Зачем лукас продал звездные войны. Пробуждение Силы: Как Disney раскрутил «Звёздные войны» и другие великие франшизы
Известный американский режиссер Джордж Лукас считает, что новые эпизоды его легендарной киноэпопеи "Звездные войны" можно снимать еще в течение 100 лет. Накануне о покупке компании Лукаса Lucasfilm Ltd за четыре миллиарда долларов объявила корпорация Walt Disney Company.
ПО ТЕМЕ
"Пришло время передать "Звездные войны" новому поколению кинематографистов" , – заявил режиссер, комментируя сделку. Представители корпорации сразу же заявили о намерении выпустить в 2015 году очередной, седьмой, эпизод "Звездных войн". В компании Disney уверены, что на рынке есть "существенный скрытый спрос" на продолжение "Звездных войн" со стороны поклонников киносаги.
"У нас есть планы на седьмой, восьмой и девятый и последующие фильмы . У нас огромное количество идей и персонажей. Мы могли бы продолжать снимать "Звездные войны" в течение следующих 100 лет", – заявил Лукас.
Сага "Звездные войны" стала самой популярной фантастической эпопеей в истории кино. Ее фанаты объединяются в клубы, устраивают игры и даже исповедуют "джедаизм", передает ИТАР-ТАСС .
Название "Звездные войны" было перенесено на американскую оборонную программу. А выражение "Империя зла" по отношению к СССР Рональд Рейган также позаимствовал из фильма Лукаса.
Первый фильм был снят в 1977 году ("Новая надежда"), второй вышел в 1980-м ("Империя наносит ответный удар"), третий фильм сняли в 1983 году ("Возвращение Джедая"). Эпизоды трилогии-приквела появились на экранах в 1999-м, 2002-м и 2005 годах.
В 2010-м было объявлено о решении выпустить все части саги в формате 3D. Первый "объемный" эпизод "Звездных войн" "Скрытая угроза" вышел на экраны в феврале этого года. В мировом прокате фильм заработал более 100 миллионов долларов.
Что общего у сериала «Отчаянные домохозяйки», фильма Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум» и спортивным каналом ESPN? Как ни удивительно, все они принадлежат The Walt Disney Company - крупнейшему медиаконгломерату мира. Таких медиагигантов в мире всего шесть - ещё Comcast, Time Warner, News Corp, Sony и Viacom, - и структура их бизнеса во многом похожа. У каждого из них есть свои киностудии, телевизионные каналы, звукозаписывающие студии, издательства, магазины и тематические парки. Степень концентрации медиаресурсов усиливается ещё и тем, что все компании, принадлежащие «большой шестёрке», также постоянно взаимодействуют друг с другом. Disney может снять фильм, дистрибуцией которого будет заниматься Comcast, а права на некоторых персонажей в фильме будут принадлежать Time Warner.
Ошибкой было бы полагать, что конгломераты скупают своих мини-конкурентов исключительно для того, чтобы сделать из них своих клонов. Всё как раз наоборот, современные слияния и поглощения в индустрии развлечений зачастую не приводят к кардинальным изменениям внутренней политики «съеденных» компаний. Обычно они продолжают делать то, что делали, только имея на руках больше ресурсов. Так на рынке поддерживается иллюзия широкого выбора, а конгломераты получают выгоду от разнообразия своих владений.
Эпоха Боба Айгера
Самым агрессивным покупателем в этой индустрии в последние годы считается именно Disney Company. Начиная с 2006 года конгломерат купил несколько компаний, которые славились своим неповторимым индивидуальным стилем, - Pixar, Marvel Comics и Lucasfilm. Миллионы фанатов в ужасе следили за происходящим, ожидая, что Disney испортит всё, что купил, заберёт из их любимых произведений юмор, насилие и истинную романтику. В реальности всё оказалось не так плохо.
Общая прибыль Disney в 2014 году составила 7,5 миллиарда долларов. Своим нынешним успехом компания во многом обязана тому, что в 2005 году пост CEO занял тогда мало кому известный Боб Айгер. Гений-управленец начал свою карьеру с должности ведущего прогноза погоды на канале ABC, затем стал главой этого канала, а после поглощения ABC получил пост вице-президента компании Disney. Компания в этот момент переживала второй в своей истории кризис (первый случился после смерти Уолта Диснея). Под управлением Майкла Айснера она выпускала один провальный фильм за другим - «Пёрл Харбор», «Геракл», «Атлантида: Затерянный мир». Даже успешная трилогия «Пираты Карибского моря» вышла против воли Айснера. В результате совет директоров принял решение заменить главу компании. Пришедший ему на смену Айгер объяснил свою стратегию так: если у Disney проблема с креативностью и созданием новых прибыльных персонажей, значит, нужно купить их у других компаний.
Уолт Дисней
Боб Айгер
Несмотря на неудачи в производстве мультфильмов, доверенная ему компания всё ещё была очень богатой - она получала прибыль благодаря своим телеканалам, магазинам и тематическим паркам, которые принимали более 120 миллионов гостей ежегодно. Фундамент этой структуры, неустанно поддерживающей компанию в трудные времена, заложил ещё Уолт Дисней. Считается, что Уолт был первым голливудским продюсером, который понял, что за телевидением - будущее. Производство полнометражных мультфильмов требовало очень больших средств. Даже успешный прокат в кинотеатрах не позволял его студии по-настоящему встать на ноги. Дисней искал другие источники дохода - и в 1937 году придумал Disneyland. Чтобы найти деньги на строительство огромного парка, Дисней заключил гениальный договор с каналом ABC. Они должны были инвестировать в строительство парка, а он - вести еженедельную передачу на канале, показывая детям свои мультфильмы. Полюбившаяся детям передача так и называлась - Disneyland, она естественным образом рекламировала строящийся парк и сделала компанию Диснея синонимом американской мультипликации.
Даже сейчас парки развлечений приносят компании 20 % прибыли. Проблема в том, что, когда дети приходят в парк, они хотят увидеть не только диснеевских принцесс и Микки-Мауса, но и рыбку Немо, и Железного человека. Креативная монополия Disney на любимых персонажей закончилась в эпоху компьютерной анимации. Но, имея деньги, Боб Айгер быстро превратил этот минус в гигантский плюс.
Как Disney приручил Pixar
Забавно, но будущий основатель Pixar Эд Кэтмелл показал свою первую программу по 3D-анимации сотрудникам компании Disney ещё в 1973 году, там он проходил стажировку. Ему тогда сказали, что между компьютерами и анимацией нет ничего общего и, пока его программа не сможет рисовать правдоподобные пузырьки, она им абсолютно не интересна. Этими словами они выразили мнение всей киноиндустрии, которое оставалось таковым до 25 мая 1977 года. В этот день на экраны вышли первые «Звёздные войны». В отличие от остальных, Джордж Лукас относился к новым инструментам в области визуальных и звуковых эффектов с большим вниманием, в результате чего открыл в своей компании компьютерное подразделение и нанял Кэтмелла им управлять. Через некоторое время к ним присоединился аниматор Джон Лассетер, которого уволили из Disney за чрезмерную смелость во взглядах на будущее анимации. Работники компьютерного подразделения Lucasfilm не очень ладили с Лукасом.
Кто-то может подумать, что Disney
прогадали, заплатив целых
7,5 миллиарда
за Pixar, но цифры говорят обратное
Им хотелось создавать мультфильмы, а его их разработки интересовали только в той мере, в какой они могли улучшить картинку обычного фильма. Когда в 1983 году Лукас развёлся с женой и потерял большую часть своего состояния в результате бракоразводного процесса, ему потребовалось как-то оптимизировать свой бизнес, и он решил избавиться от компьютерного подразделения. Несколько лет он искал покупателя, которым в итоге стал недавно уволенный из Apple Стив Джобс. Он вложил в новую компанию 54 миллиона долларов. Так Pixar появился на свет.
В первые годы существования Pixar создал несколько коротких анимированных фильмов, один из которых получил «Оскар», и пару рекламных роликов, но прибыли не приносил. Трижды Стив Джобс пытался перепродать компанию кому-нибудь ещё, например Microsoft и Alias, но каждый раз в последний момент отказывался от сделки. Дела шли плохо до тех пор, пока на сцену не вышел Disney. Они предложили инвестировать в создание полнометражного мультфильма Pixar, а взамен получить права на дистрибуцию. В Disney хотели также получить права на технологии Pixar, но Джобс отверг это предложение, заявив, что секреты производства раскрывать не собирается. После оглушительного успеха первого полнометражного мультфильма Pixar «История игрушек» глава Disney Майкл Айснер с ужасом осознал, что собственными руками создал себе великого конкурента. Отношения Айснера и Джобса стали очень натянутыми.
«История игрушек»
«Университет монстров»
«Тачки»
Frozen
Всё изменилось, когда на смену Айснеру пришёл Айгер, который начал активно налаживать отношения с Джобсом. В отличие от Айснера он не собирался бороться с их компанией, он хотел им помочь и убеждал создателей Pixar, что после поглощения обещает сохранить дух и ценности их компании. В результате это вылилось в сделку стоимостью 7,4 миллиарда долларов. А ведь когда-то Microsoft предлагала Джобсу за Pixar всего 90 миллионов долларов. В договоре с Disney было оговорено право Pixar сохранять творческие принципы своей работы, которые Джобс считал основой их успеха. Когда-то уволенный из студии Disney Джон Лассетер вернулся в студию уже её руководителем.
Можно по-разному оценивать то, что случилось дальше. Pixar стали делать мультфильмы быстрее, и все они принесли большую прибыль. Так, «Университет монстров» нельзя назвать провалом, ведь он собрал 800 миллионов долларов в прокате, но всем понятно, что по гамбургскому счёту он получился довольно слабым. В ближайшем будущем Pixar планирует выпускать продолжения «Тачек», «Истории игрушек» и «Суперсемейки», и этот акцент на сиквелах немного настораживает. В то же время родная студия Disney выросла на глазах, встав вровень с современными студиями. Frozen стал самым прибыльным мультфильмом за всю историю кино, да и недавно вышедший «Город героев» явно получился очень удачным.
Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых 7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное. По результатам на 2013 год они получили 7 миллиардов благодаря одному только мерчандайзингу товаров по мотивам «Истории игрушек». Это не считая доходов от проката третьей серии, продажи дисков, книг и игр для Wii, Xbox 360 и Nintendo DS, которые принесли ещё 2 миллиарда. Эту цифру можно умножить на 10 - количество созданных Pixar мультфильмов (без учёта сиквелов).
Супергерои оптом
Первые комиксы Marvel появились ещё в 1937 году. С тех пор компания несколько раз перепродавалась - и всегда попадала в руки каких-то странных людей. В 1968 году основатель продал её компании Perfect Film and Chemical Corporation, в которой было подразделение, продающее лекарства по почте, а также отдел печатной продукции, который наравне с комиксами Marvel издавал журнал Ladies’ Home Journal. В 1986 году они перешли во владение компании New World Entertainment, производившей телевизионные фильмы класса B. Ещё через три года их перепродали холдингу MacAndrews & Forbes, в который также входила косметическая компания Revlon. В 1996 году Marvel объявила о своём банкротстве. Спасти утопающий бренд решили владельцы компании по производству игрушек Toy Biz - Ави Арад и Айк Перлмуттер. Эти двое настолько успешно реорганизовали бизнес Marvel, что через десять лет Disney заплатил за него 4,6 миллиарда долларов.
Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек» , и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало
Что тогда придумали Ави и Айк? Во-первых, они начали продавать лицензии на использование популярных персонажей Marvel. Их покупали телевизионные и киностудии, производители одежды, товаров для школьников и игрушек. Всего было продано несколько тысяч лицензий. Особый акцент предприниматели решили сделать на фильмах и играх. Идея заключалась в том, чтобы супергерои вселенной Marvel вышли за пределы обычной для себя подростковой аудитории и стали общеизвестными. Так на свет появились фильмы о Человеке-пауке, Людях Икс и Капитане Америке.
Параллельно с этим Marvel начала снова издавать комиксы, нашла для них новые каналы сбыта, заново «переписала» свои старые истории для молодой аудитории. К 2010 году они увеличили свою долю на рынке комиксов до 50 %. В 2005 году Marvel, собрав 500 миллионов инвестиций, занялась собственным производством фильмов. Так как права на использование самых популярных героев принадлежали другим студиям, они сосредоточились на менее известных героях - Железном человеке, Торе, Халке. Фильмы, сделанные в сотрудничестве с другими студиями, разогрели рынок, публика ждала новых приключений марвеловских героев, так что новые фильмы ждал успех.
«Человек-паук»
«Люди Икс»
«Капитан Америка»
Боба Айгера в Marvel привлекало не только количество потенциально прибыльных героев, но и то, что самыми преданными поклонниками творчества этой компании были мальчики-подростки. Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек», и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало. Владельцы Marvel относительно легко согласились на сделку, так как оба были больше бизнесменами, нежели творцами. У каждого за плечами было по несколько удачно проданных компаний, и Marvel оказалась лишь одной из них. То, что приобретение стоило своих 4 миллиардов, доказал невероятный успех «Мстителей», которые собрали в мировом прокате более 1,5 миллиарда долларов и вошли в тройку самых кассовых фильмов в истории кино.
Как Джордж Лукас продал «Звёздные войны»
В 2011 году Джордж Лукас участвовал в подготовке аттракциона, сделанного по мотивам «Звёздных войн», в Диснейленде. На церемонии открытия Пол Айгер спросил его, не думает ли тот продать компанию, - и попал в точку. Лукасу на тот момент исполнилось 67 лет, и он начал задумываться о выходе на пенсию. После холодного приёма второй трилогии «Звёздных войн» ему и вовсе расхотелось снимать новые фильмы. Вопрос о том, кому оставить компанию, встал ребром. Лукас сказал Айгеру, что так как на его могиле будет написано «создатель Star Wars», то для него это не столько вопрос денег, сколько вопрос о сохранении его наследия. Ему было страшно представить, что кто-то может забрать созданную им Вселенную и начать делать с ней что захочет. Айгеру он, в принципе, доверял, потому что видел, как деликатно тот вёл себя по отношению к другой «его бывшей компании» - Pixar.
Лукас решил продать компанию с условием, что они снимут ещё одну трилогию по его сценарию и оставят выбранного им CEO и часть сотрудников. Он также хотел иметь право голоса во всём, что касается использования его бренда. Айгер настаивал на том, что, хотя мнение Лукаса будут учитывать, именно Disney будет принадлежать право последнего слова. Переговоры шли полгода, Лукас сомневался и нервничал, и, когда в итоге договор был подписан, Айгер, по его словам, чувствовал себя Дартом Вейдером. Он купил компанию Лукаса за 4 миллиарда долларов. В день, когда о сделке было объявлено, кто-то написал в Twitter: «Я почувствовал волнение в Силе, словно миллионы гиков одновременно вскрикнули от ужаса».
Когда Айгер только размышлял о покупке Lucasfilm, он пересмотрел все шесть серий и записал героев, права на которых может получить его компания. Только потом он узнал о существовании «Голокрона» - базе данных по Вселенной Звёздных войн, в которой содержится информация о 17 тысячах персонажей. Каждый из них теперь принадлежит Disney.
» старенький робот R2D2 подъезжает к Люку Скайвокеру и проецирует голограмму с принцессой Леей из четвертого эпизода. Люк ностальгически наблюдает за посланием Леи и растроганно комментирует: «Очень дешевый трюк». Трюк, конечно, не дешевый. Франшиза «Звездных войн» по всему миру собирает новое поколение фанатов, которые уже приносят немалую кассу. Феномен саги как поп-культурного явления заключается в универсальности истории, в которой можно найти как семейную драму, так и военный памфлет межгалактического масштаба. По случаю выхода восьмого эпизода вспоминаем франшизу «Звездных войн» - за некоторыми исключениями, ведь ленты о Рождестве с Чубаккой и Эвоками мы предпочитаем забыть не меньше, чем актеры, которые в них снимались.
Оригинальная трилогия
Эпизоды IV-VI
Первый фильм саги вышел в 1977-м году под лаконичным названием «Звездные войны ». Лишь позже, когда Джордж Лукас писал сценарий к следующей части, они стали четвертым и пятым эпизодами - тогда Лукас задумал целую сагу из шести частей. Получив $ 150 000 на написание, продюсирование и режиссирование, Лукас снял фильм, который стал первым во вселенной «Звездных войн». Кассовый успех четвертого эпизода и «Американского граффити» позволил Джорджу самому финансировать следующие ленты саги с помощью компании LucasFilm. Несмотря на то, что социальных сетей еще не существовало, некоторые сюжетные ходы замалчивались даже от актеров во время съемок.
Джордж Лукас насобирал сюжет своей саги отовсюду: от книг о Джоне Картере и комиксов о Валериане до фундаментальной «Дюны» Фрэнка Герберта и лент Акиры Куросавы. Но основным вдохновением стала книга Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лиц». Кэмпбелл полагает, что большинство мифов народов мира имеют общую сюжетную структуру о герое, который должен пройти свой путь. Специально для обозначения этой структуры он ввел термин «мономиф». Голливудский продюсер Кристофер Воглер даже создал на основе этой книги методичку для сценаристов, которой успешно пользуются несколько студий. Путь Люка Скайуокера от обычного фермера до мощного джедая - это ничто иное, как классический миф о том, как архетипический герой приобретает новые знания.
На этом пути его сопровождает нетипичная принцесса Лея, которая и командует войсками, и служит символом надежды на успешное восстание против Империи. В дополнение им помогает космический наемник Хан Соло со своим верным товарищем Чубаккой. Джордж Лукас кладет мономиф в основу сюжета всей трилогии. На фоне этой войны каждый персонаж переоценивает свои способности. Хан теряет скепсис к Силе, Лея осознает собственную роль в восстании, а Люк приобретает мудрость после жизненных потрясений.
Трилогия приквелов
Эпизоды I-III
Развитие технологий в 90-х годах и рост популярности «Звездных войн» среди нового поколения заставили Лукаса пересмотреть свои взгляды. Он вернулся к идее приквелов, которая родилась у него в конце 70-х. Вне основного сюжета измены Энакина Скайуокера и его перехода на Темную сторону, Джорджа Лукаса также интересует политический строй Республики и торговые договоренности. Расширение Вселенной «Звездных войн» случилось и в пространственном аспекте: удалось увидеть больше планет и межгалактических сражений. Однако кастинг для новой истории оказался не таким удачным, как в старой трилогии. Во втором и третьем эпизодах Кристенсен настолько испортил себе репутацию актера, его до сих пор днем с огнем не найти в приличных проектах. Роджер Эберт писал, что Кристенсен похож на ребенка в подростковой комедии, когда Амидала рассказывает о своей беременности. «Сказать, что Лукас не может написать любовную сцену - это не сказать ничего. Открытки выражают больше страсти», - жаловался кинокритик. Спасает слабый сценарий старая актерская гвардия в составе Юэна Макгрегора, Кристофера Ли и Самюэля Л. Джексона, которым удается раздуть пыль из заседаний межгалактического сената.
Новая трилогия принесла и сомнительное улучшение с технической точки зрения. Джордж Лукас все больше пользуется компьютерными эффектами и почти не использует практические. Его одержимость даже привела к компьютерному апгрейду 4-6 эпизодов саги - по мнению владельца LucasFilm, добавление CGI должно убрать технические неудачи трилогии. Зато оно придало искусственности не только смежным практическим эффектам, но и сюжетным линиям.
Например, сцена в заведении «Кантина» напоминала кукольный праздник странности, а вместе с CGI превратилась в мультипликационную вставку внутри драматической ленты. Возможно, во время перевоплощения Скайуокера в Дарта Вейдера у вас тоже что-то екнуло внутри от разочарования. Но поскольку Лукас уже не у дел и не влияет на собственную франшизу, это точка не только в истории Энакина, но и создателя в собственном творении.
После того, как Disney купил студию Lucasfilm, Студия запланировала выпускать по фильму в год, расширять рамки вселенной, и - как оказалось - менять канон. Джей Джей Абрамс, настоящий специалист по перезапуску проектов, взялся за фильм со всей ответственностью. И в целом сюжет повторяет четвертый эпизод. Джордж Лукас даже упрекнул создателей за попытку сыграть на ностальгии вместо того, чтобы придумать новую историю. Абрамс только добавил незначительные детали, которые возмутили фанатов - штурмовик впервые появился без маски, а форма светового меча Кайло Рена совсем не напоминает классическую. К тому же, режиссер использует традиционный для себя прием «загадочной коробки». Суть этого метода заключается в том, чтобы создавать загадки и вопросы, а не давать знания и ответы - собственно, это не сильно видоизмененный Макгаффин Хичкока. Абрамс считает, что интереснее постоянно думать, откуда взялся Сноук или кто родители Рэй, чем в конце концов получить эту информацию. По такому принципу, похоже, будет построена вся трилогия.
В седьмом эпизоде мы снова видим песчаную планету и джедая, который должен восстановить баланс Силы. Даже новая Звезда Смерти получила апгрейд, чтобы избежать атаки звездных истребителей (спойлер: не обошлось). Учитывая создания новой трилогии, фильм Джей Джей Абрамса напоминает пролог к чему-то большему - и не имеет самостоятельной основы. Закончив ленту на буквальном клиффхэнгере у скалы с Люком Скайуокер, режиссер обрек «Пробуждение...» на долю серии, которой очень нужно продолжение, как жаждущему воды.
История «]Изгой-оди н» разворачивается между третьим и четвертым эпизодами саги. Повстанцы узнают, что Империя собирается построить супероружие, которое будет уничтожать целые планеты. Джин Эрсо вместе с командой пытаются похитить чертежи главного оружия Галактики. В отличие от других фильмов саги, «Изгой-один» не начинается классическим «Давным-давно в далекой-далекой Галактике». Вместо этого он пользуется инструментарием фильма о повстанцах: храбрые патриотические мятежники выступают против истерического и неуравновешенного зла.
«]Изгой-один » - это объединяющее звено между старыми и новыми эпизодами, хотя вполне может претендовать на самостоятельный фильм. Лента чтит вклад героев, о которых не упоминают персонажи саги. Здесь не место неоднозначным шуткам и мрачная интонация, которую выбрал режиссер, подходит такому военному кино. Атрибуты саги все еще на месте: в ленте вспоминают и Силу, и собственно Звезду Смерти, и это всего лишь фон для партизанской истории. Режиссер Гарет Эдвардс с опытом постановки «Монстров» и «Годзилы» сделал то, чего требовала студия - крепкое кино о подвигах, которое избегает пафоса. Мотивационных речей в таком жанре не избежать, но их немного, и они балансируют фильм с шутками дроида K-2SO. Эдвардс срежиссировал и самую эпичную сцену во всей саге - Дарт Вейдер в полумраке уничтожает повстанцев световым мечом. Уже это достойный ответ тем, кто считает эту ленту лишней для вселенной «Звездных войн».
Райан Джонсон прославился своим искусным балансированием на грани мейнстрима и авторского кино. Его «Петля времени» живо обсуждалась среди сторонников перемещений в пространстве и ненадолго вернула Брюса Уиллиса в строй экшн-героев. «Последние джедаи» перехватили манеру Джонсона балансировать между сюжетными линиями и быстро переключаться с одного персонажа на другого, не теряя при этом равновесия (в Силе).
Однако накопление из старых и новых персонажей привело к неисправимо затянутому хронометражу - 152 минуты. Хэмилл сравнивает ленту с «Крестным отцом», и он в чем-то прав. Семейная сага пускала корни во все прошлые эпизоды и в конце концов превратилась в семейное дерево, в котором каждый стремится найти свое место. Сейчас Сила имеет более широкое влияние телекинеза, чем раньше, а внимание молодой аудитории, кроме дроидов, создатели пытаются привлечь Поргами - милыми созданиями с планеты Эк-то.
Самоизгнание Люка Скайуокера по причине непростых отношениях с племянником становится краеугольным камнем этой части. Флот вместе с Леей ждет поддержки от джедая. Рэй хочет найти ответы на вопросы о ее сверхспособности и семью. Лишь третья сюжетная линия с Финном и его напарницей Роуз немного отдаляют зрителя от основных коллизий. Эти двое разыгрывают фильм о взломе с каноническим сумасшедшим ключником и сценой за-шаг-к-поражению - и неожиданно передают привет недавнкй «Окче» с ее темой зоозащиты.
Режиссер Джонсон привел в франшизу своего постоянного оператора Стива Йедлина. Вместе с ним они создали одни из самых живописных сцен саги: битва на планете с красной солью и мрачными кадрами Эк-то, где в одиночестве тосковал Люк Скайуокер. Джонсону удалось повернуть историю о джедаях в русло самурайского кино. При создании «Новой надежды» Лукас вдохновлялся сюжетом «Трех негодяев в скрытой крепости» Акиры Куросавы о возвращении власти и утраченных территорий. А вот Райан Джонсон использует только атрибуты азиатского кино: затерянный остров, отречение благ, отношения учителя с учеником. Такие параллели с первой трилогией Лукаса создают сильный эффект ностальгии. Даже появление Йоды, которым руководит Фрэнк Оз, способствует этому не столько за оригинальной трилогией, как по фильмам, в которых спецэффекты создавались вручную. В конце концов, «Последние джедаи» выдаются неспешным медитативным фильмом о невозможности найти ответы на некоторые вопросы. А это как раз то, к чему так стремятся некоторые фанаты франшизы.
Представляющий нам совершенно новых молодых главных героев. Большинство поклонников франшизы остались фильмом недовольны, во многом благодаря тому, что он копировал основные сюжетные ходы четвёртого эпизода и пытался играть на ностальгии зрителей, не предлагая ничего по-настоящему нового. В 2016-м вышел первый спин-офф серии под названием , рассказывающий о событиях, предваряющих историю, рассказанную в четвёртом эпизоде. А вот тут произошло неожиданное: даже несмотря на то, что в фильме не было ни одного джедая, картина привела критиков и зрителей в полный восторг. Поэтому работу Disney над серией ни в коем случае нельзя недооценивать.
По мотивам было выпущено бесчисленное количество , сувенирной продукции, комиксов, книг и прочих товаров, приносящих огромный доход владельцам прав на франшизу. На самом деле основной доход приносит именно сопутствующая продукция, а вовсе не прокат фильмов в кинотеатрах. По сути, именно Джордж Лукас придумал эту схему монетизации своего творчества, так как раньше никому и в голову не приходило, что можно заработать столь огромные деньги, продавая товары с символикой кинофильма. По последним данным, доходы от продажи сувенирной продукции по мотивам Star Wars составляют более 20 миллиардов долларов.
Влияние «Звёздных войн» нельзя переоценить. Фильмы оригинальной трилогии буквально взорвали массовую культуру своего времени. На основе киновселенной даже была создана собственная официальная религия – джедаизм. Миллионы людей ежегодно участвуют во всевозможных косплеях, съезжаются на ролевые реконструкции и просто форумы поклонников франшизы Star Wars, да и просто коллекционируют продукцию с символикой серии. В многочисленных фильмах и анимационных сериалах можно встретить отсылки к культовой франшизе Джорджа Лукаса, а некоторые режиссёры даже снимают полноценные пародии на серию, вспомнить хотя бы «Космические яйца» Мэла Брукса.
Хочется от всей души поздравить любимую серию с её 40-летним юбилеем и пожелать её создателям замечательного настроения и творческого подъёма. А нынешним владельцам франшизы в лице продюсеров Disney хотелось бы отдельно пожелать больше сил и фантазии для того, чтобы они чаще радовали своих поклонников новыми достойными произведениями.
В Голливуде объявлено о самой громкой за последние годы сделке в мире киноиндустрии: корпорация Disney приобрела Lucasfilm Ltd. Созданная в 1971 году режиссером и продюсером Джорджом Лукасом компания владеет правами на франшизы «Звездные войны» и «Индиана Джонс», её подразделениями являются знаменитая компания по производству визуальных эффектов Industrial Light & Magic (ILM), студия звукозаписи Skywalker Sound и разработчик видеоигр LucasArts. Сделку уже одобрили и Лукас, и совет директоров Disney.
Компания Disney заплатила за наследие Лукаса $4,05 млрд, получив заодно права на съемки продолжений популярных фильмов: седьмой эпизод «Звездных войн» будет выпущен на экраны уже в 2015 году.
Джордж Лукас заявил, что продажа компании - продолжение его планов по окончательному уходу «на пенсию». Напомним, что в этом году режиссер и продюсер пообещал отказаться от съемок полнометражных блокбастеров после приема, который критики и коллеги устроили его фильму «Красные хвосты».
«За прошедшие 35 лет я имел удовольствие видеть, как «Звездные войны» перешли от одного поколения к следующему. Теперь настало время и мне передать их следующему поколению режиссеров. Я всегда верил, что «Звездные войны» переживут меня, и мне было важно самому создать условия для этого», — приводит слова Лукаса издание Variety .
После выхода «Звездные войны: Эпизод VII», который сейчас находится на ранней стадии разработки, корпорация Disney собирается снимать по одному полнометражному фильму из этой вселенной каждые два-три года.
Но Лукас только кино не ограничился: вся франшиза включала множество сопутствующих товаров: игрушки, сувениры, новеллизации фильмов и просто книги, рассказывающую историю «далекой-далекой галактики», мультсериалы и продажа прав на персонажей. Например, одной из последних сделок был контракт с Rovio об использовании образов из «Звездных войн» в популярной игре Angry Birds. За прошедшие годы такой подход позволил Lucasfilm заработать более $20 млрд, а Лукас стал самым богатым режиссером в мире - его личное состояние оценивается в $3,5 млрд.
В этом году франшиза, как ожидается, принесет $215 млн.
Disney сотрудничал с Lucasfilm с 1987 года, когда был открыт первый аттракцион по мотивам «Звездных войн» в Диснейленде (сейчас он есть в Орландо, Париже и Токио). Компании также объединили Микки Мауса с персонажами Лукаса во множестве товаров. Кроме того, у Disney есть лицензия на аттракцион по мотивам «Индианы Джонса», а работает над игровым сериалом «Звездные войны».
В первое время корпорация сосредоточится на расширении выпуска игрушек и увеличит тематический парк «Звездных войн в Диснейленде. Руководство Disney обещает, что все обязательства Lucasfilm будут выполнены.
Это касается и будущего продолжения «Индианы Джонс» - его Lucasfilm готовил вместе с кинокомпанией Paramount, с которой у Disney есть договор о дистрибуции фильмов по вселенной Marvel. Президентом Lucasfilm будет , которая была вместе с Лукасом возглавляла компанию до продажи; она также станет продюсером всех будущих «Звездных войн» и других фильмов студии. собираются привлекать к работе как консультанта при съемках картин.