«Семейные расстановки» — что это такое? Семейные расстановки по Б.Хеллингеру.
Системные семейные расстановки – метод психотерапии немецкого философа Берта Хеллингера, в основе которого лежат три закона: закон принадлежности (связи), закон иерархии (порядка) и закон баланса давать-брать (обмена). Техника психологической расстановки по Хеллингеру хороша тем, что:
- экономит время и деньги клиента, позволяя найти причину проблемы и ее решение в течение одного-двух сеансов, тогда как другие способы могли быть бесполезными;
- дает возможность заглянуть настолько глубоко в семейную систему клиента, почерпнув информацию о жизни и сценариях прошлых поколений, что иногда результат от терапии поражает даже самих специалистов-расстановщиков.
Центр семейного консультирования «Ольвия» в Москве предлагает более 20 психотерапевтических практик, среди которых семейные, индивидуальные, родовые и многие другие психологические системные расстановки по методу Берта Хеллингера, собранные для вас в одном месте.
Системные расстановки помогают сделать жизнь человека счастливой, а именно:
- осознать скрытые причины конфликтов между супругами, «отцами и детьми» и обрести гармонию в отношениях;
- определить и устранить причины заболеваний (улучшить самочувствие, избавиться от симптомов, выздороветь);
- решить проблемы в личной жизни (избавиться от одиночества и построить счастливые отношения с партнером);
- выявить и устранить причины страха перед деньгами и разрешить себе стать богатым и успешным;
- выбрать наиболее подходящего партнёра по бизнесу или проект для инвестиции средств;
- понять и устранить причины повторяющихся в жизни негативных событий (сценариев);
- определить своё призвание, понять, чем лучше всего заниматься в жизни;
- выбрать оптимальное решение в сложной ситуации, условиях недостатка информации и многое другое.
Специалисты Центра «Ольвия» не только проводят ежедневные сеансы расстановок, которые проходят в дружелюбной атмосфере взаимопонимания, поддержки и сочувствия, – мы создали для вас специальный тренинг, направленный на обучение системным расстановкам по Хеллингеру по весьма демократичной для Москвы цене.
Групповые системные расстановки – интересный и часто непредсказуемый процесс, который можно разделить на несколько этапов:
- беседу с клиентом, в ходе которой выясняется суть проблемы, его взаимоотношения с семьей, а также необходимые, по мнению специалиста, семейные подробности;
- выбор заместителей членов семьи среди других участников сеанса. Именно на этом этапе возникает феномен замещающего восприятия, когда участники начинают взаимодействовать между собой, как те люди, которых они замещают в расстановке;
- работа по устранению причин проблемы. Для устранения нарушений законов семейных систем используются перестановки фигур и проговаривание разрешающих фраз, идёт признание действительного положения вещей.
Несколько примеров из системных семейных расстановок:
- во время расстановок частей личности для девушки была выявлена часть, которая испытывала внутреннюю вину, печалилась и не хотела жить. Оказалось, что таким образом девушка вспоминает своих старших абортированных братьев и сестёр. «Они ничего не получили, как же я могу быть счастливой?» Внутреннее ощущение вины в том, что если бы они родились, то девушка, скорее всего, не появилась бы на свет, т.е. её рождение стоило жизни старшим братьям и сёстрам. Нежелание жить, стремление к смерти – компенсация, попытка искупить свою вину. После разговора с братьями и сестрами в расстановке, девушка осознала, что им не нужна её жертва, что им достаточно только памяти и уважения. К ней сразу вернулось ощущение радости и полноты жизни;
- запрос – муж ушёл к другой. В расстановке следующая картина: папа с мамой клиентки идут в разных направлениях, дочь пытается удержать родителей вместе, муж отстраняется от этой ситуации. В последующей беседе выясняется, что её родители хотят разойтись, но женщина всеми силами не даёт этого сделать, забыла про мужа и пытается решить проблемы своих родителей. Предложение расстановщика клиентке – определиться с приоритетами: либо посвятить жизнь родителям и решению их проблем, либо сосредоточиться на отношениях с мужем (мужчиной). Выбор может сделать только она сама;
- девушка пришла на семейную расстановку с вопросом о том, почему у мужчин, которые хорошо раньше зарабатывали, как только начинают с ней встречаться, сразу появляются проблемы с деньгами. Дело оказалось в том, что со стороны девушки не было ответного энергетического потока благодарности и спустя некоторое время мужчины становились обесточенными, подсознательно не хотели приносить деньги ей, т.к. не чувствовали отдачи.
Как и любой другой метод, системные семейные расстановки имеют свои ограничения в применении. Расстановки не панацея от всех бед, хотя сфера их применения очень широка. В некоторых случаях лучше подходят другие инструменты, индивидуальные для каждого человека, и об этом лучше всего поговорить со специалистом.Однако именно системные расстановки по методу Хеллингера позволяют выявить скрытые причины конфликтов в семейных системах, определить негативные влияния родовых сценариев.
Узнайте подробнее о том, какие виды расстановок проходят в Центре «Ольвия» и что подойдет именно вам, по телефонам, указанным в разделе «
Новый набор! 5-9 апреля Обучение на группе СР19.1М,
7 929 639 53 39; iksr@сайт
ЗАПИСАТЬСЯ
Программа переподготовки для психологов, психотерапевтов, консультантов, врачей, социальных работников и т.д., организованная ИКСР (Россия), при поддержке Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ)
Ведущие программы: российские тренеры, имеющие международное признание в области системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и семейных расстановок.
Программа и формат курса:
Восемь трехдневных семинаров (24 дня по 8 ак.ч. в день, 192 ак.ч.) для обучения теории, методу, техникам и приобретения личного опыта под руководством тренеров и тренеров-супервизоров СР.
128 ак.ч. работы в группах практики под руководством мастера или тренера СР для отработки техник и личных навыков ведения семейной расстановки, и работы в качестве клиентов с собственными семейными запросами и темами. (Двухдневные группы по 8 часов в день, либо трехдневные группы по 5,5 часов день)
Пять дней предварительная аттестация и пять дней итоговая аттестация (очная супервизия) (по 8 часов в день, 80 ак.ч.) в группе под руководством супервизоров СР, для проведения двух самостоятельных работ с клиентом и выявления «слепых пятен» в работе специалиста.
Групповая терапия (ассистирование на клиентских группах у преподавателей ИКСР) - 11 дней по 8 часов (всего 88 часов).
Личная терапия (личная расстановка на группе или в индивидуальном сеттинге у преподавателей ИКСР) - 15 личных сессий по 2 часа (всего 30 часов).
Общая продолжительность программы – два года (518 ак.ч.).
При успешном окончании программы выпускники получат международно признанный сертификат и свидетельство о профессиональной переподготовке по специальности "Семейный консультант (расстановщик) дающие право работать в области СФПКиСР. Они вносятся в список сертифицированных семейных консультантов (расстановщиков) и, при соблюдении ими профессиональных и этических норм, получают право безвозмездно использовать в своей профессиональной деятельности название Расстановка® .
Потоки обучения:
Москва:
Программа курса «Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и клиентцентрированные семейные расстановки®». Версия 6.0
© Институт консультирования и системных решений
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ
. Основные этапы системной семейной расстановки. Расстановочное интервью. (40 ак.ч.)
1. Истоки системных расстановок.
2. Основа - сценическая работа и работа с образами.
3. Современные направления системных расстановок.
4. Основные психотерапевтические направления, идеи, концепции и техники, которые включены в системные семейные расстановки.
5. Основные понятия, используемые в системных семейных расстановках.
6. Система отражения информации из внешнего мира в личной и коллективной памяти человека.
7. Модель сознания человека.
8. Как возникают связи в социальных системах и их основные виды.
9. С какими системами работают системные семейные расстановки.
10. Как мы функционируем в жизни и что мы видим в системных расстановках.
11. Связи между внешним и внутренним миром (бессознательным) человека.
12. Пример связи между человеком и его личностью и двумя субличностями.
13. Связи между человеком и слоями его памяти (бессознательного). Реконструкция прошлого.
14. Слои человеческой памяти (бессознательного).
15. Элементы и понятия, используемые в системной семейной расстановке (ССР).
16. Пространства системной семейной расстановки и взаимосвязи между ними.
17. Связи, действующие в системной семейной расстановке.
18. Связи, действующие в процессе системной семейной расстановки.
19. Пространства в системной семейной расстановке и взаимосвязи между ними.
20. Информация от заместителей.
21. Правила для заместителей.
22. Ритуалы выхода из роли.
23. Расстановка возврата ролей.
24. Системные принципы, работающие в семейных и родовых системах.
25. Что такое решение.
26. Признаки решения.
27. Основные этапы работы в Системной Семейной Расстановке (ССР).
28. Основные этапы работы в ССР. Этап 1.
А) Расстановочное интервью.
Упражнение: Расстановочное интервью.
Б) Прояснение запроса клиента.
В) Прояснение поручения для терапевта.
29. Классификация видов клиентов в системной терапии.
Упражнение: Расстановочное интервью. Часть 2 – Прояснение запроса клиента.
Упражнение: Расстановочное интервью. Часть 3 – Сбор необходимой информации
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные исторические и культурные события определили появление метода системных расстановок?
2. Что означает понятие системно-феноменологический?
3. Какие основные виды социальных систем вы знаете?
4. Что такое внутренние образы и каково их значение в консультировании?
5. Кто такие заместители?
6. Какие виды чувств вы знаете?
7. Какие способы обращения с чувствами вы знаете?
8. Назовите основные условия необходимые для отношений и что они означают?
9. Расскажите об основных этапах консультирования с использованием семейных расстановок.
10. Какие виды клиентов вы знаете?
11. Перечислите основные этапы расстановочного интервью.
12. Какие признаки решения вы знаете.
ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ ® . Теория и практика . Основные этапы системной семейной расстановки. Сценическая работа. (40 ак.ч.)
1. Основные этапы работы в ССР. ЭТАП 2. Расстановка первичного образа.
2. ФАКТЫ И ФЕНОМЕНЫ. На что нужно обратить внимание при работе с первичным образом расстановки.
Упражнение: ФАКТЫ И ФЕНОМЕНЫ. Работа с первичным образом расстановки
3. Циркулярный опрос заместителей.
Упражнение: Циркулярный опрос заместителей в семейной расстановке
4. Основные этапы работы в ССР. ЭТАП 3. Исследование системы клиента и поиск решения.
5. Основные техники, используемые в расстановочной работе.
Упражнение: Перестановки и временной порядок в родительской семье.
6. Механизм смещения роли, принадлежащей другому человеку на ребенка матерью в семейной системе.
7. Механизм переплетения в семье ребенка с позицией (ролью), принадлежащей другому человеку.
Упражнение: Разделение контекстов. Часть 1. Смещенные роли.
Упражнение: Разделение контекстов. Часть 2. Переплетение с другой позицией
8. Основные позиции терапевта (консультанта) в расстановочной работе.
9. Основные этапы работы в ССР. Этап 4. Завершение семейной расстановки.
10. Расстановка возврата ролей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что делает клиент, когда он расставляет свою систему отношений?
2. Какие существуют противопоказания для работы в роли заместителей?
3. Что такое «замещающее восприятие» и в чем его отличие от обычного восприятия?
4. На что нужно обратить внимание при работе с первичным образом расстановки?
5. Что такое «изначальный порядок» и как его можно увидеть в расстановке?
6. Как проводится циркулярный опрос заместителей?
7. Для чего во время расстановки используются перестановки заместителей?
8. Какие основные техники используются в расстановочной работе?
9. Что такое разделение контекстов и как оно проводится в расстановке?
10. Какие основные позиции консультанта в расстановочной работе вы знаете.
11. В каких случаях расстановку необходимо прервать, даже если решение для клиента не найдено.
12. Что необходимо сделать по завершению расстановки.
Родительская семья, как система. Отношения родителей и детей в родительской семье с позиции ребенка. (40 ак.ч.)
1. Кто принадлежит к родительской семье (РС).
2. Родительская семья, как система. Иерархические уровни в родительской семье.
3. Родительская семья, как система. Правила (порядки) действующие в РС
4. Базовые образы и хорошие места в семейных расстановках (СР) при работе с родителями и детьми.
Упражнение: Расставить образ родительской семьи и посмотреть, как система самоорганизуется.
5. Механизм переплетения ребенка с другой фигурой (ролью) в системе.
6. Переплетение и его возможные степени.
7. Принятие собственной жизни, родителей, семьи, рода.
Упражнение: Молитва на заре жизни.
8. Базовые движения ребенка относительно матери или фигуры, выполняющей ее функцию.
Упражнение: Поток любви от матери (отца) к ребенку
9. Ситуации проводящие к прерыванию движения любви к матери (отцу).
10. Принципы восстановления прерванного движения любви ребенка к матери (отцу).
Упражнение: Движение к матери (отцу)
11. Основные системные динамики, возникающие между родителями и детьми.
12. Динамика делегирования. Родительские поручения (делегации) и их выполнение детьми. Конфликты делегирования.
Упражнение: Есть ли у меня родительское поручение, как я его выполняю и могу ли я от него отказаться. Какова будет цена. Поток жизненной энергии и любви от родителей к детям.
Ситуации, приводящие к прерыванию потока любви от родителей к детям и их последствия для ребенка.
Упражнение: Поставить родителей и ребенка. Выяснить есть ли что мешающее потоку любви о родителей к детям.
Медитация: Подойти в воображении к матери.
13. Предыдущие партнеры супругов и их влияние на детей.
14. Развод между партнерами и его влияние на детей. Конфликт лояльности у ребенка при разводе родителей.
15. Конфликты между родителями. Коалиции, альянсы. Дети, как доверенные лица родителей. Втягивания детей в конфликты.
16. Братья и сестры, и их влияние друг на друга и родителей.
17. Особые случаи при работе с детско-родительскими отношениями.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие места (позиции) в родительской семье позволяют по максимуму брать ресурсы и любовь от родителей?
2. Каким образом устанавливается иерархия между братьями и сестрами в родительской семье?
3. Каким образом дети компенсируют, то что они получили от родителей внутри родительской семьи?
4. Каким образом может происходить переплетение ребенка в родительской семье?
5. Какие возможные степени переплетения вы знаете
6. Что такое триангуляция?
7. Что такое парантификация?
8. Что такое делегирование?
9. Как может влиять развод родителей на детей?
10. Как абортированные дети могут влиять на рожденных братьев и сестер?
11. Как проводится ритуал возврата?
12. Как приемные дети могут влиять, на супругов и на их собственных детей?
Развитие и рост в родительской семье. Как мы становимся мужчинами и женщинами. Свободно выбранные союзы. (40 ак.ч.)
1. Основные позиции и движения роста для девочек относительно матери и отца.
2. Основные позиции и движения роста для мальчиков относительно матери и отца.
Упражнение: К кому из родителей я ближе? На каком месте? Почему так произошло?
Упражнение: Исследовать позиции рядом с родителями.
Упражнение: Движение к отцу.
Упражнение: Движение к месту собственной сексуальной идентичности.
3. Мужское и Женское.
Упражнение: Обновление Мужского и Женского.
4. Сексуальность.
Упражнение: Поклон перед родителями, за спиной которых стоит жизнь.
5. Свободно выбранные союзы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные позиции, связанные с взрослением мальчиков и девочек вы знаете?
2. Чем отличаются основные позиции взросления у мальчиков и девочек?
3. Что такое сфера влияния матери и сфера влияния отца и где они находятся в расстановках?
4. Что такое система свободно выбранных союзов и как люди в нее попадают?
5. Кто такие «мамины сынки» и «папины дочки» и каковы особенности отношений между ними?
6. Какие факторы участвуют в формировании сексуальности?
7. Какие типы устойчивых пар вы знаете и чем определяется их устойчивость?
Мужчина и женщина. Отношения в паре. Как пара становится семьей. Нынешняя семья и наши дети. (40 ак.ч.)
1. Схема партнерства и областей, оказывающих влияние на партнерство.
2. ПРЕДПОСЫЛКИ (ПРАВИЛА) ДЛИТЕЛЬНОГО И СЧАСТЛИВОГО ПАРТНЕРСТВА.
3. КОГДА ПАРА ИЗ СВОБОДНО ВЫБРАННОГО СОЮЗА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СЕМЬЮ.
4. ИЕРАРХИЯ СИСТЕМ, ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К РАЗНЫМ СИСТЕМАМ.
Упражнение: Я и мой идеальный партнер(ша).
Упражнение: Я, мой муж (жена) и наши другие роли в нашей паре.
Упражнение: Я, партнер(ша), Наши родители, Род.
Упражнение: Я, Партнер(ша) и Наша цель.
Упражнение: Танец Пары.
5. Завершение Партнерской связи.
Упражнение: Завершение партнерской связи.
6. Принципы системного уравновешивания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные области, связанные с партнерством в паре вы знаете?
2. Как общие или различные цели у партнеров влияют на устойчивость пары?
3. Как аборт влияет на отношения в паре?
4. Что происходит в паре если баланс в отношениях не может быть уравновешен долгое время?
5. При каких условиях пара становиться семьей?
6. Какие основные этапы завершения партнерской связи вы знаете?
7. Перечислите основные предпосылки для длительного партнерства.
Родовая система, связи, динамики и отношения в роду. (40 ак.ч.)
1. Кто принадлежит к родовой системе.
2. Родовая система – предки и передача энергии (ресурсов и отягощений) от старших младшим.
Упражнение: Установить связь с неизвестным (незнакомым) мне членом рода.
3. Порядки, действующие на уровне родовой системы.
Упражнение: Исследование индивидуальных переплетений в родовой системе.
Упражнение: Исследование индивидуальных переплетений в родительской семье родителей.
4. На что важно обращать внимание при работе с позициями в родовой системе.
Упражнение: Принять исключенного члена рода и ресурсы с ним связанные.
Упражнение: Проверить есть ли в родовой системе нужные мне ресурсы и принять их.
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто принадлежит к родовой системе?
2. Какие порядки, действующие на уровне родовой системы вы знаете?
3. Какой опыт, в первую очередь, хранится в родовой памяти?
4. Что такое родовые традиции? Как они формируются?
5. Могут ли меняться родовые традиции, если могут, то как это происходит?
6. Какой порядок действует для более новых систем в роду?
7. Назовите, в порядке убывания, какая система имеет система имеет для человека, принадлежащего к ней, более высокий приоритет. Род, Свободновыбранные союзы, Родительская семья, Нынешняя семья.
8. Какие основные динамики действующие на уровне рода вы знаете?
9. Как тяжелые судьбы в роду влияют на остальных членов родовой системы.
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. Процесс умирания. Умершие и их влияние на отношения. Динамика Агрессор-Жертва. (40 ак.ч.)
1. Цикл Жизни.
2. Схема Мироздания.
3. Пути Души.
Упражнение: Есть ли у меня незавершенные отношения с умершими.
Упражнение: Ритуал прощания с умершим.
4. Принятие абортированного(ых) ребенка (детей).
Упражнение: Принятие абортированного(ых) ребенка (детей).
Упражнение: Жизнь и Смерть.
5. Этапы работы.
6. Агрессоры и Жертвы.
7. Квадрат ЖАСС (Жертва-Агрессор-Спасатель-Свидетель).
8. Принципы системного уравновешивания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные этапы развития проходит человек в цикле своей жизни?
2. Какие основные уровни мироздания вы знаете?
3. Что происходит с душой абортированного ребенка, согласно буддийской традиции?
4. Какие этапы по работе с абортированным ребенком вы знаете.
5. Как абортированные дети влияют на отношения в паре, семье, роду.
6. Какие основные этапы динамики Агрессор-Жертва вы знаете.
7. Перечислите основные принципы системного урегулирования между агрессором и жертвой.
8. Что такое квадрат ЖАСС.
Скрытые, симптомные, супервизионные расстановки, специальные форматы и области работы с расстановкой. Терапевт, его семья и терапевтический стиль. (40 ак.ч.)
1. Виды скрытых расстановок.
Упражнение: Скрытая расстановка, в формате скрытые заместители.
2. Симптомы – указатели проблемных областей в роду.
Упражнение: Я, мой симптом, послание от симптома.
Упражнение: Прослеживание симптома в родовой системе.
3. Расстановка Проблемы-Решения
4. Расстановка Движения к цели
Упражнение: Сжатая расстановка Проблемы-Решения.
6. Супервизионные расстановки.
7. Основные модели супервизионных расстановок.
8. Я – Расстановочная работа – Мои Клиенты и Мой Род.
Вопросы для самоконтроля:
1. При каких условиях возможно использование формата сжатых расстановок?
2. Какие виды скрытых расстановок вы знаете?
3. Что такое свободные элементы в системных расстановках?
4. Что такое гомеостаз и морфогенез?
5. Как отличить в семейной расстановке движения гомеостаза от движений морфогенеза?
6. Могут ли семейные динамики из семьи консультанта оказывать влияние на его работу с клиентом?
7. Могут ли семейные динамики оказать влияние, на выбор человека заниматься консультационной деятельностью?
8. Какие основные модели супервизии в системных расстановках вы знаете?
Личная и групповая терапия в методе и семейные расстановки для получения опыта клиента, заместителя и ассистирования в рекомендованных клиентских группах. (118 ак.ч.)
Для углубления профессиональных компетенций слушателей в программу включены личная и групповая терапия в методе «Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование), которая предусматривает участие слушателей в качестве заместителей и ассистентов на клиентских группах преподавателей для получения личного опыта и практики работы с клиентами и личная терапия у сертифицированных личных терапевтов в методе. В течении обучения каждый слушатель должен провести в качестве терапевта минимум четыре собственные работы с клиентами под супервизией преподавателей и сделать минимум пятнадцать собственных клиентских работ, которые необходимо описать в дневнике личной терапии.
В процессе личной терапии для самоисследования, вам, как клиенту, необходимо составить (нарисовать) геннограмму вашего рода. Обязательно должны быть сделаны семейные расстановки Вашей родительской семьи, Вашей нынешней семьи, Вас и родительской семьи вашего отца, Вас и родительской семьи матери. Темы для дальнейшей личной терапии определяются Вами совместно с Вашим личным терапевтом. Необходимо вести дневник о ходе личной терапии. Он будет использован во время личной терапии. В случае необходимости дневник может быть запрошен супервизорами Программы. Информация о ходе процесса личной терапии является конфиденциальной.
Примерная форма отчета для дневника личной терапии клиента:
Терапевт:
Запрос, с которым пришел клиент на сессию:
Эмоциональное и телесное состояние у клиента, до личной терапии (расстановки):
Основная тема, с которой работали:
Какие важные динамики были обнаружены в расстановке:
Итог работы:
Эмоциональное и телесное состояния у клиента, после расстановки:
Есть ли домашнее задание от вашего личного терапевта:
Какие дополнительные темы выявила проведенная работа:
В дневнике нужно оставить место для возможных замечаний, комментариев, осознаний, которые могут возникнуть позже.
Демонстрация самостоятельных работ слушателями программы, очная супервизия и итоговая аттестация. (80 ак.ч.)
Демонстрация самостоятельных работ участниками программы и супервизия их работы преподавателями-супервизорами.
Реализация системных, расстановочных принципов в различных контекстах и в повседневной работе участников обучения.
Работа с терапевтическим стилем системного терапевта (консультанта).
Участники делают самостоятельные работы с клиентами, а тренеры-супервизоры дают супервизию их работы.
Очная супервизия в группе предполагает демонстрацию слушателем программы обучения «Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и семейные расстановки» приобретенных им умений и навыков практической работы с клиентом с использованием основных приемов и техник системного консультирования и самостоятельного ведения семейной расстановки с целью:
· Определение уровня владения слушателем программы основными приемами и техниками Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и семейных расстановок.
· Выявление возможных затруднений и «слепых пятен» в самостоятельной работе слушателя с клиентом.
· Обратная связь от преподавателей-супервизоров с рекомендациями для устранения слушателем возможных затруднений.
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Слушатель должен уметь установить с клиентом терапевтический (консультационный) контакт и прояснить запрос клиента. В случае необходимости помочь клиенту сформулировать или переформулировать запрос.
2. Слушатель должен продемонстрировать умение собирать информацию о системах клиента, в соответствии с его запросом и необходимую для проведения семейной расстановки.
3. Слушатель должен продемонстрировать умение видеть и уважать границы клиента, его систем, ресурсов и возможностей для изменения. В случае отказа от проведения работы с клиентом, аргументировано объяснить причину отказа.
4. Слушатель должен иметь собственное мнение о личности и состоянии клиента, о той ситуации, в которой он находится, о возможном значении событий жизни клиента и других его системы для сложившегося положения дел. Во всём этом ему желательно опираться на концепции системно-феноменологической психотерапии (консультирования). Допустимо использование представлений, взятых из других признанных психотерапевтических (консультационных) школ и культурно-исторического наследия. Недопустимо использование обывательских суждений и предрассудков.
5. Слушатель должен уметь вести семейную расстановку и продемонстрировать умение видеть сигналы, идущие от заместителей, от клиента и из расстановки в целом, управлять процессами, возникающими в ней и в случае необходимости прервать расстановку.
6. Слушатель должен уметь распознавать личные и системные динамики, которые проявляются в расстановке клиента и в случае необходимости указать на них и прокомментировать их для клиента.
7. Слушатель должен видеть и уметь использовать личные и системные ресурсы в расстановке клиента и за ее пределами, чтобы привести расстановку к разрешающему образу. Продемонстрировать разрешающий образ клиенту и в случае необходимости продолжить с ним работу, введя в расстановку самого клиента.
8. В ходе семейной расстановки сохранять ориентацию на решение проблемы клиента, не подменяя её своими собственными задачами. Держать в поле зрения всех заместителей и самого клиента, не выпускать из виду его состояния и суметь оказать ему помощь в снятии чрезмерного эмоционального напряжения.
9. Слушатель должен уметь своевременно заметить своё замешательство или повышенную эмоциональную реакцию на события в семейной расстановке. Найти способы устранения этих своих проявлений или прекратить расстановку, найдя благовидный предлог для такого решения.
10. Слушатель должен продемонстрировать умение укладываться во временные рамки, отведенные для работы с клиентом.
11. Слушатель должен уметь различать своё мироощущение и мировоззрение от мироощущения и мировоззрения клиента. Т.е. избегать эгоцентризма.
12. Слушатель должен уметь прокомментировать шаги, которые он предпринимает в семейной расстановке и при необходимости объяснить сделанные шаги клиенту и преподавателям-супервизорам.
После выполнения всех требований программы участники сертифицируются, как специалисты семейной расстановки с внесением в список сертифицированных семейных расстановщиков и получают право безвозмездно использовать в своей профессиональной деятельности названия Расстановка®, при соблюдении ими этических и профессиональных норм.
Несмотря на то, что человек разумный активно пользуется всеми достижениями современной цивилизации, какая-то глубинная часть его психики и физиологии повторяет душевную организацию предков из первобытно – общинного общества.
Изначально мы были предназначены для жизни внутри рода, внутри семьи. Законы этих ячеек общества бессознательно направлены на сохранение рода, так же, как это происходит в муравейнике или в пчелином рое.
Казалось бы, зачем нам нужно знать об этих законах, когда теперь можно выжить и прекрасно себя реализовать, живя в одиночестве или в небольшой семье?
Оказывается, закономерности внутриродовых отношений между людьми по-прежнему действуют в нашей жизни. Мало того, они распространяются на все ее сферы, включая бизнес и отношения внутри любого коллектива.
Первым обнаружил этот феномен и систематизировал законы отношений между членами одной семьи психотерапевт Берт Хеллингер – автор методики семейных расстановок.
Об авторе методики
До того, как стать психотерапевтом, Берт Хеллингер прошел долгий путь от миссионера в южной Африке до практикующего члена ассоциации психоаналитиков в Мюнхене.
Исследуя отношения, возникающие в различных группах , он обнаружил, что появление трагических конфликтов в различных семьях имеет свои закономерности.
Имея солидный опыт работы семейным консультантом, Берт Хеллингер разработал методику преодоления таких конфликтов, получившую в профессиональных кругах название «расстановки по Хеллингеру».
В сотрудничестве с немецким психиатром Г. Вебером в 1993 году психотерапевт написал книгу «Два рода счастья», рассказывающую о методике расстановок. Этот плод многолетней практики сразу же стал национальным бестселлером.
В настоящее время Хеллингер создал школу для своих последователей, путешествует с лекциями по всему миру и проводит обучающие семинары.
Как проходят расстановки?
Внешне расстановки по Хеллингеру выглядят следующим образом:
- клиент заявляет о своей проблеме , связанной с отношениями между членами его семьи или личной сферой.
- среди членов группы, подобранной для работы с этой проблемой, выбираются так называемые «заместители» членов семьи клиента или людей, связанных с проблемой клиента.
- они расставляются в пространстве, им не рекомендуется использовать выразительные жесты или позы.
- заместители, принявшие на себя чужие роли, двигаются так, как они чувствую и говорят то, что чувствуют.
- получив информацию и сделав выводы, расстановщик проводит работу, используя специальные приемы, разрешающие фразы и техники.
- после окончания сеанса расстановщик выводит заместителей из ролей замещаемых.
Несмотря на то, что члены группы понятия не имеют о своих прототипах и их проблемах, после серьезной и вдумчивой работы ведущего, заместители начинают чувствовать то же самое, что и члены семьи клиента или другие люди .
Информация об этом приходит к ним из «знающего» или «морфического» поля. Наличие этого поля – единственное слабое место метода расстановок по Хеллингеру, хотя за время практических занятий последних десятилетий появились доказательства того, что «полевой» информации можно доверять.
Опасность расстановок это миф?
Оппоненты Берта Хеллингера нередко заявляют, что при замещении имеется опасность того, что заместитель не сможет до конца выйти из роли замещаемого, он становится одержимым.
Еще опаснее, если заместитель брал на себя роль умершего человека. Так опасны ли расстановки по Хеллингеру?
Возможные проблемы сеанса семейной терапии:
- Расстановщику не безопасно включаться в систему клиента, так как возникает опасность переплетения;
- Расстановщики, заместители и даже наблюдатели со слабой энергетической защитой рискуют прицепить на свой тонкий план наследственные кармические болезни клиента.
Чтобы не появлялись сомнения, опасны л
и расстановки, нужно после сеанса «почистить» всех участников энергетическими потоками, создавать защитные вибрации, пользоваться специальными минералами.
К кому обратиться, если хочешь сделать расстановку?
Данный метод работы быстро распространяется, и не зря, ведь он действительно приводит клиента к результату. Однако, всё больше в мире психологии появляются неквалифицированных специалистов (расстановщиков), которые берутся за работу просто после прочтения книг, не обучаясь. Это очень опасно, ведь такой безответсвенный подход способен нанести вред и клиенту и терапевту.
Если человек принимает решение попробовать данную методику, то обращаться нужно строго к дипломированному профессионалу. Это обеспечит безопасность и качество работы. Ниже приведены ссылки на некоторых специалистов, которые известны и уже заслужили доверие клиентов.
Любовь Садовникова , Нижний Новгород (онлайн)
Наталья Рублева , Москва (онлайн)
Мир технологий развивается с каждым годом всё быстрее, а вот количество свободных часов у людей уменьшается.
Именно поэтому в психологической практике появился метод «консультация онлайн». Сейчас практически каждый специалист в области психологии готов принять клиента на расстоянии.
Однако, можно ли проводить расстановки по скайпу? Ведь это не совсем традиционный метод консультирования.
Мнения терапевтов по расстановкам на этот счет расходятся. Кто-то утверждает, что на расстоянии сложно передать роли и получить информацию, а кто-то уверен, что это не только возможно, но и совершенно легко.
Получается, возможность качественного сеанса расстановок по скайпу зависит от специалиста. Если он уверен в своей способности считывать информацию на расстоянии, имеет успешный опыт работы в данной области, а так же в совершенстве владеет методом расстановок, то всё получится. Но если хоть один из вышеперечисленных пунктов хромает, то могут быть трудности. При обращении к терапевту по расстановкам, прочитайте о нем отзывы.
Отзывы специалистов и участников сеансов
Профессиональные психотерапевты считают, что эта методика позволяет человеку преодолеть внутренние барьеры, дать больше видения в сложных ситуациях, избавиться от препятствий отношениях.
Отзывы о расстановках участников таких сеансов говорят о том, что у них возникали интересные ощущения , появилась возможность посмотреть на многие вещи с другой точки зрения , увидеть через проблему другого выход из своей жизненной ситуации .
Клиенты таких сеансов, оставляя отзывы о расстановках, в которых они были главными лицами, в большинстве своем довольны результатами. Эффект от работы происходит сразу, не нужны долгие часы терапии.
Те, кто прошёл работу считают, что нужно над собой работать постоянно. Ничего не изменится у тех, кто, ничего не предпринимает для работы над своей проблемой.
Семейные расстановки по Хеллингеру – необычная перспективная методика, позволяющая проникнуть вглубь проблемы многих поколений одной семьи и решить ее с наименьшими усилиями.
Почему не помогают расстановки?
Иногда, приходится слышать и такое. Человек сделал себе расстановку, а может и не одну, но результата нет. Почему? Тут есть несколько нюансов. Отвечаем.
1. Результата точно нет?
Когда человек приходит на терапию или расстановку, у него в голове есть четкая картина хорошего результат, и как это должно СЛУЧИТЬСЯ. Он ждет именно такого хода истории. Например, чтобы подходящий партнер познакомился с ним, пригласил на свидание. Или, чтобы взяли на работу в компанию мечты. И тогда, когда что-то идет не совсем так, он отвергаем это. Если в поле появился нужный человек (а это уже результат), и у есть возможность с ним познакомиться, но иначе, чем это в голове представлялось - всё отвергается! Это не то! Это не тот результат. Если в компании мечты нет мест, но знакомый предлагает хороший проект, это не принимается за результат. Это не то.
Мозг человека бывает региден и ошибочно делает выводы. А результата точно нет?
2. Психика Души инертна.
Что уж тут скрывать. Психика человека инертна, и ей так и хочется пойти по старой дороге. И понятно почему, потому что там всё уже знакомо и пройдено ни 1 раз. А тут какое-то новое решение предлагают, неизвестность, путь расчищать надо, идти осознанно…»Нееее», - говорит психика и возвращается в старые сценарии. Что делать? ХОТЕТЬ ИДТИ ВПЕРЕД И БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ. Расстановка - это не волшебная палочка, сделал и всё. Это работа над собой. Каждый день нужно делать выбор в пользу нового или старого.
3. Степень НЕ готовности к изменениям.
Это пожалуй самое распространенное. Как это происходит. Человек N очень хотел что-то в своей жизни исправить, он пошел на расстановку и ему помогло. Результат был 100%. Он, конечно, рассказал об этом своему другу M. Тот загорелся, «пойду тоже схожу, помогло же N». Идёт, делает расстановку, и ему не помогает. Почему? Потому что у него «не горело, как у N»!!! Он пошел из любопытства, энергии на самом деле было мало для изменений.
4. У каждого свой ритм.
Иногда человек хочет слишком многого и сразу. Чтобы результат был на следующий день, чтобы всё было как он хочет, чтобы быстро и качественно. Но у каждой Души свой темп. На кого-то расстановка действительно действует очень быстро. Иногда изменения приходят уже на семинаре. Это говорит о том, что душа открыта для нового, она уже наелась старых проблем. А у кого-то результаты идут крайне медленно. Шаг за шагом Душа открывается новому. И самому человеку это может быть даже не заметно, но лишь люди вокруг замечают, как он изменился. Эти изменения на столько тонкие и по чуть чуть, что их отследить трудно и описать невозможно!!! Но они есть.
5. Проблема не разрешена окончательно.
Не все проблемы можно разрешить за 1 раз. Тема матери и отца - это самые популярные и самые долгие темы, которые даже продвинутые люди разрешивают годами. Там полно скрытых динамик и тайн. Они все снова и снова выползают наружу. Что делать? БЛАГОДАРИТЬ ВСЕВЫШНЕГО, что они проявляются, и у есть возможность стать еще счастливее. Ведь некоторые живут в тумане всю жизнь. Пластов и слоев у 1 проблемы может быть до 10. Как сказал сам Хеллингер, жизни человека не хватит даже для того, чтобы освободиться от 50% переплетений. Так что предлагаем расслабиться и довериться процессам, которые происходят.
6. Не подходящий терапевт или метод.
Для успешного результата необходимо, чтобы клиент доверял методу и терапевту. Если этого не случилось, то результата может не быть. Так же, к сожалению, много не профессиональных специалистов, которые делают что-то, не зная что.
7. Взять ответственность.
Когда начинается расстановка 50% ответственности на клиенте и 50% на терапевте. Но когда она заканчивается, и человек уходит в свою жизнь, ответственность на нем в 100% объеме! А что происходит порой? Человек пришел, сделал расстановку, ушел и ждет результата. Он считает, что терапевт должен был сделать так, что бы результат появился. И клиент перестает следить за собой, за своими внутренними динамиками, перекладывая всю ответственность на терапевта. В результате ничего не происходит. Результата нет.
Вот пожалуй самые распространенные 7 пунктов, почему не происходит в жизни результат после расстановки. Прежде чем гневить на терапевта или снова обращаться за помощью, стоит подумать, а может быть какой-то пункт актуален?
К методу системно-семейных расстановок относятся по-разному, чаще всего либо очень хорошо, либо очень плохо. Понять до конца, что собой представляет этот метод, можно только поучаствовав в расстановках по Б. Хеллингеру.
Человек, бывший участником на системно-семейных расстановках, убеждается в том, что это не просто метод групповой психотерапии. В расстановках много мистики, вещей, которые невозможно объяснить разумно. Они восхищают, удивляют и пугают.
Не все сообщества психологов признают системно-семейные расстановки научным методом психотерапии. Представители православной церкви, а также верующие психологи считают его оккультизмом и мракобесием. Сам автор метода – немецкий психотерапевт Берт Хеллингер (родился 16 декабря 1925 года) относит его к классу духовных практик. Автор разработал не только практический метод, но и целую теорию, поясняющую, почему и как системно-семейные расстановки работают.
Б. Хеллингер интегрировал несколько прогрессивных психологических теорий и вывел на этой основе новые знания. В частности, влияние на формирование теории семейных расстановок оказал транзактный анализ Э.Берна, то есть анализ взаимодействий, состояний, игр, в которые играют люди и их жизненных сценариев. Кроме того, к началу девяностых годов двадцатого века, когда Б.Хеллингер стал применять свой метод, семейная психотерапия уже применялась и была популярна. Психодрама Я.Морено и метод «Семейная структура» В. Сатир также легли в основу учения Б.Хеллингера и во многом схожи с ним.
В 2007 году Б.Хеллингер создал собственную школу, где и сегодня знакомит и обучает желающих с методом семейных расстановок.
Сомнений в том, что семья необычайно важна в жизни человека быть не может . В семье индивид появляется, растет, развивается, воспитывается, обучается, становится личностью. Индивид выживает благодаря семье. Но мало кто смотрит на семью, как на некую систему, хранящую не только знания и отношения настоящего времени, но и родовую память, некое поле рода.
Автор теории и его последователи обнаружили, что проблемы в жизни человека, вне зависимости от того, в какой сфере они возникают, являются последствием семейных травм. Травмы – это беды, случившиеся с семьей человека, причем не только после, но и до его рождения.
Чаще всего негативные события в жизни семьи стараются замолчать или вовсе скрыть . Не хочется вспоминать и рассказывать о тяжелой смерти (убийство, самоубийство, ранняя смерть, аборт), вынужденной иммиграции, разводе, горе-родственнике (алкоголике, отце, бросившем ребенка и тому подобное), периоде, когда семья бедствовала и голодала, о том, что дети не уважают родителей и так далее. Однако все эти события остаются и сохраняются в семейном родовом поле.
По Б.Хеллингеру, источник жизненных неурядиц – сокрытие семейной травмы и/или исключение одного из участников значимого травматического события из системы семьи. Дисбаланс семейной системы приводит к тому, что страдают нынешнее и последующие поколения, не имея возможности осознать причину своих бед.
Работая над личной проблемой в психотерапевтической группе, человек может обнаружить скрытую причину, узнать, что в далеком прошлом стало источником его сегодняшних несчастий и найти выход из сложившихся обстоятельств. После расстановок жизнь изменяется в течение нескольких месяцев кардинально, причем в отличие от других методов психотерапии, посетить группу семейно-семейных расстановок достаточно лишь один раз.
Как осуществляются расстановки по Хеллингеру
Расстановки по Б.Хеллингеру – метод системной семейной терапии, имеющий целью исправление негативных последствий динамических семейных травм.
Проводятся расстановки не только в психотерапевтических группах, но и в форме индивидуальной психотерапии по запросу клиента. Во втором случае участники группы заменяются предметами.
Клиент сообщает свою проблему психотерапевту, находясь в группе, после чего выбираются участники, которые будут «играть роль» членов семьи в расстановках, то есть будут их «заместителями». Далее начинается непосредственно сеанс психотерапии . Психотерапевт регулирует процесс, контролирует действия группы, направляет ход терапии, меняет количество заместителей и так далее.
Участниками семейной системы являются не только кровные родственники, но и люди, связанные с семьей значимыми отношениями. Кроме того, семья – это и ныне живущие, и не рожденные, и умершие люди, вне зависимости от того знает что-либо об их существовании человек или нет.
К семейной системе человека относятся:
- родители,
- дети,
- браться, сестры,
- супруги, возлюбленные, сексуальные партнеры,
- другие кровные родственники,
- люди, оказавшие влияние на семью, состоявшие с одним из ее членов в «отношениях жизни и смерти», это может быть как человек, спасший или существенно улучшивший жизнь кому-либо, так и тот, кто ее сделал невыносимой или отнял.
Получается, что члены психотерапевтической группы принимают на себя роль не только живых, но и мертвых, а также плохих людей (негодяев, насильников, убийц и так далее), участвуя в расстановке. Это во многом объясняет негативное отношение к методу расстановок как к оккультизму и негативному личному опыту, ведь каким-то образом чувства и эмоции чужих людей появляются у заместителя. Например, непросто быть заместителем абортированного ребенка или человека, умершего от голода.
Порядки любви
Проблемы возникают, если один из членов родовой системы нарушает законы семьи, порядок, необходимый для ее нормального функционирования и благополучия каждого ее члена. Законы, регулирующие жизнь рода, Б.Хеллингер назвал «порядками любви».
Три порядка или закона любви, которые нельзя нарушать:
- Принадлежность . Невозможно кого-то «вытеснить» из семьи. Каждый член системы имеет право на принадлежность. Если один член семьи отвергнут ею, другой его «заместит», будет вести себя так же как он или может повторить его судьбу, либо в семье начнутся проблемы, способствующие ее разрушению. Когда кто-то из семьи чувствует себя «как неродной», это может быть сигналом о нарушении закона принадлежности.
- Иерархия . Новая семья важнее старой. Когда у человека появляется своя семья, родители остаются «позади». Это совсем не означает, что ребенок должен забыть о своих родителях, но новая семья должна быть в приоритете.
Также этот закон предупреждает о недопустимости переноса проблем прошлых отношениях на новые. Даже если мужчина и женщина не состояли в браке официально, но любили друг друга, они были семьей, после расставания каждый из них должен оставить проблемы в прошлом, если хочет быть счастливым.
В наше время нередко женщины и мужчины имеют несколько отношений до того, как найдут человека, с которым идут в ЗАГС, люди женятся и выходят замуж повторно, имеют детей от бывших возлюбленных и так далее. Чтобы ни было в прошлом, это нужно принять как часть жизни, не стыдиться и не скрывать.
- Баланс между тем, что берешь и отдаешь . Это закон равновесия и взаимопомощи. Не будет гармонии в семье, где один человек все время отдает свою любовь, силы, старается, идет на уступки, а второй лишь принимает даваемые ему блага, ничего не отдавая взамен. Чтобы отношения развивались, на добро нужно отвечать еще большим добром, взаимное желание членов семьи сделать счастливыми друг друга укрепляет систему.
Системно-семейные расстановки уникальны в своем роде. Несмотря на критику, психотерапевты, работающие по методу Б. Хеллингера, многим людям помогают разобраться в себе и решить проблемы, причем не только чисто психологические, но и связанные со здоровьем, благосостоянием, личной жизнью и работой.
Расстановки по Хеллингеру - это психотерапевтический метод XXI века, направленный на изменение глубинных процессов коллективного бессознательного семьи и рода, создающего человеку семейные, психологические проблемы, проблемы со здоровьем и карьерой. В настоящее время этот метод широко признан Мировой психотерапевтической общественностьью, он используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании.
Метод расстановкок является системным, то есть работает с проблемами сложного, повторяющегося характера (семейными, родовыми, организационными) и краткосрочным - метод отличается крайне малым количество встреч с психологом и большими интервалами между ними. Ориентированность на решение означает, что в фокусе работы психолога - поиск решения, а не анализ самой проблемы.
Своим появлением метод расстановки обязан Берту Хеллингеру, немецкому профессору, бывшему священнику и миссионеру, психотерапевту. Обобщив свой многогранный опыт в философии, богословии, педагогике, различных направлениях психотерапии, теории информации и теории систем, он смог выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал собственный метод терапии, приобретающий все большую популярность в мире.
«Расстановки» (также употребляется как «системные расстановки» или «семейные расстановки»)-- это авторский термин, переведенный с немецкого языка (familien-stellen -- семейная расстановка). Он наиболее точно отражает суть происходящего во время работы в этом методе: людей (заместителей) расставляют в «рабочем пространстве группы», интуитивно определяя каждому свое место в семейно--родовой системе. С этого начинается расстановка. Расставленные клиентом фигуры отражают его подсознательный образ проблемной ситуации, с которой он работает в процессе расстановки.
Как проходят расстановки
Собирается группа людей, в которую могут входить как люди, желающие решить свою проблему («заказчики» расстановки), так и люди, желающие познакомиться с методом и поучаствовать в «чужих» расстановках («заместители»). Клиент дает запрос для расстановки или озвучивает проблемную ситуацию, которую он хотел бы решить при помощи расстановки. Обычно запрос это 2 - 3 фразы, которые отражают суть проблемы, и тот результат, который Вы хотели бы получить в результате расстановки.
Например, если у клиента сложные, конфликтные отношения в семье, то запрос для расстановки может звучать так: « - У меня постоянные конфликты с мужем, мы на грани развода. Мне хотелось бы сохранить семью».
Расстановщик, руководствуясь знанием о сформулированных Хеллингером «порядках любви» внутри семьи как системы (о «порядках любви» см. ниже), выбирает из группы «заместителей» на роли основных участников или элементов проблемной ситуации для расстановки.
Участники расстановки ищут свое место в пространстве и, на основании их движений, ведущий может судить о процессах, происходящих в семейной системе клиента. Заместители отражают движения души, чувства, эмоции и мысли, которые происходят в семейной системе клиента и передают их в расстановку. Задача заместителей при этом - быть очень внимательными к чувствам и ощущениям, которые начинают проявляться (это один из феноменов системного взаимодействия), и двигаться в согласии с этим внутренним чувством.
Заместители двигаются, передают друг другу информацию о чувствах и ощущениях внутри системы. Таким образом, внутренний образ проблемной ситуации становится очевидным для участников, а главное - для заказчика расстановки.
Метод семейных системных расстановок также позволяет решать проблему клиента конфиденциально, не разглашая деталей и подробностей. Задача ведущего расстановки, с минимальным вмешательством в экологию клиента, выявить динамику, свидетельствующую о нарушениях законов функционирования семейной системы и найти способ восстановить нарушенные порядки.
Это позволяет запустить процесс быстрых и чрезвычайно мощных изменений, приводящих к наилучшему решению, как для заказчика расстановки, так и для всей семейной системы в целом.
В основе действия механизма расстановки лежит тот феномен, что люди бессознательно берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те реальные персонажи, которыхони замещают.
Этот феномен называется расстановщиками «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, - «заместителями». Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют психологу восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений, вернуть гармонию в семейную систему и подыскать каждому её члену самое подходящее место, где он будет счастлив и спокоен. А также вернуть в архитипическую систему рода исключенных, выстроить правильную иерархию, разобраться с балансом...Работа ведется при помощи добавления, перемещения и изменения поведения заместителей в «поле расстановки», применяются различные психологические техники и интеракции. Показателем верности решения для данной семейной системы является комфортное состояние всех участников расстановки (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле), явные признаки устойчивого физического и психического облегчение у клиента, которые затем сохраняются в его жизни вместе с полученным результатом расстановок. Описать, как работает расстановка человеку, который её не видел, достаточно сложно. Работа ведется на разных уровнях восприятия клиента (зрительном, тактильном, аудиальном, ментальном, эмоциональном). Общее во всех расстановках: проживание клиентом нового опыта в безопасном пространстве. Человек получает новую информацию о своей ситуации с точки зрения системы, проживает эту ситуацию в расстановке по новому, с обретёнными и возвращёнными ресурсами, тем самым приобретая новую модель счастливого поведения и новое, гармоничное восприятие.
Лучший способ понять, как работает расстановка -- принять в ней участие в роли заместителя. Ваши собственные ощущения скажут Вам гораздо больше, чем любой, самый подробный рассказ об этом. Вы сможете получить представление, как работают семейные связи и законы, что разрушает отношения и что позволяет им длиться, как архитипически в членах семьи проявляется Любовь.
У Берта Хеллингера есть очень точные слова: «Главное в расстановке - то, что сущностно, что является поворотным моментом, что действенно, что переворачивает наши представления, - это не теория, это не утопия, это не идеология, а наблюдения и позитивный опыт, собранные в разных контекстах».
Профессора Хеллингера спрашивают: «Почему вы так поставили? Почему вы говорите заместителю, чтобы он так сказал? С чего вы это взяли?» Он говорит: «Я видел 100 случаев, и в 100 случаях было так. У меня нет оснований не доверять своим глазам, своему опыту и опыту людей, которые были искренни». Он снова и снова подчеркивает, что основа методологии расстановок - это наблюдения, собранные в разных контекстах, обобщенные и проверенные его многолетней психотерапевтической практикой с сотнями и тысячами людей и семейных пар.
Расстановки - это очень сложная и красивая мозаика. Мозаика отношений, чувств, намерений и действий во имя них. Отчасти это похоже на голограмму или морозный узор на стекле, где каждая часть дополняет гармонию целого и является его частью.
Главная цель расстановки - восстановление целостности и гармонии семейных систем и жизни отдельного человека.
Берт Хеллингер - не только создатель метода семейных расстановок, популярность которого стремительно растет во всем мире, но и интереснейший мыслитель. Вот только три примера.
1. Если человек стал причиной смерти другого человека - умерший входит в его род, становится членом его семьи.
2. Если кто-то был исключен из семьи, то дети «смотрят» на таких исключенных и как бы замещают их - этим объясняются многие странности в поведении детей.
3. Совесть имеет отношение вовсе не к добру и злу, а к нашей принадлежности к семье. Совесть болит, когда мы чувствуем, что утратили право на принадлежность. Яркость и необычность его идей подкупает, независимо от того, соглашаемся мы с ними или спорим.
Многолетние конфликты между родственниками, семейные проблемы... Порой мы платим долги наших предков, не зная этого. Расстановка показывает склад отношений в семье, невидимое делает видимым и позволяет найти решение.
«Мы прожили с мужем 26 лет. Нашему сыну сейчас 19, дочери 25 лет, а внучке - шесть. И все эти годы меня тревожит отсутствие взаимопонимания с моими детьми. Даже совсем маленькими они поступали в соответствии со своими представлениями о том, что правильно, а что нет. Их система ориентиров не совпадала с моей. А теперь дети выросли, и стало еще тяжелее. Сын заявил, что никогда не хотел учиться на экономиста, ушел из университета и два года осваивал игру на гитаре. Потом и это занятие забросил. Сейчас просто валяется на диване - ищет свой путь в жизни. А дочка строит карьеру, живет вместе с нами, родила ребенка и «повесила» его на нас с мужем. Она абсолютно уверена, что мы должны быть благодарны ей за такое доверие… Мне кажется, что последние 25 лет я живу не той жизнью, которой хотела. Домашние манипулируют мной, а я в свою очередь не приношу им радости, одну лишь усталость и раздражение. Мы все - родные и близкие люди - постоянно находимся «не в фазе». С надеждой разглядеть, почему это происходит, восстановить взаимопонимание между разными поколениями нашей семьи и найти выход из моего личностного кризиса я встретилась с психотерапевтом Альбиной Локтионовой. «История нашей семьи влияет на нас больше, чем мы думаем, - говорит Альбина Локтионова. - Каждый из нас - часть семейной системы (отношений с родителями, братьями и сестрами, дядями и тетями, бабушками и дедушками, мужьями и женами), и когда она нарушается (например, родственники «забывают» о ком-то из членов семьи или перестают с ним общаться), то нарушается и равновесие в отношениях. И этот сбой непроизвольно повторяют последующие поколения». Психотерапевт предлагает мне с помощью метода семейных расстановок определить те «забытые» эпизоды семейной истории, которые мешают членам моей семьи полно проживать жизнь. Выслушав меня, Альбина Локтионова резюмирует: «В вашей семье нарушены порядки любви. Порядок означает иерархию, соподчинение. В этой иерархии, например, родители всегда располагаются выше детей, потому что именно они создали семью. В вашей семье родительского главенства нет, роли перепутаны. Давайте сделаем расстановку, чтобы разобраться в этом «клубке» и понять, как вернуться к естественной иерархии отношений». Поскольку мое желание пройти семейные расстановки было спонтанным и стремительным, а группа начинала работу лишь после самого отпускного месяца - августа, мы работали вдвоем с психотерапевтом. А заместителями членов моей семьи стали разложенные на полу листки бумаги с начертанными на них фигурками-символами - кто есть кто. Эта работа стала бесценным опытом - болезненным и целительным одновременно, когда пришлось побывать в шкуре своих домочадцев и пропустить через себя их чувства и понять скрытые мотивы. Я рисую геометрические фигуры, олицетворяющие меня, моего мужа, дочь и сына. Квадрат, прямоугольник, круг, овал, и на каждом галочкой указываю направление взгляда. Раскладываю листки на полу. «Посмотрите, - показывает Альбина Локтионова на расстановку, которая у меня получилась, - вы, ваш муж и дочь располагаетесь слишком близко. Вам тесно, вы словно толкаетесь, мешая друг другу. А сын находится отдельно от вас и повернут к вам спиной. Создается впечатление, что он опасается приблизиться к своей семье, как если бы ему было слишком горячо в вашем тесном кругу, или в нем ему просто нет места. А может быть, сама система, ваша семья, исключила его?» Я в полном недоумении - о чем говорит психотерапевт? А она продолжает: «Возможно, в вашей семейной истории раньше был кто-то, кто сейчас незаслуженно забыт, и ваш сын бессознательно идентифицирует себя с этим человеком?» Все еще не понимая, что имеет в виду психотерапевт, я начинаю вспоминать и рассказываю о трех эпизодах, которые в нашей семье стараются забыть. Мой прадед (дед моего отца), раскулаченный в годы коллективизации и окончивший свои дни в сибирской ссылке. О нем никогда не говорила даже его дочь (моя бабушка), которая и спустя 50 лет считала, что эта семейная страница может быть губительной для карьеры ее детей и внуков. Второй эпизод связан с мамиными родителями. Они очень хотели, но не решились завести второго ребенка в сложное время - конец тридцатых и начало войны. И наконец, я знаю, что моя мама, заболев, была вынуждена сделать аборт через год или два после того, как родилась я. Получилось, что моя семья из поколения в поколение несет информацию о нерожденном втором ребенке и несправедливо забытом предке. «В моем сознании эти события никогда не связывались между собой», - признаюсь я психотерапевту. «Не только вы, но и ваш сын неосознанно восприняли динамику системных переплетений и в каком-то смысле теперь бессознательно компенсируете чувство вины перед неродившимися вторыми детьми в семье ваших родственников или «забытом» прапрадеде. Дистанция, на которой находится ваш сын по отношению к другим членам семьи, - ее мы ясно увидели во время семейной расстановки - лишь подтверждает факт: в вашей семье для второго ребенка нет места, нет отработанной поколениями модели общения, отношений с ним». «Зато он с нежностью и любовью заботится о своей племяннице, которая с рождения растет без отца», - я горячо защищаю способность сына к родственным чувствам. «Так и должно быть, - отвечает Альбина Локтионова, - ведь его племянница в каком-то смысле - нежданный ребенок. И он бессознательно «реабилитирует» ее рождение, дает ей шанс на жизнь».
А что же моя дочь? Она активно делает карьеру и не хочет вступить в брак, создать собственную семью. А дочку включает в свои планы, только когда идет в гости и хочет похвастаться умным, красивым и веселым ребенком. «По-настоящему воспитанием внучки занимаются бабушка и дед, то есть я и мой муж. А дочь лишь управляет нами», - задаю я новую тему для развития расстановки.
Психотерапевт предлагает мне встать на стул, оставив листок с символом дочери на полу, и представить мою маму - где-то надо мной, высоко, на уровне потолка. Это упражнение помогает почувствовать собственное место в семейной системе, где всякое старшее поколение расположено выше последующего. «Представьте, что я ваша дочь, - продолжает Альбина Локтионова. - Спуститесь со стула, подойдите ко мне и скажите твердо: «Лена, я - большая, а ты - маленькая. Ты моя дочь, а я твоя мама. Ты не можешь командовать мной, а я не должна подчиняться…»
Я послушно повторяю эти слова, но ясно понимаю, что с моей реальной дочерью такой разговор вряд ли возможен. «Ваша дочь привыкла главенствовать, - поясняет Альбина Локтионова, - а для того чтобы восстановить правильную семейную иерархию, без которой невозможны гармоничные отношения в семье, необходимо вернуть как вертикаль, так и горизонталь: установить с дочерью контакт. Сядьте рядом друг с другом, расскажите о своих чувствах, а может быть, просто помолчите… Из такого молчаливого сопереживания нередко восстанавливается некогда утерянная близость с родными людьми. Граница, которую вам пора провести между собой и дочерью, не должна стать «Великой Китайской стеной». Напротив, точная дистанция поможет по-настоящему почувствовать близость и сопричастность друг другу».
Но тут мои тревоги о сыне и дочери сходятся в одной точке - второй ребенок! Ведь дочь, красивая молодая женщина, наверняка выйдет замуж и захочет родить второго ребенка. А он будет нести негативную информацию о нерожденных вторых детях в нескольких поколениях нашей семьи. «Вдруг он тоже станет чужим среди родных?» - делюсь я опасениями с Альбиной Локтионовой. «Эту роль в вашей семье уже «исполняет» ваш сын, - поясняет она. - Но теперь, понимая ситуацию, вы можете изменить ее. Проблема окончательно решается, когда родственники занимают верное место в иерархии семьи и готовы нести ответственность за свои действия. С этого момента можно не бояться возвращения прошлого». Буквально за два часа семейных расстановок я открыла для себя скрытые мотивы, которые определяли много лет отношения среди моих родных. «Основатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер говорит, что свободными нас делает принятие прошлого, - завершает встречу Альбина Локтионова. - Но подлинное принятие означает и принятие всех последствий многих лет молчания и скрытых семейных тайн. А это действительно непросто - примириться с тем, что в прошлом нашей семьи были утраты и потери, ошибки и разочарования». Принять свое прошлое трудно - для этого нужно пересмотреть многие свои привычные представления и идеалы. «Придется четко прояснить последствия - кто что выиграл и какую цену каждый из членов системы заплатил за это прошлое, а потом определить соотношение потерь и приобретений, - подводит итог психотерапевт. - Если не получается признать, то нужно хотя бы назвать прошлое - прошлым. И оно перестанет цеплять, и получится его отпустить. Тогда можно идти дальше».