II. Картины родной природы
учитель начальных классов МОБУ «Новоладожская средняя общеобразовательная школа №1»
тема: Рабочая программа по чтению 3 класс 8 вид на дому
Примерная адаптированная рабочая программа по чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник «Чтение» 3 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.А.Богданова, М. «Просвещение», 2018г.
Задачи:
— воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
— формирование у обучающихся техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
— развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
— учить самостоятельно работать с книгой.
Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
— осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
— пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
— участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
— выразительное чтение наизусть стихотворений.
Достаточный уровень:
— чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
— ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
— определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
— чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
— определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
— чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
— пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
— выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Учебно — методическое обеспечение:
- Учебник «Чтение» 3 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.А. Богданова, М. «Просвещение», 2018г.
- Наглядные пособия.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006.
Тематический план разделов учебного курса
Чтение 3 класс (34ч)
№ п/п | Учебный раздел | Кол-во часов |
1 | О школе и школьниках. | 4 ч |
2 | Листьям – время опадать. | 4 ч |
3 | Верные помощники. | 4 ч |
4 | Крылатые друзья. | 4 ч |
5 | Здравствуй, Зимушка-зима! | 4 ч |
6 | Сказочные истории. | 3 ч |
7 | Трудолюбие – это клад. | 3 ч |
8 | Настали дни весенние. | 3 ч |
9 | Вот такие истории. | 3 ч |
10 | Летняя пора. | 2 ч |
Итого: 34 ч |
Календарно-тематическое планирование по чтению 3 класс
Номер урока | Дата | Название раздела и темы урока | Содержание урока |
О школе и школьниках (4 ч) | |||
1 | 08.09 | В. Суслов «Веселый звонок»
Б. Заходер «Перемена» |
Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. |
2 | 15.09 | В. Голявкин «Не везет» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. |
3 | 22.09 | И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время для задачек?»
С. Багров «Чужая отметка» |
Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Пересказ текста по плану. |
4 | 29.09 | Я. Аким «Митины каникулы»
С. Михалков «Могут даже у ребят…» |
Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть. |
Листьям – время опадать (4 ч) | |||
5 | 05.10 | К. Бальмонт «Осень»
С. Багров «Поспела брусника!» |
|
6 | 12.10 | А. Барков «Золотая осень у тихих дорог»
М. Исаковский «Родное» |
Ответы на вопросы. Рисование картинки к тексту. |
7 | 19.10 | И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!»
Ю. Коваль «Листобой» |
Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. |
8 | 26.10 | К. Паустовский «Первый снег» | |
Верные помощники (4 ч) | |||
9 | 09.11 | Украинская сказка «Овечка и волк»
Русская песенка «Козел» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Выразительное чтение. Отгадывание загадок. |
10 | 16.11 | Русская народная песенка «Как у нашего кота…»
В. Бианки «Кошкин питомец» |
Ответы на вопросы. Выразительное чтение. |
11 | 23.11 | Русская народная «Колыбельная песенка»
Русская сказка «Собака и волк» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
12 | 30.11 | Г.Снегирев «Верблюжья варежка» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
Крылатые друзья (4 ч) | |||
13 | 07.12 | Закличка. Русская народная потешка.
Белорусская песенка «Воробей». Н. Рубцов «Воробей» |
|
14 | 14.12 | Н. Коростелев «Наша Галя» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
15 | 21.12 | А. Барков «Внезапное открытие»
С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» |
Отгадывание загадки.
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. |
16 | 28.12 | Н. Сладков «Говорящие яички»
Т. Чинарева «Угощенье для синиц» |
|
Здравствуй, Зимушка-зима! (4ч) | |||
17 | 11.01 | И. Бунин «Первый снег»
Р. Погодин «Неприятностей не оберешься» |
Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
18 | 18.01 | Г. Скребицкий «Зима» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. |
19 | 25.01 | И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»
Ю. Коваль «Снегири и коты» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. |
20 | 01.02 | В. Голявкин «Как я встречал Новый год»
В. Орлов «Снежная баба» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. Выразительное чтение. |
Сказочные истории (3ч) | |||
21 | 08.02 | Таджикская сказка «Три арбузных семечка»
Английская сказка «Дочка пекаря» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
22 | 15.02 | Литовская сказка «Алмазный топор»
Дагестанская сказка «Львиная доля» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
23 | 22.02 | Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Отгадывание загадок. |
Трудолюбие – это клад (3 ч) | |||
24 | 01.03 | Русские народные потешки «Стучит, бренчит на улице…», «Тит, а Тит!..»
Венгерская песенка «Пирог». |
|
25 | 15.03 | Украинская сказка «Колосок»
Русская народная сказка «По работе и награда» |
|
26 | 22.03 | С. Маршак «Сказка про двух лодырей»
Р. Абдрахманов «Новая перина» Е. Пермяк «Хитрый коврик» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Деление текста на части по плану. |
Настали дни весенние! (3 ч) | |||
27 | 05.04 | Заклички о весне
Л. Толстой «Солнце – тепло» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
28 | 12.04 | Г. Витез «Весна подарила»
А. Барков «Березовый сок» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. |
29 | 19.04 | К. Ушинский «Пчелки на разведках»
А. Седугин «Тихо-тихо» Н. Голь, Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. |
Вот такие истории (3 ч) | |||
30 | 26.04 | В. Азбукин «Пример аккуратности»
Е. Пермяк «Случай с кошельком» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
31 | 10.05 | С. Лежнева «Как Вовка праздновал день рождения»
Е. Серова «Ябеда» В. Осеева «Хорошее» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
32 | 17.05 | Г. Ладонщиков «Чай с вареньем»
В. Сутеев «Мешок яблок» |
Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. |
Летняя пора (2 ч) | |||
33 | 24.05 | Т. Шорыгина «В лесу»
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» З. Александрова «Одуванчик» |
Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть. |
34 | 30.05 | Арсений М-ий «Светлячок»
Э. Шим «Крот и заяц» В. Голявкин «Ника на даче» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
Рабочая программа по чтению 3 класс 8 вид на дому
МБОУ СОШ №1 с.п. Пивань Комсомольского района Хабаровского края
Рабочая учебная программа
по чтению и развитию речи
специальной (коррекцVIII вида
Горбунова А.В., учитель
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Пояснительная записка
8 класс
Учебная программа для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида определяет содержание предмета по чтению и развитию речи , последовательность его прохождения по году обучения.
В школе для умственно отсталых детей в 8 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных пи сателей;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес кая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографиче ские данные писателей, тем более их творческий путь, представлен ный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исто рических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описыв аемые события, не всегда понимают слова и выражения, используем ые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе нии; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « НОВОВАСЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » Утверждаю: Директор школы _____________ /Егорова В.П./ Приказ №93 от 03.09.2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению 8 класс (VIII вид обучения) Составитель: учитель русского языка и литературы Станкевич Е.А. Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2000 г.) Чтение учебник для 8 класса (специальных образовательных учреждений 8 вида) – автор-составитель З.Ф.Малышева/М.: «Просвещение»-2006 год. Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Чтение и развитие речи», последовательность изучения разделов по годам обучения, общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. В системе школьного образования учебный предмет «Чтение и развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения и входит в общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки самостоятельной деятельности. Цель курса Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни. Задачи курса 1. Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. 2. Развитие навыков понимания читаемого материала. 3. Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме. 4. Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся. Основные направления коррекционной работы 1. Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. 2. Корригировать познавательную деятельность учащихся и их представления об окружающем мире. 3. Коррекция уровня коммуникативных навыков. общего и речевого развития учащихся, развитие Содержание курса Обучение чтению и развитию речи имеет практическую направленность. На уроках чтения у школьников 5-9 классов продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала вслух, «про себя». На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. При отборе программного материала по чтению учтена необходимость воспитания нравственных качеств и свойств личности, формирование положительных черт характера и всей личности в целом, что позволит выпускникам стать полезными членами общества, включиться в трудовую деятельность в условиях современного производства. Программный материал школьного курса по чтению и развитию речи в 5-9 классах подобран с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся и расположен по степени нарастания сложности и объема изучаемых произведений. В 5-6 классах спланированы произведения устного народного творчества, рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире, о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней, о знаменательных событиях в жизни страны. В 7-9 классах продолжается знакомство с жанрами устного народного творчества, подобраны доступные по содержанию художественные произведения и отрывки из произведений классиков русской и отечественной литературы, произведения современных писателей русской и зарубежной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве. В курсе рабочей программы по чтению и развитию речи учтены межпредметные связи. На уроках чтения и развития речи осуществляется логические связи с уроками истории, географии, изобразительного искусства. Содержание курса 8 класса 1. Техника чтения Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. В начале, в середине и в конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 8 класса на начало года – 80 слов, на конец года – 90-100 слов. Понимание читаемого материала Развитие речи, мышления, памяти. Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам. Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений, самостоятельно и с помощью учителя. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка. Внеклассное чтение Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя). Ведение дневника или стенда внеклассного чтения С учетом психофизических особенностей учащихся, их активностью, самостоятельностью, успешностью усвоения программного материала, определены уровни требований к знаниям и умениям учащихся по технике чтения, по развитию речи, по заучиванию наизусть, определены часы внеклассных занятий. Основные требования к усвоению содержания учебного материала предполагают 2 уровня: Базовый уровень Минимально необходимый (сниженный) уровень. В соответствии с уровнями обозначены критерии оценки сформированности знаний учащихся. На изучение предмета в 8 классе выделено 70 часов: 1 четверть – 18 часов; 2 четверть – 14 часов; 3 четверть – 20 часов; 4 часов – 16 часов. Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русский и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литераторы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И С. Никитина, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова. Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. Полевого, А. А. Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина. Л. И. Ошанина, С. В. Михалкова. Календарно - тематическое планирование по чтению в 8 классе. 2 часа в неделю Первая четверть (18 часов). № п/п Колво часов Дата 1 2 12, 17.09 2-3 2 23,27. 09 4-5 2 2,3. 10 6-7 2 8,10. 10 8 1 Тема Словарь Наглядность Устное народное творчество. Вводный урок. Знакомство с учебником. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Типология сказок (волшебные, бытовые, о животных). Определение жанровых особенностей. Нахождение образных слов и выражений. Волшебное кольцо. Иллюстрации к сказке М/ф «Волшебное кольцо», 1979г., реж. Л.Носырев. Жуковский В.А. Перчатка. Иллюстрации к произведению. Суриков И.З. Нашла коса на камень. Былины. Былины Зачин Исход Добрыня и Змей. Пучай-река 15.10 Виды работ над текстом. Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри» Звукозаписи отрывков из оперы «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова. Иллюстрации к Определение жанровых особенностей. Деление на части, озаглавливание. Пересказ по плану. Определение жанровых особенностей. Интонационно выразительное чтение баллады. Чтение по ролям. Подбор пословиц и поговорок, подходящих к героям баллады. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу. Нахождение и 9 1 10 1 11 1 12 1 Полоны русские Змеище Горынище Колпак земли греческой Питьё медвяное Пшено белоярово Произведения русских писателей XIX века. И.А.Крылов. Сатира 22.10 Очерк жизни и Мораль творчества. Тунеядство 18.10 Портрет поэта Выставка книг Определение жанровых особенностей басен. Крылов И. Волк на псарне. Псарня Овчарня Иллюстрации к произведению Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения. 29.10 Крылов И. Осел и Соловей. Внимать Изрядно Неложно Боле навострился Иллюстрации к произведению Муха и Пчела. Спесиво Захирела Вельможа Ответствует Пол нежной Выразительное чтение басен, расстановка пауз. Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения. Итоговый урок по теме «Басни» Чтение басен по ролям. Вторая четверть (14 часов). 1 1.11 14 1 12.11 А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. 15 1 15.11 Пушкин А. «Памятник», «Во глубине сибирских руд…» 16 1 19.11 Пушкин А. «Зимнее утро», «Пущину», «Няне», «19 октября 1827». 1 чтение старинных слов и выражений. 25.10 13 17 произведению. 22.11 Пушкин А. Стихи о любви. Презентация «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» Чтение, ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворений, расстановка пауз. Нега Аврора Вечор Иллюстрация к произведениям. Выразительное чтение стихотворений Выразительное чтение стихотворений 18 19 20 1 1 1 26.11 29.11 6.12 21 1 10.12 22 1 13.12 23 1 17.12 24 25 1 1 20.12 24.12 Пушкин А. Сказка о попе и работнике его Балде. Варёная полба Портрет поэта Иллюстрации к произведению Некрасов Н.А. Очерк жизни и творчества. Размышления у парадного подъезда Некрасов Н. «В полном разгаре страда деревенская…» Некрасов Н. Мороз, Красный нос. Русские женщины Обитель Палаты Почил Портрет писателя Кручина Никитин И.С. Очерк творчества. Русь Портрет поэта Никитин И.С. Утро на берегу озера. А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Чехов А.П. Лошадиная фамилия. Иллюстрации к произведению Портрет поэта Заговор, пользует. Иллюстрации к произведению Составление характеристики персонажа. Интонационная выразительность текста. Выразительное чтение стихотворения Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение и объяснение образных слов. Составление характеристики персонажа по плану. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение и объяснение образных слов. Выразительное чтение стихотворения Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос Чтение по ролям. Нахождение комических моментов рассказа. Лермонтов М.Ю. Портрет писателя Очерк жизни и Выставка книг творчества. Третья четверть (20 часов) 26 1 27.12 27 1 10.01 Лермонтов М. «Родина», «Парус» (наизусть) 2829 2 14,17. 01 Лермонтов М. Песня про купца Калашникова. Кровля, тесовые кровельки, сажень, бесталанная, Иллюстрации к произведению Выразительное чтение стихотворения. Заучивание стих-ния наизусть Составление характеристики персонажа. тороватый, приосаниться. Выразительное чтение «Песни…» 30 1 21.01 И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Портрет писателя. Выставка книг 3135 5 24,28, 31.01 4,7.02 Тургенев И.С. Муму. 36 1 11.02 А.Н. Толстой Очерк творчества Портрет писателя 14.02 Толстой А.Н. Русский характер Иллюстрации к произведению Кляча, кафтан, армяк, тщедушна, половой. Охотный ряд. Затрепетал, собственноручно, затворница, потчевал, сгоряча. Заговор, пользует. 37 1 38 1 18.02 Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. 39-40 2 21,25.02 Толстой Л.Н. После бала. Иллюстрации к произведению Портрет писателя Выставка книг Ломовые Шпицрутены Иллюстрации к произведению Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Составление характеристики персонажа по плану. Нахождение в тексте ответа на вопрос. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Нахождение в тексте ответа на вопросы. В.Г. Короленко. Очерк жизни и творчества. Короленко В.Г. Слепой музыкант Эпилог. 1, 4.04 М.Горький. Очерк жизни и творчества. Горький М. Макар Чудра. Гарцевать Табор 1 8.04 50 1 11.04 С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества. «Спит ковыль…» (наизусть) Есенин С. Пороша.(наизусть) «Отговорила роща золотая…» 51 1 15.04 41-46 6 28.02 4,7,11,18,21. 03 47-48 2 49 Портрет писателя Выставка книг Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Нахождение и объяснение образных слов. Четвёртая четверть (16 часов) Сказки Андрея Платонова. Платонов А.П. Разноцветная бабочка. Портрет писателя Выставка книг Портрет писателя Выставка книг Пороша Иллюстрации к произведению Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Составление характеристики персонажа. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз. Интонационная выразительность текста. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Составление плана пересказа. Пересказ. 52 1 18.04 Стихи Н.А. Заболоцкого. Некрасивая девочка. Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз. Интонационная выразительность текста. 53 1 22.04 Паустовский К.Г. Телеграмма. Иллюстрации к произведению 54-56 3 25,29.04 6.05 Фраерман Р.И. Очерк жизни и творчества. Дикая собака динго, или … Портрет писателя Выставка книг Кассиль Л.А. Очерк жизни и творчества Пекины бутсы. Портрет писателя 57 1 13.05 58-59 2 16,20.05 Твардовский А.Т. Василий Теркин. 60-61 2 23,27.05 62 1 30.05 Шукшин В.М. Гринька Малюгин. Итоговый урок Вир Иллюстрации к произведению Иллюстрации к произведению Техническое обеспечение 1. Медиапроектор 2. Компьютер Составление плана пересказа. Пересказ. Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Пересказ. Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз. Интонационная выразительность текста. Составление плана пересказа. Пересказ. . Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи. V – IX классы Базовый уровень Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно; - выделяет главную мысль произведения или части; - делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; - допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно; - допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Минимально необходимый (сниженный) уровень Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение; - активно участвует в выделении главной мысли произведения; - делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; - оценивает поступки героев; - отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам; - читает стихотворение наизусть без ошибок Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - характеризует героев по наводящим вопросам учителя; - допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; - затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа; - называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя; - пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя; - отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно. Литература 1. Чтение учебник для 8 класса (специальных образовательных учреждений 8 вида) – автор-составитель З.Ф.Малышева/М.: «Просвещение»-2006 год.
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида РА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи в 8- х классах
Составила: учитель русского языка и чтения
Черникова Анна Андреевна
г. Горно-Алтайск
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, на основе программ
специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Учебный предмет «Чтение и развитие речи» в 8 классе проводится 3ч. в неделю. Всего в учебном году - 98ч., в том числе внеклассное чтение 7ч.
В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи , решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
Овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В конце учебного курса по чтению 8 класса
Учащиеся должны уметь:
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Тематика изучаемых произведений.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А.Некрасова, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко.
Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, С.А. Есенина, Р.И.Фраермана, А.Т.Твардовского, К.Г.Паустовского, Л.А. Кассиль В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина.
I четверть
Устное народное творчество.
Сказки. Русская народная сказка "Волшебное кольцо".
Пословицы и поговорки.
В.А.Жуковский «Перчатка», И.З.Суриков «Нашла коса на камень»
Былины. Былина «Садко»(отрывок)
Урок внеклассного чтения «Любимые сказки школьников». Просмотр фильма-сказки на выбор.
Произведения русских писателей XIX века.
М.Я.Басина «Публичное испытание», И.И.Пущин «записки о Пушкине», А. С. Пушкин, "Цветок", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне». Любовная лирика «Сожженое письмо», «Я вас любил». Сказка «Сказка о попе и работнике его Балде» Просмотр мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки А.С.Пушкина.
Урок внеклассного чтения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».
М. Ю. Лермонтов. Биографические сведения. Стихотворение "Смерть поэта", "Родина", «Парус», «Сосна». Отрывки из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
II четверть
И. А. Крылов. Биографические сведения. Жанр басни. Особенности басен Крылова.
И. А. Крылов "Волк на псарне", "Осел и соловей", «Муха и пчела». Урок внеклассного чтения. Викторина по басням И.А. Крылова.
Н. А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда"(отрывок), "В полном разгаре страда деревенская", отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».
И.С. Никитин «Утро на берегу озера».
Урок внеклассного чтения «Н. А. Некрасов "Крестьянские дети".
И.С.Тургенев. Биографическая справка. И.С.Тургенев «Муму». Проверка техники чтения.
III четверть
Л. Н. Толстой. Биографические сведения. "После бала" (в сокращении).
3.Произведения русских писателей 1-й половины XX века
А. П. Чехов. Биографические сведения. «Лошадиная фамилия».
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки). Просмотр фильма по повести Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения. «У книжной полки»
М.Горький. биографическая справка. Отрывок из повести «Макар Чудра»
С. А. Есенин. Биографические сведения. «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая...»
А.П.Платонов. Биографичечская справка. «Разноцветная бабочка»
А.Н.Толстой. Биографические сведения. «Русский характер».
Н.А.Заболоцкий. Биографическая справка. «Некрасивая девочка»
Урок внеклассного чтения «"Стихи С. А. Есенина".»
4.Произведения русских писателей 2-й половины XX века.
К.Г.Паустовский. Биографическая справка. «Телеграмма»
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.
IV четверть
Р.И.Фраерман. Биографическая справка. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).
Л.А.Кассиль. Биографическая справка. «Пекины бутсы».
А.Т.Твардовский. Биографическая справка. Отрывки из поэмы «Василий Теркин».
Библиотечный урок.
В.М.Шукшин. Биографическая справка. «Гринька Малюгин».
В.П.Астафьев. Биографическая справка. "Далекая и близкая сказка".
Р.П.Погодин. Биографическая справка. "Альфред".
А.А.Суриков. Биографическая справка. «Родина»
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфографии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение.
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».
А.Р. Беляев «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
Ю.В. Бондарев «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».
К.Я. Ваншенкин. Стихотворения.
А.П. Гайдар «Школа».
С.А. Есенин. Стихотворения.
Ф.А. Искандер «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».
В.А. Каверин «Два капитана».
А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки).
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
Н.М. Рубцов. Стихотворения.
К.М. Симонов. Стихотворения.
А.А. Сурков. Стихотворения.
А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Программа
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. /Под ред. В.В. Воронковой: Сб. 1. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
Учебник
«Чтение для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Сост. З.Ф.Малышева. - М.: «Просвещение», 2011 г».
Методическая литература
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с. |
|
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 176с. |
|
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 176с. |
|
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 160с. |
|
Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с. |
|
Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с. |
|
Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с. |
|
Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика») |
|
Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с. |
|
Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с. |
|
Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с. |
|
Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160с. |
|
Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с. |
Медиатека.
1.Мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде»
2.Русские народные сказки (мультфильмы)
3.Фильм «Муму»
4.Фильм «Слепой музыкант»
5.Фильм «Табор уходит в небо»
6.Романсы, положенные на стихи А.С.Пушкина, С.Есенина.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учеб. врем. | Дата | Прим |
|
I четверть Устное народное творчество. (9 часов) | |||||
Русская народная сказка «Волшебное кольцо» | |||||
Пословицы и поговорки. | |||||
В.А.Жуковский «Перчатка» | |||||
И.З.Суриков «Нашла коса на камень» | |||||
Былина «Садко» (отрывок) | |||||
Урок внеклассного чтения. "Любимые сказки школьников". Просмотр фильма-сказки на выбор. | |||||
2. Произведения русских писателей XIX века. (40 часов) | |||||
А. С. Пушкин. Биографические сведения. | |||||
М.Я.Басина «Публичное испытание» | |||||
И.И. Пущин «Записки о Пушкине» | |||||
А.С.Пушкин «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд…» | |||||
А.С.Пушкин «Зимнее утро» | |||||
А. С. Пушкин. Стихотворения – посвящения «И.И.Пущину», «Няне» | |||||
А.С.Пушкин. Любовная лирика:«Сожженное письмо» (отрывок), «Я вас любил» | |||||
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | |||||
Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» | |||||
Урок внеклассного чтения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» | |||||
М.Ю.Лермонтов.Биографическая справка. | |||||
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» «Родина» | |||||
Тема одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Парус» и «Сосна». | |||||
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок) | |||||
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения. | |||||
II четверть | |||||
И. А. Крылов. Биографические сведения. Жанр басни. Особенности басен Крылова. | |||||
И. А. Крылов «Волк на псарне» | |||||
И. А. Крылов «Осел и соловей» | |||||
И. А. Крылов «Муха и пчела» | |||||
Урок внеклассного чтения. Викторина по басням И.А. Крылова. | |||||
Н. А. Некрасов. Биографические сведения. | |||||
Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок) | |||||
Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская..» | |||||
Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок) | |||||
Н. А. Некрасов «Русские женщины» | |||||
И.С.Никитин. Биографическая справка. «Русь» (отрывок) | |||||
И.С.Никитин «Утро на берегу озера» | |||||
Урок внеклассного чтения. Н. А. Некрасов "Крестьянские дети". | |||||
И.С.Тургенев. Биографическая справка. | |||||
И.С.Тургенев «Муму» | |||||
И.С.Тургенев «Муму» Проверка техники чтения. | |||||
III четверть | |||||
Л.Н.Толстой. Биографическая справка. | |||||
Л.Н.Толстой «После бала» (в сокращении) | |||||
3.Произведения русских писателей 1-й половины XX века. (23 часа) | |||||
А.П.Чехов. Биографическая справка. | |||||
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» | |||||
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки). | 24,25,27, 31.01; 1, 3,7,.02 | ||||
Просмотр фильма по повести Короленко «Слепой музыкант» | |||||
Урок внеклассного чтения. "У книжной полки". | |||||
М.Горький. Биографическая справка. «Макар Чудра» (отрывок) | |||||
Просмотр фильма по повести «Макар Чудра» «Табор уходит в небо» | |||||
С.Есенин. Биографическая справка. «Спит ковыль…» | |||||
С.Есенин «Пороша» | |||||
С.Есенин «Отговорила роща золотая…» | |||||
А.П.Платонов. Биографическая справка. «Разноцветная бабочка» | |||||
А.Н.Толстой. Биографическая справка. «Русский характер» | |||||
Н.А.Заболоцкий. Биографическая справка. «Некрасивая девочка» | |||||
Урок внеклассного чтения. "Стихи С. А. Есенина". | |||||
4.Произведения русских писателей 2-й половины XX века. (27 часов) | |||||
К.Г.Паустовский. Биографическая справка. «Телеграмма» | |||||
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения. | |||||
IV четверть | |||||
Р.И.Фраерман. Биографическая справка. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки) | 4,5,7,11, 12,.04 | ||||
Л.А.Кассиль. Биографическая справка. «Пекина бутсы» | |||||
А.Т.Твардовский. Биографическая справка. «Василий Теркин» (отрывки из поэмы) | |||||
Библиотечный урок | |||||
В.М.Шукшин. Биографическая справка. «Гринька Малюгин» | |||||
В.П.Астафьев. Биографическая справка. «Далекая и близкая сказка» | |||||
Урок внеклассного чтения. Произведения о войне. | |||||
Р.П.Погодин. Биографическая справка. «Альфред» | 16,17, 19,23. 2405 | ||||
А.А.Суриков. Биографическая справка. «Родина» | |||||
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения. |
«Небылица за 10 минут».
Учитель пишет фразу и загибает листок. В форме ответа на вопросы. И так каждый ученик. Предлагаются следующие вопросы:
1) Кто это был?
2) Как выглядел?
3) Куда пошёл?
Кого встретил?
Что ему сказал?
Что он ответил?
Что ему сделали?
Какова была его реакция?
Чем это закончилось?
10) Вывод или мораль.
Пояснительная запискаК рабочей программе по чтению для индивидуального обучения на дому 8 класс (8 вид) по программам для умственно-отсталых детей.
Программа учреждений VIII вида 5-9 классы под ред. В.В. Воронковой. М. Просвещение, 2010г.
На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и
понимание, осмысление и пересказ содержания художественных
произведений.
ЗАДАЧИ:
Формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая
объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Развивать полноценное восприятие доступных по содержанию
художественных произведений;
Развивать умения отвечать на вопросы, пересказывать текст
Нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на
основе произведений художественной литературы (их содержание
позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека
в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической
деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к
обучению.
Рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма.
В 8 классе –68часов в год,2 часа в неделю.
На уроках чтения используются разнообразные формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Содержание программы
Устное народное творчество (5ч.)
Жанры устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, загадки, былины.
Из произведений русских писателей 19 века (27ч.)
Краткая биография русских писателей: А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А.Некрасова, Л. Н. Толстого и др. Содержание и герои произведений писателей 19 века.
Из произведений русских писателей 20 века (35ч.)
Итоговый урок (1час)
Краткие биографические сведения писателей: А.М. Горького, С.А. Есенина, И.А. Бунина, В.М. Шукшина и др. Содержание произведений. Заучивание наизусть 1-2 стихотворений.
Пояснительная записка
К рабочей программе по русскому языку для индивидуального обучения на дому 8 класс (8 вид) по программам для умственно-отсталых детей.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта образования утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004Г.№1089.
Закона РФ «Об образовании» ОТ 29.12.2012 № 273 – ФЗ
Программа учреждений VIII вида 5-9 классы под ред.В.В Воронковой. М. Просвещение, 2010г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
Освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
Формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Исходя из целей преподавания русского зыка, определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1. Научить школьника правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3. Повысить уровень общего развития учащегося.
4. Научить школьника последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5. Развивать нравственные качества учащегося.
Ввиду психологических особенностей ученика с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
В результате изучения русского языка в школе ученик должен
знать:
Смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
Основные единицы языка, их признаки;
Нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества.
определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, - правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
Соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
Владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащийся должен овладеть к концу учебного года.
Основные требования к умениям учащегося:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов);
писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);
находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя;
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
решать орфографические задачи с помощью учителя.
Место предмета в образовательном процессе. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми предметами, изучаемыми в школе, и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание программы
Для реализации данной программы обучение строится по следующим разделам:
Повторение.(3ч) Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения.
Состав слова.(7ч.) Морфемы слова. Разбор слова по составу. Написание гласных и согласных в корне слова. Сложные слова. Разбор по составу сложных слов. Правописание приставок.
Части речи. (41ч.) Имя существительное. Морфологические признаки. Правописание падежных окончаний существительных.
Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание окончаний прилагательных.
Местоимение. Личное местоимение. Морфологические признаки. Роль личных местоимений в тексте
Глагол. Морфологические признаки глагола. Правописание глаголов на –тся,-ться. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Наречие. Морфологические признаки наречий. Умение находить наречие в тексте.
Имя числительное. Морфологические признаки имен числительных. Правописание числительных.
Предложение(17 ч.).) Грамматическая основа предложения. Виды предложений по интонации. Однородные члены предложения. Простые и сложные.
Формы и методы контроля:
Предусмотрены виды работ, которые позволяют вести контроль над усвоением учебного материала, а именно:
Проверочные диктанты по темам
Самостоятельные и практические работы
Обобщающие уроки по темам
Тест-контроль по изученным темам
Контрольные работы по окончании каждой четверти. (Приложение)
Учитывая познавательные возможности учащегося, для активизации умственной деятельности, развития самостоятельности, осознанности восприятия материала, в план включены уроки нестандартного типа:
С применением ИКТ
Тестирование
Урок-путешествие
Урок-рассуждение
Урок-диспут.
Пояснительная записка
к рабочей программе по развитию речи для индивидуального обучения 8 класс (8 вид)
Рабочая программа по развитию речи для 8 класса создана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта образования утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004Г.№1089.
Закона РФ «Об образовании» ОТ 29.12.2012 № 273 – ФЗ
Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы под ред.В.В Воронковой.М.Просвещение, 2010г.
Цель: расширение активного и пассивного словарного запаса учащегося
Задачи:
Формировать умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы
Учить называть предмет по его изображению, давать ему простейшую характеристику
Учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине на заданную тему
Решение речевых задач осуществляется через постепенное усложнение материала заданий от урока к уроку. Коррекционные и воспитательные задачи решаются благодаря совершенствованию восприятия, памяти, мышления. Особенностью методики преподавания уроков является комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развития фонетического, лексического, грамматического строя речи. Основной формой является предметные уроки, на которых учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Уроки построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают интерес, стимулируют к деятельности. Усвоение детьми знаний тесно связано с развитием на доступном уровне их познавательных способностей, сенсорного аппарата, внимания и речи. Наблюдая за предметами и явлениями, учащиеся учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Уроки способствуют развитию и коррекции личности умственно отсталого школьника и необходимы ему в жизни. На уроках ведется разучивание простейших фраз, просьб, приказаний. Составление небольших рассказов по сюжетной картине. Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсии, детские праздники).Рассказывание по вопросам учителя содержания просмотренного фильма. Коллективное составление писем.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Текст. Типы текстов - 10 часов
Стили речи – 7 часов
Работа с текстом разных типов и стилей – 5 часов
Умение писать сочинение и изложение – 6 часов
Выразительно – изобразительные средства – 4 часа
Итоговые уроки – 2 часа
№ урока
тема
Кол-во часов
дата
1-10
Текст. Признаки текста. Сочинение «Осень», «О маме».
10 часов
11-17
Стили речи. Тексты разных стилей.
7 часов
18-19
Изложение с элементами рассуждения.
2 часа
20-23
Работа над текстом. Публицистический стиль
4 часа
Рассуждение
1 час
25-27
Устное сочинение по картине
3 часа
28-31
Изобразительно-выразительные средства языка
4 часа
Сочинение о весне
1 час
33-34
Итоговый урок
2 часа
Календарно – тематическое планирование уроков развития речи.