Концепция внешней политики российской федерации. Концепция внешней политики россии
Среди комментаторов нового документа почему-то совсем не видно тех, кто говорит о его значимости в нынешнем мировом контексте. Документы читать важно и полезно, потому что они представляют собой не просто набор букв, постучавшихся в голову среднему сотруднику департамента внешнеполитического планирования МИДа. Концепции внешней политики (КВП), национальной безопасности, информационной безопасности отражают не просто баланс сил внутри российских властных институтов, но и объясняют городу и миру сухим языком бюрократии «что там у россиян?» в головах на тему мироустройства. При этом повышенное внимание к документам иногда вредит. Реальный взгляд на российскую внешнюю политику и понимание российским руководством национальных интересов должен убедить: в случае прямой угрозы национальной безопасности в том виде, в котором понимает её Кремль, все красивые слова о примате права, уважении к суверенитету других государств, неприменении силы и прочие ссылки на главенствующую роль ООН остаются на бумаге. ВДД грузятся в чрева Ил-76, а буряты садятся в Т-72Б3. В общем, читая документы, «не смешите мои Искандеры».
И старая, и новая версия КВП состоят из 5 разделов, но в 2016 году авторы были чуть более многословны: 8411 слов против 8263 в 2013 году. 82 и 80 раз, соответственно, был упомянут мир (во всех коннотациях), 35 и 37 раз – ООН. России в 2016 году оказалось больше: 226 упоминаний слов с основой «росси…» против 208, а о США писали столько же: 6 против 8, но сюда же добавим 11 «америк…» в 2016 году и 9 в 2013. В обеих версиях было три Китая, но 2013 году 31 раз упоминались слова «европ…» - на 8 больше, чем в 2016. 12 раз в нынешней версии говорится об СНГ, 16 – в предыдущей. В 2013 году совсем не было Сирии, в 2016 их оказалось целых четыре, правда, все в отдельном (93) пункте, специально посвящённом ей. Украина упомянута единожды в обеих версиях, но в 2016 году говорится ещё и о «внутриукраинском конфликте». Вообще в 2016 году в документе есть 15 «конфликтов» и 2 напряжённости, одна из которых вполне конкретная – на Корейском полуострове. Слово «война» употребляется в тексте 4 раза, три из которых с предикатом «Вторая мировая». В 2013 году 2 «войны», 2 напряжённости (в этот раз без Корей) и 14 «конфликтов». 16 раз в предыдущей версии говорилось о «терроре», в нынешней – 35. «Переговоров» в 2016 – 6, в 2013 – на одни меньше.
Если сравнивать построчно первые разделы, посвящённые общим положениям, можно констатировать, что они почти не изменились. Например, исчез абзац, за который на любом экзамене по международным отношениям студент бы получил выговор от преподавателя за большое количество «воды»: «Стремительное ускорение глобальных процессов в первом десятилетии XXI века, усиление новых тенденций в мировом развитии требуют по-новому взглянуть на ключевые направления динамично меняющейся ситуации в мире, переосмыслить приоритеты внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за формирование международной повестки дня». Добавился ранее отсутствующий пункт про СМИ: «укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы» - теперь это одна из задач, на решение которой направлена внешнеполитическая деятельность государства. В 2013 году СМИ упоминаются дважды, в 2016 – четырежды. Наверное, правозащитники расстроятся из-за того, что из новой версии документа исчезли слова «В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - обеспечением защищенности личности, общества…». Теперь они заменены на «В целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов…». И то, и другое – о цели, которой посвящена внешняя политика государства.
Второй раздел «Современный мир и внешняя политика Российской Федерации» в 2013 году начинался пассажем о мировом финансовом кризисе. Буква в букву осталась фраза «Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион», к которой добавили известия о том, что «сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике». Появился принципиально новый абзац про «мягкую силу»: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов "мягкой силы", прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам», хотя пока ни МИД, ни Кремль не умеют использовать этот инструмент (отдельные эффективные проявления по типу Фонда Горчакова – пока, скорее, образ желаемого завтра, чем системная реальность). Если в предыдущей версии, в два раза меньше нынешней упоминавшей терроризм, у мирового зла не было названия, то теперь уже 15 пункт документа упоминает «Исламское государство», которое подняло «насилие на невиданный уровень жестокости».
Третий раздел «Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем» в обоих документах начинается с подчёркивания важности и незыблемости роли ООН как мирового арбитра. Первый пункт в абзаце про его укрепление («обеспечение незыблемости ключевых положений и принципов Устава ООН») дополнен в 2016 году строчками «в том числе относящихся к итогам Второй мировой войны и действиям, предпринятым или санкционированным в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами». 62 слова о необходимости сохранения статуса СБ ООН из 2013 года повторены точь-в-точь. В отношении взаимодействия с блоками будущее («Россия будет наращивать») сменилось настоящим («Россия наращивает»). Сами блоки сохранили иерархию: «Группа двадцати», БРИКС, ШОС, РИК с той разницей, что следовавшая за БРИКС «Группа восьми» из документа-2016 исчезла. Знаменательная смена прилагательных состоялась в подразделе «Укрепление международной безопасности»: договору с США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений Россия придаёт теперь «важное», а не «приоритетное» значение. Кроме того, Россия больше не «выступает за создание глобального режима ракетного нераспространения на основе юридически обязывающей договоренности и за придание глобального характера обязательствам по Договору между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности».
Иерархия региональных приоритетов – четвёртый раздел – изменился не сильно. На первом месте по традиции СНГ. Но если в 2013 году документ сразу рассказывал, как именно страна выстраивает отношения с партнёрами по Содружеству, то в 2016 он, после СНГ, тут же стремится упомянуть Союзное государство с Белоруссией («стратегическое взаимодействие в целях развития интеграционных процессов во всех сферах»), потом ЕАЭС («ключевая задача – углубление и расширение интеграции»), после которого ОДКБ («один из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве»). Очевидно, что важность СНГ подчёркивается (как минимум, пациент, скорее, жив, чем мёртв), но региональные экономические и военно-политические союзы внутри него явно увеличили свою эффективность.
В 2013 году сразу после абзаца про ЕАЭС авторы сообщали, что Россия будет «выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам». Украина и теперь сохраняет статус первой упомянутой после блока про СНГ страны, но места в тексте занимает больше: «Россия заинтересована в развитии всего многообразия политических, экономических, культурных и духовных связей с Украиной на основе взаимоуважения, выстраивании партнерских отношений при соблюдении своих национальных интересов. Во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами и международными структурами Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта». По сравнению с 2013 годом Абхазия с Южной Осетией опередили на одну строчку Приднестровье с Нагорным Карабахом, о которых теперь говорится то же самое, но уже после кавказских новых суверенных государств: пассажи о решении «приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья» и «урегулировании Нагорно-карабахского конфликта во взаимодействии с другими государствами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ» остались без изменений. Не изменён абзац и про Грузию, которой документ по-прежнему сообщает, что страна «заинтересована в нормализации отношений в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона, при учете политических реалий, сложившихся в Закавказье» (в общем, отзыва признания РА и РЮО не предвидится).
В 2013 году сразу после дипломатических реверансов в адрес партнёров в Черноморском и Каспийском регионах шли мантры об общецивилизационных корнях с Западом. В 2016 году КВП критически осмысливает наши отношения. «Накопившиеся в течение последней четверти века системные проблемы в Евро-Атлантическом регионе, выразившиеся в осуществляемой НАТО и ЕС геополитической экспансии при нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества, вызвали серьезный кризис в отношениях между Россией и государствами Запада. Проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность, наносит ущерб долгосрочным интересам всех сторон, противоречит возрастающей в современных условиях потребности в сотрудничестве и противодействии транснациональным вызовам и угрозам». Лишь после этого повторяются привычные слова дипломатов о «равноправном сотрудничестве и атмосфере доверия».
Вообще подраздел, посвящённый западу, читать грустно. Исчезло упоминание «Партнёрства для модернизации», правда, Россия всё ещё хочет «продвижения к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана» и даже говорит о «поэтапной отмене визового режима на взаимной основе» (вредно ли мечтать?). В 2013 году о либерализации визового режима говорилось в адрес США, но никак не Европы. Тогда же европейские партнёры выглядели чуть более полно, чем теперь. В списке Германии, Франции и Италии Нидерланды сменились Испанией, а фраза «Россия хотела бы, чтобы в этом же русле использовался потенциал взаимодействия с Великобританией» исчезла напрочь.
Сложная структура документа – необходимость руководствоваться географическим принципом при перечислении региональных приоритетов – также может обмануть читателя. Стратегический партнёр КНР упоминается после Северной Европы, Арктики, Канады, АСЕАН, что, конечно, совершенно не соответствует месту Китая в российской внешней политике. Далее в КВП следуют дискурсивные экзерсисы на тему поиска синонимичных глаголов в отношении конкретных стран. К примеру, с Монголией мы будем «укреплять традиционно дружественные связи», с Японией «выстраивать добрососедское сотрудничество», с Вьетнамом «последовательно углублять всеобъемлющее стратегическое партнерство», а с Индонезией, Таиландом, Сингапуром и Малайзией «расширять многоплановое сотрудничество».
Наконец, пятый раздел «Формирование и реализация внешней политики» вряд ли может быть интересен тем, кто не воспринимает многотонные лингвистические конструкции российской бюрократии в отношении самой себя. Последним абзацем актуальная версия сообщает, что «для финансирования внешнеполитических мероприятий могут привлекаться на добровольной основе внебюджетные средства в рамках государственно-частного партнерства». Последние строки документа-2013 «последовательное осуществление государственной внешней политики России призвано создавать благоприятные условия для реализации исторического выбора народов РФ в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики» в 2016 году оказались лишними.
Автор - старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.
Спустя 3 года после принятия Концепции внешней политики Российской Федерации в 2013 году, Президент Владимир Путин издал указ о вступлении в силу новой внешнеполитической доктрины. Таким образом, в России новая Концепция действует с 30 ноября 2016 года. Решение о ее принятии было обосновано изменением политической обстановки в мире и актуализацией российских внешнеполитических направлений.
События, произошедшие за последние 3 года в мире, коснувшиеся Российской Федерации, такие как кризисная ситуация на Украине после Евромайдана, введение антироссийских санкций и контрсанкций, активизация деятельности «Исламского государства» (запрещена в РФ) на Ближнем Востоке, отразились на внешнеполитическом курсе России. Поэтому, наряду с подтверждением тезисов, заявленных в Концепции 2013 года, в новой внешнеполитической доктрине появились определенные изменения, которые будут рассмотрены далее.
Во второй главе документа стоит обратить внимание на пункт 8. В предыдущей Концепции уже было утверждение о том, что на мировую политику все больше оказывает влияние не только военная сила, но и такие факторы как экономические, правовые, технологические и информационные. В 8 пункте новой доктрины говорится о том, что их использование с целью реализации геополитических интересов затрудняет возможность урегулирования споров и разрешения конфликтов мирным путем.
Без внимания не остались изменения в экономической сфере. В той же главе появляется 10 пункт, касающийся современного состояния мировой экономики. Оно характеризуется снижением темпов роста, изменчивостью цен на финансовых и товарно-сырьевых рынках, усилением регионального фактора развития экономического сотрудничества. Одновременно с этим, в пункте говорится о значимой роли открытых торговых отношений и о современной тенденции к коллективному регулированию, что является актуальным для существующих торговой и валютно-финансовой систем. В тоже время, в 12 пункте отмечается проявление смены технологического уклада в различных экономических отраслях, которая может стать причиной усиления соперничества в экономике и ускорения перераспределения ролей на международной арене.
Как можно заметить, Концепция 2016 года придает особое значение современным международным проблемам. Так, теперь их сфера расширяется и на киберпространство. Кроме того, в 14 пункте появляется новая формулировка, подчеркивающая, что «одной из наиболее опасных реалий современного мира становится усиление угрозы международного терроризма». Внимание данному вопросу уделяется и в 15 пункте, где говорится об «Исламском государстве» (ИГ) как о качественно новом проявлении террористической угрозы. В этом пункте Россия призывает бороться с глобальной опасностью, объединившись в международную коалицию, которая будет взаимодействовать на основе «прочной правовой базы». Желание разрешить проблемы на Ближнем Востоке подтверждается еще раз в пункте 93, где Россия выступает за урегулирование сирийского конфликта на основе международного коммюнике, подписанного в Женеве в 2012 году.
Некоторые изменения произошли в третьей главе концепции. В пункте 45 говорится о долгосрочной перспективе соглашения, подписанного на прошедшей в 2015 году конференции по климату в Париже. В этом же пункте РФ подчеркивает, что выступает против искусственной политизации природоохранной проблематики, чего не встречается Концепции 2013 года. В той же главе, в разделе, посвященном информационному сопровождению внешнеполитической деятельности, появляется новый пункт, который подчеркивает важность сотрудничества российского экспертного сообщества с иностранными коллегами в рамках оценки мировой политики и международной безопасности.
Значительные изменения произошли в главе, посвященной региональным приоритетам государства. В сравнении с Концепцией 2013 года, в новой доктрине больше внимания уделяется укреплению отношений с Белоруссией, о чем говорится в пункте 50. О ней же упоминается в следующем пункте, в контексте углубления сотрудничества со странами ЕАЭС, и это является ключевой задачей для РФ во внешней политике.
Что касается отношений с Украиной, в Концепции 2013 года о ней говорилось как о приоритетном партнере в СНГ, в документе 2016 года данной формулировки больше нет. В пункте 56, посвященном отношениям с Украиной, подчеркивается, что Россия нацелена на дальнейшее сотрудничество и укрепление связей между двумя государствами в различных сферах и готова помочь в урегулировании внутреннего конфликта в Украине при сотрудничестве с международными структурами, занимающимися данным вопросом.
В доктрине 2016 года появляются новые аспекты, касающиеся отношений с Западом. Новая Концепция в пункте 61 критикует позицию государств-членов НАТО и ЕС по отношению к России и рассматривает их политику как противоречащую сотрудничеству, которое крайне необходимо в современной ситуации, осложненной международными угрозами. Одновременно с этим, в пункте 63 торгово-экономические отношения с ЕС рассматриваются как «важные», в то время как в Концепции 2013 года Евросоюз рассматривался как «основной партнер» в этой сфере. По вопросу позиции США Россия показывает свое отношение в пункте 72, где заявляет о непризнании их деятельности, выходящей за пределы рамок международного права, а в 73 пункте, в отличие от 2013 года, РФ уже напрямую заявляет о рассмотрении американской системы противоракетной обороны как угрозу своей национальной безопасности.
Другим дополнением, касающимся этого, региона стал пункт 69, в котором говорится о важной роли государств, не входящих в военные альянсы и о желании России развивать сотрудничеству с ними. Однако в новой Концепции нет отдельного упоминания об отношениях с Юго-Восточной Европой и Балканским регионом. Зато большее внимание уделяется сотрудничеству с ШОС, что подтверждается пунктом 79, а в следующем пункте Россия ставит своей целью вывести отношения с АСЕАН на «уровень стратегического партнерства». Кроме того, РФ настроена на сотрудничество с Ираном и на поддержку в реализации установленных Советом управляющих МАГАТЭ и Советом Безопасности ООН договоренностей по вопросу ядерной программы государства.
В новой доктрине появляется дополнение и по вопросу сотрудничества в Арктическом регионе, где РФ будет выступать против конфронтации и политизированию отношений. Кроме того, Россия напоминает о значимости Северного пути, который является важным транзитным путем региона: он помогает развитию торговых отношений между Европой и Азией.
Важность сотрудничества в экономической сфере можно также заметить в пункте 82, где подчеркивается роль равного партнерства в рамках таких объединений как АСЕАН, ШОС и ЕАЭС. Кроме того, значимость выстраивания отношений на Востоке подтверждается дополнительным вниманием к странам Юго-Восточной Азии в 90 пункте, где помимо Вьетнама перечисляются другие основные партнеры региона. Однако стоит заметить, что в Концепции 2016 года снижается значимость БРИКС, о котором теперь упоминается только один раз при перечислении площадок для сотрудничества с партнерами.
Таким образом, новая Концепция имеет достаточно отличий от Концепции 2013 года, что выражается как в дополнениях, касающихся недавно произошедших событий в мире, так и, в некоторых случаях, в изменении языка, что отражает смену приоритетов во внешней политике России.
Хлопянова Ольга Андреевна, студентка Факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ
Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством «Внешнеполитическая Экспертиза»
Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:
Обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе,
Создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;
Воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;
Формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;
Поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;
Всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;
Содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
Поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.
Внешняя политика РФ
На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач. На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах.
Новые вызовы и угрозы (прежде всего международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция, изменение климата) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления.
Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды. Отличительная черта российской внешней политики - ее сбалансированность и многовекторность. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация: неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по международным договорам в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями и разоружения, а также принимает меры по укреплению доверия в военной сфере; участвует в разработке и заключении новых договоренностей в этих областях, отвечающих ее национальным интересам, на основе принципов равноправия и неделимости безопасности.
Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей.
Российская Федерация выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности и противодействия изменению климата на планете, в том числе с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, в интересах всего мирового сообщества. Среди приоритетов в данной сфере - дальнейшие разработки научно обоснованных подходов к сохранению благоприятной природной среды и наращивание взаимодействия со всеми государствами мира по вопросам охраны окружающей природной среды для обеспечения устойчивого развития нынешнего и будущих поколений.
Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы: добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного международного диалога на основе Всеобщей декларации прав человека, использования других возможностей, в том числе на региональном уровне, в сфере прав человека, а также недопущения двойных стандартов, уважения национальных и исторических особенностей каждого государства в процессе демократических преобразований без навязывания кому-либо заимствованных систем ценностей; защищать права и законные интересы российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и действующих двусторонних соглашений, рассматривая многомиллионную русскую диаспору - Русский мир - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры.
Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ.
Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.
Россия подходит к торгово-экономическим связям с государствами - участниками СНГ с учетом достигнутого уровня сотрудничества, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений и укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции.
Россия выступает за достижение подлинного единства Европы, без разделительных линий, путем обеспечения равноправного взаимодействия России, Европейского союза и США. Это способствовало бы укреплению позиций государств Евро-Атлантического региона в глобальной конкуренции. Россия, как крупнейшее европейское государство с многонациональным и многоконфессиональным обществом и многовековой историей, готова сыграть конструктивную роль в обеспечении цивилизационной совместимости Европы, гармоничной интеграции религиозных меньшинств, в том числе с учетом тенденций в сфере миграции.
Россия выступает за укрепление роли Совета Европы в качестве самостоятельной универсальной общеевропейской организации, определяющей уровень правовых стандартов во всех государствах - членах Совета Европы без дискриминации и привилегий для кого бы то ни было, важного инструмента устранения разделительных линий на континенте.
Российская Федерация будет развивать отношения с Европейским союзом как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров, выступать за всемерное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долговременным интересам России отвечает согласование с Европейским союзом Договора о стратегическом партнерстве, устанавливающего особые, максимально продвинутые формы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Европейским союзом во всех областях с перспективой выхода на безвизовой режим.
Реально оценивая роль НАТО, Россия исходит из важности поступательного развития взаимодействия в формате Совета Россия - НАТО в интересах обеспечения предсказуемости и стабильности в Евро-Атлантическом регионе, максимального использования потенциала политического диалога и практического сотрудничества при решении вопросов, касающихся реагирования на общие угрозы, - терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные кризисы, наркотрафик, природные и техногенные катастрофы.
Россия выстраивает отношения с США с учетом не только их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, но и их ключевого влияния на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом. Россия последовательно выступает за достижение новых договоренностей с Соединенными Штатами в сфере разоружения и контроля над вооружениями в интересах сохранения преемственности этого процесса, укрепления мер доверия и транспарентности в области космической деятельности и противоракетной обороны, а также по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, безопасного развития мирной ядерной энергетики, наращивания сотрудничества в сфере противодействия терроризму и другим вызовам и угрозам, урегулирования региональных конфликтов.
Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Россия будет наращивать российско-китайское стратегическое партнерство во всех областях на основе совпадения принципиальных подходов к ключевым вопросам мировой политики в качестве одной из базовых составляющих региональной и глобальной стабильности. Главной задачей в области двусторонних связей является приведение объема и качества экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических отношений.
Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии, прежде всего на развитие стратегического партнерства с Вьетнамом, а также многопланового сотрудничества с Индонезией, Малайзией, Таиландом, Филиппинами, Сингапуром и другими странами региона.
Россия будет всемерно способствовать политико-дипломатическому урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Ирана на основе признания права всех государств - членов Договора о нераспространении ядерного оружия на использование ядерной энергии в мирных целях и обеспечения неукоснительного соблюдения требований режима нераспространения ядерного оружия.
Углубляющийся кризис в Афганистане создает угрозу безопасности южных рубежей СНГ. Россия во взаимодействии с другими заинтересованными странами, ООН, ОДКБ, ШОС и иными многосторонними институтами будет прилагать последовательные усилия в целях недопущения экспорта терроризма и наркотиков из Афганистана, достижения прочного и справедливого политического урегулирования проблем этой страны при уважении прав и интересов всех населяющих ее этнических групп, постконфликтного восстановления Афганистана в качестве суверенного миролюбивого государства.
В целях дальнейшего расширения взаимодействия с государствами мусульманского мира Россия будет использовать возможности своего участия в качестве наблюдателя в Организации Исламская конференция и Лиге арабских государств, проводить активную линию в рамках реализации Инициативы партнерства "Группы восьми" с регионом Ближнего Востока и Северной Африки. Приоритетное внимание будет уделено развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, в том числе в энергетике, с государствами этого стратегически важного для российских национальных интересов района мира
Давно не брал я в руки шашки!
Было время, славно посмеялся я над убожеством опубликованных Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктрины Российской Федерации. Но те документы, вероятно, были написаны военными. А они люди грубые. Сапоги. Портупея. Что с них взять? Прикажут им круглое тащить, а квадратное катить – закряхтят, но покатят. Деваться им некуда: приказ есть приказ, не выполнить его нельзя. Приказали им написать Стратегию и Доктрину – написали. А то, что получилось курам на смех, не их вина. Это наша общая беда. Не тем поручили.
Вот дипломаты – иное дело. Искусники слова. Им и карты в руки. Решили выпустить Концепцию внешней политики Российской Федерации как систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Кому, как не им, этим заняться? Хочется надеяться, что поработали от души, постарались на славу и представили на суд общественности текст, в котором и комар носа не подточит. Каждое слово единственно верное и точное, стоит строго на своем месте. Все по науке. Любое предложение – что железобетонная конструкция: никуда не вывернешь, не изогнешь, не извратишь. Никакой двусмысленности и недопонимания. Что в идеале мы ожидали увидеть?
Первое – и самое важное! – представление Российской Федерации как субъекта. Со своими интересами, предпочтениями (приоритетами) и представлениями. С четко сформулированной национальной идеей. Попутно хотелось бы ознакомиться с обоснованием, какие внешнеполитические задачи должны быть решены в первую очередь, какие – во вторую, а какие могут подождать и до лучших времен, не до них пока. А вот пути решения этих задач, задействуемые механизмы и рычаги можно было бы и не расписывать: сила дипломата не только в возможности не говорить «нет», но в отсутствии твердить легко прогнозируемое «да». Пусть для потенциального недоброжелателя располагаемый инструментарий российской внешней политики таит неприятные неожиданности.
Второе – проработанную терминологию. В политический обиход внедрились слова с неясным содержанием, такие как «ценности», «цивилизации» и так далее. В научных кругах их трактуют и так, и эдак. Никак договориться ученые мужи не могут. А тут появляется государственный документ – удобный повод прекратить все споры, взяв за основу содержащийся в нем глоссарий.
В третьих, ожидалось увидеть «работу над ошибками». В последнее время много нареканий сыпалось в адрес российской дипломатии. «Сдача» Югославии и Ливии, территориальные уступки, многомиллиардные финансовые потери. Попытки создания каких-то политических сообществ по этническому принципу с охватом части российского Северо-востока. Широкой общественности интересно узнать, как в будущем наши славные дипломаты собираются избегать допущенных ранее ошибок.
И первое, и второе, и третье, повторюсь, ожидалось в идеале. А в жизни ничего хорошего, как всегда, не получилось. Судите сами.
1. Общее видение внешней политики
В тексте Концепции внешней политики Российской Федерации (далее – КВП) слово «интересы» встречается неоднократно. Признается, что у России существуют какие-то (хотелось бы знать, какие именно?!) интересы как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира (п. 4а КВП), что ее национальные интересы что-то диктуют (п. 24 КВП), что есть «внешнеполитические интересы России» (п. 27 КВП) и т.д. Существуют, оказывается, законные интересы российских граждан (п. 4ж КВП) и законные интересы соотечественников, проживающих за рубежом (п. 39г КВП), «интересы отечественных экономических операторов за рубежом» (п. 4е КВП), «интересы отдельных государств» (п. 31б КВП), «интересы всего мирового сообщества» (п. 35 КВП). Есть «законные интересы российских детей, проживающих за рубежом» (п. 39н КВП), интересы коренных народов (п. 65 КВП) и «интересы этнических групп» (п. 91 КВП). Есть «баланс интересов» и «взаимные интересы» (п. 68 КВП).
Довольно часто слово «интерес» в КВП используется и в ином значении – в смысле «с целью». Например, в п.14 КВП говорится Стремление вернуться к своим цивилизационным корням отчетливо прослеживается в событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где политическое и социально-экономическое обновление общества зачастую проходит под лозунгом утверждения исламских ценностей. Схожие процессы наблюдаются и в других регионах, что выводит в разряд первоочередных приоритетов мировой политики задачу предотвращения межцивилизационных разломов, наращивания усилий в интересах формирования партнерства культур, религий и цивилизаций, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества.
Нет возражений по п. 24 КВП, содержащему следующие слова: Россия проводит самостоятельный и независимый внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и опирающийся на безусловное уважение международного права.
Справедливо недоумение: так что же это такое? – национальные интересы, определяющие Россию как субъекта и международного права, и суверенного государства, обладающего уникальными чертами. Как некую целостность, сложную систему.
Один понимает «национальные интересы» так, другой – иначе, по-разному расставляют приоритеты их реализации. Без точного наполнения этого понятия рассыпается паззл, не реализуется системный подход. Нет единого видения внешней политики страны. Одна эклектика. Внешнеполитические мероприятия планируются и осуществляются спонтанно, без связи друг с другом. Представленный текст КВП, собственно говоря, это демонстрирует.
Создается впечатление, что КВП подготовлена не министерством иностранных дел РФ, а какой-то группой поддержки министерства обороны или внутренних дел, основная забота которых – борьба с терроризмом и оборона страны. В п. 4 КВП так и говорится: обеспечение «защищенности личности, общества и государства» – высший приоритет национальной безопасности, посему главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении соответствующих целей. О закавыченных словах придется еще поговорить ниже. Здесь добавим лишь, что буквосочетание «террор» встречается в тексте КВП чаще, чем слово «Россия». Нужно ли еще что-нибудь говорить по этому поводу?
Может, однако, не все так запущенно? Где-то как-то выделяется общая, объединяющая внешнеполитические мероприятия идея? Может, встречаются все же в тексте КВП какие-либо слова, касающиеся России как целостности? Ради справедливости скажем: встречаются.
Последний, 104 пункт КВП звучит следующим образом: Последовательное осуществление государственной внешней политики России призвано создавать благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики. Но здесь не ясно, что такое рыночная и, одновременно, социально ориентированная экономика. И утверждение, что народы России сделали «исторический выбор» в пользу такой экономики, представляется весьма спорным.
Более чем спорными выглядят утверждения, содержащиеся в пп. 54 и 56 КВП, о том, что Россия якобы есть «неотъемлемая, органичная часть европейской цивилизации, связанная с государствами Евро-Атлантического региона не только географией, экономикой и историей, но и глубокими общецивилизационными корнями». Возможно, для дяди-миш-миллиардеров это и так. Возможно, эту точку зрения разделяет часть российских дипломатов, десятилетиями проживающих в женевах-страсбургах и с тоской в глазах смотрящих на шумные празднования ЛБГТ-сообществ. Но ученые-этнопсихологи давно пришли к выводу, что русское мироощущение существенно отличается от европейского. Мы, русские, иные. Буквально ко всем жизненным коллизиям относимся не так, как европейцы. Да и сами порассуждайте: сколько уж веков Россия «просится» в Европу, и сколько веков чинные европейцы шарахаются от нее, как черт от ладана. Сколько уж лет не может решиться простой и весьма частный вопрос, не стоящий выеденного яйца, – отмена визового режима для туристических поездок россиян в Европу и европейцев в Россию!
Возмущение вызывает п. 33 КВП, начинающийся словами Своими высокими темпами экономического роста, основанного на стабильном экспортном и расширяющемся внутреннем спросе, уникальными природными и накопленными финансовыми ресурсами, ответственной социально-экономической политикой Россия вносит значительный вклад в обеспечение стабильности глобальной экономики и финансов… Кто и где видит «высокие темпы экономического роста», «накопленные финансовые ресурсы» и «ответственную социально-экономическую политику»?! Про деиндустриализацию страны не надо лишний раз вспоминать, чтоб не портить себе настроение, про крайнюю нищету российской глубинки и подавляющего большинства ее населения – тоже. Достаточно отметить лишь, что все накопленные Россией финансовые ресурсы, хранящиеся в иностранных банках, в условиях бесконтрольного печатания долларов и евро могут превратиться в ничто буквально за день-два. Соответственно, возмущает и упоминание донорского потенциала страны в п. 36 КВП: Россия рассматривает устойчивое социально-экономическое развитие всех стран как необходимый элемент современной системы коллективной безопасности и исходит из того, что содействие международному развитию должно быть нацелено на поиск эффективных путей поддержки усилий по ликвидации дисбалансов в развитии различных регионов. В этих целях Россия, используя свой донорский потенциал, проводит активную и целенаправленную политику в сфере содействия международному развитию как на многостороннем, так и на двустороннем уровне. Как это по-русски – содействовать чужому развитию в ущерб собственному!
В отсутствие руководящей идеи в текст КВП не могли не закрасться отдельные неточности. Вряд ли имеет смысл вытаскивать их все на божий свет. Отметим лишь два момента:
— в п. 32с КВП утверждается, что региональные конфликты не имеют силового решения. Простите, а спасение от геноцида народов Южной Осетии и Абхазии произошло не силовыми методами? А французские коммандос, погасившие в апреле 2011 года гражданскую войну в Кот-д`Ивуаре, вели с аборигенами дружеские диалоги и переговоры?
— в п. 7 КВП в одном абзаце говорится о снижении опасности развязывания крупномасштабной войны и, одновременно, о размывании «структуры глобальной безопасности». Надо бы определиться: либо растут военные угрозы России, как считает, в частности, Генеральный штаб ВС РФ, либо сохраняется положение, образовавшееся при министре иностранных дел РФ Козыреве – «все хорошо, прекрасная маркиза».
В завершении этого подраздела целесообразно отметить, вероятно, также налет какой-то чисто детской ограниченности и наивности, незримо присутствующий в КВП. Иначе не воспринимаются, например, такие пассажи, как Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность (п. 29 КВП), а также Россия ожидает, что американская сторона в своих действиях на мировой арене будет строго руководствоваться нормами международного права, прежде всего Устава ООН, включая принцип невмешательства во внутренние дела других государств (п. 71 КВП). Пора бы нашей дипломатии и забыть про подгузники.
2. Терминология
Отсутствие в КВП необходимой основы – целостного представления России и ее национальных интересов, не могло не сказаться на качестве этого документа в целом. Как одно из следствий, в тексте КВП наблюдается употребление множества терминов, не имеющих в настоящее время однозначного понимания. Вот далеко не полное перечисление:
— национальные приоритеты (п. 4д КВП). Что это такое, не раскрывается;
— цивилизации (встречается неоднократно). Ну, решил по какой-то своей причине некий публицист по фамилии Хантингтон, что ныне на планете сосуществуют несколько цивилизаций, так неужто надо идти у него на поводу?! По телевизору рассказывают, что мужчины и женщины – это пришельцы с разных планет, надо и этому верить? Под этот же дефис можно отнести и такие неопределенные словосочетания, как цивилизационное измерение (п.13 КВП), цивилизационная идентичность (п. 14 КВП) и цивилизационные отношения (п. 30 КВП);
— глобальная турбулентность (п. 8 КВП). Не ясно, как прокомментировать;
— сетевая дипломатия (п. 9 КВП). Про «челночную» дипломатию более-менее наслышаны, «сетевая» – не иначе, как научное открытие;
— гуманитарная ситуация (п. 31г КВП). Вероятно, просто неудачное словосочетание;
— международная информационная безопасность (п. 32);
— универсальные демократические ценности (п. 39 КВП).
Хватит, наверное, перечислять. Добавим лишь, что в текст КВП закрались и старые, давно известные ляпы, рожденные полуграмотными преподавателями специальных учебных учреждений, созданных для тусовки будущих высокопоставленных государственных чиновников, имитирующих повышение своей квалификации. К ним, в частности, относится упоминаемое выше словосочетание «обеспечение защищенности личности, общества и государства». Кто-то может беспокоиться о защищенности личности, но для обеспечения защищенности общества требуются уже иные методы, иные общественные институты, для защиты интересов государства – третьи, к которым, несомненно, относится и министерство иностранных дел РФ как государственная структура.
Очевидно, что без точного наполнения всех используемых в КВП терминов положения ее теряют ясность. Ситуация, схожая с отправкой письма, адресованного «на деревню дедушке».
3. Работа над ошибками
Вопиющие «недоработки» российской дипломатии видны и слепому. Практически в каждой сфере деятельности – свой «скелет в шкафу».
Вот, скажем, область финансов. Государственные средства, полученные от налогов и сборов за российский экспорт углеводородов и прочего минерального сырья, хранятся в зарубежных банках, на них «капают» мизерные проценты. В то же время многие российские государственные (!) учреждения вынуждены занимать за рубежом немалые средства, соглашаясь на выплату гораздо больших процентов. Как долго это безобразие будет продолжаться?!
Но деньги – дело наживное, лишь земля имеет вечную ценность. Какова ситуация с российской территорией?
Сразу вспоминается «соглашение Бейкера-Шеварднадзе», по которому были «разграничены» морские пространства в Беринговом и Чукотском морях. При этом США перешло 200 российских миль экономической зоны, 7,7 тыс. квадратных километров водной поверхности и 46,3 тыс. квадратных километров континентального шельфа. Американский Конгресс поспешил ратифицировать это соглашение, российский парламент до сих пор его «рассматривает». Но тихоокеанской селедки в наших магазинах найти уже практически невозможно, а цена на «кошачью радость» – минтай – выросла многократно. Какой выход из сложившейся ситуации предлагается в КВП?
Китаю уже подарен остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский в русле реки Амур, в результате чего Россия понесла многомиллиардные убытки. Такая практика будет продолжена или нет?
Норвегии передано 86 тыс. квадратных километров российской территории в экономической зоне Баренцева моря, где наши рыбаки добывали 50% северной рыбы, а на шельфе советскими еще геологами были обнаружены огромные запасы углеводородов. Договор быстренько ратифицировали обе стороны – и Россия, и, естественно, Норвегия. Норвежцы выждали год, а недавно объявили, что начинают перемещение своих буровых платформ со старых, уже исчерпанных морских месторождений, на подаренные им Россией. На очереди Штокман и далее везде, или нет?
Особое положение занимает Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о государственной границе, подписанный президентами двух стран 3 сентября 2010 года и ратифицированный в 2011 году (о бассейне реки Самур). По этому договору помимо территории Россия отдала Азербайджану два лезгинских села с примерно 600 проживающими в них российскими гражданами. Комментарии излишни.
На очереди – Южные Курилы? Какое решение по ним планируется принять, учитывая расплывчатость формулировки п. 85 КВП: Российская Федерация намерена проводить курс на динамичное развитие добрососедских многоплановых отношений с Японией. На фоне продвижения всего комплекса двустороннего сотрудничества и взаимодействия на международной арене Россия будет продолжать и диалог о путях взаимоприемлемого решения неурегулированных вопросов.
Вроде бы ответы на поставленные здесь вопросы содержатся в КВП, в п. 31д которой говорится о намерении вести дело к завершению международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, а также границ морского пространства, в отношении которого она осуществляет суверенные права и юрисдикцию, при безусловном обеспечении национальных интересов России, прежде всего в сфере безопасности и экономики, исходя из задачи укрепления доверия и сотрудничества с сопредельными государствами. Но поскольку понятие национальных интересов осталось за рамками Концепции, что и как конкретно планируется сделать, как проведена «работа над ошибками», остается не ясным. Тревожные предчувствия, однако, возникают из-за неуместного упоминания задачи укрепления доверия и сотрудничества.
4. Заключение
После всего перечисленного делать какие-либо выводы и оценки в отношении представленной Концепции внешней политики Российской Федерации, откровенно говоря, излишне. Но нельзя не прокомментировать концовку этого документа.
В п.95 КВП говорится, что Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. В пп. 96-98 КВП закреплены обязанности и полномочия парламента, Совбеза РФ и правительства страны в сфере внешней политики.
В соответствии с п. 99 КВП функционал министерства иностранных дел РФ сводится к «разработке общей стратегии внешней политики, представлению соответствующих предложений президенту, ведению работы по реализации внешнеполитического курса и координации внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти».
Получается, что ни один Чрезвычайный и Полномочный Посол, ни один консул, атташе и прочие дипломаты не представляют страну за рубежом?! Но что тогда, простите, они там делают?! Кого представляют? Частную лавочку? Щеки надувают да народные средства проедают-пропивают? «Реализацию внешнеполитического курса» можно поручить мелким клеркам или совместителям, а мидовцы, если представленная Концепция будет реализована, пусть сидят на Смоленской, уточняют общую стратегию и координируют.
Правильно? Правильно-неправильно ли, но справедливо.
Новая редакция Концепции внешней политики России была утверждена 12 февраля 2013 года. Указ о разработке этой Концепции был подписан президентом В. В. Путиным в день его инаугурации, что ясно показывает значение, уделяемое данной Концепции главой государства
Были времена, когда в России внешнеполитическая концепция вмещалась в краткий циркуляр, где говорилось, что Россия "достигла своего естественного развития; ей нечего желать, нечего домогаться от кого бы то ни было" и "остаётся лишь упрочивать своё положение, охранять себя от внешней опасности и развивать внутренние силы, нравственные и вещественные, накопляя запасы средств и умножая своё благосостояние". (1) Это было при императоре Александре III. Сегодня ситуация в корне иная… Утверждение новой внешнеполитической концепции произошло на фоне новых серьёзных изменений в международных отношениях и выдвижений новых внешнеполитических концепций рядом крупнейших держав. (2)
Ответы на вопросы, каков правовой статус Концепции, почему была принята новая редакция, что изменилось в ней по сравнению со старой редакцией, содержатся в самом тексте документа. В Концепции сказано, что она представляет собой "систему взглядов". (3) В то же время следует иметь в виду, что документ был утвержден указом президента РФ, то есть все его положения приобрели статус указа президента - это ниже, чем закон, но выше всех остальных правовых актов, включая решения правительства РФ, акты парламента и т. д.
Ответ на вопрос, почему принята очередная новая редакция Концепции, находим в Конституции России, которая гласит, что президент РФ "определяет основные направления … внешней политики государства" (ст. 80, ч. 3) и "осуществляет руководство внешней политикой" России (ст. 86), то есть является главным государственным органом и главным должностным лицом в области внешней политики. Если мы вспомним время принятия предыдущих концепций, то увидим их очевидную связь со сменой главы государства: это 1993, 2000, 2008 и 2013 годы.
Здесь стоит отметить, что до сих пор в России не урегулирован конституционный статус внешней политики. Если в конституциях СССР закреплялись основные принципы внешней политики страны, то российская конституция 1993 года об этих принципах умалчивает. Вероятно, это не совсем верный подход, так как полномочия главы государства во внешней политике должны быть вписаны в конституционные рамки. Это один из механизмов обеспечения внешней политики в интересах государства и народа. Так, конституционное положение о таком принципе внешней политики, как защита основ международного права и защита союзников России, возможно, стало бы юридическим препятствием для принятия, скажем, Резолюции СБ ООН №1973. (4)
Теперь об отличиях редакции 2013 года (Концепция-2013) от редакции 2008 года (Концепция-2008). Прежде всего, новая редакция исключила ряд целей внешней политики и добавила несколько новых. Например, из Концепции-2013 исключена такая цель, как создание системы двусторонних и многосторонних партнёрских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры, и включена новая: укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях. (5) Совершенно очевидно, что во многом обусловлена вступлением России во ВТО.
Нельзя не отметить и новые подходы к вопросу о правах человека. Если в Концепции-2008 целью внешней политики РФ называлась "защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом", то Концепция-2013 добавляет ещё и "отстаивание … российских подходов по теме защиты прав человека". Надо сказать, что весьма ярко и точно оценил деятельность Совета ООН по правам человека МИД России, отметивший, что на международных форумах права человека всё чаще "используются для одностороннего навязывания неолиберальных концепций, пропагандирующих асоциальный образ жизни и разрушающих человека как личность". (6)
Анализируя новую философию российской внешней политики, министр иностранных дел РФ С. В. Лавров пишет, что исходящие с Запада попытки с мессианской настойчивостью распространять собственную ценностную шкалу заставляют вспомнить слова О. Шпенглера: "Все это эпизодические и местные, в большинстве случаев даже обусловленные минутными духовными интересами обитателей больших городов западноевропейского типа, а отнюдь не общеисторические вечные ценности". Российский министр подчёркивает, что отказ от наработанных тысячелетиями традиционных ценностей, отрыв от собственных культурных и духовных корней, абсолютизация индивидуальных прав и свобод - это рецепт утраты всяких ориентиров как во внутренней, так и во внешней политике. (7)
Ещё одним важным нововведением Концепции-2013 является действительно концептуальное определение существа сегодняшней ситуации в мире. Именно от верной формулировки такого понимания зависит и верное (или неверное) формулирование внешнеполитической стратегии России. Если Концепция-2008 просто говорила о "фундаментальных и динамичных изменениях", "кардинальной трансформации международных отношений", то Концепция-2013 года даёт этим изменениям качественную характеристику. Отмечено, что существо переходного периода, который переживают международные отношения, заключается в формировании полицентричной международной системы. В новой редакции Концепции говорится, что возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике продолжают сокращаться и происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом выход на авансцену мировой политики и экономики новых игроков на фоне стремления западных государств сохранить свои привычные позиции сопряжен с усилением глобальной конкуренции, что проявляется в нарастании нестабильности в международных отношениях. (8)
Министр иностранных дел России С. В. Лавров отмечает, что мы не можем даже гипотетически рассматривать вариант "пристёгивания" России в качестве ведомого к какому-либо другому ключевому игроку на международной арене. Независимость внешней политики России обусловлена её географическими размерами, уникальным геополитическим положением, многовековой исторической традицией, культурой и самосознанием нашего народа. (9)
В классификации приоритетов внешней политики России также появились новые нотки. Если в Концепции-2008 в разделе "Формирование нового мироустройства" говорилось о том, что Россия "заинтересована" в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, то Концпция-2013 говорит о том, что Россия "проводит политику" на основании этих принципов, более того, добавлен ещё один принцип, ранее не упоминавшийся, - принцип невмешательства во внутренние дела. Это весьма важное заявление, учитывая, что в последнее время концепции, основанные на "законном" вмешательстве, продвигаются в качестве "формирующихся норм обычного международного права". (10)
Конечно, новая редакция Концепции внешней политики России не решила всех, в том числе концептуальных, проблем. Среди таких проблем можно назвать, например, проблему внешнеполитических полномочий субъектов РФ. Регулирование их участия в международной жизни в Концепции-2013 не претерпело каких-либо изменений и полностью повторило соответствующие положения Концепции-2008. Однако сама проблема осталась. А ведь внешнеполитические полномочия регионов далеко не столь безобидны. Обычно среди таких полномочий говорят только о приграничной торговле или туризме. Однако это не совсем так: среди областей "периферийной" внешнеполитической деятельности сегодня можно видеть регулирование зарубежной миграции, привлечение иностранных инвестиций и многие другие вопросы, которые, по сути, должны принадлежать федеральному центру. (11)
Имеется и ещё один важный концептуальный вопрос, связанный с зависимостью внешней политики от политики внутренней. При отсутствии концепции внутренней политики Концепция внешней политики неизбежно будет выглядеть не вполне определённой, а то и противоречивой. В связи с этим следует обратить внимание ещё на два важных аспекта новой внешнеполитической концепции.
Во-первых, в отсутствии официальной внутриполитической концепции именно в Концепции внешней политики появились важные направления политики внутренней. Так, если среди целей внешней политики России в Концепции-2008 эта политика была направлена на создание благоприятных внешних условий для "модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире", то Концепция-2013 года говорит о других целях, а именно об устойчивом и динамичном росте экономики России, ее технологической модернизации и переводе на инновационный путь развития, повышении уровня и качества жизни населения, укреплении правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека. (12) С учётом того, что Концепция-2013 утверждена указом президента, отсюда могут быть сделаны важные, в том числе правовые, выводы.
Во-вторых, следует обратить внимание не только на зависимость внешней политики от внутренней, но и на их обратную связь, что выражается в том числе в возможности проведения определённой внутренней политики в зависимости от ситуации в мире. Похоже, что именно этот аспект взаимосвязи внутренней и внешней политики и стал основой принятия новой редакции Концепции внешней политики России 2013 года.