Представителем эмпиризма является. Что такое эмпиризм в философии? Суть направления, представители
После того как человек перешел на завершающую стадию развития и получил заслуженное определение разумный, одной из его основных целей стало познание мира. С течением времени ввиду индивидуальности видения людей стали появляться различные течения в теории познания. Философский эмпиризм представляет собой одно из таких направлений. Поскольку далеко не все люди могут похвастаться знаниями философских терминов, адекватно возникает вопрос: "Что такое эмпиризм?".
Философия нового времени
Философия нового времени имеет временные рамки с XVII по XX век. Ее часто связывают с периодом революционных движений в странах Западной Европы. Именно в этот период зародилось и развивалось философское направление эмпиризма.
Основными чертами философии нового времени выделяют:
- зарождение проблемы во взаимосвязи субъекта и объекта;
- вопрос познания природы выдвигается на первый план, опираясь при этом на опыт и эксперимент;
- познание в основе своем опирается на изучение системы в целом, а не отдельных ее частей;
- зарождается новая форма материализма, нашедшая свое отражение в таких науках, как механика и математика.
Именно этот период стал своеобразным собранием необходимых условий для развития нового философского направления. И, благодаря ему, мы можем знать, что такое эмпиризм.
Понятие эмпиризма
Для того чтобы разобраться, что такое эмпиризм, первостепенно стоит выяснить суть термина эмпирика, являющегося его основой. Эмпирика подразумевает под собой обобщенное понятие всего, что основывается на достижении результатов в процессе практической деятельности. Именно это понятие стало фундаментом для образования и дальнейшего развития такого философского течения, как эмпиризм.
Эмпиризм в философии - это направление, утверждающее, что все достоверные знания могут иметь своей основой только чувственный опыт, который включает в себя наблюдения и опыты.
Методы эмпирического познания
Поскольку суть эмпиризма заключается в познании мира путем чувственного восприятия, то изучаемый объект отображается преимущественно со стороны своего внешнего состояния, которое имеет возможность быть оцененным человеком тем или иным органом чувств. Опытное исследование в эмпиризме основывается на познании объекта с помощью таких методов:
- описание;
- сравнение;
- измере-ние;
- наблюдение;
- эксперимент.
Вышеизложенные методы эмпиризма дают возможность человеку создать выводы по проведению того или иного опыта. Все полученные результаты должны быть обобщены с помощью индуктивного метода, а точнее частных умозаключений к общим. При этом необходимо избегать дедуктивный способ. Используя индуктивный метод, эмпиристы могли обобщать полученную в ходе опыта информацию с большой постепенностью, переходя при этом от конкретных фактов к небольшим научным положениям, а уже далее ко все более высоким.
Эмпиризм и рационализм
Эмпиризм новой философии противостоит такому направлению, как рационализм, чьим основным источником знаний был и остается разум. Рационализм приветствует такие методы, как теоретические домыслы и абстрактные принципы знания. Его основоположниками стали Ф. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц.
Пока рационалисты выводят формулы и теоретические домыслы о космосе, эмпиристы утверждают, что все это не факт, ведь надо еще и проверить.
Эмпиризм и мистицизм
Еще одной формой познания мира, которая противостоит пониманию эмпиризма, является мистицизм, поскольку своим краеугольным камнем она определяет эмоции и интуицию. Суть мистицизма кроется в стремлении к единению с Богом или абсолютом, что уже по определению не требует доказательств и проведения опытов. Назвать конкретных представителей данного течения будет сложно, поскольку оно нашло свое отражение в каждой из существующих религий, от буддизма до христианства.
Формы эмпиризма
Стоит понимать, что разные философские направления, примером которых могут служить рассматриваемые выше эмпиризм и рационализм, не всегда исключительно отрицают постулаты другу друга. Логически это и не представляется возможным. Таким образом, суть эмпиризма и противостоящих ему взглядов заключается в доказательстве того, что именно является основным, а не абсолютным источником знания. Другими словами, они допускают отражение в реальной жизни идей друг друга, но в гораздо меньшей степени в сравнении со своими.
Многие направления познания имеют различные формы. Эмпиризм - не исключение, он подразделяется на две основные формы:
- имманентный;
- трансцендетный.
Имманентная форма
Имманентная форма подразумевает под собой способы доказать, что все существующее знание состоит из комбинации отдельных ощущений. Как показывает история, такие способы в конечном своем итоге доводили до скептицизма или до предположения трансцендентного.
Один из представителей данной формы эмпиризма Юм придерживался идеи отсутствия реальности вне сознания. В его взглядах впечатления являются сильным продуктами психической деятельности человека, тогда как идеи слабыми и бледными. Соответственно, именно впечатления могут быть источником знания, а идеи нет. Но, развивая данную точку зрения, Юм сам пришел к осознанию того, что даже впечатления могут существовать помимо сознания.
Другой представитель имманентного направления эмпиризма Милль также, как и его единомышленник, развивал идею о существовании сознания исключительно в рамках таких психических проявлений, как представления и эмоции. Но и он в конечном итоге допустил возможность существования бытия вне сознания.
Фрэнсис Бэкон
Среди представителей эмпиризма нового времени можно услышать много знакомых имен, часто пестрящих на страницах изданий, посвященных философии. Среди них можно выделить Томаса Гоббса, Джона Локка, Джона Дьюи, но именно Бэкона считают родоначальником данного направления. Таким образом, сегодня знать, что такое эмпиризм, мы можем благодаря учению этого философа. Он являлся не только мыслителем, но и политическим деятелем, среди письменных трудов которого выделялись «Новый Органон» и «Новая Атлантида». А известный во всем мире афоризм «Знание — сила» принадлежит именно ему.
Бэкон не придерживался радикальных форм эмпиризма. Напротив, он вполне поддерживал идею его взаимодействия с другими философскими взглядами, считая, что теоретическое мышление и практический опыт могут существовать в единстве. Так, в качестве доказательства своих слов в одном из трудов он в качестве образца приводит в пример такое насекомое, как пчела. Ведь она не ограничивается сбором нектара с растений, но и создает из нее в дальнейшем новый продукт - мед.
Но все-таки, как представитель эмпиризма, основным источником познания в идеях Бэкона признается опыт, который насыщает разум, утверждает или опровергает достоверность конкретного знания. Для того чтобы узнать истину, по мнению Бэкона, необходимо получить достаточный объем опыта, а если речь заходит о гипотезах, то опыт является лучшим методом их доказательства.
Одна из основных целей человечества - познание Вселенной. И для этого Бог наделил человека умом. Но, согласно теории Ф. Бэкона, на пути достижения человеком истины и понимания Вселенной, имеют место преграды или другими словами ошибки. Их он прозвал идолами или призраками, а также распределил в четыре группы.
Виды идолов (призраков)
Преграды понимания мира в восприятии Бэконы имеют следующие категории:
- Идолы рода - это заблуждения, которые присущи практически всему человечеству. Они выражаются в том, что разум навязывает определенные ярлыки, определения вещам, которые он сам же выработал, даже если они не верны. Примером может служить то, что часто случается в жизни каждого человека, когда разум находит легкий способ решения какой-либо проблемы, он готов закрыть глаза на противоречащие этому решению обстоятельства. Стереотипы - это то, что можно отнести к данной категории.
- Идолы пещеры выражаются в искаженном понимании человека в связи с его индивидуальным жизненным опытом. Каждый человек рождается и проживает свою жизнь в определенных условиях. Семья, школа, книги, друзья - все это составляет определенный индивидуальный набор ценностей человека, который можно представить в виде пещеры. В связи этим, имея уже некие заложенные устои, людям порой сложно понять друг друга или правильно воспринять саму природу, жизнь, вселенную. Встретить человека, который смотрит на жизнь исключительно беспристрастным взглядом, не обращаясь к своим интересам и знаниям, заложенным у него буквально с пеленок, практически невозможно.
- Идолы площади (идолы рынка) - наиболее сложные препятствия на пути познания, по мнению Бэкона. Они подвергают людей заблуждениям, появившимся в связи с неправильным пониманием смысла тех или иных слов и фраз. Так часто бывает, что люди одну и ту же фразу или словосочетание воспринимают по-разному. Слова, как правило, многозначны, это и делает их источником возникновения искаженного понимания вещей. Порой они и вовсе могут не объяснить, а напротив, сбить с толку.
- Идолы театра (идолы теорий) - выражаются в слепой вере в уже имеющиеся научные теории, учения, авторитеты, которые мешают разуму увидеть истину новым взглядом.
Томас Гоббс
Гоббс являлся не только продолжателем взглядов Бэкона, но и его непосредственным учеником. Самым известным его трудом стал «Левиафан».
Он развивал мысль, что каждый человек изначально рождается с очищенным сознанием, в котором отсутствуют какие-либо знания, и приобретает он их в процессе жизни именно при помощи опыта и чувственного восприятия. Поскольку органы чувств воспринимают различные сигналы от окружающей среды и передают их человеку, Гоббс обращает особое внимание на них. Он назвал их знаками, упорядочил в следующую классификацию:
- сигналы - речевые звуки, издаваемые животными, например, рычание, мяуканье и иное;
- метки - своего рода знаки, которые человек придумывает для обобщения чего-либо;
- естественные знаки - звуки природы, такие как звук дождя, свист ветра, гроза;
- произвольные коммуникативные обозначения - существующие языки общения;
- знаки - речь, имеющая узкую сферу применения по причине своей специфичности. Например, религиозные термины, научные фразы.
Джон Локк
Еще один приверженец эмпиризма Джон Локк известен своей работой "Опыт о человеческом разуме". Основные идеи Локка сводятся к следующим постулатам:
- у человека не существует абсолютно никаких врожденных идей и принципов;
- при рождении человек имеет абсолютно нетронутый разум, подобно чистой доске;
- в человеческом разуме нет того, что не существовало бы ранее в ощущениях и чувствах.
Таким образом, все вышесказанное сводится к мысли, что человек обогащает свой изначально чистый разум посредством получения опыта. Согласно взглядам Локка, все ощущения, которые человек получает от окружающей его среды, являются основным источником познания.
Опыт подразделялся Локком на два вида:
- опыт внешний - он выражался в ощущениях, которые можно испытать при контакте с материальными формами мира;
- внутренний - этот вид опыта получил название рефлексия, которое выражается в своих собственных наблюдениях.
Джон Локк считается одним из первых, кто выдвинул чувственные восприятия, вызываемые окружающим внешним миром, в качестве основного момента всей психической жизни человека.
от греч. empeiria - опыт) - философское учение, направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, недооценивая роль рационального познания (теорий, понятий); ср. рационализм.
Отличное определение
Неполное определение ↓
эмпиризм
ЭМПИРИЗМ (от греч. ецлЕркх - опыт) - теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Первая и исторически наиболее распространенная форма Э. - сенсуализм. Когда в начале 20 в. выявилась невозможность осуществления сенсуалистской программы, на смену ему пришли др. формы Э. Сначала это была попытка интерпретировать восприятие, а вслед за ним - знание вообще, в понятиях «чувственных данных». Когда и эта программа оказалась неосуществимой, опыт был понят в философии логического Э. как совокупность протокольных предложений, использующих «вещный язык», с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физическим вещам. К этому опыту логический Э. пытался сложным путем свести все знание. Все виды Э. стремятся показать, что знание, кажущееся вне-опытным, является либо сложным продуктом опыта (логика, математика для Д.С. Милля), либо не знанием, а совокупностью аналитических утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика, математика для логического Э.), либо бессмыслицей (философская метафизика для всех представителей Э.). К середине 20 в. выявилась невозможность осуществления программы Э. в любой его форме. Во-первых, было показано, что нельзя обосновать чисто опытным путем лежащие в основе научного исследования постулаты научного вывода, о чем писал Б. Рассел (в частности, правила индукции, постулат независимых причинных линий, постулат аналогии и др.). Во-вторых, после работ У Куайна стало ясно, что разделение синтетических (опытных) и аналитических (вне-опытных) высказываний условно и относительно. Опыт не может быть «данным», а всегда нагружен интерпретацией. В случае научного знания это теоретическая интерпретация эмпирических высказываний. В-третьих, в рамках современной когнитивной психологии было показано, что врожденные перцептивные эталоны и когнитивные карты играют важную роль в процессе чувственного восприятия. В.А. Лекторский
Отличное определение
Неполное определение ↓
Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII-XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон , Томас Гоббс , Джон Локк , Джордж Беркли , Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму , неопозитивизму (логический эмпиризм).
Юм подвергает сомнению существование реальности вне сознания. Он противопоставляет сравнительно бледным и слабым психическим переживаниям - Идеям - более яркие и сильные - Впечатления, но признаёт эту границу текучей, не безусловной, как это обнаруживается в сумасшествии и в сновидениях. Отсюда, казалось бы, следовало ожидать, что Юм будет считать недоказанным реальное тождество впечатлений, но, провозглашая подобную точку зрения, он не выдерживает её, принимая незаметно для себя впечатления за объекты, существующие помимо сознания и действующие на нас как раздражения.
Подобным же образом Милль, ограничивая весь материал познания единичными психическими переживаниями (ощущениями, представлениями и эмоциями) и объясняя весь познавательный механизм как продукт ассоциации между единичными психическими элементами, допускает существование вне сознания некоторого бытия в виде постоянных возможностей ощущения (permanent possibilities of sensation ), которые сохраняют своё реальное тождество помимо нашего сознания.
Трансцендентный эмпиризм
Его типичнейшей формой является материализм , принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Всё содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.
Основные положения
Под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайне догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.
Признание Локком математического познания безусловно достоверным объясняется лишь тем, что в эпоху Локка ещё не были продуманы до конца те следствия, к которым логически необходимо приводит отправной пункт эмпиризма. Чтобы психологически объяснить возникновение и существование в сознании человека известной структуры логических, гносеологических и математических законов, которые кажутся безусловно всеобщими и необходимыми, эмпиризм принимает следующие положения:
- Всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений.
- Повторение известных впечатлений A и B одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений a и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечёт за собой появление другого.
- Подобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой (Милль).
- Предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путём для рода (Спенсер).
- Сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия. Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием» (Риль), продуктом коллективного, общественного мышления.
Итак, с эмпирической точки зрения относительная всеобщность и необходимость законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную связь между известными элементами сознания, которая стала неразрывной благодаря аккумулированному наследственному опыту, индивидуальной привычке и влиянию окружающей социальной среды. Если так называемые всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой степенью вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто не препятствует нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного, что и высказывают Спенсер и другие эволюционисты (см. Челпанов, Г. И. , «Проблема восприятия пространства», ч. II, 1904, стр. 215).
Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает произошедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического и естественноисторического познания. Уже Локк утверждал, например, что дети и дикари вовсе не пользуются законами тождества и противоречия, ибо, если бы пользовались ими, то знали бы, что пользуются, так как нельзя сознавать что-нибудь и не знать, что сознаёшь, если только не предполагать возможности бессознательных представлений, что было бы нелепо. Милль называет закон противоречия «одним из самых ранних и самых знакомых обобщений из опыта».
Другой эмпирист, Геринг , замечает: «Наблюдая естественное мышление, скоро можно убедиться, что оно не знает закона тождества и не следует ему, скорее возится с противоречиями, не получая повода усомниться в истинности своих мыслей» («System der Krit. Philosophie», т. I, стр. 310). Подобным же образом эмпиристы пытаются объяснить происхождение из опыта и других необходимых элементов познания.
Представители эмпиризма
К представителям эмпиризма следует отнести: эпикурейцев , стоиков , скептиков , Роджера Бэкона , Галилея , Кампанеллу , Фрэнсиса Бэкона (родоначальника нового эмпиризма), Гоббса , Локка , Пристли , Беркли , Юма , Кондильяка , Конта , Джона Милля , Бэна , Герберта Спенсера , Дюринга , Ибервега , Геринга и многих других.
Во многих из систем этих мыслителей рядом с эмпиристическими элементами уживаются и другие: у Гоббса, Локка и Конта заметно влияние Декарта, у Спенсера - влияние немецкого идеализма и критицизма, у Дюринга - влияние Тренделенбурга и других. Среди последователей критической философии многие склоняются к эмпиризму, например Фридрих Альберт Ланге , Алоиз Ригль и Эрнст Лаас . Из слияния эмпиризма с критицизмом выработалось особое направление эмпириокритицизм , основателем которого был Рихард Авенариус , а последоватетелями - Карстаньен,
Эмпирическая философия сформировалась в Англии в XVII – XVIII вв. Специфическими особенностями английской философии данного периода были: материалистическая направленность, большой интерес к социально – политическим проблемам, влияние мировоззрения протестантизма и развития новых буржуазных отношений.
Основоположником эмпирической философии считаетсяФрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель (в 1620 – 1621 гг. – лорд – канцлер Великобритании). Он формулировал основную идею эмпиризма о том, что в основе познания лежит исключительно опыт . Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по мнению Бэкона, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов, способствовать изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выражает его философское кредо: «Знание – сила ».
В гносеологии философ выдвинул новаторскую идею о том, что главным методом познания должна стать индукция – обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (напр., если многие металлы плавятся, то, значит, все металлы плавятся). Индукцию мыслитель противопоставлял дедукции Декарта. Достоинство индукции философ видел в том, что она расширяет возможности, интенсифицирует процесс познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер. Путь преодоления главного недостатка индукции – в накоплении человечеством опыта во всех областях знания. Философ также выделяет конкретные пути познавательной деятельности:
- « путь паука » - получение знания из «чистого разума», т. е. рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта;
- « путь муравья » - такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм. Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри;
- « путь пчелы » - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства « пути паука » и « пути муравья » и, в то же время, освобождается от их недостатков. Следуя по « пути пчелы » , необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по мыслителю, является эмпиризм, основанный на индукции , с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:
- призраки рода – врожденные заблуждения людей, связанные с преломлением познания через культуру людей (рода) в целом – человек осуществляет познание, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это накладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания;
- призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, связанные с влиянием личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания: личность человека, его предрассудки, заблуждения отражаются в конечном результате познания;
- призраки рынка – приобретенные заблуждения, связанные с неточным, неправильным употреблением речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений
- призраки театра – приобретенные заблуждения , связанные с влиянием на процесс познания существующей философии: зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание в не всегда нужное русло (например, влияние схоластики).
Мыслитель советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знание».
Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки на основе свойств человеческого ума : памяти, воображению, рассудку. Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук. Философию Ф. Бэкон определяет как науку о Боге, природе и человеке. Природа познается непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта. Бог познается через природу. Человек познается через рефлексию (обращенность мысли на саму себя, изучение мысли мыслью). В философии английского мыслителя было положено начало эмпирическому направлению в философии, гносеология у него поднимается до уровня онтологии, определяется главная цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов, предпринята попытка классификации наук. Философские воззрения Бэкона оказали огромное влияние на развитие английской и, в целом, европейской философии, дав антисхоластический импульс ее развитию.
Томас Гоббс (1588 – 1679)- ученики продолжатель философской традиции Ф.Бэкона решительно отвергал теологическую схоластическую философию и считал целью философии достижение результатов в деятельности человека, способствовании научно – технической революции. В споре между эмпиризмом и рационализмом Гоббс выступал на стороне эмпиризма, критиковал Декарта. Мыслитель был убежденным материалистом. Он считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства и разработал теорию государства. Философ первым выдвинул идею, что в основе возникновения государства лежал общественный договор.
Основной предмет философских изысканий Гоббса - гносеология. Он считал, что человек осуществляет познание благодаря чувственному восприятию . Чувственное восприятие - получение органами чувств сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т.Гоббс именует «знаками » и даёт их классификацию:
- сигналы – звуки , издаваемые животными для выражения своих действий или намерений (пение птиц и т.д.);
- естественные знаки - сигналы природы (гром и т.д.);
- метки - различные знаки, придуманные для общения;
- произвольные знаки - слова различных языков;
- знаки в роли меток - специальная «закодированная речь», понятная немногим (научный язык, жаргон);
- знаки знаков - имена имён - универсалии (общие понятия).
В качестве метода познания Т.Гоббс выступа за одновременное использование и индукции и дедукции.
Проблемы общества и государства по Гоббсу - главные в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет в обществе и государстве. Философ – автор книги «Левиафан» («Чудовище»), в которой он основал теорию общества и государства. Согласно этой теории, человек обладает изначально злой природой и движущей силой действий человека является личная выгода и эгоизм, страсти потребности, аффекты. Данные качества приводят к осознанию каждым человеком «права на всё», что влечет за собой пренебрежение к интересам других и приводит к «войне против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной совместную жизнь людей и прогресс. В целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор , в котором ограничили свои притязания и «право всех на все». Для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство. Чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным. Государство – чудовище («Левиафан»), которое пожирает все на своем пути - сила, которой невозможно противостоять, на которая необходима для поддержания жизнедеятельности общества, порядка.
Джон Локк (1632 – 1704) продолжил материалистическую и эмпирическую традицию в английской философии. Основные положения его философии:
Мир материален;
В основе познания лежит только опыт; его источник - внешний мир;
Сознание - пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом;
Цель философии - помочь человеку добиться успеха в деятельности;
Идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования, профессионал;
Идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, федеративную.
(логический эмпиризм).
Основные положения
Итак, под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.
Признание Локком математического познания безусловно достоверным объясняется лишь тем, что в эпоху Локка ещё не были продуманы до конца те следствия, к которым логически необходимо приводит отправной пункт эмпиризма. Чтобы психологически объяснить возникновение и существование в сознании человека известной структуры логических, гносеологических и математических законов, которые кажутся безусловно всеобщими и необходимыми, эмпиризм принимает следующие положения:
- Всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений.
- Повторение известных впечатлений А и В одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений а и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечет за собой появление другого.
- Подобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой (Милль).
- Предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путём для рода (Спенсер).
- Сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия. Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием» (Риль), продуктом коллективного, общественного мышления.
Итак, с эмпирической точки зрения относительная всеобщность и необходимость законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную связь между известными элементами сознания, которая стала неразрывной благодаря аккумулированному наследственному опыту, индивидуальной привычке и влиянию окружающей социальной среды. Если так называемые всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой степенью вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто не препятствует нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного, что и высказывают Спенсер и другие эволюционисты (см. Челпанов, «Проблема восприятия пространства», ч. II, 1904, стр. 215).
Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает произошедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического и естественноисторического познания. Уже Локк утверждал, например, что дети и дикари вовсе не пользуются законами тождества и противоречия, ибо, если бы пользовались ими, то знали бы, что пользуются, так как нельзя сознавать что-нибудь и не знать, что сознаешь, если только не предполагать возможности бессознательных представлений, что было бы нелепо. Милль называет закон противоречия «одним из самых ранних и самых знакомых обобщений из опыта».
Представители эмпиризма
К представителям эмпиризма следует отнести:
- Демокрита , софистов , стоиков , эпикурейцев и скептиков , Роджера Бэкона , Галилея , Кампанеллу , Фрэнсиса Бэкона (родоначальника нового эмпиризма), Гоббса , Локка , Пристли , Беркли , Юма , Кондильяка , Конта , Джемса Милля, Джона Милля , Бэна, Герберта Спенсера , Дюринга , Ибервега , Геринга и многих других.
Во многих из систем этих мыслителей рядом с эмпиристическими элементами уживаются и другие: у Гоббса, Локка и Конта заметно влияние Декарта, у Спенсера - влияние немецкого идеализма и критицизма, у Дюринга - влияние Тренделенбурга и других. Среди последователей критической философии многие склоняются к эмпиризму, например Фридрих Альберт Ланге , Алоиз Риль и Эрнст Лаас . Из слияния эмпиризма с критицизмом выработалось особое направление эмпириокритицизм , основателем которого был Авенариус, а последоватетелями - Карстаньен, Мах , Петцольд , Вилли, Клейн и др.
Литература
Важнейшие труды по новейшему эмпиризму:
- Джон Милль, «Система Логики» и «Исследование философии с. Вильяма Гамильтона»;
- Спенсер, «Психология» (преимущественно IV-й том, заключающий в себе теорию познания Спенсера);
- Лаас, «Идеализм и позитивизм»;
- Тэн, «Об уме и познании» (пер. под ред. Страхова);
- Дюринг, «Курс философии»;
- Льюис, «Вопросы жизни и духа»;
- Гельмгольц, «Факты в восприятии» и статья о «геометрических аксиомах», положившая начало философской литературе по пангеометрическим умозрениям (помещена в сборнике статей по пангеометрии, изданном в Казани в память Лобачевского в 1892 г.); * Вл. Соловьев, «Критика отвлечённых начал»;
- Александр Введенский, «Опыт построения теории материи» (1888, ч. I);
- М. Каринский, «Классификация выводов» и ряд статей об эмпиризме, печатаемых в «Журнале Мин. Нар. Просв.», 1897 (II), 1901 (V, VIII, IX), 1902 (IV), 1903 (II, VIII, XI) и 1904 (II);
- Челпанов, «Проблема восприятия пространства» (часть I, 1 896, и часть II, 1904; первая часть трактует вопрос с психологической, вторая - с гносеологической точки зрения).
Характеристики эмпиризма в истории философии имеются во всех общих курсах. Специальной полной истории эмпиризма и скептицизма в новейшей философии нет; существуют только труды, отчасти выполняющие эту задачу, как
- «История материализма» Ланге;
- Brochard, «Les sceptiques grecs»; Baumann, «Raum, Zeit und Zahl»;
- Lasswitz, «Geschichte der Atomistik»;
- Рябо, «Современная английская психология».
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Эмпирики" в других словарях:
Греч. empeirikos, от empeiria, опыт. Философы или врачи, опирающиеся только на опыт. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
Empirici, εμπειρικοί, называлась та школа врачей, которая, в противоположность к догматической, основывавшей свое искусство на спекуляции и общих теориях, вступила на указанный Гиппократом путь опытов, но часто в борьбе с… … Реальный словарь классических древностей
От латинского слова medicari назначать лечебное средство. Но М. заботится не только о восстановлении нарушенного здоровья, а также и о предупреждении расстройств. Полное определение М. с современной точки зрения: М. есть наука, изучающая болезни …
Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия
История науки … Википедия
История западной философии Западная философия Античная философия Средневековая философия Философия Возрождения Философия Нового времени XVII XVIII XIX век … Википедия
Трубецкой (князь Сергей Николаевич) философ; родился в 1862 году в Московской губернии, учился в калужской гимназии и на историко филологическом факультете Московского университета; с 1888 года состоял приват доцентом Московского университета по… … Биографический словарь
Писатель по экономическим и политическим вопросам и литературный критик, редактор зарубежного журнала "Набат", родился в 1844 г. в Псковской губернии, в небогатой помещичьей семье. Среднее образование получил во 2 й Петербургской… …
Философ; род. в 1862 г. в Московской губернии; учился в Калужской гимназии и на историко филологическом факультете Московского университета; с 1888 г. состоял приват доцентом Московского университета по кафедре философии, в 1889 г. защитил… … Большая биографическая энциклопедия
- (князь) философ; род. в 1862 г. в Московской губернии, учился в Калужской гимназии и на историко филологическом факультете Московского университета; с 1888 г. состоял приват доцентом Московского университета по кафедре философии, в 1889 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона