Население чебоксар и чувашии. Чувашское республиканское отделение кпрф Естественный прирост населения в чувашии
15:08 — REGNUM
В Чувашии проживают представители порядка 115 национальностей. Самые многочисленные - чуваши (67,7% от общей численности населения республики), русские (26,9%), татары (2,8%) и мордва (1,1%). За ними следуют украинцы (0,39%) и марийцы (0,3%): по численности они не дотягивают до 5-тысячного порога. Представители других национальностей составляют 0,85% от общего количества населения республики. Чувашия также является домом для значительной группы белорусов, армян, азербайджанцев, таджиков, цыган, узбеков, немцев и молдован, башкир, удмуртов и евреев. При этом в города республики активно переселяются представители таджикской национальности: с 2002 по 2010 годы их численность увеличилась на 44,4% (или на 146 человек), и это самый высокий темп роста среди других этнических групп. Такие итоги Всероссийской переписи населения 2010 года опубликовал Чувашстат, передаёт корреспондент со ссылкой на документ.
Напомним, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Чувашии проживали представители 97 национальностей и 9 этнических групп. Как и в 2002 году, в ходе переписи-2010 национальная принадлежность также указывалась самими опрашиваемыми. Кроме того, население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности: согласно документу 2010 года, у 48,1 тыс. человек (3,8%) отсутствуют сведения о национальности.
По итогам переписи-2010, более 1,251 млн опрошенных жителей Чувашии отнесли себя к представителям 115 национальностей. В целом в республике насчитываются четыре наиболее многочисленные национальные группы (то есть народностей, число которых превышает 5 тыс. человек). Первую строчку традиционно занимают чуваши: численность титульной нации в родной республике составляет 814,8 тыс. человек (или 67,7% общей численности населения региона). За ними следуют русские - 323,3 тыс. человека (26,9%), татары - 34,2 тыс. (2,8%) и мордва - 13 тыс. (1,1%). В 2002 году в группу лидеров входили украинцы, однако к 2010 году их численность в Чувашии сократилась с 6,4 тыс. человек до 4,7 тыс.
На втором месте по численности населения - представители русской национальности, их доля также снизилась. Так, если с 1970 по 1989 годы доля русских возросла с 24,5% до 26,7%, то затем пошла на убыль. За тринадцать последующих лет, с 1989 по 2002 годы, их число снизилось до 26,6%. К 2010 году она немного поднялась, до 26,9%.
Татары по численности занимают третье место. Их доля в общей структуре населения региона тоже нестабильна. В 1990 годы было увеличение на 1,9%. Однако за последний межпереписной период, с 2002 по 2010 годы, произошло снижение на 6% (или на 2,2 тыс. человек). За аналогичный период на 18,6% (или на 3 тыс. человек) сократилась и доля тех, кто относит себя к представителям мордовской национальности.
Из вышеперечисленных национальностей в республике за 2002-2010 годы увеличилась только численность марийцев - на 3% (или на 106 человек).
Как отмечается в документе, изменения в национальном составе населения обусловлены действием трех факторов. Первый связан "с различиями в естественном воспроизводстве" групп населения. Второй - с процессами "смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков" и других факторов. Третий фактор - внешняя миграция.
Согласно данным, далее по численности с точки зрения национальной принадлежности ситуация следующая. Чувашия является домом для 1.417 белорусов (или 0,12% от общего количества опрошенного населения в регионе), 1.290 армян (0,11%), 891 азербайджанца (0,08%), 644 таджиков (0,05%), 602 цыган и 565 узбеков (по 0,05%), 404 немцев и 461 молдован (по 0,04%), 332 удмуртов, 317 евреев и 295 башкир (по 0,03%), 240 грузин и 190 казахов (по 0,02%), 127 чеченцев, 166 греков и 117 поляков (по 0,01%). В республике также живут 90 арабов, 81 кореец, 72 литовца, 22 эстонца, 14 вьетнамцев, 6 китайцев, 5 британцев, по 3 японца и американца.
Обращает на себя внимание численность казаков. В Чувашии к этой социоэтнической группе себя отнесли 60 человек, 16 из них - женщины.
Вызывает интерес тот факт, что в ходе переписи 352 человека (или 0,03% от всех опрошенных в республике) указали "другие ответы о национальной принадлежности". В частности, 75 жителей Чувашии назвали себя по национальности "россиянами", 50 - "метисами", примерно по 30 человек - "дагестанцами", "гвинейцами" и "ангольцами". В республике также живут 11 "булгар", считающих себя потомками Волжской Булгарии. В списке "других ответов" также указан один "израильтянин" и один "мексиканец".
Также в республике заявили о себе по одному представителю таких народностей, как агулы, горские евреи, ительмены, камчадалы, караимы, коряки, монголы, ненцы, поморы, саамы, селькупы, удины, финны-ингерманландцы, хорваты, цахуры, черкесы, шорцы, эвенки, эвены и эскимосы.
На 1 января 2001 г. в республике Чувашия проживало 1351,7 тысяч человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. Численность населения Чувашской Республики за 100 лет возросла приблизительно в 2 раза. Самыми высокими темпами она увеличивалась в первой половине XX века, с 80-х годов темпы прироста начали снижаться, а с 1995 года численность населения Чувашии начала уменьшаться.
Сравнивая изменение численности городского и сельского населения, отмечаем быстрый рост городского населения. За 100 лет оно увеличилось в 34,5 раза. Если в 1897 году доля горожан составляла 3,5%, то в 2001 году их удельный вес достиг 61,4%. Численность сельского населения с 1897 по 2000 гг. уменьшилась в 1,2 раза, и в конце XX века удельный вес селян составил 38,6%.
Чуваши - одна из многочисленных народностей России (по численности занимают третье место - после русских и татар). Предками чувашей являются полукочевые племена древних болгар и сувар, жившие в V-VIII вв. на Северном Кавказе. В VII-VIII вв. одна часть болгар уходит на Балканы и растворяется среди славян, другая переселяется в Среднее Поволжье и составляет этническую основу чувашей и казанских татар. Формирование чувашей в единую народность происходило на основе сельского болгарского населения, не принявшего ислам, и завершилось на рубеже XV-XVI вв. В 1551 году чуваши вошли в состав России. Язык чувашей относится к болгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Первый букварь с русской графикой опубликован в 1871 году. В древности использовалась руническая письменность. В период с середины XVIII до середины XIX вв. чуваши насильственно были обращены в православие.
Чувашская Республика - суверенная республика в составе Российской Федерации. В царской России территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925 - преобразована в АССР, в 1990 - переименована в ЧССР, а в 1992 г. - в Чувашскую Республику. С 26 декабря 1993 года в республике президентская форма правления. На основе всеобщего тайного голосования, первым президентом был избран Н.В. Федоров.
Сельское население в пределах Чувашии размещено неравномерно. Более плотно заселены северные и центральные районы республики, в них показатель плотности населения превышает 30 человек на км2.
Чувашия относится к числу регионов России с преобладающим составом титульной нации. Правда, доля чувашей в республике с годами снижается: в 1970 г. - 70% и в 1989 г - 67,8%. Одновременно увеличивается доля русских: в 1970 г. - 24,5%, а в 1989 г. - 26,7%. На протяжении XX века из республики выезжали чуваши, образуя в других регионах страны чувашские диаспоры. В то же время в республике проживают представители многих национальностей: татары - 2,7%, мордва - 1,4%, украинцы - 0,5%, марийцы - 0,3% и другие.
По территории Чувашии национальный состав неоднороден: так, в Алатырском районе доля русских составляет 64,4%, в Порецком - 73,9%. В Батыревском районе относительно высока доля татар - 23,3%. Много татар проживает в Комсомольском (23%), Шемуршинском (11,1%) и Козловском (6,1%) районах. В южных районах республики имеются мордовские поселения, поэтому доля мордвы в Порецком районе - 20,9%, в Алатырском - 16,9%, в Шемуршинском - 2,8%. Надо отметить, что и среди чувашей наблюдаются некоторые этнические отличия, которые проявляются в одежде, в речи и в быту.
Из четырех старых городов, возникших во второй половине XVI века, только Чебоксары входят в ранг крупных городов, Алатырь относится к средним городам, а Цивильск и Ядрин -- к малым.
В Северной Чувашии на берегу Волги находится столица республики, её промышленный и культурный центр - Чебоксары.
Территория для города в то время была выбрана очень удачно, в котловине высокого правобережья Волги, образованной тремя маленькими речками: Чебоксаркой, Кайбулкой и Сугуткой. Таких мест по нагорному берегу, которой годились бы для постройки города и для устройства пристани, с одной стороны, и в тоже время имели высокие точки для наблюдения за движениями по Волге, с другой стороны, в пределах Чувашии не так много, - ещё лишь у Мариинского Посада и Козловки. Естественно, что расположение на Волге имело для Чебоксар в прошлом, также как имеет и сейчас, исключительно большое значение.
По тому времени город сравнительно быстро развивался, и к концу XVI в. в нём насчитывалось более 1000 жителей. Чебоксары были укреплены деревянной крепостью и наряду с Цивильском, Ядрином, Алатырем выполняли роль военно-колонизационного пункта Московского государства во вновь присоединенных землях Среднего Поволжья. Город соперничал по своему богатству с Казанью и Нижним Новгородом. Его первоначальному экономическому росту во многом способствовало то, что к нему тяготело большая и издавна освоенная земледельческая территория, а также близость большой Волжской ярмарки, первоначально располагавшиеся близ Казани, на острове Маркиз, а затем переведенный в Макарьев.
Безусловно, местоположение на великой водной магистрали страны, бывшей много веков единственным крупным торговым путём, в немалой степени способствовало укреплению и развитию Чебоксар. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что город стоял на границе различных по своему хозяйственному значению территорий лесного Заволжья и довольно густо населенного и освоенного уже в то время правобережья.
Страшный пожар 1659 г. Совершено уничтожил Чебоксары. Город постепенно отстраивался заново, но уже в сильной мере тратил своё экономическое значение, так как многие ремесленники и купцы разорились и переселились в Казань и Нижний Новгород.
Первоначально город располагался на склоне правого берега Волги по речке Чебоксарки. Со временем город спустился в котловину, которая стала застраиваться по обеим сторонам Чебоксарки. Здесь селились беднота, ремесленники, мелкие торговцы, а уже потом стали появляться дома и лабазы купцов и местные знаки. Постепенно Чебоксары начали тянуться к юг в сторону теперешнего Канашского тракта.
В начале XVIII века здесь насчитывалось 1837 купцов и ремесленников, было около двух десятков кожевенных, юфтяных и колокольных «заводиков», ярмарка и таможня. Отметим, в частности, что колокола, отличными Чебоксарскими мастерами славились далеко за пределами города. Кроме того, Чебоксары обращали на себя внимание обилием церквей.
Значение города сильно упало после третьего в его истории грандиозного пожара 1773 г., когда сгорело 14 заводов, 29 церквей, 717 домов его экономическая роль сильно пошатнулась. Ставши уездным городом Казанской губернии в 1781 г., он не изменился к лучшему и так и остался небольшим захолустным городом.
До Великой Октябрьской революции экономическое значение города было ничтожным: здесь было всего 300 рабочих, трудившихся на винокуренном, кожевенном, лесопильных заводах и мелких производствах. Город, не отличавшийся нормальным даже для того времени благоустройством, утопал в грязи.
Только после Великого Октября, когда Чебоксары стали столицей Советской Чувашии, началось преобразование города. За 42 года облик города неузнаваемо изменился.
Чебоксары сегодня - это уникальный город, где одинаково интересны история и современность, где есть совершенно оригинальные и единственные в своем роде музеи и памятники, где культуры - русская и чувашская - за века тесно переплелись и дополняют друг друга.
Численность и размещение населения
На 1 января 2009 г. в республике проживает 1296,2 тыс. человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. В России преобладают субъекты, в которых численность населения варьирует от 1 до 2 млн. человек, к их числу относится и Чувашия.
Сельское население в пределах Чувашии размещено неравномерно численность составляет около 40%. Более плотно заселены северные и центральные районы республики, в них показатель плотности населения превышает 30 человек на км 2 .
Сельское население Чувашии проживает в деревнях, которые отличаются по людности и характеру размещения. В Чувашии насчитывается 1727 сельских поселений, в которых проживает 526100 человек, следовательно, в деревне в среднем проживает около 300 человек. В республике деревни располагаются, в основном, в долинах рек, на водоразделах рек и оврагов, вдоль дорог.
Особенно быстро городское население росло с 1959 по 1989 г.: численность горожан увеличилась в 3,1 раза, благодаря чему к 1970 г. она превысила сельское население. В 2001 г. доля горожан составляла 61,4%. Рост городского населения республики происходил за счет Чебоксар и Новочебоксарска, поэтому их удельный вес в городском населении Чувашии составляет 71%. В то же время снижается доля малых городов в общей численности городского населения республики - с 51,9% в 1959 году до 27,2% в 2000 году.
На территории Чувашии имеется 17 городских поселений: 9 городов и 8 поселков городского типа.
По людности классификация городов республики выглядит следующим образом:
* крупный город (250-500 тыс. человек) - Чебоксары;
* большой город (100-250 тыс. человек) - Новочебоксарск;
* средний город (50-100 тыс. человек) - Канаш;
* малые города (20-50 тыс. человек) - Алатырь, Шумерля;
* малые города с населением менее 20 тыс. человек - Козловка, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад.
К поселкам городского типа относятся Киря, Буинск, Вурнары, Кугеси, Ибреси и Урмары. Поселки Новые Лапсары и Сосновка входят в состав Чебоксарского горсовета.
Городские поселения по республике расположены неравномерно, их больше в северной части Чувашии. Неслучайно на севере республики образовалась Чебоксарская городская агломерация, в состав которой вошли Новочебоксарск, Цивильск, Кугеси, а также все населенные пункты в пределах Чебоксарского района и часть деревень, пограничных с этим районом. Ядром агломерации является г. Чебоксары.
В последнее десятилетие численность городского населения практически не увеличилась и составляет около 60%. В некоторых поселениях даже произошло ее уменьшение, к таким относятся города Канаш, Шумерля, Алатырь, Козловка, поселки
По территории Чувашии национальный состав неоднороден
Национальный и религиозный составВ целом национальный состав населения в Чувашии продолжает сохранять исторически сложившийся характер, что является залогом стабильных и позитивных процессов в сфере межнациональных отношений. В республике действуют 19 национально-культурных центров, которые активно сотрудничают с государственными органами республики, соседними регионами. Особенностью Чувашской Республики является исторически сложившийся факт, что, с одной стороны, титульная нация составляет большинство населения, с другой стороны, около половины (45,7%) чувашей расселены компактными группами и распыленно вне территории республики, в других регионах Российской Федерации. Этим обусловлено возникновение и проведение активной работы более 60 чувашских национально-культурных автономий и общественно-культурных центров в субъектах Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Население Чувашии и чуваши, проживающие компактно за пределами республики отличались и отличаются высокой степенью межэтнической и социальной толерантности. В Чувашии и у чувашей довольно высок уровень межэтнических браков. Национальная культура являлась и является одним из основных компонентов сохранения и развития этносов. Очевидно, что лишь при условии информированности об основных чертах и особенностях конкретного этноса, возможно, его вписывание в многонациональную среду существования современной России.
На протяжении XX века из республики выезжали чуваши, образуя в других регионах страны чувашские диаспоры. В то же время в республике проживают представители многих национальностей: чуваши - 67,7%, русские - 26,5%, татары - 2,7%, мордва - 1,2%, другие национальности - 1,8%. Всего в Чувашии дружно проживают граждане 97 национальностей и 9 этнических групп. Существуют три этнографические группы чувашей: верховые (вирьял, тури) живут в северных и северо-западных районах Чувашии, низовые (анатри) - на юге республики и за ее пределами, средненизовые (анат енчи) - в северо-восточных и центральных районах. Чувашский язык состоит из двух взаимно понимаемых диалектов: верхового (окающий говор) и низового (укающий).
Основная проблема с вопросами о владении языками заключалась в определении родного языка. Причем в большей степени эта трудность была характерна для чувашей, марийцев, мордвы и других этносов, проживающих в Чебоксарах. Молодое поколение в таких семьях чаще в меньшей степени владеет (или совсем не владеет) родным языком родителей, чем русским.
Традиционная чувашская вера представляла собой природно-языческую веру. После добровольного вхождения в 1551 году чувашского края в состав Русского государства началась христианизация чувашского народа. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% - ислам, 1% - протестантизм, 1% - другие религии и деноминации.
Демографическая ситуацияК 60-м годам прошлого века в Чувашии, как и в большинстве регионов России, завершился демографический переход к современному типу воспроизводства, то есть рождаемость постепенно снизилась. Поэтому в период 60-80-х гг. показатель естественного прироста колебался в пределах 14,7 - 7,6 человек на 1000 жителей.
С 90-х годов в республике наблюдается неблагополучная демографическая ситуация: начиная с 1992 г. смертность превысила рождаемость. Показатель естественной убыли населения в последнее десятилетие увеличивался и составил в 2000 г. - 9,8 человек на 1000 жителей
Снижение рождаемости и повышение смертности в республике связано с экономическими и демографическими причинами. Условия переходного периода негативно сказываются на жителях России.
В республике, как и во всей стране, произошло резкое падение уровня жизни населения: постоянный рост цен, инфляция и безработица сдерживают рождаемость и увеличивают смертность от болезней, несчастных случаев и самоубийств. В то же время в Чувашии, как и в большинстве регионов России, увеличивается доля лиц пенсионного возраста, что в свою очередь снижает рождаемость и увеличивает смертность. В последние годы отмечается снижение продолжительности жизни. В 1989 г. этот показатель составлял 70,3 лет (у мужчин - 65,4, у женщин - 75,2), а в 1995 г. - всего 66,1 лет (у мужчин - 60,2, у женщин - 72,1).
На территории республики демографическая ситуация не везде одинакова. Относительно благоприятная демографическая ситуация наблюдается в столице республики Чебоксарах и в городах Новочебоксарск и Цивильск. Это объясняется повышенной долей трудоспособного населения в возрастном составе горожан. Большие города с развитой инфраструктурой, высшими учебными заведениями привлекают молодых людей из сельской местности в возрасте 16-35 лет, которые впоследствии осваиваются в них, обзаводятся семьями, пополняя число горожан. Во всех районах республики наблюдается естественная убыль населения. Этот показатель невысок в юго-восточных районах республики. Здесь еще сохранились традиции многодетных семей. Определенное влияние на демографическую ситуацию оказывает и религия, а на юго-востоке республики часть населения исповедует ислам. Самые высокие показатели естественной убыли населения наблюдаются в г. Алатыре и в Алатырском районе.
Половозрастная структура населения является "запечатленной демографической историей". Существенный провал наблюдается в возрасте 50-60-летних (первое эхо войны, это "дети войны") и незначительное снижение наблюдается у 20-30-летних жителей республики (второе эхо войны, это дети "детей войны"). Соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах неодинаково.
Мужчины преобладают в возрасте от 0 до 20 лет, а женщины - в пенсионном возрасте. К 2003 г. численность женщин республики превышала численность мужчин на 88 тыс. человек, но год от года разница между числом мужчин и женщин сокращается. Так, например, в 1990 г. на 1000 мужчин приходилось 1164 женщины, а в 2000 г. - 1137.
В настоящее время происходит постепенный процесс старения населения республики. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 1990 по 2000 гг. на 12,4%. Удельный вес лиц пенсионного возраста в 2000 г. составлял 19,5%. Особенно высока доля пенсионеров в Шумерлинском районе (37,3%), наименьший их удельный вес наблюдается в Чебоксарах (13,9%) и в Новочебоксарске (12,5%) (см. табл.5 в приложении). Одновременно с увеличением численности населения пенсионного возраста происходит уменьшение численности детей. За период с 1990 по 2000 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась на 16,5%. Самый высокий удельный вес детей наблюдается в Ибресинском районе (26,1%), а самый низкий - в Шумерлинском (18,9%).
Урбанизация и миграция. Трудовые ресурсыУменьшение численности населения Чувашии идет не только за счет естественного движения (рождаемости и смертности), но и за счет миграции населения. Основными регионами выбытия населения Чувашии являются Москва и Московская область, Татарстан, Нижегородская область. Из регионов, откуда население более всего прибывает, можно отметить Ульяновскую область.
Национальный состав прибывающих в Чувашию из регионов России характеризуется приблизительно равным количеством чувашей и русских. В количестве убывающих из Чувашии русских почти в 2 раза больше, чем чувашей. Трудовыми ресурсами республики считается население трудоспособного возраста за исключением инвалидов, а также работающие пенсионеры и подростки. Численность трудовых ресурсов и их качественный состав непостоянен и зависит от многих причин. Так, например, в половом соотношении преобладают мужчины, а в возрастном соотношении - лица от 30 до 44 лет, по уровню образования - лица со средним и специальным образованием.
В пределах Чувашии миграционный прирост населения неодинаковый (рис.26). Основные потоки мигрантов направлены на север республики, в большие города - в Чебоксары и Новочебоксарск. Сюда приезжают в основном сельские жители республики, особенно молодежь. Южные районы республики имеют отрицательное миграционное сальдо, то есть количество выехавших людей из этих районов меньше количества въехавших сюда на постоянное место жительства. В последнее десятилетие в республику увеличился поток мигрантов из северных и восточных регионов страны.
Праздники и традицииОсновная роль в сохранении и развитии народных художественных традиций в республике принадлежит учреждениям культуры клубного типа. Сегодня в 887 клубных учреждений Чувашии действуют 514 фольклорных коллективов, осваивающих и пропагандирующих национальные народные традиции, обычаи и обряды. Из них 35 носят звание "народный". Клубные учреждения республики ведут большую работу по возрождению и актуализации календарных праздников и обрядов "Сурхури", "Саварни", "Вайа", "Кер сари" и др.
Сурхури - старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, которые призвали обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
Во время сурхури от рождества до крещенья по вечерам ходили ряженые (светке), разыгрывали всевозможные юмористические сценки.
Ближе к полуночи начинались гадания. Молодые люди стремились предугадать своё будущее, узнать, какие изменения ожидают их в новом году. Парни и девушки в полночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супруга или супруги. От такого обряда происходит и само название праздника: в прямом переводе сурах ури означает "овечья нога".
Способов гадания было великое множество. Молодёжь обычно загадывала о суженом, взрослых же интересовали виды на урожай.
Саварни (Масленица)
В 2008 году празднуется 9 марта. Для чувашского народа Саварни - праздник почитания солнца. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях вокруг селения по ходу солнца, сжигают чучело "Саварни карчаке".
Празднуется 30 июня. Акатуй (в переводе с чувашского языка означает "свадьба плуга") является одним из главных национальных праздников чувашского народа. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: керешу - борьба на поясах, бег, скачки. Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазании на шест, беге в мешках, в перетягивании каната.
Праздник Уяв проводится в весенне-летний период. В его основе - игрища и хороводы. Суть народного торжества в общении после посевной, знакомстве суженных, пении хороводных песен, в которых в той или иной форме были обращения к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде. Слово "уяв" буквально означает "соблюдение", первоначально оно означало соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, обрядовое торжество. В 2007 году отмечался 7-8 июля.
Национальный костюм, кухняЖители сумели сохранить свою самобытную культуру, традиции, ремесла и промыслы: уникальные вышивки, необычные костюмы, своеобразные женские головные уборы, обрядовые праздники, связанные с древними верованиями языческих чуваш, приготовлением национального напитка - чувашского пива.
Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.
Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.
Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Но во время монголо-татарского ига часть мастеров была вывезена в Золотую Орду, часть погибла. У чувашей, укрывшихся в лесах осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гринв, различных подвесок, монетами. Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений. Из него нанизали подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщевой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно-голубого до голубого), белый и желтый.
Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставались промежутки, чтобы в о время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.
Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост" - деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку. Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к супрану или ама. Девичье украшение в отличие от женского не имело треугольной детали, служащей для крепления сурпана и был одноярусным. У верховых чуваш шулкеме состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных - полуовальную и прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет.
Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры, розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент, имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры. Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляя весь костюм женщины.
Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток. наплечников. нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора. Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапециевидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.
Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В прошлом веке его носили в основном пожилые мужчины и предводители свадьбы, а еще раньше в такое одеяние должны были облачаться жрецы во время жертвоприношений. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности. Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками. Все свое умение, все свое мастерство вышивальщицы девушки вкладывали в исполнение платка жениха. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы. С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.
Чувашская кухня имеет большое сходство с татарской и башкирской. Используется простое мясо, но среди мясопродуктов превалирует все же баранина. Весьма характерной особенностью чувашской кулинарии является применение овощей для приготовления первых блюд с сыром, а не в пассированном виде. Чрезвычайно богат ассортимент мучных изделий. Мясная и рыбная начинка, репчатый лук закладываются в сыром виде доводятся до готовности при выпечке. Начинка часто бывает сложной: чередуются слои картофеля, мяса, лука и других продуктов.
Традиционные блюда в основном состоят из продуктов земледелия и скотоводства. Широко употреблялись каши (пгтг), толокно (тинкеле), мучные кисели (кeсeл, нимeр), супы (яшка, шярпе) на рыбном или мясном бульоне с приправами из крупы, овощей и зелени. Популярными среди чувашей были похлебка с клецками (салма яшки, згмах яшки), колбаса из овечьего желудка, начиненного мясом и салом (шгрттан), вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса или животной крови (тултармгш, сукта). Молочные продукты употреблялись в виде цельного (сет) и кислого молока (тургх), пахтанья (уйран), сливок (хгйма) и творожного сыра (чгкгт). Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс (кгмгс). Разнообразной была выпечка: хлеб из ржаной муки (згкгр), часто с добавлением солода, к праздничному столу чувашки готовили хгпарту - пышный пшеничный хлеб; пироги (кукгль), хуплу - круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, блины (пeлeм) и оладьи (затма икерчи), лепешки (пашалу, юсман, сурхури, икерчe, вeтя), ватрушки с картофельной или творожной начинкой (пяремеч, тгпгрчг икерчи), колобки (йгва) из пшеничной муки, хургн кукли - небольшие пирожки типа вареников или галушек (их варили в котле).
На столе чувашей традиционно присутствовал мед (пыл). Излюбленные напитки - пиво из ячменного или ржаного солода (сгра), медовуха или брага (сим-пыл, кгрчама).
Население Чувашии
Население Чувашии
Численность
На начало 2000 года численность населения Чувашской республики составила 1358,6 тыс.человек, около 40% составляют жители сельской местности. Плотность населения Чувашии (74,2 человека на 1 кв.км) является одной из самых высоких в России (в 8,7 раза выше среднероссийского), что определяет ее 4 место в Российской Федерации.
Города республиканского значения
") Численность населения приведена с учетом подчиненных администрации городов населенных пунктов.
Естественное движение населения.
(в расчете на 1000 населения)
Национальный состав.
.
В большинстве республик Российской Федерации этническая структура меняется в
пользу населения титульных национальностей. Однако причины этого явления разные.
В Чувашии он обусловлен, главным образом, более благополучными, нежели у русского
населения, демографическими показателями.
Характеристики семьи
БРАКИ И РАЗВОДЫ
Образование
Основные показатели образования. на конец года)
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Число постоянных дошкольных учреждений, ед. |
603
584
550
521
499
|||||
В них детей, тыс.человек |
57,6
51,6
48,4
45,2
42,8
|||||
Число дневных общеобразовательных школ,ед. |
711
696
695
695
697
|||||
В них учащихся, тыс.человек |
222,5
224,8
226,8
225,6
220,9
|||||
Число государственных учебных заведений начального профессионального образования, ед. |
32
32
32
32
32
|||||
В них учащихся: тыс.человек |
17,3
17,2
16,7
16,8
16,9
|||||
на 10000 населения |
127
126
123
124
125
|||||
Число государственных средних специальных учебных заведений, ед, |
28
28
27
27
28
|||||
В них студентов: тыс.человек |
20,3
21,0
21,0
21,2
22,2
|||||
на 10000 населения |
149
155
155
156
163
|||||
Число высших учебных заведений,ед. |
5
5
6
9
12
|||||
В них студентов: тыс.человек |
20,7
24,0
27,1
31,5
36,9
|||||
на 10000 населения |
152
177
199
231
272
Уровень жизни
Типология регионов России по уровню жизни населения в 1995 году.
Реальные доходы населения к 1990 г. | ||
высокая (более 150%) | Тип 1. г.Москва, г.С.Петербург, Вологодская, Тульская, Ростовская, Пермская, Тюменская области Тип 2. Мурманская, Калужская, Смоленская, Ярославская, Нижегородская, Липецкая, Свердловская, Кемеровская области, Краснодарский край, республика Коми, Татарстан Тип.4 Костромская, Орловская, Белгородская, Тамбовская, Воронежская, Самарская, Ульяновская, Челябинская, Камчатская области, Красноярский край||
средняя (от 110 до 150%) | Тип 3. Ленинградская, Тверская, Пензенская Иркутская области, Саха (Якутия) Тип 5. Архангельская, Новгородская, Брянская, Московская, Амурская, Калининградская области, Карелия, Чувашия, Башкортостан Тип 7. Владимирская, Рязанская, Курская, Астраханская, Омская, Томская, Магаданская, Сахалинская области, Ставропольский, Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Удмуртия, Хакассия||
низкая (менее 110%) | тип. 6. Кировская, Саратовская Волгоградская, Адыгея, республика Алтай, Бурятия Тип. 8. Псковская область, Мордовия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Тува Тип 9. Ивановская, Курганская, Оренбургская, Новосибирская, Читинская области, Марий Эл, Калмыкия, Северная Осетия
Типология регионов России по значению коэффициента "зажиточности" в 1995 г.
Экономическая активность населения (в процентах к итогу)
Соотношение городского и сельского населения (на 1 января; тыс.человек)
Мобильность населения
Миграционные потоки
в стране на сегодня официально зарегистрировано около 1,2 млн человек со статусом "беженец". При этом следует отметить, что далеко не все беженцы зарегистрированы, а потому эта цифра, по оценкам некоторых экспертов, больше в 3-4 раза. Только в прошлом году в миграционную службу обратилось 140 тыс. человек, из них 118 тыс. получили статус вынужденных переселенцев и беженцев. В Чувашии на сегодняшний день зарегистрировано 2800 вынужденных переселенцев.
Как заявил вице-премьер правительства Чувашии Петр Ивантаев, для республики проблема миграции не столь актуальна. Тем не менее в республике действует специальная межведомственная комиссия, которую он и возглавляет. К тому же миграционная служба тесно взаимодействует с органами исполнительной власти республики.
"Этнический магнетизм" двух республик с общим положительным сальдо миграции - Татарстана и Чувашии - притягивал к себе представителей титульной национальности гораздо сильнее, чем русских.
Национальный состав мигрантов в республиках РФ за 1997-1998 гг.
Республики | 1997 | 1998 | ||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||
русские | татары | русские | татары | |||
01. Адыгея | 2398 1605 456 1487 684 385||||||
02. Алтай | 1147 555 116 905 590 118||||||
03. Башкортостан | 11162 2349 2230 10411 1929 2336||||||
04. Бурятия | –4816 –4175 79 –4851 –4192 –37||||||
05. Дагестан | –4540 –3815 950 (*) 488 –4296 5813||||||
06. Ингушетия | 482 –173 522 517 –132 428||||||
07. Кабардино-Балкария | –564 –599 216 –1291 –1221 117||||||
08. Калмыкия | –1269 –1189 135 –1561 –1018 149||||||
09. Карачаево-Черкессия | –399 –570 –20 –573 –783 10||||||
10. Карелия | 241 220 43 –195 –214 –11||||||
11. Коми | –11008 –7973 –110 –0612 –7820 –64||||||
12. Марий Эл | 1089 682 353 1197 681 248||||||
13. Мордовия | –295 –266 –258 –765 –440 –277||||||
14. Саха (Якутия) | –17207 –13373 –152 –19666 –14991 –224||||||
15. Северная Осетия | –1342 –1930 1178 1523 –1607 3225||||||
16. Татарстан | 16361 3390 10315 14286 2732 9411||||||
17. Тува | –859 –798 13 –619 –648 57||||||
18. Удмуртия | 3502 1850 829 3029 1812 672||||||
19. Хакасия | 1799 1625 168 1241 1171 150||||||
20. Чечня | – – – – – –||||||
21. Чувашия | 2456 | 678 | 1443 | 3517 | 939 | 2176 |
В 3 республиках с тюркоязычным титульным населением, в том числе в Башкортостане, Татарстане и Чувашии, численность прибывших в республику лиц титульных национальностей превосходила численность прибывших сюда русских.
Источники информации
Чувашия–99. Статистический сборник. Издатели: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Государственный комитет Чувашской Республики по статистике. Профессионалы за сотрудничество. Издательство "Янус-К" Анализ тенденций развития регионов России. Подготовлен Научно-благотворительным фондом "Экспертный институт". Национальная электронная библиотека
Народ чуваши - довольно многочисленный, только в России проживает более 1,4 млн человек. Большинство занимают территорию республики Чувашия, столицей которой является город Чебоксары. Есть представители народности и в других областях России, а также за границей. По сотне тысяч человек проживают на территории Башкирии, Татарстана и в Ульяновской области, чуть меньше - в Сибирских краях. Внешность чувашей вызывает множество споров у ученых и генетиков о происхождении этого народа.
История
Считается, что предками чувашей были булгары - племена тюрков, которые проживали с IV в. на территории современного Урала и в Причерноморье. Внешность чувашей говорит об их родстве с этническими группами Алтая, Средней Азии и Китая. В XIV веке Волжская Булгария прекратила свое существование, народ переселился на Волгу, в леса вблизи рек Сура, Кама, Свияга. Поначалу было явным разделение на несколько этнических подгрупп, со временем оно сгладилось. Название «чуваши» в русскоязычных текстах встречается с начала XVI века, именно тогда места, где проживал этот народ, вошли в состав России. Происхождение его также связывают с существовавшей Булгарией. Возможно, оно пришло еще от кочевых племен сувар, которые позже слились с булгарами. Мнения ученых разделились в объяснении того, что обозначало слово: имя человека, географическое наименование или что-либо другое.
Этнические группы
Народ чуваши расселялся вдоль берегов Волги. Этнические группы, проживающие в верховьях, назывались вирьял или тури. Сейчас потомки этих людей проживают в западной части Чувашии. Те, что селились по центру (анат енчи) располагаются в середине края, а селившиеся в низовьях (анатари) занимали юг территории. Со временем различия между субэтническими группами стали не столь заметны, теперь это народ одной республики, люди часто переселяются, общаются друг с другом. В прежнее время у низовых и верховых чувашей образ жизни сильно различался: по-разному строили жилища, одевались, организовывали быт. По некоторым археологическим находкам можно определить, какой этногруппе принадлежала вещь.
На сегодняшний день районов в Чувашской республике насчитывается 21, городов - 9. Кроме столичного, в числе крупнейших называют Алатырь, Новочебоксарск, Канаш.
Внешние особенности
Удивительно, но только у 10 процентов от всех представителей народа доминирует во внешности монголоидная компонента. Специалисты-генетики утверждают, что раса смешанная. Принадлежит преимущественно к европеоидному типу, что можно сказать по характерным чертам внешности чувашей. Среди представителей можно встретить людей с русыми волосами и глазами светлых оттенков. Есть и личности с более выраженными монголоидными признаками. Генетики подсчитали, что у большинства чувашей группа гаплотипов аналогична той, что характерна для жителей стран на севере Европы.
Среди других особенностей внешности чувашей стоит отметить невысокий или средний рост, жесткость волос, более темный цвет глаз, чем у европейцев. Естественным образом вьющиеся локоны - явление редкое. У представителей народа часто встречается эпикантус, особая складка у уголков глаз, характерная для монголоидных лиц. Нос по форме обычно короткий.
Чувашский язык
Язык остался от булгар, но значительно отличается от других тюркских языков. Его используют до сих пор на территории республики и в близлежащих областях.
В чувашском языке встречается несколько диалектов. Проживающие в верховьях Суры тури, по мнению исследователей, «окают». Этнический подвид анатари больший упор делал на букву «у». Однако четкие отличительные признаки на данный момент отсутствуют. Современный язык в Чувашии, скорее, близок к используемому этносом тури. В нем есть падежи, но отсутствует категория одушевленности, так же как и род существительных.
До X века алфавит использовался рунический. После реформ был заменен арабскими символами. А с XVIII века - кириллицей. Сегодня язык продолжает «жить» в интернете, появился даже отдельный раздел Википедии, переведенный на язык чувашей.
Традиционные занятия
Народ занимался земледелием, выращивал рожь, ячмень и полбу (разновидность пшеницы). Иногда на полях высеивали горох. С давних времен чуваши разводили пчел и употребляли в пищу мед. Чувашские женщины занимались ткачеством и плетением. Особенно популярны были узоры с сочетанием красного и белого цветов на ткани.
Но и другие яркие оттенки также были распространены. Мужчины занимались резьбой, из дерева вырезали посуду, мебель, украшали жилища наличниками и карнизами. Развито было рогожное производство. А с начала прошлого века в Чувашии всерьез занялись строительством судов, были созданы несколько специализированных предприятий. Внешность коренных чувашей несколько отличается от облика современных представителей народности. Многие живут в смешанных семьях, создают браки с русскими, татарами, некоторые и вовсе переселяются за границу или в Сибирь.
Костюмы
Внешность чувашей ассоциируется с их традиционными типами одежды. Женщины носили вышитые узорами туники. Низовые чувашки с начала XX века облачались в пестрые рубахи со сборками из разных тканей. Спереди был вышитый передник. Из украшений девушки анатари носили тевет - обшитую монетами полоску ткани. На голове носили специальные шапочки, по форме похожие на шлем.
Мужские штаны назывались йем. В холодное время года чуваши носили портянки. Из обуви традиционными считались сапоги из кожи. Существовали специальные наряды, одеваемые на праздники.
Женщины украшали одежду бисером, носили перстни. Из обуви также часто использовались лыковые лапти.
Самобытная культура
От чувашской культуры осталось множество песен и сказок, элементов фольклора. У народа было принято на праздниках играть на инструментах: пузыре, гуслях, барабанах. Впоследствии появились скрипка и гармонь, стали сочинять новые застольные песни. Издавна существовали разные предания, которые отчасти были связаны с верованиями народа. Перед присоединением территорий Чувашии к России население было языческим. Верили в разные божества, одухотворяли природные явления и объекты. В определенное время совершали жертвоприношения, в знак благодарности или ради хорошего урожая. Главным среди прочих божеств считали бога Неба - Тура (иначе - Тора). Чуваши глубоко чтили память о предках. Строго соблюдали обряды поминовения. На могилах, обычно, устанавливали столбы из деревьев определенной породы. Для умерших женщин ставили липы, а для мужчин - дубы. Впоследствии большая часть населения приняла православную веру. Многие обычаи изменились, некоторые со временем были утрачены или забыты.
Праздники
Как и у других народов России, в Чувашии существовали собственные праздники. Среди них Акатуй, отмечаемый в конце весны - начале лета. Он посвящен земледелию, началу подготовительных работ к посеву. Продолжительность празднования - неделя, в это время совершаются особые обряды. Родные ходят в гости друг к другу, угощаются сыром и многообразием других блюд, из напитков предварительно варят пиво. Все вместе поют песню о посеве - своеобразный гимн, затем долго молятся богу Тура, просят его о хорошем урожае, здоровье членов семьи и прибыли. На праздник распространены гадания. Дети бросали в поле яйцо и следили, разбилось оно или осталось целым.
Другой праздник у чувашей был связан с почитанием солнца. Отдельно существовали дни поминовения умерших. Также распространены были земледельческие обряды, когда люди вызывали дождь или, наоборот, желали, чтобы он прекратился. Большие пиры с играми и увеселениями проводились на свадьбу.
Жилища
Селились чуваши вблизи рек в небольших поселениях, именуемых ялами. Планировка расселения зависела от конкретного места жительства. На южной стороне дома выстраивались вдоль линии. А в центре и на севере использовался гнездовой тип планировки. Каждая семья селилась на определенном участке деревни. Родственники жили рядом, в соседних домах. Уже в XIX веке стали появляться деревянные постройки по типу русских сельских домов. Чуваши украшали их узорами, резьбой, иногда - росписью. Как летняя кухня, использовалось специальное строение (лась), выполненное из сруба, без крыши и окон. Внутри находился открытый очаг, на котором занимались приготовлением пищи. Вблизи домов часто строились бани, назывались они мунчами.
Иные особенности быта
До того момента, как главенствующей религией в Чувашии стало христианство, на территории существовало многоженство. Исчез также обычай левирата: вдову больше не обязывали вступать в брак с родственниками погибшего мужа. Количество членов семьи существенно сократилось: теперь в нее включались только супруги и их дети. Жены занимались всеми хозяйственными делами, подсчетом и сортировкой продуктов. На их плечи также возлагалась обязанность ткачества.
По существовавшему обычаю сыновей женили рано. Дочерей же, наоборот, старались выдать замуж попозже, потому нередко в браке жены были старше мужей. Наследником дома и имущества назначался младший в семье сын. Но у девушек также имелось право на получение наследства.
В поселениях могли быть смешанного вида общины: например, русско-чувашские или татарско-чувашские. По внешности чуваши не отличались разительно от представителей других народностей, потому сосуществовали все довольно мирно.
Пища
В связи с тем, что животноводство в крае было развито в малой степени, в пищу в основном употребляли растения. Основными блюдами чувашей были каши, (полбяная или чечевичная), картофель (в более поздние века), супы из овощей и зелени. Традиционный испеченный хлеб называли хура сакар, его выпекали на основе ржаной муки. Это считалось женской обязанностью. Распространены были также сладости: ватрушки с творогом, сладкие лепешки, ягодные пироги.
Еще одно традиционное блюдо - хулла. Так назывался пирог в форме круга, в качестве начинки использовали рыбу или мясо. Чуваши занимались приготовлением разных видов колбас на зиму: с кровью, с начинкой из круп. Шартан - так назывался сорт колбасы, сделанный из овечьего желудка. В основном мясо употребляли только по праздникам. Что касается напитков, чуваши варили особенное пиво. Из полученного меда делали брагу. А позднее стали употреблять квас или чай, которые были позаимствованы от русских. Чуваши с низовья чаще пили кумыс.
Для жертвоприношений использовали птицу, которую разводили дома, а также конину. На некоторые особые праздники закалывали петуха: например, когда на свет появлялся новый член семьи. Из куриных яиц уже тогда делали яичницу, омлеты. Эти блюда употребляются в пищу по сей день, и не только чувашами.
Известные представители народа
Среди обладающих характерной внешностью чувашей встречались и известные личности.
Вблизи Чебоксар родился Василий Чапаев, в будущем известный полководец. Его детство прошло в небогатой крестьянской семье в деревне Будайка. Другой известный чуваш - поэт и писатель Михаил Сеспель. Писал книги на родном языке, одновременно был общественным деятелем республики. На русский язык его имя переведено как «Михаил», но по-чувашски звучало Мишши. В память о поэте были созданы несколько памятников и музеев.
Уроженцем республики также является В.Л. Смирнов, уникальная личность, спортсмен, ставший абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту. Обучение проходил в Новосибирске и неоднократно подтверждал свое звание. Есть среди чувашей и именитые художники: А.А. Кокель получил академическое образование, написал множество потрясающих работ углем. Большую часть жизни провел в Харькове, где преподавал и занимался развитием художественного образования. В Чувашии также родился популярный артист, актер и телеведущий