Что говорит православие о кремации. Православие против суеверий
Сегодня по-настоящему мало кого интересует, как церковь относится к кремации человека. Этот вопрос муссируется в СМИ для успокоения собственной совести, чтобы найти красивое объяснение дикому отношению к телу покойника. Вся суета вокруг финансовых проблем с захоронением, особенно в больших городах, действительно вызывает у близких усопшего дополнительные проблемы. Но терять свое человеческое лицо, не говоря уже о христианском мировосприятии, не стоит. Ведь дело не только в традиции, на чем настаивает церковная иерархия, но главное - в отношении к вере, которую попирают все кому не лень с попустительства и стыдливого молчания тех, кто еще отождествляет себя с православием.
Свидетельства седой и недавней старины
Кремацию придумали во времена построения Вавилонской башни, когда люди были наказаны за стремление стать выше Бога. Именно в этот момент возникло язычество и многобожие, а вместе с ними - атеизм, материализм и прочие культы. Сжигать труп, когда нет ничего святого, проще и выгоднее. Бизнес на мертвых также появился не сегодня. Древние жрецы знали толк в добывании денег на горе других людей.
До революции в России вопрос, почему нельзя кремировать покойника, имел только негативный ответ. Горожане составляли меньшинство в процентном отношении ко всей численности населения страны. Большая часть людей жила в сельской местности и проблем с местами для кладбищ не возникало, земли хватало всем. Сотни лет христиане хоронили своих родственников и знакомых на погостах - деревенских кладбищах. Никому и в голову не приходила страшная мысль зарабатывать на этом деньги. Даже самый убогий находил упокоение под христианским крестом, как символом воскресения.
После 1917 года в СССР было официально разрешено подвергать кремации усопших. Мнение Православной Церкви власть имущих тогда не интересовало. Бога нет, личность после смерти полностью уничтожается, бытие правит сознанием - эти и прочие коммунистические догмы привели к появлению языческих мумий типа ленинской в центре столицы, а по всей стране - многочисленных крематориев. Первое подобное заведение было организовано уже в 1920 году. Вскоре в Кремлевской стене появился колумбарий, где замуровывали урны с прахом советских деятелей после кремации.
Правители, которые были далеко не русскими людьми, организовали массовую вакханалию над верой и здравым смыслом.
Буквально за 2 поколения благодаря насилию и пропаганде все эти циничные нововведения стали привычным явлением. Уже 3 десятилетия большевизма не существует как планетарного явления, но разрешенный им ритуал сжигать упокоившихся людей продолжает благополучно шествовать по территории России. Так 70 лет безбожного правления, урбанизация, западный образ жизни постепенно вытесняют благочестивый обычай и мешают отнестись к покойнику как к человеку.
Причины распространения кремации на русской земле
В настоящее время РПЦ, как и во все времена, категорически против кремации. Но этого уже недостаточно. Ведь идеи бессмертны - будь они языческие, еретические или коммунистические. Все они направлены на борьбу с Богом. Сегодня активно возрождаются храмы. Явная атеистическая пропаганда притихла. Но сжигание усопших христиан, тем более православных, продолжается. Что может являться источником подобного отношения, как не отсутствие настоящей веры?
Многие проходят таинство крещения, 1 раз в год на Пасху заходят в храм и считают себя истинными христианами. Но как только дело доходит до отстаивания мировоззрения перед иноверцами или обстоятельствами, какими являются похороны, мужество куда-то пропадает. Отсутствие с младенчества обучения верности Церкви, русским традициям, не говоря уже о понимании Православного учения, привели к возрождению подобной дикости.
Согласно данным статистики, более 60% умерших москвичей заканчивают свое земное существование в крематории.
Все крупные города России активно строят новые печи для проведения огненных похорон. В Санкт-Петербурге проблема с землей еще более актуальна, чем в столице. Городские кладбища переполнены, и людям приходится соглашаться на проведение языческого ритуала. Ведь сожжение стоит гораздо дешевле, чем православное погребение. Другой важной причиной развития сети крематориев по всей стране стал экономический интерес заинтересованных деловых структур, властей предержащих и прочих элементов. За место на кладбище в большом городе необходимо заплатить огромные деньги.
Что общего между языческим жертвоприношением, костром инквизиции и красивым крематорием?
Почему бизнес стал определяющей моделью в жизни русского человека? Это объясняется прерванной связью поколений, объединенных верой и традицией. Экономическая зависимость от доллара вынуждает большинство людей, не обремененных христианскими знаниями, жить в соответствии с теорией Дарвина. Если предки были обезьянами, то их можно спокойно отправлять в печь. Отношение же Церкви к кремации - только отрицательное.
Сегодня в Германии витает идея о строительстве пирамиды по примеру пирамиды Хеопса, где можно упрятать 50 млн. урн с прахом сожженных трупов. Такой план вполне совпадает с другим модным намерением демократии - разрешать проведение эвтаназии смертельно больных. В некоторых «гуманистических» странах она стала уже законом. Вскоре немецкие концлагеря времен Второй мировой войны окажутся детской шалостью. Ведь нужно значительно увеличить количество крематориев для сжигания убиенных «врачами» людей.
У буддистов и индуистов до сих пор сжигают умерших в крематории.
Это связано с древним верованием в то, что тело — темница для души. Поэтому от него нужно поскорее избавиться, как от временного и вредного явления. Средневековые инквизиторы отправляли на костры уже живых людей, но под видом борьбы с крамолой. И только Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь стала на пути распространения кощунства с лицом гуманизма над душами живых и телами почивших православных.
В каждый христианский обряд вложен определенный смысл. Не исключением являются:
- появление на свет;
- крещение;
- отпевание;
- смерть и погребение.
Кремация напоминает «пещь огненную», описанную в Евангелии, «где будет плач и скрежет зубов». Но это не означает, что все сожженные будут отправлены в ад. Бог судит по иным критериям, а не по способу погребения. За сознательное пренебрежение словами Священного Писания придется нести ответственность. Церковь советует не допускать кремировать христиан по причине не только того, что это может повлиять каким-то образом на участь покойника в вечности, но из-за нанесения духовного вреда живым.
Как относится православное сознание к сжиганию мертвых?
В настоящее время для оправдания кремации внедряется мнение, что разницы между традиционными похоронами и кремацией не существует. Ведь все равно тело становится прахом, как написано в Библии. Иногда люди тонут, сгорают в пожарах, и захоронить их невозможно. На это Православная Церковь дает серьезный и обоснованный ответ. Согласно ее учению тело христианина — храм Духа Святого. И у большинства людей оно после смерти постепенно тлеет. Кончина сравнивается с умиранием зерна, которое, разлагаясь, дает плод. Так и тело после разлучения с душой ждет своего часа для всеобщего воскресения, «прорастая в земле».
О важности телесной субстанции свидетельствуют тысячи примеров нетления святых угодников. Например, в пещерах Киево-Печерской лавры находится более 200 святых мощей преподобных, которым уже более 1000 лет. Их тела не разложились в условиях высокой влажности и температуры воздуха. Эти люди одарены Божественной благодатью, которая сохранила храм Духа Святого в целости.
Является ли кремация грехом, аргументированно может ответить только Истинная Церковь - Православная. В конце мировой истории произойдет всеобщее воскресение усопших, первым из которых был Иисус Христос. То есть восстанет тело и соединится с душой. Это действие подразумевает, что Бог в силе восстановить всего человека. А люди, сжигая труп, отказываются от веры в воскресение мертвых.
Священство не перестает повторять, что умерший назидает живых. Недаром в староеврейской традиции было такое правило: направлять на похороны молодежь и детей, чтобы они помнили о своей участи. Евангельская истина, утверждающая, что у Бога нет мертвых, а все живые, еще больше подчеркивает важность отпевания и похорон. Захоронение умершего в землю ближе библейской традиции, чем сжигание его в печи.
А что с душой?
Молитвы, направленные к Богу, успокаивают и умиротворяют любого грешника, если он был истинным членом Церкви, а не номинальным. Прихожанину, хоть немного разбирающемуся в канонах, близок и понятен чин, когда происходит . Душа, находящаяся в этот момент над собственным телом, все это видит и понимает. Что творится с духом сжигаемого, невозможно даже представить. Для неверующего живого родственника главное - выполнить все земные правила, чтобы при этом его не осудили соседи или знакомые. Чаще всего у близких усопшего несколько задач:
- купить престижное место на кладбище;
- заказать самый лучший гроб;
- устроить шикарные поминки с деликатесами и разносолами.
Но эти проблемы временно живых уже никак не касаются того, кто отошел в вечность. Какое может быть отношение православия к кремации, если она в корне отметает понятие о загробной жизни? Живые просто не верят в существование иного мира, поэтому и допускают подобное действо. Необходимо понимать, что усопшие не находятся на кладбище. Тут только прах, а духовная субстанция содержится до всеобщего воскресения в нематериальных обителях.
Как Церковь относится к кремации человека, можно понять, рассмотрев хотя бы азы ее догматики.
Люди, жившие в соответствии с заповедями Божиими и похороненные на разных кладбищах, в других государствах, встретятся в загробной жизни и будут вместе.
Тот, кто был богоборцем, не может быть вместе с верующим, даже если прожил десятки лет в супружеских или других родственных отношениях.
По-человечески этот момент понять можно, но у Бога свои замыслы. Многие спрашивают, можно ли отпевать покойника после сжигания, или лучше заочно провести чин погребения. Священству разрешено проводить заупокойную службу. Иначе это было бы противным православному учению. Церковь не лишает усопших поминальных молитв, невзирая на тот или иной способ захоронения. Чин отпевания необходим душе покойника для того, чтобы она по возможности преодолела путь, на котором ей встретится бесовская орда. Поэтому сожжение - это грех не усопшего, а тех, кто это сделал.
Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Смерть не конец, смерть – начало. Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.
Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, – вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.
Православная Церковь учит нас, когда мы вспоминаем о смерти, не думать о ней однозначно – либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии и Евангелиях, более сложный. В смерти есть трагедия, смерть чудовищна, смерти не должно быть. Смерть – следствие нашей потери Бога. Однако в смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственная надежда избежать порочного круга бесконечности в удаленности от Бога. Смерть не конец, смерть – начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земли.
Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть, – человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога , поэтому смерть как таковая – трагедия. С другой стороны, она – освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…
Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.
Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены выше.
Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.
Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу . Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.
У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.
Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.
Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением , – проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.
Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:
— класть в гроб деньги, вещи и продукты;
— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
— лить водку в могильный холм;
— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;
— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.
Кремация
Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий.
Этот новый для России обычай, который становится популярен из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме – нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.
Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.
Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся… никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна».
Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви, – действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.
Заочное отпевание
В последнее время сложилось множество суеверий вокруг чина заочного отпевания. Этот вопрос заслуживает особого внимания. В связи с этим нужно пояснить нижеследующее. Практика совершать отпевание «заочно» может быть оправдана только в том случае, когда доставить усопшего в храм Божий не представляется возможным.
Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).
Сейчас это явление стало распространенным: во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм , в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и в особых случаях совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.
Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву – в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно от головы к ногам и от правого плеча к левому.
Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.
Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше. Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью.
Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью
Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.
Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника.
В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.
Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск
Кормить червей - перспектива так себе. Это одна из самых популярных причин того, что много людей задумывается о кремации. Да и это красиво - разлететься пеплом над морем или в горах. Западные СМИ сообщают о людях, чей пепел родня в обход закона развевала в Диснейленде. Так завещали умершие.
Кто-то исходит из простой математики: население растёт, усопших всё больше. К чему занимать лишнее место после смерти?
Ну и других причин хватает. Потому предать своё тело земле хочет далеко не каждый. Способ погребения, подчас, заботит нас даже сильнее, чем образ жизни. Но каков православный взгляд на этот вопрос? Посмотрим на отношение церкви к кремации.
Православие не одобряет кремацию из-за традиции и по богословским причинам
Русская православная церковь имеет несколько причин не одобрять кремацию.
Причина 1 . Традиция. Любая религия - или почти любая - это цепочка преемственности. Она - островок надёжности и стабильности. Нововведения в традицию вводят редко и осторожно. Иначе не сохранить наследия предков.
Людям очень важно верить в то же, во что верили их предки. Иначе мы получаем разрыв идеологий, культур, мировоззрений.
Иногда такие события приводят к благоприятному итогу. Например, христианство некогда дистанцировалось от иудаизма и прекрасно себя чувствует. Но бывает и наоборот. Поэтому к любым вещам церкви необходимо присмотреться, определить для себя, приемлемо это или нет. Есть традиция обращения с телом умершего. Ей следует веками. Веских причин уходить от неё у православия нет.
Причина 2 . Богословие. В православии есть идея уважительного отношения к останкам. Это упирается в богословие. В Священном Писании сказано, что все рано или поздно воскреснут из мёртвых. В том числе этот процесс касается и тела. В Библии существует мысль о телесном воскресении. Есть душа, есть её храм - плоть. Если от плоти избавиться, возникает противоречие идее воскресения. Хотя вряд ли для Господа это проблема. При желании он способен сотворить всё, что угодно. Это подтверждает святитель Григорий Богослов:
Григорий Богослов
Святитель
«Если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться?»
Однако в православной среде с телами покойных принято обращаться соответственно - как счастью человеческого естества, физическим выражением его духовной сути.
Казалось бы, чего такого хорошего в бренном теле? За что его почитать.
Митрополит Сурожский Антоний очень хорошо объясняет суть:
Анатолий Сурожский
Митрополит
«Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело - центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».
Для православных христиан обычно этих причин достаточно, чтобы прислушаться к позиции церкви. Но в то же время православие не может препятствовать воле умерших. Его мнение носит рекомендательный характер. Это больше вопрос того, насколько для человека действительно силён авторитет церкви. Что он ставит выше - её мнение или свою волю.
Раннехристианский апологет Марк Минуций Феликс пишет:
Марк Минуций Феликс
Раннехристианский апологет
«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”».
Современная православная церковь в большинстве случаев категорично выступает против кремации и даже старается пресечь строительство крематориев. Кремацию в православных кругах считают актом атеизма. Есть мнение, что сжигание тела запрещено в этом библейском высказывании:
(1 Кор. 3:16-17)
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы»
Однако это толкование не выдерживает критики. Святой Феофан Затворник объясняет, что храм Божий - это собравшиеся вместе верующие. И Дух Божий обитает в них, пока все держатся вместе. В своём комментарии Феофан Затворник раскрывает такой смысл стиха: верующим нельзя разделяться. Это предостережение от разделения Церкви, но никак не разговор об участи тел умерших.
Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел
Возможны разные ситуации. Например, в некоторых странах запрещено хоронить в земле. У них разрешают только кремацию. Так что теперь делать православному человеку? Становиться нарушителем закона ради того, что его вряд ли будет волновать после смерти? Конечно, нет.
В таких ситуациях отношение РПЦ к кремации снисходительное. Кесарю - кесарево, Богу - Божье. Иначе выходит, что человек прямо между молотом и наковальней: закон говорит одно, религия - другое, а виноват - человек. В таком положении пойти навстречу должен самый рассудительный и справедливый. Священники рекомендуют пренебречь традицией из-за обстоятельств.
Также случается, что решение кремировать или хоронить принимают исходя из финансов. Ну, если нет усопшего и его родственников достаточной суммы за место на кладбище, гроб, памятник и пр., как быть? Священник Александр Шантаев рассказывает, как церковь относится к таким историям:
Александр Шантаев
Священник
«Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать.
Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить.
Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.
Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения — кремированный, — может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие.
Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное».
Кремация - это просто уничтожение трупа, она не демонической природы
Иногда православие и кремация противопоставляются. Прямо рай и ад, Бог и Дьявол. Это неправильно. Сжигание трупа - это событие без плюса или минуса, оно нейтрально. Совершенно пустое действие, не имеющее ничего общего с учением православия. Это никакой не адский огонь, не происки демонов.
Так можно ли кремировать православного человека? А почему нельзя? Судить на том свете всё равно будут за поступки при жизни, а не за то, как человек распорядился телом.
Главное условие православия: если кремация по той или иной причине произошла, то прах надлежит предать земле. Не все этому следуют. Но у церкви нет на этот счёт никаких канонов и мер. За аборт, например, накладывают епитимью. За отдельные проступки отлучают от церкви. Но кремация - это событие пустое и третьестепенное. Не о том нужно заботиться человеку.
Хотя другие православные церкви (ЭПЦ, РПЦЗ) в отношении кремации более категоричны. Например, кремированных не отпевают.
Канонические православные похороны состоят из 8 действий от омовения до погребения
Все описанные ниже действия можно проводить только после того, как завершены все формальные процедуры.
С момента кончины и до погребения близкие должны читать псалтырь. Не обязательно находиться рядом с телом. Но важно не прерывать чтение. Рекомендуется сразу заказать в храме сорокоуст за умершего. Считается, что это принесёт пользу душе.
- Омовение тела. Покойника омывают тёплой водой. При этом следует читать «Господи помилуй» и «Трисвятое». В конце тело причёсывают. Этот ритуал символизирует, что человек воскреснет в чистоте и непорочности. Одновременно в доме зажигают лампаду или свечку. Она горит до тех пор, пока тело покойного не вынесут наружу.
- Облачение покойника. На покойника надевают крестик и чистую одежду. Лучше всего новую. Это символ обновления при воскресении.
- Подготовка к положению во гроб: Сперва покойного кладут на стол, головой к иконам, и накрывают саваном. При этом следят, чтобы глаза и уста были зарытыми. Руки складывают крестообразно. Правую поверх левой. В левую руку вкладывают крест, на грудь - икону, лицом к покойному. Мужчинам - Спасителя, женщинам - Богородицы. Вокруг покойного крестообразно расставляют четыре зажженные свечи. До отпевания родственники читают канон «Последование по исходе души от тела».
- Положение во гроб: Священник окропляет гроб и тело святой водой. Внутрь кладут подушку из соломы или ваты. Затем - погружают тело. По пояс его накрывают саваном. На голову надевают погребальный венчик. Следует заупокойная лития. Снова читают канон «Последование по исходе души от тела». Перед выносом родные прощаются с усопшим.
- Отпевание . Гроб выносят ногами вперёд под пение «Трисвятого». Совершают чин погребения. Это можно сделать в храме, а можно и в доме. За отпеванием читают отрывки Евангелия, «Апостола» и разрешительной молитвы. Затем её текст вкладывают в руку покойного. Поминальную кутью ставят возле гроба на столик.
- Прощание . Все обходят гроб и последний раз целуют - но не умершего, а икону на его груди или венчик. Поются стихры. Лицо закрывают саваном навсегда. Священник накрест посыпает тело землёй или специально приготовленным песком и говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней».
- Траурная процессия . Гроб ногами вперёд выносят из храма (если отпевали в храме) на катафалк. Похоронная процессия движется на кладбище. Впереди обычно несут крест или икону Иисуса Христа.
- Погребение. Гроб опускают в могилу ногами на восток. При этом поют Трисвятое. У всех должны быть горящие свечи. Священник снова говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» и накрест бросает землю на крышку гроба. Затем каждый тоже бросает горсть земли. Затем гроб закапывают. Крест устанавливают у ног покойного. На могилу возлагают венки и цветы.
Кремация является одним из ритуальных процессов погребения. Процедура подразумевает сожжение тела человека. В дальнейшем сгоревший прах собирают в специальные урны. Способы захоронения кремированных тел различны. Они зависят от вероисповедания усопшего.
История ритуала кремации
Традиция сожжения трупов известна человечеству с давних времен. По данным археологов, впервые данная процедура начала применяться в эпоху палеолита. Позже данный процесс погребения распространился повсеместно.
Существует легенда о погребении Будды, согласно которой, его тело было сожжено, а прах захоронен в нескольких частях Индии.
В древние времена кремирование имело широкое распространение в Риме и Греции. Считалось, что сожжение тела поможет человеку перейти в загробный мир.
Христианская религия изначально не принимала процедуру кремирования. У православных процесс захоронения осуществлялся путем трупоположения в землю. Сожжение человеческого тела являлось признаком язычества.
Позже в связи с развитием христианства в европейских странах кремирование было запрещено. Наказанием за нарушение запрета была смертная казнь. Процедура сожжения не применялась более тысячи лет.
На сегодняшний день кремирование распространено как в Европе, так и в Российской Федерации. Связано это с увеличением численности населения в больших городах и нехваткой мест на кладбище. Это большая проблема. Поэтому все чаще христиане предпочитают процедуру сожжения, независимо от того, как относится церковь к кремации. Бывает, что родственники выполняют волю умершего, который перед смертью изъявлял желание, чтобы его кремировали.
Традиции христианского погребения
Погребение тела в христианской религии сочетает в себе православные и языческие элементы. Важно правильно провести ритуал погребения и соблюсти все национальные и Это поможет умершему перейти в иной мир.
Существуют следующие обряды:
- обмывание тела умершего;
- процесс облачения в специальную одежду;
- проводы;
- прощание;
- отпевание;
- погребение;
- помин.
Подготовка похорон проводится тщательным образом. Умершего омывают водой. Согласно традиции человек должен предстать перед Богом очищенным телесно и духовно. После этого тело одевают в лучшую одежду. В Древней Руси это были белые одеяния. В них облачали как женщин, так и мужчин. В современном мире мужчин принято одевать в классические черные костюмы и светлые рубашки. Женщин хоронят в платьях светлых тонов. Сейчас есть множество ритуальных сервисов, в которых можно купить все необходимое, в том числе и наряды.
Умерших незамужних девушек хоронят в подвенечных платьях, рядом кладут фату. Это знак чистоты и невинности. Молодым мужчинам надевают обручальные кольца и свадебные костюмы. Возможно присутствие некоторых свадебных традиций. Например, распитие шампанского.
Погребение проводится на третий день после наступления смерти. Все это время тело находится в помещении. Располагают его лицом к иконам. Во всем доме закрывают зеркала. Это тоже своеобразная традиция, имеющая свою историю. Недопустимы посторонние звуки. В руки умершего кладут молитву, на лоб - венчик. На человека обязательно надевают крестик. Помещение окуривают благовониями и жгут церковные свечи.
Провожают человека с особыми почестями. Устанавливается портрет умершего, родственники и близкие люди прощаются, выражают друг другу свои соболезнования. Траурная процессия провожает тело человека до кладбища, где и проходит погребение.
Обязателен обряд отпевания души умершего священником. Это необходимая мера для отпущения грехов усопшего. Самоубийц в православной религии не отпевают. Возможны исключения, но для них нужно разрешение патриарха всея Руси.
После погребения на могиле оставляют цветы и венки, ставят деревянный крест.
По приезде с кладбища по традиции проводят поминки. Накрывают столы, читают молитвы, поют специальные песни. Как правило, поминовение проводят на третий, девятый и сороковой день. Считается, что на сороковой день душа покидает человеческий мир и переходит в Царствие Божие.
Отношение христианской церкви к кремированию
В крупных городах на кладбищах остается все меньше места для захоронения людей. На сегодняшний день это крупная проблема для мегаполисов. Места для отведения под новые кладбища практически нет. В данной ситуации альтернативным решением проблемы становится кремация.
Как относится церковь к кремации? Христианская церковь пропагандирует погребение тела в землю. Эта традиция связана с Во многих писаниях говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Следовательно, и после смерти тело должно уйти в землю. Поэтому православная вера заботится о сохранности тела.
Кремация допускается церковью, но только в виде вынужденной меры. Место на кладбище стоит дорого. Не у каждого человека есть средства на его приобретение. Сожжение тела и захоронение урны с прахом обходится намного дешевле. Конечно же, сожжение тела не означает затруднение перехода в другую жизнь. Церковь не отказывает в отпевании родственникам, решившим кремировать тело умершего. Данное действие не признается грехом. По словам священнослужителей, кремирование не сможет помешать воскрешению из мертвых. Но все же для православной религии это противоестественный процесс истлевания человеческих останков. Вне зависимости от формы погребения все усопшие поминаются на литургиях и панихидах. Все же отношение церкви к кремации отрицательное.
Заседание синода Русской православной церкви
В мае 2015 года состоялось заседание Священного синода Русской Проведено это мероприятие было в Даниловском монастыре города Москвы. На данном мероприятии был принят важный документ "О христианском погребении усопших".
Проект разрабатывался на протяжении нескольких лет. В его доработке участвовал Патриарх Московский и всея Руси. Данный документ описывает нормы погребения православных верующих.
Конечно же, существуют ситуации, в которых отпевание и погребение тела становится невозможным. Это могут быть авиакатастрофы, наводнения (когда тела уносит в воду), террористические акты, пожары или какие-либо другие трагические ситуации. В таких ситуациях возможно заочное отпевание погибших. О них молятся так же, как и о погребенных в земле. Огромное внимание священнослужители уделяют родственникам погибших. Их учат усердной молитве за близких.
Суть документа "О христианском погребении усопших"
Собрание священнослужителей в документе о погребении четко описало свою позицию.
Согласно Священному Писанию тело человека является храмом Божьим. К телу скончавшегося должно быть уважительное отношение. Согласно христианской вере человек приходит из праха и после смерти его тело должно превратиться в прах. В таком состоянии оно должно покоиться до дня воскресения, когда "посеянное в тлении восстанет в нетлении" (1 Кор. 15:42).
В соответствии с документом о погребении любое захоронение производится в землю в деревянных, пластиковых или каменных гробах. Возможно погребение в пещерах и склепах с соблюдением необходимых норм.
Кремация не признана нормой захоронения. В то же время церковь говорит о том, что Господь Бог способен воскресить любое тело, подвергшееся какой-либо стихии.
Процедура кремирования человеческого тела
Процесс кремации человека происходит по предварительной воле усопшего. Занимает он около полутора часов. В Российской Федерации доля кремированных захоронений невелика и составляет приблизительно 10 %. Но в крупных мегаполисах, в основном Москве и Санкт-Петербурге, такой способ захоронения преобладает над традиционным. Его доля составляет 70 %. Конечно же, перед решением о сожжении тела необходимо подумать о всех тонкостях кремации, за и против взвесить нужно обязательно.
Данная процедура проводится в специально отведенных местах, крематориях. Здесь находятся печи, температура которых варьируется от 900 до 1100 °С. После окончания процедуры прах составляет всего 2-2,5 кг. Сначала его помещают в железную капсулу, которая впоследствии запаивается. Хранить прах можно и в урне. Родственники умершего покупают ее самостоятельно. Урны могут быть разнообразны по дизайну и форме. Сотрудники крематория перемещают прах из капсулы в урну.
Забрать прах могут только родственники. Срок хранения урны в крематории составляет 1 год. Иногда и больше. Если же прах остался не востребован, по истечении срока хранения происходит захоронение в общей могиле. При каждом крематории есть такие захоронения.
Кремационная печь
Как кремируют людей? Современные кремационные печи состоят из двух камер. В первую камеру помещается гроб с телом усопшего. Здесь происходит первый этап кремации человека. Сжигание происходит при помощи горячего воздуха. Раскаленные струи не в силах сжечь тело полностью. Поэтому останки отправляют во вторую камеру. Называется она камерой дожига. В ней полностью догорают остатки органических тканей.
Из кремационной печи останки отправляются в кремулятор, где измельчаются в прах. Специальными магнитами достают несгоревшие металлические изделия.
Перепутать останки невозможно. Перед сжиганием в гроб кладется металлический номерок. После проведения процедуры его вытаскивают из праха.
Места для захоронения праха
Государством не отведено специальных мест для захоронения праха. Родственники умершего распоряжаются урной по своему усмотрению либо выполняют последнюю волю усопшего. Процедура захоронения праха более удобна, чем традиционное погребение. Урну можно поместить в родственную могилу. При этом необязательно выдерживать санитарный срок (15 лет).
Можно приобрести место в колумбарии открытого или закрытого типа. Некоторые просто развеивают прах в каком-то определенном месте.
Колумбарий - это место хранения урн с прахом усопших после проведения процедуры кремации. Впервые такие хранилища были сооружены во времена древней римской цивилизации. Колумбарий представляет собой сооружение, разделенное на множество ячеек. Такие хранилища существуют при каждом крематории. В Москве самый известный колумбарий расположен в стене Кремля.
Существует два вида таких захоронений: открытый и закрытый. Открытый колумбарий устанавливается на улице. Это могут быть различного рода сооружения, разделенные на ячейки.
Закрытый колумбарий - это отдельное здание, так называемый мавзолей. В стенах таких помещений расположены ячейки, предназначенные для хранения праха. Ячейки могут быть забетонированы после помещения в них урны. После чего на ячейке размещается портрет умершего человека и различные надписи.
В основном ячейки колумбария закрываются стеклом. Родственники и близкие люди обычно помещают памятные вещи и фотографии усопшего вместе с урной.
Существуют и семейные колумбарии. По смысловому значению их можно сравнить с семейными склепами или с семейными могилами на кладбище. Одна такая ячейка вмещает до четырех урн с прахом.
Крематории Москвы
В городе Москве существует три крематория. Все они расположены на кладбищах: Николо-Архангельском, Митинском и Хованском.
- Николо-Архангельское кладбище - Москва, микрорайон Салтыковка, ул. Окольная, 4.
- Митинское кладбище находится за пределами МКАД, город Москва, Митинский район, шоссе Пятницкое, 6-й км.
- Хованское кладбище расположено в городе Москве, поселение "Мосрентген", ул. Адмирала Корнилова, Киевское шоссе, 21-й км.
Чтобы узнать, как кремируют людей, нужно обратиться в администрацию крематория. Здесь же можно уточнить стоимость процедуры.
В основном крематории предоставляют услуги различного уровня. Цена зависит от выбора зала для прощания с усопшим, ритуальных принадлежностей и т.д.
Захоронение праха на Николо-Архангельском кладбище
Николо-Архангельское кладбище основано в 1960 году. Изначально здесь проводились захоронения только традиционным методом. Позже, в 1973 году, было принято решение открыть крематорий на территории Николо-Архангельского кладбища в Москве. Это большое здание. Крематорий проводит до сорока кремаций в сутки.
В основном родственники умерших не обращают внимание на то, как относится церковь к кремации. Дело в том, что кладбище закрыто для новых захоронений. Погребение разрешено проводить только в родственные могилы или выкупленные заранее места. Традиционный метод захоронения в родственную могилу требует соблюдения санитарного срока. Это условие становится крупной проблемой для мегаполисов. Поэтому к процедуре кремации прибегает большая часть населения крупных городов.
На территории Николо-Архангельского кладбища работают колумбарии открытого и закрытого типа. В отличие от мест для традиционных погребений, место для хранения праха здесь можно купить без проблем.
Открытый колумбарий Николо-Архангельского кладбища расположен на улице. Это ряды длинных стен, разделенных на небольшие ячейки. Прах усопшего в открытом колумбарии бетонируется. После чего у родственников нет доступа к урне.
Закрытый колумбарий расположен в отдельном здании. Это помещение, стены которого также разделены на ячейки. Здесь урна находится за стеклянной дверью. Помимо урны есть возможность положить в ячейку дорогие для умершего человека мелочи: фотографии, шкатулки и т.д.
Цены на ячейки открытого и закрытого колумбария различны. Помимо этого администрация кладбища может взимать ежегодную плату с родственников усопшего.
На кладбище предоставляются различного рода услуги: магазин памятников, морг, уход за захоронениями. Можно арендовать инвентарь для ухода за могилами. Помимо общего крематория существует и частный. Расположен он у центрального входа на кладбище.
На территории кладбища построен храм Покрова Пресвятой Богородицы, а также маленькая часовня.
Исходя из вышеописанного однозначного вывода о том, как относится церковь к кремации, сделать нельзя. С одной стороны, христианская вера пропагандирует традиционное захоронение тела умершего человека. Это естественный способ. Он повторяет погребение Иисуса Христа. С другой стороны, кремирование не означает отказ церковнослужителей от отпевания и предания земле праха усопшего. Так как согласно писанию Господь Бог воскресит все души в их теле. Перед принятием важного решения о форме погребения стоит взвесить все за и против.
Единственное, что, пожалуй, способно объединить множество существующих в мире религий - это вера в существование человеческой души. Душа же, как известно, - есть некая бессмертная субстанция: олицетворение чистоты и энергии. В то время как тело - это, всего лишь навсего, - ее вместилище, и его время существования на Земле ограничено.
Что происходит с душой после кремации?
Рано или поздно в жизни каждого наступает неотвратимый момент, когда осуществляется, скажем так, процесс избавления души от тела. И, в зависимости от принадлежности людей к тому или иному вероисповеданию, выбирается способ его (тела) упокоения. У одних это захоронение, другие же (как, например, древние египтяне) возводят, а точнее, - возводили невероятных масштабов гробницы и мумифицировали тела великих людей своей эпохи, помещая их, в конечно итоге, в эти грандиозные сооружения. Впрочем, - далеко не все египетские пирамиды являются гробницами… Но мы сейчас не об этом.
Возвращаясь к теме ухода человека из жизни, надо отметить, что одним из наиболее распространенных сегодня в мире способов освобождения души от тела является кремация последнего. Особенно популярна кремация в Европе и в Америке.
Что значит кремировать?
В буквальном смысле слово «кремация» cremare , в переводе с латинского, обозначает процесс сжигания трупов. (Звучит, конечно, несколько зловеще - но стоит относиться к этому спокойно.)
Надо сказать, что сжигание тела - это еще не конечный этап всего процесса прощания с человеком. После кремации прах усопшего обычно передают его родственникам, чтобы те решили, как поступить с ним дальше: захоронить или же развеять.
Некоторые, впрочем, никоим образом не хотят расстаться с овеществленной памятью о своем близком - и ставят урну с прахом в комнате на тумбочку у изголовья… чтобы быть всегда рядом…
Воистину - неисповедимы пути твои, Господи…
Что происходит с телом человека после кремации
Это понятно, я думаю, и без лишних пояснений: тело усопшего, в конечном итоге, превращается в пепел. И в этом, в принципе, нет ничего страшного: ведь большинство религий считает, что тело есть темница Души… Буддисты же и индуисты и вовсе уверены, что процесс сжигания идет душе только на пользу, ускоряя процесс ее высвобождения…
Важно при этом помнить, что, как считается во многих религиях, - тело можно предать огню или земле лишь на третий . Именно столько времени требуется для того, чтобы душа сумела покинуть свой сосуд. То есть, проводить кремацию нужно не раньше, чем через три дня после того, как умер человек. Этот срок необходим еще и для того, чтобы отделились друг от друга тело астральное (первое тело духовного свойства) и тело казуальное (тело личности).
Таким образом, важно понимать, что сожжению предается лишь земная, умершая оболочка души, которая не испытывает боли и не чувствует ее. Ну, а если уж так случилось, что кремировать умершего (или погибшего) пришлось раньше - тонкая материя, «задержавшаяся» рядом с телом, может испытать небольшой стресс…
Но бывают случаи и бытовой гибели: сгорание человека, скажем, при пожаре: и в этом случае вовсе не значит, что будет повреждена его душа. Просто этот процесс невольного кремирования, опять-таки, послужит для нее неким стрессом.
В принципе, на сегодняшний день, разницы в том, будет ли человек кремирован или просто захоронен, практически нет. Боли человек после смерти не ощущает. Хотя на эту тему можно встретить и иные свидетельства…
Вечный ад или способ очищения
или не вредит ли, все же, душе кремация тела?
Этот вопрос вполне закономерно возникает у родственников человека, покинувшего наш мир.
Отношение церкви к кремации до сих пор неоднозначно. Прямо скажем: и православная церковь, и иудаистская сожжение трупов отнюдь не приветствовала. А в Греции, например, кремирование и вовсе по сей день запрещено законом.
Тем не менее, на протяжении времени мы видим, как то, что еще вчера считалось невозможным и запретным, сегодня вполне себе нормально существует.
Православные каноны церкви, несмотря на еще относительно недавнюю их установку «земля еси и в землю отидеши», - сегодня, в большинстве своем, уже не осуждают кремацию. Отпевание тела умершего происходит даже в крематориях. А мысль о том, что с приходом Страшного Суда воскреснут лишь те, кто был захоронен – теперь есть мысль ошибочная. Ведь, по новой версии, когда тело кремируют - душа остается нетронутой, а для воскрешение в Судный день телесная оболочка вовсе не требуется.
Ссылки на библию по поводу кремирования
Впрочем, ни в Старом, ни в Новом Завете прямо не упоминается о том, что сожжение тела человеческого после его смерти является грехом. И в то же время, есть пометки о том, что грехом является сожжение человека на жертовнике. В свою очередь, существует мнение, что прах кремированного необходимо, все же, предать земле.
Место погребения при этом обязательно нужно обозначить. В православии такую роль выполняет памятник или же крест. Христианин, который был кремирован после своей смерти, имеет право на панихиды и отпевания ровно так же, как и все остальные (кроме тех смертных, кто совершил суицид). И после кремации душа его возносится на небеса так же, как это было бы и после погребения.
Как кремировали людей в прошлом
Кремирование как способ избавления от бренного тела усопшего было популярным еще задолго до нашей эры. Так, древние жители Скандинавского полуострова не хоронили своих собратьев. Для того, чтобы проститься с телом человека и отпустить его душу, применялась техника погребального костра. Тело умершего обматывали тканью и водружали на костер.
Существовали также и меры, которые при сожжении трупов важно было соблюдать. Особая актуальность такого способа прощания наблюдалась и в средние века, когда во многих регионах Европы свирепствовала чума. В этой связи ученые тех времен полагали, что закапывать тела в такой ситуации попросту опасно, так как эпидемия в этом случае может распространиться и дальше.
Так все же: хоронить в землю или кремировать?
Таким образом, как мы видим из всего вышеизложенного, кремация в наше время стала процессом, который равносилен традиционным похоронам. Но, несмотря на это, далеко не каждая семья, потеряв близкого, решается на этот шаг, боясь суеверий, что по-прежнему распространяются различными культами, сектами и их фанатиками.
Если же оценить этот метод прощания с человеком объективно, оказывается, что он не так уж и плох. В пользу кремации, например, существуют и определенные аргументы:
- Кремация - это отсутствие вероятности быть похороненным в состоянии клинической смерти;
- Очевидна экологическая чистота процесса: трупный яд не попадет в почву и не отравляет грунтовые воды;
- Имеет место быть экономия места из эстетических соображений;
- Имеется возможность сохранения праха в колумбариях;
- Относительно недорогая стоимость по сравнению с традиционными похоронами;
- И отсутствие, наконец, явных противоречий с существующими церковными канонами.
Вот только с одним невозможно, пожалуй, поспорить: среди славян кремация и по сей день - не самый распространенный метод прощания с умершими. Ведь традиции такого рода прививаются в культурных социумах годами и десятилетиями, чтобы степень шока в сознании людей от этого, прямо скажем, визуально не самого гуманного процесса, снижалась постепенно, из поколения в поколение.
Кроме того, в связи с тем, что эта процедура у нас не самая распространенная - не всегда есть к кому и обратиться за помощью в ее осуществлении. Особенно это касается небольших поселений, где мест кремирования не так уж много. Но, все же, они есть, и найти их можно, обратившись в организации по оказанию населению ритуальных услуг.
Как кремируют людей
Многие наверняка представляют себе весь этот процесс подобным картинкам фильмов ужасов в лучших их жанрах. Но это не совсем так. В крематориях во время кремации все происходит довольно просто и лаконично. Используется гроб, в который помещается покойный на третий день после своей смерти. Затем гроб с человеком отправляется в специальную камеру, где под воздействием высоких температур он сжигается до состояния праха.
Этот прах собирают потом в специальные погребальные урны, чтобы передать их родственникам. А вот на что нужно обращать внимание, когда выбрана кремация человека, - так это на соблюдение похоронной процедуры согласно вероисповеданию умершего. Т.е., если речь идет о христианах, то весь ритуал должен проходить по общепринятым правилам, с отпеванием и панихидой.
Что делать после ритуала кремации?
Ближайшие родственники покойного могут получить на руки прах в крематории. Прах передается в специальной погребальной урне. А вот что делать с ней дальше – решать им самим.
В целом, Православная церковь рекомендует хоронить урну, как подобает по ее канонам. Но, в зависимости от последней просьбы покойника и усмотрений родственников, можно не переживать о том, оставить ли прах после кремации где-то поблизости с собою или его захоронить. Ведь если в завещании человек попросил, например, свой прах развеять в каком-то особом месте, - стоит тогда так и поступить. Ведь Богу или Высшим силам не важно, из каких атомов или иных частиц вернуть потом человека к его новой жизни… В случае, если она, конечно, наступит.
Кремация и бальзамирование тела
И еще - давайте рассмотрим основные методы прощания с телом покойного:
- Наиболее популярный – погребение. От праха к праху… В целом, этот способ наиболее популярен в СНГ и исламских государствах;
- Сожжение останков – относительно новый метод. В России первый крематорий был возведен только в прошлом веке (в 1920 году). Популярностью он больше пользуется в Европе и Америке.
- Бальзамирование. Самый древний способ. Он известен людям еще с незапамятных времен, когда Египтом правили фараоны.
Как видите, о первом методе говорить особенно подробно здесь незачем, так как он - привычный для православной культуры. Что же касается второго метода, то в его пользу были приведены доводы, позволяющие оценить его по достоинству. Но вот о бальзамировании в наше время едва ли кто-то подробно наслышан о них напоминают нам лишь широко разрекламированные мумии из эпохи Древнего Египта и, пожалуй, высохшая фигура Ленина, до сих пор покоящаяся в московском Мавзолее.
Бальзамирование - это способ, который используется (и, в большей степени, использовался) для сохранения тела с минимальными его повреждениями. Так, трупы, которые датируются еще пятым тысячелетием до нашей эры, сохранились и по сей день достаточно хорошо, в сравнении с окаменелыми частичками их «ровесников». Но подобный метод сегодня мало популярен, да и секрет составляющего бальзамов, использовавшихся египтянами, нашей цивилизацией давно утрачен.
И, в заключение сей прискорбной темы - еще несколько слов о некоторых ее подробностях:
Поминки и ритуальные традиции
Если человек болеет тяжелой болезнью, наша традиция настоятельно советует ему исповедоваться. Есть в этом смысл или нет - сказать трудно, но существует немало случаев, когда страдающие от рака люди, например, находясь на смертном одре, просили привести им священника для исповеди. И часто после того, как только они исповедовались, их муки достаточно быстро прекращались.
Что же касается процедур, связанных с захоронением, то все происходит обычно следующим образом:
- Тело человека привозят в храм, где происходит его отпевание (сейчас это мало практикуется, и священник чаще всего сам приезжает по просьбе родственников по месту нахождения тела);
- Далее следует процедура захоронения или кремации: в зависимости от того, что выберут родственники;
- Запечатывание (специальный обряд, проводимый священником).
Следом, после проведения погребального ритуала, все желающие приходят в дом родственников и поминают усопшего. Стол для поминок должен быть без излишеств. Наличие изысканностей не приветствуется. Родственники раздают конфеты и сладости окружающим с просьбой помянуть ушедшего близкого им человека.