Признаки детской гиперактивности. Общение со сверстниками
Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден.
Такие малыши способны шокировать своим поведением, раздражать, приводить в ужас взрослых. Малышей ругают воспитатели, а детишек школьного возраста — учителя. Даже любящие родители от подобного поведения совсем не в восторге.
Малыш ничего не хочет запоминать, постоянно крутится, подрывает дисциплину. Конечно, большинство ребят активны. Но иногда поведение крохи переходит любые границы.
Столкнувшись с подобным диагнозом, важно понять, что такое гиперактивность? Это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором преобладают над торможением процессы возбуждения. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации, поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.
По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей. При этом у мальчиков значительно чаще встречаются патология, чем у девочек.
Причины заболевания
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) закладывается еще до появления крохи на свет.
Причины возникновения патологии у детей кроются в неблагоприятных факторах во время протекания беременности:
- угроза прерывания;
- гипоксия плода;
- курение;
- неправильное питание;
- стрессы.
У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате неблагоприятных факторов при родах:
- недоношенность (рождение крохи до 38-й недели);
- стимуляция родов;
- стремительные роды;
- затяжные роды.
Причины патологии могут быть в совершенно иных факторах:
- наличие у малыша неврологических патологий;
- постоянные конфликты или сложные отношения в семье;
- чрезмерная строгость по отношению к ребенку;
- отравление организма тяжелыми металлами (к примеру, свинцом);
- неправильный рацион питания малыша.
Если у крохи сочетается сразу несколько факторов, то риск возникновения синдрома гиперактивности у ребенка увеличивается.
Симптоматика патологии
Очень важно знать, как проявляется и в каком возрасте детская гиперактивность. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.
Признаки патологии у малышей до года
Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного. Кроха отличается:
- излишней возбудимостью;
- бурным реагированием на разнообразные манипуляции;
- излишней чувствительностью к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;
- нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует);
- отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца);
- запоздалым развитием речи.
Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения — прорезывание зубов, изменение питания и другие.
Симптомы патологии у детей 2-3 лет
Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками:
- неусидчивость;
- большое число лишних движений у малыша;
- хаотичность движений;
- задержка речевого развития;
- моторная неловкость.
Признаки заболевания дошкольников
В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются.
В этом возрасте большинство детей идут в садик. Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей. У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками:
- неусидчивость;
- невнимательность;
- непослушание;
- трудности при укладывании спать;
- замедленное развитие внимания и памяти.
Проявления патологии у школьников
У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.
Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются:
- невозможность сконцентрировать внимание;
- неспособность сидеть на одном месте некоторое время;
- затруднение выслушивания взрослого;
- неуравновешенность;
- заниженная самооценка;
- вспыльчивость;
- головная боль;
- нервный тик;
- возникновение разнообразных фобий (страхов);
- энурез.
Симптоматика болезни у старших детей
Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык.
Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.
Разновидности патологии
Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется болезнь бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, витанием в облаках.
- Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип патологии. Болезнь обусловлена индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.
- Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Патология, при которой сочетается нарушение внимания и гиперактивность. Самая распространенная форма заболевания.
Возможные последствия
Большинство родителей наивно полагают, что малыш со временем перерастет. Однако изменения при непредпринятом лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться.
Осложнения запущенной патологии чреваты конкретными проявлениями физической агрессии:
- избиение;
- издевательства над сверстниками;
- драки;
- попытки суицида.
Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт. При этом гиперактивные ребята обладают прекрасным уровнем развития, нередко превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания.
Гиперактивные дети часто становятся творчески одаренными личностями. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту.
Диагностика патологии
Лечением гиперактивных детей занимаются следующие специалисты:
- детский невролог;
- психиатр;
- психолог.
Диагноз при первичном обращении не ставится. В течение полугода ребенка наблюдают и обследуют. Клинико-психологическое обследование основано на:
- методах беседы, интервью;
- непосредственном наблюдении за поведением;
- нейропсихологическом тестировании;
- полученной информации от родителей и педагогов при помощи специальных диагностических опросников.
Как отличить активность от гиперактивности?
Родители нередко задаются вопросом — что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию? Для этого рекомендуется воспользоваться небольшим тестом на гиперактивность ребенка в приведенной следующей таблице:
Гиперактивный ребенок | Активный ребенок |
---|---|
Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет. | Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку. |
Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы. | Много и быстро говорит. Задает множество вопросов. |
Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии. | Нарушения пищеварения и сна встречаются редко. |
Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно. | Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике. |
Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию – кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки. | Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует. |
Однако помните, что такая диагностика позволяет заподозрить патологию. Поставить окончательный диагноз может только врач.
Обследование юного пациента
Прежде чем лечить патологию, необходимо правильно поставить диагноз. Ведь за подобным синдромом может скрываться любое неврологическое и соматическое расстройство (анемия, гипертиреоз, хорея, эпилепсия, нарушение зрения, слуха, артериальная гипертензия).
Для уточнения диагноза ребенка направляют на консультацию к:
- эндокринологу;
- отоларингологу;
- эпилептологу;
- офтальмологу;
- логопеду.
Подтверждается синдром гиперактивности только после следующих обследований:
- МРТ мозга;
- анализа крови (биохимия, общий);
- ЭхоКГ;
Лечение патологии
Родителям необходимо строго уяснить, как бороться с данной патологией. Лечение включает в себя:
- психотерапию;
- психолого-педагогическую корректировку;
- медикаментозную терапию;
- немедикаментозные способы.
- щадящее обучение (небольшой класс, дозированные задания, сокращенные уроки);
- полноценный сон;
- правильное питание;
- нормальная физическая активность;
- длительные прогулки.
Предпочтение отдается немедикаментозным способам лечения. Однако, что делать, если предпринятые методы оказались неэффективны? В этом случае выбор останавливается на медикаментозном лечении.
Двигательная активность
Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями.
Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт.
Психологическая помощь
Разработаны разнообразные методики, демонстрирующие, как вылечить патологию.
Они направлены на уменьшение тревожности, повышение коммуникабельности.
Психолог подскажет, как снизить агрессивность ребенка.
Путем моделирования различных ситуаций успеха, он поможет подобрать определенную сферу деятельности, в которой малыш ощутит себя достаточно уверенно.
Под руководством психотерапевта, психолога проводятся специальные аутогенные тренировки, индивидуальная, семейная, поведенческая психотерапия.
В коррекционной работе необходимо задействовать практически все окружение малыша – родителей, воспитателей, педагогов. Индивидуально разрабатываются специальные упражнения для развития памяти, речи, внимания.
Как лечить серьезные нарушения речи – способен подсказать логопед.
Медикаментозная терапия
Препараты назначаются как вспомогательные методы коррекции.
Для эффективного лечения может назначаться стимулятор. Это лекарство от патологии рекомендуется при сложных формах болезни. Оно помогает пациенту игнорировать отвлекающие моменты и улучшить концентрацию внимания. Популярными препаратами являются:
- Аддерал;
- Декседрин;
- Концерта;
- Фокалин;
- Риталин;
- Метилин;
- Виванс.
- Кортексин;
- Глиатилин;
- Энцефабол;
- Фенибут;
- Пантогам.
Использование народных средств
Борьба с патологией народными средствами может принести дополнительный положительный эффект. Однако помните, что так же легко она способна и навредить крохе. Поэтому перед применением обязательно посоветуйтесь с врачом.
Особенности общения с гиперактивным ребенком
Родителям следует настроиться на длительное лечение, которое потребует соблюдения определенных правил:
- Кроху следует часто хвалить, когда он заслуживает. Поощряйте и незначительные успехи, будьте к нему внимательны.
- Обязательно придумайте малышу ежедневные поручения (вынести мусор, застелить постель). Не выполняйте за него их.
- Заведите блокнот, в который записываете вместе с малышом каждый день его успехи.
- Ставьте перед малышом соответствующие способностям задачи, за выполнение которых обязательно хвалите. Не занижайте и не завышайте требования.
- Определите четкие границы – что нельзя, что можно. Малыш должен научиться справляться с трудностями, не создавайте тепличные условия.
- Не приказывайте малышу, старайтесь всегда просить.
- Вызывающее поведение крохи – это желание привлечь внимание. Проведите больше времени с ним.
- Поддерживайте дома строгий распорядок дня, который должны соблюдать все члены семьи.
- Старайтесь избегать чрезмерно людных мест – рынок, торговый центр – чтобы не спровоцировать перевозбуждения крохи.
- Оберегайте малыша от переутомления. Такое состояние вызывает повышенную двигательную активность и занижает самоконтроль.
- Не позволяйте малышу долго смотреть телевизор. Введите определенный режим просмотра и четко ему следуйте.
- Все ваши правила и ограничения должны обязательно быть выполнимыми. Поэтому перед введением их проанализируйте, сможете ли он выполнить их.
- Ребенок нуждается в налаженном режиме сна. Он должен просыпаться и ложиться спать в одно время. Малыш обязательно должен высыпаться.
- Учите ребенка думать о последствиях его действий и обучайте самоконтролю.
- Старайтесь сохранять спокойствие. Вы – пример для крохи.
- Малыш должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Это очень важно для него. Так же как и для ребят, страдающих от ожирения. Помогите выбрать сферу деятельности, в которой малыш сможет раскрыть способности.
Профилактические меры
Профилактика начинается до появления младенца на свет. Она предусматривает обеспечение нормальных условий для протекания беременности, родов.
Комплексная и своевременная коррекционная работа позволит малышу научиться контролировать поведение, правильно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.
Обязательным условием для полноценного развития гиперактивного ребенка является благоприятный микроклимат в детском коллективе и семье.
Доктор обращает внимание
Никогда не ставьте самостоятельно диагноз. Не вешайте ярлыков на малыша даже при наличии многих характерных признаков СДВГ. Наличие патологии может подтвердить только опытный специалист-психоневролог на основании тщательных обследований и ряда тестов. Ранняя диагностика позволяет значительно раньше предпринять необходимое лечение. При соблюдении адекватной терапии и рекомендуемых правил поведения кроха получает все шансы на выздоровление.
Гиперактивный малыш – это ребенок, который отличается поведенческими и неврологическими нарушениями. Крохе свойственны: неусидчивость, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, отвлекаемость, высокая двигательная активность. Такому ребенку требуется неврологическое, нейропсихологическое обследование. А помощь предполагает психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение, проведение необходимой психотерапии, лекарственной и немедикаментозной терапии.
Содержание статьи:Гиперактивные дети все чаще стали встречаться в современном мире. Какие признаки выдают гиперактивного ребенка, что делать родителям, как воспитать гиперактивного ребенка, как лечится СДВГ - на эти вопросы ответит психолог.
Что это такое диагноз СДВГ, или кто такие гиперактивные дети
Если специалисты диагностировали у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), не поддавайтесь тревоге. Это не значит, что у него 100% возникнут проблемы в обучении или трудности в общении со сверстниками. Просто таким деткам нужно уделять больше внимания, чтобы проявления гиперактивности сглаживались. Ранняя коррекция и лечение СДВГ позволят воспитать психически и физически развитую личность.
СДВГ - это, как правило, последствие гипоксии у плода при беременности или в момент естественных родов , когда мозг ребенка недополучил кислорода. Ребенок с таким синдромом отличается повышенным тонусом мышц, при этом он очень чувствителен к звукам и световым раздражителям. Сон у детей с СДВГ беспокойный, в периоды бодрствования они проявляют излишнюю подвижность и возбужденность.
Ходить и говорить эти малыши нередко начинают раньше, чем их сверстники. Родные при этом радуются способностям крохи и верят в его особую одаренность. Но уже с трехлетнего возраста родители начинают отмечать признаки, вызывающие беспокойство. Становится понятно, что малыш неспособен сосредоточить свое внимание на какой-либо одной деятельности. Он может не дослушивать интересную сказку до конца или бросает игру, если требуется сконцентрироваться.
Сильнее всего проблемы с поведением становятся заметны на мероприятиях, требующих организованности (например, праздники в детском саду), гиперактивный ребенок не может устоять на одном месте, он постоянно вертится и качается.
В школьном возрасте выясняется еще одна особенность, которая очень огорчает родных гиперактивного малыша. Ребенок не может долго сидеть за партой, сосредоточившись на занятиях. Он постоянно на что-то отвлекается, часто встает, ходит, может мешать одноклассникам. Импульсивные действия и слишком активное поведение – не единственная проблема в школе. Уже в первом классе выясняется, что ребенку непросто дается усвоение учебного материала. Могут возникнуть затруднения с счетом, чтением и письмом. Родители, естественно, очень расстраиваются. Ведь в первые годы жизни их гиперактивный малыш так быстро развивался, что казался просто вундеркиндом. А сейчас он не выделяется среди одноклассников или даже может отставать от них.
Проблемами детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности уже давно занимаются невропатологи, детские психиатры, психологи и логопеды.
Что делать с гиперактивным ребенком
Лечение гиперактивных детей можно условно разделить: 1) на врачебную помощь и 2) условия и усилия, которые должны создать ребенку родители. Причем роль родителей не менее важна медицинского лечения, а в некотором случае является решающей.
Лечение гиперактивных детей
Врач неврапатолог назначает гиперактивному ребенку медикаментозное и общеукрепляющее физиотерапевтическое лечение, которые направленны на нормализацию работы ЦНС.
Медикаментозное лечение СДВГ
Детям с диагнозом СДВГ невропатологи назначают курсы медицинских препаратов, которые тормозят возбуждение и приводят в норму деятельность нервной системы. Прежде всего, ребенку необходимы витамины В, благотворно воздействующие на ЦНС, и ноотропные средства (например, глицин или гопантеновая кислота, более серьезные препараты может прописать только врач). Также специалист может порекомендовать дополнительное лечение – травы с успокаивающим эффектом. Обычно это фенхель, лаванда, пустырник, валериана, мята, зверобой. Помните, что самолечение недопустимо, особенно когда речь идет о детях. Все эти средства можно давать ребенку только с разрешения врача.
Немедикаментозное лечение СДВГ
Для помощи гиперактивным детям используются не только медикаментозные средства. Им рекомендованы массажные процедуры, способствующие снятию повышенного мышечного тонуса, а также физиотерапия (электрофорез с лекарственными препаратами для улучшения кровообращения в головном мозге). Кроме этого эффективно в лечение гиперактивности применяется метод биологической обратной связи (БОС) и лечебная гимнастика.
Если есть возможность, стоит записать ребенка в бассейн. Плаванье благотворно влияет на нервную систему и дает возможность детям израсходовать излишнюю активность. В домашних условиях можно проводить очень полезные водные процедуры: ванны с солями и успокаивающими травами.
Еще один важный момент в развитии гиперактивных детей – коррекционные занятия под руководством специалистов - логопед, психолог. Цель таких занятий – развитие речи, координации движений, мелкой моторики, внимания и памяти, умения контролировать свое поведение и сдерживать возбуждение.
Что должны делать родители гиперактивного ребенка
Следующие этап помощи ребенку – создание комфортных условий в семье. Естественно, все родители стараются, чтобы их ребенку было как можно лучше. Но в этом случае важен особый подход. Необходимо правильно организовать распорядок дня и питание, внимательно относиться к взаимоотношениям в семье, уделять время развивающим играм и занятиям. Ниже даны подробные рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
Распорядок дня
Правильный распорядок дня очень важен для детей с СДВГ, поскольку помогает им стать более самостоятельными и организованными. Отличный вариант – составить его письменно и повесить на видном месте в детской комнате. Если малыш еще не обучился чтению, распорядок можно обозначить картинками: подъем, зарядка, завтрак и т.д. Конечно, не сразу все будет получаться, но зато со временем ребенок приобретет очень нужные ему навыки самоорганизации, послушания, аккуратности. Крайне важно развивать у ребенка умение планировать дела и доводить их до конца, вырабатывать у него ответственность за все свои действия.
Чтобы ребенку было легче, помогайте ему, изготовляя подсказки. Напишете или нарисуйте на кусочках бумаги дела, которые нужно сделать в течение дня и повесьте на холодильник. Например, разобрать книги, собрать вещи в школу, убрать на полке с игрушками и многие другие несложные задания.
Прогулки на свежем воздухе
Свежий воздух укрепляет организм, успокаивает нервы, а также помогает гиперактивным детям избавиться от чрезмерной двигательной активности. Поэтому не забывайте о необходимости регулярных прогулок. Забирая ребенка из сада или с учебы, не спешите домой. Проведите час-полтора на детской площадке. Это прекрасная возможность для ребенка получить разгрузку после строгого распорядка в учебном заведении. Пусть попрыгает, побегает, покатается на качелях. Только нужно помнить, что детки с СДВГ слишком быстро переутомляются. Если станут заметны признаки усталости, сядьте на скамеечку, и пусть ребенок успокоится и хорошо отдохнет. А потом не спеша прогуляйтесь.
Очень хорошее влияние на гиперактивных детей оказывают занятия, связанные с двигательной нагрузкой - катание на роликах, самокате, лыжах и т.п. Старайтесь занять малыша какой-нибудь интересной деятельностью, придумайте увлекательную игру, зимой лепите снеговика, бросайтесь снежками, катайтесь с горки. В выходные по возможности выезжайте за город, чтобы побыть на природе. Чистый воздух и спокойная обстановка положительно влияют на нервную систему гиперактивных ребят. У ребенка от такого полезного и увлекательного досуга улучшится эмоциональный фон, и ему будет легче сосредотачиваться на учебе, а также выполнять задания, которые вы ему даете.
Правильное питание
У гиперактивных ребят чаще всего возникают проблемы с желудком. Почему же так происходит? Причина кроется в чрезмерной плаксивости и беспокойстве таких детей, их неуравновешенности, частых сменах настроения. То есть они часто находятся в состоянии стресса. А стресс, как известно, самым негативным образом сказывается на пищеварении. Это означает, что рацион и режим питания таких детей требуют особого внимания. Следите, чтобы ребенок регулярно получал здоровое питание. Необходимо приучить его кушать в одно и то же время, исключить из рациона фастфуд, чипсы, сладкие газированные напитки. Очень полезны будут овощи и фрукты, а также препараты с бифидобактериями.
Хобби и спортивные секции
Следующий шаг – подыскать для малыша увлекательное хобби. В наше время существует множество различных секций и кружков. Преимущества такого досуга очевидны: занимаясь интересным ему делом, ребенок учится сосредотачиваться на одной деятельности и высиживать на месте в течение 40 минут. К тому же он привыкает общаться в коллективе, где постоянно поддерживается дисциплина поведения. А это очень важно для подготовки к учебе.
Так, маленького ребенка очень заинтересуют уроки лепки, аппликации, рисования. Подобные занятия хорошо развивают мелкую моторику, которая у гиперактивных деток очень часто недостаточно сформирована.
Очень полезна и активная деятельность: аэробика, танцы, различные виды спорта. Благодаря таким занятиям ребенок сможет выплескивать излишки активности, а также развивать чувство равновесия, координацию движений, укреплять различные группы мышц.
Отдельно стоит поговорить о шахматах. Эта игра способствует формированию у детей способностей к абстрактному и логическому мышлению, она одновременно задействует два полушария мозга, что способствует его гармоничному развитию. В левом полушарии активизируются процессы, связанные с созданием последовательных цепочек, а правое при этом моделирует возможные ситуации. Также шахматы хорошо развивают память ребенка, ведь в процессе игры используется и оперативная, и долговременная память. Причем ребенок работает с разными видами информации: цифровая, визуальная, цветовая стимульная. Юные шахматисты получают много ценных навыков, таких как умение прогнозировать развитие событий, принятие важных решений, просчет разных вариантов и т.д. Проблемы с концентрацией внимания, памятью, неумение организовать себя характерны для всех гиперактивных детей. Поэтому можно утверждать, что регулярная игра в шахматы – одна из самых эффективных методик при их воспитании.
Немалую пользу детям принесут и занятия спортом в командах. Речь идет, прежде всего, о таких видах спорта: футбол, баскетбол, волейбол, водное поло, хоккей. Ребята смогут с пользой потратить излишки энергии, научиться взаимодействовать со сверстниками, соблюдая правила командной игры, контролировать свои действия. А при гиперактивности это очень важно.
Но ни в коем случае не нужно перегружать ребенка. Не отдавайте его во много кружков одновременно. Гиперактивным детям нельзя переутомляться, иначе у них сформируется негативное отношение ко всем видам деятельности, которые им предлагают, включая учебу в школе. Подберите именно то занятие, которое больше всего привлекает малыша.
Все родные малыша должны четко представлять, что такое СДВГ. Таким детям не всегда удается контролировать свои действия, они часто не могут вовремя успокоиться. К этому нужно относиться, не как к недостатку, а как к особенности. Поэтому всем членам семьи нужно разработать единую тактику поведения и строго ее придерживаться. Главное правило – избегать крайностей при воспитании ребенка. С одной стороны, не стоит его чрезмерно опекать, а с другой – не нужно предъявлять завышенных требований и относиться к малышу слишком строго.
Помните, что перемены настроения у родителей и их разная реакция на похожие случаи негативно воздействуют на психику ребенка с СДВГ. Поэтому поведение родителей должно быть ровным и спокойным, наиболее подходящая тактика, по мнению психологов, – это «ласковая строгость». Ни в коем случае не раздражайтесь и запаситесь огромным терпением. Оно вам пригодится, ведь обычно любые вопросы и просьбы при общении с гиперактивными детьми приходится повторять не один раз.
Воспитание ребенка с СДВГ – непростое испытание для родителей. Чтобы легче было справиться с этой трудной задачей, желательно обратиться за помощью профессионального психолога. Хороший специалист внимательно изучит ситуацию, проанализирует ее и подберет подходящую именно для вашей семьи модель поведения, посоветует способы, которые помогут успешно справляться с теми или иными проблемами.
Помните, что для ребенка огромное значение имеет положительная оценка его действий близкими людьми. Поэтому обязательно хвалите его за каждое достижение (пусть и небольшое). Например, малыш нарисовал рисунок или смог решить сложную задачу. Скажите, что вы им гордитесь, говорите окружающим, какой он умница. И в следующий раз ребенок будет стараться еще больше.
А вот кричать на такого малыша ни в коем случае нельзя. Этим вы его не успокоите, а наоборот, доведете до чрезмерного перевозбуждения и потери самоконтроля. Если малыш проявляет излишнюю активность, лучше действовать мягкими методами. Прижмите его к себе, погладьте по волосам, возьмите за руку и тихим голосом начните успокаивать, повторяя одни и те же слова: «Тише-тише, не волнуйся-не волнуйся, расскажи, что случилось». Повторение действует на детскую психику успокаивающе, и ребенок расслабляется.
Большую пользу принесут специальные курсы подготовки к школе. К занятиям обычно приступают с четырехлетнего возраста. Малыш обучится чтению, письму, счету, и ему будет намного легче усваивать материал в школе. Также психологи советуют занятия музыкой, потому что они оказывают благотворное влияние на детскую нервную систему.
***
И напоследок стоит отметить – как можно больше общайтесь с ребенком. Вовлекайте в беседы, читайте книги, предлагайте самому придумывать интересные истории. Это гораздо полезнее, чем просмотр телевизора или игра в однообразные компьютерные игры. Уделяйте внимание ребенку, прислушивайтесь к нему, проявляйте заботу и участие. Помните, что ваша раздражительность и непонимание могут вызвать у ребенка с СДВГ серьезный стресс.
Или просто активный. Только специалист по определённым симптомам сможет определить состояние вашего малыша. Одни говорят, что гиперактивность - это болезнь, другие считают, что такой уж характер у ребёнка. Где же всё-таки правда? Что такое гиперактивность? Какой ваш малыш? Что с активностью крохи делать в этом случае? Об этом и о многом другом вы сейчас и узнаете.
Что такое детская гиперактивность?
Дети не могут быть похожими друг на друга: один активный, другой спокойный - все они индивидуальны. Многие мамы рассуждают: мол, если у них малыш слишком подвижный, значит, он гиперактивный. Однако это не совсем так. Гиперактивность - это перевозбуждённое которое сопровождается слишком большой активностью.
Такое состояние характерно для него всегда, даже ночью. Сидеть на одном месте он не может, ходить медленно - тоже. Всё делается очень быстро и не всегда обдуманно. При этом никогда не знаешь, чего ждать от гиперактивного человека в следующую минуту. Все решения он принимает спонтанно. Считается, что такому ребёнку уделяют недостаточно внимания. Поэтому он и придумывает новые шалости. Гиперактивность - это Она ярко начинает выражаться в возрасте двух лет, а к школьному возрасту обороты набираются, и тогда малыш становится неуправляемым: перестаёт полностью соблюдать дисциплину, проявляет свою агрессию, грубит взрослым. Для таких детей нет авторитета. Ещё около 150 лет назад медики пытались понять и решить проблему гиперактивности. На сегодняшний день некоторые вопросы раскрыты, но далеко не все. Появилось много книг и советов по этому поводу.
Чем отличаются детская активность и гиперактивность?
Активные дети - очень шустрые, это непоседы, которые постоянно хотят знать всё. Они познают мир благодаря своей неусидчивости. Но при этом они прислушиваются ко взрослым, их можно увлечь на некоторое время интересным занятием. Например, лепкой, аппликацией или складыванием пазлов. Всё зависит от интересов ребёнка. Чрезмерные эмоции у них проявляются редко. Если активных деток ничего не беспокоит, они не голодные и не больные, тогда слышен только их смех. Подвижность зачастую проявляется только дома - в гостях или на прогулке малыш ведёт себя по-другому, скромнее и тише. Активный ребёнок не конфликтует с детками, но если его обидят, сдачи даст, не задумываясь. Сам он не провоцирует скандалов. Физическая активность сопровождается жизнерадостностью, энтузиазмом, энергичностью, послушанием. За день ребёнок устаёт сильно, поэтому спит ночью очень хорошо.
Гиперактивных детей возможно тоже увлечь, но не более чем на 10 минут. Спокойного состояния у них не бывает. Малыш демонстрирует своё поведение абсолютно везде, не знает, что такое застенчивость. Говорит быстро, перескакивая с темы на тему. Задаёт очень много вопросов. Не дожидаясь ответа, спрашивает дальше. В речи заметно, что не договаривает окончаний, настолько быстро хочет что-то сказать. Спит в постоянном беспокойстве, крутится, падает с кровати, возможны Эмоции и поведение неуправляемы и неконтролируемы. Физическая активность перерастает быстро в агрессивность. В компании гиперактивные дети довольно часто конфликтуют со всеми.
Гиперактивность у детей: симптомы
Ваш ребёнок не может сидеть спокойно на одном месте? Не надо сразу бегать по врачам и думать, что у него детская гиперактивность. Сначала обратите внимание на особенности активности вашего малыша:
- беспокойность и импульсивность;
- невнимательность;
- агрессия, нервозность и бесконечные истерики;
- проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
- невосприимчивость к обучению;
- неуклюжесть, неумение дело доводить до конца;
- недисциплинированность.
Все вышеперечисленные признаки и характеризуют гиперактивность. Симптомы, которые вы обнаружили, должны вас насторожить. Возможно, стоит применить какие-то меры для улучшения поведения вашего чада. Ведь агрессию проявляют слишком часто и выраженно.
Любые родители устанут воевать с таким поведением. Эти малыши быстро теряют контакт с друзьями, в итоге с ними дружить никто не хочет, и даже взрослые стараются избегать общения с такими личностями. Если они получили задание, никогда не смогут его выполнить полностью, так как чересчур перевозбуждены, невнимательны и могут забыть о порученной им серьёзной работе. Обратите внимание на гиперактивность у детей. Симптомы у них могут отличаться. Ведь, как уже говорилось, каждый ребёнок индивидуален.
Питание гиперактивных детей
Всем известно, что питание каждого ребёнка должно быть полноценным и сбалансированным, а главное - полезным. Если обычным деткам родители позволяют съесть шоколадку или конфетку, то из рациона гиперактивных такой продукт нужно исключить. В конце зимы - начале весны необходимо давать комплекс витаминов для улучшения памяти и мозговой деятельности. Как только начнут появляться на огородах и на деревьях первые овощи и фрукты, обязательно включите их в ежедневное меню. И вообще, они постоянно должны присутствовать на вашем столе.
Рыба раз в неделю, а лучше два должна присутствовать в рационе вашего малыша. То же касается всех продуктов, где есть магний, железо, кальций и др. А вот пирожные, торты, колбасы, покупные пельмени ребёнок не должен даже видеть. Они вредны не только для здоровья в целом, но и для поведения ребёнка. Это доказано медиками уже давно. Кроме того, необходимо помнить, что детям с гиперактивностью необходимо давать пищу исключительно по времени. Многие не верят, что от режима питания зависит поведение малыша, но наукой доказано, что это так.
Почему появилась гиперактивность
Откуда взялось такое поведение? Может, по наследству досталось? Так считают многие родители. Однако причины гиперактивности искать надо в другом. Вспомните, как протекала ваша беременность. Возможно, мама много нервничала, болела или принимала препараты, которые впоследствии сказались на малыше. Бывает даже такое, что женщина вела чересчур активный образ жизни, благодаря чему кроха ещё в утробе начал привыкать к этому. Тяжёлые роды также могут спровоцировать гиперактивность малыша. Помимо этого довольно часто причиной может быть нехватка внимания со стороны окружающих. Возможно, родственники ребёнка недостаточно с ним общаются или играют. Тогда детки пытаются привлечь внимание взрослых своим ужасным поведением.
Факторы, провоцирующие гиперактивность
Родители счастливы, если их ребёнок жизнерадостный, весёлый и активный. Однако когда у малыша просыпается агрессия и непонятное поведение, взрослые не понимают, что спровоцировало эту ситуацию. В первую очередь обратите внимание на собственное отношение к своему малышу. Возможно, вы недостаточно с ним добры и ласковы. Подобное поведение возможно, если ребёнок употребляет часто пищу, в которой находятся пестициды. Она очень вредно влияет на малыша. Газированная вода тоже входит в список запрещенных продуктов.
Поэтому старайтесь избегать употребления вредной пищи. Отношения в семье, в невнимательность к ребёнку - все это сказывается на состоянии нервной системы малыша, помните об этом.
Что говорят врачи
Мнения специалистов разделились. Одни уверены, что гиперактивность у детей дошкольного возраста - нормальное явление, другие говорят - это серьёзное заболевание. Педиатр направляет пациента к невропатологу и психиатру. Европейские учёные считают, что такого заболевания, как гиперактивность, не бывает. Просто ребёнок очень шустрый и беспокойный, а со временем он обязательно перерастёт. Гиперактивность - это миф, а не болезнь. Его придумали в начале 80-х годов, чтобы оправдать повышенную активность карапузов. Кроме того, окзывается, возраст детей тоже имеет значение. Исследование показало, что у школьников ко второму или третьему классу поведение меняется. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Если ребёнок слишком нервный и невнимательный, возможно, у него нарушена психика. Однако, по мнению европейских медиков, не стоит пичкать детей психотропными и другими лекарствами. Последствия могут оказаться нежелательными. В дальнейшем ребёнок уже не сможет себя чувствовать нормально без медикаментов. Это ещё больше сказывается на его психике. Лучше добиваться нормального поведения непоседы ласковыми словами и разговорами. Всегда нужно помнить: все достижения или проблемы ребёнка - вина самих взрослых и окружения.
Игры с гиперактивными детьми
Любого ребёнка нужно уметь завлекать. Игры для детей дошкольного возраста предлагаются в большей мере активные. Так малыши будут тратить свою энергию с пользой. Чтобы развивать внимание и послушание, можно поиграть в игру: «Сделай всё наоборот». Взрослый опустил правую руку - малыш поднял левую. Взрослый закрыл один глаз, а малыш - другой и т. д. Поиграйте с ребёнком в игру «Съедобное - несъедобное». Только тематику нужно менять очень часто, чтобы малышу не надоело. Например, озвучиваете названия мебели - ребёнок ловит мячик, произносите другое слово, не касающееся тематики, - отбивает. Работа с детьми при повышенной активности проводится регулярно. Так они будут чувствовать, что им уделяется достаточное внимание, и будут вести себя энергично, но без лишних, никому не нужных эмоций. Время от времени играйте с малышами в шумные и эмоциональные игры.
Благодаря им у малышей развивается ловкость, мышление, Подвижные дети любят игру «Молчанка - кричалка». Взрослый заранее подготавливает 3 круга, цвета которых соответствуют светофору. Покажите малышу красный, в это время пусть он бегает, кричит, стучит и др. (2 минуты). Покажите жёлтый круг - ребёнок должен разговаривать и делать всё очень тихо. Зелёный цвет означает, что надо замолчать и совсем ничего не делать в течение 2 минут. С каждым "сеансом" время увеличивается. Следующая подвижная, но нешумная игра увлечёт на некоторое время детей. Это «Море волнуется раз» - забава, известная с давних времён. Она формирует у непосед послушание и фантазию. Для любого возраста можно найти интересные игры. Родители и воспитатели, заинтересованные в понижении гиперактивности ребёнка, должны научиться вместе с ним шуметь, кричать, бегать и прыгать. Вот увидите, как изменится малыш.
При гиперактивности работа с детьми проводится регулярно. Они должны чувствовать к себе постоянное внимание со стороны окружающих. Организуйте малышу чёткий распорядок дня. Постарайтесь, чтобы он кушал и ложился спать в одно и то же время. Обязательно выслушивайте мнение ребёнка, не игнорируйте его, даже если вам кажется, что он говорит абсурдные вещи. Если вы считаете, что малыш не прав, доказывайте свою точку зрения, только не жёстко. Ребёнок поверит достоверным фактам, найдите и приведите примеры. Постарайтесь сформулировать свою просьбу чётко, без крика, в доброжелательном тоне. Когда ребёнок начал капризничать или истерить, попробуйте не наказывать или бить его, а отвлечь игрой.
Даже банальный поцелуй успокоит разбушевавшегося малыша. Если никакие просьбы и уговоры не действуют, оставьте его одного - вот увидите, когда он поймёт, что некому закатывать истерики, он сам успокоится. Ребёнку часто говорить слово «нельзя» нежелательно. Нужно сформулировать запрет таким образом, чтобы это выглядело как просьба. Если вы ему запрещаете засовывать предмет в розетку, постарайтесь объяснить, почему это опасно. Непонятное для ребёнка наказание спровоцирует страшную истерику и скандал. Приказывать также не нужно, лучше просто спокойно попросить. Если ребёнок не хочет извиняться, заставлять его не обязательно, так как в очередной раз будут испорчены нервы у каждого члена семьи.
Как говорилось выше, игры для детей дошкольного возраста должны быть обязательным занятием, причем играть они должны как вместе с другими ребятами, так и со взрослыми. Гиперактивным деткам не стоит давать одновременно несколько заданий: после выполнения первого такой ребенок всё равно забудет, что нужно делать дальше. Лучше просить выполнить ту или иную задачу поэтапно. Не давайте успокоительного малышу - оно негативно влияет на его общее состояние. Лучше вместо лекарств обеспечить регулярное полноценное питание, и не забывайте о витаминах - их должно быть много. Твёрдость в воспитании должна присутствовать, но только без негативных эмоций. Добивайтесь от малыша умения доводить дела до конца, не останавливаясь на половине пути. У каждого ребёнка признаки гиперактивности индивидуальны. Ласковое и доброе отношение изменит его поведение.
Заключение
В случае с гиперактивными детьми помните, что нужно применять специфические методики воспитания и игры, если хотите добиться желаемого результата. Родители и педагоги должны сообща работать с такими малышами. Воспитатель детского сада или психолог должен объяснять родителям, что в семье может быть только тихая и спокойная обстановка, чтобы не провоцировать истерики крохи. С самого рождения от ребёнка нужно мягко требовать аккуратности и послушания. Он должен уметь уважать окружающих, общаться с ними в положенном тоне: не грубить и не хамить. Гиперактивные детки не очень отличаются от активных сорванцов. Немножко усидчивости - и с ними можно вполне нормально общаться. Просто каждый маленький человечек хочет постоянного внимания. Чем быстрее педагоги и родители начнут работать над гиперактивностью ребёнка, тем эффективнее будет результат.
Необоснованно активное поведение детей, которое выходит за рамки обычных игр, неусидчивость или неспособность сосредоточиться на умственном труде могут говорить о таком нарушении, как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Это распространенная проблема в детском возрасте, и если ее оставить без внимания – синдром может иметь серьезные психологические последствия уже во взрослой жизни.
Как определить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка, по каким симптомам и признакам можно говорить о наличии заболевания у детей до 1 года, дошкольного (в 2, 3, 4, 5 лет) и школьного возраста, есть ли , и что при этом делать родителям? Обо всем по порядку!
Что это такое
- преждевременные роды;
- сильные токсикозы у матери в период беременности;
- затяжные или, наоборот, слишком стремительные роды;
- внутриутробная асфиксия.
Не всегда эта проблема возникает на стадии вынашивания. Гиперактивность часто диагностируется у детей, чьи родители придерживаются слишком строгих методов воспитания.
Нарушение проявляется на фоне постоянных стрессов, которые испытывают дети в конфликтных семьях.
Основные признаки СДВГ у детей
Определить наличие синдрома просто даже неспециалисту.
Скорее всего, гиперактивность есть, если родители замечают следующие особенности в поведении:
- В умственном развитии ребенок не отстает от других детей и успешно занимается умственной работой, но допускает нелепые и простые ошибки по причине невозможности сосредотачиваться на заданиях. Задачи могут выполняться не до конца.
- В ходе выполнения сложных задач, состоящих из нескольких этапов, на определенной стадии теряется к таким занятиям интерес, даже если у него получается. Более того – дети стараются отлынивать от таких заданий.
- Вне зависимости от вида деятельности или игры всегда находятся отвлекающие факторы.
- Ребенок часто теряет свои вещи, проявляет забывчивость в разных делах.
- Во время волнения отмечаются непроизвольные движения конечностей, подергивания, мимические жесты.
- Дети с СДВГ чаще передвигаются бегом, чем пешком, и вообще не способны долго оставаться в спокойном состоянии.
- Детям с СДВГ не нравятся спокойные настольные игры.
- Во время занятий постоянно возникает потребность встать с места.
- Беседы с такими детьми долго могут не прекращаться. Если общаются другие люди, находящиеся поблизости, дети вмешиваются в беседу.
По отдельности каждый из этих признаков не говорит о серьезных нарушениях , и иногда это - проблема воспитания.
Но детей, у которых наблюдается, как минимум, шесть-семь таких симптомов, необходимо обязательно проверить на наличие гиперактивности, особенно если такие признаки не проходят в течение 4-5 месяцев и дольше.
Диагностика
Для постановки диагноза «гиперактивность» (или его опровержения) ребенка необходимо показать детскому психологу и неврологу.
Опрашивают родителей врачи с целью выяснить, нормально ли протекала беременность. Психолог со своей стороны выявляет разницу в поведении малыша дома, в общественных местах и на прогулках.
Иногда за гиперактивность ошибочно можно принять последствия вседозволенности со стороны родителей. Дети могут так вести себя только в кругу семьи.
Их цель – не только выявить умственные способности, но и понаблюдать за поведением ребенка во время тестирования.
При подозрении на патологии головного мозга, которые могут приводить к подобным расстройствам, назначаются инструментальные обследования: реография, электроэнцефалография и МРТ.
Способы лечения, прогнозы на будущее
Сам синдром как заболевание не лечится радикальными методами . Предполагается лишь симптоматическая терапия, направленная на снижение активности и нейтрализацию агрессивного поведения.
Медикаментозные
Медикаментозное лечение:
- Симпатомиметики. Такие средства стимулируют работу головного мозга и повышают тонус его клеток, приводя в норму мозговую активность.
- Психостимуляторы. Действие препаратов направлено на нормализацию биоэлектрической активности мозга. При таком лечении снижается активность и уменьшается риск развития депрессивных и неустойчивых состояний.
- Ноотропы. Такие препараты улучшают обменные процессы головного мозга, вследствие чего стабилизируется и поведение.
- Антидепресанты. Способствуют повышению внимания и устраняют чрезмерную активность и импульсивность.
Рецепты народной медицины
Народная медицина – это дополняющее лечение , которое помогает снизить активность ребенка и лишь во вторую очередь такие средства влияют на умственные способности, улучшают сон, память и повышают внимание.
Использовать можно следующие средства:
-
На полтора стакана кипятка добавляют две столовые ложки шишек хмеля. Кипятят еще 3-5 минут, а после остывания фильтруют через марлю.
Средство необходимо пить по одной чайной ложке три раза в день.
- В стакане кипятка в течение 15 минут настаивают столовую ложку зверобоя. Отфильтрованный состав дают ребенку по две столовые ложки два раза в день.
-
В кастрюлю наливают три литра воды и доводят ее до кипения, кладут в нее 2-3 столовые ложки хвои.
Через двадцать минут, когда хвоя даст в кипяток соки, воду выливают в ванну, в которой будет купаться ребенок. Такие ванны рекомендуется принимать каждый вечер перед сном.
Еще больше о симптомах гиперактивности у детей и способах лечения патологии узнаете, посмотрев следующее видео:
Хотя гиперактивность и распространенный синдром, он не является серьезным патологическим нарушением. Более того – часто с такой проблемой можно справиться даже без медикаментозного или психотерапевтического лечения.
Достаточно терпеливо и регулярно проводить с ребенком беседы о непристойности его поведения и не допускать дома стрессовых и напряженных обстановок.
Вконтакте
В переводе с латинского языка термин «гиперактивность» означает деятельность, превышающую норму. Такое явление достаточно часто встречается у детей. Но, не стоит путать детскую неусидчивость с какими-то функциональными нарушениями. Если ребенок становиться чрезмерно невнимательным, импульсивным, непоседливым, упрямым, то стоит рассмотреть его состояние как заболевание. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, не только доставляют неприятности себе самим, но и своему окружению.
Определить наличие заболевания возможно при опытным врачом-педиатром. Ребенку в таком особенном состоянии, вызванном нарушениями деятельности мозга, необходимо оказать своевременную помощь. Ведь ее отсутствие может привести к формированию асоциальной или даже психопатической личности.
Факторы, провоцирующие возникновение гиперкинетического синдрома
Клиническая картина проявляется в нарушении поведения, и социальной адаптации. Какое бы происхождение не имела гиперактивность у детей, лечение ее возможно и необходимо для избавления ребенка от значительных проблем в учебе и трудовой деятельности. Данное заболевание может быть вызвано различными факторами:
- биологическими, представленные наследственной предрасположенностью, осложнениями во время беременности;
- генетическими, представленные врожденными отклонениями от нормы некоторых систем головного мозга;
- социальными, представленные характером и склонностями родителей, условиями воспитания в школе и семье, материальным положением семьи;
- экологическими, представленные некачественными продуктами питания с красителями и консервантами в составе, дефицитом минералов и витаминов.
Проявление гиперактивности у взрослых связано с наличием еще детских симптомов СДВГ, которые не были устранены. Многие даже не догадываются о своей взрослой гиперкинетике пока не столкнуться с врачебным лечением невроза или депрессии.
Признаки СДВГ можно спутать с другими заболеваниями, например, с . До года гиперактивность у детей проявляется в плохом сне, повышенной подвижности, чрезмерной реакции на световые и звуковые раздражители, повышенном или пониженном мышечном тонусе.
Из разнообразных симптомов гиперактивности, у детей можно выделить следующие:
- Активная двигательная деятельность: ребенок суетится, находится в постоянном движении (зачастую без конкретной цели), становится неусидчивым, постоянно дергает руками и ногами, его многословная речь сопровождается проглатыванием слов.
- Полное отсутствие внимания: ребенок становится невнимательным, неорганизованным, часто делает ошибки, постоянно отвлекается, забывает или теряет свои вещи.
- Чрезмерная импульсивность: у ребенка может наблюдаться агрессия, конфликтность по отношению к другим, невосприимчивость определенных правил и запретов.
- Кишечные расстройства, аллергические приступы, головные боли.
У взрослых гиперактивность проявляется в хроническом опоздании на работу и деловые встречи. Такие люди беспокойны, неорганизованны, находятся в постоянном напряжении. У них часто меняется настроение, их самооценка занижена, и они не могут управлять своим гневом. Кроме того, из-за постоянных проблем в учебном процессе и конфликтных ситуаций с окружающими людьми, первичные признаки синдрома дополняются вторичными, имеющими социогенный характер.
Как лечить гиперактивность у детей
Даже если ребенок имеет многие характерные признаки СДВГ, подтвердить наличие заболевания сможет лишь опытный врач-психоневролог посредством ряда тестов и наблюдений. При ранней диагностике гиперактивности шансы на выздоровление у ребенка значительно повышаются
Методы лечения СДВГ направлены на восстановление нарушенных функций центральной нервной системы и его адаптацию в обществе. Лечение является многофакторным. Оно представлено диетой, не медикаментозным и медикаментозным вмешательством.
Определить может только специалист. Методы родительского воздействия на гиперактивных детей различны. Все зависит от индивидуальных особенностей больного. Но, исходя из специфической психологии таких детей, можно выделить рекомендации, которые облегчат процесс воспитания.