Политический процесс. Процесс политический Социальные основы политического процесса
Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.
Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.
Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.
Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:
- 1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.
- 2. Выработка и принятие политических решений.
- 3. Реализация политических решений.
Политическому процессу присущи
- · переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал
- · сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс
- · восходящих и нисходящих тенденций развития
Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти. Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.
В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.
На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические. С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на два крупных класса:
демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия
недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.
С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций можно выделить
- · открытый политический процесс, в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.
- · скрытый (теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти.
Политическое развитие и кризисы политического развития
Современный исторический период характеризуется наиболее глубоким и всесторонним кризисом тоталитарных и авторитарных политических режимов в различных районах мира. Для того, чтобы оценить эти неоднозначные изменения, происходящие в политических системах, необходима теоретическая основа для сравнительного анализа, способного обобщить широчайшее разнообразие систем. В частности, важно определить, когда реформы становятся необратимыми и каковы могут быть меры, способные остановить крах общества. Поиск решения этих проблем вызывает рост интереса к различным концепциям политического развития, стремящимся объяснить источники, характер и направление политических изменений на пути от авторитаризма к демократии.
Страна становится более политически развитой, если ее политическая система изменяется в направлении более выраженной
- · артикуляции интересов социальных групп (посредством добровольных ассоциаций)
- · лучшей агрегации интересов (с помощью политических партий)
- · результативной политической социализации (через расширение средств массовой коммуникации)
Таким образом, политическое развитие - это возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для эффективного диалога между правительством и населением.
Одним из свойств политического развития является рационализация, т.е. функциональная дифференциация политических институтов. Оценка их деятельности базируется на критерии результативности.
Характеристика общесистемных свойств политического развития включает также национальную интеграцию. Для любого политического сообщества важна проблема национальной идентичности и четкого определения национальной основы.
В результате социальной мобилизации, т.е. быстрых количественных и качественных изменений социального положения больших масс населения (урбанизации, образовательного и профессионального роста), люди активнее вовлекаются в политический процесс и предъявляют новые требования к власти.
Основную роль в концепциях политического развития играет теория политической модернизации. Политическая модернизация означает социальную мобилизацию и политическое участие. Речь идет о модели глобального процесса цивилизации, суть которого заключается в переходе от традиционного общества к современному, т.е. рациональному в результате научно-технического прогресса.
Выделяются два типа модернизации:
- 1. Оригинальная, спонтанная модернизация. Характерна для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов (Англия, США).
- 2. Вторичная, отраженная модернизация. Характерна для стран, отставшим в своем развитии и пытающихся догнать передовые страны за счет широкого использования их опыта.
Модернизация требует высокоцентрализованных политических институтов. Институализация - это процесс, в котором организации и методы действия приобретают стабильность, т.е. способность осуществлять изменения без собственного разрушения. Ее уровень определяется следующими свойствами входящих в политическую систему организаций:
- 1. Адаптируемость - это способность приспосабливаться к постоянным изменениям в политических требованиях.
- 2. Сложность - разнообразие подразделений внутри организации, их иерархичность и функциональность.
- 3. Автономность - самостоятельность политических организаций по отношению к социальным группам и другим организациям.
- 4. Согласованность - сочетаемость функций и целей политических организаций, прежде всего связанных согласием относительно правил политических действий.
Политическое развитие России на протяжении веков отличалось тремя существенными особенностями:
- · решающей ролью государства в реформировании всей общественной системы
- · расколом российской культуры со времен Петра I на аристократическую и народную.
- · последовательной сменой реформ и контрреформ
Перспективы политической модернизации будут определяться способностью политического режима решить проблемы, имеющих как общий, так и специфический российский характер.
Вступление на путь модернизации приводит к росту технократических требований к экономике, технологии и принципам эффективности. Источник кризисного состояния вытекает из разрыва между социальными изменениями и политической институализацией. Одновременно может возникнуть разрыв между системой общественных ценностей и нарождающимися изменениями. При этом возможен рост неудовлетворенности от несоответствия между ожидаемыми благами и реальными последствиями политических решений. В результате возникают пять кризисов политического развития:
- 1) идентичности, или кризис политической культуры
- 2) легитимности, или развал конституционных структур
- 3) участия, или создание правящей элитой искусственных препятствий для включения в политическую жизнь претендующих на власть групп
- 4) проникновения, или снижение способности государственного управления руководить в различных частях социального пространства
- 5) распределения, или неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределения.
В этом случае происходит отчуждение значительной части общества от политического режима.
Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.
Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.
Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.
Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:
* представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
* выработка и принятие политических решений;
* реализация политических решений.
Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:
* революционных и реформаторских начал;
* сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
* восходящих и нисходящих тенденций развития.
Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.
Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.
Типология политического процесса
По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.
Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.
Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.
С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.
При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.
Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.
Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, «тройки», органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.
С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.
Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.
1. Понятие политического процесса и его структура
2. Стадии политического процесса
3. Типология политических процессов
4. Особенности политического процесса в Республике Беларусь
1. Часто под политическим процессом понимается просто политика, противопоставленная какой-либо другой сфере общественной жизни. Однако такое представление мало дает для понимания сущности политического процесса.
В западной политологиисуществует множествоподходов к пониманию политического процесса. Назовем основные из них:
· институционализм (представители М. Дюверже, С. Хантингтон и др.) связывает политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти;
· бихевиоризм (представители Г.Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.) рассматривает политический процесс как поведение и деятельность людей, направленные на завоевание и использование власти в личных и общественных целях;
· структурный функционализм (представители Г.Алмонд, Т. Парсонс и др.) понимает политический процесс как результат совокупного функционирования всей политической системы и отдельных ее элементов, переход политической системы из одного состояния в другое. Источником изменений в политическом процессе выступают воздействия, требования социальной среды. Д. Истон, стоявший у истоков системной методологии в политологии, трактует политический процесс как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей ее среды в целях формирования приемлемых решений;
· конфликтный подход (представители Р. Дарендорф, К. Боулдинг и др.) представляет политический процесс как процесс соперничества субъектов политики по различным политическим вопросам. Результатом этой борьбы является изменение расстановки сил на политической арене, появление новых политических субъектов и т.д. Р. Дарендорф, например, делает акцент на динамике соперничества групп за статус и ресурсы власти.
Политический процесс - это совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества. Иначе говоря, политический процесс – это динамическая характеристика политической системы, совокупной деятельности всех субъектов политики. Если политическая система – это как бы статичное понятие, охватывающее состояние политической жизни в данный конкретный момент, то политический процесс отражает динамику политической системы, ее внутренние и внешние изменения, переход от одного состояния к другому. Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений.
Политический процесс имеет соответствующую его содержанию внутреннюю структуру , которая включает следующие элементы:
1) субъект процесса,т.е. носитель реальной власти;
2) объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
3) средства, ресурсы, методы, способы, которые использует субъект для достижения цели.
В качестве ресурсов политического процесса могут выступать его материальные и идеальные основы: технические и финансовые средства, наука, знание, настроения масс (участников процесса), их идеология, общественное мнение и другие факторы.
2. Выделяются следующие стадии политического процесса :
1) Режим становления политической системы (конституирования). Эта стадия как правило совпадает с переломным моментом в жизни общества, когда утрачивается легитимность власти одних политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Они создают новую политическую систему с другими политическими институтами, правовыми нормами (обновленная или новая конституция). Становление новой политической системы (конституирование) не единовременный акт. Легитимизация, т.е. признание данной системы длительный процесс, плавно перетекающий во вторую стадию политического процесса.
2) режим функционирования. Совпадает со стабильным периодом развития общества. В этом случае политические процессы отражают воспроизводство и поддержание деятельности уже существующих органов власти, политических партий, общественных организаций, отношений между ними. Традиции и преемственность во взаимодействии участников политических процессов приоритетны перед любыми нововведениями. В демократических государствах средствами такого поддержания являются выборы, и назначение органов власти, съезды и конференции политических партий и общественных организаций и т.д. Воспроизводство традиций самой политической системы осуществляется уточнение, обновление существующего законодательства, при сохранении заложенных ранее традиций.
3) режим развития . Наступает в период определенной перестановки политических сил. Происходит частичное изменение органов власти, реформирование деятельности политических партий и общественных институтов в соответствии с изменениями в социальной структуре общества и соотношением политических сил внутри страны и на международной арене. На стадии развития может наблюдаться формирование новой политической элиты, интересы которой не совпадают с данной политической системой. Наступает следующая стадия.
4) стадия разложения, упадка . Она совпадает с ростом новых социальных сил, которые акцентируют внимание на других формах политической жизни. Такая динамика политического имеет негативный характер по отношению к существующему стилю властвования. Над конструктивными преобладают разрушительные тенденции. Правящая до этого элита теряет управленческую способность и т.обр. и свою легитимность. Таким образом завершается один цикл политического процесса, сам же процесс продолжается (поры года, концепция цивилизаций Тоинби). Новый цикл начинается с обновления политического лидерства, политических институтов и политической системы в целом.
Изучив материал данной главы, бакалавр должен:
знать
- определения понятий "политический процесс", "развитие", "изменение", "устойчивость", "стабильность";
- основные субъекты современного политического процесса;
- структуру и классификацию политических процессов;
- характерные черты политического процесса в переходных обществах;
уметь
- правильно определять вектор развития мирового политического процесса;
- аргументировано обосновывать противоречия в политическом процессе современной России;
владеть
Методологией определения основных тенденций в политическом процессе.
Понятие "политический процесс" и его трактовки в отечественной и зарубежной политологии
Мировой экономический кризис серьезно повлиял на процессы демократизации, заставив политиков и ученых обратить внимание на качество демократии в различных регионах мира. Особое место в современных политологических исследованиях занимает изучение переходных процессов, глубоких внутриполитических трансформаций в странах бывшего СССР и Восточной Европы, успехов и неудач на пути демократии, состояния политического управления, способностей государств осуществлять политические реформы, а политических лидеров – принимать компетентные решения. Все это направлено на совершенствование происходящих в наши дни политических процессов.
"Политический процесс" – одна из основных категорий современной политологии, отражающая перемены в политической жизни общества, прежде всего в деятельности органон публичной власти и государственных учреждений по достижению всеобщего устойчивого развития.
Уже известный нам французский мыслитель О. Конт , характеризуя общество, указывал, что обществу свойственны два состояния – динамичное и статичное. Политика как общественное явление также представляет собой единство динамики и статики. Динамика выражается категориями "изменение" и "развитие", а статика – "стабильность" и "устойчивость".
Динамика политических явлений предполагает движение, мобильность политических систем, активное участие в политике отдельных людей, социальных групп и организаций. При этом происходит накопление новых признаков и свойств, движение может осуществляться в одном или в разных направлениях.
Статика означает относительную устойчивость политических систем, сложившихся отношений внутри и вне этих систем, распределение политических ролей среди политических субъектов.
Политические процессы – динамичная сторона политики, представленная в виде системно-несистемных изменений, источником которых является деятельность людей, стремящихся реализовать в этих процессах свои потребности и интересы.
Сложность политических процессов отражается во множестве определений этого феномена.
Они рассматриваются как свойство политических систем и их отдельных элементов, как их функционирование и развитие, взаимодействие политических субъектов, совокупность этих взаимодействий, обеспечивающих определенное состояние системы и политический порядок. При этом понятие "политический процесс" трактуется либо широко – как вся политическая жизнь общества (калейдоскоп событий, действий и противодействий внутри политической системы общества, деятельность рядовых политиков, лидеров, элит), либо узко – как функционирование политических систем.
С точки зрения теории систем и структурно-функционального подхода , политический процесс представляет собой один из механизмов самоструктурирования политической системы, а также политическую социализацию людей через их активное участие в политической жизни общества, в том числе в процессах принятия решений.
Согласно системному подходу, политический процесс становится системой тогда, когда его составляют устойчивые элементы, взаимодействие и функции которых приобретают устойчивый характер. Это происходит благодаря иерархичному расположению его элементов и наличию базовых элементов, скрепляющих эту иерархию. Таким базовым элементом в политическом процессе является государство, которому общество передает полномочия для управления и регулирования общественных отношений и которое обладает для этого соответствующими финансовыми, политическими, правовыми и духовными ресурсами.
Американские ученые Габриэл Алмонд и Дж. Бингхэм Пауэлл выявляли внутренние взаимодействия в политической системе, а их соотечественник Дэвид Истон – множество внешних взаимодействий, что дало основание представить политический процесс как функционирование политических систем, обеспечивающее их динамичное равновесие с обществом.
Для Г. Алмонда и Дж. Пауэлла функциями политического процесса являются функции политических систем: артикуляция и агрегация интересов субъектов, выработка и осуществление политического курса, вынесение судебных решений.
Д. Истон рассматривал политический процесс как функционирование политической системы путем преобразования поступающей из управляемой среды информации. При этом, указывал он, обеспечивается взаимодействие сформированной политической системы с внешней средой, осуществляется координация поведения политических субъектов, изымание ресурсов из среды, их распределение и реагирование на сигналы из внешней среды, что реализуется через действия власти. Принимая решения, соответствующие требованиям, исходящим из внешней среды, и наличным ресурсам, политическая власть способствует эффективному функционированию политической системы, ее относительной стабилизации.
С позиций коммуникативного подхода политический процесс – это процесс управления и координации человеческих усилий по достижению конкретных целей. Немецкий политолог и социолог Карл Дойч писал, что политический процесс – это полнообъемный и оперативный обмен информацией между всеми участниками политической жизни , передача политически значимой информации как внутри самой политической системы, так и между политической и социальной системами. Технологически этот процесс обеспечивается СМИ, встречами политических лидеров, действиями партий, общественно-политических объединений, групп давления и т.д.
С позиций институционального подхода политический процесс рассматривается как формирование и функционирование политических институтов , в ходе которых политический процесс приобретает конституционный и неконституционный, управляемый и неуправляемый, рациональный и иррациональный характер. Американский экономист Дуглас Норт характеризует институт как правила, к соблюдению которых властное принуждение мобилизует группы и общество в целом. Эти правила фиксируются в организациях, которые предстают у Д. Норта в виде игроков – групп людей, соблюдающих поставленные цели. Различают формальные и неформальные институты ("неформальные практики"). Примерами формальных институтов служат партийные фракции в парламенте, соглашения между партийными лидерами о создании правительственных коалиций или о совместных действиях в парламенте, процедурные правила и т.д. К неформальным институтам относятся не оформленные организационно, но более или менее стабильные объединения депутатов, политические движения, политические сети, основанные на согласованном взаимодействии и обмене ресурсами заинтересованных лиц, закулисные сделки в парламенте.
В XX в. стало обнаруживаться сильное влияние деструктивных факторов на все сферы общественной жизни. Началось разрушение традиционных общественных и политических структур, которые в предыдущие периоды человеческой истории имели более или менее устойчивый характер, как и политические процессы, его формирующие. На это обращали внимание представители философии постмодернизма, а также отечественный философ А. С. Панарин.
Будучи общественным явлением, политический процесс подчиняется экономическим, социальным, культурным, национальным и религиозным влияниям, которые определяют характер политического процесса, его развитие во времени и пространстве.
Являясь по своей сути политическими изменениями, политические процессы имеют определенные темп , ритм , конфигурацию, последовательность своей реализации . Сигналы, идущие из внешней среды, в виде социальных требований, степень удовлетворения которых различна в разных обществах и на различной ступени их развития, создают напряжение процесса, разрешение которого возможно в виде усиления эффективности властного решения под влиянием давления на власть, а также смены властного субъекта или изменения типа властного правления.
В целом понятие "политический процесс" охватывает пространственно-временные изменения, происходящие в политической жизни общества, возможности обновления и движения от одного этапа развития к другому, функционирование политических систем, взаимодействия внутри и вне политических систем, становление, развитие и функционирование политических институтов, распределение и перераспределение ролей политических субъектов, динамику норм и ценностей, изменение качества политических субъектов, их активности, политического профессионализма.
Политический процесс, результатом которого становится формирование политической системы, представляет собой также движение внутри этой системы и ее взаимодействие с внешней (общественной) средой, функционирование элементов системы. В то же время на разных стадиях развития в него включаются внесистемные и неинституциональные политические явления.
Термином «процесс» (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь – «завоевывает общество. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.
1) Субъекты политики – это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.
2) Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.
3) Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы – наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.
Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные.
Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы.
Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.
Системный политический процесс в развитии проходит ряд стадий:
1. Конституциирование политической системы . На этой стадии создаются новые политические институты, формируются конституционные основы нового политического строя, осуществляется его правовая легитимация, расширяются и утверждаются массовые организации, в том числе и международное признание и поддержка новой политической системы.
2. Функционирование. На этой стадии воспроизводятся характерные для данной политической системы политические институты и признаки. Воспроизводство представительных органов власти осуществляется путем выборов, а исполнительных - путем ротаций, конкурсов, избраний. Основной задачей правящих сил на данном этапе является обеспечение стабильностисоциально-политической системы, избавление ее от конфликтов и кризисов. Стабильность поддерживается с помощью насилия, удовлетворения интересов отдельных общественных групп, идеологическим воздействием на сознание и поведение граждан. Эффективной формой поддержания стабильности является не консервация политического строя, а изменение политических институтов, приспособление их к изменившимся условиям.
3. Развитие. На стадии развитияпроисходят реформирование деятельности государственных органов, корректировка программ и тактики политических партий и общественных организаций. Реформы осуществляются посредством принятия и реализации политических решений.
4. Деградация и распад системы. Если политические решения не обеспечивают стабильность в обществе и в нем начинают обостряться социально-политические противоречия, наступает стадия деградации и распада политической системы. На этой стадии одни политические силы вынуждены уступать свое лидирующее место другим, стремящимся провести революционные преобразования в политической системе.
Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.
Политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную и военную. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.
По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные. Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.
По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические , где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические , внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов.
Также выделяют открытые и скрытые политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется, прежде всего, тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Скрытый (теневой) процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве.
Различают также революционные и эволюционные политические процессы. Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит. Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и проблем; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.
С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений.
Политическое участие
Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно служит той материей, из которой складывается реальный политический процесс.
Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность. Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим , организованным и неорганизованным . Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное , при демократическом - свободное и сознательное .
Формы политического участия разнообразны, например, участие:
В осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);
В деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);
В деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);
В выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;
В публичных манифестациях с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей. Манифестация взглядов может осуществляться на собраниях, митингах, демонстрациях, через СМИ, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.
Самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио- и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от «открытого» политического поведения к «закрытому» - политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.
Политическое бездействие может проявляться в:
Неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития;
Политической выключенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;
Политической апатии как форме неприятия политической системы;
Политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.
Мотивы политического участия бывают различными: для одних это - улучшение своего материального положения, получение определенных привилегий, повышение социального статуса; для других - это стремление снять психологическую напряженность и чувство неопределенности в сложных ситуациях, апеллируя к определенной политической группе; для третьих - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими.