Витус беринг, или северный путь командора. Великая Северная экспедиция
Ч Великая Северная экспедиция
ерез два месяца после возвращения из экспедиции, в конце апреля 1730 г., В. Беринг составил две докладные записки в Адмиралтейств-коллегию (морское ведомство); в Сенат они были представлены лишь в конце того же года. В первом «Предложении» он, в частности, высказывал уверенность в сравнительной близости Америки от п-ова Камчатка и целесообразности установления торговых контактов с местными жителями; он отмечал необходимость и возможность разрабатывать в Сибири железную руду, сеять хлеб и варить соль. Во второй записке В. Беринг выдвинул план «северные земли... выведывать», т. е. установить, как далеко к северу распространяется Азия, и нанести на карту северное побережье континента. Он предложил также выяснить возможность достижения морским путем устья Амура и Японских о-вов и, наконец, направить суда к берегам Америки. Иными словами, В. Беринг выдвинул план новой большой экспедиции и выразил готовность принять участие в ней.
Биографический указатель
Беринг, Витус Йохансен
Русский мореплаватель голландского происхождения, капитан-командор, исследователь северо-восточного побережья Азии, Камчатки, морей и земель северной части Тихого ок., северо-западных берегов Америки, руководитель 1-й (1725–1730 гг.) и 2-й (1733–1743 гг.) Камчатских экспедиций.
В 1733 г. правительство поставило В. Беринга во главе Второй Камчатской экспедиции, назначив «ему в товарищи другого капитана, доброго, из русских» - А. И. Чирикова. Они должны были пересечь Сибирь и от Камчатки отправиться для исследования противоположных берегов Северной Америки («обыскание американских берегов от Камчатки»), а М. Шпанберг, положив на карту Курильские о-ва,- плыть к Японии и установить с ней связь («обсервация и изыскание пути до Японии»), Несколько отрядов должны были нанести на карты северные берега России от Печоры до крайнего северо-востока и по возможности до Камчатки («для подыскания известия... имеется ли проход Северным морем»), а Академический отряд - исследовать внутренние районы Сибири. Работу экспедиции предполагалось закончить через шесть лет. Общее начальство над всей экспедицией, величайшей по объему заданий, исследуемой территории и числу участников, возлагалось на В. Беринга. Но фактически, когда он перешел в Охотск, ему были подчинены только два отряда - его и М. Шпанберга. Хотя северные отряды и работали самостоятельно, вся их деятельность контролировалась В. Берингом. Подтверждением того служат не только его рапорты в Адмиралтейств-коллегию и его детальный отчет о выполненных ими исследованиях, но, главное, переписка с начальниками отрядов.
Академия наук прикомандировала к экспедиции группу научных работников, которую обычно и называют Академическим отрядом Великой Северной экспедиции.
В начале 1734 г. вся экспедиция во главе с В. Берингом собралась в Тобольске. Оттуда он послал несколько сухопутных партий геодезистов для изучения побережья океана, выделив к уже имевшимся двух человек из свиты профессоров, и направился в Якутск, куда добрался в конце октября. Три года В. Берингу пришлось провести там: он организовал строительство железоделательного завода и канатной мастерской, наладил сбор смолы и изготовление такелажа для судов, оказал помощь попавшему в тяжелое положение отряду М. Шпанберга, обеспечил отправку в Охотск снаряжения и продовольствия.
В Якутске в конце концов скопилось до 800 участников разных отрядов - офицеры, иногда с женами и детьми, научные работники, топографы, мастеровые, матросы, солдаты и ссыльные для перевозки грузов. В ответ на настойчивые просьбы В. Беринга о помощи бездействующие местные власти начали писать доносы в столицу и всячески препятствовать заготовке продовольствия и снаряжения. Петербургское же начальство «помогло» по-своему: оно лишило В. Беринга прибавочного жалованья. Но он покинул Якутск, лишь убедившись, что команда вполне обеспечена провизией. В Охотске, куда перешел В. Беринг, за три года ему также пришлось преодолеть немало трудностей и открытую неприязнь коменданта Охотска.
Адмиралтейств-коллегия дошла до высшей точки раздражения: из полученных коллегией рапортов усмотрено только одно, что «леса заготовляются, и суда строются, и паруса шьются...». И начальство указало, что «лесам давно надлежало быть приготовленным, и судам построенным, и парусам сшитым», и потребовало от В. Беринга «в путь свой отправляться без всякого замедления, не утруждая, яко излишними, без всякого действия переписками».
В начале сентября 1740 г. В. Беринг отплыл из Охотска на Камчатку. На восточном берегу полуострова, у Авачинской губы, в открытой его моряками прекрасной гавани, которую он назвал Петропавловской - по двум судам экспедиции: «Св. Петру» и «Св. Павлу», - экспедиция перезимовала.
4 июня 1741 г. через восемь лет после отъезда из Петербурга В. Беринг и А. Чириков вышли к берегам Америки. Каждый из них командовал судном водоизмещением около 200 т с экипажем в 75 человек. На корабле В. Беринга «Св. Петр» находился молодой ученый Георг Вильгельм Стеллер , прославившийся описанием этого плавания. Помощником В. Беринга был швед Свен (Ксаверий) Лаврентьевич Ваксель , также оставивший интересное описание экспедиции.
Беринг пошел сначала на юго-восток (к 45° с. ш.) в поисках мифической «Земли Жуана-да-Гама». Эта крупная «земля» помещалась на некоторых картах XVIII в., в том числе на имевшейся в распоряжении В. Беринга, приблизительно между 46–50° с. ш. и 159–173° в. д. «...Кровь закипает во мне всякий раз, - отмечает С. Вексель, - когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой, в результате чего рисковали жизнью и добрым именем. По [ее] вине... почти половина нашей команды погибла напрасной смертью». Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что даже клочка суши в этой части океана нет, оба судна взяли курс на северо-восток. 20 июня на море пал густой туман, и корабли навсегда разлучились. Три дня «Св. Петр» потратил на поиски, пройдя в общем на юг около 400 км, а затем в одиночестве двинулся на северо-восток.
17 июля 1741 г.. на 58°14" с. ш. «Св. Петр» достиг наконец американского берега и команда увидела вдали величественный снеговой хребет Св. Ильи с одноименной вершиной (гора Св. Ильи, 5488 м, - одна из высших точек Северной Америки). Все поздравляли В. Беринга с великим открытием. Но шестидесятилетний капитан-командор не проявлял никаких признаков радости, завидев берег, к которому его впервые посылал 17 лет назад Петр I. Более того, как сообщает Г. Стеллер, он выглядел угрюмым и печальным. Он не знал точно, где находится, и с тревогой смотрел в будущее; чувствовал он себя плохо - началась цинга. Не решаясь подойти ближе из-за слабого переменного ветра, В. Беринг двинулся на запад вдоль побережья, отметил невдалеке ледник, ныне носящий его имя, через три дня открыл небольшой о. Каяк у 60° с. ш„ а чуть севернее - маленькую бухту (Контроллер), образованную узким полуостровом «матерого» берега. Он отправил туда лодку за пресной водой под командой мастера флота (старшего штурмана) Софрона Федоровича Хитрово и отпустил на берег Г. Стеллера, правда на короткий срок. Тот позднее жаловался, что на подготовку экспедиции ушло 10 лет, а на исследование ему дали только 10 часов, будто приходили только «для взятия и отвозу из Америки в Азию американской воды». Тяжело больной, капитан-командор сам ни разу не сходил на американский берег. Не наполнив даже всех бочек водой, В. Беринг 21 июля пошел на запад в штормовую, дождливую, пасмурную погоду, дрейфуя к югу, вероятно, недалеко от острова Монтагью (22 июля) и Кадьяк (26 июля), так как со «Св. Петра» видели в тумане высокие берега. На судне уже треть команды была больна цингой, кроме того, не хватало пресной воды.
2 августа был открыт о. Туманный (переименован в конце XVIII в. по предложению Джорджа Ванкувера в о. Чирикова), 4 августа - Евдокеевские о-ва (иначе, Семиди, близ 56° с. ш.), у берегов п-ова Аляски, где видели снеговые горы. 10 августа, когда уже три недели «Св. Петр» лавировал против сильного встречного ветра и мало продвинулся вперед, а цинга усиливалась, В. Беринг решил идти прямо на Камчатку.
29 августа моряки открыли у юго-западной оконечности Аляски «безлесные и пустынные острова», на одном из которых через два дня похоронили первую жертву экспедиции, матроса Никиту Шумагина . Там «Св. Петр» стоял неделю, и за это время русские впервые встретились с местными «американцами» - алеутами, как их через несколько лет начали называть.
От о-вов Шумагина (название дано В. Берингом) с 6 сентябри шли все время на запад в открытом море. Иногда на севере появлялась земля, и моряки принимали ее за Америку, так как вдали за островами поднимались горы, - на самом же деле это была Алеутская цепь. 25 сентября видели «островов немалое число» (вероятно, из центральной, Андреяновской группы), 25–29 октября - три острова из западных групп (Крысьих и Ближних). Почти все время была очень бурная погода, корабль носило по волнам, «как колоду». Не хватало воды и провизии. Наконец, 4 ноября, вдали показались высокие горы, покрытые снегом. Моряки решили, что подошли к Камчатке, и, не найдя удобной гавани, стали на якорь на некотором расстоянии от берега, у скал. Дважды рвались якорные канаты. Неожиданно высокая волна перебросила судно через бурун в бухту, сравнительно спокойную и достаточно глубокую. Это было исключительным везением после стольких несчастий, люди поспешили перейти на сушу.
На берегу вырыли в песке шесть прямоугольных ям для жилья и прикрыли их парусами.Летом 1981 г. советская комплексная экспедиция «Беринг-81» выполнила археологические работы на о. Беринга, раскопала землянки и обнаружила много предметов, а также семь пушек со «Св. Петра». Когда закончилась перевозка больных и припасов на берег, только 10 моряков еще держались на ногах. 20 человек умерли; остальные болели цингой. Больной В. Беринг целый месяц лежал в землянке, полузасыпанный песком, считая что так теплее. 6 декабря 1741 г. он умер. Земля, к которой прибило его судно, получила позднее его имя - о. Беринга, а всю группу окрестили Командорскими о-вами, в честь погибшего капитан-командора. Море, открытое Ф. Поповым и С. Дежневым, по которому В. Беринг в 1728 г. так мало плавал, было названо Беринговым, пролив, через который не он первый прошел, а те же Ф. Попов и С. Дежнев, нанесенный на карту не им, а М. Гвоздевым и И. Федоровым, наречен по предложению Д. Кука Беринговым проливом. К несчастливому капитан-командору Витусу Берингу, как за 130 лет до него к другому несчастливцу, Генри Гудзону , пришла исключительная посмертная слава.
осле смерти В. Беринга команду принял Свен Ваксель как старший офицер, но все вопросы решались на общих собраниях. (Он взял с собой в плавание сына Лоренца - Лаврентия Ксаверьевича Вакселя , десятилетнего мальчика, благополучно выдержавшего все испытания. Впоследствии Л. Ваксель стал офицером русского флота). Зимой моряки обошли кругом новую землю и убедились, что находятся на острове. На западе обнаружили выброшенный на берег камчатский лес, обломки лодок, саней и т. п. В середине зимы умерли еще 10 человек. 45 оставшихся в живых дотянули до лета 1742 г., преодолев многочисленные трудности и лишения. Зимовка протекала тяжело: часто налетали штормовые ветры, нередко достигавшие ураганной силы, дважды от подземных толчковЗаписи С. Вакселя о землетрясениях на о. Беринга оказались первыми сведениями о сейсмичности островов северной части Тихого океана. песок почти полностью засыпал землянки. Недостатка в топливе, правда, не было - волны выбрасывали на берег много леса, однако носить его приходилось на плечах за 10 верст. На острове водилось множество песцов. У берегов незамерзавшего зимой моря плавали так называемые камчатские бобры (морские выдры) и громадные, но безобидные млекопитающие - морские коровы, теперь вымершие; весной появились бесчисленные стада котиков. И команда занималась очень легкой на этом острове охотой, дававшей достаточно мяса, поскольку зверь здесь никогда раньше не видел человека и поэтому не боялся его. Каждый зимовщик получал и хлеб: из спасенных запасов ежедневно выдавалось 250–400 граммов муки.
Полуразрушенный корабль «Св. Петр» разобрали. Из его частей в мае 1742 г. начали строить новое, небольшое судно (гукор), также названное «Св. Петром». Среди офицеров и штурманов не нашлось специалиста-судостроителя, а все три корабельных плотника умерли от цинги. За дело взялся красноярский казак Савва Стародубцев, бывший простым рабочим во время постройки экспедиционных судов в Охотске, и успешно завершил его, возглавляя бригаду из 20 моряков. С. Ваксель писал, что ему «едва ли удалось бы справиться с делом без его [Стародубцева] помощи». (По представлению С. Вакселя, С. Стародубцев в 1744 г. был награжден званием сына боярского.)
С. Вакселя, С. Стародубцев в 1744 г. был награжден званием сына боярского.) 9 августа судно спустили на воду. Длина его (по килю) составляла 11 м, а ширина - 3,7 м. Разместилось на нем 46 человек, конечно, в страшной тесноте. В море вышли 13 августа, увидели через четыре дня Кроноцкий мыс (54°45" с. ш.), но не решились высадиться там и пошли к Петропавловску (53° с. ш.), причем из-за штиля или противных ветров вынуждены были большей частью идти на веслах и только 26 августа 1742 г. достигли Петропавловска.
лавание Чирикова - открытие Северо-Западной Америки и Алеутских островов Потеряв 20 июня из виду судно В. Беринга, А. Чириков на «Св. Павле» пошел на восток. В ночь с 15 на 16 июля, т. е. на полтора дня раньше капитан-командора, он увидел на 55°11" с. ш. первую американскую землю, горы и лес, спускающийся к морю (о. Принца Уэльского или один из близлежащих островков у 134° з. д.). В поисках удобной гавани он повернул на северо-запад и через три дня, пройдя около 400 км вдоль островов, составляющих архипелаг Александра, нашел подходящее место. На берег (это был о. Чичагова или его мнимый выступ - о. Якоби, у 58° с. ш.) на разведку отправились 11 вооруженных людей, а после недели бесплодного ожидания - еще четверо. Все они пропали без вести. Потеря 15 человек и двух лодок, без которых невозможно обновлять запасы пресной воды, поставили экспедицию в тяжелое положение, и 25 июля Л. Чириков решил возвращаться на Камчатку.
Он продвинулся еще немного к северо-западу и увидел горный хребет (Св. Ильи), а затем повернул на запад, в море. У открытого им 1 августа п-ова Кенай он лег на юго-западный курс. До 3 августа моряки видели высокую землю, - несомненно, о. Кадьяк. Из-за штиля и туманов судно десять недель шло отсюда до Петропавловска. В пути были открыты некоторые Алеутские о-ва, вероятнее всего: 5 сентября Умнак, из группы Лисьих, наиболее близких к п-ову Аляска; 10 сентября - Адах, из центральной группы (здесь моряки со «Св. Павла» впервые встретились с алеутами); 22 сентября - Агатту и Атту, из группы Ближних. 10 октября 1741 г. «Св. Павел» вернулся в Петропавловскую гавань. В пути от цинги умерли шесть человек.
В мае–июне 1742 г. А. Чириков повторил на «Св. Павле» плавание на восток от Камчатки, но дошел только до о. Атту и из-за туманов и противных ветров повернул назад. На обратном пути 22–23 июня он видел о. Беринга, где тогда еще томились люди со «Св. Петра», и открыл к юго-востоку от него о. Медный. Пришел «Св. Павел» в Петропавловск 1 июля. А. Чириков просил Адмиралтейств-коллегию отозвать его из Сибири, но это было сделано только в 1746 г. А через два года он умер в Петербурге (ноябрь 1748 г.).
ля отряда М. Шпанберга в Охотске построили два судна и отремонтировали третье. Одним кораблем командовал сам М. Шпанберг, другим - выходец из Англии, Вилим Вальтон , третьим - Алексей Елизарович Шельтинг . В конце июня 1738 г. флотилия перешла из Охотска в Большерецк, а 15 июля направилась оттуда на юг. Через четыре дня в густом тумане отстал А. Шельтинг (на следующий день он повернул обратно); еще через пять дней отстал и В. Вальтон; М. Шпанберг один продолжал путь вдоль Курильской гряды. Обходя ее, он дошел до пролива Фриза и обогнул о. Уруп, приняв его за группу островов. М. Шпанберг побоялся один идти дальше, к Японии, и 17 августа вернулся в Большерецк (позднее он ссылался на недостаток провизии).
В. Вальтон, разлучившись с М. Шпанбергом, достиг восточного выступа Хоккайдо (п-ова Немуро, 43°20" с. ш.), нанес на карту 26 островов и 27 августа вернулся к устью р. Большой. Во время зимовки в Большерецке моряки построили из березы восемнадцативесельный шлюп. 21 мая 1739 г. четыре судна отряда М. Шпанберга вышли из устья р. Большой. От о. Маканруши (один из северных Курильских о-вов, близ 50° с. ш., 154° в. д.) они двинулись прямо на юг до 42° с. ш. на поиски «Земли Жуана-да-Гамы». Не найдя ее, М. Шпанберг взял курс на юго-запад. На широте 39°30" В. Вальтон опять отстал. Остальные три корабля 16 июня на 39° с. ш. подошли к о. Хонсю и шесть дней следовали на юг вдоль его восточного берега. По-видимому, они остановились в районе залива Сендай (между 38 и 38°15" с. ш.). Японцы, по их донесениям, 17–21 июня 1739 г. видели там два-три неизвестных судна. Жители встретили русских далеко, не враждебно. Но М. Шпанберг не решился высадиться на берег, не запасся даже свежей провизией, хотя у него на борту были больные цингой, и 23 июня снялся с якоря. На обратном пути он обогнул южные Курильские о-ва и подошел к о. Хоккайдо, но не высаживался на берег. Так М. Шпанберг и вернулся на Камчатку, не завязав сношений с японцами, т. е. не выполнив задания.
В. Вальтон и на этот раз отличился: он прошел до юго-восточного выступа Хонсю и выслал на берег за водой восемь человек. Японцы помогли им набрать воду. Оттуда В. Вальтон прошел на юг, мимо каких-то цветущих берегов, и на 33°28" с. ш. бросил якорь у маленького острова (вероятно, из группы Идзуситито), где простоял день. В июле он вернулся в Охотское море.
Осенью 1741 г. А. Шельтинг вместе с геодезистом М. Гвоздевым на дубель-шлюпкеДубель-шлюпка - военное парусно-гребнос судно, имевшее две мачты, вооруженное несколькими малокалиберными пушками. «Надежда» проследил западное побережье Охотского моря до устья Уды, а затем в поисках удобной якорной стоянки осмотрел Шантарские о-ва. В августе 1742 г. А. Шельтинг, исследуя южную часть Охотского моря, подошел у 50°10" с. ш. к восточному берегу Сахалина, принятому им по карте Фриза за Землю Йессо. Он спустился сначала на юг до широты пролива Лаперуза и, как и Фриз, не заметил его в тумане. Отсюда «Надежда» двинулась на восток, в напрасных поисках хотя бы клочка суши прошла 2000 км и повернула назад. На пути в Охотск (куда судно прибыло 10 сентября) А. Шельтинг проследовал вдоль всего восточного (более 600 км) берега Сахалина, тогда еще совершенно неизвестного. И вновь туманы мешали морякам видеть побережье, поэтому съемка, выполненная М. Гвоздевым, малоудовлетворительна.
М. Шпанберг оказался плохим руководителем исследовательской экспедиции, проявил за эти годы «чрезмерную осторожность», граничащую с трусостью, подозрительность, сварливость и зависть к более удачливым офицерам. И все-таки его отряд добился крупных географических результатов: был открыт путь от Камчатки к Японии; нанесена на карту, хотя и очень не точную, а местами неверную, вся «гирлянда» Курильских о-вов от Камчатского Носа до Хоккайдо, западные участки побережья Охотского моря, включая восточный берег Сахалина (показанный, кстати, как остров, а не как полуостров Азии) и часть Северной Японии; доказано, что к востоку от Японских о-вов никакой суши не существует. Эти достижения были использованы уже при составлении восточной части «Генеральной карты Российской империи», изданной Академией наук в 1745 г.
частник Великой Северной экспедиции мичман Василий Андреевич Хметевский в 1743–1744 гг. выполнил первое детальное описание части северного берега Охотского моря. Вместе с помощником Андреем Шагановым он начал съемку 28 июня 1743 г. из Охотска. Почти за два месяца «без проронку», т. е. пропусков, они прошли на боте, Бот - одномачтовое парусно-гребное судно. следуя всем крупным изгибам до устья р. Туманы, впадающей в Гижигинскую губу (у 156° в. д.). 25 августа из-за противных ветров пришлось приостановить работы и бросить якорь, а на следующий день разразился шторм, нанесший значительные повреждения судну. Только 2 сентября удалось продолжить съемку до устья р. Вилиги (у 157° в. д.). Нехватка провианта и сильные ветры вынудили В. Хметевского закончить опись. Бот двинулся на юго-восток, пересек залив Шелихова и после четырехдневного перехода коснулся побережья п-ова Камчатка близ 59° с. ш. Но никто из мореходов не мог сказать, где они находятся. В. Хметевский двинулся вдоль берега на юго-запад и лишь 12 сентября, пройдя более 400 км до устья р. Морошечной, наконец, определился.
Судно стало на зимовку немного севернее - в устье р. Хайрюзова (у 57° с. ш.). Зимой В. Хметевский составил карту заснятой части северного побережья (более 1500 км). Летом 1744 г. он и геодезист Михаил Васильевич Неводчиков , участник плавания М. Шпанберга в Японию, присланный вместо умершего А. Шаганова, провели съемку побережья Камчатки от пункта зимовки до Большерецка (600 км.).
Завершить исследование оставшихся неописанными Гижигинской и Пенжинской губ В. Хметевскому удалось лишь через 18 лет: осенью 1753 г., командуя пакетботом, он потерпел крушение у одного из Курильских о-вов и до 1761 г. находился под следствием. В два «приема» с отдыхом на р. Тигиль (17 марта - 5 апреля и 10 июня - 20 июля 1761 г.), на бригантине он и его помощник Иван Андреевич Балакирев засняли около 2 тыс. км побережья, общая протяженность съемки достигла 4,1 тыс. км. Составленная В. Хметевским карта, конечно, отличавшаяся от современных нам карт, все же довольно верно передавала конфигурацию северной, наиболее изрезанной, части Охотского моря - Гижигинской и Пенжинской губ. На ней выявлены относительно правильные контуры Тауйской губы, п-овов Кони и Пьягина,Эти полуострова получили названия лишь во второй половине XIX в. а также Ямской губы.
ще в 1734 г. В. Беринг поручил двум геодезистам - П. Н. Скобельцыну и В. Шетилову , несколько лет проработавшим в Забайкалье, отыскать более короткий, чем якутский, путь к Охотскому морю. Он должен был отвечать также другому требованию - не проходить по р. Амуру. Исходным пунктом путешествия геодезисты выбрали Нерчинск.
Попытка найти проводников в 1734 г. потерпела неудачу: местные жители, промышлявшие в тайге, не пользовались сухим путем, предпочитая двигаться по воде. Они выбирали какой-нибудь левый приток р. Шилки и по нему поднимались в верховья, а затем возвращались той же дорогой.
Летом следующего года во главе партии, включавшей нескольких казаков и переводчиков, с проводниками, уверявшими, что знают, как выйти на р. Уду, П. Скобельцын и В. Шетилов сплыли по р. Шилке до устья р. Горбицы, ее небольшого левого притока (у 119° в. д.). Здесь они пересели на лошадей и медленно двинулись на восток через горную лиственничную тайгу, обходя болота и переправляясь через верховья многочисленных притоков Шилки и верхнего Амура.
После тяжелой зимовки где-то в верховьях р. Большого Ольдоя, притока верхнего Амура (у 123° в. д.), геодезисты решили завершить работы. Они перевалили в верховья р. Нюкжи и со съемкой спустились по ней и по р. Олёкме на р. Лену. В Якутск они добрались в начале июня 1736 г. и представили карты большей части течения р. Нюкжи и нижней Олёкмы.
По приказу В. Беринга геодезистам пришлось повторить поиски дороги на р. Уду. Через Иркутск они прибыли в Нерчинск и в начале июня 1737 г. во главе более крупного отряда снова направились на восток. На этот раз им удалось достичь верхнего Гилюя. По ноябрьскому снегу на нартах и лыжах они проследили его до впадения в р. Зею и, несомненно, видели хребет Тукурингра, сопровождающий правый берег реки. Целый месяц отряд поднимался по Зее, пока не иссякли запасы продовольствия. К тому же проводники не смогли указать дороги на р. Уду. Пришлось поворачивать назад. Через увалы и холмы в северо-западной части Амурско-Зейского плато геодезисты достигли р. Амура у 124° в. д. и вернулись в Нерчинск в конце декабря.
П. Скобельцын и В. Шетилов не выполнили приказа В. Беринга, но первые пересекли в широтном направлении приамурскую тайгу и «каменные россыпи» южных склонов гор, входящих, как мы теперь знаем, в системы Олёкминского Становика и Станового хребта. По их подсчетам, протяженность маршрута по этой совершенно неисследованной и безлюдной местности с учетом блужданий из-за отсутствия хороших проводников составила 1400 км.
Задача, поставленная В. Берингом, была решена только через 114 лет: от р. Горбицы до р. Уды в 1851 г. прошел топограф В. Е. Карликов .
Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год
Посмотри на карту и найди Берингов пролив, в который далеко выдается мыс Дежнева. Мы уже знаем, почему он так назван. Отважный казак первым прошел проливом между Азией и Америкой и поселился на реке Анадырь, но позже о его открытии забыли.
В начале XVIII века после тяжелой Северной войны Россия получила выход в Балтийское море. Прорубив «окно в Европу», русские снова обратили свое внимание на Восток.
Колыбелью нашего Тихоокеанского флота и главной базой русских экспедиций стал Охотск, основанный в 1647 году отрядом казака Семена Шелковника на берегу Охотского моря. Здесь же вблизи было заложено «плотбище» - корабельная верфь. Первые морские суда-шитики строились так. Из ствола дерева выдалбливалось днище, к днищу мореходы нашивали гнутые доски, скрепляя их деревянными гвоздями или стягивая их еловыми корнями, пазы конопатились мхом и заливались горячей смолой. Якоря тоже были деревянными, и для тяжести к ним привязывали камни. На таких суденышках можно было плавать только вблизи берега. Выходить далеко в море на них было опасно. Кроме шитиков строились также кочи.
Но уже в начале XVIII века в Охотск приходят умельцы-корабелы, родом из Поморья. И вот в 1716 году, построив лодию - большое парусное морское судно, отряд под командованием казачьего пятидесятника Кузьмы Соколова и морехода Никифора Трески проложил из Охотска морской путь на Камчатку. Вскоре плавания кораблей по Охотскому морю стали обычными, и мореходов манили уже просторы иных морей.
Самыми значительными из всех русских тихоокеанских экспедиций первой половины XVIII века были Камчатские экспедиции Беринга - Чирикова.
Датчаиин Витус Беринг, опытный моряк, поступивший на русскую службу в 1703 году, участвовал в Северной войне, не раз бывал в морских сражениях и дальних походах. Ему и поручил Петр I установить сходится ли Азия с Америкой и далеко ли от русских берегов находятся европейские владения в Новом Свете. Помощниками Беринга назначили молодого русского моряка Алексея Ильича Чирикова и выходца из Дании Мартина Петровича Шпанберга.
И начале 1725 года экспедиция отправилась из Петербурга в трудный и долгий путь. Только через два года последний ее отряд ее достиг Охотска. Из Охотска в Большерецк моряки плыли на лодии «Восток» и шитике «Фортуна», а из Большерецка в Нижне-Камчатск перебрасывали грузы на нартах.
Здесьсь, в Ннжне-Камчатске, был построен бот «Св. Гавриил», на котором 14 (25) июля 1728 года экспедиция вышла в море. Взяв курс на север, бот поднялся выше мыса Дежнева, а затем повернул обратно, так и не побывав у побережья Северной Америки. Эта честь выпала на долю геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Федорова, в 1732 году на том же боте «Св. Гавриил» плававших в Беринговом проливе. Однако сообщениям их власти не при- дали значения.
В 1733 году Беринг возглавил новую русскую экспедицию на Тихий океан. В этот раз кроме моряков в ее состав вошли ученые и студенты Академии наук, экспедиция эта называется по-разному - и Второй Камчатской, и Сибирско-Тихоокеанской, и Великой Северной, потому что в круг задач, которые ей предстояло решать, входили и опись побережья Северного Ледовитого океана, и поиски путей в Северную Америку и к берегам Японии.
Моряки, вышедшие в июне 1741 года вместе с Витусом Берингом в далекое плавание, побывали у берегов Аляски, открыли много неизвестных островов в этой части Тихого океана. Однако на обратном пути их корабль «Св. Петр» волнами выбросило на необитаемый остров, позднее названный именем руководителя экспедиции. Зимовка была тяжелой. Многие моряки, и в том числе Витус Беринг, погибли от цинги и других болезней. Оставшиеся в живых, из обломков разбитого корабля построили небольшое судно и на нем летом 1742 года возвратились на Камчатку.
Второй корабль, «Св. Павел», под командованием Алексея Ильича Чирикова достиг берегов Северной Америки благополучно, хотя в самом начале плавания разминулся со «Св. Петром». Чириков ликовал: его мечта сбылась!
Моряки нанесли на карту открытые ими острова и северо-западное побережье Америки на протяжении четырехсот километров, установили, что европейским мореплавателям эти места совершенно неизвестны. При возвращении в Петропавловск они испытали огромные лишения и трудности, многие из них умерли от цинги и истощения. проложили путь к неведомым прежде берегам, и вскоре, с 1743 года, начались массовые плавания русских промышленников на Командорские и Алеутские острова. На Курильские острова русские стали плавать еще раньше - в самом начале XVIII века.
Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.
Краткая биография
Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.
Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.
Рис. 1. Витус Беринг.
Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.
Первая Камчатская экспедиция
В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.
Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.
Рис. 2. Строительство судов.
Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.
Вторая Камчатская экспедиция
В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.
Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.
Рис. 3. Берингов пролив.
Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга. 4.2 . Всего получено оценок: 109.
Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она
была первой в истории Российской империи крупной научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. В организации и проведении экспедиции большая роль и заслуга принадлежит военно-морскому флоту. Исходным пунктом Первой Камчатской экспедиции послужил именной указ Петра I об организации «Первой Камчатской экспедиции» под командованием Витуса Беринга, 23 декабря 1724 г. Петр I собственноручно написал инструкцию Берингу.
Морской путь из Охотска на Камчатку был открыт экспедицией К. Соколова и Н. Трески в 1717 г., а морской путь из Охотского моря в Тихий океан еще не был открыт. Нужно было дойти по материковой земле до Охотска, а оттуда – на Камчатку. Там все запасы доставлялись из Большерецка в Нижнекамчатский острог. Это создало большие трудности при доставке материалов и провианта. Нам трудно даже представить всю неимоверную тяжесть пути по безлюдной тысячеверстной тундре для путешественников еще не имеющих организационных навыков. Интересно взглянуть, как протекало путешествие, и в каком виде прибывали люди и животные к месту назначения. Вот, например, рапорт из Охотска от 28 октября: «Отправленный из Якутска сухим путем провиант прибыл в Охотск 25 октября на 396 лошадях. В пути пропало и померло 267 лошадей за неимением фуража. Во время путешествия к Охотску люди терпели великий голод, от недостатка провианта ели ремни,
кожи и кожаные штаны и подошву. А прибывшие лошади питались травою, доставая из-под снега, понеже за поздним приездом в Охотск сена заготовить не успели, да не можно было; все перемерзли от глубоких снегов и морозов. А остальные служители прибыли нартами на собаках в Охотск». Отсюда грузы были переправлены на Камчатку. Здесь, Нижнекамчатском остроге, под руководством Беринга 4 апреля 1728 г. был заложен бот, который в июне того же года был спущен на воду и назван «Святой Архангел Гавриил».
На этом судне Беринг и его спутники в 1728 г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции. Однако в связи с плотным туманом, увидеть американский берег не удалось. Поэтому многие решили, что экспедиция была неудачной.
Результаты I Камчатской экспедиции
Между тем экспедицией была определена протяженность Сибири; было построено первое морское судно на Тихом океане – «Святой Гавриил»; открыто и нанесено на карту 220 географических объектов; подтверждено наличие пролива между материками Азией и Америкой; определено географическое положение полуострова Камчатка. Карта открытий В. Беринга стала известна в Западной Европе и сразу вошла в новейшие географические атласы. После экспедиции В. Беринга очертания Чукотского полуострова, а также всего побережья от Чукотки до Камчатки приобретают на картах вид, близкий к их современным изображениям. Таким образом, северо-восточная оконечность Азии была нанесена на карту, и теперь не возникало никаких сомнений в существовании пролива между материками. В первом печатном сообщении об экспедиции, опубликованном в «Санкт-петербургских ведомостях» за 16 марта 1730 года, отмечалось, что Беринг достиг 67 градуса 19 минут северной широты и подтвердил, что «тамо подлинно северовосточный проезд имеется, таким образом, что из Лены… водяным путем до Камчатки и тако далее до Япона, Хины
(Китая) и Ост-Индии доехать возможно б было».
Большой интерес для науки представляли географические наблюдения и путевые записи участников экспедиции: А.И. Чирикова, П.А. Чаплина и др. Их описания побережий, рельефа,
животного и растительного мира, наблюдения за лунными затмениями, течениями в океанах, состоянием погоды, замечания о землетрясениях и т.д. явились первыми научными данными по физической географии этой части Сибири. Описания участников экспедиции содержали также сведения об экономике Сибири, этнографии и другие.
Первая Камчатская экспедиция, начавшаяся в 1725 году с инструкции Петра I , 1 марта 1730 году вернулась в Петербург. В. Беринг представил в Сенат и Адмиралтейств-коллегию отчет о ходе и результатах экспедиции, ходатайство о повышении в рангах и награждении офицеров и рядовых.
Источники:
1. Алексеев А. И. Колумбы российские. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1966.
2. Алексеев А. И. Сыны отважные России. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1970.
3. Берг А. С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга 1725-1742. – М.: Изд-во Академии
наук СССР, 1946.
4. Камчатка XVII-XX вв.: историко-географический атлас / Под общ. ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.
5. Пасецкий В. М. Витус Беринг. М., 1982.
6. Полевой Б. П. Колумбы российские. – В кн.: Норд-ост. Петропавловск-Камчатский, 1980.
7. Русская тихоокеанская эпопея. Хабаровск, 1979.
8. Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период): учебно-методическое пособие. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное изд-во Камчатское отделение, 1992.
Экспедиция отряда Беринга-Чирикова проходила в рамках Великой Северной экспедиции.
Отряд Витуса Беринга финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно-стратегические цели, нежели научные. Цели - доказать существование пролива между Азией и Америкой и сделать первые шаги к переходу на американский континент. Вернувшись в Петербург в 1730 из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту.
В 1733 Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1734 Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.
Лишь осенью 1740 два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.
4 июня 1741 - в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет - «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова первыми среди европейцев вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.
«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.
В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями - алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, - Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова.
6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».
Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.
К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741. Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.
Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны - морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.
Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло - несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю - 11 метров, а ширина - менее 4 метров.
Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.
За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до 1755, а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.