аналогичной с загадочным знаком на монетах, приписываемых в. к. Владимиру Св.
Научный интерес, вызванный этим неожиданным открытием, наgомнил нам старую брошюру 1887 года, изданную в весьма ограниченном количестве экземпляров, с единственной целью вызвать обмен мыслей по этому вопросу, а самое важное: какое эта загадочная фигура имела значение и с чего она составлена?
Теперь, усматривая во вновь открытом памятнике, если не абсолютно тождественный знак со знаками на златниках и сребниках Киевского типа, то несомненно прототип их,- считаю своевременным дополнить вышеприведенную брошюру сфрагистическими и геральдическими соображениями. Прилагается точный рисунок с фотографического снимка этого кирпича, для сравнения: к сожалению кирпич отломан снизу и, хотя не дает полного рисунка загадочной фигуры, по все-таки по начертанию верхней части нельзя сомневаться в его аналогии со знаками на монетах.
Все нумизматы, писавшие о монетах в. к. Киевских, пришли к единственному заключению относительно «загадочной фигуры», что она представляет собою родовой знак, печать, либо герб великих князей Киевских и только, а вопрос, что он изображает, - из чего составлен? - остается поныне открытым.
Не вдаваясь в излишнюю критику различных мнений, высказанных прежними исследователями, видевшими в этом знаке птицу, хоругвь, трезубец и т. п. мы склоняемся к мнению тех. кто видит в ней выражение отвлеченной идеи, или понятия.
Последнее нам кажется более вероятным и мы остановимся на нем.
Из числа более веских мнений, высказанных по этому поводу, невозможно пройти молчанием мнение академика А. А. Куника: ученый этот ставит загадочную фигуру в связи со Скандинавскими рунами вообще и в частности с так называемыми «связанными рунами» (Binderunen), употреблявшимися для выражения прав собственности на какой либо предмет, помеченный ими. Догадка эта, при всей своей научности, применяться не может, потому что все Киевские князья, после принятия ими христианства, находились уже под влиянием Византийской культуры, а не далекого, языческого севера, с коим сношения почти прекратились; а потому, по нашему мнению, вместо того, чтобы искать объяснения загадочного знака «в северных рунах», не будет ли естественней поискать аналогии на юге России, в колониях древней Греции, в ее черноморских колониях, в столице Босфора, наконец, в самой Византии.
Некоторые из монограмм на прилагаемой таблице, особенно на монетах могущественного Босфорского царства, представляют по внешнему своему виду большую аналогию с рассматриваемым знаком, и само чтение подтверждает обычай сокращения надписей до размера условного знака - монограммы, которыми украшали монеты, как это мы видим в интересных исследованиях уважаемых нумизматов X. X. Гилля и А. Л. Бертье-Делагарда.
Для наглядности вышесказанного мы прилагаем таблицу со всеми вариантами аналогичных знаков, известных на монетах в. к. Киевского, начиная с древнейших и более простых: а именно: три типа загадочных фигур на золотых монетах в. к. Киевских, три формы на серебренниках в. к. Киевского; затем попытка разложения этих фигур на составные части дала без натяжек греческое слово ΒΑΣΙΛΕΩΣ, титул, коим пользовались все монархи востока, а также цари Босфора, во времена их политической независимости от Рима и Византии.
Вот почему преемники Владимира Великого: в. к. Святополк, Ярослав - Георгий, наконец Ярополк - Петр продолжали ставить на своих монетах тот же знак как титул, унаследованный от Владимира Св.
Изменение же в орфографии между составом прототипа и позднейшими начертаниями могло произойти по вине резчика штемпелей монет.
По нашему мнению проблема значения загадочного знака и его состава, может быть разрешена следующим образом:
1) Загадочный знак, заимствованный из Византин, образовался из букв греческого алфавита, которые составляют титул монарха;
2) Титул этот после Владимира Св. удержали все его преемники до Ярополка - Петра, включительно;
3) После изменений, от прибавок креста и луны, он получил значение геральдической эмблемы, почему его и следует считать за Герб Рюриковичей.
Храбрый Роман и Мстислав!
Мысли ваши стремглав
ум переносит в дело.
Вы на битву высóко летите,
на ветрах, словно соколы, парите…
Слово о полку Игореве
Действительность – не бред собачий.
Она сложнее и богаче.
Валентин Берестов, археолог
Идеологическая (читай – политическая) полемика «норманистов» и «антинорманистов» о том, был Рюрик скандинавом или ободритом (западно-балтийским славянином), к науке отношения не имеет. Вероятно, потому и длится уже без малого три века. Показать, что не правы обе стороны и поставить в точку в этом стыдном споре может только археология.
Глиняная литейная форма конца второй четверти X века и новейший оттиск с нее.
Находка сделана 20 июня 2008 г. на Земляном городище Старой Ладоги.
Староладожская археологическая экспедиция А. Н. Кирпичникова
(Институт истории материальной культуры РАН).
Этот артефакт обнаружен на Земляном городище Старой Ладоги в пятне полусотни более мелких осколков тиглей, льячек и литейных форм. На формах – фрагменты рисунков, выполненных в скандинавском орнаментальном стиле борре, который охватывает период с 840 по 980 годы, а горизонт залегания этой группы отходов ладожского литейного производства относится ко второй четверти X века.
Скажем о технологии изготовления таких предметов.
Первоначально рисунок вырезался на камне. Потом с каменной формы снимался восковой оттиск. Он обмазывался глиной, а когда глина высыхала, ее обожгли в печи (воск при этом выгорал) и получали, к примеру, то, что мы видим на фото слева.
Глубина этой литейной формы около пяти миллиметров. Для накладки на упряжь коня отливка получится слишком массивной. Значит, скорее всего, мы имеем дело с опокой для печати или тамги мечника, княжьего сборщика дани .
В договоре 945 года Игоря с греками записано, что русские послы раньше приносили в Царьград золотые печати, а купцы – серебряные, а теперь князь повелел приносить ко двору византийских императоров грамоты. До этого времени грамоты писали редко: металлическая тамга вручалась послу в качестве вверительного документа, и этого было достаточно. Но с появлением на Руси христиан начались письменные времена, и печать должна была привешиваться к пергаменному документу – хартии.
При изготовлении простых подвесок и накладок (скажем, на конскую упряжь) могли использоваться бронза, свинец или свинцово-оловянистый сплав. Свинцовыми были и древнерусские печати, употребляемые в межкняжеских сношениях. Какой именно металл был залит в данную опоку, возможно, еще удастся установить при лабораторном исследовании.
Итак, перед нами древнейшее в Северной и Восточной Европе изображение хищной птицы в геральдической позе. Поскольку верхняя часть литейной формы утрачена, предложим два варианта реконструкции:
Первые попытки реконструкции ладожского геральдического знака. Лето-осень 2008
При этом нельзя не отметить, что на правом рисунке над головой птицы слишком много места.
Наша реконструкция базировалась на следующих изображениях:
Слева – монета конунга Анлафа Гутфритссона, 939-941 гг.
Графство Йорк, Коппергейт, Англия) Серебро.
Источник:
В.И. Кулаков.
Иконография геральдических орлов Германии и Пруссии.
Альманах «Марс». № 1, 1997.
Справа – костяное навершие плетки. XII в.
(дата по новогодской аналогии).
Высота 39 мм
Старая Ладога. Случайная находка на берегу Волхова.
На монете времен захвата Англии датскими конунгами изображен не ворон Одина, как полагают некоторые исследователи, не орел, а охотничий сокол (об этом говорит ошейник на горле птицы). Подобное мы разыскали на одном из аналогичных ладожскому костяных наверший плеток в коллекции в Новгородского Государственного музея-заповедника. Часть из них опубликована . На наиболее древнем предмете этой серии мы видим на горле птицы заплетенный косичкой ошейник:
Навершие плетки из Новгорода.
Начало XI в. Высота 80 мм
Тем же летом 2008 года археолог Татьяна Ершова обнаружила в Пскове захоронение «наместника князя Владимира». О статусе погребенного свидетельствует трапециевидная серебряная тамга – подвеска, на одной стороне которой изображен двузубец, а на другой голова сокола с ошейником и вырастающим из нее крестом .
Псковская серебряная тамга X века.
Раскопки Татьяны Ершовой. 2008 год
Фото: Псковский археологический центр
Такой же крест и на головой сокола на монете конунга датского Анлафа Гутфритссона (см. выше). Но монета отпечатана около 940 года, то есть за полвека до крещения Руси. Эта русско-датская параллель (и не где-то а в геральдической эмблематике) внятно повествует о датских корнях Рюриковичей и свидетельствует в пользу отождествления Рюрика с Рориком Ютландским и Фрисландским.
Сделаем прорись:
Позволю себе не согласиться с Татьяной Ершовой: если бы носитель тамги был «наместником князя Владимира», на одной и ее сторон был бы трезубец, а не двузубец с ключом. По С.В. Белецкому (см. таблицу ниже) такой знак должен был принадлежать Ярополку, а, возможно, Олегу Святославичам, или же Святополку Ярополчичу. И нет сомнения, что археология сможет ответить на этот вопрос.
Впрочем, ответ, видимо, уже получен: в январе 2009 года на конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», посвященной 80−летию академика Валентина Янина, А.Н. Кирпичников, делая доклад о ладожском соколе, продемонстрировал древнерусский псевдодирхем времен Ярополка. (Таких в центральной и северной Европе известно лишь 13 экземпляров.) На монете – та же птичка с тем же ошейником и крестом:
Псевдодирхем Ярополка.
Диаметр 30 мм
И вновь тот же крест над соколиной головой. Теперь понятно, чего именно нам не хватало над головой сокола при первых попытках реконструкции ладожской литейной формы.
Реконструкции ладожского геральдического знака Рюриковичей
.
Апрель 2009.
Вопрос о том, когда на голове сокола появился венчающий ее крест, требует отдельного исследования. Проще всего предположить, что произошло это уже после крещения Руси Владимиром Святославичем. Однако вспомним, что сам Рорик Ютландский был христианином, а крест и три точки треугольником (символ Троицы) над головой сокола мы обнаружили на английской монете датского конунга Анлафа Гутфритссона (939-941).
И это, в частности, означает, что мы должны доверять летописному преданию о призвании Рюрика: династия Рюриковичей и впрямь начинается с датского герцога-изгоя, кстати, довольно близкого родственника принца Гамлета (Амлета по Саксону Грамматику). Археология «легенда о призвании варягов» оказалась исторической реальностью. Практически не остается сомнений, что это Рорик Ютландский, который какое-то время «королем ободритов», и если верить новгородским преданиям и сведениям Татищева его мать, была славянкой, дочерью Гостомысла. (Но речь об этом впереди.)
Куда более архаичное изображение птицы, летящей с гнезда (или от символического изображения солнца), найдено на ободке круглой игральной фишки на том же Староладожском Земляном городище:
Воспроизведем изображение сокола конца XI – первой четверти XII веков с обломка плинфы из Переяславля Русского (экспедиция М. К. Каргера 1953 г.). Прорись этого рисунка опубликована сотрудником Эрмитажа Денисом Ёлшиным. Автор публикации любезно прислал мне и цветной снимок, сделанный им в фондах Переяславского краеведческого музея (теперь это Национальный историко-этнографический музей-заповедник «Переяслав»).
Сокол из Переяславля Русского
.
90-е годы XI – первая четверть XII в.
Фото Дениса Ёлшина
Поищем другие аналогии:
Крючок на одежду воина из скандинавского погребения
Гнездово. IX–X вв.
Источник: Сергей Каинов
.
Скандинавские наемники на Руси (конец IX-середина XI веков).
«Военная иллюстрация. Альманах российской военной истории». Вып.1, 1998.
http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_sk
Обратимся к стилизациям на тему геральдического сокола. Они также происходят из дружинной среды:
Серебряная подвеска из клада в Гнездово
.
Середина X века
Источник: Г.С. Лебедев.
Цветная вклейка.
Это направление в развитии образа взлетающего сокола можно назвать декоративным. К нему же стоит отнести и левое из тех изображений, которые приведены на одном из рисунков в статье В.И. Кулакова (ссылку см. выше):
Бронзовые наконечники ножен меча
. Вторая половина X века
Слева
– находка в Беломорье
у деревни Городище Кирилловского района Вологодской обл.).
Источник: Голубева Л.А.
Новые скандинавские находки в Беломорье //
Советская археология. 1982. № 3. Рис. 1, 2.
Справа
– из кургана 58 могильника Шестовица
(Днепровское Левобережье, ныне - Черниговская обл. Украины).
Источник: Блiфельд Д.I.
Давньоруськi пам"ятки Щестовицi. Киiв, 1977. С. 147, 148.
Очевидно, что правый рисунок принадлежит совсем к другому стилистическому направлению. Назовем его «знаковым», или «магическим». (К этому же направлению следует отнести и образ летящей с гнезда ладожской птицы из раскопок Е. А. Рябинина, выполненный во времена Вещего Олега, то есть уже после того, как Рюрик ушел из Ладоги на Городище, а Олег в Киев.)
К обоим рисункам из статьи В.И. Кулакова можно найти аналогии.
Приведем для каждого стилистического направления по одной иллюстрации:
ДЕКОРАТИВНО-ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (СТИЛЬ БОРРЕ)
Бронзовый наконечник ножен меча
Гнездово. Середина X века
ЗНАКОВО-МАГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Бронзовый литой наконечник ножен меча середины X века
Гнездово. Курган 73. Раскопки Д.А. Авдусина 1950 г.
Аналогичный предмет с таким же рисунком найден в Старой Ладоге
(См. Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д.
Старая Ладога.
Древняя столица Руси. СПб., 2003. С. 60).
Ажурный сокол на бронзовом литом наконечнике ножен из Гнездова. X век
3,8 на 4 см. Раскопки В.Д. Соколова. Курган 59.
№ 431 по каталогу ГИМа «Путь из Варяг в Греки и из Грек...» (М., 1996).
Крылья прочерчены практически так же, как на литейной форме из Старой Ладоги.
Хвост в виде вложенных друг в друга перевернутых V.
Хорошо читаются пояс, и образ молоточка Тора на груди. Концами крыльев и хвостом сокол опирается на двухголовую змею.
На груди обоих соколов прочерчен легко узнаваемый образ священного молота Тора, а, значит, речь может идти лишь о скандинавском происхождении данного предмета. Последнее делает немыслимыми все новейшие фантазии о соколе как о тотемном знаке ободритов, якобы занесенном на Русь славянином Рюриком и после превратившемся в трезубец Рюриковичей.
Однако сама гипотеза о соколе и об ободритском его следе заслуживает внимания. История ее такова: на то, что по-чешски сокол – raroh (что созвучно имени Рюрика), а главный город славян-ободритов: в Германии назывался Рериг, обратил внимание еще в середине XIX века чешский просветитель Павел Иосиф Шафарик . (Однако сегодня это сближение признано случайным .) Позже директор Эрмитажа С.А. Гедеонов в монографии «Варяги и Русь» (СПб., 1876 г.) предложил видеть в геральдических двузубцах и трезубцах рюриковичей именно сокола. Эту идею уже в наше время развил О.М. Рапов .
Ни одного материализованного в рисунке или изделии полабского сокола мы не знаем. Видимо, их просто не существует. Но насколько с лингвистической точки зрения убедительно сближение имени Рюрика и славянского названия сокола?
Вот что по прочтении этих заметок ответила на мой вопрос московский лингвист Анна Владимировна Дыбо:
Чешское raroh
, словац. ra/roh
, пол. rarog
, укр. ра/рiг
. В чешском словаре сказано, что это самый быстрый из всех соколов.
Выводят как заимствование из др.-иран. va:rэngan
"название птицы" – по совр. иранским языкам то сокол, то ворон. По виду действительно похоже на заимствование (как все неодносложные слова, кончающиеся на -ог).
В славянских языках употребляется как имя мелкого черта (в чеш., пол., укр.). К Рюрику, конечно, прямого этимологического отношения не имеет. Но по созвучию – вполне естественно было бы Рюрику взять себе гербом рарога.
В конце июля 2009 года я получил электронное письмо от черниговского собирателя фотографий древнерусских поясных наконечников Александра Кайдуна.
К письму было приложено поразившее меня фото:
Бронзовый наконечник пояса со следами серебрения
.
Конец IX – середина X вв.
Частная коллекции (Чернигов).
Место находки не установлено.
Фото Александра Кайдуна.
Тот же поясной наконечник. Прорись
.
Рисунок можно уверенно отнести не к орнаментально-декоративному стилю борре, а к более лаконичному и куда более семантически нагруженному знаково-магическому направлению, изучением которого никто, насколько мне известно, не занимался. Но именно в этом, до сих пор не вычлененном стиле, кроются корни европейской геральдики.
Наконечник пояса с фотографии Александра Койдуна – крохотная, но вполне эпическая поэма о скандинавском устройстве мироздания может быть наглядной иллюстрацией к «Слову о полку Игореве», где также описано «мысленное древо», а предшественник автора вещий Боян, обернувшись сизым орлом, парит под облаками. При этом и Бояновы персты, и самые храбрые из князей сравниваются с соколами.
Голова у черниговского сокола устремлена вверх, мощный клюв повернут, как и положено в геральдической традиции влево. На соколе пояс с крестовидным знаком в квадратной рамке. Точно такой крест и в такой рамке виден на правом крыле у сокола из гнездовского кургана № 59.
Хвост прочерчен в виде двух вложенных друг в друга перевернутых V.
Мы видим членение мира на три (так и на знаменитом Збручском идоле): средний мир, занятый стволом и ветвями Мирового древа, отделен от горнего П-образным жемчужным орнаментом. В нижнем мире якореобразные корни, сплетающиеся в архаическую маску (глаза, нос, огромная пасть). По скандинавской мифологии корни Древа грызет и подтачивает змей. В горнем, занебесном мире на черниговском наконечнике изображен геральдический сокол, взлетающий с вершины Древа. Грудь и плечи сокола стилизованы под очертания молота Тора (такие мы уже видели на наконечниках ножен дружинных мечей из гнездовских курганов № 73 и 59). Ствол Древа прочерчен так, как будто это одновременно и бьющая сверху молния, расщепляющая ствол надвое. Надо думать, что это символ дождя и земного плодородия.
Но самое удивительное, что графика крыльев сокола предвосхищает классическую графику геральдического трезубца Владимира Красное Солнышко. Это показывает, что трезубец действительно является графемой датского протогеральдического сокола (см. приведенные выше аналогии), а, значит, сокол и впрямь был княжеской эмблемой, принесенная к ладожанами скандинавом Рюриком.
Замена хазарского двузубца трезубцем (графемой сокола – родовой эмблемы датских конунгов) должна быть объяснена тем, что Рюриковичи, соперничавшие с Хазарским каганатом, при Святославе освобождаются от юго-восточной политической опеки. Еще некоторое время киевские князья будут пользоваться титулом каган, однако ушла в прошлое Хазария, ушел двузубец, и высший хазарский титул теряет свою сакральную силу.
Судя по аналогиям на наконечниках ножен (см. выше три бронзовых наконечника ножен из курганов Шестовицы и Гнездова), этот поясной наконечник следует отнести к концу IX – середине X веков (время Вещего Олега и Игоря). Ср. также с монетой конунга Анлафа Гутфритссона (939–941) и псковской серебряной тамгой XI века.
Меч из Гнездова
.
Железо, ковка; бронза, литье, золочение. Общая длина 92, 0 см.
X век. Курган Ц-2. Раскопки Д. А. Авдусина.
№ 426 по каталогу ГИМа «Путь из Варяг в Греки…». 1996
Рассмотрим подробнее рисунок на яблоке (навершии) гнездовского меча:
Мировое древо и хоботатые драконы, пьющие его соки.
Яблоко меча из Гнездова. Фрагмент
.
Перед нами Мировое древо, которое сосут драконы с длинными хоботами, держась за ветви его почти человеческими (только четырехпалыми) руками и оплетая хвостами комель и корни. При всей разности семантических деталей эта композиция зримо аукается с композицией поясного наконечника из черниговской частной коллекции. Стиль иной, однако графика – от завитков волют до червеобразных «хвостов» внизу изображения – на удивление схожа.
В посвященных древнерусским и скандинавским поясным набором публикациях В. В. Мурашовой мы встречаем лишь два изображения с головами хищных птиц. При этом их вообще нет в древнерусском поясном материале . Кроме того, на одной из скандинавских поясных бляшек не сколы или орлы, два ворона Одина : Связано это, видимо с тем, что в самой Скандинавии поясные наборы не получили широкого распространения.
Скандинавский Один вендельского времени
.
Поющий Один из Старой Ладоги
. 750-е. Высота 5,4 см.
Государственный Эрмитаж. № 2551/2.
Бронзовый ключ для подтягивания колков струнного музыкального инструмента.
Найден Евгением Рябининым в составе клада
кузнечно-ювелирных инструментов на Земляном городище.
Правый глаз Одина прочерчен двумя концентрическими окружностями (видно под лупой).
Отсутствует левый глаз, отданный Одином в Нижнем мире в обмен на мудрость.
Такие же рога у Одина вендельского времени можно видеть
на одной из бронзовых матриц, найденных в Торсланде на о.Эланд (Швеция).
См. по: Г.С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси.
СПб., 2005. С. 338
На второй бляшке из Гнездова также птичьи головки, смотрящие на четыре стороны света. Похоже, и это спутники Одина – Хугин и Мугин .
Правда, порись в книге столь неочевидного качества, что мало может рассказать о самой вещи, к тому же частично руинированной. Однако в каталоге ГИМа 1996 года мы найдем этот артефакт под № 231, а под № 230 опубликовано фото идентичной ременной бляшки из того же гнездовского кургана 16. (Раскопки С. И. Снегирева 1900 г.):
Два ворона Одина, глядящие на четыре стороны света.
Бронзовые ременные бляшки из Гнездова
.
Вторая половина X века. 2,2 на 1,7 см. Курган 16. Раскопки С.И. Сергеева.
1900 г.
№ 230 и 231 по каталогу ГИМа «Путь из Варяг в Греки…». 1996
Вот, собственно, и все имеющиеся аналогии. Право, не густо…
Потому-то в поиске аналогов В.В. Мурашова обращается к германским артефактам более ранней эпохи и ссылается на готские орлиноголовые пряжки женского поясного набора VI–VIII вв. из могильников Артек и Суук-Су :
Ременная пряжка из женского поясного набора готов-тетракситов
. Крым.
Здесь вороном и не пахнет...
Судя по клюву, перед нами голова орла, коршуна или сокола.
Итак, у жителей скандинавских стран не было принято украшать пояса изображениями орлов и соколов. Другое дело – наконечники ножен или, к примеру, футляры для весов:
Скандинавские весы и футляр к ним
.
Фото: Г.С. Лебедев.
Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.
Цветная вклейка.
Это говорит не только об уникальности поясного наконечника, присланного Александром Кайдуном (при достаточной для условно «гнездовской» атрибуции сумме совпадающих элементов), но и о том, что сокол на амуниции княжеских дружинников-варягов, вероятно, свидетельствует об их принадлежности к определенной линии викингов, которая теснее, чем прочие, была связана со славянским миром, в частности, с Гнездовым. Если это датская линия, то ключевой для Руси фигурой здесь выступает Рорик Ютландский. Впрочем, напомним, что поясной наконечник из Чернигова, увы, депаспортизован, а потому никаких твердых выводов мы сделать не можем. (Подождем, не отыщутся ли надежно атрибуированные аналогии.)
Обратимся к истории Полабских славян, живших с конца VII века на южном побережье Балтийского моря в бассейне реки Лабы (Эльбы). На северо-западе Балтики от реки Травны до истоков Эгдоры живут вагры (wagiri; Из столица – Старгард ныне носит немецкое имя Ольденбург), восточнее – ободриты (бодричами назвал их Шафарик), венды, еще восточнее их расселились лютичи (вильцы, велеты), южнее – лужицкие сербы (сербы и лужичане).
Заметим, что эти славянские племена приходят к Балтике в то же самое время, когда другие славяне, вышедшие с того же Подунавья, появляются в Приладожье и строят на Любше каменно-земляную крепость (по типу славянских крепостей Центральной Европы).
Цитата:
Городище племенного короля ободритов находилось в Мекленбурге, близ Висмара. Это место, как сообщает около 965 г. Ибрагим ибн Якуб, называлось Велиград; саксы его обозначали (в 995 г.) «Михеленбург»; у хрониста Адама Бременского говорится о «Магнополисе» (калька славянского названия); во всех случаях значение совпадает – «великий, большой, главный город». Со своей стороны датчане называли его Рерик...
Йоахим Херрман
. Ободриты, лютичи, руяне // Славяне и скандинавы. М., Прогресс.1986.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st056.shtml
(Попутно заметим, что и в выписках В. Н. Татищева из так называемой «Иоакимовской летописи» упомянут западно-славянский «град великий при море» на южном берегу Балтики.)
Адам Бременский (умер после 1081) называет западных славян reregi .
Прибалтийский город Рерик, то ли основанный пришедшими с Дуная в Померанию в конце VII века славянами-ободритами (союзниками Карла Великого), то ли на какое-то время ими захваченный, в 808 году, разрушил датский король Годфред.
Полагают, что Рерик был на месте современного городка Рерика (Германия, федеральная земля Мекленбург). Однако это всего лишь гипотеза, да притом окрашенная в кориченевые тона: деревня Alt Gaarz (древняя, впервые упоминается в XIII веке) переименована в Рерик в 1938 году. По другой версии Рерик находится на шестьдесят верст западнее, и это Старый Любек (также земля Мекленбург) в устье реки Траве.
Заметим, что мы не знаем, где в Мекленбурге протекает и речка Рерик (города нередко назывались по рекам), и когда впервые зафиксировано имя реки.
Теперь о датском конунге Рорике.
Рорик – др.-исл. Hroerikr (Hrørekr)
– Рорик Ютландский и Фрисландский из династии Скьёльдунгов, племянник (или брат) изгнанного датского короля Харальда Клака.
Когда к IX веку ослабела франкская империя Каролингов, пришло время ответного натиска «северных людей» – шведов и норвежцев и датчан.
В начале второго десятилетия умирает король Дании Годфред. За его трон с сыновьями Готфреда спорят Скьёльдунги – четыре брата из младшей королевской ветви. Двое гибнут, двое – Гаральд (Харальд) и Хемминг – в 826 году бегут к франкскому императору Людовику Благочестивому и с четырьмя сотнями спутников «омываются волной святого крещения» в Ингельхейме. Братья получают лены той части Фрисландии, которая зовется Рустрингия (или Нордальбингия). Харальду достается Дорестад – порт фризов в устье Рейна и, соответственно, крупный торговый центр. И когда в 837 году гибнет Хемминг (младший из младшей ветви), его сын Рорик, перебираясь в Дорестад, находит приют у своего дяди.
В 841 г. умрет и Харальд. Еще через два года начинает распадаться империя франков.
Рорика обвинили в измене новому императору Лотарю, старшему сыну Людовика и внуку Карла Великого, и заточили в крепость. Но он бежит и объявляется у Людовика Немецкого, брата Лотаря. А, уйдя и от него, становится пиратом. В 850-м, он захватывает Дорестад. Лотарь прощает Рорика, но требует, чтобы он защищал побережье от викингов.
Между тем, в Дании вновь начинается смута. Рорик вступает в борьбу за корону, но она достается сыну Горфреда Хорику. Рорик воюет и с ним и в качестве отступного получает порт Хедебю. Потом он берет Бремен, но в результате уходит и оттуда.
В 852 г. Рорик помогает претенденту на шведский престол Амунду в осаде Бирки (и в этом крупнейшем торговом центре свеонов появляется колония фризских купцов), потом воюет в славянском Поморье на южных берегах Балтики.
В Дорестаде у Рорика дела вновь не идут: в 864 году море украдет у конунга город: после опустошительного наводнения и изменения русла Рейна эта территория станет непригодной для обитания.). К тому же на Дорестад нападают викинги…
Тогда-то, видимо, Рорика и зовут ладожане . И он уходит на Русь «вместе со всей Русью» (Повесть временных лет).
[...]
======================================== ======================
ПРИМЕЧАНИЯ
Серия деревянных пломб-цилиндров мечника для опечатывания мешков с пушниной найдена в Новгороде. На одной из них прочерчен трезубец – геральдический знак Владимира Святославича, княжившего в Новгороде в 970–980 годах. См.: В. Л. Янин. Я послал тебе бересту. М., 1998. С. 338–340.
«Древний Новгород. Прикладное искусство и археология». М., 1985. С. 88–91. Фигурку сокола с ошейником см. на с. 90.
Киселев Максим. «Тайны варяжских гостей» / Газета «Псковская губерния». / № 40 (409) 08–14 октября 2008 г.
Ёлшин Д. Д. Рисунки и надписи на плинфе Спасского храма-усыпальницы в Переяславле-Хмельницком. /Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиция. Материалы тематической научной конференции. СПБГУ. Исторический факультет. Кафедра археологии. 1–4 декабря 2004. СПб, 2004. С. 201–209.
Šafařik P. J. Slovanske starožitností. Praha, 1937. Dil.2. См. то же по вроцлавскому изданию: Wrocław, 1848. Т. 2. S.236–238. Благодарю за эту и многие другие подсказки львовского историка Леонтия Викторовича Войтовича.
Фактически город Рерик не локализован. Был ли он в земле ободритов или последние только пытались его захватить – вопрос открытый. После дискуссии, в которой принимали участие многие мировые имена (Нидерле, Фасмер, Маттей, Белтз, Кроггман и др.) версию Шафарика напрочь отбросили. Дело в том, что источники отчетливо говорят о территории, принадлежащей датчанам: "lingua danorum Reric dicebatur". Видно ободриты (князь Дрожко) пытались здесь обосноваться, что заставило в 808 г. конунга Готфреда уничтожить факторию и перевести жителей в Гайтабу (Haithabu).
Еще Л. Д. Нидерле обратил внимание, что Шафарик не учел замечание источника, где четко сказано “lingua danorum Reric dicebatur” (808, 809 гг.). (Annales Regni Francorum / Ed. G. H. Pertz, F. Kurze // Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. Hannoverae, 1895. P. 126).
Шафарику возражали многие (большинство предлагали германскую этимологию названия и предполагали германский или датский характер поселения), одновременно шел поиск места, где находился этот город или эмпорий (в 808 г. датский конунг Готфред переселил жителей и купцов в Гайтгабу, но полностью поселение не уничтожил, так как в 809 г. здесь был убит ободрицкий князь Дрожко – Annales Regni Francorum. Р. 129).
Лит.: Wigger F. Mecklenburgische Annalen bis zum Jahre 1066. Schwerin, 1860
Läffler L. Handelsstaden vid Östersjön som på danskarnas språk kallades Reric // Namn och bygd, T. 7, 1919. S. 25–26
Vogel W. Das emporium Reric, Festskrift til Halvdan Koht. Oslo, 1933. S. 85–92
Vasmer M. Germanen und Slaven in alter Zeit // Namn jch bygd. T. 21. 1933. S.128–130
Koczy L. Sklawanja Adama Bremeńskiego // Slavia Occidentalis. T. 12. Poznań, 1933. S.217
Beltz R. Der Burgwall von Alt-Gaarz (Mecklenburg) // Nachrichtenblatt fűr Deutsche Vorzeit. T. 11. 1935. S. 107; Id., Reric und Thrasiko, Zwei Namen unserer frűhesten Geschichte // Monatshefte fűr Mecklenburg. 1938. S. 220; Id., Zu Reric // Mecklenburg. T. 34. 1939. S.175–177
Kroggmann W. Reric // Jahrbűcher des Vereins fűr mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. T. 103. Schwerin, 1939. S.77–84
Vries J. Altnordisches etymologisches Wörterbuch. Leiden, 1962
Doberan Kr. Ein Beitrag zur Lage von Rerik // Varia Archaeologica. Berlin, 1964. S.237-254
Herrmann J. Siedlung, Wirtschaft und gesellschaftliche Verhältnisse der slawischen Stämme zwischen Oder / Neisse und Elbe. Derlin, 1968. S. 19
Leciejewicz L. Miasta Słowian pólnocnopołabskich. Wrocław, 1968. S. 20.
Прим. Л. В. Войтовича.
Рапов О. «Знаки Рюриковичей и символ сокола». Советская археология. 1968. № 3.
Мурашева В. В. Древнерусские ременные наборные украшения (X-XIII вв.), М. 2000.
Мурашева В. В. Скандинавские наборные ременные накладки с территории Древней Руси. Сборник «Историческая археология. Традиции и перспективы (к 80-летию со дня рождения Даниила Антоновича Авдусина)». М., 1998. Рис. 3-5. Ссылка на: Beskow Sjoberg M. Bredsatra socken // Ölands Jarnalders-gravfalt. Kalmar, S. 1987. P. 244. При этом прорись, видимо, не вполне корректна, поскольку у Одина изображены оба глаза: ср. с аналогичным Одином из Старой Ладоги (собрание Государственного Эрмитажа): Чернов А. Хроники изнаночного времени. СПб. 2006. С. 65
Мурашева В. В. Скандинавские наборные ременные накладки… Рис. 1-10. http://www.archeologia.ru/Library/Book/b05b2bf04770/page154
Пиоро И. С. Крымская Готия. Киев, 1990. С. 155. Рис. на с. 57. Раскопки Н. И. Репникова. Репников Н. И. Некоторые могильники области крымских готов, в сборнике; Изв. императорской археологической комиссии. Вып. 19. СПб, 1906.
Ободриты – это союз племен куда входили Вагры (центр в Старгарде), Полабяне (Ратибор), Ререги (Мехлин, позже Магнополис, нем. Мекленбург), Глиняне, Варны и, возможно, Чижане и Чрезпеняне. Союз этот распался в середине IX века, но уже в VIII веке эти племена имели отдельные княжеские династии, представители которых зафиксированы в источниках. В частности династия князей ререгов-ободричей: Викан (789) – Дрожко (798, 808, 809) и его соперник Годелаиб (Богуслав?), 808 – Славомир (817, 823) и Чедрог, син Дрожко (823) – Гостомисл (844) и Добомисл (862). Далее союз распался и последующие князья упоминаются аж в 955 г. (Стогнев и Након). И т. д. Все попытки тождества Гостомыслов, равно ж и тождество ругов (кстати германского племени) с русами, уже были. Возвращаться к этому нет смысла. Прим. Л. В. Войтовича.
Е. А. Рябинин пишет о Любшанской крепости: «В конце VII – первой половине VIII века городище гибнет в огне пожара, после чего здесь появляется новое население, создавшее уникальную для Восточной и Северной Европы каменно-земляную крепость… Истоки подобных фортификационных традиций восходят к славянам Центральной Европы – жителям Подунавья, Великой Моравии и Польши…». Е. А. Рябинин. Предисловие к альбому археологических находок в Старой Ладоге и на Любше «У истоков Северной Руси. Новые открытия». СПб., 2003. С. 17.
Маgistri Adami Brеmensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed. 3. Hannoveraе et Lipsiae, 1917. II, 21; III, 20.
Этимология имени Рорика однозначно скандинавская, это имя неоднократно зафиксировано в рунических надписях: старосканд. Hrorekr (Hrerekr), старошведское Rorik (Rjurik). Имя Hrorekr состоит из старонорманского hrodr (хвага, победа) и rikr (могущественный). Производные этого имени, довольно популярного в свое время – Rorik, Rurik, Rerik, Horikh, Berik, Gottrik – также зафиксированы руническими надписями. Это все имело место до нашего Рюрика. Прим. Л. В. Войтовича.
Что касается Ладоги, то похоже ютландская династия (конкурент датско-лерской) десь в конце VIII века посадила своего конунга (наверное, Хальвдана) и потом ее взял Фрамар со шведами. Ну ладожане, прогнавшие к тому времени уже с помощью славян шведов, вернули Рюрика с ютландцами и фризами. Прим. Л. В. Войтовича.
Еще в 1929 г. Н. Т. Беляев полагал, что «русь» – славянское сокращение топонима Рустринген. Его поддержал Г. В. Вернадский, допустивший существование старой шведской руси Русского каганата и новой фрисландской руси Рюрика. Это было лишь предположением, тем более, что из западных источников мы не знаем, существовал ли этот топоним раньше, чем он зафиксирован в XII в. Но подтверждение гипотезы Н. Т. Беляева лежит на самом видном месте. Мало того, что за Рюриком русь посылает «к руси», и он приходит на Русь «со всей Русью», так эта заморская русь в последовательном движении по Балтике с востока на запад и через Атлантику в Средиземное море точно локализуется летописцем между «готами и аглянам» (Афетово же колѣно и то Варязи, Свеи, Урмане, Готѣ, Русь, Аглянѣ, Галичанѣ, Волохове, Римлянѣ, Нѣмци, Корлязи, Венедици, Фряговѣ и прочии. Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С. 4). И, следовательно, пришедший на Русь «со всей русью» Рюрик – тот самый, что правил Рустрингией.
"ЗНАКИ РЮРИКОВИЧЕЙ"
- использующееся в исторической литературе название символических изображений в виде трезубца или двузубца, встречающихся на монетах, разнообразных предметах быта 10-12 вв.
Впервые знак в виде двузубца, направленного высоко вверх, с коротким отрогом книзу, встречается на печати киевского князя Святослава Игоревича, найденной при раскопках Десятинпой церкви в Киеве. Подобный знак использовали Владимир Святославич и Ярослав Владимирович Мудрый и др. Кирпичи с клеймом в виде "знака Рюриковичей" использовались при строительстве дворца князя Владимира Святославича близ Десятинной церкви, черниговского Спасо-Преображенского собора (нач. 11 в.), Михайловской церкви в Остерском Городце (12 в.), Борисоглебской церкви в Смядыни около Смоленска, Золотых ворот во Владимире (1164), каменного навеса в Боголюбове. Распространен "знак Рюриковичей" на донышках глиняных изделий в Киеве, Белгороде, Изяславле, Вышгороде.
Загадочные изображения до сих пор не получили однозначного объяснения со стороны исследователей. Историк 19 в. Н.М. Карамзин считал их родовыми знаками русских князей, ведущих свое происхождение от Рюрика. Эта точка зрения господствовала более столетия. В сер. 20 в. Б.А. Рыбаков высказал предположение, что странные изображения представляют собой "знаки княжеской собственности", которые ставились на княжеских монетах, на оружии его дружинников, на княжеских товарах; княжескими знаками помечали свои орудия ремесленники-холопы, работавшие на княжеском дворе - гончары, кирпичники, злато кузнецы и т.п. Некоторые исследователи искали истоки этого знака в орнаменте рунических камней, имитирующем змей (10-11 вв.), которые олицетворяли корабли.
В Восточной Европе этот знак был известен с первых веков н.э. Его помещали на своих монетах боспорские цари 2-3 вв., предметы с таким знаком, относящиеся к 5 в., найдены в Крыму, а также среди славянских древностей Поднепровья (7-8 вв.); ученые отмечают сходство между "знаками Рюриковичей" и знаками салтово-маяцкой археологической культуры 8 - нач. 9 вв. Трезубец на монетах Владимира Святославича сходен с аналогичным знаком на монетах франкских Меровингов 6-7 вв., английских (8-11 вв.), чешских и польских (10-11 вв.) королей, немецких кайзеров от Оттона I Великого (6 в.) до Генриха III (11 в.).
Исследователи обратили внимание на сходство "знака Рюриковичей" с лигатурой (соединением) двух букв греческого алфавита: первой - альфы и последней - омеги. В христианской философии их сочетание имеет мистическое значение. В Новом Завете Христу принадлежат слова: "Аз есмь Альфа и Омега... начало и конец
". Монограмма Христа - "Альфа и Омега" - представляет собой обычный символ крещения, такой же как крест, но менее распространенный. Помещая христограмму на своих монетах, Владимир Святославич, как и его современники или предшественники на тронах соседних государств, объявлял о принадлежности своего государства к христианскому миру. На монетах Святополка Окаянного левый зубец заменен крестом, над двузубцем - еще один крест.
Несмотря на обилие мнений, ни одно из них не стало господствующим. Загадка "знаков Рюриковичей" ждет своего исследователя.
Зна́ки Рю́риковичей - геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».
Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.
Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве
Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.
Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».
Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.
Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век-VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.
Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства
Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями
В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением
После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени) .
Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:
Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.
Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.
Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).
Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.
Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах - в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя - Святого Духа.
Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.
Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.
Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.
Вот такая монетка ….
Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:
Ну и конечно же не будем забывать про версию:
В иктор Ф едорович Я нукович. … Ну шутка, шутка …
А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу?
А я вам уже подробно рассказывал. Давайте уж тогда вспомним и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -